Устав религиозной организации «Русская Православная Церковь» (гражданский), 1998 г. Скачать epub pdf I. Общие положения 1 . Русская Православная Церковь (другое официальное наименование Русской Православной Церкви – Московский Патриархат) – самоуправляемая (автокефальная) централизованная православная религиозная организация, объединяющая религиозные организации Русской Православной Церкви, в целях совместного осуществления права на свободу исповедания и распространения православной христианской веры, а также для попечения о религиозно-нравственном просвещении общества, признаваемая другими Автокефальными Православными Церквами. 2 . Русская Православная Церковь является юридическим лицом и обладает правами и обязанностями в соответствии с законодательством Российской Федерации, с соблюдением канонических правил и внутренних установлений Русской Православной Церкви. На территории других государств Русская Православная Церковь действует в соответствии с законодательством этих государств. 3 . Свое управление и регулирование внутрицерковной деятельности Русская Православная Церковь осуществляет на основе Канонического Устава об управлении Русской Православной Церкви. 4 . Русская Православная Церковь имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. 5 . Русская Православная Церковь может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 6 . При изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, Русская Православная Церковь в месячный срок уведомляет об этом регистрирующий орган. Русская Православная Церковь ежегодно информирует государственный орган, зарегистрировавший Русскую Православную Церковь , о продолжении ею своей деятельности. 7 . Русская Православная Церковь не участвует в деятельности политических партий и политических движений и не оказывает им материальную и иную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/usta...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Основные принципы отношения РПЦ к инославию Документ, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. «Основные принципы отношения РПЦ к инославию» это не частные мнения богословов по «экуменическому вопросу», а официальная позиция Священноначалия Русской Церкви, которой «клирикам и мирянам Русской Православной Церкви [надлежит] руководствоваться […] при участии в контактах с инославными». «1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).» «2.1. Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия. 2.2. Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, «искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные».» Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым» (Иуд. 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Вахитовский район. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Варлаамовская). Варлаамовская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Смоленско-Варлаамовская церковь, каменная, построена неизвестно когда, и на какие средства. Однако первое упоминание о ней существует уже в 1726 году. Престолов два, теплые: главный – во имя Смоленской иконы Божией Матери, придел - во имя Варлаама Хутынского. На начало ХХ века приход очень маленький всего - 24 дома, около ста прихожан. Священник Григорий Иванович Львов, 60 лет. Церковь стояла посередине улицы Большой Варламовской (ныне ул. Мартына Межлаука) и прекрасно просматривалась с двух ее сторон. Полностью разрушен храм в 1932 году. По материалам издания Казанской Духовной Консистории «Справочная книга Казанской епархии» Казань-1904 г, Православный Собеседник 1 КДС г. Казань-2008 г. Смоленско-Варлаамская церковь находилась недалеко от церкви московских чудотворцев, на улице Варлаамской и поперечной Ямской. В первое время своего основания, по всей вероятности до XVIII ст., церковь Смоленско-Варлаамская носила другое название и состояла из двух храмов: церковь деревянная Преображения Господня освящена была в 1655 г., при этой церкви был придел Благовещения Богородицы; вторая церковь была каменная во имя Божией Матери чудотворной ее иконы Казанской с приделом Варламия, когда была построена эта каменная церковь – неизвестно. В настоящее время прихожане уже не имеют даже воспоминаний о церквах во имя Преображения Господня и Казанской иконы Божией Матери: признак, что они давно переименованы. Теперь главный храм – во имя иконы Смоленской Божией Матери, так он называется с 1789 г. Деревянная церковь Варлаама чудотворца существовала до пожара 1749 г., а в этом пожаре она погорела и, вероятно, уже после пожара вся устроена была каменною. При главном храме Смоленской Божией Матери в трапезе имеется придел во имя препод. Варлаама, чудотворца хутынского. Церковь в народе известна, главным образом, под именем Варлаамовской. В одной связи с каменною церковью находится каменная колокольня, устроенная одновременно с самою церковью. Только по бокам колокольни сделаны в 1857 г. небольшие пристройки: для жительства церковного сторожа и кладовая.

http://sobory.ru/article/?object=33085

верующих; её нарёк телом Христовым и исполнением Отчим. ( Еф. 2:22–23 ; – Там же, 422 стр.). « Церковь во множестве верующих», говорит св. И. Златоуст (т. III, стр. 445; снес. т. XI Еф. б. 10, стр. 90. Издан. Петерб. акад. 1895–1906 г.). « Церковь составляют верующие,» читаем в толковом еванг. Евф. Зигабена ( Мф. 249 стр.) «Ничто не может отделить Христа от церкви, говорит св. Киприан, т.е. народа, составляющего церковь», (ч. I, пис. 63, стр. 397, Киев 1891 г.). Он же говорит: «Церковь не отступит от Христа, – а её составляет народ, приверженный к священнику, и стадо, послушное своему пастырю. Из этого ты должен уразуметь, что епископ – в церкви и церковь – в епископе, и кто не с епископом, тот и не в церкви». (Там же пис. 54, стр. 307). « Церковь есть тело Христово, читаем в кн. о Вере, яже от собрания верных нас глаголю человеков всякого возраста сана 1 святых Божиих и праведных мучеников, и преподобных и всех благочестивых от веков составися, и церковью наречеся» (л. 22) «Вси вернии во всем мире, читаем в Б. Катихизисе, иже ныне суть, бяху и будут сии суть единою святою соборною церковью, домом же Божиим, иже есть столп и утверждение истины» (нарицается, Б. Кат. л. 120 об.). Там же читаем: «Что есть церковь Божия; Отв. Церковь есть собрание всех верных Божиих, иже непоколебимую держат едину православную веру, и в любви пребывают, облобызают же учение евангельское непоколеблемое. И иже суть достойны приимати святые и божественные совершенные тайны. И иже суть под единою главою Господем нашим И. Христом, а под правлением совершенных святых от Него поставленных». (Еф. зач. 224; Бол. Кат. л. 120 об.). «Что же такое есть церковь ? Собрание святых в правде живущих, говорит св. Ипполит, единомыслие, которое есть путь святых ко общению – вот церковь ... храм, – в котором обнаруживаются различные деревья всевозможного рода: и род отцев..; и деяния пророков..; и лик апостолов..; и мученики..; и звание девственниц, и чин епископов, священников и левитов (так назывались диаконы в древнейшее время). Всякой доблестью украшенные, все они (в том числе, конечно, епископы, священники и диаконы) процветают в церкви, не подвергаясь тлению» (т. I, стр. 22). Так. обр. из слов св. Ипполита видно, его убеждение в том, что священство не подвергается тлению, т. е., что церковь Христова в своём составе, данном ей Христом, никогда не изменится. Тоже говорит и св. Игнатий богоносец . (См. Филадельфян. л. 18, Киев, 1888 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Если люди недовольны, власть должна прислушаться» 03.02.2012 422 Время на чтение 7 минут ПО ТУ СТОРОНУ БАРРИКАД - Владыка, сегодня все говорят о том, что после долгих лет безразличия в России началось формирование гражданского общества, а Церковь, по мнению некоторых светских изданий, этот процесс проспала. И теперь стоит перед выбором: поддерживать и дальше теряющую доверие власть или встать на сторону народа. Как вам такая дилемма? - Я принципиально не согласен с разделением власти, общества и Церкви на какие-то отдельные группы. Этот стереотип перекочевал к нам из советских времен, когда Церковь подвергалась гонениям, и продолжает влиять на умы сегодняшних людей. Они по-прежнему воспринимают Церковь как закрытую структуру, которая живет своей внутренней жизнью. И если она начинает принимать участие в жизни общества, ей указывают на ее место. А если она участия не принимает, ей тоже направляют ноты протеста, обвиняя в безразличии. Церковь и общество нельзя разделить, Церковь - это и есть общество, и общество в какой-то степени - это Церковь. Каждый, кто называет себя православным или, по крайней мере, носит на груди крест, и есть член общества и одновременно член Церкви. - То есть если кто-то что-то и проспал, то проспали все вместе? - Я бы не сказал, что Церковь что-то проспала. Церковь никогда не ставила перед собой задачу участия в активной политической жизни страны. Не потому, что ей все равно, а потому, что Церковь - это, пожалуй, единственный институт в современном обществе, который может реально объединять людей независимо от их политических убеждений. У нас в стране принято не любить власть и любить гонимых. И пока Церковь была гонима, оппозиционные, диссидентствующие движения так или иначе ее поддерживали. Когда Церковь гнать перестали и дали возможность динамично развиваться, она тут же перекочевала в стан врагов и соглашателей с властью. Но это взгляд поверхностный. Церковь по своей структуре и жизни стоит над любым политическим процессом, принимая в свои ряды бедных и богатых, аполитичных и занимающихся политикой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об устройстве Церкви. Что делает нас христианами, к какой Церкви мы себя относим? Размышления профессора Киевских духовных школ архимандрита Сильвестра (Стойчева) в преддверии праздника Святой Троицы 05.06.2017 531 Время на чтение 7 минут День Пятидесятницы. Воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов. День основания Церкви. По-гречески Церковь κκλησα (эклесиа), что означает «собрание». Основатель и глава Церкви - Господь наш Иисус Христос. В апостольских Посланиях Христос назван главой и краеугольным камнем Церкви. В богословской науке не раз предпринимались попытки дать определение понятия Церковь. Но в предложенных определениях есть сильные и слабые стороны. К тому же важно помнить, что самое главное определение Церкви приведено в Посланиях апостольских, где Церковь именуется телом Христовым (Еф. 1:23). Краткое учение о Церкви содержится в Никео-Цареградском Символе веры, девятый член которого гласит: «Во единую святую соборную и апостольскую Церковь». Данные термины указывают на главные свойства Церкви. Без них бытие Церкви невозможно. Первое свойство - единство. Оно обусловлено единым главой Церкви - Иисусом Христом: «Один Господь, одна вера, одно крещение и одна Церковь» (Еф. 4:5). Церковь объединяет, единит тех, кто принадлежит к ней. Кроме того, Церковь не только едина, но еще и одна. Она есть и может быть только одна. И никакой другой, альтернативной, еще одной Церкви. Если предположить, что существует некая альтернативная соборная, апостольская и Вселенская Церковь, то получается - можно получить спасение в Ней, в другой Церкви. Но это миф, так как нарушается принцип единства во Христе; тогда нужно было признать разделение Христа! Вспомним риторический вопрос, заданный апостолом Павлом коринфянам, которые были разделимы: «Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1:10-13). Церковь также названа Святой. Святость основывается не на личной святости ее членов, хотя мы и призваны к святости: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:15-16). Святость Церкви обеспечивается Святостью ее Главы и Основателя Господа Иисуса Христа, а также Святым Духом. Именно поэтому православные богословы говорят о двух аспектах Церкви: христологическом и пневматологическом. Христологический аспект выражен в том, что Церковь основана Иисусом Христом, Церковь - это тело Христово, а Христос - глава Церкви. Но вхождение в Церковь, пребывание в Церкви, дары, которые есть в Церкви, даются Духом Святом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

КАКАЯ ЦЕРКОВЬ СПАСАЮЩАЯ? Какой же Церкви даны обетования непогрешимости и вечности? Другими словами, какая Церковь спасающая? – Несомненно, что та только Церковь может быть признана «столпом и утверждением истины» или церковью спасающей, которую руководит и спасает Сам Господь, ибо, говорит Спаситель: Без Мене не можете творити ничесоже ( Ин. 15:5 ); Господь же, по свидетельству ап. Павла, Спаситель только той Церкви, которая в слове Божием именуется Его Телом: Христос глава Церкви, и Той есть Спаситель тела ( Еф. 5:23 ). 1. Истинная Церковь – одна «Истинная церковь , подлинно древняя есть одна... Ибо как один Бог и один Господь, так и истинное достоинство выражается единством во образ единого Начала. Итак, единая Церковь , которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется (единством) природе Единаго. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единой по ее существу, по понятию об ней, по ее началу и превосходству». Св. Климент Александрийский 31]. 2. Истинная Церковь – свята, управляется благодатию Всесвятого Духа « Церковь есть общество православноверующих и крестившихся во Иисуса Христа, Им Самим основанное непосредственно и посредством святых апостолов, Им же Самим оживляемое и ведомое к животу вечному: видимо – посредством духовных пастырей, чрез учение, священнодействия и управление и вместе невидимо – посредством вседействующей благодати Всесвятого Духа». Митрополит Московский Макарий «Святая соборная Церковь – повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, она весь род человеческий приводит к истинной вере, она повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, имеет в себе всякий вид совершенства, в делах, словах и всяких духовных дарованиях. Она одна во всем мире имеет беспредельную силу. В ней мы, приемля наставления и ведя добрую жизнь, получим Царство Небесное и наследуем вечную жизнь». Святитель Кирилл Иерусалимский (Огласительное поучение 18). 3. Истинная Церковь – соборна (кафолична)

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Крапивно. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В селе Крапивна церковь существует с 1687 г. В документах село называется выставкою Шепецкого погоста. В самой ранней клировой ведомости за 1830 г. пишется: «Церковь св. и чуд. Николая Крапивенского погоста построена 1687 г.; деревянная, ветхая, холодная, с деревянною колокольнею, отдельно от церкви стоящею. Колокольня поновлена 1823 г.». В позднейших ведомостях церковь показана сгоревшею вместе с колокольнею 14 августа 1854 г. Таким образом, старая церковь существовала 167 лет. Существовавшая позже церковь устроена была временно, до создания постоянной церкви. По свидетельству самого строителя, священника И. Т. Покровского, положение крестьян в ту пору (когда сгорела церковь) было тягостное, их было 1800 душ муж. пола, принадлежавших 28 помещикам. Они жили в бедности, и, кроме того, испытали два набора рекрутских и один набор ополченцев в крымскую кампанию, но, не смотря на это, они, по убеждению священника, удержали свой приход от раздробления по соседним церквам и, наконец, в 19 месяцев выстроили временную деревянную церковь, поместив в нее иконостас сгоревшей церкви. Церковь освящена 17 марта 1856 г. во имя св. Николая и поставлена на кладбище, в 60 саж. от прежней. Соблюдая экономию, строители истратили на церковь только 1007 руб. …Задумав строить постоянный храм, прихожане обязались платить в течение 10 лет по 50 коп. с ревизской души и доставлять бесплатно строительные материалы. Они вывезли до 130 куб. саж. камня, известь - за 40 верст, цоколь и железо - за 65 верст. Закладка храма была 24 июня 1879 г. В этот день собрано 424 руб., а всего было к тому времени 2 498 руб. 99 коп. Храм предполагается трехпрестольный: во имя св. Николая, с приделами Александра Невского и Иоанна Предтечи. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, 1885 г. Церковь Святителя и Чудотворца Николая в деревне Крапивно — частично разрушенный недействующий православный храм в деревне Крапивино Гдовского района Псковской области. Существует с 1687 года.

http://sobory.ru/article/?object=09949

Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной на Троицком кладбище. Троицкая церковь на городском кладбище Карта и ближайшие объекты Первая, деревянная, церковь на городском Троицком кладбище Ораниенбаума начала строиться в 1757 году, одновременно с открытием кладбища. Это была небольшая увенчанная шпилем постройка с отдельно стоящей открытой звонницей. Эта церковь сохранялась в глубине кладбища вплоть до конца 1920-х годов. Новая каменная церковь у входа на кладбище была сооружена в 1903-1904 годах по проекту архитектора И.П. Горленского. Автор применил редкую для православных храмов базиликальную схему, в данном случае вызванную необходимостью максимально увеличить объем и одновременно снизить стоимость постройки. По последней причине при возведении церкви были допущены отклонения от проекта, в частности, значительно уменьшена высота шатра колокольни, что исказило замысел автора. В храме имелись приделы во имя святого равноапостольного князя Владимира и святого благоверного князя Александра Невского. Закрытая в 1939 году, церковь возвращена православным 8 ноября 1994 года и до сих пор находится в руинах. Храм планируется по мере финансовых возможностей восстанавливать силами прихода Михаило-Архангельского собора. На кладбище близ Ораниенбаума находилась деревянная однопрестольная церковь во имя св. Троицы, построенная в начале XVIII в. Об освящении церкви св. Троицы 21 июня 1751 г. указано на полотняном антиминсе, который освящен преосвященным Сильвестром. Первоначально церковь была маленькой, без купола, с небольшой колокольней. В 1840 г. был возведен купол и возвышена колокольня. Позднее был пристроен придел св. Вассы, освященный 20 августа 1857 г. Но и с приделом постройка стала мала для молящихся. Было принято решение строить новую трехпридельную церковь, но как возможно дешевую. Составление проекта было поручено гражданскому инженеру и художнику. Архитектору И.П. Горленскому. Церковь спроектирована в три придела, один из которых предполагалось использовать для отпеваний. Базиликальная форма плана принята с целью уменьшить толщину стен и этим по возможности сократить смету. Боковые приделы перекрыты сводиками по металлическим балкам; средний придел приподнят несколько над боковыми приделами для получения света и перекрыт деревянными, открытыми внутрь храма стропилами. Апсида перекрыта полукупольным сводом. Согласно проекту наружная отделка должна была быть из кирпича, со вставками для майоликовых изразцов, для которых предполагалась оставить соответствующие места, так как денег на всю отделку церкви не имелось. По проекту церковь вмещает 700 человек, считая и площадь хора.

http://sobory.ru/article/?object=00723

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010