Голубково (Петровский погост). Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Петровская Горка, Воскресенская церковь. Построена в 1900 г. Закрыта в 1938, действует с 1941 г. Церковь Воскресения Христова расположена на берегу Череменецкого озера. Она красиво вписана в ландшафт холмистого берега, правда, в настоящее время ее плотно обступили дома и современные заборы деревни Голубково, получившей свое название по существовавшей здесь усадьбе, да так, что не только проехать, но и пройти к ней приезжим получается не сразу. Но голубые купола и шатер колокольни хорошо просматриваются в окрестностях. Это место издавна носило название Петровская Горка, как воспоминание о заложенном здесь еще равноапостольной княгиней Ольгой Петровском погосте.  Деревянная Воскресенская церковь на этом месте существовала с 17 века, она неоднократно горела и возобновлялась. Последний раз сгорела в 1889 (по другим данным в 1894) году. В 1895 году по благословению о. Иоанна Кронштадтского приступили к строительству каменной церкви (архитектор М.А. Щурупов). Строилась церковь на пожертвования прихожан. Предполагалось, что храм станет частью Череменецкого архитектурного ансамбля: в те времена над озером возвышались колокольня Череменецкого монастыря и монументальная Покровская церковь в Югостицах. Церковь закрыли в 1938 году, но вскоре после начала войны в 1941 году открыли. В войну она служила убежищем местным жителям. В 2005 году проведен ремонт. Информация: http://lavra.spb.ru; http://www.countrysite.spb.ru/; Земля Невская Православная: Краткий церковно-исторический справочник. СПб.: Лики России, 2006. Петровская Горка (то же) – церковь во имя Воскресения Христова, каменная, 1892–1901 гг., арх. М. А. Щурупов, закрыта в 1938 г., действует с 1941 г. Воскресенская церковь – живое напоминание о древнем Петровском погосте, восходящем к легендарным временам княгини Ольги. Далеко заметны ее светло-синие главки. Перед нами чудом сохранившийся уголок классического русского пейзажа, какой в его неискаженном виде уже редко встретишь на территории района. Храм гармонично связан с линиями окружающего ландшафта, простором полей и береговой панорамой Череменецкого озера.

http://sobory.ru/article/?object=01185

Дыдылдино. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты В с. Дыдылдино у р. Купелинки исстари стояла деревянная церковь Илии Пророка. В 1627 г. ещё видны следы гражданских войн Смутного времени: церковь " ветха, обвалилась " , " село пусто " . В 1632 г. в селе, вотчине Московского Вознесенского мона-стыря, построена новая деревянная церковь. В 1646 г. насчитывалось 4 двора крестьян. В 1678 г. - 8 дворов, в 1704 г. - 12, в которых жили 49 человек. До 1764 г. Дыдылдино было вотчиной Вознесенского девичьего монастыря. От 1726 г. сохранилось известие, что здесь находилась деревянная церковь во имя Святого Пророка Божия Илии. В 1748 г. вместо неё построили деревянную летнюю, на каменном фундаменте, церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы - ее расположение отражено на межевом плане 1767 г. С 1830-х гг. она, пришедшая в ветхость, неоднократно ремонтировалась, и в 1894 г. прихожане обратились с просьбой построить кирпичную церковь и освятить её в честь Донской иконы Божией Матери. Храм строился на средства действительного статского советника, дворянина, кандидата коммерции Ивана Андреевича Колесникова, имевшего небольшое имение при сельце Пронине того же прихода. Он в 1870 г. поступил в товарищество Никольской мануфактуры Морозовых, с 1886 г. состоял директором правления, с 1905 г. являлся фактически директором-распорядителем. Закладка здания состоялась в 1895 г., и вскоре на расстоянии полукилометра к юго-востоку от деревянной церкви, на вершине холма, у пологого спуска к р. Битце, был выстроен новый каменный тёплый храм с колокольней. 18 августа 1896 г. он освящён. Иконы для него написал художник Стороженко, а в 1899 г. на средства Колесниковых мастер Ерзунов выполнил настенные росписи. Наружное убранство храма выдержано в древнерусском стиле с использованием приёмов и форм архитектуры XVI-XVII вв. Фасады насыщены декоративными элементами, почти не имеют гладких плоскостей, богата их светотеневая проработка. Закрыта была церковь в 1930-е годы. Внутреннее убранство было разграблено, красивейшие с золочением росписи уничтожены на 80%, и только по оставшимся её фрагментам можно было судить о былом благолепии храма. Храм стоял без окон, без дверей, с покосившимися крестами, с земляным полом, частично без кровли (осадки попадали внутрь храма). Кирпичная кладка разрушалась, в расщелинах кирпичей росли березки, стены были покрыты мхом. Храм использовался как склад колхоза, а позднее для тренировки альпинистов. В 1992 году церковь возвращена Русской Православной Церкви и зарегистрирована как храм Пророка Божия Илии. В храме ведутся реставрационные работы и благоустройство территории. Первое Богослужение - Литургия была отслужена на Троицкую родительскую субботу.

http://sobory.ru/article/?object=03963

Закрыть itemscope itemtype="" > Станет ли Церковь «повивальной бабкой» революции в России? Судя по выступлениям на круглом столе «Церковь и СМИ: от реагирования к формированию повестки дня» есть люди, готовые ответить на этот вопрос утвердительно 26.01.2011 2938 Время на чтение 9 минут Вчера в Синодальном информационном отделе в рамках работы направления «Церковь и СМИ» XIX Рождественских образовательных чтений «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач» состоялся круглый стол «Церковь и СМИ: от реагирования к формированию повестки дня». В качестве основных докладчиков выступили настоятель храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Георгий Рощин и библеист Андрей Десницкий. Вела круглый стол заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного института святого Иоанна Богослова Елена Жосул. В основу дискуссии на круглом столе легли вопросы, поднятые протоиереем Алексием Уминским в статье «Немолчащая Церковь» , опубликованной недавно на портале «Православие и мир». Отец Алексий в обстоятельном докладе изложил основные положения своей статьи. По его мнению, «пришло такое время, когда Церковь как защитница интересов народа, как защитница семьи, как защитница детей и свидетельница перед обществом об Истине должна громко говорить в этом обществе не только на внутрицерковные проблемы и не только на проблемы, связанные с нашим социальным служением». Последний год, по словам отца Алексия, показал, насколько серьезно обострились в российском обществе всякие отношения. «Мы увидели такое же обострение в братской нам Белоруссии в конце года. Мы видели, как власть реагирует на протестные проявления, как власть реагирует вообще на то, что происходит в стране. Мы видели очень много общественных протестов, которые, собственно говоря, ставят, прежде всего, вопросы защиты человеческого достоинства, которые происходят в последнее время в нашей стране. Во всех этих событиях были видна странная позиция государства. Все эти процессы происходят, но реакция государства на них совершенно неадекватная, в моем представлении. Со стороны Церкви мы не видим тоже адекватных реакций на подобные события. Наша Социальная концепция сформулирована, но до конца она не озвучена. В этой Социальной концепции в главе " Церковь и государство " написано очень много резких вещей, вплоть до того, что Церковь вменяет себе в обязанность свидетельствовать перед государством о неправде государства, когда оно идет на нарушение норм морали, нравственности, отвращает людей от Бога. В этой концепции написано, что Церковь готова даже призывать народ к мирному гражданскому неповиновению. Очень жесткие слова сказаны в концепции, но она остается пока у нас чаще всего не озвученной, на бумаге», - сожалеет отец Алексий.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/26/st...

Красное-на-Волге. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Богоявления Господня в посёлке Красное-на-Волге имеет богатейшую историю. Храм построен в 1592 году на средства дяди Бориса Годунова - Дмитрия Ивановича, по благословению первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. Церковь Богоявления в Красном — это единственный каменный шатровый храм XVI века в Костромской области. Внутри храма присутствует восстановленный иконостас, а стены и своды расписаны в традициях православной живописи XVI—XVII веков.  Рядом с храмом Богоявления прежде находилась церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Она была построена на народные деньги в память об избавлении России от нашествия Наполеона. Храмовый ансамбль был обнесен оградой, рядом с которой стоял памятник Александру II. Внутри ограды находилось старое кладбище. Когда возникла потребность в новом, его основали на другом месте и построили новую кладбищенскую церковь Всех Святых. После революции Петропавловская церковь, храмовая ограда и памятник царю были разрушены. От былого ансамбля остался лишь храм Богоявления, закрытый в середине 20 века, и пруд. В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И.Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. В ходе этих работ храму вернули первоначальный облик, который он имел к концу XVII века.  В 1990 году церковь вернули Костромской и Галичской епархии. С этого момента и начинается его истинное возрождение. Здесь стали проходить регулярные богослужения, сам храм был полностью отреставрирован в 2009 году. Богоявленская церковь в Красном на Волге, построенная в 1592 году Годуновыми, принадлежит к числу бесспорных шедевров древнерусского зодчества. История её недавней реставрации развивалась очень странно. Сначала были сделаны новые луковичные главы, заменившие собой шлемовидные, а затем отлично отреставрированный в 1962 году по проекту И. Шевелёва памятник решили окончательно вернуть к дореволюционному облику, который он приобрёл в результате поздних искажений. Шатры храма и колокольни покрыли медью, а на церковном шатре заново воспроизвели псевдолюкарны. Таким образом, памятник сейчас отброшен на сто лет назад, словно и не было вековой истории его научного изучения и реставрации.

http://sobory.ru/article/?object=03106

Сретенье, урочище. Церковь Сретения Господня в Зашугомье. Церковь Сретения Господня в Сретенье /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Сретенская церковь в Зашугомье (Сретенье) - каменная, с каменной при ней колокольней; заложена вместо сгоревшей деревянной в 1814 г., а окончена в 1834 г. на средства прихожан. Вокруг церкви ограда каменная, внутри коей кладбище. Престолов 3: а) в холодной в честь Сретения Господня, б) в честь Покрова Божией Матери, в) в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Расстояние от Костромы 220 в., от Солигалича 20 в. Ближайшие церкви: Воскресенская с. Якшина в 6 в., Троицы-Зашугомья в 8 в., Трехсвятительская с. Одноушева в 12 в. и Никольская с. Чалова Тотемского уезда Вологодской губернии в 4 в. http://pastvu.com/p/212069 Сретенская церковь, которая служила религиозным центром для проживающих в Сретенском приходе прихожан Зашугомской волости Солигаличского уезда, называлась по-разному: Сретенья в Зашугомье церковь, Сретенская церковь, Сретенья Господня, что в Зашугомье. Приход располагался в северной части Солигаличского уезда на границе с Вологодской губернией. Кирпичная, с каменной колокольней, покрытая снаружи известковой обмазкой и побеленная Сретенская церковь была построена на средства прихожан в 1834 году, на месте сгоревшей деревянной церкви. В 1863 году Сретенская церковь состояла в шестом классе, согласно штатному положению. Церковь имела три престола: а) в холодной части — в честь Сретения Господня, б) в теплой — в честь Покрова Божией Матери, в) в честь Усекновения главы св.Иоанна Предтечи. Причт церкви по штату состоял из священника, дьячка и пономаря, и сверх штата — диакона. Жалование штатному причту было утверждено в сумме 150 рублей. Церковь имела земельные наделы площадью 78 десятин 942 кв. саж. Плана и межевой книги при церкви не было. В приходе находилось 6 селений (в радиусе 6 верст), со 140 дворами, в которых проживали 970 прихожан, из них 440 мужчин и 530 женщин. В трех приходских селениях имелись деревянные часовни.

http://sobory.ru/article/?object=34783

Суздаль. Церковь Входа Господня в Иерусалим. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Входоиерусалимская церковь в Суздале Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим (1707 год) расположена на левом берегу реки Каменки, некогда «высоком и обрывистом» Издревле здесь находилась главная площадь города – торг. Первые упоминания о храмовом комплексе в юго-западной части площади относятся к 1628-1630 годам. В Писцовой книге города Суздаля этих лет о нем сказано следующее: «Против острогу по зарядью церквей церковь во имя Илья пророк древян клецки подле тово другая церковь во имя Христовы мученицы Парасковеи нарицаемые пятницы древян вверх третья церковь теплая во имя всех святых а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье мирское посадцких людей а подле тех церквей две богаделни одна богаделня Государева а другая архиепискупля а в них живут нищие» Из этого отрывка видно, что уже в начале XVII столетия здесь существовал характерный для Суздаля комплекс: теплая церковь во имя Всех Святых, теплая «клетская» во имя Параскевы Пятницы и шатровый храм во имя Илии пророка. О существовании колокольни в Писцовой книге не упомянуто, но, судя по наличию колоколов, она тоже входила в комплекс. Комплекс этот просуществовал без изменений до конца XVII века. К этому времени он, по-видимому, совершенно обветшал. В этот период митрополичью кафедру Владимира занимал митрополит Илларион (1631-1708 годы, возведен в звание митрополита в 1682 году), много сделавший для благоустройства Суздаля. Престол Ильинской церкви по его приказанию перенесли в Архиерейскую слободу. В 1694 году на его средства в слободе были возведены новые деревянные храмы: летний - Ильинский и зимний - во имя Иоанна Богослова (в 1744 и 1771 годах соответственно их заменили каменными церквями; в 1937 году церковь Иоанна Богослова и колокольня были разрушены, Ильинская церковь сохранилась). Пятницкий храм бывшего Ильинского прихода «за ветхостью» упразднили. О судьбе храма Всех Святых не сохранилось никаких упоминаний На месте древних деревянных церквей в 1707 году построили каменный храм во имя Входа Господня в Иерусалим с отдельно стоящей колокольней. В 1772 году рядом с ними возвели «теплую» церковь во имя святителя Николая. По установившейся традиции в обиходе и в литературе его иногда называют Пятницким, хотя престола во имя Параскевы Пятницы в нем никогда не существовало. Через несколько лет комплекс обнесли оградой со Святыми вратами, о которых речь пойдет немного ниже.

http://sobory.ru/article/?object=05921

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Недалеко от сельца Ордынцы находился древний Троицкий погост с деревянным храмом во имя Святой Живоначальной Троицы. После Смуты погост превратился в пустошь, церковь разорили. В начале XVII в. эти земли принадлежали дворянам Шишкиным. В 1630-1640 гг. стараниями вотчинника 3.Г. Шишкина в Ордынцах построена деревянная Троицкая церковь, село стало называться Тройное. В 1678 г. храм обновили, устроив там Никольский придел. В 1713 г. по челобитной стольника Ю. Ф. Шишкина построена существующая каменная Троицкая церковь с Ильинским приделом. С 1867 по 1878 гг. церковь с целью ее расширения, значительно перестраивалась: был пристроен придел в честь Печерской иконы Божией Матери, переделан алтарь, отреставрирован иконостас, живописцем Д. А. Култыгиным расписаны стены масляной живописью. В 1930-е гг. храм закрыли, со временем здание разрушалось и приходило в запустение. В 1990 г. церковь возвращена верующим. Идут восстановительные работы. Кирпичная церковь Живоначальной Троицы с северным приделом Илии Пророка была построена в 1712-1713 гг. по челобитной стольника Ю.Ф. Шишкина вместо деревянной. Храм типа " восьмерик на четверике " выстроен в традициях московского барокко. В 1867-1878 гг. был произведен ремонт трапезной части; устроен второй, южный придел Печерской иконы Божией Матери. В 1930-х гг. храм был закрыт, к 1980-м гг. пришел в аварийное состояние, утрачена колокольня и полуразрушена трапезная. В 1990 г. церковь была возвращена верующим и ныне возрождается. Церковь Святой Троицы в усадьбе " Троицкое-Ордынцы " по адресу: Чеховский район, с.Троицкое, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г. Троицкий храм села Троицкое Чеховского района Московской области — православный храм Чеховского благочиния Московской городской епархии, имеющий давнюю историю. Храму в 2012 году исполняется 300 лет. В XVI веке на месте храма Святой Троицы села Троицкого Чеховского района стоял деревянный храм во имя Святой и Животворящей Троицы на территории древнего Троицкого погоста в Замытьи у Углешны.

http://sobory.ru/article/?object=04917

Турку. Церковь Александры Римской. Церковь святой Александры Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь в честь святой мученицы царицы Александры (Турку) Выдержанная в стиле позднего ампира величественная православная церковь, имеющая в плане форму равноконечного креста (1839-44 гг., архитектор Карл Людвиг Энгель, после его смерти (1840 г.) работами по строительству руководил Пер Юхан Гюлих) стоит на северо-западной стороне Торговой площади (Kauppatori). Со всех четырех сторон фасад церкви украшен дорическими портиками в четыре колонны. Ширина храма – 21 метр, длинна – 29, высота (с крестом) – 30,6 м. Церковь построена в правление Императора Николая I. Может быть поэтому храм освящен 21 августа 1846 года во имя святой мученицы царицы Александры Римской, небесной покровительницы супруги Николая I Императрицы Александры Федоровны. Сейчас приход относится к Хельсинской епархии. Его численность – около 2,3 тыс. человек. Богослужения совершаются на финском языке (раз в месяц – на церковно-славянском). Александринская церковь - главный храм Туркуского православного прихода, центр которого находится в городе Турку (Або), лежащей на берегу Ботнического залива. Або был главным городом Финляндии в тот период, когда она входила в состав Швеции. Церковь стоит в центре, на рыночной площади, и резко выделяется своим видом и цветом среди окружающих модернистских зданий. После присоединения в 1809 Финляндии к России в Або был расквартирован русский гарнизон, приехали маркитанты, ремесленники, чиновники и другие православные. Местом духовного окормления стала временная полковая церковь, которую приходилось переносить с места на место, ибо хозяева домов всегда, под разными предлогами, старались избавиться постоя от нее. Попытки военных в 1811-1812 выстроить в городе каменную церковь св. Александра Невского оказались безуспешными - денег на нее не было. Однако, поскольку полковая церковь была невелика, финляндский Сенат в 1835 выступил c ходатайством о постройке в Або приходской церкви и послал в Петербург чертежи. Их отвергли, и весной 1837 архитектор Карл Людвиг Энгель, автор Свято-Троицкого храма в Гельсингфорсе, составил новый проект.

http://sobory.ru/article/?object=19914

Ястребино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревня Ястебино была подарена императрицей Елизаветой Петровной адмиралу Захару Даниловичу Мишукову. При устройстве усадьбы в 1767-1769 годах он вместо обветшавшей старой деревянной церкви выстроил новую деревянную во имя св. Николая чудотворца, покровителя моряков. В 1852 году Ястребино купил Александр Федорович Веймарн. В 1855-1857 годах он выстроил в селе каменную церковь с железной оградой на плитном фундаменте по проекту Епархиального архитектора Карла Ивановича Брандта и академика архитектуры Отто Васильевича Бремера. Храм выстроили просторный, однокупольный, с шатровой колокольней, в строгом «русско-византийском» стиле. Освятили церковь в 1859 году также во имя св. Николая Чудотворца. Старую деревянную церковь в 1857 году перевезли в Ратчино. Церковь была закрыта в 1939 году. Начала действовать во время войны с 1942 года до 1961 года. Сильно разрушена. Н.В. Мурашова (Глинка), Л.П. Мыслина. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб: ИЦ «Выбор», 2003.  Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб: «Лики России» 2006. Село Ястребино, состоящее из 16 крытых соломою деревянных домов, находится в 100 верстах от Петербурга и в 25 верстах от Ямбурга. Оно расположено на склоне неглубокой речки Кривицы, названной по извилистому руслу ее. Церковь и погост расположены на другом берегу реки и находятся также на склоне. О прежней здешней церкви ничего неизвестно. В 1767 г. священник Симеон Михаилов, диакон Иоанн Иоаннов и прихожане писали с.-петербургскому архиепископу Гавриилу, что деревянная, в их селе, церковь во имя св. Николая сильно обветшала и просили его разрешить построить новую, деревянную же церковь. Следовательно, первая церковь устроена была не позже конца XVII ст. Гавриил разрешил постройку, и через 2 года она была освящена во имя св. Николая ключарем Петропавловского собора Феодотом Полиновским, а старая была в 1782 г. разобрана и употреблена на печение просфор.

http://sobory.ru/article/?object=00538

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Балакшин Р. А. К истории строительства обыденных храмов в Русском государстве: Спасо-Всеградский собор в Вологде Журнал " Вестник церковной истории " Обыденная или единодневная церковь, как явствует из ее определения – цер­ковь, построенная за один день. Работа могла начаться и в ночь на новый день, но возведение и освящение храма должны были закончиться до захода солнца: времени на строительство церкви выпадало не так уж много. Понятно, что обыденная церковь могла быть только деревянной, небольших размеров и простейшей конструкции. Например, Екатерининская обыденная церковь в Вятской губернии (ныне Кировская область) была совсем крошечной: «Величина… около полутора квадратных сажен; престолом ее служит простой пенек; царские врата – две доски, привязанные веревками» . Жесткие ограничения срока постройки не только определяли материал и размер здания, но сказывались и на его долговечности. Обыденная церковь, как правило, существовала 40–50 лет, а то и меньше, хотя известен случай, когда такая церковь простояла свыше полутора веков (церковь Спаса Всемилостивого или Происхождения Честных Древ в Новгороде, 1424–1529 гг.), тем самым опровергнув пословицу: «Обыденком делать, обыденно и простоит». Обыденные церкви возводились, как правило, во время моровых поветрий (эпидемии чумы), в Средние века неоднократно опустошавших как Русь, так и страны Западной Европы . О страшном море 1417 г. летопись сообщает: «Того же лета мор был страшен зело на люди в Великом Новгороде, и во Пскове, и в Торжку, и в Тфери, и в Дмитрове, и по властем, по селом. И толико велик бысть мор, яко живши не успеваху мертвых погребати, ниже довольни бываху здравии болящим служити, но един здравый десятерым и двадцатерым болем служаще; и на всех тех местах умираху толико на всяк день, якоже не успеваху здравии мертвых погребати до захождения солнечного и многи селы пусты бяху, и во градех и посадех… В Нове же городе, и в Торжку, и во Тфери обещащася людие обеты многими, и во един день по многим местом церкви срубиша, и поставиша, и свящаща, и литургисаша» . «В лето 6925 ( 1416/17 г.– Р. Б.) Того же лета бысть мор по всей земли Рустей, не успеваху погребати. И наугородцы поставиша церковь мученицы Анастасии и священа того же дни, и преста мор» . «В лето 6982 (1473/74 г. – Р. Б.). Того же лета на Устюге мор бысть силен на люди. И сотвориша устюженя обет, единого дне поставили церковь Воскресения Христово надо рвом и мор преста» . Редкий пример из Псковской летописи: «В лето 7030 (1521/22 г. – Р. Б.)… по­ставиша церковь св. Варлаама… и мор не преста. И паки поставиша другую церковь Покров Святой Богородицы… и преста мор» .

http://sedmitza.ru/text/4021461.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010