Кипрская Церковь и английское завоевание (1878 – 1960) 11.5. Развитие Кипрской Православной Церкви с 1960 г. по настоящее время Раздел V. Православие в Греции и Албании Глава 12. Элладская Православная Церковь 12.1. Элладская Православная Церковь до образования независимого Греческого королевства 12.2. Элладская Православная Церковь в XIX в. 12.3. Элладская Православная Церковь в XX в. 12.4. Греческая «Церковь истинных православных христиан» Глава 13. Албанская Православная Церковь 13.1. Христианство на территории современной Албании до начала ХХ в. 13.2. Борьба православных албанцев за церковную независимость 13.3. Автокефальная Албанская Церковь Раздел VI. Автокефальные Православные Церкви второй половины ХХ в. Глава 14. Польская Православная Церковь 14.1. Христианство в Польше до принятия Городельской унии 14.2. Положение православных в Польше после Городельского сейма до конца XVIII в. 14.3. Православие в Польше после присоединения её к России 14.4. Православная Церковь в Польше в 1918 – 1948 гг. 14.5. Автокефальная Польская Церковь и ее современное состояние Глава 15. Православная Церковь Чешских Земель и Словакии 15.1. Православие на территории Чехии и Словакии до XIX в. 15.2. Православие в Чехии в XIX-haчaлo XX в. 15.3. Положение Православия в Восточной Словакии: краткий обзор 15.4. Православная Церковь Чехии и Словакии в 1918 – 1951 гг. 15.5. Автокефальная Чехословацкая Православная Церковь во второй половине ХХ в. и ее современное состояние Глава 16. Православная Церковь в Америке 16.1. Основание Американской миссии. Деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова). Учреждение Алеутской и Аляскинской епархии 16.2. Православная Церковь в Америке в 1917 – 1970 гг. 16.3. Православная Церковь в Америке с 1970 г. и ее современное состояние Библиография     Введение Глава 1. Церковь Христова и ее природа. Автокефальные Поместные Церкви 1.1. Единство Церкви Христовой. Деление в Православии на Поместные Церкви Святая Соборная и Апостольская Церковь является Церковью Единой, представляющей собой целостный мистический организм – Тело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Албанская Православная Церковь считает, что первостепенное значение имеет единство Православия и энергичное свидетельство о Евангелии как среди традиционно православных народов, так и по всему миру. Остальные вопросы необходимо решать с помощью проницательного рассуждения, сугубой молитвы и терпеливого диалога. Вышеизложенные взгляды мы еще раз с большим уважением и любовью изложили Всесвятейшему Вселенскому Патриарху Варфоломею во время нашей недавней личной встречи на острове Крит. Последние события, которые Вы описываете в своем письме, к сожалению, увеличили напряжение и обеспокоенность. Да будет нам позволено заметить, что решение Русской Церкви прервать поминовение Вселенского Патриарха Варфоломея и приостановить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом, о чем было объявлено 14 сентября, опасным образом осложнило все дело и, прежде всего потому, что оно затрагивает суть православного единства — Божественную Евхаристию, во время которой мы возвещаем единство Православной Церкви и молимся о его сохранении. В отношении завершающей части Вашего братского письма мы заверяем Вас, что не прекращаем возносить горячие молитвы о единстве нашей Святой Церкви, которую ее Глава Господь наш Иисус Христос, «приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Однако у нас есть серьезные опасения, а имеет ли в данный период времени первоочередное значение то, что мы возвысим свой голос: предпочтительней мы считаем настойчивую просьбу избегать поспешных действий. Кроме того, «всеправославное обсуждение» украинской тематики, о которой мы говорили во время Вашего благословенного визита в Албанию, стало особенно затруднительным после того, как Русская Церковь разорвала общение со Вселенским Патриархатом. Кто возьмет на себя инициативу созыва Православных Автокефальных Церквей, когда прекращено поминовение Вселенского Патриарха? Какой будет повестка дня, как будут проходить работы? Каковы будут критерии принятия окончательного решения? В данных условиях желательно было бы запланировать для начала спокойный диалог между непосредственно заинтересованными сторонами с целью поиска общего решения, направленного на уврачевание ран многолетних безбожных гонений, расколов и стремительно наступающего прозелитизма. Если именно в таком направлении непосредственно заинтересованные стороны согласны на участие представителей и других Православных Автокефальных Церквей, тем лучше. Албанская Православная Церковь готова принять участие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5311576...

Провозглашение автокефалии. Алб. церковные деятели, однако, не считали дело завершенным и стремились к достижению полной самостоятельности. В февр. 1929 г. еп. Виссарион вместе с находившимся в течение неск. лет в Албании еп. Виктором (Сербская Православная Церковь) без каких бы то ни было предварительных переговоров с К-полем, хиротонисали еще 3 епископов-албанцев. АПЦ, т. о., получила полноту своей иерархии. 4 епископа составили Свящ. Синод АПЦ, к-рый избрал еп. Виссариона своим председателем и Архиепископом всей Албании, возвел серб. еп. Виктора на Шкодринскую кафедру. Вслед за утверждением Свящ. Синода кор. Зогу Синод провозгласил АПЦ автокефальной, а ее предстоятель письменно уведомил о происшедшем др. правосл. Церкви. Греч. архиереи, представители К-польского Патриарха, были высланы из Албании. К-польская Патриархия отрицательно воспринявшая свершившееся в АПЦ, сообщила в телеграмме королю Албании: «Вселенская Патриархия... считает эти противоканонические рукоположения недействительными и не существующими; налагает на провинившихся наказания лишением чинов и прав, а также оставляет за собой полную свободу для защиты и сохранения церковного порядка, священнических институтов и авторитета канонических законов» (цит. по: Цанков). Патриархия обратилась также с окружным посланием к албан. правосл. пастве, в к-ром призывала ее избегать всякого церковного общения с низвергнутыми Патриархией епископами. О своих действиях в отношении АПЦ К-польская Патриархия поспешила уведомить правосл. Церкви, а Сербскую Патриархию просила принять строгие меры против еп. Виктора, участвовавшего в незаконном рукоположении. В ответ на окружное послание К-польского Патриарха Василия III по вопросу провозглашения Албанской Церкви автокефальной заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий вместе со Свящ. Синодом РПЦ решительно заявил, что, «пока Албанская автокефалия не будет должным порядком признана Вселенским Патриархом... не возражавшим по существу против автокефалии, а только требовавшим, чтобы к ней шли законным путем,- запрещенные за самочиние албанцы остаются под запрещением и все... находящиеся с ними в общении молитвенном будут раскольниками, отлученными от Церкви Христовой» ( Шабатин И. Н. Современные Православные Церкви, их положение, устройство и деятельность/МДА. [Загорск], 1963. Ркп.).

http://pravenc.ru/text/64036.html

Итак, никто ничего не сделал, чтобы облегчить судьбу Православной Церкви. Недавно вышла книга Виктора Новака «Великое преступление». Привожу цифры: 30–40% православных сербов и 36–38% католиков. Нам при таких обстоятельствах трудно бороться. После этого председатель, Митрополит Скоплянский Иосиф , слово для доклада: «Папство и Православная Церковь » предоставляет епископу Корчинскому Паисию. Католицизм в Албании Епископ Корчинский Паисий ( читает доклад «Папство и Православная Церковь »). Ваши Преосвященства, дорогие братья! Прежде чем начать свой доклад, считаю своим долгом от имени делегации, которую я имею честь возглавлять, сердечно приветствовать с этой трибуны и выразить самую глубокую благодарность Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и Священному Синоду Великой Русской Православной Церкви за хорошую и очень ценную инициативу по созыву этого Совещания, а также и за оказанную нам Церковью и народом великую честь приглашения нас принять участие в этом Совещании. На меня в одинаковой степени возложена задача по благодарить от имени Албанской делегации Правительство Великого Советского Союза, руководимого Великим стратегом, Генералиссимусом Сталиным, за гостеприимство, оказанное нам в столице социализма, в героической Москве, которая своим непокоренным сопротивлением против кровавых захватчиков стала символом непобедимости и победы свободолюбивых народов. Приступая к изложению темы доклада: «Папство и Православная Церковь » с точки зрения Албанской Православной Церкви, я думаю, уважаемый Председатель и уважаемые делегаты других братских Православных Церквей, принимающих участие в этом грандиозном совещании, что надо точно определить название темы, которую нам предстоит развивать. Было бы неправильным и не соответственным исторической действительности, если бы вместо вышеуказанного названия мы дали бы ей такое название: «Католическая Церковь и Православная Церковь». И это потому, что не только те, которые прекрасно знакомы с историей и понимают правильно и объективно внутреннее развитие церковных событий в течение веков, но и даже те, которые не знакомы с церковными вопросами, хорошо знают, что католическая церковь, являющаяся учреждением папы и действующая по его непосредственным указаниям, без него самого не могла бы существовать и оставалась бы непонятой. Наоборот, Православная Церковь в своем существовании и понимании утверждается на общих согласных мнениях ее равноправных епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1908 г. он был рукоположен в Бостоне во иерея русским архиепископом Алеутским и Североамериканским Платоном (Рождественским), а в 1918 г. после монашеского пострига возведен в сан архимандрита и назначен епископом Канадским Александром (Немоловским) администратором Албанской православной миссии в Америке, входившей в состав Русской Православной Церкви. На II Всеамериканском Соборе 25-28 февраля 1919 г. в Кливленде была учреждена Албанская православная епархия в США (в которую вошли приходы штатов Новой Англии и Великих озер), а архим. Фан (Феофан Ноли) избран ее епископом. Однако благословения на эту хиротонию Патриарха Московского и всея России Тихона получить не удалось из-за невозможности установить с ним связь в послереволюционные годы. При активном участии архимандрита Фана 10-12 сентября 1922 г. в Берате состоялся так называемый «Великий Албанский православный церковно-народный Собор» с участием священнослужителей и мирян, на котором Албанскую Православную Церковь впервые провозгласили автокефальной и приняли ее устав. 18 сентября албанское правительство признало решение Собора, однако Константинопольский Патриарх Мелетий отверг предоставление автокефалии под предлогом того, что православное население составляет в Албании меньшинство, и через два месяца прислал в страну для разрешения вопроса своего экзарха по делам Албанской Церкви епископа Мелитопольского Иерофея.  Помимо православных албанцев и греков на территории Албании проживали около 10 тыс. сербов, духовное попечение о которых несла Сербская Православная Церковь; 18 июня 1922 г. даже состоялась хиротония секретаря черногорского монастыря Дечанская Лавра о. Виктора (Михайловича) во викарного епископа Скадарского с последующим поручением ему от имени Сербского Патриарха Димитрия окормлять албанских сербов. Так была образована Скадарская епархия Сербской Православной Церкви на территории Албании. В этой связи Константинопольская Патриархия вела многолетний спор с Сербской Церковью по вопросу юрисдикции в Албании (позднее епископ Скадарский Виктор претерпел жестокие гонения со стороны албанских, итальянских властей и Ватикана, от которых 8 сентября 1939 г. его избавила смерть; по желанию Владыки он был похоронен в монастыре Дечаны).

http://bogoslov.ru/article/452250

Использование именно этой цитаты, как и вообще ссылка на отцов этого знаменитого Собора, вызывает удивление. Хорошо известно, что поводом к составлению послания послужило вмешательство Папы Целестина в дела Карфагенской Церкви и проведение им церковного суда по апелляции одного африканского епископа. Порицая данное деяние римского епископа, отцы Собора, в частности, писали: «Исполнив вышереченную обязанность подобающего приветствия, мы настоятельно молим, чтобы впредь вы не допускали с легкостью к вашим ушам приходящих отсюда, а также отлученных нами более не желали принимать в общение, поскольку таковое, как легко может видеть ваша досточтимость, определено еще Никейским Собором. Ведь хотя там, как представляется, предусматриваются меры в отношении низшего клира и мирян, однако Собору было угодно, чтобы тем более это соблюдалось в отношении епископов, дабы те, кто в своей провинции были запрещены в общении, твоей святостью поспешно либо недолжно не оказывались восстановленными в Не лишним будет привести целиком фрагмент, в котором отцы Карфагенского Собора просят Папу не присылать своих представителей для разбирательства дела. В письме Предстоятеля Константинопольской Церкви этот фрагмент приведен не полностью: «Приставов (пусть даже и клириков), кто бы ни просил, не присылайте и не допускайте, дабы не явиться нам вносящими дымное надмение мира в Церковь Христову, которая желающим видеть Бога приносит свет простоты и день Сформулированная уже в новейшее время теория о «сверхграничной ответственности» (περριοι εθναι) в церковных делах целиком взята из лексикона римских епископов, уже с V века претендовавших на «вселенское попечение» (universalis cura; sollicitudo omnium ecclesiarum), которое, по их мнению, является не привилегией, а «особым долгом» и «служением» Римской Церкви. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года выражал глубокую озабоченность стремлениями Константинопольской Церкви утвердить развиваемую отдельными её иерархами и богословами новую экклезиологическую концепцию, которая «вступает в непреодолимое противоречие с многовековой канонической традицией». В определении Собора «О единстве Церкви» были перечислены основные притязания Константинопольских Патриархов, о которых заявляли в то время представители этой Церкви. Характерно, что за прошедшее десятилетие представления Предстоятеля Константинопольской Церкви о своих полномочиях заметно расширились. В письме Патриарха Варфоломея Архиепископу Албанскому Анастасию декларируется уже право вмешательства в дела других Поместных Церквей по любому вопросу и по собственному почину, что является претензией на неограниченную юрисдикцию над всеми автокефальными Церквами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Использование именно этой цитаты, как и вообще ссылка на отцов этого знаменитого Собора, вызывает удивление. Хорошо известно, что поводом к составлению послания послужило вмешательство Папы Целестина в дела Карфагенской Церкви и проведение им церковного суда по апелляции одного африканского епископа. Порицая данное деяние римского епископа, отцы Собора, в частности, писали: «Исполнив вышереченную обязанность подобающего приветствия, мы настоятельно молим, чтобы впредь вы не допускали с легкостью к вашим ушам приходящих отсюда, а также отлученных нами более не желали принимать в общение, поскольку таковое, как легко может видеть ваша досточтимость, определено еще Никейским Собором. Ведь хотя там, как представляется, предусматриваются меры в отношении низшего клира и мирян, однако Собору было угодно, чтобы тем более это соблюдалось в отношении епископов, дабы те, кто в своей провинции были запрещены в общении, твоей святостью поспешно либо недолжно не оказывались восстановленными в общении» . Не лишним будет привести целиком фрагмент, в котором отцы Карфагенского Собора просят Папу не присылать своих представителей для разбирательства дела. В письме Предстоятеля Константинопольской Церкви этот фрагмент приведен не полностью: «Приставов (пусть даже и клириков), кто бы ни просил, не присылайте и не допускайте, дабы не явиться нам вносящими дымное надмение мира в Церковь Христову, которая желающим видеть Бога приносит свет простоты и день смиренномудрия» . Сформулированная уже в новейшее время теория о «сверхграничной ответственности» (περριοι εθναι) в церковных делах целиком взята из лексикона римских епископов, уже с V века претендовавших на «вселенское попечение» (universalis cura; sollicitudo omnium ecclesiarum), которое, по их мнению, является не привилегией, а «особым долгом» и «служением» Римской Церкви. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года выражал глубокую озабоченность стремлениями Константинопольской Церкви утвердить развиваемую отдельными ее иерархами и богословами новую экклезиологическую концепцию, которая «вступает в непреодолимое противоречие с многовековой канонической традицией». В определении Собора «О единстве Церкви» были перечислены основные притязания Константинопольских Патриархов, о которых заявляли в то время представители этой Церкви. Характерно, что за прошедшее десятилетие представления Предстоятеля Константинопольской Церкви о своих полномочиях заметно расширились. В письме Патриарха Варфоломея Архиепископу Албанскому Анастасию декларируется уже право вмешательства в дела других Поместных Церквей по любому вопросу и по собственному почину, что является претензией на неограниченную юрисдикцию над всеми автокефальными Церквами.

http://pravoslavie.ru/121520.html

Но больше всего Андрея поразило, что, вопреки всему, сербы в Косово продолжают жить полной жизнью: строят дома, пашут землю, рожают детей, восстанавливают монастыри. «Никогда не знаешь, когда могут начаться плохие времена, когда твое жилье разрушат, а посевы сожгут. Многие бы все бросили и уехали, но у косовских сербов нет паники. Они говорят: " Это наша земля, мы никуда не уедем " », — говорит он. Наверное, каждый здесь хоть немного верит в Бога. Это дает надежду и силы, а иначе не выжить. Сербы восстановили уже большинство разрушенных в ходе массовых беспорядков 2004 года храмов. Сейчас на территории Косово и Метохии насчитывается 160 приходских церквей и 14 монашеских обителей. Безусловно, именно действующие храмы и монастыри Сербской Православной Церкви — главное для сербов на обжитых веками местах. С тех пор как в 2008 году косовские албанцы самовольно провозгласили независимость, прежде всего с Церковью (как официальным учреждением) ассоциируется сербское присутствие в Косово. «Руководство косовских албанцев, проводя кампанию по вступлению в ЮНЕСКО, пытается присвоить себе все монастыри и церкви, которые относятся к Сербской Православной Церкви, и выдать их за собственное культурно-историческое наследие. Кроме того, Сербская Православная Церковь в Косово постоянно сталкивается с проблемами незаконного использования или прямой узурпации ее имущества со стороны албанской общины», — констатирует Марко Якшич из Косовской Митровицы. По самым разным экспертным оценкам — причем как из Сербии, так и из соседней Албании, православных албанцев в Косово ничтожно мало. Однако внимание Приштины к религиозным объектам вполне понятно: древние храмы и монастыри региона включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, это популярные туристические объекты. И они принадлежат Сербской Православной Церкви. Пока… Идею создания Косовской автокефальной церкви выдвинули члены националистической албанской партии «Самоопределение» (Vemevendosje). На парламентских выборах 2017 года это движение заняло второе место, получив порядка 30 процентов голосов избирателей. Представители «Самоопределения» уже есть в действующих органах власти.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/13/se...

– А что сказать о состоянии нашей Церкви, когда у нас была революция? – Даже можно говорить раньше, не только про время революции. Мы знаем, что во времена Петра I было упразднено Патриаршество. Восточные Патриархи реагировали на это изменение Русской Церкви так: оставили пятое место не за Предстоятелем Церкви, которого не стало, а за коллективным главой Церкви: у нас появился Святейший правительствующий синод. Ему было усвоено пятое место, которое перешло к Святейшему Патриарху, когда Патриаршество было восстановлено в 1917 г. Шестое место в диптихе занимает Грузинская Православная Церковь. Она одна из древнейших, создана в IV веке, имеет автокефальный статус, правда, не сохранилось документов, свидетельствующих, каким образом она его получила. Здесь мы опираемся на церковное предание, знаем, что автокефальный статус ей предоставила Мать – Церковь, а таковой для нее является Антиохийская Православная Церковь. Седьмое место занимает Сербская Православная Церковь. Восьмое – Румынская, тоже Патриархат. Девятое – Болгарский Патриархат. Следующие Церкви не имеют статуса Патриархатов, поэтому далее следуют Епископии Кипра и Эллады, десятое место занимает Кипрская, одиннадцатое – Элладская, двенадцатое – Албанская Православная Церковь, тринадцатое – Польская, четырнадцатое – Православная Церковь Чешских земель и Словакии, и пятнадцатое – Православная Церковь Америки. Вот последние из перечисленных получили свои места в диптихе по хронологическому принципу: кто раньше получил автокефалию – тот выше стоит, кто позже – тот ниже. Последней получила автокефалию Православная Церковь Америки в 1970 г. При определении места Церкви в диптихе совершенно не важны ее размеры: сколько приходов, епархий, сколько верующих окормляются, и т.д. Т.е. учитываются самые разные обстоятельства – исторические, фактические, хронологические. Т.М.– Отец Игорь, а как влияет на взаимоотношения внутри сообщества Православных Церквей их положение в диптихе? – Как я уже говорил, из православной экклесиологии следует: все эти Поместные Церкви абсолютно равны между собой, равночестны и равноправны. Этот порядок, который я перечислил, носит условный характер. Но есть поползновения со стороны первой из этих Церквей, Константинопольской, трактовать эту привилегию быть первой в расширительном смысле. Это искушение побороло первую Римскую Церковь в свое время. К сожалению, с ним столкнулись и наши константинопольские братья. Пока эти попытки не вышли за рамки дозволенного и не нарушили православного единства.

http://pravoslavie.ru/50217.html

Нет возражений? Принято. На пленарных заседаниях председательствуют по очереди члены Президиума. 4 . Распределить повестку дня следующим образом: 9 июля, сегодня, заслушать доклады на тему «Папство и Православная Церковь », выдвинутые Русской, Румынской и Болгарской Церквами. Содоклад от Албанской Церкви на эту тему перенести в комиссию. Сегодня же заслушать доклады «Об англиканской иерархии», выдвинутые Русской, Болгарской и Румынской Церквами. 10 июля заслушать доклады: «О церковном календаре» и «Об отношении Православной Церкви к экуменическому движению», выдвинутые теми же тремя Церквами. Соответственно четырем основным темам повестки дня образовать 10 июля, в конце второго пленарного заседания, четыре комиссии для обсуждения указанных докладов, как было сказано, и для выработки резолюций по этим докладам. Все члены прибывших делегаций уже выразили свое желание принять участие в той или другой из четырех комиссий и список членов каждой комиссии мною будет оглашен завтра, равно как завтра будет принят и порядок работы в этих четырех комиссиях. Вопрос, дополнительно выдвинутый Сербской и Болгарской Церквами «О славянском монашестве на Афоне», и выдвинутый Сербской Церковью вопрос «О различии в обрядах разных Автокефальных Церквей» предлагается включить в 4-ю комиссию, занятую вопросом церковного календаря, и там, в комиссии, заслушать соответствующие доклады и принять по ним резолюции. Нет возражений? Принято. Значит сегодня, согласно принятому порядку дня, мы будем слушать доклады на тему: «Папство и Православная Церковь ». Вступительную речь скажет Святейший Патриарх Алексий. Речь Святейшего Патриарха Алексия Святейший Патриарх Алексий : Всечестные Архипастыри, отцы и чада Православных Церквей мира! От имени Священного Синода Русской Православной Церкви, от имени всех ее епископов, от имени всей Русской Православной Церкви, мы радостно приветствуем вас здесь, в сердце Православной Руси, в нашем престольном граде Москве. Ваше братское сердце само должно почувствовать всю духовную сладость бывшего столь редким доселе общения между архипастырями различных народов по крови и языку, но родных и единых по вере, по упованиям и по любви о Господе нашем Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010