В ответ на энциклику Константинопольского Патриарха Василия III по вопросу об объявлении в Албании Церкви автокефальной заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий вместе со Священным Синодом Русской Православной Церкви решительно заявил: «Осудив своих домашних самочинников... мы не можем относиться иначе и к другим самочинникам, кто бы они ни были и как бы лично к нашей Патриархии ни относились... Братский наш долг не поддерживать возникшее у соседей самочиние, хотя бы только нашим безразличным к нему отношением... или тем более поощрять его... Пока Албанская автокефалия не будет должным порядком признана Вселенским Патриархом... не возражавшим по существу против автокефалии, а только требовавшим, чтобы к ней шли законным путем, — запрещенные за самочиние албанцы остаются под запрещением и все... находящиеся с ними в общении молитвенном, будут раскольниками, отлученными от Церкви Христовой»3. Это заявление иерархов Русской Православной Церкви весьма характерно, так как оно показывает пример объективного отношения нашей Святой Церкви к историческим церковным событиям даже в то время, когда Константинополь допустил и продолжал допускать целый ряд антиканонических действий по отношению к русским церковным самочинникам как в пределах Советского Союза, так и (особенно) за рубежом. 7. Первый Устав Албанской Православной Церкви В организации Албанской Православной Церкви были сразу же обнаружены существенные недочеты. Весьма неудачными оказались те положения принятого в 1929 г. Албанским Священным Синодом первого Устава об управлении Церковью, в которых утверждался национальный характер Церкви. Так, ст. 3 Устава гласит: «Официальным языком Албанской Церкви является албанский». В ст. 16 Устава говорится: «Архиепископ, епископы, региональные архиерейские уполномоченные, великий эконом —митрофор, главный секретарь Священного Синода, а также клирики — помощники и заместители Архиепископа и епископов должны быть по крови и языку албанцами и албанскими подданными». К этому ст. 58 добавляет: «Все упоминаемые в ст. 16 клирики, находящиеся на служении Автокефальной Албанской Церкви, если не имеют перечисленных в вышеназванной статье качеств, с начала вступления в силу настоящего Устава лишаются церковного сана»4.

http://sedmitza.ru/lib/text/441219/

   Именно это и было решено 12 апреля сего года на одном из очередных синодальных заседаний, соборно нами утверждено и одобрено, о чем свидетельствует постоянно хранимый настоящий Патриарший и Синодальный Томос, составленный и списанный в кодекс нашей Великой Церкви Христовой, а также отдельно составленный и отосланный Высокопреосвященному Архиепископу Тиранскому и всея Албании, нашему во Христе возлюбленному Брату и Сослужителю кир, кир Христову, Председателю Святейшего Синода Святой Православной Автокефальной Албанской Церкви.    Да пребудет милосердие первого Великого Архиерея и Пастыря Христа Бога нашего с новоучрежденной братской Православной Автокефальной Албанской Церковью, да укрепит ее Господь Бог и сохранит в благополучии.    Пусть ведут ее вперед милость и благословение Господа ко славе Его Святого Имени, ко благу всей ее благочестивой полноты, а также к радости всех Святых Братских Автокефальных Церквей.    В год от Рождества Христова 1937, апреля месяца, в день 12.    Патриарх Константинопольский Вениамин    Халкидонский Максим    Дерконийский Иоаким    Прусийский Поликарп    Принкипонийский Фома    Сардинский и Посидийский Герман    Илиуполийский Геннадий    Феодорополийский Леонтий    Иринуполийский Константин    Христополийский Мелетий    Лаодикийский Доррфей    Эносский Герман»    Почти вся албанская иерархия была сменена. Архиепископом Тираны и всея Албании был поставлен Синодский епископ Христофор. В Константинополе были хиротонисаны епископы на Корчинскую и Аргирокастрскую кафедры.    Албанский Архиепископ должен был брать св. Миро в Константинополе и туда же обращаться с вопросами общецерковного характера.    О признании Албанской Православной Церкви автокефальной Константинопольская Патриархия окружным посланием известила прочие Поместные Церкви. 11. Церковь во время Второй мировой войны и после нее    В годы Второй мировой войны, когда Албанию оккупировала фашистская Италия, а затем гитлеровская Германия, многие священнослужители молодой Автокефальной Православной Церкви приняли непосредственное участие в борьбе с захватчиками. Активнейшим участником в национально-освободительном движении был архимандрит Паисий (Водица).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Албанская Православная Церковь считает, что первостепенное значение имеет единство Православия и энергичное свидетельство о Евангелии как среди традиционно православных народов, так и по всему миру. Остальные вопросы необходимо решать с помощью проницательного рассуждения, сугубой молитвы и терпеливого диалога. Вышеизложенные взгляды мы еще раз с большим уважением и любовью изложили Всесвятейшему Вселенскому Патриарху Варфоломею во время нашей недавней личной встречи на острове Крит. Последние события, которые Вы описываете в своем письме, к сожалению, увеличили напряжение и обеспокоенность. Да будет нам позволено заметить, что решение Русской Церкви прервать поминовение Вселенского Патриарха Варфоломея и приостановить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом, о чем было объявлено 14 сентября, опасным образом осложнило все дело и, прежде всего потому, что оно затрагивает суть православного единства — Божественную Евхаристию, во время которой мы возвещаем единство Православной Церкви и молимся о его сохранении. В отношении завершающей части Вашего братского письма мы заверяем Вас, что не прекращаем возносить горячие молитвы о единстве нашей Святой Церкви, которую ее Глава Господь наш Иисус Христос, «приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Однако у нас есть серьезные опасения, а имеет ли в данный период времени первоочередное значение то, что мы возвысим свой голос: предпочтительней мы считаем настойчивую просьбу избегать поспешных действий. Кроме того, «всеправославное обсуждение» украинской тематики, о которой мы говорили во время Вашего благословенного визита в Албанию, стало особенно затруднительным после того, как Русская Церковь разорвала общение со Вселенским Патриархатом. Кто возьмет на себя инициативу созыва Православных Автокефальных Церквей, когда прекращено поминовение Вселенского Патриарха? Какой будет повестка дня, как будут проходить работы? Каковы будут критерии принятия окончательного решения? В данных условиях желательно было бы запланировать для начала спокойный диалог между непосредственно заинтересованными сторонами с целью поиска общего решения, направленного на уврачевание ран многолетних безбожных гонений, расколов и стремительно наступающего прозелитизма. Если именно в таком направлении непосредственно заинтересованные стороны согласны на участие представителей и других Православных Автокефальных Церквей, тем лучше. Албанская Православная Церковь готова принять участие.

http://patriarchia.ru/db/text/5311574.ht...

Провозглашение автокефалии. Алб. церковные деятели, однако, не считали дело завершенным и стремились к достижению полной самостоятельности. В февр. 1929 г. еп. Виссарион вместе с находившимся в течение неск. лет в Албании еп. Виктором (Сербская Православная Церковь) без каких бы то ни было предварительных переговоров с К-полем, хиротонисали еще 3 епископов-албанцев. АПЦ, т. о., получила полноту своей иерархии. 4 епископа составили Свящ. Синод АПЦ, к-рый избрал еп. Виссариона своим председателем и Архиепископом всей Албании, возвел серб. еп. Виктора на Шкодринскую кафедру. Вслед за утверждением Свящ. Синода кор. Зогу Синод провозгласил АПЦ автокефальной, а ее предстоятель письменно уведомил о происшедшем др. правосл. Церкви. Греч. архиереи, представители К-польского Патриарха, были высланы из Албании. К-польская Патриархия отрицательно воспринявшая свершившееся в АПЦ, сообщила в телеграмме королю Албании: «Вселенская Патриархия... считает эти противоканонические рукоположения недействительными и не существующими; налагает на провинившихся наказания лишением чинов и прав, а также оставляет за собой полную свободу для защиты и сохранения церковного порядка, священнических институтов и авторитета канонических законов» (цит. по: Цанков). Патриархия обратилась также с окружным посланием к албан. правосл. пастве, в к-ром призывала ее избегать всякого церковного общения с низвергнутыми Патриархией епископами. О своих действиях в отношении АПЦ К-польская Патриархия поспешила уведомить правосл. Церкви, а Сербскую Патриархию просила принять строгие меры против еп. Виктора, участвовавшего в незаконном рукоположении. В ответ на окружное послание К-польского Патриарха Василия III по вопросу провозглашения Албанской Церкви автокефальной заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий вместе со Свящ. Синодом РПЦ решительно заявил, что, «пока Албанская автокефалия не будет должным порядком признана Вселенским Патриархом... не возражавшим по существу против автокефалии, а только требовавшим, чтобы к ней шли законным путем,- запрещенные за самочиние албанцы остаются под запрещением и все... находящиеся с ними в общении молитвенном будут раскольниками, отлученными от Церкви Христовой» ( Шабатин И. Н. Современные Православные Церкви, их положение, устройство и деятельность/МДА. [Загорск], 1963. Ркп.).

http://pravenc.ru/text/64036.html

Необходимо обратиться нам к Румынским церковным и гражданским властям вплоть, до Патриарха, чтобы помочь нашим братьям. 10. Болгарскай Церковь , находящаяся в разделении с греческой Церковью с 1872 г., после Великой войны, если не увеличилась пространством, то окрепла и развивается внутренно. Богословский факультет в Софии является сосредоточием высшего богословского образования не только для болгар, но частично и для лиц из других краев, в частности русских. Много сделано за последнее время в области духовного просвещения народа, прекрасно также стоит церковно-издательское дело. Болгарская Церковь находится в тесных, братских отношениях с Сербской Церковью, с которой имеет каноническое и литургическое общение, а также и с Русской Зарубежной Церковью. Остается лишь пожелать, чтобы поскорее были уничтожены все следы бывшей схизмы и было возстановлено полное общение со всеми Церквами, а Болгарская Церковь  возглавилась Первоиерархом с титулом, достойным Болгарской Церкви. 11. С амой молодой автокефальной Церковью является Албанская, получившая признание своей автокефальности в 1937 году. Она возникла из епархий Вселенского Патриархата, вошедших в Албанию и 10 лет тому назад провозгласила свою автокефальность, изгнав бывших в ней греческих митрополитов, за что была отлучена от общения с Вселенским Престолом. В настоящее время общение возстановлено и, по взаимному соглашению, поставлена новая албанская иерархия, признанная автокефальной. 12. Церковь Чешская после Великой войны имела сначала надежды на полный разцвет и духовное водительство всем Чешским народом. Несогласие по вопросу об юрисдикции и другия причины остановили массовое возвращение в православие чехов, которые образовали особую Церковь протестантского типа. Православная Церковь в Чехословакии входит ныне в состав Сербской Церкви и возглавляется епископом Моравским Гораздом. Кроме него в Праге проживает посвященный в Константинополе Архиепископ Пражский и всея Чехии Савватий. Всего в Чехии и Моравии несколько тысяч православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Запрещается вести религиозную деятельность или пропаганду». Выходить из подполья Церковь стала лишь в конце 80-х годов в связи с наступившими политическими изменениями в бывших социалистических странах. Но лишь в 1991 г. впервые с 1967 г. около трех тысяч православных в Албании собрались на пасхальное богослужение в единственном действующем в Тиране православном храме. Незадолго до этого Священный Синод Константинопольской Церкви назначил епископа Андрусского Анастасия (из Элладской Православной Церкви) Патриаршим Экзархом Албании. Назначение из-за рубежа объясняется тем, что в Албании не осталось в живых ни одного епископа. Благодаря деятельности Экзарха в Албанской Церкви были восстановлены канонические структуры — воссозданы приходы, рукоположены священники. В 1992 г. Экзарх стал Предстоятелем Автокефальной Албанской Церкви. Православная жизнь в Албании продолжает возрождаться и утверждаться. К особенностям устройства Албанской Православной Церкви в соответствии с ее Уставом, принятым на Поместном Соборе в Тиране с 5 по 10 февраля 1950 г., относится выборность духовенства при участии мирян10. Содержание Устава патриотично: «Наравне с развитием религиозного чувства, — говорится в ст. 4, — Православная Автокефальная Албанская Церковь должна прививать верующим чувства преданности власти народа Народной Республики Албании, а также чувства патриотизма и стремления к укреплению национального единства. Поэтому все священники и сотрудники Церкви должны быть албанскими гражданами, честными, преданными народу и Родине, пользующимися всеми гражданскими правами». Епископату предписывалось Уставом произносить следующую присягу: «Клянусь своей совестью перед Богом, что буду хранить веру и догматы, каноны и Предание Православной Церкви, верность народу Албанской Народной Республики и ее демократическим принципам, предписанным Уставом»11. До 1967 г. Церковь имела четыре епархии, из которых одна — Тирано-Дурресская—являлась митрополией. Ее Архиепископ — Митрополит одновременно состоял и ныне снова состоит Предстоятелем Албанской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/441219/

Константинополь обратился за помощью даже к Лиге Наций, но она отказалась рассматривать албанский вопрос, так как не занималась внутрицерковными вопросами. Надо заметить, что ни одна из Поместных Православных Церквей, в том числе и Русская, не поддержала незаконной автокефальности албанцев, считая албанских епископов самочинцами и раскольниками. В 1930 г. правительство А. Зогу выпустило декрет «О религиозных общинах», согласно которому все церковное имущество поступало в распоряжение местных властей, а не самих церковных общин. Священнослужители лишались избирательных прав. Непризнание Поместными Церквами автокефалии албанцев, усиленная католическая пропаганда и недоброжелательное отношение к Православию правительства Зогу поставили Албанскую Церковь в «полосу выживания». Архиепископ Виссарион объявил Албанскую Православную Церковь гонимой. В 1935 г. Архиепископ Виссарион добился аудиенции с А. Зогу. Албанский король дал обещание способствовать нормализации отношений Албанской Православной Церкви с Константинополем и улучшить положение Церкви в стране. В 1936 г. Архиепископ Виссарион подал прошение на покой. В апреле 1937 г. делегация албанского духовенства во главе с епископом Синадским Христофором (управлявшим Бератской митрополией) взяла на себя обязанность вести официальные переговоры с Константинополем о даровании законной автокефалии Албанской Церкви. В результате переговоров 12 апреля 1937 г. Вселенский Патриарх подписал Томос, признававший автокефалию Албанской Православной Церкви. Отныне во главе Албанской Церкви стоит Святейший Синод, возглавляющийся председателем – Архиепископом Тиранским и всей Албании, которым стал епископ Синадский Христофор (он был главой Церкви до 1949 г.). Об официальном признании автокефалии Албанской Православной Церкви Константинополь извести все остальные Поместные Православные Церкви. 13.3. Автокефальная Албанская Церковь Во время Второй Мировой войны Албания была оккупирована фашистской Италией, а затем нацистской Германией. Многие священнослужители Албанской Церкви приняли активное участие в борьбе с захватчиками. Одним их ярких представителей освободительного движения в Албании в годы оккупации был архимандрит Паисий (Водица). Горячий патриот своего народа, без колебаний вставший за свободу и независимость Албании, в 1942 г. он был избран членом Национально-освободительного Совета г. Колени, а в 1943 г. – членом Антифашистского совета и Генерального Национально-освободительного Совета Албании. В 1948 г. архимандрит Паисий был возведен в сан епископа Корчинского, а в августе 1949 г. стал предстоятелем Албанской Православной Церкви, возглавлявший ее до 1966 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интервью митрополита Волоколамского Илариона греческому агентству новостей «Ромфеа» 2 мая 2018 г. 19:13 Отвечая на вопросы греческого церковного агентства новостей «Ромфеа», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал о недавно состоявшемся визите Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Албанскую Православную Церковь, а также затронул тему религиозной ситуации на Украине. Ваше Высокопреосвященство, сейчас Вы находитесь в столице Албании Тиране, куда Предстоятель Русской Православной Церкви совершает свой первый визит. Как бы Вы могли прокомментировать его? Визит Святейшего Патриарха Кирилла имеет историческое значение, поскольку это первое посещение Предстоятелем Русской Православной Церкви пределов Автокефальной Албанской Православной Церкви. История отношений наших Церквей насчитывает многие десятилетия. Например, ровно 70 лет назад, в апреле 1948 года Албанию посещала делегация Русской Православной Церкви во главе с епископом Ужгородским и Мукачевским Нестором, который принял участие в епископской хиротонии архимандрита Паисия (Водицы), ставшего впоследствии Предстоятелем Албанской Православной Церкви. В связи с известными трагическими событиями в жизни Православия в Албании в XX веке эти отношения ослабли, но в последние годы они все более укрепляются: мы храним теплую память о многочисленных визитах Блаженнейшего Архиепископа Анастасия в пределы Московского Патриархата, последний из которых состоялся в конце прошлого года. Мы надеемся, что первый мирный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Албанию откроет новую страницу в истории взаимоотношений наших Церквей. Несколько дней назад Вселенский Патриархат принял к рассмотрению вопрос предоставления автокефалии в Украине. Как это решение было воспринято в Русской Церкви? С недоумением. О принятом решении даже не были извещены ни Святейший Патриарх Кирилл, ни митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. В опубликованном же сообщении говорится, что Синод «принял прошение о предоставлении автокефалии со стороны церковных и политических представителей многих миллионов православных украинцев». По официальной государственной статистике, каноническая Украинская Православная Церковь объединяет более двенадцати тысяч общин по всей Украине. Вдвое больше, чем у обеих групп украинского раскола, вместе взятых.

http://patriarchia.ru/db/text/5188855.ht...

Статья 84. Все печати, упоминаемые в параграфах 1, 2, 3, 4, 5, 6 статьи 83, имеют в центре крест. ОБЩИЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ЗАКОНЫ Статья 85. В отсутствие епископа главной епископии может быть избран тем же способом, что и епископ, выдающийся клирик, который будет называться " Главный заместитель Епископа " . Он во все время своего управления епископией в отсутствие епископа пользуется теми же правами, какими пользуется и местный епископ, как и правом являться членом Святейшего Синода, исключая только те полномочия, которые накладывает на епископа его сан. Заместитель также произносит " заверение " перед лицом Святейшего Синода. Статья 86. Заместитель епископа по заполнении вакантного епископского престола лишается прав управления данной епископией, однако, остается членом Святейшего Синода, обладая совещательным голосом. Статья 87. Члены Святейшего Синода, отстраненные по каким-либо причинам от своей священнической деятельности, продолжают иметь право на получение пенсии, за исключением только случаев, когда это отстранение связано с наказанием за антицерковную или антипатриотическую деятельность. Статья 88. Архиепископ в течение года по всем делам, не требующим внеочередного созыва Святейшего Синода и Смешанного Совета, может путем переписки испросить мнение и одобрение членов. Весь персонал Архиепископии и епископий, а также его права и обязанности утверждаются особым указом Главного Административного Уложения. Статья 89. При назначении окладов священникам и другим сотрудникам Православной Автокефальной Албанской Церкви руководствуются тем же критерием, что и при назначении окладов общественно-государственным деятелям и служащим, согласно соответствующим указам. Статья 90. Членам Советов за заседания выдается компенсация на основании соответствующих положений закона. Для членов Советов, не являющихся сотрудниками Церкви, компенсации выдаются Председательским Отделом Церкви, поскольку не существует указа о компенсациях этой категории сотрудников. Статья 91. Что касается архиереев, которые не имеют права на получение пенсии, то Церковь никоим образом не берет на себя ответственности за обеспечение им средств к существованию, если они не хотят идти в монастырь, назначенный им Святейшим Синодом.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010