3 . От Болгарской делегации – Митрополит Никодим. 4 . От Польской делегации – епископ Михаил. 5 . От Албанской делегации – г. Нико Димитрий Чани. 6 . От Чехословацкой – протоиерей Ч. Крачмар. 7 . От русских приходов в Болгарии – архиепископ Серафим. 8 . От Русской Церкви, кроме докладчика проф. B.C. Вертоградова, Митрополит Вениамин, епископ Гурий (содокладчик) и Л. Н. Парийский. Всего 11 человек Председатель – епископ Антим (Румынской Церкви) Секретарь – Л. Н. Парийский. III. О церковном календаре (а также о «славянском монашестве на Афоне» и о «различиях в обрядах в разных автокефальных церквах») 1 . От Антиохийской делегации – Митрополит Илия и архимандрит Василий. 2 . От Сербской делегации – Митрополит Иосиф и епископ Вениамин. 3 . От Румынской делегации – проф.-протоиерей П. Винтилеску. 4 . От Болгарской делегации – архимандрит Мефодий. 5 . От Польской делегации – протоиерей Евг. Наумов. 6 . От Албанской делегации – г. А. Любани. 7 . От Чехословацкой делегации – протоиерей Г. Новак. 8 . От Западно-Европейской делегации – Митрополит Серафим и протоиерей А. Сергеенко. 9 . От русских приходов в Болгарии – архиепископ Серафим. 10 . От русских приходов в Югославии – протоиерей Вл. Неклюдов. 11 .0т Голландской делегации – архимандрит Дионисий. 12 . От Китайской делегации – архимандрит Гавриил. 13 . От Русской Церкви, кроме докладчика А. И. Георгиевского , архиепископ Филипп, протоиерей Н. Бажанов и проф. С. В. Троицкий . Всего 19 человек. Председатель – Архимандрит Мефодий (Болгария). Секретарь – проф. С. В. Троицкий . IV. Экуменическое движение и Православная Церковь 1 . От Антиохийской делегации – Митрополит Илия и архимандрит Василий. 2 . От Грузинской делегации – Митрополит Ефрем и протодиакон Абохадзе. 3 . От Румынской – архиепископ Фирмилиан. 4 . От Болгарской делегации – Экзарх Митрополит Стефан и протоиерей В. Шпиллер. 5 . От Польской делегации – протоиерей А. Калинович. 6 . От Албанской делегации – протоиерей Л. Кономи. 7 . От Чехословацкой делегации – Б. Л. Черкес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тот же территориальный принцип не в полной мере приложим к автокефальным Поместным Церквям. Возьмем Грецию. Есть Элладская Православная Церковь , но при этом часть епархий на территории Северной Греции находится в юрисдикции Константинополя. То есть, если бы полностью реализовался территориальный принцип, то в таком случае, после изменения границ греческого государства, все епархии новых территорий должны были бы автоматически входить в юрисдикцию Элладской Церкви. Но Константинополь в данном случае поступил по-другому, отстаивая свои интересы. — Владыко, но все-таки ведь именно Константинопольский Патриархат давал автокефальный статут той же Элладской Церкви, Сербской , Болгарской , Албанской . — Возвращаясь к теме, имеет ли право Константинопольский Патриарх в одностороннем порядке предоставлять автокефальный статус Поместным Церквям, отвечу однозначно: не имеет! Для этого нет правил Вселенских Соборов, которые могли бы послужить руководством. А перечисленные Вами примеры вызваны тем положением, о котором говорилось выше: по решению турецкого султана Константинопольский Патриарх был главой всех православных в Османской империи. Напомню: что Болгария, Сербия, Албания и т.д. были завоеваны турками-османами и входили в состав Османской империи. И когда Константинопольский Патриарх давал им автокефалию (в большинстве случаев — с большой неохотой), то мог это делать именно потому, что многие столетия эти земли являлись сферой его деятельности по милости турецкого султана. Кстати, об Албанской Церкви. Существует переписка между Константинопольским Патриархом Вениамином и Александрийским Патриархом Николаем V по вопросу предоставления Патриархом Вениамином автокефалии Албанской Церкви. Александрийский Патриарх в своем письме прямо говорит, что вопросы автокефалии — это вопросы, выходящие за пределы юрисдикции Константинопольского Патриарха, и они должны решаться на межправославном уровне. Одностороннее решение Константинополя предоставить автокефалию, по мнению Патриарха Николая, подрывало традиционное устройство Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5738524.ht...

В середине 1920-х гг. переговоры с Константинопольской Церковью вновь возобновляются. В результате переговоров в 1926 г. Константинополь, наконец, утвердил автономию Албанской Православной Церкви. В ходе дебатов был составлен проект устава автономной Албанской Церкви, согласно которому: – Албанская Церковь состояла из 5 митрополий (Тиранской, Корчинской, Аргирокастрской, Бератской и Дурреской); – в столице Албании – Тиране – будет находиться резиденция митрополита Тиранского, который одновременно будет являться и Архиепископом Албанской Церкви, и председателем Синода, в который войдут все митрополиты; – кандидатуры Тиранского, Дурреского и Аргирокастрского митрополитов должны будут назначаться Вселенским Патриархом; на Корчинскую и Бератскую кафедры – назначаются соответственно митрополиты Иерофей и Христофор; – богослужебным языком является албанский. Но местное духовенство всеми силами стремилось к полной церковной независимости от Константинополя. В 1929 г. епископ Виссарион вместе с находящимся епископом Виктором (Сербская Православная Церковь ) без всяких соглашений с Константинополем, вопреки уставу, хиротонисал ещё трех епископов-албанцев. Таким образом, Албанская Церковь получила полноту своих иерархов. Епископы составили Синод Албанской Церкви, который избрал епископа Виссариона своим председателем и Архиепископом всей Албании. Вслед за этим Синод вновь провозгласил Албанскую Православную Церковь автокефальной. Греческие архиереи – представители Вселенского Патриарха – были высланы из Албании. Константинопольский патриарх Василий III резко отрицательно отнесся к действиям албанского духовенства. В телеграмме албанскому королю он указывал, что в Тиране произошли «нечестивые и неправильные рукоположения епископов», что Вселенская Патриархия считает их антиканоничными и недействующими. Константинополь обращался и к албанской пастве с требованием, чтобы она избегала церковного общения с низвергнутыми Патриархией епископами, чьи действия, по мнению Константинополя, не имеют духовной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статья 63. Умножение, продажа, управление церковной собственностью, а также контроль за исполнением всех решений по этому вопросу осуществляется на основании законных потребностей и указов Главного Административного Уложения Православной Автокефальной Албанской Церкви. РАСХОДЫ И ДОХОДЫ Статья 64. Расходы на содержание храмов состоят из добровольных взносов верующих и доходов самих храмов и монастырей. Жалованье же церковных служителей и сотрудников, а также ассигнования в центры епископий и Архиерейских Управлений составляют церковные доходы и дотации государства. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КЛИРА Статья 65. Правление Православной Автокефальной Албанской Церкви учреждает «Фонд обеспечения Клира», цель которого — оказывать помощь и назначать обеспечение всем клирикам Албании в случае нетрудоспособности, невозможности исполнять священнические функции и ухода в связи с этим на пенсию, а также и назначение пенсии семьям в случае смерти клирика. Статья 66. Фондами обеспечения клира распоряжается Смешанный Совет на основании указов Уложения. ОБУЧЕНИЕ КЛИРА, ЛЕКЦИИ И ИЗДАНИЯ Статья 67. Православная Автокефальная Церковь Албании обязана сохранять Священнические Школы для подготовки и обучения религиозных служителей. Статья 68. Указы об учреждении Средней Священнической Школы и об ее учебных программах определены специальным Сводом законов, составленным Святейшим Синодом и одобренным и утвержденным Советом Министров. Статья 69. С целью подготовки священников к исполнению их церковной миссии, а также для того, чтобы ввести их в курс современных проблем, связанных с деятельностью и назначением Церкви ко благу общества и народа, периодически организовываются лекции под председательством местного епископа, или его представителя, либо же под председательством специально уполномоченного архиерейского управляющего, но всегда под его непосредственной ответственностью. Статья 70. Перед организацией таких лекций необходимо заранее испросить разрешение властей, согласно существующему закону об общественных собраниях.

http://patriarchia.ru/db/text/134413.htm...

Статья 63. Умножение, продажа, управление церковной собственностью, а также контроль за исполнением всех решений по этому вопросу осуществляется на основании законных потребностей и указов Главного Административного Уложения Православной Автокефальной Албанской Церкви. Расходы и доходы Статья 64. Расходы на содержание храмов состоят из добровольных взносов верующих и доходов самих храмов и монастырей. Жалованье же церковных служителей и сотрудников, а также ассигнования в центры епископий и Архиерейских Управлений составляют церковные доходы и дотации государства. Обеспечение клира Статья 65. Правление Православной Автокефальной Албанской Церкви учреждает " Фонд обеспечения Клира " , цель которого - оказывать помощь и назначать обеспечение всем клирикам Албании в случае нетрудоспособности, невозможности исполнять священнические функции и ухода в связи с этим на пенсию, а также и назначение пенсии семьям в случае смерти клирика. Статья 66. Фондами обеспечения клира распоряжается Смешанный Совет на основании указов Уложения. Обучение клира, лекции и издания Статья 67. Православная Автокефальная Церковь Албании обязана сохранять Священнические Школы для подготовки и обучения религиозных служителей. Статья 68. Указы об учреждении Средней Священнической Школы и об ее учебных программах определены специальным Сводом законов, составленным Святейшим Синодом и одобренным и утвержденным Советом Министров. Статья 69. С целью подготовки священников к исполнению их церковной миссии, а также для того, чтобы ввести их в курс современных проблем, связанных с деятельностью и назначением Церкви ко благу общества и народа, периодически организовываются лекции под председательством местного епископа, или его представителя, либо же под председательством специально уполномоченного архиерейского управляющего, но всегда под его непосредственной ответственностью. Статья 70. Перед организацией таких лекций необходимо заранее испросить разрешение властей, согласно существующему закону об общественных собраниях.

http://drevo-info.ru/articles/21853.html

Тирана. Кафедральный собор. Фото: А.Г. Парменов/Православие.Ru Большую часть периода II Мировой войны территорию Албании оккупировали итальянские войска. Хотя около 70 % населения этой страны составляли мусульмане, там имелось довольно значительное количество православных верующих, прежде всего в южных, граничащих с Грецией, районах Албании. Крупные православные общины существовали и в городах центральной части Албании, в том числе в столице — Тиране. После провозглашения в 1912 г. независимости страны от Османской империи возникло движение за самостоятельность албанских православных общин от Константинопольского Патриархата. Решающую роль в этом сыграла албанская диаспора в Америке и Европе и, прежде всего, деятельность состоявшего некоторое время в юрисдикции Русской Православной Церкви митрополита Дурреса Фана Ноли (Феофана Стилиана Ноли). В 1908 г. он был рукоположен в Бостоне во иерея русским архиепископом Алеутским и Североамериканским Платоном (Рождественским), а в 1918 г. после монашеского пострига возведен в сан архимандрита и назначен епископом Канадским Александром (Немоловским) администратором Албанской православной миссии в Америке, входившей в состав Русской Православной Церкви. На II Всеамериканском Соборе 25-28 февраля 1919 г. в Кливленде была учреждена Албанская православная епархия в США (в которую вошли приходы штатов Новой Англии и Великих озер), а архим. Фан (Феофан Ноли) избран ее епископом. Однако благословения на эту хиротонию Патриарха Московского и всея России Тихона получить не удалось из-за невозможности установить с ним связь в послереволюционные годы. При активном участии архимандрита Фана 10-12 сентября 1922 г. в Берате состоялся так называемый «Великий Албанский православный церковно-народный Собор» с участием священнослужителей и мирян, на котором Албанскую Православную Церковь впервые провозгласили автокефальной и приняли ее устав. 18 сентября албанское правительство признало решение Собора, однако Константинопольский Патриарх Мелетий отверг предоставление автокефалии под предлогом того, что православное население составляет в Албании меньшинство, и через два месяца прислал в страну для разрешения вопроса своего экзарха по делам Албанской Церкви епископа Мелитопольского Иерофея.

http://pravoslavie.ru/37718.html

Кипрская Церковь и английское завоевание (1878 – 1960) 11.5. Развитие Кипрской Православной Церкви с 1960 г. по настоящее время Раздел V. Православие в Греции и Албании Глава 12. Элладская Православная Церковь 12.1. Элладская Православная Церковь до образования независимого Греческого королевства 12.2. Элладская Православная Церковь в XIX в. 12.3. Элладская Православная Церковь в XX в. 12.4. Греческая «Церковь истинных православных христиан» Глава 13. Албанская Православная Церковь 13.1. Христианство на территории современной Албании до начала ХХ в. 13.2. Борьба православных албанцев за церковную независимость 13.3. Автокефальная Албанская Церковь Раздел VI. Автокефальные Православные Церкви второй половины ХХ в. Глава 14. Польская Православная Церковь 14.1. Христианство в Польше до принятия Городельской унии 14.2. Положение православных в Польше после Городельского сейма до конца XVIII в. 14.3. Православие в Польше после присоединения её к России 14.4. Православная Церковь в Польше в 1918 – 1948 гг. 14.5. Автокефальная Польская Церковь и ее современное состояние Глава 15. Православная Церковь Чешских Земель и Словакии 15.1. Православие на территории Чехии и Словакии до XIX в. 15.2. Православие в Чехии в XIX-haчaлo XX в. 15.3. Положение Православия в Восточной Словакии: краткий обзор 15.4. Православная Церковь Чехии и Словакии в 1918 – 1951 гг. 15.5. Автокефальная Чехословацкая Православная Церковь во второй половине ХХ в. и ее современное состояние Глава 16. Православная Церковь в Америке 16.1. Основание Американской миссии. Деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова). Учреждение Алеутской и Аляскинской епархии 16.2. Православная Церковь в Америке в 1917 – 1970 гг. 16.3. Православная Церковь в Америке с 1970 г. и ее современное состояние Библиография     Введение Глава 1. Церковь Христова и ее природа. Автокефальные Поместные Церкви 1.1. Единство Церкви Христовой. Деление в Православии на Поместные Церкви Святая Соборная и Апостольская Церковь является Церковью Единой, представляющей собой целостный мистический организм – Тело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«даем Свое благословение на то, чтобы она управлялась отныне как духовная сестра и решала свои дела независимо и автокефально, сообразно чину и неограниченным правам других Святых Автокефальных Православных Церквей, признавая своею Высшею Церковною Властью Священный Синод, состоящий из православных канонических епископов в Польше, имеющий каждый раз Председателем Высокопреосвященнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши». О каком-нибудь праве высшего суда или апелляции к КП или его главенстве нет ничего. В 1937 году одна из самых малочисленных Поместных ЦерквейАлбанская – при получении автокефалии также обретает равноправные отношения с Константинополем и другими Церквами: «Эта Церковь, являющаяся нашей духовной сестрой, отныне осуществляет свое управление независимо и автокефально». В 1945 году Болгарская Церковь также именуется « духовной сестрой », и главой ее является не Константинопольский патриарх, а Болгарский Синод со своим предстоятелем: «Отныне она признана нашей духовной сестрой; пусть она управляет и учреждает свои дела независимо и автокефально в соответствии с порядком и суверенными правами прочих Православных Автокефальных Церквей, признавая своей верховной церковной властью Священный Синод, который состоит из архиереев и чьим Предстоятелем является Блаженнейший Митрополит Софии и Экзарх всея Болгарии». В 1990 году полная независимость и равные отношения декларируются и в отношении Грузинской Церкви: «Мы признаем Ее нашей духовной сестрой, которая обладает полномочиями управлять и вести внутренние дела самостоятельно и автокефально». При патриархе Варфоломее о равноправных отношениях Церквей уже не говорится Но с вступлением на Константинопольский престол патриарха Варфоломея (1991) формулировки томосов существенно меняются. В 1998 году в томосе Церкви Чешских земель и Словакии (ПЦЧиС) о равноправных отношениях речь уже не идет. Здесь впервые в документах столь высокого ранга КП декларирует свои претензии на всю мировую диаспору: «Все находящиеся в варварских землях, то есть все христиане, находящиеся вне границ Святых Патриарших и Автономных Церквей, находятся под духовной опекой исключительно великого престола Нового Рима».

http://pravoslavie.ru/127371.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АПЦ). Юрисдикция АПЦ распространяется на территории Албании. Появление христианства на территории Албании относят к апостольскому времени (см. ст. Албания ). С кон. IX в. Албанская Церковь находилась в юрисдикции Болгарской Церкви, с 1767 г. подчинялась К-польскому Патриархату. После провозглашения независимости Албании (1920) в стране началось движение за самостоятельность правосл. Церкви Албании. Мон-рь св. Власия близ Дурреса Мон-рь св. Власия близ Дурреса Движение за обретение автокефалии. 10-12 (19) сент. 1922 г. в Берате под председательством протопр. Василия Марко состоялся албан. правосл. Церковно-народный Собор, получивший в Албании название Великого. 11 сент. правосл. Церковь в Албании была провозглашена автокефальной. Собор избрал первым национальным епископом архим. Виссариона (Джувани), албанца, окончившего богословский фак-т Афинского ун-та (в момент избрания архим. Виссарион служил в одном из храмов Софии). На Бератском Соборе было решено готовить др. кандидатов в епископы АПЦ, Собор избрал Временный верховный церковный совет (ВВЦС), к-рому до образования Свящ. Синода АПЦ (18 февр. 1929) принадлежала верховная власть в Албанской Церкви. Возглавил Временный церковный совет свящ. Василий Марко. 18 сент. албан. правительство признало решения Бератского Собора. В нояб. 1922 г. в Албанию из К-поля в качестве Патриаршего экзарха по делам Албанской Церкви прибыл еп. Мелитопольский Иерофей. Он временно занял свободную Корчинскую кафедру. Решения Бератского Собора Патриарший экзарх не отверг и руководствовался указаниями ВВЦС. В 1923 г. сторонники автокефалии АПЦ начали офиц. переговоры с К-польской Патриархией. Патриархия не возражала против предоставления автономии, но не автокефалии и при этом настаивала на признании греч. языка языком богослужения в АПЦ. Албанцы категорически отказались выполнить это требование, и отношения с К-полем обострились.

http://pravenc.ru/text/64036.html

Его Блаженство напомнил о том, что Албанская Православная Церковь также пережила тяжелейшие гонения в XX веке. «Начиная с 1968 года, случилось нечто уникальное в мировой истории: официально в Конституции Албания провозглашалась абсолютно атеистическим государством, где самым насильственным и жесточайшим образом религиозная вера была похоронена на целых двадцать три года. В 1980-х годах все, кто наблюдал за происходящим, приходили к заключению, что Албанская Церковь окончательно исчезла с карты. Но, слава Богу, с 1991 года мы живем с дыханием и радостью Воскресения. Весьма широко известен тот факт, что Православная Автокефальная Албанская Церковь, восстановленная на единственно твердом основании, которым является Христос, продолжает развиваться в лучах пасхального света», — подчеркнул Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании. «С чувствами вседушевной братской любви и глубочайшего почтения мы встречаем Вас сегодня, Святейший Собрат, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и из глубины души желаем, чтобы молитвами и вдохновением святого Кирилла, имя которого носите, Вы продолжали свое церковное служение, опираясь на его богодвижимую премудрость и мечты. В Троице славимый Бог пусть дарует Вам многие лета жизни, здравие, пламенную веру и крестовоскресный образ мыслей, чтобы, водимый Святым Духом, Вы вели бы благочестивый русский народ к постоянному духовному плодоношению, излучая в современную эпоху свет Креста и Воскресения», — сказал в заключение Предстоятель Албанской Церкви. Далее прозвучало ответное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Ваше Блаженство, возлюбленные собратья-архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! Благодарю Ваше Блаженство и Священный Синод Албанской Православной Церкви за добрые слова приветствия и за любезное приглашение посетить албанскую землю. Здесь, в стране древнего христианского наследия, восходящего к трудам святого апостола Павла, в стране, где совершили свои подвиги священномученик Астий, епископ Диррахийский, святой мученик Иоанн Албанский и многие другие угодники Божии, где трудился выдающийся православный миссионер святой Косма Этолийский — с особой глубиной переживается атмосфера праздника Славного Воскресения Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И сей величественный кафедральный собор, зримый символ воскресения Албанской Православной Церкви, также освящён в честь Воскресения Христова.

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010