Задачи нашей Церкви в двадцать первом веке Священник Андрей Филлипс «Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. Услышу, что речет о мне Господь Бог. Яко речет мир на люди своя и на преподобныя своя и на обращающия сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его спасение Его. Вселити славу в землю нашу. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася; истина от земли возсия, и правда с небесе приниче. Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой». Псалом 84, 8-13 Введение В этом докладе я прежде всего хочу определить сущность нашей Церкви, во-вторых, определить природу мира в XXI веке, в-третьих, подумать, как нам можно жить в условиях этого мира, и, наконец, сделать выводы. 1. Наша Церковь Я считаю, что можно определить сущность нашей Церкви тремя словами. Православие Православие — ключевой элемент нашей сущности, это наше исповедание веры святой Руси. «Без Бога ни до порога», по словам преп. Амвросия Оптинского. Православие — наше крестоношение и поэтому наше воскресение, наше покаяние и поэтому наше спасение. Мы свидетельствуем о нашей вере перед инославием, но мы не компрометируем наше Православие. Оно свято. Приведу один пример. В прошлом году нас посетили три иеромонаха из Троице-Сергиевой Лавры. Они чувствовали себя дома именно в скромных храмах Русской Зарубежной Церкви, а не в других юрисдикциях, даже в своей собственной юрисдикции в Англии. Они сказали: «Вы, Русская Зарубежная Церковь, единственная надежда в нашей борьбе за очищение Русской Церкви от экуменизма». То есть, они почувствовали в наших убогих храмах тот дух, который определяет русское Православие уже больше тысячи лет, дух святой Руси. Для них, наша маленькая часть Русской Церкви является совестью всей Русской Церкви. Несмотря на все давление на Русскую Церковь, начиная с трагического низложения Патриарха Никона в семнадцатом веке, невзирая на все компромиссы и упадок Синодального периода и на лютое гонение при коммунистическом иге, в России Православие живет — и, как мы знаем, там некоторые надеются на нас. Удивительно, но наша ответственность за чистоту святого Православия распространяется далеко за пределы нашей Церкви, даже на другие Поместные Церкви.

http://pravoslavie.ru/514.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В Латвийской Православной Церкви совершена самочинная архиерейская хиротония 14.08.2023 659 В воскресенье, 13 августа, Высокопреосвященнейший Митрополит Александр в сослужении архиепископа Александра и преосвященнейшего епископа Иоанна за Божественной Литургией рукоположил архимандрита Иоанна (Липшанса) во епископа Валмиерского, сообщает пресс-служба Латвийской Православной Церкви. По окончании Божественной Литургии митрополит Александр обратился с поучением к новопоставленному епископу и вручил ему архиерейский жезл. Новый архипастырь преподал благословение многочисленным верующим, собравшимся в соборе. «80 лет Рига не знала таких событий, - отмечает пресс-служба Латвийской Православной Церкви, - несколько поколений верующих не видели такого торжества. Последний раз архиерейская хиротония в Риге была совершенна в 1943 году, когда был рукоположен Преосвященный Епископ Иоанн (Гарклавс), будущий хранитель Тихвинской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Что важно для всех нас, новый архипастырь Иоанн (Липшанс) стал первым в новейшее время Архипастырем латышом. Искренне желаем Владыке Иоанну помощи Божией в предстоящем ему высоком, многотрудном и ответственном служении, которые ему предстоит совершать на своей родной земле, среди родного ему народа. Просим всех наших прихожан молиться о новом епископе Латвийской Православной Церкви, иерархия которой пополнилась сегодня новым архиереем, что да послужит к дальнейшему укреплению нашей Святой Латвийской Церкви». «Все люди, искренне верующие и живущие в Церкви, любящие Бога и пребывающие в постоянной молитве, с большой радостью встретили это важное, доброе и необходимое событие нашей духовной церковной жизни», - отмечается в сообщении Латвийской Православной Церкви. Как справедливо напоминает в тлг-канале Центр «Хризма», Латвийская Церковь является самоуправляемой в составе Московского Патриархата. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, архиереи самоуправляемой Церкви избираются Синодом из кандидатов, утвержденных Патриархом Московским и Священным Синодом.

http://ruskline.ru/politnews/2023/08/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 13.02.2013 896 Время на чтение 28 минут Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года. ПОСТАНОВЛЕНИЯ Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) Вводная часть 1. Члены Освященного Архиерейского Собора возносят молитву Пастыреначальнику Господу Иисусу Христу, благодаря Его за милость к Своей Церкви и за сохранение ее в дни усиливающихся внешних соблазнов и искушений, направленных против церковного единства. 2. Архиерейский Собор одобряет деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Священного Синода, Высшего Церковного Совета, Межсоборного Присутствия, синодальных учреждений и комиссий в межсоборный период. Особое удовлетворение вызывает качественное развитие системной работы по исполнению решений Архиерейского Собора и высших органов церковного управления, при постоянном наблюдении со стороны Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода и Высшего Церковного Совета. 3. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании Среднеазиатского митрополичьего округа, а также о включении в число постоянных членов Священного Синода глав Митрополичьего округа в Республике Казахстан и Среднеазиатского Митрополичьего округа. Утверждается принятое Священным Синодом Положение о Высшем Церковном Совете. 4. Изучив результаты работы Межсоборного Присутствия в 2011-2012 годах, Освященный Собор принимает следующие документы: 5. Члены Собора положительно оценивают опыт применения Временного положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, принятого Архиерейским Собором 2-4 февраля 2011 года. С учетом предложений, поступивших из ряда епархий за истекший период, Освященный Собор принимает Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, в связи с чем следует считать упомянутое Временное положение утратившим силу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Состоялась интронизация Предстоятеля Чешской Церкви Прибывшую на торжества делегацию Русской Православной Церкви возглавил митрополит Иларион 10.02.2014 465 Время на чтение 3 минуты Вчера, 9 февраля, в Александро-Невском кафедральном соборе Прешова состоялась интронизация Блаженнейшего Митрополита Ростислава - нового Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии , сообщает Патриархия.ru. За Божественной литургией Митрополиту Ростиславу сослужили представители Поместных Православных Церквей, а также архиепископ Пражский и Чешских земель Иоаким, архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий, духовенство Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В торжествах интронизации также участвовала делегация Русской Православной Церкви. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла делегацию возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, которого сопровождали настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах протоиерей Николай Лищенюк, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и сотрудник ОВЦС А.А.Ершов. В торжествах также приняли участие архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор, епископ Львовский и Галицкий Филарет, клирики Мукачевско-Ужгородской и других епархий Московского Патриархата. Антиохийский Патриархат представлял архиепископ Филиппопольский Нифон, Польскую Православную Церковь - епископ Горлицкий Паисий, Православную Церковь в Америке - архиепископ Сан-Францисский и Западноамериканский Вениамин и настоятель Подворья Православной Церкви в Америке в Москве архимандрит Александр (Пихач). В алтаре молился игумен монастыря святого праведного Иоанна Русского Кассандрийской митрополии Элладской Православной Церкви архимандрит Тимофей. На богослужении также присутствовали представители государственной власти Словацкой Республики, в числе гостей были аккредитованные в Словакии иностранные дипломаты, в том числе посол Российской Федерации П.М.Кузнецов.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/10/so...

заседание Священного Синода Русской Православной Церкви ЦВ 11 (456) июнь 2011 /  9 июня 2011 г. 17:25 Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви: итоги 30 мая в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие митрополиты Киевский и всея Украины Владимир, Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Кишиневский и всея Молдавии Владимир, Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Луганский и Алчевский Иоанникий; архиепископы Берлинский и Германский Феофан, Петрозаводский и Карельский Мануил, Астраханский и Енотаевский Иона, Томский и Асиновский Ростислав. Церковные и церковно-общественные мероприятия Священный Синод заслушал сообщения Святейшего Патриарха Кирилла об участии Русской Православной Церкви в памятных мероприятиях, посвященных 25-й годовщине катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Члены Синода выразили благодарность украинской стороне за внимание и теплый прием, оказанные Патриарху и сопровождавшим его лицам, за участие в подготовке и проведении в Киеве международной конференции «После Чернобыля: общая боль, общая забота, общая надежда. Осмысление итогов и уроков катастрофы» и сочли необходимым дальнейшие общецерковные усилия, направленные на помощь людям, несущим на себе последствия катастрофы. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о состоявшемся первосвятительском визите на Украину, в ходе которого Предстоятель Русской Церкви посетил Донецкую и Харьковскую епархии, члены Священного Синода выразили благодарность священноначалию Украинской Православной Церкви и представителям государственной власти за внимание и теплый прием, оказанные Первоиерарху и делегации Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/news/zasedanie_svyas...

Избрание Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 8 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 Архиерейский собор Русской Православной Церкви 25 января 2009 г. 25 января 2009 года в Храме Христа Спасителя состоялся Архиерейский собор Русской Православной Церкви. В нём приняли участие 198 архипастырей. Перед началом заседания в Зале церковных Соборов участники Собора молились о упокоении приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за ли­тиёй, которую совершил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Члены Архиерейского Собора утвердили повестку дня, программу и регламент, предложенные Священным Синодом. Участ­ники заседания избрали также секретаря Собора, про­голосовали по составу редакционной, мандатной и счётной комиссий и утвердили порядок избрания Собором кандидатов на Московский Патриарший Престол. В этот же день состоялось тайное голосование; бюллетени для голосования содержали полный список возможных кандидатов. В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви кандидатами на Патриарший Престол могут быть епископы Рус­ской Православной Церкви старше 40 лет, обладающие высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления. По итогам голосования кандидатами стали Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калинин­градский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Архипастыри приняли также Определения “О подготовке Поместного собора Русской Православной Церкви” и “О кандидатах на Патриарший Престол”, одобрили Грамоту о созыве Поместного собора Русской Православной Церкви, утвердили Положение о составе Поместного собора, рассмотрели и предварительно одобрили для последующего утверждения Поместным собором ряд документов, касающихся организации работы Собора. Поместный Собор Русской Православной Церкви

http://pravmir.ru/izbranie-svyateyshego-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1-й том алфавитный том «Православной Энциклопедии», изданный в 2000 году, начинается с буквы «А». Первой статьёй, открывающей череду публикаций не только данного тома, но и всего монументального труда, является материал, посвящённый букве «А». Оканчивается том статьёй, посвящённой Константинопольскому Патриарху Алексию Студиту. 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 4-й том «Православной Энциклопедии» завершает публикацию статей на букву «А» и начинает череду статей на букву «Б». Открывает данный том статья «Афанасий», завершает в свою очередь, статья «Бессмертие». 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. Изданный в 2004 г. 7-й том «Православной Энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву «В».Открывает том статья, посвящённая Варшавской епархии Русской Церкви, завершает том статья «Веротерпимость». 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. Изданный в 2005 г. 9-й том «Православной Энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву «В».Открывает данный том обширная статья о почитаемой в России Владимирской иконе Божией Матери. Завершает издание весьма важная статья богословского содержания «Второе пришествие». 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 10-й том «Православной Энциклопедии», увидевший свет в 2005 г.,открывается статьей «Второзаконие» и заканчивается статьей «Георгий, сщмч., еп. Загорский». В 10-й том вошло 552 статьи. В этом томе заканчиваются статьи на букву «В» и начинаются материалы на букву «Г». 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 11-й том «Православной Энциклопедии», вышедший в свет в 2006 г., продолжает публикацию статей на букву «Г».Том открывает статья, посвященная священномученику Георгию (Архангельскому) — одному их тысяч новомучеников Российских ХХ века. Завершается том публикацией, посвященной Франциску Гомару, нидерландскому теологу-кальвинисту конца XVI – 1-й половины XVII в.

http://pravenc.ru/shop/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕМКОВЩИНЫ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ Особая единица в составе Галицко-Львовской униат. митрополии (Львовской церковной провинции), созданная для лемков Польши; существовала в 1934-1947 гг. 1934-1939 гг. Решение о создании Л. а. а. было обусловлено массовым переходом в Православие лемков-униатов, живших на территории совр. Подкарпатского и Малопольского воеводств Польши. Движение лемков за возвращение в Православие начал в 1911 г. свящ. сщмч. Максим Сандович , открывший домовый храм в с. Граб Дуклянского деканата (в Ясельском повете). В 1912 г. свящ. Максим был арестован, храм закрыт. Несмотря на это, правосл. возрождение постепенно распространилось на др. лемковские села: Оженна, Вишоватка, Длуге, Ждыня. Движение за воссоединение с Православием было подавлено австро-венг. властями в начале первой мировой войны. В сент.-нояб. 1914 г. свящ. Максим и его родственник - симпатизировавший Православию униат. декан Мушинского округа свящ. Петр Сандович - были приговорены к расстрелу военной администрацией; перешедший в Православие свящ. Михаил Юрчакевич из с. Чарна стал узником концлагеря. В янв.-мае 1915 г., когда вост. часть Лемковщины заняли российские войска, была сделана слабая попытка возродить правосл. движение - в Православие перешел униат. свящ. Иосиф Кодельский из с. Тарнавка. После отступления российских войск и начала новой волны репрессий русофильское и тяготеющее к Православию униат. духовенство было выселено, отдельные его представители репрессированы. Вновь правосл. движение приняло широкий размах после 1926 г. («Тылявская схизма»). Переход лемков в Православие в 20-х гг. XX в. был обусловлен конфликтом между униатским духовенством и паствой. Перемышльский еп. Иосафат Коциловский (1917-1947) и его окружение насаждали среди лемков «украинское национальное самосознание», политизировали церковную жизнь. В нояб. 1926 г. группа прихожан в селах Тылява и Тшчана (ныне Кросненского повета) перешла в Православие, протестуя против деятельности униат. свящ. Кирилла Коциловского, двоюродного брата еп. Иосафата, к-рого обвинили в попытках латинизации литургии и «чрезмерной приверженности идеям украинизации». В янв. 1927 г. по резолюции митр. Дионисия (Валединского) в указанных селах были открыты правосл. приходы, 25 мая 1927 г. открыты приходы в с. Крулёва-Руска (ныне Крулёва-Гурна) и Богуши Грыбувского повета Краковского воеводства. Первым руководителем правосл. миссии на Лемковщине стал священник галицкого происхождения Михаил Иваськив, назначенный настоятелем прихода в Тыляве; 18 нояб. 1927 г. он был приговорен к большому штрафу по обвинению в организации столкновения в селе с униат. общиной. К 1928 г. в Православие перешли общины храмов в селах Липна, Радоцына Горлицкого повета, Свежова-Руска и Свёнткова-Мала Ясельского повета, был образован правосл. приход в с. Чарна Горлицкого повета, настоятелем которого стал свящ. Михаил Грицай.

http://pravenc.ru/text/2463371.html

Мониторинг СМИ Война учебников Споры вокруг преподавания «Основ православной культуры» не утихают 04.10.2006 11:20 В ходе своего визита в Санкт-Петербург Патриарх Московский и всея Руси Алексий II однозначно определил позицию Русской Православной Церкви относительно преподавания «Основ православной культуры» (ОПК) в школах. Выступая 25 сентября перед преподавателями и студентами духовных школ города, Патриарх сказал: «История религий» не даст нравственного стержня человеку. Сейчас, когда попраны нравственные основы жизни, человеку нужно дать ориентиры, дать возможность изучать основы своей культуры». Алексий II подчеркнул, что «Основы православной культуры» – это «культурологический предмет» и что каждый образованный человек должен знать историю культуры своей страны. Такую позицию Патриарх озвучивал и раньше. Тем не менее в преддверии заседания Общественной палаты РФ, посвященного проблемам преподавания основ религии в школах, поддержка Русской Православной Церковью курса ОПК выглядит все более определенно и рельефно. Впрочем, этот рельеф все же подвержен некоторым изменениям. Выступая в целом за ОПК, Церковь корректирует свою позицию в зависимости от интенсивности общественной дискуссии. Если в феврале митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) призывал министра образования Андрея Фурсенко «не бояться того, что в школу придет священник», то теперь Патриарх заявил, что «мы не ставим вопрос о том, чтобы священники шли в школы». К полемике вокруг «Основ православной культуры» активно подключились и другие религиозные и общественные организации. В числе критиков введения курса как обязательного Совет муфтиев России (СМР). 26 сентября его позицию озвучил ректор Московского исламского университета (МИУ) Марат Муртазин. «Мы не против «Основ православной культуры» как факультатива, на добровольной основе, с согласия родителей. Мы тоже готовим учебник по основам исламской культуры. Но мы выступаем против введения этого предмета в государственной муниципальной школе в качестве обязательного. Это приведет прежде всего к ущемлению прав детей-мусульман», – заявил Муртазин.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О Совместной работе комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви 21 червня 2005 р. 11:36 Основываясь на общей православной вере в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и верности общему каноническому Преданию Русской Православной Церкви, действуя в соответствии с поручением, которое было сформулировано в ходе собеседований, состоявшихся под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Москве 17-18 мая 2004 года в ходе визита делегации Русской Зарубежной Церкви, возглавляемой Высокопреосвященнейшим митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром , Комиссия Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссия Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом на совместных заседаниях в Москве (22-24 июня и 17-19 ноября 2004 года), в Мюнхене (14-16 сентября 2004 года) и в Париже (2-4 марта 2005 года) подготовили проекты ряда документов, одобренных впоследствии Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Заявления «Об отношениях Церкви и государства» и «Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям» отражают общее понимание этих принципиальных вопросов как Русской Православной Церковью, так и Русской Зарубежной Церковью. Проект Акта о каноническом общении определяет канонический статус исторически сложившейся совокупности епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений Русской Зарубежной Церкви как неотъемлемой самоуправляемой части Русской Православной Церкви, действующей на началах, подобных тем, которые предусмотрены Уставом Русской Православной Церкви в отношении Самоуправляемых Церквей на территории Московского Патриархата. Вступлением в силу предлагаемого Акта восстанавливается полнота канонического общения внутри единой Поместной Русской Православной Церкви, возглавляемой Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Согласно разработанному проекту, Русская Зарубежная Церковь самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201537...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010