Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту присвоено звание почетного члена Санкт-Петербургской православной духовной академии 29 мая 2014 г. 11:41 28 мая 2014 года в продолжение официального визита в пределы Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Болгарский Неофит посетил Санкт-Петербургские духовные школы . Его Святейшество сопровождали: митрополит Видинский Дометиан, митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, митрополит Русенский Наум, генеральный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви , начальник Синодального богослужебного отдела архимандрит Дионисий (Мишев), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров) , а также генеральный консул Республики Болгария в Санкт-Петербурге П.Х. Несторова; со стороны Русской Православной Церкви — первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва , представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Святейшем Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь Представительства Русской Православной Церкви в Болгарии иеромонах Зотик (Гаевский), сотрудник ОВЦС А.Ю. Хошев. У парадного входа академии высокого гостя встречали ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий , учащие и учащиеся Санкт-Петербургских духовных школ. Святейший Патриарх Неофит в сопровождении владыки Амвросия проследовал в академический храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова и поклонился чтимой иконе Божией Матери «Знамение». Приветствуя Предстоятеля Болгарской Православной Церкви, архиепископ Амвросий отметил, что Его Святейшество хорошо знаком с системой духовного образования Русской Православной Церкви, поскольку обучался в аспирантуре Московской духовной академии . По словам владыки, Болгарию, ее народ и Церковь связывает с Санкт-Петербургскими духовными школами многолетняя дружба и сотрудничество: «В дореволюционный период кандидатские диссертации в Санкт-Петербургской духовной академии защитили почти тридцать студентов из Болгарии… Связь наших стран не прерывалась никогда — даже в трудные советские годы.

http://patriarchia.ru/db/text/3662917.ht...

СЕДЬМАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ВЫСТАВКА " ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ - 2001 " октября 2001 С 3 по 7 октября 2001 года в выставочном центре " Михайловский манеж " прошла Седьмая Всероссийская выставка " Православная Русь " . Духовно-просветительская значение выставки " Православная Русь " возрастает год от года благодаря участию в выставке Санкт-Петербургской епархии и Санкт-Петербургских духовных школ. С 3 по 7 октября 2001 года в выставочном центре " Михайловский манеж " прошла Седьмая Всероссийская выставка " Православная Русь " . Духовно-просветительская значение выставки " Православная Русь " возрастает год от года благодаря участию в выставке Санкт-Петербургской епархии и Санкт-Петербургских духовных школ. " РУСЬ ЕЩЕ ЖИВА... " В 1995 году, когда приснопамятный владыка Иоанн (Снычев) благословил устроить первую в России выставку " Православная Русь " , никто не надеялся, что она станет поистине всероссийской - и важным событием для почти всех епархий нашей Церкви. На одной из лучших выставочных площадок Петербурга каждый год встречаются участники из Москвы и Московской области, Центральной России, Северо-Запада, Урала, Сибири и даже Дальнего Востока. Открывая выставку, преосвященнейший Владимир (Котляров), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, назвал ее " счастливой, так как проходит она в седьмой раз " и посвящена 300-летию Петербурга. По словам правящего архиерея, она год от году становится все лучше. Отслужив молебен вместе с епископом Тихвинским Константином (Горяновым), ректором Санкт-Петербургских Духовных школ, владыка Владимир освятил все стенды и экспонаты выставки, не жалея святой воды и на собравшийся во множестве народ, нетерпеливо предвкушавший праздник. После молебна состоялся концерт: прозвучали духовные песни, с русскими песнями и плясками выступали народные коллективы. Дни выставки " Православная Русь " - это настоящий праздник для православных жителей не только Петербурга, но и всего Северо-Запада. Она замечательна неповторимо-нежной, сердечной атмосферой всеобщего родства во Христе, взаимопонимания, тихой радости: будто здесь все родные, свои собрались... А за пять дней здесь прошли тысячи петербуржцев и гостей города.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

Скачать epub pdf Дух Православия в нашем богослужении Ваше высокопреосвященство, Ваши преосвященства, Всечестные Отцы, Возлюбленные о Господе братия и сестры! Обдумывая, чему мне посвятить мое слово в нынешний высокоторжественный день, я остановился на теме «Дух Православия в нашем богослужении». Считаю эту тему особенно важной и жизненной в наше время. Не дерзая дать ответ на этот первостепенной важности вопрос своими собственными словами, я хочу попытаться осветить его словами Священного Писания и высоких духовных авторитетов. «Владеем сокровищем, которому цены нет» – говорит наш великий писатель христианин Н. В. Гоголь, столетие со дня кончины которого мы в нынешнем году вспоминаем («Выбранные места из переписки с друзьями»). Сокровище это – Православие. Сознаем ли мы все это, как сознавал это Гоголь? Ценим ли, как должно это великое сокровище, дорожим ли им? «О чудное, животворное, Божественное Православие, я вижу светлый образ твой!» – умиленно восклицает в своем вдохновенном дневнике великий праведник нашего времени о. Иоанн Кронштадтский . Так ли и нас умиляет Православие? Видим ли и мы светлый образ его? В чем же можем мы видеть этот образ Православия? Ярче всего и нагляднее всего вырисовывается он в нашем дивном, несравненном богослужении. «Если вы хотите видеть во всем небесном свете образ Православия нашей Церкви, – говорит тот же наш приснопамятный праведник, – прочитайте весь круг наших богослужебных книг, и вы увидите, какое это чудное учреждение на земле – не человеческое, а Божественное» (III, стр. 180). Было бы, однако, большой ошибкой думать, что Православие заключается только в одной внешности, в одних формально исполняемых богослужебных обрядах, как многие, к сожалению, думают. Но Православие и не в одних только догматах, как оторванных от жизни, холодных, отвлеченных истинах. Православие это не абстрактная философская система: оно не может быть сведено к одним лишь умствованиям, хотя бы и очень ученым и очень возвышенным. Православие все – в духе и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

(См. также по этой теме прот. (священномученик) Николай Добронравов. Участие клира и мирян на соборах в первые девять веков христианства//Богословский вестник. 1906, февраль. СС. 263-283, цит. по: На пути к Поместному Собору Русской Православной Церкви. Материалы к Архиерейскому Собору 2004 года. Сборник статей. М., 2004. СС. 236-256). Рассмотрим Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года), в которых пунктами 1-3 полностью и без каких-либо оговорок одобряется всё, что произведено при подготовке так называемого «Всеправославного Собора», включая опубликованные проекты документов, которые «в своём нынешнем виде» «не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви» (п. 3). Следует ли считать данные документы, причем в их подготовительном виде (проекты – готовились более 50-ти лет!!!), не нарушающими чистоту православной веры и не отступающими от канонического предания Церкви, как утверждается в указанных постановлениях Архиерейского Собора РПЦ 2016 г.? Не следует ли объявить об упразднении значения этих пунктов постановлений Архиерейского Собора РПЦ 2016 г., причем заявить об этом официально и во всеуслышание Церкви, без двусмысленности, дабы соблюсти декларируемую чистоту исповедания истины Христовой? Справка. В Постановлениях Архиерейского Собора РПЦ (29 ноября - 2 декабря 2017 года), пп. 38-41, рассматривается тема так называемого «Критского Собора» 2016 г., причём отмечено, что «Анализ документов Критского Собора, проведённый по поручению Священного Синода Синодальной библейско-богословской комиссией, показал, что некоторые из них содержат неясные и неоднозначные формулировки, что не позволяет считать их образцовыми выражениями истин православной веры и Предания Церкви. Это особенно относится к документу «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», который не был подписан 2/3 членов делегации Сербской Православной Церкви, а также отдельными архипастырям ряда других Поместных Церквей, принимавших участие в работе Собора на Крите, что свидетельствует о значительном разномыслии в отношении этого документа даже среди участников Критского Собора» (п. 39).

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/04/...

Состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном 18 ноября 2016 г. 15:32 18 ноября 2016 года в Патриаршей резиденции  Данилова ставропигиального монастыря  в Москве прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с  Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном , прибывшим в пределы Русской Церкви для участия в торжествах по случаю 70-летия Предстоятеля Русской Православной Церкви. Блаженнейшего Митрополита Тихона сопровождали члены делегации: епископ Санта-Розский Даниил, архимандрит Герасим (Элиел), протоиерей Назарий Полатайко, архидиакон Иосиф Матусяк и чтец Роман Осташ, а также канцлер Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке протоиерей Чад Хатфилд. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , управляющий  Патриаршими приходами в США   епископ Наро-Фоминский Иоанн , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , сотрудник ОВЦС Д.И. Петровский. Святейший Патриарх Кирилл тепло приветствовал гостя, сказав: «Благодарю, что Вы нашли возможность присоединиться ко мне в молитве в связи с круглой датой, которую я отмечаю». Святейший Владыка отметил значимость двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке. «Исторические истоки этих добрых отношений связаны с именами наших общих великих святых святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия и священномученика Иоанна Кочурова, напомнил Его Святейшество. Их имена в святцах обеих наших Церквей, мы молимся им, в том числе испрашивая их ходатайства пред Богом за процветание Американской и Русской Православных Церквей, за сохранение добрых отношений, которые у нас сложились». В этой связи Предстоятель Русской Православной Церкви упомянул о прошедшей 9 ноября в городе Кадоме (Рязанская область) конференции, посвященной преподобному Герману Аляскинскому, который родился в этом месте. В конференции приняли участие богословы, ученые из России и Соединенных Штатов Америки.

http://75.patriarchia.ru/db/text/4684715...

Том 2 → Аудио «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.» Еф. 2:20 . «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.» 1Тим. 3:15 . «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они.» 1Иоан. 4:1 . Содержание Введение. § 1. Долг православно-догматического Богословия. § 2. Понятие о христианских догматах, как предмете пра­вославно-догматического Богословия. § 3. Происхождение и раскрытие догматов в Церкви: источ­ники и образцы православно-догматического Богословия. § 4. Разные деления догматов и значение этих делений в православно-догматическом Богословии. § 5. Характер, план и метод православно-догматического Богословия. § 6. Первый период православно-догматического Богословия. § 7. Второй период православно-догматического Богословия. § 8. Третий период православно-догматического Богословия. Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. 1. О Боге в самом себе. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. § 10. Сущность и разделение православного учения о Боге в самом Себе. Глава 1. О Боге, едином в существе. § 11. Состав и порядок исследования. 1. О единстве Божием. § 12. Учение церкви и краткая история догмата. § 13. Доказательства единства Божия из Священного Писания. § 14. Доказательства единства Божия логические, какие употребляли святые Отцы и учители Церкви. § 15. Нравственное приложение догмата. 2. О существе Божием. § 16. Краткая история догмата, учение о нем Церкви и состав этого учения. § 17. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух. § 18. Понятие о существенных свойствах Божиих, их число и разделение. § 19. Свойства существа Божия вообще. 1. Беспредельность. 2. Самобытность ( αυτοσια, aseitas). 3. Независимость. 4. Неизмеримость и вездесущие. 5. Вечность. 6. Неизменяемость. 7. Всемогущество. § 20. Свойства ума Божия. 1. Всеведение. 2. Высочайшая премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О СИСТЕМЕ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ Est (Theologia) scientia, qua fides saluberrima, quae ad beatitatem veram ducit, gignitur, nutriur, defenditur, roboratur. Augustin., de Trinit. lib. XIV, cap. 1. § 152. Понятое о разных способах изучения Христианской веры и разделение этой части Христианская вера, составляющая предмет православного Богословия, всегда одна и та же по своему существу; источники, т. е. св. Писание и св. Предание, в которых содержится учение о ней, также всегда неизменны сами в себе. Но способ (метод) изучения Христианской веры на основании этих источников может быть различен. Можно изучать её, во-первых, непосредственно из св. Писания (разумеется, под руководством Церкви), изучать в том самом порядке, в каком следуют священные книги одна за другой, и в каком изложены в них все подробнейшие истины Божественного откровения: это способ изучения библейский. Можно изучать её, во-вторых, из писаний св. Отцов Церкви, как главнейших хранителей св. Предания, следуя хронологическому порядку происхождения этих писаний: это способ изучения патристический или отеческий. Можно изучать её, в-третьих, из тех исповеданий или катехизисов, которые предлагает Церковь , как образ здравых словес, и в порядке, в каком изложены в них истины веры: это способ изучения катехизический 750 . Наконец, можно изучать Христианскую Веру систематически. Имея в виду подробнее раскрыть понятие об этом последнем способе изучения Христианской веры, который один возводит Богословие на степень науки, вначале мы скажем о системе православного Богословия вообще, а потом о составных частях этой системы в особенности. ОТДЕЛ I. О СИСТЕМЕ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ ВООБЩЕ I. ХАРАКТЕР СИСТЕМЫ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ § 153. Понятие о ней Под именем системы православного Богословия (сообразно с общепринятым понятием о системе) должно разуметь такой способ изложения истин православной веры Христовой, по которому они представляли бы собой одно стройное целое, как бы один живой и совершенный организм. Для этого от системы православного Богословия требуется:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

II.14. Расколы на Украине О возникновении на земле Украины нового раскола (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви от 11 июня 1992 г., «Послание», абз. 1–10). Архиерейский Собор Русской Православной Церкви с горечью свидетельствует, что на земле Украины возник новый раскол. Причиной его стали действия бывшего митрополита Киевского Филарета, запрещенного в священнослужении Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви 27 мая сего года. Действуя в качестве церковного суда, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви рассмотрел иск, представленный украинскими епископами, заслушал показания свидетелей и признал митрополита Филарета виновным в жестоком и высокомерном обращении с епископами, священнослужителями и пасомыми, в нарушении данного пред Крестом и Евангелием обещания добровольно покинуть пост Предстоятеля Украинской Церкви, в хулении Архиерейского Собора, в незаконном совершении богослужений под запрещением, в том числе епископских хиротоний, в сознательном и явном учинении раскола в Церкви. Собор также констатировал, что личная жизнь митрополита Филарета вносит соблазн в среду верующих и дает повод для осуждения Православной Церкви со стороны внешнего мира. Архиерейский Собор, строго руководствуясь священными канонами, ПОСТАНОВИЛ: 1.      Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире; 2.      Считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с. г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с. г., незаконными и недействительными; 3.      Извергнуть из сана епископа Почаевского Иакова (Панчука) за соучастие в антиканонических действиях бывшего митрополита Филарета, лишив его всех степеней священства; 4.      Решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об извержении митрополита Филарета (Денисенко) и епископа Иакова (Панчука) из сущего сана и о лишении их всех степеней священства довести до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_82973.html 31 января 2011 Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1397210.html Официальный сайт РПЦ МП Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви было утверждено на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 27 июля 2009 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Киеве (журнал 55). Изменения в Положение внесены на заседании Священного Синода от 31 января 2011 года (журнал 1). Полнота власти в Церкви принадлежит собору епископов. Собор епископов принимает решения в силу полномочий, данных от Бога архиереям как преемникам апостолов: " Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их " (39-е Апостольское правило). Осуществляя церковное управление, епископы пребывают в единении с клиром и возглавляемым ими народом Божиим: " Где является епископ, там да будет народ " . Святитель Киприан Карфагенский утверждал: " Епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви " . Он же подчеркивал, что " Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере " , а своим пресвитерам свидетельствовал о принятом им правиле " ничего не делать по одному своему усмотрению, без совета вашего и без согласия народа " . " Смиренномудрие, и учение, и самая жизнь наша, – говорил святитель, – требуют, чтобы предстоятели, собравшись с клиром в присутствии народа... могли распорядиться во всем по общему соглашению " . Таким образом, Предание Церкви свидетельствует о важном значении соборности и советования епископата с полнотой церковной, ибо " кто слушает совета, тот мудр " (Притч. 12. 15; 24. 6). Одной из форм такого советования в Русской Православной Церкви является Межсоборное присутствие. I. Цели и задачи Межсоборного присутствия 1. Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.

http://religare.ru/2_82973_1_21.html

  разделы   рассылка  распечатать Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви (3-8 октября 2004 года). О внешней церковной деятельности Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата за период, истекший со времени Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, продолжал осуществлять и координировать многогранную внешнецерковную деятельность. Направления, методы и структура этой деятельности определялись Уставом Русской Православной Церкви, принятом на предыдущем Архиерейском Соборе, решениями Архиерейских Соборов, определениями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода. Согласно его Уставу, одобренному Священным Синодом в 1992 году, Отдел внешних церковных связей представляет Русскую Православную Церковь в ее сношениях с внешним миром, осуществляет ее связь с находящимися в Российской Федерации и за ее пределами Поместными Православными Церквами, инославными церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, правительственными, парламентскими и общественными организациями и учреждениями, средствами массовой информации, культурными, экономическими, финансовыми, туристическими и другими организациями. Отделом внешних церковных связей осуществляется также попечение о диаспоре Русской Православной Церкви, находящейся в разных странах. Отдел информирует Святейшего Патриарха и Священный Синод о событиях и мероприятиях, происходящих вне Русской Православной Церкви и затрагивающих ее интересы, представляет Святейшему Патриарху и Священному Синоду материалы и рекомендации для принятия решений, касающихся церковно-государственных отношений, отношений Церкви и общества. В рамках заботы о жизни нашей церковной диаспоры Отдел осуществляет в пределах канонических полномочий иерархическое, административное и финансово-хозяйственное управление епархиями, миссиями, монастырями, приходами, представительствами и подворьями Русской Православной Церкви за пределами ее канонической территории.

http://religare.ru/2_10585.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010