27. Вторник. Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра, митр. Крутицкого . Прп. Савватия Соловецкого. Прпп. Сергия и Никона Радонежских (службу зри 6 июля) . Служба мч. Каллистрата и дружины его не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы сщмч. Петра, митр. Крутицкого, в соединении со службой Октоиха (Б) и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Петра, митр. Крутицкого (В) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 1-й – 3, и мучеников, глас 8-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Прежде Честнаго Креста Твоего...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Избави нас...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Дево Всепетая...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богородице прилежно...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богородице прилежно...». Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мучеников на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – ин кондак мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Блудницу, и блуднаго аз...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси купина...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-10/

9. Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 7-й. Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца. Служба мч. Полиевкта не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава) (Б) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой свт. Филиппа и службой попразднства Богоявления (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава) (А) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 3, праздника, глас 8-й – 3 (см. в службе мч. Полиевкта), и святителя, глас 5-й – 4. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Радуйся и веселися...» , «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихиры праздника, глас 6-й (см. на стиховне вечерни в службе мч. Полиевкта, без стиховных припевов), и литийные стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й . «Слава» – святителя, глас 4-й: «Подобает граду Москве...», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Яко вредящих земных...» (см. на стиховне утрени в службе мч. Полиевкта). На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Яко светозарная звезда...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Одеваяйся светом...» (см. на стиховне вечерни в службе мч. Полиевкта). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание святителя и избранный псалом . «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 1-й: «Кровь твоя, мудре...»; седален святителя по 2-м стихословии, глас 5-й: «Преподобне и треблаженне...». «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Проповедует, отче...», «И ныне» – седален праздника (по выбору, см. по 1-м или по 2-м стихословии в службе мч. Полиевкта) или Богородичен Минеи, глас тот же: «Небесную дверь и кивот...» . Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-22/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Фото - Пресс-служба Архиерейского Собора Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви В своем выступлении митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рассказал о деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых в межсоборный период, а также довел до сведения участников Собора материалы к прославлению для общецерковного почитания новых святых. Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Благословите представить Вам результаты деятельности Синодальной Комиссии по канонизации святых в межсоборный период и обозначить некоторые проблемы, связанные с вопросами канонизации в Русской Православной Церкви. I. В межсоборный период Синодальная Комиссия по канонизации святых продолжала изучать материалы, поступавшие от Святейшего Патриарха и Правящих Преосвященных, касающиеся прославления в лике святых подвижников веры и благочестия. Основной объем нашей деятельности по-прежнему был связан с выявлением имен новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Пострадавших за Христа в годы гонений — бесчисленное множество, долгосрочный процесс изучения их подвига требует самоотверженной работы не одной только Синодальной Комиссии по канонизации святых, но и Преосвященных архипастырей, пастырей и мирян. Точное число пострадавших за Христа в годы гонений не поддается исчислению. Это объясняется тем, что гонения по продолжительности и по многообразию форм не имели аналога в истории всей Вселенской Церкви. Вслед за апостолом Павлом мы можем сказать: Недостанет мне времени, чтобы повествовать о… святых, которые… испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы… подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались… терпя недостатки, скорби, озлобления (Евр. 11, 32 – 37).

http://sedmitza.ru/lib/text/429934/

III. Богослужебные книги и отдельные чинопоследования К оглавлению Для совершения богослужения и священнодействий у нас существовал тогда уже полный круг богослужебных книг. Летописец волынский, перечисляя разные пожертвования на храмы Божии галицкого князя Владимира Васильковича, жившего еще в XIII в. († 1288), между прочим, говорит, что он пожертвовал в любомльскую Георгиевскую церковь: два Евангелия апракос, Апостол апракос, Прологи за все двенадцать месяцев, Минеи также за двенадцать месяцев, Триоди, Октоих, Ирмологий, Служебник, Молитвенник и еще особо молитвы вечерние и утренние . Здесь, конечно, перечислены не все богослужебные книги, а только главнейшие или нужнейшие, но в числе их стоят и такие, приобретение которых, по самой их обширности, было наиболее трудным. Но важнее для нас то, что мы и ныне можем указать в наших библиотеках, насколько они нам известны, более 50 Евангелий апракос, употреблявшихся в тот период, до 20 Служебников, более 10 Октоихов и Трефологиев, по 8 Апостолов служебных и Псалтирей, по стольку же Уставов церковных и Триодей постных, по 6 Требников и Триодей цветных, Минеи месячные за все двенадцать месяцев, а за некоторые месяцы по нескольку экземпляров; по одному, по два, по три, по четыре и более — Часословов, следованных Псалтирей, Шестодневов служебных, Паремейников, Параклитов, Канонников, Стихирарей, Ирмологов, Обиходов церковных и некоторых отдельных чинопоследований . Без всякого сомнения, не все церкви, особенно сельские и бедные, в состоянии были иметь у себя такое множество богослужебных книг, когда списывание их требовало много времени и уменья, а приобретение — значительных издержек. Подобные церкви неизбежно должны были ограничиваться самыми необходимыми книгами и могли обходиться, например, без многотомных месячных Миней, пользуясь только Минеями праздничными, или Трефологиями. Но церкви богатые, особенно кафедральные соборы и людные монастыри, могли приобретать себе все богослужебные книги, некоторых даже не по одному экземпляру.

http://sedmitza.ru/lib/text/435906/

I. О просвещении Грузии – светом Евангельской проповеди Грузия в глубокой древности была известна под именем Албании и Колхиды. Обе сии земли за несколько веков до Рождества Христова, заняты были одним многочисленным народом, поселившимся в промежутке их, именуемым у древних Географов Ивирами, Иверами и Иберами, по мнению Плиния и Страбона, от реки Иверы, протекающей из Кавказских гор в реку Кур. Посему страна сия, получив от сих название, доныне в Летописях Грузии именуется Ивериею.– Иверия , по Рождестве Христове, так как и прочия окрест лежащия страны, долго еще была омрачена тьмою идолопоклонства. Свет Евангельской истины возсиял уже в ней в начале четвертаго столетия, по предречению и благовестию о сей стране Ангела Господня, бывшему Пречистей Деве Марии. Ибо, как повествует Стефан Святогорец 1 , по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, когда Божественные Ученики с Мариею, Материю Иисусовою, находясь совокупно в Сионе, в одном месте и ожидая сошествия Утешителя, по повелению Господню, не отлучатися им от Иерусалима, но ждати обетования Отца, метали жребий, кому из них и в какой стране проповедовать Евангелие Царствия Иисуса Христа; то Преблагословенная Матерь Его, благоволила изявить Свое желание: „и Аз хощу, рекла Она, метнути Мой „жребий, яко да не без части и Аз буду; но „да имам страну, тоже Ми Бог подати изволит» Когда же Ученики со благоговением и страхом метнули жребий по желанию Богоматере; то и досталась Ей Иверская страна. Пречистая Богородица, по приятии жребия, и сошествии на Нее в огненном виде Святаго Духа, восприяла намерение отправиться в Иверскую страну; но Ангел Божий, явившийся Ей, возвестил волю возлюбленного Сына Её так: „не отлучайся ныне от Иерусалима , но пребуди зде до времени; страна, по „жребию Тебе доставшаяся, просветится светом Евангелия в последние дни, и владычество Твое пребудет тамо» – Что и исполнилось в четвертом столетии, как ниже сего изяснено будет. В царствование в Иверии Мириана, Персидского Князя, в 312 году по Рождестве Христовом, со знамением Спасительного Креста в руках, и с проповедию в устах о Распятом на нем, появилась в стране сей некая жена, украшенная воздержанием, целомудрием, и прославившаяся чудесами, именем Нона, по-грузински Нина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

LIV. Сущность сектантства (По учению слова Божия) Люди отпадают от истинной веры и общения с Церковью Христовой, т.е. становятся сектантами, раскольниками и еретиками, по различным побуждениям и причинам извращая и искажая истинный смысл Божественного Откровения. Неблагоразумная ревность как причина сектантства. Так, – одни оставили Святую Церковь Христову, в которой они были возрождены Духом Святым и освящены божественной благодатью, несомненно, по ревности о своём спасении, но их ревность не была управляема благоразумием и пониманием духа Христова учения. О таковых именно вожаках сектантства писал святой апостол Павел римским христианам: «Свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» ( Рим.10:2–3 ). В наше время сказанное апостолом можно отнести, например, к скопцам. Оскопляя себя ужасным членовредительством, они едва ли чем иным руководствуются, кроме слепой и неразумной ревности о своём спасении и целомудренной жизни. Люди жалкие, достойные сострадания и скорби! Если они способны на такую жертву, как самооскопление, то, может быть, некоторые из них были бы способны и на великие подвиги христианские, если бы обладали благоразумием и пониманием духа Христова учения!.. Гордость и высокомерие сектантских лжеучителей. Таковы те вожаки сектантства, которые отпали от веры и единения с Церковью Христовой по своей гордости, высокомерию, тщеславию, чрезмерному самомнению, честолюбию, а нередко и ради корысти, по любостяжанию. «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, – пишет апостол Павел ученику своему Тимофею ( 1Тим.6:3–5 ), – тот горд, ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми повреждённого ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких». По гордости же, высокомерию и заносчивости многие уклонялись и уклоняются от истинного пути ко спасению, думая, что они знают и понимают учение Божественного Откровения лучше и вернее, чем изъяснившие его мужи апостольские, отцы и учители Церкви Христовой. От такого высокомерия и самомнения апостолы часто предостерегали своих христианских слушателей и читателей. «Кто думает, что он стоит, – пишет апостол Павел коринфским христианам ( 1Кор.10:12 ), – берегись, чтобы не упасть». И римлян он увещевает от заносчивости и самомнения: «По данной мне благодати, – пишет он ( Рим.12:3 ), – всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». «Кто думает, что он знает что-нибудь, – наставляет святой апостол и коринфян ( 1Кор.8:2 ), – тот ничего ещё не знает так, как должно знать» («Вера и Раз.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

     По статистике МВД в Пасхальную ночь на службе в храмах Москвы побывали чуть менее 3% жителей столицы. Даже если учитывать, что не все верующие пошли на ночную службу, у кого-то маленькие дети, и многим пожилым тяжело ночью добираться до храма, все равно получается мало. Просто караул, как мало! Куда приятнее читать про 80%, называющих себя по опросам православными. Можно было эти проценты называть в любом контексте и всегда получалось красиво, а эти 3% в эпоху глобальной секуляризации, постмодерна и повального рынка, где религия тоже рассматривается как услуга, выглядят неубедительно и обидно. Одни по этому поводу стали писать разочарованные статьи, другие спорить с «неправильной статистикой», а третьи радостно заявлять, что вот, мол, мы говорили, что скоро это мракобесие с увлечением Церковью закончится! Раньше бы я наверняка стал переживать по этому поводу, а сейчас просто улыбнусь. Это совсем не то, когда утром диктор в новостях говорит: «Цены на мировом рынке на нефть упали на столько-то процентов!», вечером приходишь в магазин и любимая колбаса вдруг раз, и подорожала! Ты покупаешь и говоришь себе: «Ничего удивительного, что подорожала, ведь цены на баррель сырой нефть, как по телевизору говорили, упали на целых семь процентов!» Мы живем в глобальном обществе, и теперь для бабушки-соседки по подъезду с ее микроскопической пенсией стало важно, как дела на американском фондовом рынке и у саудовских шейхов с их нефтяными скважинами. Потому что колхоз, который продает бабушке молоко, сейчас может поднять на него цену, а потом спокойно сказать: «Что значит, почему стало дорого? Вы, что новостей не смотрите, цены же на нефть опять упали!» И дальше можно ничего не объяснять, мы с бабушкой уже согласны. Но со статистикой в отношении церковной жизни все это не работает. Для меня, обычного православного человека, который ходит в Церковь, по большому счету одинаково неважны ни радостные восемьдесят процентов, ни грустные три. Потому что Церковь – это единственное в мире место, которое находится здесь, на земле, но живет не по земным, а совсем по другим – небесным законам. Как сказал один святой, Царство Небесное будет победившим до тех пор, пока на земле хотя бы один человек будет исповедовать Христа. Весь мир может пасть и предать, но если один единственный человек будет стоять за Христа, с ним Царство Небесное победит. Это поднимает личность каждого человека на невероятную высоту и делает по-настоящему свободным от мира и его ловушек. Какое мне дело до того, если люди вокруг говорят, что солнца нет? Ведь я смотрю на солнце своими собственными глазами и греюсь в его лучах!

http://pravoslavie.ru/112983.html

  разделы   рассылка  распечатать Борис Клин Патриархальная семья. Предстоятель Русской православной церкви предложил свой комплекс мер по защите детей Источник:  Известия Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил руководству страны " Предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве " . Так называется этот документ, опубликованный на официальном сайте патриархии. Подготовлен он в связи с предстоящим обсуждением проблемы на заседании Госсовета. В нем и меры по поддержке многодетных семей, и идеи по организации работы детских домов. По некоторым высказанным Патриархом инициативам эксперты уже вступили в полемику. Его Святейшество считает нужным " приравнять труд матери по воспитанию детей к другому общественно полезному труду и выплачивать пособия по многодетности (при условии социальной адаптированности семьи) на уровне средней зарплаты для региона " . Оговорка о " социальной адаптированности " явно нацелена на то, чтобы такое пособие родители-алкоголики не могли пропивать. – У нас нет критериев " социальной адаптированности " , – говорит эксперт комитета по правам ребенка ООН Галина Семья. – Значит, их надо разработать. Но возможно ли это сделать по таким деликатным вопросам? Сам Патриарх настаивает на уточнении таких понятий, как " ненадлежащее воспитание " , " психическое насилие " . Адвокат Анатолий Кучерена заявил, что готов взяться за написание стандартов воспитания. Но ведь Патриарх одновременно настаивает на самостоятельности семьи в делах педагогических. – Как юрист, я должен выступать за то, чтобы критерии были установлены по всем вопросам, но не всегда это возможно в семейной жизни, – говорит депутат Госдумы Павел Крашенинников. – Без оценочных категорий не обойтись. Одновременно Крашенинников призвал не только задуматься над тем, кто, как и за какие деньги будет оценивать " социальную адаптированность " многодетных матерей, но и спросить правительство – есть ли на это средства, готова ли страна платить такие пособия.

http://religare.ru/2_82486.html

  разделы   рассылка  распечатать Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла об образовании Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы [ Патриарх : документы ] Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 июня 2009 года образованы Редакционный совет и Редакционная коллегия по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы. 1. Образовать Редакционный совет по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы в следующем составе: 1. епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации; 2. протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургский духовной академии; 3. протоиерей Виктор Потапов, настоятель Иоанно-Предтеченского собора Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Зарубежной Церкви; 4. протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; 5. архимандрит Иона (Черепанов), наместник Ионинского монастыря г. Киева; 6. иеромонах Димитрий (Першин), руководитель просветительских программ Всероссийского православного молодежного движения, руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи; 7. протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии – секретарь Редакционного совета; 8. Беглов Алексей Львович, научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук – по согласованию; 9. Вяземский Юрий Павлович – профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры Московского государственного института международных отношений (университета) – по согласованию; 10. Гайденко Пиама Павловна, член-корреспондент Российской академии наук, заведующая сектором философских проблем истории науки Института философии Российской академии наук – по согласованию;

http://religare.ru/2_66583.html

  разделы   рассылка  распечатать Филипп Щипков Идет подготовка к празднованию 100-летия канонизации Серафима Саровского Главным событием церковной жизни в 2003 году станет празднование 100-летия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского (1754/59-1833), который был канонизирован летом 1903 года. За сто лет, несмотря на жестокие гонения на Церковь, Серафим Саровский стал одним из самых почитаемых святых в России. Особенность празднования заключается в том, что оно будет иметь не только церковный, но и государственный характер. В 1903 году в прославлении Серафима Саровского принимал участие император Николай II. В нынешнем году в празднованиях, связанных с канонизацией Серафима Саровского, также примет участие первое лицо государства – президент Российской Федерации Владимир Путин. От лица Церкви празднование возглавит Патриарх Алексий II. Как считает епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий , такое внимание к юбилею объясняется тем, что преподобный Серафим Саровский востребован сегодня в России. Два связанные с именем преп. Серафима исторические места – Саров и Дивеево, которые находятся на территории епархии епископа Георгия, занимают, по его мнению, важное место в развитии российского общества, в укреплении государства и возрождении Русской Православной Церкви. Первые шаги по подготовке к празднованию на региональном уровне были сделаны за год до юбилея – в августе 2002 года. По инициативе губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева начала свою работу областная комиссия по подготовке юбилейных мероприятий. 25 февраля 2003 года Правительство РФ издало распоряжение, в соответствии с которым подготовка и проведение мероприятий, связанных с торжествами, поручается специально создаваемому с этой целью Организационному комитету. Сопредседателями комитета были назначены: со стороны государства – Сергей Кириенко , полномочный представитель Президента в Приволжском ФО, со стороны Церкви – митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) , Патриарший экзарх всея Беларуси. В состав комитета вошли Министр по делам национальностей В.Ю. Зорин, первый заместитель Министра по атомной энергии И.В. Боровков, первый заместитель Министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций М.В. Сеславинский, заместитель Министра экономического развития и торговли Ю.О. Исаев, первый заместитель Министра финансов А.В. Улюкаев, первый заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО А.Ю. Федоров, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Е.В. Бушмин, заместитель Министра культуры П.В. Хорошилов, председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике В.И. Гришин, главный федеральный инспектор по Нижегородской области А.А. Козерадский, президент Российской академии образования Н.Д. Никандров, а также губернаторы Курской и Нижегородской областей А.Н. Михайлов и Г.М. Ходырев.

http://religare.ru/2_2862.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010