Но вот исполинская растительность понемногу очистила атмосферу, и подготовились условия для развития животной жизни. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; птицы да полетят над землею по тверди небесной» ( Быт. 1:20 ). В силу этого Божественного изволения совершился новый творческий акт, не просто образовательный, как в предыдущие дни, а в полном смысле творческий, каким был и первый акт творения первобытного вещества – из ничего. Тут создавалась живая душа , явилось нечто такое, что не существовало в первобытном веществе. И действительно, Бытописатель здесь во второй раз употребляет глагол бара – творить из ничего. «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» ( Быт. 1:21 ). Шестой день Быт. 1:24–31 Вода и воздух наполнились жизнью, но третья часть планеты – суша оставалась еще необитаемой. Но вот настало время и для ее заселения. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» ( Быт. 1:24–25 ). Примечательно то обстоятельство, что всемогущее Слово Творца обращается к земле и призывает ее соучаствовать в творении животного мира. Как возникли многочисленные виды живых существ – это для нас остается тайной. Возможно, по воле Творца в процессе эволюции, одни виды животных порождали другие виды, а когда они получали генетическую устойчивость, эволюция видов прекратилась. Но это только научные предположения, которые требуют дальнейших исследований. Если и была какая-то эволюция в пятый и шестой дни творения, то это, конечно, не та эволюция, которую развивал Дарвин и его последователи. Палеонтология, например, знает многие экземпляры различных ступеней в развитии птиц и ни одного промежуточного вида между ними. То же надо сказать и о других живых существах. Все это дает нам возможность утверждать, что не миллионы лет требовались для перехода одноклеточного организма в более сложный, а творческое слово «Да будет». Именно по этой причине в мире живых существ происходили резкие изменения – появились новые виды. Итак, в шестой творческий день земля во всех своих частях была уже населена живыми существами. Мир живых существ представлял стройное биологическое дерево, корень которого состоял из простейших, а верхние ветви – из высших животных. Но это «дерево» не имело еще цветка, который бы завершал и украшал его вершину. Не было еще человека – царя природы. Но вот явился и он. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] подобию Нашему, и да владычествуют они над... всею землею... И сотворил Бог человека по образу Своему – по образу Божию сотворил его» ( Быт. 1:26–27 ). Так закончилась история шестидневного творения мира и человека. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма» ( Быт. 1. 31 ). Седьмой день

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Обещая людям Израилевым послать пастырей разумных и учительных, Господь Бог, как уже сказано выше, прежде всего указал на то, что Он даст им пастырей по сердцу Своему: " Дам вам, – сказал Он, – пастырей по сердцу Моему» ( Иер. 3:15 ). Что значит быть по сердцу Божию – это изъясняет апостол Павел, говоря от лица Божия о Давиде: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» ( Деян. 13:22 ). Итак, быть по сердцу Божию – значит исполнять все хотения Его. И когда Бог дал обетование послать пастырей по сердцу Своему, пасущих разумом и учением, то Он известил, что эти пастыри вместе с разумным учительством будут иметь и доброе житие, исполняя все хотения Его. Скажем еще: быть по сердцу Божию – значит любить Бога всем сердцем. Какое же знамение того, что кто-либо любит Бога всем сердцем? Это знамение указал Сам Христос, когда сказал Своими пречистыми устами: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин. 14:21 ). Знамение любви к Богу – это исполнение Его заповедей. И потому, когда Бог сказал, что пастыри будут по сердцу Его, Он указан и на то, что они будут любить Его всем сердцем, соблюдая Его заповеди. И если такими были пастыри в Ветхом Завете, то тем более теперь, в новой благодати, пастыри должны быть не только учительными словом, но и добродетельными по жизни, быть по сердцу Божию, исполняя все хотения Его, соблюдая заповеди по сердечной любви к Нему. Пастырю подобает быть боголюбивым. Сам Господь, желая поставить святого Петра пастырем словесных овец, прежде всего трикратно спросил его о любви, сказав ему: «Симон Ионии! Любишь ли ты Меня?» И когда Петр ответил Ему трикратно: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя», – Господь вручил ему паству: «Паси агнцев Моих, паси овец Моих», паси избранных Моих ( Ин. 21:15–17 ). Познается же любовь к Богу по добродетельной жизни, являя вместе со словом и жизнь пастыря. Но недостаточно пастырю быть учительным в слове и святым по жизни. Он еще должен иметь великое попечение о стаде, трудиться и быть бодрствующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но вот исполинская растительность понемногу очистила атмосферу, и подготовились условия для развития животной жизни. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; птицы да полетят над землею по тверди небесной» (Быт. 1:20). В силу этого Божественного изволения совершился новый творческий акт, не просто образовательный, как в предыдущие дни, а в полном смысле творческий, каким был и первый акт творения первобытного вещества — из ничего. Тут создавалась живая душа , явилось нечто такое, что не существовало в первобытном веществе. И действительно, Бытописатель здесь во второй раз употребляет глагол бара — творить из ничего. «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Быт. 1:21). Шестой день. Быт. 1:24–31 Вода и воздух наполнились жизнью, но третья часть планеты — суша оставалась еще необитаемой. Но вот настало время и для ее заселения. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» (Быт. 1:24–25). Примечательно то обстоятельство, что всемогущее Слово Творца обращается к земле и призывает ее соучаствовать в творении животного мира. Как возникли многочисленные виды живых существ — это для нас остается тайной. Возможно, по воле Творца в процессе эволюции, одни виды животных порождали другие виды, а когда они получали генетическую устойчивость, эволюция видов прекратилась. Но это только научные предположения, которые требуют дальнейших исследований. Если и была какая-то эволюция в пятый и шестой дни творения, то это, конечно, не та эволюция, которую развивал Дарвин и его последователи. Палеонтология, например, знает многие экземпляры различных ступеней в развитии птиц и ни одного промежуточного вида между ними. То же надо сказать и о других живых существах. Все это дает нам возможность утверждать, что не миллионы лет требовались для перехода одноклеточного организма в более сложный, а творческое слово «Да будет». Именно по этой причине в мире живых существ происходили резкие изменения — появились новые виды. Итак, в шестой творческий день земля во всех своих частях была уже населена живыми существами. Мир живых существ представлял стройное биологическое дерево, корень которого состоял из простейших, а верхние ветви — из высших животных. Но это «дерево» не имело еще цветка, который бы завершал и украшал его вершину. Не было еще человека — царя природы. Но вот явился и он. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] подобию Нашему, и да владычествуют они над… всею землею… И сотворил Бог человека по образу Своему — по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:26–27). Так закончилась история шестидневного творения мира и человека. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма» (Быт. 1. 31). Седьмой день.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

1 ст. Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, 2 ст. чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божий. Вооружиться мыслями о страданиях это значит освоиться с этою мыслью, убедить себя в необходимости осуществления этой мысли, быть всегда готовым к перенесению страданий. Ибо страдающий плотию перестает грешить, т. е. страдания тела полезны для нашей нравственной жизни, полезны для нашей души, закаляют ее, ослабляют в ней грех и даже ведут к победе над грехом и дают возможность остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. 3 ст. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям, мужеложству, скотоложству, помыслам, пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению. В славянском переводе в этом стихе встречается выражение „в козлогласованиях». Чтобы понять это выражение, нужно знать вот что: у язычников древних был бог Бахус, по нашему бог пьянства и распутства. В честь этого бога у язычников устраивались процессии, которые сопровождались пьянством, песнями, плясками и развратом. Апостол и напоминает своим читателям об этих языческих празднествах и говорит нм, что теперь они уже христиане и должны оставить свой прежний языческий образ жизни. Как христиане, вы теперь уже стали другими по образу своей жизни, оставили все греховное языческое. 4 ст. Почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас; 5 ст. они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Этому-то и дивятся оставшиеся в язычестве ваши родные, знакомые, дивятся перемене происшедшей в вас, дивятся тому, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. Но за свое злословие язычники не останутся безнаказанными, они дадут ответ Богу, Имеющему вскоре судить живых и мертвых. 6 ст. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. От этого суда Божия они никуда не могут скрыться, будут ли они живыми или мертвыми. Что смерть не спасет от суда Божия, это ясно следует из того, что Христос для того и сходил во ад и для того и мертвым благовествовал, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию жили по Богу духом. Т, е. Господом нашим Иисусом Христом, сошедшим во ад, – было возвещено всем умершим, в частности погибшим от потопа, что они заслужили смерть и по душе и по телу за свое непослушание Богу, за свою греховную жизнь. Но теперь для них открывается путь ко спасению, является возможность ожить духом, для этого только требуется с верою принять благовестие Христово, и, погибши плотью, жить для Бога духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Или, быть может, [Священное Писание] прикровенно называет «мертвыми» тех, кто «носит в теле мертвость Господа Иисуса» ( 2Кор. 4:10 ) и кому поистине, благодаря делам их, даровано божественное Евангелие (ибо Евангелие устанавливает отречение от плотской жизни и исповедание духовной); тех, кто всегда умирает по человеку, то есть для человеческой жизни во плоти и по веку сему, живет же по Богу одним только духом, подобно божественному Апостолу ( Гал. 2:20, 5:25 ) и его сотрудникам, живущим не собственной жизнью, но имеющим только живущего в них Христа. Так судятся плотию в веке сем мертвые Бога ради, подвергаясь многим скорбям, мукам и невзгодам и с радостью перенося преследования и тысячи видов искушений. Вопрос 8 Поскольку святой Иоанн говорит, что Бог «есть свет» ( 1Ин. 1:5 ), и спустя еще немного: «если же ходим во свете, подобно как Он во свете» ( 1Ин. 1:7 ), то каким образом Один и Тот же и называется [светом], и находится во свете, как иной в ином? Ответ . Бог, будучи истинно по сущности Светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нем путем добродетелей. Как все святые – это «свет по причастию» – через боголюбие оказываются в Свете по сущности, так и Свет по сущности становится через человеколюбие [Свое] светом «в свете по причастию». И если мы по добродетели и ведению находимся Боге, как в Свете, то и Сам Бог пребывает в нас, как Свет во свете. Ибо Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе. Или лучше: Свет есть Бог и Отец, [пребывающий] в Свете, то есть в Сыне и Святом Духе, существуя не как иной, иной и иной Свет, но как Единый и Тот же самый по сущности, а по образу бытия – Трисиянный. Вопрос 9 В каком смысле еще говорит святой Иоанн: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем» ( 1Ин. 3:2 )? Если еще не открылось, что будем, то почему святой Павел говорит: «Нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:10 )? Разве и он любомудрствует тождественным образом о том, «что мы будем»?

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

По доброй воле я принесу жертву Тебе, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо ( Пс. 53, 8 ). Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение ( 1Кор. 9, 17 ). Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор. 9, 7 ). Но можно постичь и разумом то, что если человек делает что-либо, даже добро, по принуждению, то не получает за это ни благодарности, ни награды. Например, разве не много добра делают солнце, луна, реки, поля, винограды, сады, скоты, однако все они не получают ни благодарности, ни заслуг, ни воздаяния, и только потому, что они делают это не по своей воле, а вынужденно, и не могут это делать по-другому, чем они делают. К тому же, добавим, подобно тому, как злые дела, если они не исходят из собст­венной и свободной воли, не заслуживают наказания, так и добрые дела не заслуживают награды, если не исходят из собственной и свободной воли. СКАЖЕТЕ: Младенцы в Вифлееме были убиты по принуждению и пострадали не по своей воле, а получили мученический венец. Следовательно, доброе дело может быть не добровольным, а вынужденным. ОТВЕЧАЕМ: Эти младенцы приняли венец по Божию благоволению и действи­тельно его не заслужили, так как пострадали не по своей воле. Они приняли венец Божий не по заслугам, а только за муки, так как Бог может дать вечную жизнь и не по заслугам. Ирод убил невинных младенцев, так почему Бог не может увенчать их и без заслуг? Разве злоба Ирода больше, чем Божия благость? К тому же мы говорили выше о том, что обыч­но происходит. А случай с младенцами и получением ими возмездия исключителен. СКАЖЕТЕ: Христос пострадал за нас по принуждению, ибо получил принужда­ющую заповедь от Отца, которую нельзя было не выполнить, и Сам сказал об этом: Сию заповедь получил Я от Отца Моего ( Ин. 10, 18 ). И снова: смирил Себя, быв послушным даже до смерти ( Флп. 2, 8 ). Страдания Христа, хотя и были по принуждению, однако имеют бесконечную ценность для того, чтобы мы могли заслужить вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Но нам предстоит вести речь не о таких делах, а о делах, совершающихся с верой во Христа и по Божией благодати. Претыкание девятое Оправдание и спасение даются верующим даром, по благодати, а не по де­лам. получая оправдание даром, по благодати Его ( Рим. 3, 24 ). И снова: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность ( Рим. 4, 4–5 ). И снова: Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело ( Рим. 11, 6 ). Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас. Божий дар (Еф. 2, 8). Исправление претыкающимся Это слово, даром, не следует понимать так, будто бы оправдание и спасение дают­ся только по вере, безо всяких добрых дел. Здесь сказано о том, что оправдание и спасе­ние даются даром по следующим причинам: ПЕРВАЯ: Временное по сравнению с вечным ничто. Поскольку добрые дела ис­ходят от Божией благодати, но сами по себе временны, а Небесная Слава вечна, то Не­бесная Слава дается как бы даром, ибо за временное дается вечное, и именно это имеет в виду Апостол: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим 8, 18 ). ВТОРАЯ: Ни Иудеи, ни Еллины за свои дела, совершенные до возникновения веры во Христа, не заслуживают оправдания и спасения. ТРЕТЬЯ: Если все, подлежащее оправданию и спасению, Божии дары, дающиеся даром, то такова и сама вера. Претыкание десятое Спасает одна только вера, безо всяких благих дел, ибо Сам Христос говорит на­чальнику синагоги: не бойся, только веруй ( Мк. 5, 36 ). Это слово, только, относится лишь к вере и не имеет отношения к делам. Исправление претыкающимся Здесь Христос говорит о чуде, которым дочь начальника синагоги была спасена от временной смерти. В таких случаях и мы охотно соглашаемся, что иногда достаточно одной веры для того, чтобы чудо свершилось, особенно, когда чудо совершается ради укрепления в вере, а не для демонстрации способностей чудотворца. Ведь и многие не­честивые творят чудеса, о чем говорит и Сам Христос: Не всякий, говорящий Мне «Гос­поди! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небес­ного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы про­рочествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф. 7, 21–23 ). Видите, противники, эти чудотворцы имели веру и творили чудеса ради укрепления веры, но поскольку не имели добрых дел, были отвергнуты от лица Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Читается в 17-ю неделю по Пятидесятнице 27. И преходщ тд по немъ идоста два слпца, зовща и глаглюща: помилй ны, сне двдовъ. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов Слепцы следовали за И. Христом и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов. Слепцы эти узнали от других о чудесах, которые совершал И. Христос, и уверовали в Него, как обещанного Мессию: так как выражение Сын Давидов, как они называли И. Христа, значит то же, что Мессия или Христос – помазанник. (Чит. 1 гл. 1 ст.) Помилуй нас, т. е. смилуйся, сжалься над нами исцели нас. Св. Златоуст замечает, что И. Христос большею частью исцелял больных только по просьбе, дабы не подумали, что Он из честолюбия ищет случаев творить чудеса, и чтобы показать, что исцеляемые Им были достойны исцеления. 28. Пришедш же въ домъ, пристписта къ нем слпца, и гла има врета ли, к мог сотворити; Глаголаста гди. Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи 29. Тогда прикоснс ихъ, гл: по вр ваю бди вама. Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. Христос не исцелил слепцов дорогою, когда они просили об исцелении с целью, испытать твердость их веры и сотворить чудо наедине в доме. С другой стороны, Он но хотел поощрять преждевременно наименование Его Сыном Давидовым, чтобы это не повело народ к восстанию в Его пользу против Римлян (Троиц. лист.). 30. И верзостас чи има: и запрет има гл: блюдита, да никтоже увсть. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал 31. на же прослависта по всей земл той. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той По совершение чуда над слепцами И. Христос запретил разглашать о чуде, вероятно, по тем же причинам, по которым запретил это исцеленному от проказы (чит. 8 гл. 4 ст.). Но исцеленные как бы не послушались Господа, прославиша Его (разглашали о Нем) по всей земле. Это они сделали, конечно, не по ослушанию, а по чувству благодарности (Феоф.): от избытка сердца говорили их уста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Читаем далее: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1: 24–25). В шестой день Бог творит животных. И тогда же – человека. Читаем о сотворении человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1: 26). Господь творит в один день и животных, и человека, но как по-разному Он делает это! Животных Он творит, говоря: «да произведет земля душу живую»; человека же творит совсем по-другому. Вспомним, что, разбирая первые стихи 1-й главы Книги Бытия, где говорилось о том, что вначале сотворил Бог небо и землю, я обратил ваше внимание на то, что тут есть прямое указание на Святую Троицу: имя Бога – Элохим – употребляется во множественном числе, и если эти слова переводить дословно, то будет так: «В начале сотворил Боги». А в стихе 26 русский Синодальный перевод это явно отражает: и сказал Бог не «сотворю», а «сотворим». В сотворении человека принимает участие вся Святая Троица: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему». Времени, когда человека не будет, – не будет, потому что Бог подарил человеку бессмертную душу Что было образом и что было подобием в человеке? Образ, как толкуют многие отцы Церкви, – это тот подарок, который Бог сделал нам с вами: наша бессмертная душа. Было время, когда человека не было, но не будет теперь времени, когда человека не будет. Бог был всегда, и, по слову святителя Григория Богослова, нельзя говорить, что Бог был когда-то или Он будет – Бог есть. Но было время, когда человека не было. Однако времени, когда человека не будет, – не будет, потому что Бог подарил человеку бессмертную душу – в этом образ. В чем же подобие? Бог подарил человеку свободную душу – не только бессмертную, но и свободную. Подобие состояло в том, чтобы человек своей свободной волей мог бы развиваться в Боге и достичь Бога настолько, насколько это возможно творению. Как пишет преподобный Макарий Великий, достичь Бога и стать богом – вот так, с маленькой буквы, но помня всегда, что Бог – Творец, а я – творение. Помня всегда, что Он – горшечник, а человек – горшок.

http://pravoslavie.ru/94061.html

7. Но чтобы кто по простоте или и из хитрости не предположил, будто бы Христос равночестен праведным людям, потому что Сам говорит: «восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему» ( Ин. 20:17 ), всего лучше наперед объяснить, что, хотя имя Отца одно, но сила значения сего имени различна. И зная, что «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» ( Лук. 2:49 ) и «Отцу вашему» Не говорит: ко Отцу нашему, но разделяет и именует сперва Отца Своего: «ко Отцу Моему», т. е. ко отцу по естеству, потом присовокупляет: «и Отцу вашему», т. е. Отцу по присвоению. Ибо хотя преимущественно сподобились мы говорить в молитвах: «Отце наш, Сущий на небесех» ( Мф. 6, 9 ), но это – даяние человеколюбия. Не как по естеству родившиеся от небесного Отца, именуем Его Отцем, но сподоблены говорить сие неизреченным человеколюбием, как благодатию Отчею чрез Сына и Святого Духа приведенные из рабства в сыноположение. 8. Если же кто хочет дознать, в каком смысле именуем мы Бога Отцем, то пусть послушает превосходного наставника Моисея, который говорит: «Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя» ( Втор. 3:26 ); и еще пророка Исаию: «но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей» ( Ис. 64:8 ). Благодать пророчественная весьма ясно изобразила, что именуем Бога Отцем не по естеству, но по благодати Божией и по присвоению. 9. А чтобы точнее узнать нам, что в Божественных Писаниях именуется отцем не один непременно отец по естеству, послушай, что говорит Павел: «Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор. 4:15 ). Павел же был отцем коринфян не потому, что родил их по плоти, но потому, что научил и возродил их духовно. Послушай и Иова, который говорит: «отцом я был для нищих» ( Иов. 29:16 ). Он наименовал себя отцом не в том смысле, что всех родил, но в том, что имел о них попечение. И Сам Единородный Сын Божий, во время крестного страдания пригвожденный плотию к древу, увидев Марию, матерь Свою по плоти, и возлюбленнейшего из учеников, Иоанна, сказал ученику: «се, Мати твоя», а Марии: «се сын Твой» ( Иоан. 19, 26. 27 ), поучая тем должной любви, а косвенным образом разрешая и сказанное у Луки: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лук. 2:33 ), за что хватаются еретики, говоря, что Христос родился от мужа и жены. Ибо как Мария – матерь Иоанну по любви, а не по тому, что родила его, так и Иосиф назван отцом Христу не за то, что родил Его (ибо, по словам Евангелия, «не знал Ее, как, наконец, Она родила Сын Своего первенца» ( Мф. 1:25 ), но за попечительность при воспитании.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010