Образ Божий Святость, или совершенство человека, связано у о.Иоанна с основным воззрением на «образ Божий», как на сущность человека. Человек подобен Богу. Человек – божественное существо. Эта мысль выражается у него многократно и во многих формах. Будучи сам законоучителем и проповедником, он, между прочим, говорил так: «Проповедники и законоучители часто упускают из виду прежде всего то, что показывает основу, на которой покоится связь людей с Богом. Эта связь – образ Божий, по коему человек – свой Богу, родной, близкий, друг, то есть праведно живущий. На этой основе покоится все богослужение, все таинства; на этой основе покоится величайшее таинство воплощения Сына Божия, жизни Его между человеками, страдании, смерти, воскресении, вознесении, втором пришествии и окончательном суде». Эту мысль я выскажу в разных формах. И прежде всего – словами Священного Писания , словами Библии, приведенными о.Иоанном. «Когда земля была уже украшена всеми родами неразумных тварей; тогда, – говорит Моисей, – «рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию... И сотвори Бог человека, по образу Божию, сотвори его: мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся, и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею; и обладайте рыбами морскими (и зверьми), и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земли» ( Быт.1:26–28 ). Итак, – говорит о.Иоанн, – человек создан «по образу и по подобию Божию»; создан для того, чтобы владеть земными тварями, быть зрителем дел Божиих, песнословить Бога... Кому это, братия, Господь Бог говорит пред сотворением человека? С кем советуется? Кто эти равные Творцу Лица, по образу Коих хочет Он сотворить человека? Это – два Лица Пресвятыя Троицы: Сын Божий и Святый Дух. Это Бог Отец говорит с Ними. Итак, братия, человек создан ПО ОБРАЗУ ПРЕСВЯТЫЯ ТРОИЦЫ. «Потому-то находят в человеке как бы некоторый отпечаток троичности Лиц Божественных: ум, слово и дыхание» (св. Ириней Лионский ). «И да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверьми, и скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земле». В этом (говорит о.Иоанн), между прочим, братия, состоит образ Божий в человеке: как Бог царствует над всем созданием – над небом и землею и над всеми живыми тварями, населяющими небо и землю; так и человек поставлен от Бога как бы царем земным или как бы наместником Царя Небесного. Это – первая черта образа Божия; хотя она ныне сильно исказилась в нас. Человек потерял весьма много власти над животными после греха, что весьма многие звери и гады теперь даже страшны для него. При всем этом есть и ныне еще некоторый остаток власти у человека над животными; по крайней мере и теперь, как говорит св. апостол Иаков, «всяко бо естество зверей же и птиц, гад же и рыб, укрощается и укротится естеством человеческим» ( Иак.3:7 ). И это делается силою ума и воли человеческой, которые составляют также черты образа Божия в человеке...

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Василий Григорович-Барский. Странствования по святым местам     Василий Григорович-Барский Странствования по святым местам     Значение книги Василия Григоровича-Барского «Странствования по святым местам Востока» Наконец, мы дождались издания замечательного произведения русской литературы первой половины XVIII века. Путевой дневник монаха-странника Василия Григоровича-Барского «Странствова ния по святым местам Востока» самобытно и литературно ярко продолжил древнерусскую традицию жанра «хождений» в смутное для православной веры и трудное для русской ду  ши «осьмнадцатое» столетие. Книга, «богатая историческими свидетельствами о святынях Востока, церковной жизни и светском быте посещенных им стран», — как справедливо сказано в аннотации, действительно представляет особый интерес для вдумчивого русского читателя. Автор «Странствования...» — Василий Григорович-Барский , личность не обыкновенная — неутомимый «пешеходец», проведший в па ломничестве почти четверть века. Он — уроженец Киева, студент Львовской Иезуитской Академии, из которой был изгнан, как православный выходец «из стран Киевских» и противник «кафо  лической римской церкви» — в апреле 1724 г. отправился из Польши в свое паломничество через Рим на Восток, которое за вершил в 1746 г. в Константинополе. В своих путешествиях он часто менял свое «прозвание»: назы вался иногда Барским, по родному городу своих предков; иногда по фамилии Беляевых, по-гречески — Плакою, по-латыни — Албовым; и по родине — Киевским. Во всех своих странствиях, начиная от Киева до последнего своего прибывания на Афоне, Василий Григорович-Барский постоянно вел об стоятельные записи своего путешествия:   «За утра же ... сидехом в дому и писахом книги путничества своего». История публикации текста «Путешествия...» также примечательна. По возвращении на родину Василий Григорович-Барский хотел пере  смотреть и исправить свои путевые записки, разложить по мес  там рисунки (он не только описывал увиденное, но и зарисовывал виды, планы и фасады примечательных мест и построек — ри  сунков и чертежей набралось около 150), но не смог: помешала скоропостижная кончина.

http://isihazm.ru/?id=721

Писатель послания, занимающего последнее место в ряду посланий соборных, есть Иуда раб Иисуса Христа, брат Иакова ( Иуд. 1 ). По свидетельству писания ( Деян.1:13 . сн. Мф.13:55 ) и древних святых отцов, 157 брат Иуда был у св. Иакова, брата Божия, первого епископа Иерусалимского. Таким образом сей Иуда был сыном Иосифа Обручника от первой его жены Саломии, дочери Аггея, брата Захариина. Сей Иуда в писании называется иногда Фаддеем ( Мк. 3:18 ), иногда Левеем ( Мф. 10:3 ), иногда Иудой Иаковлевым 158 ( Лук. 6:13–16 ; сн. Деян. 1 : 13). Фаддеем (с сиро-халдейского thed – сосцы млечные) назван св. Иуда, по замечанию св. Димитрия Ростовского , потому, что питал младенцев в вере своим учением, как млечными сосцами; Леввеем (сердце, мужество) назван по причине сердечной любви к Спасителю и мужества в апостольских подвигах; а Иудой Иаковлевым (или братом Иакова) сам именует себя по своему смирению, считая себя недостойным называться братом Господним по плоти, так как первоначально согрешил против него и неверием ( Ин.7 : 5; по мнению Феофилакта, упоминаемые в сем месте, братья суть дети Иосифа), и не братолюбием, по коему с двумя другими братьями не допускал Иисуса до участия в наследии родительском, тогда как Иаков принял Его в свое наследие и за это по преимуществу назван братом Божиим. 159 До вступление в апостольство Иуда занимался земледелием. 160 Был женат на Марии 161 и его внуки, или, по выражению Егезиппа, ιωνο были представляемы Домициану, когда он, вследствие распространения учения о пришествии Мессии, возымел опасение будто потомки Давида лишат его престола. 162 Евангелист Иоанн упоминает об одном вопросе, который предложил Господу сей Иуда на Тайной Вечери ( Ин.14 : 22). Некоторые западные писатели утверждают, что, по вознесении Господнем, сей Апостол Иуда ходил в Едес к Авгарю; но другие, приписывая это Фаддею из 70 учеников, об Апостоле Иуде утверждают, что он проповедовал Евангелие в Месопотамии, Палестине, Сирии, Персии и Армении; а в области Араратской, по наветам жрецов, повешен на крестном древе и сострелян стрелами. 163 Впоследствии св. тело его перенесено в Рим и находится во храме св. Петра. § 86. Подлинность

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Покаянный или Великий Канон св. Андрея есть замечательное произведение греческого писателя конца 7го столетия, св. Андрея, архиепископа Критского. На богослужениях этот канон читается по частям на повечерияхпонедельника до четверга включительно) первой недели Великого Поста, и полностью — в среду вечером на 5й неделе Великого Поста. (Примечание: На богослужениях “канонами” называются молитвенные последования, состоящие из 9ти “песней”). Молящиеся чаще всего слышат каноны на всенощных после чтения Евангелия. Каждая песнь канона начинается ирмосом и имеет известное количество тропарей. Ирмосы поются, тропари читаются. Обычно перед тропарями читается стих, соответствующий данному событию. Ирмосы канонов составлены по образцу девяти гимнов Священного Писания. Так, например, ирмосы первой песни канона составлены по образцу песни Мариамны, воспетой по переходе евреев через Чермное (Красное) море “Поем Господеви, славно бо прославися” ( Исх.15:1–19 ); ирмосы второй песни — по образцу молитвы Моисея, написанной в пустыне “Вонми небо и возглаголю,” (Второзаконие 32:1–44). Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту. Ирмосы третьей песни — по образцу благодарственной молитвы Анны, матери пророка Самуила “Утвердися сердце мое в Господе,” ( 1 Цар.2:1 ); ирмосы четвертой песни — по образцу молитвы пророка Аввакума, который видел Бога, грядущего с небесной горы “Господи, услышах слух Твой и убояхся,” ( Авв.3:2–20 ); ирмосы пятой песни — по образцу молитвы пророка Исаии, возвестившего рождение от Девы Еммануила: “От нощи утреннюет (бодрствует) дух мой к Тебе, Боже,” (Исаии 26:9–20); ирмосы шестой песни — по образцу молитвы пророка Ионы, находившегося три дня во чреве кита и потом выброшенного на сушу “Возопих в скорби моей к Господу Богу,” ( Ион.2:1–7 ); ирмосы седьмой и восьмой песни — по образцу гимна трех отроков в печи вавилонской “Благословен еси Господи, Боже отец наших… Благословите вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки,” ( Дан.3:26–72 ); наконец, ирмосы девятой песни — в подражание гимну пророка Захарии по поводу рождения пророка Иоанна Крестителя: “Благословен Господь, Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим,” ( Лк.1:46–55 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

Послесловие Быть христианином – значит не только знать Символ веры , не только регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться, но и жить по-христиански. А жить по-христиански – значит жить не по стандартам «мира сего», а по иным правилам и законам. Это предполагает готовность плыть против течения, требует духовного героизма, а в ситуации прямых гонений – исповедничества и мученичества. Иисус первым прошел по этому пути и Своим последователям не указал никакого иного пути. Старайтесь каждый день читать Евангелие – по главе, по зачалу 137 , или хотя бы по нескольку строк. Положите Евангелие на видное место (на рабочий стол, на прикроватную тумбочку) и обращайтесь к нему как можно чаще. Через это чтение Христос будет незримо присутствовать в Вашей жизни, Его живой голос будет звучать в Ваших ушах и откликаться в Вашем сердце. Евангелие – школа духовной жизни. Даже если Вы прочли тот или иной евангельский рассказ много раз и уже знаете его почти наизусть, он может неожиданно раскрыться для Вас по-новому. Хотел бы дать Вам совет, основанный на опыте многих людей: если у Вас есть полная Библия , не пытайтесь прочесть ее сразу целиком. Начните с Нового Завета: читайте сначала только четыре Евангелия, потом попробуйте почитать книгу Деяний апостольских и соборные послания. Прежде чем читать послания апостола Павла, обратитесь к Ветхому Завету и прочитайте из него первые две книги – Бытие и Исход. Потом вернитесь к Евангелиям и перечитайте их заново, а затем уже переходите к посланиям апостола Павла. Чтение Библии в таком порядке поможет Вам привыкнуть к ней, почувствовать ее внутренний ритм, уловить взаимосвязь между Ветхим и Новым Заветами. Далее Вы уже сможете самостоятельно путешествовать по Библии, выбирая для себя те книги, которые Вам интересны. Старайтесь каждый день читать Псалтирь – хотя бы по одному или нескольким псалмам 138 . В этой библейской книге содержатся самые разные молитвы – и скорбные, и радостные, и короткие, и длинные. Вся гамма молитвенных переживаний отражена в ней, и в каком бы духовном, эмоциональном или физическом состоянии человек ни пребывал, он всегда найдет в ней что-нибудь подходящее для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей И. Богоявленский " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) «Тайна сия велика» ( Еф. 5:33 ). Семья — это ячейка, из которой строится здесь, на земле, Церковь и Государство. Без благословения Церкви, без благодатного таинства не могут быть достигнуты цели брака. Каковы же цели брака? Хронологически первая и, по существу, главная цель брака, указанная еще при появлении первой жены, выражена Адамом в таких словах: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» ( Быт. 2:24 ). Как цель брака здесь указано объединение двух личностей в одну, объединение теснейшее («прилепится»), объединение «в одну плоть». Для того и первую жену Еву Бог сотворил из ребра Адама, чтобы при таком единстве природы они сильнее чувствовали в себе взаимную любовь и старались жить единою нераздельною жизнью. В библейском повествовании о сотворении человека обращает на себя внимание попеременное употребление по отношению к творимому человеку то единственного, то множественного числа: «сказал Бог: сотворим человека (единственное число) по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они (множественное число). И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (единственное число), мужчину и женщину сотворил их (множественное число) ( Быт. 1:26-27 ). Такое же необычайное употребление единственного и множественного числа в I главе Библии имеет место и по отношению к Богу. В еврейском тексте в I главе Библии имя Бога стоит во множественном числе; пред сотворением человека «сказал Бог (еврейский текст: «Боги» во множественном числе): сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Древние христианские писатели видели здесь указание на троичность Лиц в Боге при единстве Божеского естества. А так как человек был сотворен по образу Божию, то те же христианские писатели в попеременном употреблении по отношению к человеку то множественного, то единственного числа видели указание на множественность при единстве и в первом человеке: в нем было объединено мужское и женское начало, и в этом единстве и была его целостность и полнота.

http://azbyka.ru/semya/tajna-braka/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 16 августа 2024 года 3. Пятница. Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста. Прп. Антония Римлянина, Новгородского, чудотворца. Аллилуия. По Уставу, совершается аллилуйная служба (прпп. Исаакия, Далмата и Фавста), как в Петров пост (см. примечание 18 июня) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прпп. Исаакия, Далмата и Фавста не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Антония Римлянина в соединении со службой Октоиха (В) . А. На вечерне кафизма 15я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 6й – 3, и преподобных, глас 8й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Юница Нескверная…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Предстоящи у Древа…». По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». Кафизмы 19я и 20я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2й на 4, и преподобных на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3й песни – седален преподобных, глас 8й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос преподобных, глас 2й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Пригвоздихся убо…». По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

С.БАБУРИН: Основной смысл, прежде всего – преодолеть ту внутреннюю духовную культурную раздвоенность, которая, на наш взгляд, существует в российском обществе с 1918 г., когда Указом Совнаркома Юлианский календарь был отменен, и мы... безотносительно наших национальных традиций, культурных особенностей, вероисповедания. А религия в обществе играет, играла и будет играть очень важную роль – в любом обществе, не только в русском, не только в российском. Вот чтобы наконец у нас, как, допустим, у людей православных, Рождество Христово предшествовало бы Новому году, а не следовало за ним, мы предложили, чтобы с 1 января 2007 г. на территории РФ было введено летоисчисление по Юлианскому календарю. То есть, если напомнить радиослушателям, то есть, Новый год наступал бы по старому стилю, разница в 13 дней. Мы предлагаем ввести переходный период – после 31 декабря 2006 г. , благо закончится бюджетный год, в 13 дней, когда будет одновременно действовать и Юлианский и Григорианский календарь, а затем уже жить по нормальному, традиционному Юлианскому календарю. В этом отношении мы предполагаем, что указание календарной даты в документах о фактах, имеющих юридическое значение, возникающих в этот переходный период, с 31 декабря 2006 г. по М.ШЕВЧЕНКО скому календарю до 1 января 2007 г. по Юлианскому календарю, должно осуществляться одновременно по тому и другому календарю, как это имело место даже когда Петр Первый вводил Юлианский календарь в 1700 г., и как напоминают специалисты, сказал, что кто не согласен, может пользоваться обоими. И от исчисления Сотворения мира, и от Рождества Христова. Вот в этом отношении я хотел бы, чтобы мы, отвлекаясь от каких-то политических конъюнктур вспомнил, что такое календарь, насколько он условен, насколько по воле общества выбирать, откуда отсчитывать существование человечества, как год делить на дни, на месяцы – это и просто, и очевидно, и крайне сложно с учетом того. что я хочу напомнить, что, конечно, Тропический год, от которого отсчитывается по всем – и по Солнечному календарю, и по Лунному, и по многим другим , и в древности и сегодня, он составляет 356 дней, 5 часов 48 минут 46 секунд солнечного времени. И в этом отношении все календари неточны – какие больше, какие меньше.

http://religare.ru/2_24838.html

святой Макарий Нотара Скачать epub pdf «Отче наш, Иже еси на небесех» Воистину, братия мои, сколь велико милосердие Господа нашего и сколь неописуемо человеколюбие, кое явил и продолжает являть Он нам, неблагодарным и бесчувственным по отношению к Нему, нашему Благодетелю. Ибо не только воздвиг Он нас, скатившихся в грех , но и по своей бесконечной Благости даровал нам и образец молитвы, возносящий ум наш в горние богословские сферы и не дающей нам впасть снова по легкомыслию и скудоумию нашему в те же грехи. И потому, как и подобает, с самого начала молитвы, Он возносит ум наш в вышние сферы богословия. Он знакомит нас со Своим Отцом по праву естества и с Творцом всей видимой и невидимой твари и напоминает нам о том, что все мы, христиане, удостоились быть усыновленными Господом, и потому мы можем называть Его по Благодати «Отцом». Ибо, когда Господь наш Иисус Христос воплотился, Он даровал право всем, верующим в Него, стать чадами и сынами Божиими через таинство Святого Крещения, по словам евангелиста Иоанна Богослова: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». И в другом месте: «А как вы –  сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!». Значит, все верующие и православные христиане суть чада Божии по вере своей, по Благодати Божией. Иначе говоря, поскольку вы все – чада Божии, Господь и по Благодати Отец ваш послал Духа Святого Своего Сына в ваши сердца, таинственным образом взывающего из глубин их: «Отче, Отче наш». И посему Господь указал нам, как молиться нашему Отцу по Благодати, дабы пребывать вовек и до самого конца своего в Благодати Его сыноположения. Чтобы оставаться нам чадами Божиими не только в момент нашего возрождения в Таинстве Святого Крещения, но и в дальнейшем, на протяжении всей жизни и дел наших. Ибо тот, кто не живет духовной жизнью и не совершает духовных деяний, достойных вышеуказанного возрождения, но творит дела сатанинские, не достоин звать Бога Отцом. Пусть зовет он своим отцом диавола, по словам Господним, Который сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». То есть вы рождены на зло отцом вашим, сиречь диаволом, и хотите исполнять злые и порочные похоти отца вашего.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/tolkov...

сост. Ю.П. Зуев V. Свод законов Российской Империи (вероисповедная политика государства в системе СВОДА законов) В данном разделе собраны материалы, представляющие собой выдержки из сводов законов Российской империи, относящиеся к истории государственно-конфессиональных отношений в стране. В качестве источников использованы: 1. Свод законов Российской империи, издание 1857 года. 2. Свод законов Российской империи – все 16 томов, исправленные по Продолжениям 1906 и 1908 гг. И позднейшим узаконениям, в 4-х книгах. Составил и издал присяжный поверенный А.М. Нюренберг (М., 1910. Издание неофициальное). Многие статьи законов даются в последовательно расположенных двух вариантах: по изданию 1857 г. И изданию А.М. Нюренберга 1910 г. Том I. Часть I. Основные государственные законы (по изд. 1857 г.) Раздел I. О священных правах и преимуществах Верховной Самодержавной Власти V. О СВЯЩЕННОМ КОРОНОВАНИИ И МИРОПОМАЗАНИИ 35. По вступлении на престол, совершается священное коронование и миропомазание по чину Православной Греко-Российской Церкви. Время для торжественного сего обряда назначается по Высочайшему благоусмотрению и возвещается предварительно во всенародное известие. Примечание 1. Священный обряд коронования и миропомазания совершается в Московском Успенском Соборе, в присутствии высших государственных правительств и сословий, по Высочайшему назначению к сему призываемых. – Коронование Императоров Всероссийских, как Царей Польских, заключается в одном и том же священном обряде; депутаты Царства Польского призываются к участвованию в сем торжестве вместе с депутатами прочих частей Империи. Примечание 2. Император пред совершением сего священного обряда, по обычаю древних Христианских Государей и Боговенчанных Его предков, произносит в слух верных Его подданных символ Православно-Кафолические веры и потом, по облачении в порфиру, по возложении на Себя короны и по восприятии скипетра и державы, призывает Царя Царствующих в установленной для сего молитве, с коленопреклонением: да наставит Его, вразумит и управит, в великом служении, яко Царя и Судию Царству Всероссийскому, да будет с Ним приседящая Божественному престолу премудрость, и да будет сердце Его в руку Божию, во еже вся устроити к пользе врученных Ему людей и к славе Божией, яко да и в день суда Его непостыдно воздаст Ему слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010