Добившись ученой степени, П. отправился в Россию с намерением поступить там на службу. Он желал ученой деятельности. При открытии Киевского университета, он конкурировал на кафедру философии, но его работа была забракована Советской комиссией, и на киевскую кафедру философии в новом университете попал киевский же бакалавр духовной академии О. М. Новицкий (по рекомендации ректора Иннокентия Борисова) . Дерптскому университету П. представил просьбу, ходатайствуя «о случае и средствах проявить свои стремления и показать себя достойным дальнейшего поощрения». По защите диссертации ad veniam legendi adipiscendam под заглавием «De nexu, qui sensui cum ratione, quoad religionem spectant, intercedit», 1833 г. (О связи между чувственным и рациональным познанием, поскольку оба они относятся к религии, с эпиграфом из Августина «Nemo credit nisi volens» стр. 40), П. был принят в число приват-доцентов (или «частных преподавателей», как их тогда называли) Дерптского университета. Кроме того, И. пристроился на государственную службу в качестве секретаря Дерптского цензурного комитета. П., преподавая философию, выступил в помощь престарелому проф. Г. Б. Еше, когда-то любимому ученику Канта. Еше занимал кафедру с основания Дерптского университета (1802–1839 гг.). Когда Еше прекратил чтение лекции, Поссельту было поручено заведовать кафедрой, с вознаграждением. Поссельт читал по философии самые разнообразные дисциплины по разнообразным учебникам и даже в разном, подчас противоположном духе. Так, логику он читал то по Твестену, то по Гегелю-Геннингсу, то даже по Тренделенбургу (Elementa logices aristoteleae), психологию – то по Шейдлеру, то по Эрдману, или Фишеру, историю философии древней и новой то по Теннеману, то по Рейнгольду (новейшую – по Халибею), энциклопедию даже то по Гегелю, то по Гербарту. Кроме того, Поссельт читал еще философию религии по Пламму, эстетику по Громану, естественное право по Еше, метафизику по Эрдману, историю психологии по Рейнгольду, об отношениях философии и богословия по Титтману. Слушателями Поссельта были студенты двух факультетов – философского и богословского. Поссельт на кафедре не имел никакого успеха; его лекции считались «невероятными». Надо сказать, что П. не обладал ни внешними дарованиями оратора, ни преподавательским (для философии) талантом вообще. Да и самые философские воззрения его страдали неуравновешенностью и неустановленностью, как видно из вышеуказанных его метаний от одного философского направления к другому. Еше не рекомендовал его себе в преемники. И когда в 1844 г. выступил Поссельту сильный конкурент в лице талантливого Л. Штрюмпеля, убежденного гербартовца, то судьба П. была решена. Несмотря на то, что он 6 лет заменял профессора, на кафедру был избран Штрюмпель, блестящий оратор и специалист-педагог, а Поссельту пришлось искать себе другого места.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.С. Смыкалин Раздел III. Епархиальный суд. Глава I. О ведомстве епархиального суда 148. Епархиальному суду подлежат: 1) Люди духовного звания епархиального ведомства: а) по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения; б) по взаимным спорам могут возникать из пользования движимой и недвижимой церковной собственностью; в) по жалобам духовных и светских лиц на духовных лиц в обидах и нарушении бесспорных обязательств и просьб о побуждении к оплате бесспорных долгов. 2) Люди светского звания: а) по делам о браках, совершенных незаконно; б) по делам о прекращении и расторжении браков; в) по случаям, в которых нужно удостоверение действительности бракосочетаний и рождения детей в законном браке; г) по проступкам и преступлениям, подвергающим виновного церковной епитимии. 149. Люди духовного звания подлежат светскому суду в установленных присутственных местах: а) в делах между собой и светскими лицами тяжебных и исковых по неисполняемым договорам и обязательствам и по взысканию за нарушение прав ущербами, убытками и самоуправным завладениям; б) в случаях нарушения государственных постановлений, по которым существуют особые правила о судопроизводстве и взысканиях, как-то: в пристанодержательстве и укрывательстве беглых, в нарушении Устава в питейном сборе, в порубке лесов, в неисполнении карантинных и таможенных постановлений, и в) в тяжких уголовных преступлениях. Глава I. О проступках и преступлениях лиц духовного звания против должности, благочиния и благоповедения Отделение I. О порядке судопроизводства 135. Дела о проступках и преступлениях священнослужителей и причетников против должности, благочиния и благоповедения могут начинаться: по сообщениям присутственных мест или должностных лиц; по донесениям благочинных или членов причта; по прошениям прихожан; по жалобам от лиц духовных или светских; по замечаниям в клировых ведомостях; по сведениям, которые могут доходить до Епархиального Архиерея; и наконец по собственному признанию виновных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Выпущенное мной в 1891 году первое издание «Сборника духовных и гражданский законов по делам брачным и о законности рождения» давно уже разошлось. Продолжающиеся требования на Сборник заставили меня приступить ко второму изданию оного. Во втором издании сего Сборника весьма много исправлено и особенно дополнено. Исправлены цитаты узаконений по последним изданиям Сводов Законов, о степенях кровного родства и проч. Дополнения сделаны по узаконениям и распоряжениям Святейшего Синода последнего времени. Так: в отделе о расторжении браков по ссылке в Сибирь приведены (§ 80) Высочайше утв. 14 Дек. 1892 г. правила относительно расторжения браков лиц, ссылаемых в Сибирь по судебным приговорам, с лишением всех особенных прав и преимуществ; причем помещены последования после издания означенных правил разъяснения Святейшего Синода и Синодального Обер-Прокурора касательно расторжения сих браков по телеграммам и проч.; в отделе по искам о расторжении браков по прелюбодеянию и неспособности приведены весьма важные определения Св. Синода касательно: а) объявления Консисторских решений тяжущимся по сим делам; б) относительно вопроса о повальном обыске о проведении ответчиков по таким же делам; в) о случаях уклонения ответчиков по сим делам от явки в Консисторию для судоговорения и др.; в отделе (§ 53 п. б) о браке лиц новокрещенных приведено подлинником чрезвычайно важное определение Св. Синода 1892 г., разъясняющее порядок производства дел по ходатайствам новокрещенных из иудейства о дозволении им вступать в новые браки, в случае отказа их супругов, оставшихся в иудействе, продолжать супружество; в отделе о браках незаконных и недействительных (§ 17, п. б) напечатаны два циркулярных указа Св. Синода 1896 и 1897 гг. относительно требования объяснений от супругов вступивших в брак, предлагаемый незаконным, и о порядке объявления им Консисторских решений; а также приведено и разъяснение Синодального Обер-Прокурора касательно возбуждения Консисториями дел о незванных браках по безымянным доносам (§ 13, п. б); в отделе (§ 120) о выдаче метрических свидетельств приведены довольно подробно два сепаратных указа Св. Синода о случаях поступления в Консисторию просьб об изменении метрических записей о рождении детей, прижитых до брака и впоследствии узаконенных; а в отделе о браках по насилию и обману помещено решение Общего Собрания Кассац. Департаментов Прав. Сената по случаю брака, соединенного с обманом (§ 19 п. а). Отдел о расторжении браков по безвестному отсутствию одного из супругов разработан вновь, на основании Высочайше утв. 14 Янв. 1895 г. правил по сим делам и разъяснений, последовавших со стороны Св. Синода после издания означенных правил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Руководство по истории Русской Церкви Доброклонский, выдающийся церковный историк, значим прежде всего своим «Руководством по истории Русской Церкви». «Руководство по истории Русской Церкви» писалось как семинарский учебник, но, по сути, является фундаментальным трудом по истории Русской Церкви до XX века. Особенно, «Руководство по истории Русской Церкви» ценят за богатство фактического материалы, научную выверенность. Отец Георгий Митрофанов в своих лекциях оценивает «Руководство по истории Русской Церкви» Доброклонского как «наиболее подробную историю Русской Церкви от крещения Руси до 20 века. Учебник этот сухой. Но не просто так он получил ещё до революции премию мит. Макария (Булгакова). «Руководство по истории Русской Церкви» — одна из самых исчерпывающих по колличеству фактического материала и одна из самых научно выверенных книг по истории Русской Церкви. Хотя и напоминает справочник.» Николай Афанасьев, ученик Доброклонского, писал о его «Руководстве по истории Русской Церкви»: «Хотя это было руководство по русской истории для семинарий, но оно имело и большое научное значение. Впервые был использован огромный материал, особенно по истории синодального периода русской церкви». Александр Доброклонский Руководство по истории Русской церкви От автора Первые два выпуска моего Руководства по Истории Русской Церкви (в первом издании) Учебным Комитетом при Святейшем Синоде были одобрены в качестве учебного пособия по истории Русской Церкви для духовных семинарий (Церковный Вестник, 1887, 9) и удостоены премии Высокопреосвященного митрополита Макария. В отзыве Учебного Комитета о них между прочим говорится Труд Доброклонского заслуживает полного одобрения и, несомненно, полезен не только для учеников духовных семинарий, но и для самих преподавателей церковной истории в духовных семинариях, равно как и для всего русского православного общества как чтение по истории отечественной Церкви и содержательное, и увлекательное, написанное с достоинством, соответствующим высоте и важности предмета (Церковный Вестник. 1887, 10). Предлагаемое издание пополнено введением, кое в чем исправлено и изменено. Между прочим, оба выпуска, составлявшие прежде особые книжки, теперь соединены в одну с соответствующими перестановками. Введение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Некоторые вопросы иконоборцам, утверждающим, что Господь наш Иисус Христос неописуем по телесному образу Источник Скачать epub pdf 1. Если Христос состоит из двух естеств и пребывает в двух совершенных природах, то скажи, по какой он неописуем – по той ли, которая восприняла (Божественная), или по той, которая воспринята (человеческая)? И если – по первой, то Он будет описуем по второй, и наоборот. Если же Он (неописуем) по обеим, то как же это? Разве не из обеих образовалась одна сложная природа, при одном сложном и свойстве? Он может быть ни описуем, ни неописуем, но описуемо-неописуем, как составленный из двух и не совершенный ни по одному из двух. Если же это (так), то каким образом Христос не окажется по своей сущности отличающимся от Отца и от нас? От нас – по причине, что мы изобразимы по сложному телу, а от Отца – по той, что Он вследствие несложной природы никаким образом не может быть описуем. 2. Так как свойство каждой природы неотделимо от нее, в человечестве же Христа (заключается) описуемость, то, если Он не может быть изображаем по человечеству, очевидно, (описуемость) удалена. Если же она удалена, то куда перешла? Разве в природу Его Божества? Но если это (так), то Троица получила прибавление, принявши не принадлежащее ей по природе свойство, – а это невозможно. Если же она не сюда перешла, то где же она может находиться? Если же она уничтожилась, то по необходимости, вместе с нею, уничтожилась и ее природа, к которой это свойство относится, так как невозможно отделить одно от другого, – как согласно признается. 3. Неописуемое с описуемым (суть явления) или одного и того же порядка, или же различного. И если – одного порядка, тогда (пришлось бы признавать) и Бога-Слово одной и той же сущности с воспринятою плотью, так как Оно неописуемо. Ибо свойства того же самого разряда и одной и той же природы должны существовать неизменно. Если же (неописуемое и описуемое) суть различного порядка, то, во всяком случае, и Слово, будучи различной сущности по сравнению с плотью, в отношении ее, очевидно, и может быть описуемо; вообще, соответственно каждой сущности Божества Его и человечества, вследствие соединения принадлежащих им свойств двоякого рода, Оно есть описуемо и неописуемо, равно как видимо и невидимо, осязаемо и неосязаемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Полагал я, что вы, воистину твердо укрепившись, не отклоняетесь движением души от правого и благочестивого исповедания и надежды непорочной и безошибочной веры Христовой, благоговея перед Божией благодатью, призвавшей вас, и соединившей с живым, невредимым и непорочным телом святой, соборной и апостольской Церкви, и укрепившей уже разрушавшихся от губительной болезни заблуждения и неведения, и сделавшей вас полезными членами всеобщего тела Церкви, в которой провозглашается благочестивое, и правое, и истинное, и спасительное могучее учение апостольской веры, охватывающее собою всю поднебесную и постоянно присоединяющее недостающее, прибавляя его к уже собранному, и показывающее, что у всех, от края земли до края её, одна душа и один язык духа по единомыслию и единогласию веры, которую создавший людей Бог-Слово неизреченно принятием плоти, обладающей умной и разумной душой, а не переменой Божества ради людей став воистину человеком, одним из людей и подобным людям, но, разумеется, без греха – научил нас, людей, исповедовать и содержать, не отрицая ни одну из Его природ после соединения, или же после вочеловечения – ни Божественную, по которой Он Сам по Себе есть вечно Бог и единосущен Отцу и таковым пребывает, ни человеческую, по которой Он же ради нас воистину стал человеком, ибо человеколюбив, и по которой единосущен нам. Ведь Он и не переменился от того, чем был, и всегда будет Богом по природе, и того, чем стал – человеком, по нераздельному соединению с одушевлённой плотью – не изменил природу, ибо всё тот же есть Он и Бог, и человек – не названием одним и именованием будучи Богом и человеком, а действительно и истинно являясь в собственном смысле Богом и человеком, и по истине так именуясь. Единством обладает Он от соединения и единственностью по ипостаси, а не по природе, как учат Отцы, говоря: «Если обе и одно, то не природой – схождением» 222 , по которому ради нас, ибо человеколюбив, Он по устроению принял сложность, сохраняя без ущерба и после воплощения природную простоту, по которой пребывает единоприроден Отцу и единосущен. Ибо не тождественны Божество и человечество. Хоть и сделался человеком Бог-Слово, но человеком сделался умным образом по принятию плоти, соединившейся с Ним нераздельно по ипостаси. Поэтому и Бог Он же есть в собственном смысле, и человек, ибо и одно есть, и другим стал, и тем, и другим будучи полностью, не смешиваясь в крайней единственности ипостаси так, чтобы совсем отсутствовал логос различия, но и не разделяясь ненарушенной инаковостью природ, из которых составился, по которой из-за соединения никоим образом не уничтожился логос различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Аннотация Доброклонский, выдающийся церковный историк, значим прежде всего своим «Руководством по истории Русской Церкви». «Руководство по истории Русской Церкви» писалось как семинарский учебник, но, по сути, является фундаментальным трудом по истории Русской Церкви до XX века. Особенно, «Руководство по истории Русской Церкви» ценят за богатство фактического материалы, научную выверенность. Отец Георгий Митрофанов в своих лекциях оценивает «Руководство по истории Русской Церкви» Доброклонского как «наиболее подробную историю Русской Церкви от крещения Руси до XX века. Учебник этот сухой. Но не просто так он получил еще до революции премию митрополита Макария (Булгакова) . «Руководство по истории Русской Церкви» – одна из самых исчерпывающих по количеству фактического материала и одна из самых научно выверенных книг по истории Русской Церкви. Хотя и напоминает справочник». Николай Афанасьев , ученик Доброклонского, писал о его «Руководстве по истории Русской Церкви»: «Хотя это было руководство по русской истории для семинарий, но оно имело и большое научное значение. Впервые был использован огромный материал, особенно по истории синодального периода русской церкви». От автора Первые два выпуска моего Руководства по Истории Русской Церкви (в первом издании) Учебным Комитетом при Святейшем Синоде были одобрены в качестве учебного пособия по истории Русской Церкви для духовных семинарий (Церковный Вестник, 1887, 9) и удостоены премии Высокопреосвященного митрополита Макария. В отзыве Учебного Комитета о них между прочим говорится Труд Доброклонского заслуживает полного одобрения и, несомненно, полезен не только для учеников духовных семинарий, но и для самих преподавателей церковной истории в духовных семинариях, равно как и для всего русского православного общества как чтение по истории отечественной Церкви и содержательное, и увлекательное, написанное с достоинством, соответствующим высоте и важности предмета (Церковный Вестник. 1887, 10). Предлагаемое издание пополнено введением, кое в чем исправлено и изменено. Между прочим, оба выпуска, составлявшие прежде особые книжки, теперь соединены в одну с соответствующими перестановками. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Наркотики - субкультуры - секты - экстремизм - терроризм... Кто готовит социальные потрясения для России? Часть 1. Теория заговора или 24.09.2017 2019 Время на чтение 63 минут Вместо предисловия 1. Иван Ильин, «О России. Три речи», 1926-1933, София, изд-во «За Россию», 1934 год. «Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему улыбается, шутит, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует... Он по-своему возносится духом и кается. По-своему организуется. У каждого народа свое особое чувство права и справедливости, иной характер, иная дисциплина, иное представление о нравственном идеале, иной семейный уклад, иная церковность, иная политическая мечта, иной государственный инстинкт. Словом, у каждого народа иной, особый душевный уклад и духовно-творческий акт». И тут же: «Каждый народ имеет национальный инстинкт, данный ему от природы (а это значит - и от Бога), и дары Духа, изливаемые в него от Творца всяческих. И у каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие. Этим русским своеобразием мы должны дорожить, беречь его, жить в нем и творить из него: оно дано нам было искони, в зачатке, а раскрытие его было задано нам на протяжении всей нашей истории. Раскрывая его, осуществляя его, мы исполняем наше историческое предназначение, отречься от которого мы не имеем ни права, ни желания... Всей своей историей, всей культурой, всем трудом и пением своим каждый народ служит Богу, как умеет; и те народы, которые служат Ему творчески и вдохновенно, становятся великими и духовно ведущими народами в истории.»

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/25/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Потерянные в сети… Смартфоны и соцсети вбомбили Америку в каменный век Беспрецедентное падение оценок и знаний по чтению, математике и естественным наукам у подростков в США. 10.01.2024 160 Время на чтение 9 минут Истчоник: ФСК Национальный центр статистики образования (NCES) США провел исследование оценок по чтению и математике 13-летних школьников с октября по декабрь 2022–23 учебного года. Средние баллы 13-летних детей снизились на 4 балла по чтению и на 9 баллов по математике по сравнению с предыдущей оценкой, проводившейся в 2019–20 учебном году. По сравнению с 22012 годом средний балл снизился на 7 баллов по чтению и на 14 баллов по математике. По сравнению с 2020 годом показатели и чтения, и математики (кроме «отличников») снижаются по всем процентилям; причем в верхних процентилях («отличники и хорошисты») снижение не столь сокрушительное, как в нижних (например, в математике снижение варьировалось от 6–8 баллов для учащихся со средним и высоким уровнем успеваемости до 12–14 баллов для учащихся с более низкими показателями успеваемости). Наименьшее обрушение баллов у детей белых родителей (например, по математике – 6, у детей испаноязычных семей – 10, чернокожих – 13, индейцев – 20). Термин «процентиль» (percentile) часто встречается в зарубежных статистических исследованиях. Процентили делят всю выборку на определенные части. Например, пятый процентиль охватывает 5% объема выборки. Если показатель Джона равен пятому процентилю, то это означает, что Джон написал тест лучше, чем 5% студентов. Но если результат Джона равен 90-му процентилю, то это значит, что Иван написал тест лучше, чем 90% студентов. Процентили нужны для того, чтобы описать большой массив данных одним числом. Это способ сжать историю наблюдений до одного числа. Процентили полезны для понимания того, как общие приросты или потери баллов распределяются среди учащихся. NAEP сообщает оценки по пяти выбранным процентилям, чтобы показать изменения с течением времени у учащихся с более низкой (10-й и 25-й процентили – двоечники), средней (50-й процентиль- троечники) и более высокой (75-й и 90-й процентили-хорошисты и отличники) успеваемостью. Результаты по чтению в 2023 году для учащихся 13 лет на всех пяти выбранных уровнях процентилей резко снизились по сравнению с 2020 годом. Снижение варьировалось от 3–4 баллов для отличников и хорошистов до 6–7 баллов для двоечников и троечников.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/10/potery...

Платон понимает фатум двояко: с одной стороны – по существу, а с другой – по деятельности (проявлению). По существу – это мировая душа, по деятельности (по проявлению) – непреходящий, в основании неизбежный, божественный закон. Платон называет его законом Адрастеи 900 .Этот закон дан первым и высочайшим Богом мировой душе – для устройства всего и управления всем, что происходит 901 . Этот фатум в его проявлении (деятельности) он называет также Провидением, потому что (по его мнению 902 ) фатум обнимается Провидением: ведь, все, происходящее по фатуму, происходит и по Провидению, – однако, не все, бывающее по Провидению, бывает также и по фатуму. Самый же божественный закон, который Платон считает вместе Провидением и роком, все обнимает (содержит) в себе, одно – по намерению ( καθ ποθεσιν, secundum propositum), другое – из намерения ( ξ υποθσεως, a proposito) 903 . Так, предшествующие причины, как некоторые начала, он обнимает и по намерению ( καθ ποθεσιν), – каковы находящиеся в нашей власти убеждения, решения, стремления; то же, что следует за ними по необходимости, (уже) – из намерения ( εξ υποθσεως, т. е., обнимает) 904 . Равным образом, выбор того, что следует делать, находящийся в нашей власти, бывает καθ ποθεσιν (по намерению), – но раз положено то, что в нашей власти, то из этого самого, как εξ υποθσεως (из намерения), следует область фатума; как например: в нашей власти положено – плыть, – это есть καθ υπθεσα·; когда же мы предположили (решили) плыть, то дальше следует то, что из этого намерения ( της υποθσεως) происходит, – потерпеть кораблекрушение или нет 905 . Таким образом, εξ υποθσεως Платон называет то, что сопутствует и следует за находящимися в нашей власти намерениями, т. е., принципами (началами) и действиями; так что – то, что предшествует и находится в нашей власти, есть (бывает) καθ ποθεσιν, а то, что следует – εξ υποθσεως, и не находится в нашей власти, но происходит по необходимости. Ведь то, что происходит силой фатума, не от вечности определено, но – случайно, так как ему всякий раз предшествует то, что в нашей власти. Этому соответствуют и выражения (Платона): вина – того, кто выбирает; Бог – вне вины, а также: добродетель непринужденна; существуют предсказания 906 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010