Образец для подражания, или Просто «Батя» Памяти протопресвитера Матфея Стаднюка († 26.01.2020) Протоиерей Феодор Рожик Сегодня 40 дней преставления ко Господу протопресвитера Матфея Стаднюка. Это человек – эпоха. А каким батюшка запомнился тем, кто жил с ним под одной крышей, сродникам? Вспоминает протоиерей Феодор Рожик, настоятель храма иконы Божией Матери Знамение в Переславской слободе (что у Рижского вокзала). «Господи, дай мне мудрость, чтобы я мог выживать в это время, в этих условиях» Протопресвитер Матфей Стаднюк – Отец Матфей родом из села Залесцы на Украине. Это в 8 км от Почаевской Свято-Успенской лавры. Село такое интересное. Более 300 священников оттуда вышло. Отец Матфей и сам многих пастырей воспитал, прежде всего, своим примером. Приедет в село, с молодежью пошепчется: – Ребята, ну, вы давайте, кто что заканчивает – заканчивайте, и потихонечку к семинарии подтягивайтесь. Для того чтобы в семинарию пойти в те годы, нужна была смелость. Как только ни пытались поддеть: крестный ход идет с Хмельницкой области, а сверху летит самолет и посыпает их дустом, все белые такие шагают… Храмы и монастыри разоряли. Почаевская лавра оказалась под угрозой закрытия. Ни одного автобуса из области, из района в лавру. Да и дороги никто не давал латать. Всё: изоляция. В 1968-м году там практически уже никого не осталось – последнего монаха выгнали из лавры. И тут на тебе – в Москве такой человек появился! Отец Матфей и в своем родном селе храм отстоял, не дал закрыть, и лавру защищать начал. Его в длительную командировку в Египет отправили, а когда уже из-за бугра письма стали идти, – то это тем более власть насторожило. Так Господь через мудрых и терпеливых людей сохранил святыню. Крестный ход идет с Хмельницкой области, а сверху летит самолет и посыпает их дустом Батюшка был очень интересный человек, обладал необычным даром мудрости, как Соломон. Если бы Господь ему сказал: «Проси, чего ты хочешь», – то он, наверное, так бы и ответил: «Господи, дай мне мудрость, чтобы я мог выживать в это время, в этих условиях». Он же родился в 1925-м году. Передел Западной Украины, масса всяких событий, – чего тогда только ни творилось. Потом – война.

http://pravoslavie.ru/129050.html

Обращение Синода Болгарской Православной Церкви к Президенту и Председателю Верховной Рады Украины 10 июня 2017 г. 16:12 Священный Синод Болгарской Православной Церкви обратился к Президенту Украины П.А. Порошенко с посланием, в котором, в частности, отмечается, что предлагаемые к рассмотрению в Верховной Раде законопроекты 4128 и 4511 находятся в противоречии с принципом невмешательства государства в дела Церкви и создают предпосылки для грубого нарушения прав верующих. Копия обращения была направлена спикеру Верховной Рады Украины А.В. Парубию. В послании, подписанном Председателем Священного Синода Святейшм Патриархом Болгарским Неофитом, говорится: Уважаемый господин Президент! Епископат и клир, монашествующие и весь верующий народ Болгарской Православной Церкви с горячей искренней любовью относится к своим православным братьям, проживающим в пределах Украины. В сердце каждого православного болгарина незримо живет память о подвиге святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Каждому из нас дорога память о том, что именно болгарские миссионеры, ученики Солунских братьев, более тысячи лет назад положили начало Святой Руси, принеся Православную веру на берега Днепра. Единым сердцем и едиными устами мы исповедуем эту общую (единую) для нас веру с Его Блаженством, Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и с собратьями-архипастырями канонической Украинской Православной Церкви. Нам бесконечно дороги Киево-Печерская, Успенская Почаевская Лавра и другие великие православные святыни Украины. С тревогой и болью на протяжении последних трех лет мы наблюдаем за разрастающейся братоубийственной войной на Украине. Особую озабоченность вызывает у нас факт, что в этих тяжких условиях раскольнический «Киевский Патриархат» — самозванная неканоничная структура, не имеющая никакого отношения к каноническому мировому Православию, — сообща с экстремистами посягает на священное достояние всего украинского народа. В 2015 году Священный Синод Болгарской Православной Церкви уже обращался к Вашему Превосходительству с призывом не допустить передачи раскольникам святых Божиих обителей.

http://patriarchia.ru/db/text/4930396.ht...

поиск:   разделы   рассылка Александр Трушин " Это дискриминация " Игумен Филипп (Рябых) – о проблемах РПЦ на Украине. Беседовал Александр Трушин Источник:  Коммерсант В конце января киевский горсовет лишил Украинскую православную церковь Московского патриархата (УПЦ МП) льгот на оплату налога на землю. Это опасный прецедент: политическое противостояние " разных Украин " переползает в сферу религиозных дел О нападениях на храмы УПЦ МП пресса сообщает чуть ли не каждый день. Самыми громкими были попытки захвата Свято-Успенской Почаевской лавры и даже Киево-Печерской. Об этих фактах говорили как об " отдельных экцессах " , но теперь ситуация, похоже, переходит в иную плоскость: по решению 78 депутатов Киевского горсовета УПЦ МП была лишена налоговых льгот (права платить некоторые налоги по сниженной ставке). При этом льготы были оставлены Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), греко-католикам и другим религиозным организациям. Такой подчеркнуто избирательный подход вызвал неприятие даже у украинских официальных лиц. Мэр Киева Виталий Кличко, например, назвал этот " точечный удар " антиконституционным и даже пообещал в течение 5 дней подать замечания к данному решению, чтобы оно было пересмотрено. Пять дней, впрочем, прошло, о том, что ситуация изменилась, никакой информации нет. При этом у УПЦ МП больше всего храмов (а значит, и прихожан) на Украине, и только в Киеве больше ста объектов недвижимости. В том числе и расположенная в самом сердце украинской столицы Киево-Печерская лавра, которая занимает 30 гектаров земли. " Огонек " обратился за комментарием к представителю Московского патриархата при Совете Европы игумену Филиппу (Рябых). – Как вы оцениваете решение Киевского горсовета о лишении финансовых льгот храмов УПЦ МП? – Это решение вызывает серьезную обеспокоенность. Его исполнение может привести к серьезной дискриминации канонической православной церкви на Украине, самой крупной религиозной организации этой страны. – Насколько это решение Киевского горсовета вписывается в международные нормы, регламентирующие права верующих и религиозных организаций?

http://religare.ru/2_106037.html

ПРАВОСЛАВНЫЕ ВЫСТАВКИ . ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (Елена Максимова). 14.01.2013 23:55:44 Священник Георгий Максимов На рубеже XIX – ХХ вв. во всем мире наступил настоящий выставочный бум. В России, Европе, Америке проходят промышленные, сельскохозяйственные, ремесленные, художественные выставки. Некоторые монастыри и мастерские участвуют в них и даже получают награды,  в т.ч. международные. Но единственная специальная церковная выставка  состоялась  в 1904 году в обширных залах Таврического дворца. Ее устроило Общество попечения об улучшении быта питомцев Императорского воспитательного дома. Эта выставка имела две основных цели: познакомить посетителей с характером работ, производимых в монастырях и мастерских и собрать средства для несчастных детей, лишенных семьи.  Экспозиция состояла из нескольких разделов:  монастырских работ,  церковной утвари и живописи, исторического и торгово-промышленного. К участию в выставке приглашались все русские монастыри и многие откликнулись: раздел монастырских работ собрал 78 монастырей. Большую часть составляли женские обители, но представительна была и группа мужских монастырей: Валаамский Свято-Преображенский и  Свято-Троицкий Александра-Свирского монастыри, Глинская Рождество-Богородицкая пустынь, Почаевская Свято-Успенская Лавра, Артемиев Веркольский монастырь и др. Многие русские монастыри в то время  имели свои иконописные, ремесленные мастерские, занимались хлебопашеством, держали скот,  разводили рыбу. Одним словом, полностью обеспечивали не только себя, но и многочисленных паломников. На выставке они представили работы инокинь  по живописи и всевозможным женским рукоделиям: иконы,  картины, церковные вещи, шитые шелком и золотом, вышивки, ковры и т.д. Мужские монастыри прислали киоты, резные кресты, изделия из кипариса,  кожи, бронзы, кости. В разделе церковной утвари  приняли участие производители церковной утвари и всех предметов, относящихся к внутреннему благолепию храмов, в их числе несколько выдающихся русских фирм: Московская Синодальная типография, Московский Епархиальный свечной завод, Торгово-промышленное товарищество П.И. Оловяшникова,  Гатчинский завод Лаврова и др.  В историческом разделе  были  представлены коллекции старинных предметов (церковная утварь, иконы, кресты, переплеты книг и шитье, монастырские принадлежности иноков).

http://radonezh.ru/analytics/pravoslavny...

Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Успенской Почаевской лавре 4 августа 2009 г. 22:03 4 августа 2009 года, в канун праздника Почаевской иконы Божией Матери, в Успенской Почаевской лавре при большом стечении народа было совершено всенощное бдение. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Верующие молились и в соборе, и на лаврской площади — для них была организована аудиотрансляция. По завершении полиелея чудотворный Почаевский образ в серебряном звездчатом киоте, находящийся обычно над Царскими вратами в третьем ярусе иконостаса, был медленно спущен на особых лентах на высоту человеческого роста. Святейший Патриарх Кирилл поклонился иконе Пресвятой Богородицы. В слове к молящимся за всенощным бдением Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил всех с праздником Почаевской иконы Божией Матери и 450-летием ее принесения на эту землю. Во время чтения канона Святейший Владыка помазывал богомольцев святым елеем. Все пришедшие на богослужение получили в дар изображение Почаевской иконы Божией Матери с Патриаршим благословением на обороте. «В память о нашей совместной молитве я каждому из вас хочу передать свое благословение, чтобы в каждом вашем доме было воспоминание о молитве вместе с Патриархом. Прошу и вас не забывать меня в своих молитвах пред Господом, чтобы сила Божественная помогала мне нести Патриарший крест», — сказал Предстоятель. Всего в этот день молящимся было роздано 25 тысяч иконок. Успенская Почаевская лавра занимает холм, поднимающийся над окрестностями на высоту около 70 метров и именуемый Почаевской горой. По преданию, еще в древние времена в здешних пещерах, представлявших собой природные скальные гроты, поселились иноки. Предание также гласит, что однажды на холме, где жили иноки, явилась в огненном столпе Божия Матерь. Старинная лаврская традиция относит это событие к 1240 или 1261 году. Пречистая Дева оставила на вершине холма отпечаток правой Стопы, из которого начала сочиться вода, наделенная благодатью исцелений. К благодатному источнику потянулись люди. Со временем на их пожертвования иноки возвели на южном склоне холма каменный храм Успения Пресвятой Богородицы.

http://patriarchia.ru/db/text/713701.htm...

Предстоятель Украинской Церкви совершил поездку на Волынь 26 октября 2015 г. 15:18 23 октября 2015 года, в рамках празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, в день памяти Собора Волынских святых, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил богослужение в храме Всех святых земли Волынской города г. Луцка. Его Блаженству сослужили: митрополиты Вышгородский и Чернобыльский Павел , Волынский и Луцкий Нифонт , Белоцерковский и Богуславский Августин , Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр ; архиепископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир ; епископ Ирпенский Климент , а также духовенство города и гости Владимир-Волынской епархии в священном сане. За Литургией молился председатель Волынской областной госадминистрации Владимир Гунчик. За богослужением пели хор студентов Волынской духовной семинарии и участники хора храма Всех святых земли Волынской «Волынские колокола» под руководством Марии Выслоцкой. Празднование Собора Всех святых, в Земле Волынской просиявших, было установлено в 1881 году. В том году 10 октября (по ст. ст.) Свято-Успенская Почаевская лавра отмечала 50 лет со дня возвращения в лоно Православной Церкви. Среди 33-х угодников Божиих Собора святых исторической Волыни — святой равноапостольный князь Владимир, первые епископы Волыни святители Стефан и Амфилохий, святой благоверный Ярополк, князь Владимир-Волынский, святой преподобный Феодор, князь Острожский, святая праведная Иулиания, княжна Ольшанская, преподобномученик Афанасий Брестский и Макарий Овруцкий, преподобные Иов и Амфилохий Почаевской. После чтения Святого Евангелия Блаженнейший владыка обратился к многочисленным верующим со словом проповеди. Митрополит Онуфрий отметил, что святые Волынской земли — это люди разного социального положения и возраста, преподобные и праведные, но каждый из них в свое время и на своем месте угодил своей земной жизнью Богу. А угождать Господу означает, как сказано в Священном Писании, «друг за друга тяготы нести, и этим осуществить закон Христов» (см. Гал. 6:2).

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

протоиерей Андрей Хойнацкий (16.07.1837–08.09.1888) Жития святых История Русской Православной Церкви Литургика Статьи протоиерей Андрей Хойнацкий Пастырь, духовный писатель, законоучитель Нежинского историко-филологического института. Биография Уроженец Волынской губернии. Сын священника местечка Полонного Новоград-Волынского уезда. Среднее образование получил в Волынской духовной семинарии (1859), а высшее — в Киевской духовной академии, которую окончил в 1863 году со степенью магистра богословия. По окончании духовной академии был определен в Волынскую семинарию профессором по Священному Писанию, греческому и латинскому языкам. Впоследствии состоял старшим профессором и членом педагогического правления семинарии. В 1866—1871 годах был также преподавателем французского языка. Во время службы в Волынской семинарии Хойнацкий удостоился получить от императрицы Марии Александровны золотой перстень, украшенный драгоценными камнями, за составленную им икону угодников Волынских, в память спасения Александра II при покушении 25 мая 1867 года. В 1871 году принял сан священника и был назначен законоучителем Нежинского юридического лицея князя Безбородко и Нежинской гимназии. С преобразованием лицея в 1875 году был назначен законоучителем Нежинского историко-филологического института и состоящей при нем гимназии, а также настоятелем институтской церкви, каковые должности занимал до конца своей жизни. Сверх того, с 1884 года состоял законоучителем 7-го класса Нежинской женской П. И. Кушакевич гимназии. Был возведен в сан протоиерея. В Нежине был известен как проповедник и церковно-общественный деятель. Благодаря стараниям протоиерея Хойнацкого в 1884 году было открыто благотворительное «Нежинское братство Божией Матери всех скорбящих Радости». Опубликовал значительное число работ по различным литургическим и церковно-историческим вопросам. Первым предметом его исследований стали униатские богослужебные книги и вопросы об искажениях, внесенных унией в богослужебные обряды православной церкви. Немало трудов посвятил истории православия на Волыни и Почаевской лавре (в том числе несколько исследований о почаевском игумене Иове и Почаевской иконе Божией Матери), за что получил прозвище «певца горы Почаевской». Уже после смерти Хойнацкого был издан его труд «Почаевская Успенская лавра: историческое описание», исправленный и значительно дополненный Г. Я. Крыжановским.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1534  чел. Всего просмотров 68 млн. Всего записей 2585 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Псалмы царя Давида в устах поэтов Данный сборник состоит из двух частей. В первой, репринтное издание книги «Сионский песнопевец», вышедшей в свет в Москве, в 1902 году. Сборник был составлен игуменом Афонского Пантелеймона монастыря Антонием. Во второй части цикл «Стихи на Псалмы» иеромонаха Василия (Рослякова). К Святой Земле под парусом «Надежды» Еще несколько лет назад в возможность такого путешествия трудно было поверить... В 1990 году со стапелей судостроительной верфи Петрозаводска сошли три деревянных судна парусно-весельного типа — их построили по чертежам, созданным по рисункам средневековых лодий. Рождественские рассказы для детей Рождество Христово и святая Пасха — праздники, по преимуществу, детские, и в них как будто исполняется сила слов Христовых: “Аще не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие”. Прочие праздники не столь доступны детскому разумению, и любезны для детей более по внешней обстановке, нежели по внутреннему значению... Паломничество Гоголя в Святую Землю О творчестве великого писателя Николая Васильевича Гоголя написано множество трудов, в которых его сочинения анализируются с литературоведческих позиций. Но в большинстве из них либо ничего не говорится о религиозных воззрениях автора " Размышлений о Божественной Литургии " ... От земли до неба. Стихи для детей В подборку вошли стихотворения из книг «Дети в Божьем мире», «Ангел хранитель», «Берегись греха», «Праздничный денек», «Райская птица», «Азбука: родные истоки», вышедшие в издательствах: «Сонат» (Симферополь), Крымская епархия, «Отчий дом» (Москва), «Царское дело» (Санкт-Петербург), Свято-Успенская Почаевская лавра, а также стихи, ранее не публиковавшиеся. Главная задача данных стихотворений – познакомить детей с Божьим миром, Церковью Христовой,...

http://azbyka.ru/fiction/page/39/

Свято-Духовский Почаевский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Духовский Почаевский мужской монастырь Почаевский Свято-Духовский монастырь - православный мужской монастырь Тернопольской епархии Украинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] С 1-й пол. XVIII в. документально известен стоявший здесь скит Почаевской Лавры. Книга «Почаевская Успенская Лавра» протоиерея Андрея Хойнацкого и Г. Крыжановского (1897) гласит, что «об основании этого скита ничего неизвестно» и что в 1743 г. его униатский настоятель Макарий Неронович присутствовал на съезде монахов-базилиан в г. Дубно. Иная версия – в книге «1000-летие Православия на Волыни» (1995): «При униатах-базилианах в 1725 году был построен храм во имя Св. Троицы и келии для иноков». Недавно изданный фотоальбом «Почаевский Свято-Духовский монастырь-скит» приводит данные о том, что в 1714 г. «Луцкий епископ Иосиф (Выговский) передавал имущество скита вместе с имуществом Почаевского монастыря новоизбранному игумену Пахомию (Заблоцкому)» (постройку униатами келий и новой церкви Св. Троицы на месте старой издание относит к 1728 г.). На стыке XVIII-XIX вв. скит опустел. Свято-Духовский Почаевский мужской монастырь Некоторые издания рубежа XX-XXI вв. утверждают, что скит основан на стыке XII-XIII вв. Эта версия основана на публикации в 1896-1898 гг. одного польскоязычного и ряда кириллических текстов об истории Почаева в XII-XV вв. Польский текст (в публикации приписан базилианам и датирован 1732 г.) сообщает о чудесных видениях, явленных в 1197-1198 гг. на месте будущей обители некоторым охотникам, и об основании обители в 1219 г. неким старцем Мефодием с Афона. Другие тексты филологически неадекватны и изобилуют анахронизмами, в связи с чем были подвергнуты жесткой научной критике, а во время торжеств 300-летия перенесения Почаевской иконы Божией Матери в Лавру (1897) – обойдены молчанием духовенства. Ряд авторов ХХ в. допускали историчность основы предания о старце Мефодии, в связи с чем его лик иногда изображают на иконах вместе с прп. Иовом Почаевским .

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

Украинская Православная Церковь может лишиться Почаевской лавры 26.01.2023 18:46:29 КИЕВ Петицию с требованием расторгнуть договор аренды комплекса сооружений Почаевской лавры с Украинской Православной Церковью (УПЦ) разместили на сайте украинского правительства, сообщает Седмица.ru со ссылкой на GLOBAL ORTHODOX . В тексте петиции говорится, что Украинская Православная Церковь «ведет откровенную антиукраинскую пропагандистскую деятельность и всячески поддерживает врага». Архитектурный комплекс Почаевской лавры принадлежит государству, и до 2052 года передан в безвозмездное пользование Украинской Православной Церкви. Специальным постановлением украинского правительства церковные здания лавры были исключены из состава историко-архитектурного заповедника. Однако в 2018 году это постановление было отменено. В Почаевской лавре с 2011 года строится грандиозное здание Спасо-Преображенского собора. По масштабам он превосходит древний Успенский собор. На сегодняшний день на новопостроенном храме установлены 33 колокола. До недавнего времени у чиновников к строительству не было претензий, однако сейчас, по сообщениям СМИ, власти инициировали большую проверку. Депутаты Тернопольского областного совета в конце прошлого года уже обращались к правительству, чтобы досрочно расторгнуть договор аренды и вернуть Почаевскую лавру в полное распоряжение государства. На своем праве служить в Почаевской лавре настаивают как представители раскольничьей Православной Церкви Украины (ПЦУ), так и греко-католической церкви. В истории Почаевского монастыря действительно был период, когда он принадлежал греко-католикам. Почаевская лавра - это вторая после Киево-Печерской лавры главная святыня Украинской Православной Церкви. Монастырь находится в Тернопольской области Украины и относится к Тернопольской и Кременецкой епархии Украинской Православной Церкви. Согласно преданию, Почаевский монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1237—1240 годах. Укрываясь от войск Батыя, иноки жили в природных скалистых пещерах Горы Почаевской, в окрестностях Кременца.

http://radonezh.ru/2023/01/26/ukrainskay...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010