Наши монастыри называются русскими не по национальному признаку, а по принадлежности к Русской Православной Церкви, многомиллионная паства которой объединяет людей самых разных национальностей и гражданства. Поэтому география русских монастырей гораздо шире, чем пределы нынешних границ России. Десятки монастырей Русской Православной Церкви находятся на Святой Земле, на Горе Афонской, в Западной Европе и Северной Америке, на Северном Кавказе и в других странах, сохраняя своё каноническое, историческое и культурное единство с Матерью-Церковью. Это не считая тех обителей, которые принадлежат Русской Зарубежной Церкви или в силу разного рода причин перешли в другую юрисдикцию, либо были основаны русскими иноками под юрисдикцией другой Православной Церкви, как, например, Нововалаамский монастырь в Финляндии. Многие православные монастыри на постсоветском пространстве, в том числе колыбель русского монашества древняя Киево-Печерская Лавра и оплот православия Почаевская Успенская Лавра, сегодня оказались на территории молодых суверенных государств, радикальные круги которых порой расценивают их наименование «русскими» как посягательство на достояние своих стран. И всё-таки историю, в отличие от настоящего и будущего, можно только переписывать, но нельзя изменить на самом деле. Помня о том, что в мире существуют сотни русских обителей, в данном случае мы намеренно ограничиваемся рассказом о девяти монастырях, которые находятся на территории современной Европейской России. Ведь всё количество русских монастырей с их богатейшей историей и традициями невозможно охватить даже в многотомном исследовании. При этом мы выбрали те обители, которые много значили в истории России, Русской Церкви и русского монашества, возникли в разное время и отразили различные судьбы и типы служения монастырей нашего Отечества. Каждый монастырь по-своему неповторим и уникален, поэтому для каждой обители потребовались отдельные очерки с рассказом о возникновении, прославленных подвижниках, святынях, достопримечательностях, об истории прошлого и нынешнего дня. Монастыри Москвы тоже представляют особую страницу в истории русского монашества, рассказ о них читатель сможет найти в другом выпуске серии «Путешествие в историю» издательства «Русское слово», посвящённом истории православной Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. Т. род. в семье коллежского регистратора, крещен в честь сщмч. Павла, архиеп. К-польского. Среди его родных братьев упоминается штабс-капитан И. П. Стожков. В 16 лет Павел покинул отчий дом, в течение года паломничал, за что по возвращении был наказан отцом. В 25-летнем возрасте, получив часть наследства, «отпустил на волю крепостных крестьян, а скот и все движимое имущество» продал или раздал бедным (Блж. Павел Таганрогский. 2000. С. 7-8). В кон. 20 - нач. 30-х гг. XIX в., после 10 лет странничества по св. местам ( Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , Кожеезерский в честь Богоявления монастырь , Артемиев Веркольский монастырь , Киево-Печерская лавра и Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра ) поселился в Таганроге, первоначально жил в землянке. Одевался в простую крестьянскую одежду. Обладая большой физической силой и отменным здоровьем, занимался поденными работами, в т. ч. в порту и «на хлебных ссыпках» купцов Солодовых, пилил дрова, чистил дворы; трудом и неустанной молитвой «очистил душу и тело от всего страстного и греховного». Проживал также в частных домах на Касперовке и ок. 20 лет на Банном спуске у Е. Н. Баевой. С кон. 30-х гг. XIX в. снимал дом с неск. комнатами (Депальдовский пер., 88; ныне Тургеневский пер., 82; сохр.) рядом с храмом свт. Николая Чудотворца (1778). Здесь П. Т. стал принимать посетителей, в т. ч. монашествующих. Постепенно вокруг него образовалась община мирян, в основном вдов и девиц, живших по монастырским правилам. Много жертвовал в храмы, ежедневно посещал богослужения в Успенском соборе и Никольской ц. Пользовался уважением соборных протоиереев Иоанна Себова (1845-1855) и Феодора Покровского (1882-1896), духовника семьи Чеховых. Из церкви, по обыкновению, шел на рынок, обходил торговцев, с каждым беседовал и духовно наставлял. Многие подавали П. Т. милостыню деньгами, хлебом и фруктами; всем этим он впосл. одаривал приходивших к нему за помощью и советом. П. Т. проявлял заботу о заключенных города, навещая их в тюрьме; на его средства хоронили умерших безродных заключенных (Там же. С. 14).

http://pravenc.ru/text/2578577.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В многострадальной обители святого Иоанна Милостивого 22.02.2020 805 Время на чтение 12 минут Наша поездка в западноукраинский Загаецкий святителя Иоанна Милостивого , Патриарха Александрийского мужской монастырь состоялась после знакомства с настоятелем этой возрождающейся старинной обители архимандритом Германом (Вельковым), который прибыл в Кременецкий женский монастырь на чествование старейшей игуменьи Украинс кой Православной Церкви матушки Мариониллы в связи с ее 87-летием и 70-летием монашеских трудов. Загаецкий святителя Иоанна Милостивого мужской монастырь О чем рассказал владыка Иов На поездку в Загаецкий монастырь мы также попросили благословение епископа Шумского, викария Тернопольской епархии и ректора Почаевской духовной семинарии, архиепископа Иова (Смакоуза), уроженца этой земли и прекрасно знающего историю Шумского края, который также в тот день находился в Кременце. — Безусловно поезжайте! — сказал владыка. — В Загайцах и соседних селах служил мой покойный отец протоиерей Федор Смакоуз (†2019). Он мне рассказывал о предсказании одного юродивого насельника о судьбе Загаецкого монастыря, которое в виде устного предания сохранялось среди местных благочестивых жителей. Это было в польский период истории обители, в 1920-1939 годах. Однажды, во время пребывания там священно-архимандрита Свято-Успенской Почаевской лавры митрополита Варшавского Дионисия (Валединского; †1960), ему сообщили о местном блаженном прозорливце из русских, некоем отце Спиридоне. Времена тогда были очень тревожные, так как римо-католики при помощи польских судов стремились уничтожить Православие в Польше, забрать у православных все храмы и монастыри. Старец сказал: «На месте водокачки будет крапива, в покоях архимандрита будут жить свиньи». — А что будет после мерзости запустения? — Загаецкий монастырь станет красивым, как Почаевская лавра. Митрополит пожелал увидеть отца Спиридона и пообщаться с ним. Когда блаженного старца привели, митрополит спросил у него: «Отче, что, по-твоему, ожидает Загаецкую обитель в будущем?» Старец спокойно, с некоторым юродством, ответил Блаженнейшему владыке: «На месте нашей недавно построенной новейшей и торжественно освященной водокачки будет расти крапива, а в красивых покоях архимандрита, в которых мы с вами беседуем, будут жить свиньи». После таких слов свита митрополита принялась было с негодованием и едва ли не с побоями выталкивать странного прозорливца вон, но митрополит воспрепятствовал этому и спросил: «А что же дальше будет? Вот, после такой мерзости запустения?»

http://ruskline.ru/opp/2020/02/22/v_mnog...

Закрыть itemscope itemtype="" > За возможность жить без кодов и идентификационных номеров Почаевская Лавра просит Патриарха Кирилла рассмотреть на Архиерейском Соборе вопрос о допустимости присвоения людям ИНН 29.01.2011 1907 Время на чтение 3 минуты Братия Свято-Успенской Почаевской Лавры обратилась с открытым письмом к Святейшему Патриарху Кириллу и Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, текст которого размещен на сайте лавры . «Мы обеспокоены теми процессами, которые проходят в реальной жизни: построение мирового глобализационного сообщества; создание единой электронной базы данных во всем мире; присвоение личных номеров (кодов) людям, использование биометрических данных, радио-частотных меток, вживление в тело чипов с целью идентификации их личности», - сказано в обращении. По словам авторов письма, «глобализация власти и научно-технический прогресс – это два абсолютно самостоятельных явления, между которыми нет прямой взаимосвязи». «Мы не отвергаем технического прогресса и его достижений, но в то же время необходимо отметить, что компьютерные технологии должны развиваться в направлении все большего приспособления машины к потребностям человека, а не служить средством порабощения людей электронными средствами и ставить их в зависимое положение», - отмечается в документе. Как отмечается в письме, «главным технологическим принципом построения глобального информационного общества есть обязательное присвоение каждому человеку пожизненного и посмертного идентификатора. Для этой цели используется международный стандарт EAN - 13/UPC. Научные экспертизы ученных Украины , России и Греции установили наличие в стандарте EAN - 13/UPC числа - " 666 " , о котором предупреждает Апостол Иоанн Богослов в Откровении (гл. 13, 16-18)». «Сопоставляя всё, происходящие в повседневной жизни, с Откровением Иоанна Богослова, мы видим, что сбываются пророчества, предсказанные Апостолом. Люди, не имеющие идентификационного номера (кода) или отказывающиеся от его принятия, лишены возможности зарабатывать на жизнь, распоряжаться своим имуществом, получать социальную помощь, пользоваться услугами банка и т.д. Для того, чтобы иметь доступ к услугам создаваемого сообщества (системы), необходимо быть его членом и принять предлагаемые условия», - отмечается в обращении.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/29/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наместник Почаевской Лавры Владимир: Из Лавры хотят сделать мумию, в которой кроме оболочки ничего нет Митрополит Почаевский, наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры Владимир рассказал о ситуации вокруг одного из самых больших духовных центров православных христиан в Украине 30.04.2015 507 Время на чтение 4 минуты - Владыка, расскажите о том, что сейчас происходит с Лаврой, что это за решение Тернопольского областного совета, которым Лавра может стать музеем? - В Великий Четверг святая Церковь воспоминает Тайную Вечерю и предательство Иуды, который за 30 сребреников продал Христа Спасителя. Эти события происходили двадцать веков назад. Время проходит, но лица и действия остаются прежними. В нынешнем 2015 году, в Великий Четверг совершилось подобное. Депутаты областного совета, которые считают себя христианами, принимают нехристианские законы. Они хотят из Почаевской Лавры (духовный центр православных христиан) сделать музей истории. Чтобы обителью управляли не настоятель и братия, которые в 1240 году основали обитель, а директор и другие экскурсоводы, которые чаще не имеют веры в Бога. Как можно действующий монастырь, который основали и в котором живут монахи, сделать музеем? Монастырь и братия обители - духовно-живой организм святой Церкви, который окормляет множество православных христиан. А сегодня, люди обличенные властью, которые называют себя христианами, хотят из монастыря сделать музей, то есть мумию, в которой кроме оболочки ничего нет. Сегодня из Лавры хотят сделать то, что не получилось при Советском Союзе; то, что не смогли сделать " дети Ильича " . И опять-таки, время проходит, а лица и действия остаются прежними. Кем хотят стать или за кого выдают себя народные избранники, и за какой народ они переживают, будет видно из их дальнейших решений. Но как жившие в 60-ые годы монахи и православные люди защитили Лавру и не отдали обитель в руки безбожных атеистов, так и сегодня, монахи и прихожане не отдадут обитель на поругание неверующим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об отношении к раскольникам, о мире в наших душах, и мире во всем мире Рождественская беседа с почаевской братией 16.01.2020 1174 Время на чтение 10 минут В эти рождественские дни корреспонденту портала «Православие. Ru» довелось побеседовать с наместником Свято-Успенской Почаевской лавры митрополитом Владимиром (Морозом), благочинным обители иеромонахом Захарием (Кимлачем) и духовником лавры иеромонахом Гавриилом (Авдеем). Хотелось узнать мнение Почаевской братии в связи с ситуацией, которая сложилась из-за нового раскола на Украине и признания раскольничьего образования «СЦУ» («ПЦУ») Патриархом Варфоломеем, Александрийским Патриархатом и Элладской Архиепископией. Свято-Успенская Почаевская лавра – Украинская Православная Церковь переживает не лучшие времена в связи с новым расколом, возникшим в результате неконституционного вмешательства экс-президента Украины в религиозную жизнь страны и создания так называемой «ПЦУ». А также верующие обеспокоены отношением к этой лжецеркви некоторых Поместных Церквей. Митрополит Владимир: – Я думаю, Господь Всесильный Промыслом Божьим все может расставить по своим местам и умиротворить. Но все же нельзя не признать, что мы переживаем апокалипсическое время, время особенных испытаний, которые предсказывал Сам Господь. Он говорил: «Я созижду Церковь, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16,18), а это означает, что она будет существовать до конца света. И мы бы все хотели видеть ее на земле в фаворской славе и жить в ней. Но земная жизнь – это не жизнь на Фаворе, она сложна и трудна. Мы видим, как народ ютится, собирается в храмах Божиих, ищет огонек, который бы согрел и одухотворил каждого. Но вот, выйдя из стен храма, мы снова попадаем в бушующий злом мир. Здесь и войны, и теракты, и политические перевороты с «майданами» и «цветными революциями». И новые церковные расколы… Действительно, соблазн большой, и зло подчас распространяется молниеносно, из-за чего люди непроизвольно впадают в уныние, полагая, что ничего с этими явлениями нельзя поделать. Но мы можем открыть Евангелие и услышать слова Спасителя, что Он нам говорит по этому поводу. Например, главу 17-ю от Луки, которая начинается напоминанием о том, что невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят (ср. Лк. 17, 1), и далее: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное, и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас». (Лк. 17, 6). Господь призывает нас все время укреплять веру. А иначе как противостоять соблазнам этого мира?

http://ruskline.ru/opp/2020/01/16/ob_otn...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Христианство нельзя использовать для политической борьбы» Православные священнослужители о высказывании протоиерея Георгия Коваленко, заявившего, что ополченцы Новороссии нарушают евангельские заповеди 15.09.2014 1441 Время на чтение 8 минут Глава синодального Информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви Московского Патриархата протоиерей Георгий Коваленко считает, что жители юго-востока страны нарушают евангельские заповеди, передает «Интерфакс-Религия». «Сепаратизм - это раскол. Сепаратисты - раскольники. И наоборот. Раскол - это сепаратизм. Раскольники - это сепаратисты. Господь заповедовал своим ученикам единство. Поэтому раскол нужно уврачевывать», - написал священник на своей странице в соцсети. По его словам, Церковь призывает народ Украины к единству. «Целостность страны нужно сохранять и восстанавливать», - добавил представитель УПЦ. По его мнению, украинская власть сегодня защищает «добро от зла». Это уже не первая критика со стороны отца Георгия в адрес ополченцев. Недавно получило резонанс еще одно высказывание спикера Украинской Православной Церкви – он заявил, что Крым «должен быть возвращен в состав украинского государства». Отметим, что все публичные представители собственно Московского Патриархата подчеркнуто сохраняют нейтралитет в украинском вопросе, настаивая лишь на необходимости мирного разрешения конфликта и напоминая, что в Донецке и Ужгороде равно живут прихожане единой Церкви. «Как бы вы прокомментировали это высказывание о. Георгия? Кто для вас защитники Новороссии - сепаратисты или ополченцы? Что бы вы ответили на обвинения представителя УПЦ?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям. Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, напомнил, что на территории УПЦ есть такое место – Свято-Успенская Почаевская лавра. «И там жил, как бы сейчас бы сказали, один сепаратист, которого, правда, почему-то все-таки почитают в Православной Церкви как святого. Его зовут Иов Почаевский. Он отстаивал православие и боролся против попыток соединить Православную Церковь с Католической. Наверное, сегодня пресс-служба Украинской православной церкви и отец Георгий Коваленко назвали бы Иова Почаевского сепаратистом, так как он выступал за отделение православных от католиков. По моему разумению, он все-таки был Святым подвижником, который не дал возможность стереть православие с Украинской земли. А вот отец Георгий смешивает вещи, которые смешивать нельзя: политику и веру. Их нужно разделять. Нельзя планы людей, желающих уничтожить Украину, оправдывать евангельскими словами», - заключил священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/09/15/hr...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Это дискриминация " Игумен Филипп (Рябых) - о проблемах РПЦ на Украине. Беседовал Александр Трушин 11.02.2015 533 Время на чтение 6 минут Фото: Светлана Привалова/ Коммерсантъ В конце января киевский горсовет лишил Украинскую православную церковь Московского патриархата (УПЦ МП) льгот на оплату налога на землю. Это опасный прецедент: политическое противостояние " разных Украин " переползает в сферу религиозных дел О нападениях на храмы УПЦ МП пресса сообщает чуть ли не каждый день. Самыми громкими были попытки захвата Свято-Успенской Почаевской лавры и даже Киево-Печерской. Об этих фактах говорили как об " отдельных экцессах " , но теперь ситуация, похоже, переходит в иную плоскость: по решению 78 депутатов Киевского горсовета УПЦ МП была лишена налоговых льгот (права платить некоторые налоги по сниженной ставке). При этом льготы были оставлены Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), греко-католикам и другим религиозным организациям. Такой подчеркнуто избирательный подход вызвал неприятие даже у украинских официальных лиц. Мэр Киева Виталий Кличко, например, назвал этот " точечный удар " антиконституционным и даже пообещал в течение 5 дней подать замечания к данному решению, чтобы оно было пересмотрено. Пять дней, впрочем, прошло, о том, что ситуация изменилась, никакой информации нет. При этом у УПЦ МП больше всего храмов (а значит, и прихожан) на Украине, и только в Киеве больше ста объектов недвижимости. В том числе и расположенная в самом сердце украинской столицы Киево-Печерская лавра, которая занимает 30 гектаров земли. " Огонек " обратился за комментарием к представителю Московского патриархата при Совете Европы игумену Филиппу (Рябых). - Как вы оцениваете решение Киевского горсовета о лишении финансовых льгот храмов УПЦ МП? - Это решение вызывает серьезную обеспокоенность. Его исполнение может привести к серьезной дискриминации канонической православной церкви на Украине, самой крупной религиозной организации этой страны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Изображения всех русских святых в Почаевской лавре. Святые из мирян между ними. Задача очерка. Св. князь Владимир и его ближайшие потомки. Святые в роде Владимира Мономаха . Святые в роде Всеволода. Святые из других княжеских родов. Родственные связи между святыми из князей. Святые из бояр. Святые из простой среды. Почему мало святых мирян из простого рода. Жизнь свв. Давида и Ефросинии Муромских. Жизнь св. Феодора Смоленско-Ярославского. Жизнь прав. Иулиании Лазаревской. Характеристика св. Глеба Владимирского. Прав. Иулиания Ольшанская. Жизнь прав. Симеона Верхотурского. Основные черты святых из мирян: глубокая религиозность, жалость к бедствующим, исполнение своего житейского долга. Христианское воспитание детей. Отношение их к имуществу. Бесстрастие и аскетическое настроение их. Покаянное их настроение, по св. Григорию Богослову . Суждение преп. Серафима о спасаемых из мирян. Нравственное достоинство спасаемых мирян, по житию преп. Макария Египетского , как вывод. Спаситель наш Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ). Среди гор и лесов юго-западного края поближе к Червонной Руси есть прекрасный живописный уголок. Это – Почаевская Успенская лавра, которая, подобно Успенской Киевской лавре, всегда в древности, как и ныне, служила ярким выражением и твердым оплотом для наших родных православно-русских начал. Здесь на вершине горы высится великолепный соборный храм, а внутри горы находится пещера с мощами преп. Иова Железо. С горы внутрь этой пещеры ведет длинная галерея, со стен которой ныне глядят священные лики всех прославленных Господом угодников и угодниц Божиих нашей отечественной церкви. Здесь в точном историческом порядке, в таблицах по векам, можно видеть лики всех русских святых. С благоговейным вниманием рассматривая эти священно-исторические таблицы, мы видим до четырех с половиной сотен священных ликов. Все это лица, которые всю жизнь свою стремились к горнему Иерусалиму и, по ясному удостоверению знамений Божиих, вошли в покой Божий, обрели «мир и радость о Дусе Святе» ( Рим. 14:17 ). Здесь в блестящих церковных одеждах мы видим прославленных святителей Божиих, в черных ризах мы видим великий сонм иноков, а также инокинь и всяких подвижников, в разных мирских одеждах видим мужей, жен и малолетних всякого звания. Святых иноков между ними видится больше, чем святых всех иных званий.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Наместник Почаевской Лавры: Из Лавры хотят сделать мумию, в которой кроме оболочки ничего нет Мне кажется, что у наших местных властей декреты Ленина и его приспешников до сегодняшнего дня находятся в почете и стоят на повестке дня. 28 апреля, 2015 Мне кажется, что у наших местных властей декреты Ленина и его приспешников до сегодняшнего дня находятся в почете и стоят на повестке дня. Митрополит Почаевский, наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры Владимир рассказал о ситуации вокруг одного из самых больших духовных центров православных христиан в Украине. — Владыка, расскажите о том, что сейчас происходит с Лаврой, что это за решение Тернопольского областного совета, которым Лавра может стать музеем? — В Великий Четверг святая Церковь воспоминает Тайную Вечерю и предательство Иуды, который за 30 сребреников продал Христа Спасителя. Эти события происходили двадцать веков назад. Время проходит, но лица и действия остаются прежними. В нынешнем 2015 году, в Великий Четверг совершилось подобное. Депутаты областного совета, которые считают себя христианами, принимают нехристианские законы. Они хотят из Почаевской Лавры (духовный центр православных христиан) сделать музей истории. Чтобы обителью управляли не настоятель и братия, которые в 1240 году основали обитель, а директор и другие экскурсоводы, которые чаще не имеют веры в Бога. Как можно действующий монастырь, который основали и в котором живут монахи, сделать музеем? Монастырь и братия обители – духовно-живой организм святой Церкви, который окормляет множество православных христиан. А сегодня, люди обличенные властью, которые называют себя христианами, хотят из монастыря сделать музей, то есть мумию, в которой кроме оболочки ничего нет. Сегодня из Лавры хотят сделать то, что не получилось при Советском Союзе; то, что не смогли сделать «дети Ильича». И опять-таки, время проходит, а лица и действия остаются прежними. Кем хотят стать или за кого выдают себя народные избранники, и за какой народ они переживают, будет видно из их дальнейших решений.

http://pravmir.ru/namestnik-pochaevskoy-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010