Немало духовно-музыкальных сочинений решено одними только инструментальными исполнительскими средствами (Третья симфония «Иисусе Мессия спаси нас» г. Уствольской для духовых, ударных, контрабаса, чтеца и фортепиано, Концертная симфония «Фрески Софии Киевской» В. Кикты, Второй струнный квартет «Похвала Пресвятой Богородице» М. Коллонтая и др.). Итак, на рубеже XX–XXI веков мы наблюдаем активное развитие богослужебного пения и духовной музыки, констатируя наличие в них как точек пересечения (на уровне многоголосия), так и противоположных полюсов (знаменное пение/внехрамовая музыка). И подводя некий итог рассмотрению исторического пути и теоретических основ богослужебного пения, заметим, что сегодня, несмотря на всю широту развития культурных коммуникаций, взаимопроникновения различных сфер духовной жизнедеятельности человека, пребывающего в сложном противоречивом мире во многом противостоящим нравственным ценностям православия в богослужебном пении, намечаются позитивные тенденции к возрождению его канонических первооснов. И в то же время «здоровый консерватизм» богослужебно-певческой традиции отнюдь не мешает созданию новых духовно-музыкальных сочинений самых различных жанров форм, как предназначаемых для исполнения за богослужением, так и несущих иную – художественно-просветительскую функцию. Другое дело – насколько допустимо исполнение тех или иных авторских сочинений в стенах храма. Этот вопрос пока остается открытым. 23 Согласно учению Боэция (480–525) музыка, как наука входила в так называемый математический квадривии наряду с геометрией, арифметикой и астрономией. 24 Медушевский В. «Духовный анализ музыки». Рукопись – М., 2010. В соврсменном музыковедении в целом преобладает точка зрения о неземном божественном происхождении музыки, о чем пишет В. Холопова в фундаментальной работе «Понятие музыка». Вот, к примеру одно из характерных высказываний, приводимых В. Холоповой: «По своему внутреннему своеобразному существу, музыка – это религиозный культ и истоки ее надо искать в религии, только в религии, в церкви» (Э.Т А Гофман) 3].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К числу таких случаев относится и празднуемое нами ныне событие, которое изображено на иконе «Нечаянная Радость». Один грешник имел обычай ежедневно становиться в своей комнате пред образом Божией Матери на молитву и воссылать Ей Архангельское славословие: Радуйся, Благодатная! Так и однажды, собираясь на грешное дело свое, зашел он по привычке в комнату и встал перед иконою Божией Матери. Но что это? Вот она на его глазах пришла в движение, лики Пречистой и Богомладенца предстали пред ним живыми, на руках, ногах и ребрах Младенца открылись раны и из них потоком потекла кровь. Увидев это, грешник от страха упал и воскликнул: – О, Госпоже, кто это сделал? На это Богородица ответила: – Ты и прочие грешники своими грехами вновь распинаете Сына Моего, как иудеи. – Помилуй меня, Матерь Милосердия! – взмолился тогда ужаснувшийся разбойник. Она же отвечала ему: – Вот, вы называете Меня Матерью Милосердия, а сами оскорбляете Меня своими беззаконными делами. – Нет! – воскликнул грешник, – да не одолеет моя злоба Твоей неизреченной благости, ибо Ты – единая надежда всем грешным людям. Умоли же о мне Сына Твоего и Создателя Моего. Тогда Преблагословенная Матерь Божия начала умолять Сына Своего, говоря: – Благоутробне Сыне Мой! Любви ради Моей, помяни сего грешника и прости грехи его. На это Сын отвечал Ей: – Не прогневайся, Мати Моя, что Я не послушаю Тебя, ибо и Я молил Отца Моего, чтобы миновала Меня чаша страданий, но Он не послушал Меня. Трижды обращалась Пресвятая Матерь Божия к Своему Сыну с молением о прощении грешника, но Он оставался непреклонен. Тогда Она встала, посадила Сына и хотела броситься к ногам Его. – Что Ты хочешь делать, о Мати Моя?! – воскликнул Сын. – До тех пор буду лежать у ног Твоих, пока не простишь сему грешнику грехи его, – отвечала Богоматерь. – Закон повелевает всякому сыну почитать свою мать, а справедливость требует, чтобы законодатель был и исполнителем закона; поэтому Я исполняю Твою просьбу, да будет по Твоему желанию. Ныне прощаются этому человеку грехи его ради Тебя. Знамением прощения его грехов да будет облобызание им Моих язв.

http://azbyka.ru/propovedi/pokhvala-bozh...

Углы основных объемов выделены пучками колонок (на четверике - поярусными). В завершении фасадов -широкие наборные карнизы; особенно богат карниз четверика из рядов поребрика, пилы и городков, раскрепованный под пятами четырех крупных кокошников (по четыре с каждой стороны), архивольты которых обработаны зубцами. Средние оси боковых фасадов подчеркнуты перспективными килевидными порталами с дыньками и бусинами и нишами киотов над ними. К северному порталу пристроено арочное крытое крыльцо с висячей гирькой на двух столбах. По сторонам входа расположены арочные окна в наличниках с колонками и заостренными рамками очелий, заглубленных в плоскость стен. Верхние окна заключены в наборные наличники с гребешковыми завершениями, состоящими из рельефных и гладких полихромных изразцов с изображениями херувимов, символов страстей и растительным орнаментом. Окна второго света - более крупные, прямоугольные. Они расположены по двум осям, однако их оси не совпадают с нижними проемами. Барабаны маковичных глав с небольшими кокошниками в основании обработаны аркатурно-колончатыми поясками, поребриком и городками. Ярусы высокой колокольни расчленены поясками и обработаны выделяющими углы лопатками и ширинками. Килевидные завершения архивольтов арок звона врезаются в тройные кокошники, помещенные в основании граней шатра с четырьмя ярусами слухов. Внутреннее пространство четверика перекрыто сомкнутым сводом и объединено с алтарем тремя арочными проемами, а с трапезной - одним широким. Апсида перекрыта конхой с распалубками над тремя окнами и средней аркой; необычны здесь глубокие ниши в восточной грани устоев, разделяющих входы в алтарь. В трапезной свод сомкнутый, также с распалубками. Настенная живопись в четверике, апсиде и трапезной относится к сер. 19 в. Сюжетные сцены исполнены маслом, орнаментальный декор - клеевыми красками. Характерный пример росписи, в которой черты барокко в композициях сочетаются с классицистическими мотивами в гризайльной декоративной живописи. Колорит построен на сочетании плотных холодных тонов, контрастирующих с ярко-бирюзовым фоном стен и охристыми оттенками гризайли. В центре свода четверика расположена " Похвала Троице " , на восточном лотке - " Новозаветная Троица " , на остальных - ангелы. Ясная архитектоничная рисованная декорация состоит из антаблемента, отделяющего свод от стен, опирающегося на гризайльные каннелированные пилястры с коринфскими капителями. Второй рисованный антаблемент между двумя ярусами окон опирается на гризайльные колонны того же ордера. В верхней части стен в пышных барочных рамах, в простенках между окнами и над аркой в трапезную помещены " Рождество Христово " (южная стена) и " Вознесение " (северная). Внизу на западной стене арку фланкируют сцены " Притча о блудном сыне " и " Притча о десяти тысячах " . На откосах окон изображены святые.

http://sobory.ru/article/?object=05997

Святых апостол Стахия, Амплия, Апеллия, Аристовула, Наркисса, Урвана и святаго мученика Епимаха На Господи, воззвах: стихиры апостолов, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: Во всю протече землю/ваше спасительное вещание,/Господни апостоли,/сиянием благодати озаряющее всех сердца, славнии,/и разоряющее прелести омрачение./Темже молитеся/даровати душам нашим мир и велию милость. Стахий всеблаженный,/Христов проповедник и апостол,/и Апеллий чудный, и Аристовул,/Урван, Амплий, и Божественный Наркисс,/Троицу Всесвятую проповедавше,/языки просветиша и от работы избавиша,/яже верою вси ублажим. Светильницы Христовы пресветлии,/сосуди чистейшии,/всю зарю Духа верою вместивше,/церковнии столпи, Небеса преславная,/славу Божию поведающе./Того молите даровати душам нашим мир и велию милость. Ины стихиры мученика, глас 4. Подобен: Яко добля: Дохновением Духа Святаго, Епимаше,/жилище явился еси Божественно, славне,/и, от Него действо прием врачеваний,/болящим богатно здравие подаваеши,/присно зовущим:/Иисусе Жизнодавче,/Ты еси веселие же, и слава Твоих мучеников, и похвала. Дерзновением проповедал еси истину, славне,/яко Христов воин законнейший,/не убоявся судящаго ярости зверския,/поклонение богом не сущим повелевша,/егоже посрамил еси Богодухновенными твоими словесы, страстотерпче,/и проповедал еси всем Сущаго над всеми Бога нашего. Яко красны ноги твоя, мучения украсишася/путь проити невозвратно/и, убо скончав течение твое, веру соблюл еси/и венец от руки Владычни приял еси./Егоже моли от тли и бед избавитися/верою творящим пречестную память твою. Слава, и ныне, Богородичен, подобен тойже: В землю низвержен бых, грехи умертвихся,/душевными страстьми и телесными,/темже тьмою покрываюся отчаяния./Но воздвигни мя ныне, к жизни нетленней наставляющи мя/и Вышнему Отечеству, идеже глас чист празднующих,/Пресвятая Богоневесто. Крестобогородичен: Агнца и Пастыря Тя на Древе яко виде,/Агница рождшая рыдаше и матерски Тебе вещаше:/Сыне Возжеленне, како на Древе Крестнем повешен еси, Долготерпеливе?/како руце и нозе Твои, Слове, пригвоздишася от беззаконных/и кровь Твою излиял еси, Владыко?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Довольно для внимательных. Не требуйте многаго, испытующие и любопытствующие. «Вертоград заключен сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен» ( Nech. IV. 12 ), сказал Дух Святый о Своей невесте, первенствующей над девственными и чистыми душами, богоблагодатной Деве Марии. Довольно, если взором ума, как бы сквозь ограду, приникли мы в Ея таинственный вертоград, узрели некоторые цветы Ея добродетелей, ощутили благоухание благодати Ея. Надобно позаботиться о том, чтобы наши помышления не были подобны некоторым неблагородным насекомым, которыя безполезно кружатся около цветов, или оскорбляют их красоту своим прикосновением; но чтобы уподобились пчелам, которыя приближаются к цветам с смиренною песнию, и не оскорбляющим прикосновением извлекают из них сладкую и здравую пищу. Благоговейно приникая в тайну воплощения Бога Слова, да поет всякая душа христианская с Церковию Христовою: «чистую славно почтим, людие, Богородицу, огнь Божества приимшую во чреве неопально». Научимся от Нея подобающим образом встречать Божия посещения, принимать божественныя тайны. Если встречает тебя приветствие и похвала, особенно возвышенная и духовная: остерегись неразборчиво принимать и наслаждаться; ибо не всегда легко узнаешь, точно ли приносит оную вестник истины. Позволительно при сем смутиться: но поспеши удержать смущение, и в молчании призвать в помощь Бога, чтобы тебе не быть прельщену похвалою ложною, или чтобы и неложную похвалу не превратило в отраву самолюбие и превозношение. Когда слышишь благовестие божественных догматов и благодатных таинств: берегись не только неверия Фомина, но и маловерия Захариина, и замешательства Саррина. Вспомни слово Архангела, «яко не изнеможет у Бога всяк глагол» ( Лк.1:37 ); и недопусти, чтоб изнемогла твоя вера. Если знамение Провидения, посылаемое иногда в одежде нечаяннаго случая, возвещает тебе жребий приятный, возвышенный, славный, не трудно тебе будет сказать: «буди мне по глаголу твоему». Но не забудь потом, чтобы не взирать на себя мечтательно, как на господина многих вещей и многих людей, а чтобы взирать на себя всегда смиренно, как на раба единаго всеобщаго Владыки: «се раб Господень».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

О том, что имя Иисуса Христа стояло в центре исихастской духовности, свидетельствует и факт появления около XIII века «Акафиста Иисусу Сладчайшему»    — произведения, написанного по образцу Акафиста Пресвятой Богородице и состоящего из многократного призывания имени Иисуса с различными добавлениями. Целью акафиста является «похвала пречистому имени» Иисуса. Содержание акафиста свидетельствует о том, что он появился в монашеской среде и был предназначен для келейного употребления. Припев всех икосов акафиста — «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя» — не что иное, как краткая форма Иисусовой молитвы; в самом тексте встречаются и другие сокращенные формы молитвы Иисусовой. Приведем фрагменты нескольких кондаков и икосов: — Ангелов Творче и Господи сил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу Пречистаго Твоего имене, якоже глухому и гугнивому древле слух и язык отверзл еси, и глаголаше зовый таковая: Иисусе пречудный, ангелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление; Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, верных укрепление; Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепосте; Иисусе пре–тихий, монахов радосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров сла–досте; Иисусе премилосердый, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радование; Иисусе пречестный, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение; Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя   . - Иисусе, помилуй мя, грешнаго; Иисусе, услыши мя, в безза–кониих зачатаго; Иисусе, очисти мя, во гресех рожденнаго - Иисусе, души моея утешителю; Иисусе, ума моего просветителю; Иисусе, сердца моего веселие; Иисусе, тела моего здравие; Иисусе, Спасе мой, спаси мя; Иисусе, свете мой, просвети мя — Все естество Ангельское безпрестанно славит Пресвятое имя Твое, Иисусе, на небеси, Свят, Свят, Свят вопиюще; мы же греш–нии на земли бренными устнами вопием: Аллилуиа   . — Спасти хотя мир, Восточе востоков, к темному западу — естеству нашему пришед, смирился еси до смерти; темже превознесе–ся имя Твое паче всякаго имене, и от всех колен небесных и земных слышиши: Аллилуиа   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

К числу таких случаев относится и празднуемое нами ныне событие, которое изображено на иконе " Нечаянная Радость " . Один грешник имел обычай ежедневно становиться в своей комнате пред образом Божией Матери на молитву и воссылать Ей Архангельское славословие: Радуйся, Благодатная! Так и однажды, собираясь на грешное дело свое, зашел он по привычке в комнату и встал перед иконою Божией Матери. Но что это? Вот она на его глазах пришла в движение, лики Пречистой и Богомладенца предстали пред ним живыми, на руках, ногах и ребрах Младенца открылись раны и из них потоком потекла кровь. Увидев это, грешник от страха упал и воскликнул: - О, Госпоже, кто это сделал? На это Богородица ответила: - Ты и прочие грешники своими грехами вновь распинаете Сына Моего, как иудеи. - Помилуй меня, Матерь Милосердия! - взмолился тогда ужаснувшийся разбойник. Она же отвечала ему: - Вот, вы называете Меня Матерью Милосердия, а сами оскорбляете Меня своими беззаконными делами. - Нет! - воскликнул грешник,- да не одолеет моя злоба Твоей неизреченной благости, ибо Ты - единая надежда всем грешным людям. Умоли же о мне Сына Твоего и Создателя Моего. Тогда Преблагословенная Матерь Божия начала умолять Сына Своего, говоря: - Благоутробне Сыне Мой! Любви ради Моей, помяни сего грешника и прости грехи его. На это Сын отвечал Ей: - Не прогневайся, Мати Моя, что Я не послушаю Тебя, ибо и Я молил Отца Моего, чтобы миновала Меня чаша страданий, но Он не послушал Меня. Трижды обращалась Пресвятая Матерь Божия к Своему Сыну с молением о прощении грешника, но Он оставался непреклонен. Тогда Она встала, посадила Сына и хотела броситься к ногам Его. - Что Ты хочешь делать, о Мати Моя?! - воскликнул Сын. - До тех пор буду лежать у ног Твоих, пока не простишь сему грешнику грехи его,- отвечала Богоматерь. - Закон повелевает всякому сыну почитать свою мать, а справедливость требует, чтобы законодатель был и исполнителем закона; поэтому Я исполняю Твою просьбу, да будет по Твоему желанию. Ныне прощаются этому человеку грехи его ради Тебя. Знамением прощения его грехов да будет облобызание им Моих язв.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

В каждый воскресный день после вечернего Богослужения совершается у нас пение в честь и славу Покрова Божией Матери. Как воскресение Христово празднуется у нас в каждый воскресный день в течение года; так в каждый воскресный день совершается у нас прославление Божией Матери. Веруем, что такая похвала, такая честь приятна для Нея, и что молитвы наши Она слышит и принимает, потому что Она всемогуща и называется Скоропослушницею; – особенно, если кто из нас со смирением и со слезами призывает Ее на помощь. Как земная царица принимает на свое попечение всех сирот, вдов, больных и несчастных; так и небесная Царица имеет попечение о несчастных грешниках, страждущих и особенно о кающихся. Кто читает жития святых, тот много случаев начитывает, в которых Матерь Господа спасала людей от несчастия, а города и веси – от нашествия врагов, страждущих – от бед. Правда, что мы тяжкие грешники, что между нами есть не кающиеся; однако, если мы не отступим от Царицы небесной, если друг за друга будем молиться Ей, то Она не допустит нас до края пропасти, самых отчаянных избавит от погибели. Это множество христиан, прибегающих к Ея чудотворному образу, страждущих разными болезнями и получающих исцеление, не показывает ли, что Она – сердобольная – врачует и исцеляет всякий недуг и всякую болезнь, особенно, когда кто к Ней прибегает с верою, любовью и со смирением? Сколько в отечестве нашем чудотворных икон Божией Матери, сколько совершается при них чудотворений, – того никакой разум исчислить не может! Если бы мы записывали, сколько их совершается только в сем храме – пред образом Царицы Небесной – Скоронослушницы, – то и это могло бы привести в величайшее удивление даже неверующих. Но мы веруем и не сомневаемся в Ея скорой помощи; молимся Ей, припадаем и песнопения совершаем для всех верующих и для ищущих спасения и исцеления православных христиан. Станем же, христиане, прибегать к Ней и по воскресным дням, и всегда будем молиться Ей – благовременно и безвременно – и во храме Божием и в домашних церквах, и днем и ночью, и на суше и на море; будем призывать Ее на помощь во всякой нужде: пожар ли, болезнь ли какая, нападет ли от врагов, нужда ли какая семейная встретится в жизни – всегда к Матери Господа станем прибегать. Честнейшая Херувимов и славнейшая Серафимов не посрамит, не уничижит нашу надежду на Нея. Ея возлюбленный Сын есть всемогущий Бог; Он с любовью исполняет всякое прошение и ходатайство своей Матери. Он пострадал на кресте за грешников: а Она стояла при кресте, и тоже не менее страдала Своею душою. Господь и теперь печется о нашем вечном спасении, и теперь приносится за нас бескровная жертва, и теперь Матерь Господа невидимо пребывает на земле в святых храмах, а видимо – в святых иконах и спасает нас от вечной погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Не бойся Мария, ты обрела благодать у Бога. Вот зачнешь во чреве сына (Лук. 1:30—31) от Отца и родишь Того, кто старше Адама. Родишь Сына, возвышеннее небес; родишь Сына, высшаго херувимов; родишь Сына, равномощнаго Отцу; родишь Сына славою равнаго Святому Духу; родишь Сына, Которым все произошло (Иоан. 1:2); родишь Сына, Котораго благословляют небеса и земля; родишь Сына, образа Котораго я не знаю; родишь Сына, в присутствии Котораго я с трепетом предстою.    4. Далее, исполнились дни родить Ей и родила Сына (Лук. 2:6—7), Котораго не насадил отец; родила Сына, котораго не носила мать; родила колос, котораго не посеяла рука; родила Творца, соделавшагося человеком; родила в пещере, и родившийся явился в Персии. Когда же Иисус родился в Вифлееме иудейском во дни Ирода царя, вот пришли в Иерусалим волхвы в востока, говоря: где родившийся Царь Иудейский (Матф. 2:1)? Где Тот, Который вместо Себя послал путеводствующую звезду? Где Тот, Кто дивными лучами влечет нас к духовному свету? Где Тот, Кто безконечною Своею рукою основал мир? Где Тот, Который, хотя всюду есть, в теле сокрывается? Где освободивший нас от лжи лукаваго? Где направивший нас к благодати богопознания? Где Тот, Который в трех ангелах явился подле дуба? Где Тот, Который купины не опалил и утробы не нарушил? Где Тот, Который от Отца неотделим и в матери неизъясним? Где Тот, Который разделил Красное море и однако Он же молоко ссет и на земле питается? Где Тот, Кто дракона связал и ныне пеленами повивается? Где Тот, Котораго ангелы не видят, но Котораго люди видят и Котораго благословляют, в высочайшей степени благословенный Бог, Которому слава во веки. Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Грешный Иеромонах Никон. Козельск. 12/25 октября 1925 г. Письмо К Лидии Межековой Боголюбивая девица Лидия! Божие благословение да пребывает над тобою во веки. Письмо твое получил. Молись св. Николаю Чудотворцу и св. Спиридону Тримифунтскому. Ведь они скорые помощники и молитвенники наши, им дана особенная благодать помогать находящимся в бедах, даже безвыходных положениях. Помогут они и тебе. Конечно, со своей стороны ты сделай, что нужно. Я уже об этом сказал сестрице твоей, т.е. что нужно сделать. Да хранит тебя Господь Бог под кровом Своей благости. За все благодари Бога. В поучении, читаемом на службе: «Похвала Богородицы» Великим Постом, сказано, что необходимо благодарить Господа за все бывшие на нас милости Его, ибо когда благодарим за все бывшие милости, и благодеяния, то, так сказать, уготовляем свою душу для принятия новых благодеяний и милостей. Из этого ясно, что ропщущие и неблагодарные лишаются новых благодеяний Божиих. Убойся этого и всегда за все благодари Бога, ибо «у Господа милость и многое у Него избавление» ( Пс. 129, 7 ). Никто не сможет утешить, если Господь не утешит. Поэтому, если утешилась ты в Козельске, благодари Бога, а люди не причем: они лишь сознательные и несознательные большею частию исполнители Божественных велений. Желаю тебе мира и радования о Господе и всякого благополучия. Спасайся о Господе, чадо мое дорогое! Грешный Иеромонах Никон. Козельск. 8/21 ноября 1925 г. Письмо К Лидии Межековой Боголюбивая девица Лидия! Божие благословение да пребывает над тобою во веки. Письмо твое получил будучи у Батюшки Нектария, а сейчас из-за вьюги застрял на дороге, и пользуясь сидением в плену у непогоды, пишу тебе ответ. Прежнего твоего письма у меня с собою нет, а потому отвечаю только на последнее письмо. Чадо мое дорогое! Зачем ты скорбишь и смущаешься? Не волнуйся, а предайся в волю Божию, – и успокойся. Приходилось ли тебе обращать внимание на то, что во время всякого Богослужения неоднократно произносится такое, так сказать, приглашение: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувши, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим»  73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010