– Не оставляй нас, отец наш и учитель, иначе и мы пойдем с тобою! Если хочешь восприять крест Христов, заключись в своем монастыре, чтобы мы по крайней мере могли утешаться твоим лицезрением. Какая будет тебе похвала, если ты, как один из странных, да еще и на чужой стороне, окончишь жизнь свою? Но державный отвечал: – Что плачете и расслабляете мою душу? Вы слышали, как отрекается меня сын мой, если не последую ему! Не хочу лишиться его. Тут призвал он старшего своего, Стефана, – богобоязненного, исполненного добродетели и мужества, и вместе с епископом Каллинником и со всеми благородными вошел в Церковь святых верховных апостолов. По совершении Божественной службы самодержец-отец и преосвященный епископ молитвенно осенили избранного честным крестом и возложили на главу его руки, благословляя Стефана быть великим жупаном, владыкой и самодержцем всей земли сербской; потом все благородные вельможи поклонились ему и возгласили «многая лета». В царских палатах приготовлен был светлый пир, Стефан приглашал всех, говоря: «Приидите возлюбленные други, братия и чада, разделите со мною последнюю трапезу: уже никогда вместе с вами не вкушать мне этих яств; возвеселимся в последний раз». Во время пира принесены были светлые дары и державный наделил каждого из своих присных: оба Стефана – отец и сопрестольник его – щедро раздавали подарки, один – по случаю оставления, а другой – по случаю принятия царства. На следующее утро все изменилось: смиренный Стефан Неманя и супруга его Анна пошли в храм Пресвятой Богородицы, ими же самими созданный в Студенице, и тут поклонившись пред царскими дверьми, произнесли Богу иноческие обеты. Тот же епископ Каллинник обоих их облек в ангельский образ и нарек бывшего властителя Стефана иноком Симеоном, а подругу его, благочестивую Анну, – инокиней Анастасией. Анастасия, собрав вокруг себя лик черноризиц, вместе с ними упражнялась в пощении и молитвах, а Симеон вначале подвизался с иноками, бывшими в Студенице, потом же, собрав много золотых и серебряных сосудов для раздачи афонским обителям, пустился с ними в путь. Сын его, самодержец Стефан, со всем дворянством сербской земли, провожал его до пределов греческих, обливаясь горькими слезами, и там расстался с ним, а некоторые из дворян последовали за ним на Святую

http://isihazm.ru/1/?id=1822

Об оглашении послания Священного Синода в связи с вредоносным поветрием августа 2020 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий благословил огласить во всех храмах и монастырях епархии после Божественной литургии в праздник Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа, " Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием " . +++ Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующ им и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием Воздавая хвалу Милосердному Богу, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), Церковь усиленно молится об окончательном избавлении людей от нашедшего в этом году вредоносного поветрия. Священный Синод призывает архиереев, клириков, монашествующих и мирян не ослабевать в этой молитве и просить Всемогущего Господа о даровании Его помощи всем, кто трудится ради преодоления постигшей мир напасти. Священным долгом православных христиан является и молитва о упокоении почивших от коронавирусной инфекции и её последствий. С особой благодарной любовью будем помнить тех скончавшихся священнослужителей и мирян, особенно врачей, которые, до конца исполняя свой долг, по евангельскому слову положили душу свою за други своя (ср. Ин. 15, 13). Размышляя о причинах посетившего нас бедствия, следует сохранять христианское трезвомыслие, осторожность и рассудительность. Да, скорби, посещающие отдельных людей и целые народы, подчас бывают следствием отказа человеческих сообществ от спасительного Божия покровительства. По свидетельству святого апостола Павла, все беды, постигающие творение, имеют первопричиной грехопадение прародителей, в результате которого  " вся тварь совокупно стенает и мучится доныне " (Рим. 8, 22). Однако неверно и полагать, что человеческие страдания непременно бывают связаны с личным грехом. " Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? " - такими словами Спаситель откликнулся на известие о постигшем Святой Град бедствии (Лк. 13, 4), напоминая, что судьбы Божии нередко бывают до времени сокрыты от нас. От скоропалительных и незрелых суждений, которые почти всегда приводят к горделивому обвинению одних людей другими, предостерегает апостол, призывая христиан в смирении ожидать откровения полноты судеб Божиих в день второго Пришествия Христова: " Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога " (1 Кор. 4, 5).

http://mitropolia.spb.ru/docs/ob-oglashe...

Один из самых величайших людей - пророк Исаия говорит: " Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами... - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа " (Ис. 6, 5). Когда к человеку приближается Бог, мы можем только с трепетом говорить об этом устами ветхозаветного пророка, и мы говорим, что погибаем, приближаясь к Богу своими нечистыми устами. А Божия Матерь в смирении и одновременно в непоколебимой уверенности исповедует, что в роды родов все человечество будет приносить Ей похвалу, ублажать Ее, и в этих словах звучит какая-то особенная, исключительная радость победы, которая будет дана всем. Мы знаем, что в нашей Церкви есть святые, и тех, которые совершают дела истинной любви, Господь всегда ублажает. Но так, чтобы в роды родов, чтобы все человечество, всегда и непрестанно! И не просто за один великий подвиг прошлого, который имеет решающее для всех людей значение, но и за то, что Ее любовь и дела Ее любви непрестанно возрастают, - такого человеческий род, кроме Божией Матери, не знает. Из новых и новых сердец исторгается хвала и благодарность Божией Матери, воистину спасающей всех нас. И эти непостижимые слова о том, что все роды человеческие приносят Ей хвалу и ублажают Ее, говорят, с одной стороны, о том, как может быть измерено смирение Божией Матери - самое главное качество человека. Ибо похвала Пресвятой Богородицы открывается глубиной Ее смирения: " Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат мя вси роди " . Об этом Господь Сам говорит: " Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем " (Мф. 11, 29). Только одному единственному просит научиться нас Господь - смирению и кротости, и ничему другому, потому что это есть совершенство человека. И тот, кто смиряет себя, будет возвышен. Мы можем видеть тайну смирения Божией Матери через возвышение и ублажение Ее всем родом человеческим до скончания века и в бесконечной, благословенной вечности. С другой стороны, мы можем видеть в таинственных словах похвалы Божией Матери нашу духовную связь с этой тайной оттого, что Ее ублажат " вси роди " . Это относится и к нам. Эта духовная связь и наше вступление в радость Господню дается каждому из нас заступничеством Божией Матери. Для того чтобы приносить хвалу Божией Матери, нужно понимать, о чем идет речь. Должен хотя бы чуть-чуть блеснуть свет, и эта тайна приоткроется, как говорит об этом в беседе с Мотовиловым преподобный Серафим Саровский, которому Божия Матерь являлась в течение его земной жизни двенадцать раз. После того, как лицо его просияло ярче полуденного солнца на зимней русской поляне, он сказал Мотовилову: " Не убойтесь, ваше боголюбие, потому что и вы сами находитесь в таком же свете " .

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_42...

Однако в приведенном повествовании как будто бы нет ни одного слова о Божией Матери. Какое же отношение оно имеет к Ней, почему мы читаем его в праздник Успения? Вторая часть сегодняшнего евангельского чтения взята совсем из другого контекста, но по смыслу весьма подходит к тому, что мы только что прочитали и попытались истолковать. «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (ст. 27). Непосредственно перед этими словами приводится поучение Спасителя о том, что когда нечистый дух выходит из человека и не может нигде успокоиться, то он вновь возвращается к человеку и, найдя его душу пустой, приводит с собой семь злейших духов. В самом повествовании Евангелия слова женщины относятся именно к этому поучению Господа, но святые отцы посчитали нужным и справедливым совместить их в евангельском чтении на Богородичные праздники с сюжетом о Марфе и Марии, чтобы объяснить нам смысл поведения Марии и на ее примере показать, какова была Божия Матерь. «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» — конечно же, это похвала Божней Матери. Может быть, эта женщина, которая восхитилась учением Спасителя, прозрев своим духом, внутренне осознала, что перед ней — Мессия, Христос, Помазанник Божий, и потому от всей души воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», то есть восхвалила Ту, Которая Его выносила и родила, — Пресвятую Богородицу. Возможно, ею руководило и то чувство, которое обычно называют «белой завистью», то есть доброжелательная зависть, в основе которой — восхищение человеком, намного и заслуженно превосходящим тебя. Но Спаситель как бы утешил эту женщину, а вместе с ней и всех остальных, присутствовавших там. «Он же рече: темже убо блажени слышащий слово Божие и хранящий е», то есть: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (ст. 28). Блаженна не только Та, Которая носила Христа во чреве и питала Своими сосцами, но и все те блаженны, кто слушает слово Божие так же, как и Она. «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» — эти слова, безусловно, относятся к Марии, сестре Марфы и Лазаря, потому что она избрала «едино на потребу», то есть слышание слова Божия, но не просто слышание, а с целью соблюсти услышанное.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Простите Господа ради, велевшего прощать до седмижды седмидесяти раз. Да не зайдет солнце во гневе вашем». Простите и за то, что, хотя и по необоснованности, оставляю вас, хотя должен был бы и самую  душу положить за вас! Если же меня кто оскорбил, или изобидел, или зла не меня помыслил, все от всего сердца прощаю и благословляю, и от Господа прошу, чтобы Он их простил, дал бы им благоденствие, во всем благопоспешение, спасение их душ и да сохранил бы Он, милосердный Господь, на многие и многие лета. Затем, дай Бог, чтобы и храм сей процветал в долготу дней, чтобы никогда не оскудевали в нем средства к его благолепию, чтобы он особенно в воскресные и праздничные дни наполнялся вами, чтобы обильная благодать Божья изливалась в сем храме на всех и низводила на служащих дух служения, на чтущих и поющих дух страха Божьего и разумения, на предстоящих и молящихся дух любви к Богу, дух пламенной молитвы и страха Божьего. Примите, братия, с любовью сии слова от бывшего вашего пастыря. Для меня не будет больших утешения и радости, как видеть и слышать, что чада его пребывают в молитве, истине и любви. Я всегда буду поминать вас в молитвах своих и прошу вас не прерывать со мною молитвенного общения. Заключу мое прощальное слово к вам наставлением апостольским: «Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что – только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. VI, 8). «Сие все у вас да будет с любовью» (1 Кор. XVI, 14). Радуйтесь, усовершайтесь, будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира да будет с вами» (2 Кор. XIII, 11). «Сам Христос да утвердит, да укрепит, да облагодатствует вас. Тому слава и держава во веки веков. Аминь». После этой речи он благословил детей своих духовных образом Благовещения Пресвятой Богородицы. В ответ на прощальный привет, к Виктору Петровичу обратились с ответным словом причт и прихожане. Речи, полные чувства глубокой искренности и признательности, обрисовавшие личность покойного, как исключительного, самоотверженного во имя своей духовной семьи труженика, прерывались рыданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/

«Сия суть таинства Господних яслей, – заключает слово церковное, – и сие есть известное Спасителева в мир пришествия знамение, от Ангела пастырям сказанное: Младенец повит, лежащ в яслех. И воистину знамение велие: великих бо таинств, якоже слышахом, исполненное». Буди же рождшемуся нас ради, обоженному тому Младенцу, честь, благодарение и поклонение от всея твари, и рождшей Его Пречистой и Преблагословенной Деве Марии слава и похвала от всех родов во веки. Аминь. 26-й день 120. Бегство в Египет (О бегстве Пресвятой Богородицы с Богомладенцем в Египет. Чет. Мин. дек. 26) Известно, что когда, вскоре после Рождества Христова, царь Ирод издал бесчеловечное повеление избить всех младенцев мужского пола от двух лет и ниже как в Вифлееме, так и в окрестностях его; тогда Ангел Господень во сне явился Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет; и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Известно также, что Иосиф исполнил это повеление Ангела, взял Богомладенца и Матерь и удалился в Египет. Как, братие, нам смотреть на удаление Господа в Египет? Он Бог, и, конечно, ярость Ирода своим могуществом укротить бы мог. Зачем же в Египет удалился Он? Господь удалился в Египет, во-первых, для того, чтобы исполнились пророчества о путешествии Его туда и чтобы, ради исполнения этих пророчеств, мы утвердились в вере в Него. «Из Египта воззвал Я Сына Моего» ( Ос.11:1 ), – говорил от лица Божия пророк Осия. «Вот Господь, – учил пророк Исаия, – восседит на облаке лёгком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нём» ( Ис.19:1 ). Всё это на Господе, через посещение Им Египта, исполнилось, и значит верно то, что Он подлинно есть обещанный Мессия и Истинный Бог . Во-вторых, удалился Господь в Египет для того, чтобы научить нас тому, чтобы мы не напрашивались на гонения, а бегали их; не раздражали злых людей, а от них бы удалялись. Это подтверждает и святой Златоуст. «Бегая, – говорит он, – Господь учит нас место давати ярости, сие есть бежати от человеческой ярости: и аще убо Всемогущий бежит, наказуемся горделивые не пометати себе в напасти» (на Мф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Среди многочисленных архипастырских попечений, связанных с устроением епархиальной жизни в определенном тебе церковном уделе, с развитием социального служения, просветительской деятельности и молодёжной работы, миссионерства всегда памятуй о том, что в центре епископского служения особое делание — принесение Бескровной Жертвы Благодарения. Призывай свою паству чаще собираться для участия в Святой Трапезе и славословии Бога, являя единомыслие веры и христианское братолюбие. Изволением Великого Архиерея Христа ты будешь нести апостольское служение в новообразованной Лысковской и Лукояновской епархии — в регионе, лично близком моему сердцу. Продолжая труды Преосвященного владыки Георгия, сохраняй с ним « единство духа в союзе мира » (Еф. 4:3), не стесняясь прибегать по необходимости к его советам. Все это я сказал тебе не для того, чтобы устрашить тебя тяжестью предстоящего делания, но чтобы в словах сих, сказанных мною в особый для тебя день от личного моего архипастырского опыта, но наипаче — от многовекового опыта жизни всей Церкви, ты нашел духовную опору и утешение. Итак, прими в руки жезл сей — зримый символ твоей епископской власти. Впереди тебя ожидает непростой и тернистый путь. Но ты, уповая на милость и помощь Божию, твердо ступай по этой стезе, дабы на закате дней с чистой совестью и мирным сердцем сказать вместе с апостолом Павлом: « Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его » (2 Тим. 4:7-8). Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939).

http://patriarchia.ru/db/text/3374053.ht...

Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: « мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т.е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо». После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя. Вознесение Господа Иисуса Христа — это завершение Его земного служения. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем каждому человеку возможность воскреснуть во славе, Господь совершил большее, в Своем Лице Он вознес человеческую природу, включая тело человека к Самому Престолу Отца. Предосвятив в высшей степени Своим Вознесением природу человека, Господь сделал ее способной к принятию Святого Духа, Которого Он обещал послать людям Своим от Отца. Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т.е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, в 40-ой день от первого дня Пасхи. Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820).

http://patriarchia.ru/db/text/242779.htm...

Я не могу ответить на вопрос, на чем основан пессимизм — об этом надо у пессимистов спросить. Я, например, об этом даже и не задумываюсь. Просто всегда перед собой ставлю какие-то задачи, придумываю новые проекты, пытаюсь найти идеи, чтобы их осуществить. Такие, какие полезны для Церкви, для людей. Вот и все. И когда берешься за такой проект, то с помощью Божией все получается. — Что бы Вы сказали людям, которые все откладывают на потом: пойду на пенсию — прочитаю всю Библию; сегодня поем скоромное, а в следующий пост обязательно возьмусь за себя… — Это все от  лукавого. Мы же не знаем, что с нами будет завтра. Поэтому каждую минуту жизни надо использовать на свое совершенство: мы же не знаем, какими предстанем перед Господом. Ничего нельзя откладывать на завтра, надо все делать сегодня. Сказано в Евангелии от Матфея: «Ищите же прежде Царства Божиего и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:33-34). Исправление своей жизни надо начинать сегодня. — Владыка, что в конце беседы Вы пожелали бы нашим читателям? — Верить в Бога и жить по Его святым заповедям. И быть уверенными в том, что ничего плохого нас не ожидает. Постоянно держать в сердце слова Спасителя: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:29-32). Беседовал А. Хлуденцов Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211310...

Лена 30 сентября 2016, 20:27 Друзья, все недопонимания относительно слова " похвала " кроются в нашем постыдном незнании своего же родного церковнославянского языка. По церковнославянски " похвала " означает " прославление " , " воздание почестей " . Как видите, одно и тоже слово в церковнославянском и современном русском языках имеют несколько разное значение. Пользуясь случаем хочу обратиться с призывом: люди, учите церковно славянский язык! Это язык нашего богослужения! НН 30 сентября 2016, 19:49 Елена М30 сентября 2016, 14:00, Если у Вас есть духовный отец - обратитесь к нему с этим вопросом. Меня, например, духовный отец не хвалил; а если и говорил что-то хорошее, то в конце обязательно вставлял какую-то малюююсенькую шпильку - для того, чтоб я не думала о себе хорошо. С другими он поступал по-другому, т.к. у каждого свой уровень. Так же и с ребёнком: похвалил за 5 по математике, а потом невзначай сказал, что утром он не помыл за собой чашку. И если ПОСТОЯННО хвалить ребёнка, то есть большая опасность, что он возгордится и будет считать себя самым хорошим. Да и взрослые в этом плане недалеко ушли. Поэтому льстить человеку - это сознательно толкать его в яму. Это моё мнение, не претендующее на истину. Простите! Любовь 30 сентября 2016, 19:33 Спаси, Господи, о.Андрей! Спасибо за статью- только загляни в нас и окажется......, а мы то думаем про себя,что и причесанные и гладенькие. Алексей 30 сентября 2016, 18:26 Ирина29 сентября 2016, 12:00 " и немолодая женщина может быть в самом деле неотразима " . Нет, Ирина, не может. " Немолодая женщина " может выглядеть прилично, достойно, но " неотразимой " она уже быть не может, не стоит обманываться. Точнее может, но только в своих собственных глазах. А это уже всегда выглядит несколько смешно и нелепо, если смотреть со стороны... Елена М 30 сентября 2016, 14:34 НН30 сентября 2016, 12:00 " Есть такой праздник - Похвала Пресвятой Богородице " и из Вашего предыдущего комментария : " вместо того, чтоб хвалить человека, просто сказать ему: я тебя люблю " - по-моему и там и там " Похвала " у Вас написано?! Я не думаю, что мы с Вами отклонились от темы. Напротив, я пытаюсь всё-таки определиться: когда похвала, а когда лесть, и, если из Вашего первого комментария следует, что и лесть и похвала - это зло, то в последнем комментарии Вы уже начинаете склоняться к тому, что это всё-таки разные понятия ( " Похвалить ребёнка - это нечто другое " ), хотя и с завидным упорством продолжаете : " не всегда можем поступать так, как Иисус Христос, но ДОЛЖНЫ стремиться к этому " - к чему? К тому, чтобы не хвалить заслуженно?

http://pravoslavie.ru/97434.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010