829 Διακνισσαι. Они назывались еще: χραι, προκαθμεναι, πρεσβτιδες. Epiphan. haeres. LXXIX. 830 Апост. пост., кн. VIII, гл. 19 (Pitra I, 56). I Всел. соб. 19 кан. и толкование на него Зонары, где изложена краткая история этих диаконис (Аф. Синт., II,160); IV Всел. соб. кан. 15, Трул. 14. Обязанности их состояли в том, что они служили при крещении женщин (Ап. пост. IIU, 15 и VIII, 28), ухаживали за больными и немощными женщинами (ib. III, 15, 19), руководили женщин, приготовлявшихся к крещению, и наставляли их в учении христианском (Hieronym., Comm, in Rom. 14, 1 ), смотрели за входом женщин в церковь и определяли им места для стояния (Ап. пост. II, 57; VIII, 28; толков. Зонары на II кан. Лаодик. соб.) и обходили дома, где живут христианские женщины (Ап. пост. UII, 15). 832 См. толков. Вальсамона на 15 кан. IV Всел. собора (Аф. Синт., II, 255). Различные канонические постановления касательно женщин см. в моем «Зборинке» алфавитный обзор под словом «жена» (II изд., стр. 354–355). 833 1) Φυσικ πρσοντα, 2) πνευματικ πρσοντα, 3) προσν λευθερας κα 4) προσν γαθς πολψεως Cp. ωαν. Ετз ξον T ο κνον δικαου, κτλ. I, 57. Западные канонисты излагают эти качества негативным образом, то есть исчисляют недостатки, мешающее рукоположению. Недостатки качеств они разделяют на incapacitates и irregularitates. К первым относят недостатки, упомянутые нами в тексте, как основные условия для принятия рукоположения, а другис разделяют на irregularitates ex defectu (delectu actatis, corporis, animi, scientiae et fidei, libertatis, lenitatis, sacramenti, natalium, tamae) и irregul. ex delicto, причем перечисляют соответствующие преступления. См. напр. Aichner, Jus eccles., р. 189 sq. Schulte, System des allgem kathol. Kirchenrechts (Giessen, 1856). S. 106 fg. Намек на это есть и у русск. канонистов. См. напр. Соколов, Лекции по церк. праву, стр. 229 и сл., Бердников, Курс церк. права, стр. 41–42. 834 Ап. кан. 78 и толков. на него Вальсам. (Аф. Синт., II, 100) Ап. кан. 79 и толкования на него Зонары и Вальсамона (ib. II, 101–102)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

78 В послании св. Иоавна Дамаскина о посте есть ссылка на это cbuдemeльcmbo.Migne, s. gr. 95, 71–78. 79 «Да совершается этот пост (т. е. Четыредесятницы) прежде поста Пасхи, начинаясь с понедельника, а оканчиваясь в пятницу; потом начинайте св. седмицу Пасхи (Страстную), постясь во время ея со страхом и трепетом» (кн. 5, гл. 1). 84 Вот толкование этого места кн. Левит в Талмуде: «Подобно тому, как под «делом», запрещенным в день очищения, разумеется работа, за которую в другом месте (т. е. в законах о субботе) полагается «истребление», так и под «изнурением» разумеется воздержание от такой пищи, за которую в другом месте полагается «истребление», а именно от «оставшихся» (от жертвенного мяса) и от пиггула (мерзкого)» Joma. Siphra achare. Талмуд, перев. Переферковича, Сиб. 1899, II,313. 110 Апост. прав. 64: «аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великой субботы), да будет извержен; аще же мирянин, да будет отлучен». Ср. Трул. соб. пр. 55. 113 Такие основания указывает D ü rand в coч.Ramionale divinorum officiorum, цитуемом у Неи n . А lt, Das Kirchenjahr, Berlun 1860, S. 20. 116 Некоторые из этих памятников изданы проф. А. А. Дмитриевским в «Описании литургических рукописей, т. I, Киев, 1895 г». Из остальных главы о посте приведены почти полностью в брошюре его же «Триодь постная-училище благочестия. (О посте). Киев 1904». 122 Ογγον, γκον– должно быть греческая транскрипция латинского ипсиа-112 асса или римского фунта. 123 unkiewicza Piara ks. Wyklad obrzdów I religijnych zwyczajów rzymsko-katolickiego kosciola Wydannie 2. Wilno 1854, 1. 32–34. Читать далее Источник: КИЕВ. Типография Императорского Университета св. Владимира. Акционерного Общества печати издательского дела. Н. Т. Корчак-Новицкого. Меринговская улица дом 6. 1910. Отдельный оттиск из журнала " Руководство для сельских пастырей " за 1909 год.. Такое громадное различие во взгляде на пост показывает, каким различным духом проникнуты обе церкви. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Хлеб и его употребление. В Евхаристии–Агнец. Скр. ч. 1, стр. 96. Дмитрев. стр. 78–9. Хлеб кругловидный. Епиф. Кипрский в Анкорате, числ. 51. Печать четвероугольная. Скриж. ч. 2, стр. 96–7. Дробится на 4 части, стр. 176. Хлеб квасный. Скр. 2, 97; Дмитрев. стр. 12, 13, 184. Сим. Сол. стр. 52. Чудесное знамение над просфорою. Воскр. Чт. 1856. 15. Печать на просфоре. Скр. ч. 2, стр. 89–90. Антидор. Толкование Сим. Сол. у Дмитрев. стр. 55; дают его не причастившимся, Дмитрев. гл. 12; внешние останки от Агнца изображают утробу Богоматери. Дмитр. стр. 199. Антидор есть остаток от вечери любви. Пост. Апост. кн. VIII, гл. 13. Благословенные хлебы на всенощных. Скр. ч. 2, стр. 34–5. Дни богосл. ч. 1, стр. 8. Вино в Евхаристии виноградное. Мат. 26 гл. 29 ст. Скриж. ч. 2, стр. 98. Дмитрея. стр. 14. Вино с елеем в елеосвящении. Скриж. ч. 4, стр. 67. Дается пить при венчании, стр. 59; соединяется с розовою водою при освящении храма, ч. 3, стр. 61. Елей. Елеем помазывают в праздники. Скр. ч. 2, стр. 33; Елей при крещении, ч. 4, стр. 24, 31. Елеосвящение над умершими. Скр. 4, стр. 117. Совершается иногда и над здоровыми, именно в великий четверток, там же, стр. 63. Елеопомазание из лампады у иконы праздника или святого, стр. 187. О елеосвящении в древности. Памят. Христ. церкви, ч. 10, кн. XXII, гл. 1. Коливо Дни Бог . 1, 371. Скриж. 4, 128–8. 5) о составных частях богослужения Составные части словесные О чтении Свящ. Писания при Богослужении Хр. Чт. 1846 Июль. Св. Кесария Беседа о прилежном слушании Священ. Писания Воскр. Чт. 1853 Древний порядок чтения Свящ. Писания при Богослужении Дмитрев. стр. 118–9. Древние Христиане при чтении Св. Писания сидели Там же. Григория Нисского о том, почему так приятно для всех чтение Псалтири Воскр. Чт. 1840 17. Похвала Св. Отцов Псалтири тоже 1839 47. Церковное употребление пятикнижия Моисеева также 48. Чтение из книги Бытия во Св. четыредесятницу тоже 1848 50–55. Св. Афанасия Александрийского письмо к Маркеллину о толковании псалмов Твор. Св. О. 1854 кн. 1. О чтении Псалтири по умершим Воскр. Чт. 1854 48. 51. Значение и употребление Псалтири в древней Новозаветной Церкви тоже 1848 50. Употребление книги Псалтирь в древнем Русском народе Прав. Соб. 1857 4. Чтение Евангелия при обыкновенном Богослужении Скриж. ч. 2. 91, 128–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кладбища не должны быть среди селений; для них отводятся особые места за селением, не ближе полуверсты от селения. Старые, опустевшие или (закрытые) кладбища, находящиеся среди населенных мест, должны быть огораживаемы владельцами той земли, на которой они были устроены, в безлесных же местах должны быть обводимы рвом. На закрытом кладбище нельзя возводить никакого строения, а равно и обращать его в пахатное поле или другим каким бы то ни было образом истреблять оставшиеся в оном могилы (Уст. Врач., ст. 916 и 931). §60. О поминовении умерших Поминовение усопших есть обычай всеобщий и весьма древний. Он имеет нравственную основу в душе человека и держится на общечеловеческом убеждении в действительности загробной жизни и в непрерывной связи между живыми и умершими. У всех древних народов, евреев и язычников, существовали поминальные дни, в которые приносились молитвы и жертвы за умерших, устраивались в честь их трапезы для бедных; сами же они держали строгий пост, обрекали себя на уединение, посыпали головы свои пеплом, носили траур и т.п. Обычными днями поминовения умерших у язычников были: 3, 7, 9, 20, 40, 70 и годичный, считая их со смерти поминаемого. В христианской Церкви начало благочестивого обычаи поминать умерших восходит к самым первым векам христианства. По примеру Церкви ветхозаветной – (касаясь вероучения, обычаев и обрядов которой, апостол замечает, что все это написано в наше наставление ( 1Кор.10:11 ), – а равно и в воспоминание некоторых новозаветных событий) христианская Церковь установила особые поминальные дни, именно: третий, девятый и сороковой (Апост. пост. кн. 8, гл. 42), по кончине умершего, а также день самой смерти, который, в отношении к мученикам, назывался днем рождения (Tertul, «De corona militis», сар. 3 и 4) 42 . Кроме того, в нашей церкви есть еще ежегодные дни поминовения: суббота Мясопустная, в которую поминовение установлено с самых времен апостольских (см. Синаксарь на этот день), в памятование второго пришествия Христова; суббота Троицкая (пред неделею Пятидесятницы) – в воспоминание того, что в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительно-совершительною силою животворящего Пресвятого Духа, благодатно и спасительно простирающеюся на живущих и умерших; три родительские субботы: на II, III и седмицах Великого поста; радоница (во вторник на Фоминой неделе) – в видах разделить пасхальную радость и с умершими в надежде блаженного воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Такое понятие о соборе можно составить на основании Церковного Устава. Если в Уставе постановлено священнослужителям исходить при богослужении на литию и на полиелей (о полиелее см. выше достойное хранение праздников), т. е. с полной торжественностью совершать всенощное бдение, – богослужение называется в Уставе собором или всенощным бдением. Если же назначено всенощное бдение с исхождением священнослужителей только на полиелее, – это богослужение называется в Уставе не собором, а полиелеем. Так, напр., в Уставе Церковном 20 мая, в день обретения мощей св. Алексия митрополита, сказано: «Бдение в обители его, повсюду же полиелей»; а 9 сентября о преподобном Иосифе говорится: «Совершается собор в обители его и идеже храм его»; 25 сентября о преподобном Сергии говорится: «Совершается собор его во обители и во храмех его, в прочих же полиелей»; то же говорится 3 мая о св. преподобном Феодосии, св. Ионе митрополите 15 июня и проч. То же говорится о св. Власии в Прологе 11 февраля. Таким образом, по Уставу Церковному собор значит то же, что всенощное бдение, с полной торжественностью, соборно и с исхождениями священнослужителей, из алтаря совершаемое, как предписано во 2-й главе Церковного Устава. 233 3-е прав. св. апостол. Пост. Апост. кн. II, гл. 25, 35, кн. VII, гл. 29, кн. VIII, гл. 30. 28-е прав. Шестого Вселенского Собора. 238 Хотя день перенесения Нерукотворенного образа не относится ко дням земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, но для нас важно особенно первоначальное чудесное явление образа во дни земной жизни Спасителя. – В церковно-богослужебных книгах город называется Эдесс. 239 Авгарями назывались владетели Осроены – небольшого владения между Тигром и Евфратом, имевшего столицей Эдессу, ныне Орфу или Рогаис. 243 Это no летосчислению эдессян, которое начинается со времени господства Селевкидов в Азии, т. е. с первого года 117-й олимпиады, соответствует 30 году no Р. Х. 250 Под именем старейшего разумеется Роман Лакапин, царствовавший по 945 год, а младшие, без сомнения, были сам Константин и Роман Лакапин Второй.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

е. ископал источники, которые вступающим внутрь священной ограды доставляют в изобилии воду для омовения. (Евс. «Церк. ист.» кн. 10, гл. IV). III. Благоговея к храмам Божиим, древние христиане ревностно старались, при посещении их, возбуждать и питать в себе чувство глубокого смирения и благоговейного трепета. Это чувство выражалось в их скромной одежде и вообще в наружном виде. Первенствующие христиане, хотя, по словам блаж. Августина, «стекались в храмы с благоговейною торжественностию» (Авг. «О граде Бож.» кн. 2, гл. XXVIII), однако в одежде простой, чуждой мирской пышности и изысканности. Те из христиан, которые, отправляя высокие обязанности гражданские, при одеянии своем носили знаки мирского своего величия, почитали приличным являться в св. храм без знаков: так военачальники обыкновенно оставляли за дверьми храма свое оружие и знаки своего отличия. IV. Вступая в храм, древне христиане, в знак благоговения к св. месту, мели обычай лобызать алтарь двери и даже пороги храма. «Приступая к св. жертвеннику, мы со страхом и радостию его целуем», говорит Афанасий Великий . «Не видите ли», восклицал некогда св. Златоуст в одной своей беседе к народу, «не видите ли, как многие лобызают двери сего храма, иные преклоняют главу, или хватаясь за вее руками, или поднося руку к устам». (30-я бес. на посл. к коринф.). V. Замявши место в храме, древние христиане стояли в безмолвии, неподвижно, с лицом, прямо обращенным к св. алтарю. Диакон обязан был наблюдать за местами, чтобы каждый из приходящих во храм занимал свое место (т. е. сообразно с своим возрастом, полом и проч.) и также смотреть, чтобы никто не разговаривал шепотом или минами, не смеялся и не дремал: «потому, что в церкви», говорит писатель «Постановлений апостольских», «должно стоять благочинно, скромно, бодрственно и с слухом, обращенным к принятию слова Божия» (Пост. апост. кн. 2, гл. 67). Св. Григорий Богослов о матери своей Нонне замечает: «кто благоговейнее ее стоял но время всенощных и дневных псалмопений?..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

13) Решение одной инстанции не могло быть перевершаемо другой такой же инстанцией, но только высшей. 14) Подсудность тому или другому местному суду, определялась самим местопребыванием лиц, искавших суда. 15) Государственная власть, говоря в своих постановлениях о действиях духовного суда только повторяет и раскрывает в них требования прав и законов самой церкви. 1 В истории греческой, по законам византийского законодательства, к этой подсудности относились тяжебные дела христиан, если обе спорящие стороны хотели судиться судом епископским, некоторые дела гражданского и государственного управления; дела защиты лиц угнетаемых и убежища их в церкви; дела об освобождении рабов на свободу и дела общественной благотворительности (см. Just lib. 1 tit. 4 de Episcope antanta). В русском государстве круг этой подсудимости был еще шире. Она обнимала преступления против веры и нравственности христианской, тяжебные дела людей церковных дела и преступления семейные (см. статью Неволина о пространстве церковного суда в России до Петра Великого в 6 гл. полного собрания его сочинений). 11 Orig. oper. t. 1 pag. 171. Edit. Maur. Paris. 1733 г. Bomil 2 in Exod ch Duret. Gratiani. 15. стр. 17. 12 Drey, None Untersuhungen über die Constitutionen und Kanones der Apostel. Tubingen. 1832 г. Bickell, Geschichte des Kirchenrehts. Giessen 1813 г. В. I. Y. 52 – Phillips, Kirchenrehts. S. 167. Правос. обзор. об Апостольских постановлениях. Багоразумова. 17 Апост. Пост. кн. 2. гл. 16. стр. 34. гл. 28 стр. 59–60. гл. 42 стр. 72 по русск. перев. Казань. 1864 г. 24 Евсефий церв. ист. кн. 7. Гл. 30. стр. 411. Под именем тайной комнаты – σηκρυτον – secretum, secretarium разумеется место, где судьи рассматривали жалобы и полагали решения. Molitor, Uber Kanonisches Geriehtsveriahren gegen Kleriker стр. 24 прим. 3. Mainz. 1856. 25 В суде над тем же Павлом Самосагским главным его обвинителем был пресвитер Малхион, Евсеф. кн. 7. гл. 29. стр. 447–448. 27 На основании этого правила и развился посредствующий суд епископа jus arbitri, который не преследовался со стороны языческого правительства и положительно утвержден законами правительства Христианского. Cod. Theod. lib. 16, tit. 2. cest. 2. Cod. Just. lib. 1. tit. 4. Const. 7. 8, ch. Argost. Confesse. 6. 3. de орег. monoch. cap. 37.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Варнав.= Послание Варнавы (библиографию см. выше, с. 574): Отрывки с параллельным греч. текстом и рус. переводом Преображенского: Карашев 1896, Прилож., XLVIII-XLIX. Вас. Вел.= св. Василий Великий . Творения в рус. пер. издавались неоднократно. О Св. Духе=CPG 2839. TLG 2040/3. Рус. пер.: О Святом Духе, к святому Амфилохию, епископу Иконийскому. – Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 3. М., 1846, 231–356. Геродот=TLG 16/1. Рус. пер. Г.А. Стратановского: Геродот. История в девяти книгах. М., 1972 (1993 р ). Гомер, Ил.=TLG 12/1. Много русских переводов и изданий. Дидаск.=CPG 1738. Дидаскалия, т.е., Кафолическое учение двенадцати апостолов и святых учеников нашего Спасителя. Пер. П.А. Прокошева . Томск, 1913 [прилож. к диссертации], 195 с. Перевод сирийской Дидаскалии (Didascalia Apostolorum Syriace) с нем. перевода Flemming’a 1904 г. Срылки по делению на главы в Пост. Апост. (у Прокошева литеры СА ). Рец.: ХЧ 1913, окт., 1259–1265; ХЧ 1916, март, 339–360; апр., 434–456; май –июнь, 516–532; ПС 1917, т. 1, 52–121. Дидахэ= Учение 12 Апостолов (см. библиографию выше на с. 31 сл.). Отрывки: Ранович 1990, 197–198. Диогн.= CPG 1112. TLG 646/4= TLG 1350. Послание к Диогнету. Пер. П.Преображенского : Сочинения св. Иустина, философа и мученика. Отдел II. М., 1891 (М., 1995 р ), 370–384. Новый перевод А.С. Десницкого [изд. греч. текста не указ.]: Послание к Диогниту. – Раннехристианские апологеты II-IV веков. Переводы и исследования. М., 2000, 122–129. Ев. Фомы=CANT 19. Евангелие Фомы. Пер. с копт. М.К. Трофимовой: Апокрифы древних христиан. М., 1989, 250–262 (часть II, Гностические апокрифы из Наг-Хаммади, деление на главы по изд. Doresse). Есть переизд., в т.ч., Деревенский, 1998, 221–228. Евагр. Схол.=CPG 7500. TLG 2733/1. Рус. пер.: Евагрий Схоластик . Церковная история. М., 1997 2 . Новый пер. И В. Кривушина: СПб., 1999 (кн. 1–2); 2001 (кн. 3–4). Евс.= Евсевий Кесарийский Муч. Пал ec т. =CPG 3490. TLG 2018/3 (recensio brevior), TLG 2018/4 (recensio prolixior). Рус. пер. в кн.: Евсевий Кесарийский . Сочинения. Т. 2. СПб., 1858 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Далее ещё более подробно описывается, до каких подробностей доходила заботливость Церкви и епископов о верующих: «вы, епископы, заботьтесь о нужном для пропитания их (т. е. верующих), отнюдь не оставляя их; но о сиротах пекитесь, как родители, и о вдовицах, как мужья, взрослых сочетавайте браком, мастеру давайте занятия, немощному оказывайте сострадание, странникам доставляйте кров, алчущим пищу, жаждущим питие, нагим одежду, болящим посещение, заключённым вспоможение. Сверх сего, ещё более заботьтесь вы о сиротах, чтобы ни в чём не было у них недостатка: девицу, как скоро достигнет она брачного возраста, отдавайте в супружество за брата о Христе, а мальчика снабдите средствами, чтобы и мастерство изучал и от избытка пропитывался, а когда благоуспешно изучит мастерство, то мог бы купить себе тогда и инструменты мастерские, чтобы уже не отягощать нелицемерной любви к себе братий, но самому довольствовать себя. Ибо воистину блажен тот, кто в состоянии будучи помочь самому себе, не стесняет места сироты, странника и вдовицы» (Кн. 4, § 2). Так епископ имел на своём попечении всё церковное благоустроение до заботы о том, чтобы не было в церкви среди верующих никаких тунеядцев. Но в то же время все верующие должны были помнить, что для них Церковь – это всё, а всякие житейские попечения – дело второ- и даже третьестепенное. «Если кто нерадит о Церкви, читаем в Пост. Апост., придумывая извинение во грехах ( Пс. 140:4 ), выставляя в предлог дело своё, таковый пусть знает, что мастерства верующих суть занятия, а дело их – благочестие. По сему мастерствами своими занимайтесь вы как бы междуделием, чтобы питаться вам, а в благочестии подвизайтесь, как в деле, как и Господь говорил: »старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную ( Ион. 6:27 )». (Кн. 2, § 61). При таком подъёме духовной жизни среди чад св. Церкви, разумеется, жизнь христианская была образцовой для всех, кто с ней соприкасался. И все исторические свидетельства даже язычников, наблюдавших жизнь церковную в древнее время, преисполнены глубокого уважения и изумления пред высотой тех характеров и настроений, которые воспитывались в церковной жизни. Эта безукоризненная святость церковного учения и образцовая высота жизни христиан первых веков и делали то, что тысячи и десятки тысяч неверующих присоединялись к Церкви в малое количество времени, а потом и целые народы начинали украшать свою жизнь изображением Креста Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как учит Бол. Катехизис о том, что причащение должно быть видимое? Тело и кровь Христова не сицевая суть, яко же зрим и чуем верху явленная знамения. Обаче известно ее веждь, яко идеже сия видимая знамения не суть, ту ни телесе Христова и пречестныя крови Его несть. Зане под сими точию образы, знамениями хлеба и вина, по освящении глагол Господних, дается тело и кровь Христова, кроме же сих не дается» (Б. Катех. л. 387 об.). Можно ли чем-нибудь заменить таинство причащения? Ничем нельзя: ни пост, ни милостыня, ни добрые дела не могут идти и в сравнение с ним, потому что оно, по словам св. И. Златоуста, не только «грехи наши очищает, но и силу на совершение превосходных христианских добродетелей и победу на бесы и страсти подает» (Злат. Бес. на ев. Иоан. нравоуч. 46). О невозможности заменить таинство причащения никакой внутренней жертвой, т. е. никакими добрыми делами, как говорится в Кирилловой книге? «Жертва чистая будет ( Мал.1:11 )... Тех речей... не возможно приложити к жертве хваления, и ни ко иной внутренней жертве нашей, ибо никто не обрящется чист пред лицем Божиим ( 1Ин.1:8 )... Никоим бо образом тех словес может разумети, ни о которой иной жертве, кроме тоя, яже от вознесения Господа на небеса и до ныне в церкви христианской во всяком месте приносится, чистая жертва тела и крови агнца Божия»... (Кир. кн. л. 78). Как сказано в кн. Златоустник, что при чистой, добродетельной жизни без причащения нельзя спастись? «Аще кто и чист живя и в покаянии, а не причащается Христовых таин, не может спастися» (л. 129). Кому свойственно учить о замене таинства причащения внутреннею жертвою? Еретикам. «Глаголют еретицы, читаем в Толковом Апостоле, да тело и душу нашу, а не Господне тело Господу Богу приносим» (л. 548 об.). На долго ли установлено таинство причащения? До второго пришествия Христова на землю, когда и мир сей кончится. Как говорится об этом в Свящ. Писании? Елижды 6о аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет ( 1Кор.11:26 ). Слова: дондеже приидет, по объяснению св. И. Златоуста, указывают, что таинство причащения «до второго Его (Спасителя) пришествия пребудет» (Толк. Апост. л. 536).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010