Епитимия (Ε=πιτμων от е=πitiμω – запрещаю) налагается или в виде духовного наказания грешнику (так бывает более тяжкая епитимия – отлучение от причащения Св. Таин, от общения верных и т. д.), или она назначается для врачества грешнику (так бывает менее тяжкая епитимия – пост, поклоны, милостыня, молитва и т. д.). Но епитимия не имеет ни силы, ни значения удовлетворения правосудию Божию; ибо удовлетворение за грехи принесено Господом на кресте ( Евр.10:14 ). Не будучи же удовлетворением за грехи, епитимия не составляет безусловной необходимости при исповеди (VI Всел. Соб., прав. 102, книга: О должн. пресв. 106, 107, 108, сн. Дух. Регл. о пресв., Чин исповед. отрок., лист 17). Епитимия назначается различная, смотря по грехам, по возрасту, по положению кающихся (см. в Требнике и в Чине исповедания отроком и в Духовном Регламенте о правилах причта церковн. 8–14). За многие и особенно тяжкие грехи запрещается приступать, известное время, к таинству евхаристии, а позволяется только пить агиасму, т. е. богоявленскую и вообще освященную воду (Требн.). Впрочем, отлучению Святых Таин духовник сам собою никого подвергнуть не может, без особого донесения епархиальному архиерею и без его дозволения. Но ему духовник не именует лица согрешившего (Дух. Регл., о прав. причт., о пресвит., гл. 14). И отлучение от Святых Таин ныне на долгое время не допускается (там же). Для исполнившего епитимию полагается в Большом и Малом Требнике особая молитва над разрешаемым от запрещения. Посредством ее запрещенный освобождается от надлежащего ему уза запрещения (см. молитву) и вводится в общение с Церковью. Но кающихся, по исполнении ими епитимии, должно вводит в общение Церкви не открыто и не на литургии (Лаод. Соб., прав. 2-е; Карф. Соб., прав. 6-е); притом и разрешает тот, кто наложил запрещение. Духовник не имеет права принимать к себе на исповедь запрещенных другим духовником и разрешать их от запрещения (Апост., прав. 12, 13 и 32; 1-й Вселен. Соб., прав. 5; Номок., 119), исключая больных и умирающих, которых всякий священник может и должен исповедовать и разрешать (Кн.: О должн. пресв., ст. 103, и устав Духовн. Консист., ст. 103). То же он обязан и в случае смерти (Апост., прав. 32 и Карф. 52). Так как некоторые из кающихся могли умереть, не получив разрешения при жизни от запрещений и клятв, коими были связаны, то принято читать над умершим разрешительную молитву (о ней см. далее). Священство 1166

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Писано: учай человека разуму ( Пс.93:10 ); писано также: любы от Бога есть ( 1Ин.4:7 ). Карф. соб. прав. 126. δ. Ход нравственной жизни христианина после обращения Для развития и укрепления в себе новой истинно-христианской благодатной жизни, начало которой положено в возрождении, христианин должен 1) хранить и питать дух ревности о жизни по воле Божией 37 ; этому содействуют особенно подвиги а) самособранности; б) памятования истин откровения; в) пребывания в чувствах и расположениях покаянной веры. Те, которые посредством крещения облеклись во Христа. дали обет подражать Его образу жизни во плоти. Поэтому мы отечески врачуем тех, которые на соблазн зрителей убирают и украшают волосы на голове искусственными уборами и таким образом предлагают нетвердым душам приманку, врачуем приличною епитимиею, наставляя и научая жить скромно, так чтобы они, оставивши обольщение и увлечение материей, постоянно устремляли ум к непрестающей и блаженной жизни, жили в страхе Божием и чистоте, приближались по возможности к Богу посредством очищения в жизни и украшали более внутреннего, чем внешнего человека, добродетелями и добрыми и непорочными нравами и таким образом не носили в себе никакого остатка вражеского развращения. Если кто будет поступать вопреки сему правилу, да будет отлучен. VI Всел. соб. пр. 96. О жизни своей бодрствуйте, чресла ваша да будут препоясаны и светильни горящи и будьте подобны людям, ожидающим, когда придет господин их, вечером, или утром, или в пение петухов, или в полночь; ибо Господь придет в тот час, в который не ожидают, и если отворят Ему, блаженны рабы те, потому что оказались бодрствующими Он препояшется и посадит их и, подходя, станет служить им ( Лк.12:36–37 ). Трезвитесь же и молитесь, чтобы не уснуть вам на смерть, ибо не помогут вам прежние добродетели, если при кончине своей заблудитесь от истинной веры. Апост. Пост кн. VII гл. 31. а) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 6-я заповедь Блаженства. Чистота сердца не тоже ли, что чистосердечие? Чистосердечие или искренность, по которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея оных в сердце, но добрые расположения сердца являет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

в) муж и жена, имевшие накануне супружеское сообщение (Там же). г) женщина в периоде месячного очищения (Там же, отв. 6-й). д) наконец, не должны быть причащаемы умершие, ибо сказано: «Приимите, ядите», но умершие ни принимать, ни есть не могут (Карфаг. 26). При причащении должен соблюдаться установленный порядок: «Да причащается (сперва) епископ, потом пресвитеры и диаконы, и иподиаконы, и чтецы, и певцы, и аскеты, а из жен – диаконисы, девы и вдовицы, после дети – и весь народ по порядку» (Апост. пост. кн. VIII, гл. 13). Приступающие к причащению должны подходить к Святым Тайнам чинно, в глубоком смирении, со сложенными на груди руками, и каждый должен, подходя, «поклониться единожды Христу, истинно в Тайнах сущему» (VI всел. 101, Учит. Изв. при служ. Литур. Злат.). Приняв же, честно да поглотит и, по очищении уст платом священническою рукою, лобызает край Святой Чаши, как самое Христово ребро, из него же истече кровь и вода, и, отступивши мало, поклоняется – но не до земли, ради сохранения приятых Тайн (Учит. Извест.). Причастившиеся обязаны выслушивать или прочитать благодарственные «по Святому Причащении» молитвы (См. служ. Литур. Злат.) 38 . После правила ко причащению, равно как и при записывании по причащении, не должно выставлять тарелок или кружек для принятия приношений от причастников, как это допущено обычаем; вместо же того, по прочтении благодарственных молитв, когда причастники прикладываются ко кресту и окропляются святою водою, должна быть выставлена кружка с надписью «в пользу причта» (Ук. св. Син. 20 февр. 1887 г.). О причащении младенцев . До семилетнего возраста дети причащаются без исповеди и вообще без приготовления, положенного для мирян, и притом, в самом раннем возрасте – не под обоими видами, а только под одним видом Крови, как не могущие вкушать твердую пищу (Тим. Алекс. 1). Младенцы, получившие крещение, причащаются в тот же день или за ближайшей ко времени крещения их литургией, подобно тому, как новокрещенные и присоединенные из еретиков и раскольников (См. Нов. Скр. Вен. ч. 3, г. 7, §1. Чин прин. иновер.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Если кто из мужчин ради мнимого аскетизма носит один плащ и, как бы получая за это праведность, решается осуждать тех, которые с благоговением носят шелк и употребляют общую обыкновенную одежду, да будет анафема. Гангр. соб. пр. 12. Никто из числящихся в клире пусть не одевается в несвойственную одежду ни живя в городе, ни находясь на пути; но пусть всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Если кто учинит сие, да будет отлучен на одну седмицу. VI Всел. соб. прав. 27. Всякая роскошь и всякое телесное украшение чужды священнического чина. Потому епископы или клирики, украшающие себя блестящими и пышными одеждами, должны исправляться; если же они пребудут упорными, то их следует подвергать епитимии, равно как натирающихся благовонными мастями. Но так как корень горести, выспрь прозябаяй ( Евр.12:15 ), ересь клеветников на христиан соделалась нечистым пятном для кафолической церкви, а приявшие оную не только возгнушались живописными иконными изображениями, но и отвергли всякое благоговение, подвергли преследованию живущих скромно и благочестиво и исполнилось на них слово писания: мерзость грешнику благочестие ( Сир.1:25 ); то если окажутся насмехающиеся над одевающимися в простую и скромную одежду, так пусть будут исправляемы епитимиею. С древних времен всякий священный муж носил одежду недорогую и скромную, поскольку все, что принимается не по нужде, но для украшения, подлежит обвинению в суетности, как сказал Вас. Великий. Никто также не надевал разноцветных шелковых одежд и на края одежд не нашивали украшений другого цвета; потому что слышали от богоглаголиваго языка, что носящие мягкие одежды находятся в царских чертогах ( Мф.11:8 ). VII Всел. соб. пр. 16. См. также (выше ο6 обетах) Гангр. соб. прав. 21 и 13. Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но смиренномудренно умеряй ее пред людьми, так волос косы своей не отращивай, но лучше подрезывай и обстригай ее, дабы тем, что ты часто причесываешься и бережешь голову свою не обстриженною, или тем, что ты намазан благовонными мастьми, не привлечь к себе тех женщин, которые таким образом уловляются или уловляют. И изысканной одежды не употребляй ты на обольщение и шароваров или сандалий на ноги свои не надевай злоискусственно, но носи только то, чего требуют степенность и нужда. И золотого перстня не надевай ты на пальцы свои. Все это признаки распутной жизни. Если займешься больше надлежащего, то не поступишь справедливо. Ибо тебе, верующему и человеку Божию, непозволительно отращать волосы на голове и собирать их во едино, т.е., в косу, или завивать их или беречь их не обстриженными, равно как и взбивать их или чрез расчёску в завивку делать их кудрявыми или подкрашивать их... Апост. Пост. кн. 1, гл. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Обычай и долг требуют от нас чтить всякий воскресный день и праздновать оный, понеже в сей день Господь наш Иисус Христос проявил нам воскресение из мертвых. Почему и первым нарицается день сей в Свящ. Писании, яко составляющий для нас начало жизни и восьмым, яко пришедший по субботе Иудейской... Феофила Архиеписк. Александр. пр. 1. ...Воскресный день препровождаем яко день радости, ради Воскреснаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли. Петра Архиеписк. Александр. пр. 15; срав. VI Всел. соб. пр. 90; Лаод. соб. пр. 29; Апост. пр. 64; Anocm. nocm. V, 30 58 . Дни праздничные соблюдайте, братия, и прежде всего День Рождества Господня, совершая его в двадцать пятый день девятого месяца. После него да будет для вас чтимым день Явления, в который Господь показал нам Божество Свое, а торжествуйте его в шестой день десятого месяца (января). Апост. пост. кн. V, гл. 13. Вы, братия, искупленные кровью Христовою, должны торжествовать дни Пасхи с точностью со всем рачением после равноденствия. Апост. Пост. кн. V, гл. 17. А спустя восемь дней да будет опять у вас честным праздником этот восьмой день 59 , в который Господь уверил меня, Фому, не верившего воскресению Его, показав мне язвы гвоздиныя и рану от копия в боку. И опять, сосчитав от первого дня Господня, 60 сорок дней, в пятый день от дня Господня (в четверток) празднуйте праздник Вознесения Господня... И спустя 10 дней после Вознесения, т.е., в пятьдесятый день от первого дня Господня да будет у вас великий праздник; ибо в этот день в третьем часу Господь Иисус послал на нас дар Св. Духа. Апост. Постановл кн. V, гл. 19 и 20. Во дни Апостолов да не работают; ибо они стали учителями вашими о Христе и сподобили вас Духа. В день Стефана первомученика и прочих мучеников, предпочетших Христа жизни своей, да не работают Апост. Пост. кн. VIII, гл. 33. Как должно проводить праздничные дни по заповеди? Во-первых, не должно в сии дни работать или делать дела мирские и житейские; во-вторых, должно свято хранить оные, т.е., употреблять на дела святые и духовные во славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

262 См. 20-c прав. И-го вселенского собора (Прав. св. вселенск. соб. 7. 1. М., 1897. С. 81); 90-е прав. Трульского собора и др. 265 137 См. 72-е правило Карфагенского собора (Прав. св. помест. соб. Ч. 2. M., 1903. С. 578–579); 51-е и 62-е правила VI вселенского собора (Прав. св. вселенск. соб. M., 1900. С. 206, 240); 66-е прав. Трульского собора и др. 269 80-е правило VI вселенского собора (Прав. св. вселен. соб. M., 1900. С. 298); 11 прав. Сардикийского собора (Прав. св. поместн. соб. Вып. 1. М. 1880. С. 325–326). 275 Алост. прав. 69. Изд. 3-е. Правил св. апостолов с толкованиями. M., 1901. С. 127. Ср.: Постанов. Апост. Кн. 7. Гл. 24. Прав. 15 в книге правил св. Петра Александрийского  и др. О постах в среду и пятницу говорит и «Учение двенадцати апостолов». 278 Этот пост явился не ранее II века вследствие сознания необходимости дать возможность кающимся в течение сорока дней достойно очиститься от грехов, а новообращающимся приготовиться к сознательному вступлению в Церковь (Памятники древней христианской письменности. Т. III. С. 101). Ранее же возникновения этой нужды четыредесятница, конечно, могла существовать у верующих лишь как частное личное дело, явившееся вследствие желания древних христиан подражать Спасителю, Который постился сорок дней. 280 Постанов. Апост. Кн. 5. Гл. последняя «после Пятидесятницы празднуйте одну седьмицу, а потом поститесь». 281 Древние исторические памятники, говорящие о постах: Рождественском, Успенском и Петровом, указаны у Ф. Смирнова (Богослужение христианское со времен апостолов. Киев, 1876. С. 406) и у Ветринского (Памятники древней христианской Церкви. Т. V. С. 99). 285 Писания мужей апостольских. М. 1862. Перев. Преображенского. С. 228–231, 233–236, 240–242, 245–246. 288 Творения. Т. VI. Кн. 1. СПб., 1900. С. 427. Cp.: Т. VII. Кн. 2. СПб., 1901. С. 590. См.: Л.М.Кенополитис. Святоотеческое учение о посте/Душеполезное чтение. 1896. Март – апрель. 290 Сочин. Иннокентия. СПб.: Изд. Вольфа, 1901. С. 62–64. Ср.: проф. Зарин. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907. С. 217.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

97 Определение это направлено было против р.-католиков и протестантов и вызвано особыми обстоятельствами того времени. См. Сергия еп. О правилах и чинопоследованиях принятия не православных христиан в правосл. церковь . Вятка. 1894 г. 103–112 стр. 98 Аббат Corblet, основываясь на археологических памятниках, полагает, что в западной церкви погружательно-обливательная форма крещения была в употреблении с IV–VIII и с XIII–XIV вв. Histoire de Bapteme Tom. I. Ciener. 1881, pag. 248. См. у Алмазова, указ. соч. 321 стр. 100 Тертул. О крещении, XIII; Прог. Праксея, XXVI гл. Ср. Киприан. Пис. к Юбаяну (1 ч. 287 стр.). 102 Апост. пр. 49 В Апост. пост. (III, 16; см, VII, 43) также повелевается при погружении произносить «поимянно священное призывание Отца и Сына и Св. Духа». 103 Афанас. К Серапиону 1, 30. Тоже утверждает Дидим алекс. в «De spirit. Sanct.» cap. 24 (см. Иеронима твор. V т. 438 стр. в рус пер.), Григорий пис. Прот. македониан, 15 гл, Василий В. О Св. Духе, в Амфил. 11–12 гл. 107 В новом завете тоже слово еще встречается только у Мф. 19, 28, и употреблено в эсхатологическом смысле. В ветхом завете оно не встречается. 111 Григ. нис. Сл. огласит. 34–36 (IV т). Сл. на крещение Христово (VIII т 8 стр.) См. Злат. На Иоан. Бес. XXV, 1–2. 114 « Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам», говорить Ориген (На VI гл. Puмл. V кн.; см. Бес. VI на Лев. 3 ; Бес. XIV, на Лук.). «Божественным нашим наставникам изволися допустить к крещению и младенцев», говорится в книге «О церковной иерархии» (VII, 11). «На обычай крестить младенцев, говорить блаж. Августин, должно смотреть, как на апостольское предание (О кн. Бытия, букв. X кв. 23 гл.) О крещении младенцев в их время свидетельствуют: Иустин (его свидетельство приводится в «Посл. вост. патр. член 16, из Quaest. et Respond, ad Ortot. quaest. LVII). Ириней (Прот. ер, II кн. XXII, 4). 116 Правило собора направлено против пелагиан. Пелагиане, отвергнув бытие первородного греха в людях, учили, что младенцы крещаются не в оставление первородного греха, и что крещение им нужно не для спасения их, которое, по их учению, возможно для младенцев и без крещения, но только для того, чтобы улучшить их состояние, хорошее и само по себе. Хотя бы младенцы умер без крещения, пелагиане обещали ему (по какому-то странному различению понятий) спасение и вечную жизни, только вне царствия Божия, а крещенным давали пред некрещенными одно то преимущество, что удостоивали их высшей степени блаженства, или царствия небесного. См. у блаж. Август. De peccat. merit, et remiss. I, 20; De haeres c. 88.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Посты и моления, назначаемые особо митрополитом или епископом в своей епархии по какой-либо нужде, как-то: для отвращения праведного гнева Божия, угрожающего его народу; для избавления или от язвы, или голода, или войны, или бездождия, или для исцеления больных, или утешения скорбящих, – непременно соблюдать всем жителям той епархии, как пишется в Деяниях Апостольских: Петра стерегли в темнице; между тем Церковь прилежно молилась о нем Богу ( Деян.12:5 ). Седьмая церковная заповедь в Испов., I, отв. на вопр. 93. Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятницы, в которые дни благословно заповедано нам поститися по преданию. В среду по причине составленного Иудеями совета о предании Господа, а в пятницу потому, что Он пострадал за нас. Петра, Архиеписк. Александр., прав. 15. Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредсятницу пред Пасхою, или в среду или в пятницу, кроме немощи телесной, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен. Прав. Св. Апостол 69. Не подобает в четыредесятницу совершать браки или праздновать дни рождения. Лаодок. соб. 52. Также узнали мы, что в Армянской стране и в иных местах некоторые едят сыр и яйца в субботы и в воскресные дни святой четыредесятницы. Поэтому постановлено и то, чтобы церковь Божия по всей вселенной совершала пост, следуя единому чину, и воздерживалась как от всего заколаемого, так и от яиц и сыра, которые суть плод и порождение того, от чего мы воздерживаемся. Если не будут соблюдать сего, то клирики да будут извергаемы, а миряне отлучаемы. VI Всел. собор. 56. Верным, проводящим дни спасительного страдания в посте, молитве и сокрушении сердца, следует прекращать пост около средних часов ночи, смежной с великою субботою, так как божественные евангелисты Матвей и Лука, первый словами: в вечер субботний ( Мф.28:1 ), другой словами: очень рано ( Лк.24:1 ), описывают нам глубокую ночь. – VI Всел. соб. пр. 89. ...Да сохраняется у вас пост четыредесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем, а совершайте пост этот прежде поста пасхального 63 , начиная его со второго дня 64 , а оканчивая в пятницу. После этих дней, отпостившись, начинайте святую седмицу пасхи, постясь в оную все со страхом и трепетом, молясь в эти дни о погибающих. Апост. Пост. кн. V, гл. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Письмо Адриана Сервиану= История Августов XXIX, 8, 1–10. Лат. текст: TLL 2331/29=Scriptores historiae Augustae/Ed. E.Hohl. Vol. 2. Lipsiae: Teubner, 1971, 227–228. Рус. пер.: 1) C.H. Кондратьева под ред. А.И. Доватура. Третье изд.: Властелины Рима… СПб., 2001, 313–314 [полностью]; 2) Деревенский 1998, 166–167 [§ 1–7, самые важные для истории христианства; перевод с ошибками, см. ВДИ 2002, 1, 166]. Плин. Млад.=TLL 1318/1. Письма Плиния Младшего/Пер. М.Е. Сергеенко и А.И. Доватура. М., 1984. Письмо X, 96 и 97 (ответ Траяна) см. также: Ранович 1990, 194–196. Плин. Старш. Ест. Ист. =Плиний Старший. Естественная история. TLL 978/1. Рус. пер. отрывков: Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве/Пер. с лат., пред. и примеч. Г.А. Тароняна. М., 1994. Плут. Об Исид. и Озир.=TLG 7/89. Рус. пер. Н.И. Трухиной: ВДИ 1977, 3–4 и отд. переизд.: Киев, 1996, 5–70. Полик.= св. Поликарп Смирнский (см. библиографию выше, с. 590). Филип.= Послание к Филиппийцам. Пост. Апост.=CPG 1730. TLG 2894 [по изд. SC 320, 329, 336]. Постановления Апостольские. Пер. [о.] И[ннокентия] Н[овгородова]. Казань, 1864 (для первых VI книг ср. Дидаск.) (СПб., 2002 п ). Для кн. VII греч. текст и парал. пер. по изд. 1864 г. у Карашева 1896, Прил., LIX-LXXXI. Прав. Апост.=CPG 1740. Правила святых Апостолов. Коммент. пер.: Никодим 1911, I, 45–172. Прор. Сивилл=CANT 319 (cf. 320, 321). TLG 1551/1–2. Рус. пер. М.Витковской и В.Витковского: Книги Сивилл. М., 1996. Пс.-Афан. О девст.=CPG 2248. TLG 2035/29. Рус. пер. В.Кудрявцева, ред. и примеч. А.И. Сидорова : Св. Афанасий Великий . О девстве, или о подвижничестве. – Альфа и Омега 2 (24), 2000, 111–135. Пс.-Игн. Ант.= расширенная версия посланий св. Игнатия Антиохийского (библ. см. выше, с. 590). Пс.-Иуст. Речь. к элл.=CPG 1082. TLG 646/1. Рус. пер. прот. П.Преображенского : Сочинения св. Иустина… СПб., 18952 (М., 1995 р ). Отдел И. Речь к Эллинам, 389–396. Пс.-Клим. Contest.=CPG 1015 (2). CANT 209 (2). TLG 1271/4. Epist. ad lac.=CPG 1015 (3). CANT 209 (3). TLG 1271/5.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

723 „Что человек не оправдывался этими установлениями (субботой и обрезанием), а они даны были народу в знамение, – показывает то, что сам Авраам без обрезания и соблюдения субботы „поверил Богу, и это вменилось ему в праведность, и назван другом Божиим“. Ириней, Против Ересей IV, 16, 2. Cp. IV, 16, 1. 727 Указание на этот обычай можно находить в Апостольских постановлениях, где, между прочим, есть такое место: „Я, Петр, и я, Павел, постановляем: рабы пусть работают пять дней, а в субботу и в день Господень пусть пребывают в церкви ради учения благочестия, ибо суббота, сказали мы, имеет образ создания, а день Господень – воскресения“ (VIII, 33). Сторонники указанного обычая, как видно из приведенных слов, хотели даже, хотя без всякого права, возвести происхождение его ко временам апостолов. 730 „Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме единые токмо (великия субботы), да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен“. 732 Haer. 42, 3. Позднее этот обычай перешел к Евстафянам, Евхитам Мессалянам и другим еретикам. Bingham, Antiqu. v. IX p. 58. 733 Bingham, Origines sive antiquitules ecclesiasticae. Halae. 1729. v. IX p. 58; Арх. Иоанит, Опыт курса церковного законоведения. Т. I, стр. 212. СПБ. 1851. 735 Цан (s. 71) и Рише (8. 65 ff.) возникновение богослужебного празднования субботы относят ко времени после Константина Великого . Места же Апост. Постановлений, свидетельствующие о существовании этого обычая в ранейшее время, Цан считает интерполированными позднейшею рукою. При этом он основывается на том, что в Сирских Didascalia, представляющих собою первоначальную редакцию I-VI кн. ап. постановлений, в этих местах говорится только о воскресении, но не упоминается о субботе (Zahn, s. 72).– Оставляя в стороне вопрос об интерполяции свидетельств апост. пост., заметим, что в пользу существования богослужебного празднования субботы до IV-ro в. решительно говорит уже чрезвычайно широкое распространение этого обычая в первой четверти IV-ro в., которое станет непонятным, если возникновение его отнести только к IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010