Прочти и VI Всел. 74. Правило 89 Проводя дни спасительного Страдания в посте, молитве и сокрушении сердца, верные должны оканчивать пост (πονηστζεσθαι) около средних часов ночи после Великой субботы, потому что божественные евангелисты Матфей и Лука, первый изречением no прошествии субботы 341 , а второй – очень рано 342 , указывают нам на глубокую ночь. (Дионисия Александр. 1.) Толкование Это правило определяет, что христианам подобает проводить всю Великую седмицу святых Страстей в посте [ 343 ] , молитве и сокрушении сердца, конечно истинном, а не лицемерном (в особенности же и более всего Великий пяток и Великую субботу, в которые им следует понуждать себя совершенно воздерживаться от пищи), а около полуночи, иными словами, после полуночи между прошедшей Великой субботой и наступающим Великим воскресением, прекращать пост [ 344 ] , потому что Господь уже воскрес, как показывают божественные евангелисты. В самом деле, Матфей, говоря, что женщины пришли посмотреть на гроб no прошествии субботы, показал, что прошла суббота и большая часть ночи после субботы, а Лука, в свою очередь, говоря, что они пришли очень рано, показал, что осталась бльшая часть ночи до рассвета воскресного дня. Из свидетельств того и другого следует, что Господь воскрес около полуночи, по прошествии шестого часа и при наступлении седьмого [ 345 ] . Согласование О времени воскресения Господа пространнее говорит 1-е правило св. Дионисия, из которого заимствовал все эти сведения и настоящий Собор. Правило св. Дионисия еще добавляет, что тех, которые разрешают пост до полуночи, мы порицаем как малодушных и невоздержных, а тех, которые терпят до рассвета, хвалим как мужественных и воздержных. Кроме того, «Апостольские постановления» (кн. 5, гл. 19) говорят, что христиане должны прекращать пост на рассвете первого дня недели ( Мф. 28:1 ) 346 , т. е. в воскресенье. Смотри также толкование и примеч. 225 (1 к VI Всел. 233) и Апост. 69. Правило 90 Мы приняли от наших богоносных отцов каноническое предписание: почитая Воскресение Христово, не преклонять колен по воскресеньям. Поэтому, чтобы нам иметь ясное представление о том, как это надо соблюдать, четко установим для верных: после бывающего в субботу вечернего входа священнослужителей в алтарь, по укоренившемуся обычаю, никто да не преклоняет колен до следующего вечера в воскресенье, в который, вновь преклоняя колена по входе на вечерне, мы таким образом приносим молитвы Богу. Ибо, считая ночь, следующую за субботой, предвестником Воскресения нашего Спасителя, мы с этого времени начинаем духовные песнопения, а завершаем праздник в наступивший день, когда стемнеет, и таким образом, мы всю ночь и день торжествуем Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

139 Напр., Кирилл иер. – Сл. Тайнов. III, 6–7, Златоуст – Ка 2 Кор. Бес III, 4–5, блаж. Феодорит – На 2Кор 1, 23 , Амвросий, – De mysteris, с VIII Свидетельства многих других отцов приведены у митр Макария. Догм. Бог. § 208. 140 Так, в «Постан. апост.» (III, 16–17) помазание крещаемого миром рассматривается как учреждение апостольское в собственном смысле. В кн. «О церк. иерархии» (IV, 1) говорится: «наставники наши (т. е. апостолы) именуют таинством мура» священнодействие для сообщения Св. Духа. 144 Тертуллшн, напр , упоминает, что «при посвящении в таинства Митры было что-то в роде, помазания на челе», замечая при этом, что «диавол применил к идолослужению все то, что употребляется при совершении ваших таинств» (De praescript. adv. liaeretic. с. XI; в перев. Карнеева I ч. 186–187 стр.). 146 Феофил антиох. пишет: «христианин – это имя помазания (χρσματος) ибо мы помазываемся божественным елеем» (к Автол., 12). В Пост, an. говорится: «епископ или... пресвитер погрузи их (крещаемых) в воде... После этого епископ пусть помазует миром» (III, 16), Об употреблении мира или елея при совершении таинства низведения Духа Св. ясно говорят: Ориген (In. Levit, homil. VI, n. 5; VIII, n. 14: In. Ezech. hom. VI), Тертуллиан (О крещ. 7–8), Киприан (пис. 57, к Януар. I ч. 323 стр. по изд. 1891 г.). 147 Пост. an. III, 15; Иппол. сап. 46; Кипр. пис. 60, к Юбаяну (I ч. 337 стр.). Фирмил. Пис. к Киприану. Тертул. О крещении, 7–8. 148 Киприан, упоминая в одном месте о помазании миром и руковозложении при совершении этого таинства, в другом ясно говорить: «необходимо, чтобы крестившийся был помазываем, дабы приняв хрисму, т. е. помазание (accepto chrismate, i. е. unctione), мог быть помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову» (пис. к Януар ), а о необходимости руковозложения умалчивает. 149 Св. Кирилл иерус, напр., посвятил целую беседу (поуч. тайнов. 3) объяснению этого таинства, но ни слова не сказал о возложении рук. 153 Карф. соб. (318 г) прав. 6. Это постановление подтверждено было на карф. соб. II (390 г.) пр. 3, карф. III (397 г.), прав. 34 и карф. IV пр. 36. В кн. «О церк. иерархии» (V, 1) говорится: «освящение божественного мира исключительно (принадлежит) священно-совершительной власти».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В V веке – Рождество Божией Матери и Успение Её. В VI веке – Сретение Господне: оно праздновалось еще раньше, но при императоре Юстиниане (542 г.) праздник сделался повсюдным. В VIII веке – Введение во храм Божией Матери. В IX веке – неделя православия и празднование Божией Матери в субботу на пятой неделе великого поста, в память троекратного избавления Константинополя от врагов заступлением Божией Матери; по сему случаю составлен был и акафист. В честе св. Ангелов с IV века известен был праздник 8 ноября, установленный св. Александром, еп. александрийским. В честь св. угодников Божиих также с IV века известны были праздники: Рождество и усекновение главы св. Иоанна Предтечи, в честьап. Петра и Павла, в честь вифлеемских младенцев, избиенных Иродом, в честь первомученика Стефана и других. Кроме того, в первые века христианства праздновали день кончины св. мучеников. Подобные праздники были сперва местными, т. е. совершались в тех местах, где мученики страдали, скончались и погребены: но когда слава о их подвигах переходила от одной церкви к другой (особенно с IV века), то и праздники в память их делались более общими. Они состояли втом, что христиане собирались на места погребения мучеников; тут совершали всенощное бдение, потом читали их деяния, впоследствии заменённые похвальными словами; затем совершали литургию, за которой торжественно поминали имена празднуемых мучеников; a после литургии устраивали общую трапезу для бедных, как-бы угощение от лица мучеников, впоследствии отмененную (3 карф. соб. пр. 30; лаодик. соб. пр. 28). В IV веке установлен был один общий праздник в честь св. мучеников, который совершался спустя неделю после пятидесятницы, и который ныне (с IX века) называется неделей всех святых. Посты Древнейший из постов есть св. четыредесятница (69 пр. ап.). По правилам Церкви христиане должны были в этот пост употреблять в пищу только хлеб, соль и овощи, а для питья воду (пост. апост. кн. 5, гл. 18; лаод. соб. пр. 50; трульск. соб. пр. 54); не должны были ни в какие дни великого поста, кроме суббот и воскресных дней, даже праздновать память мучеников; потому что такие праздники всегда сопровождались торжественностью и духовным веселием; а это считалось неприличным дням сетования и поста; с тою же целью не дозволялось совершать и полной литургии, кроме субботних и воскресных дней (лаод.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

452 Ириней говорит, что Христос пришёл спасти всех, – тех, кои возрождаются чрез Него в Бога–детей и малых, отроков и юношей, и старцев. Adv. h&er. lib. II, с. 22. 456 Апост. Пост. кн. VIII гл. 32. Злоупотребления вкрадались и в этот институт: многие, вступив в число оглашенных, свободно грешили въ надежде, что грехи омоются в крещении. «Когда кто-либо принят в число оглашенных, пишет из того не следует, чтобы он имел свободу грешить в ожидании крещения, долженствующаго омыть все его прегрешения. Итак, я утверждаю, что оглашённые хотя могут желать креститься, но не должны быть допускаемы к тому скоро». О пок. VI. 471 Три тысячи крещены тотчас же после обращения; евнуха Филипп крестил тотчас же, как только тот уверовал и изъявил желание креститься; темничный страж крещен со всем домом в ту самую ночь, когда, спасенный апостолами отъ самоубийства, уверовал во Христа. 480 Из писаний Тертуллиана и Киприана видно, что некоторые лица не допускались к оглашению. В Апостольских постановлениях формально предписывается епископу не допускать некоторых к оглашению и подробно перечисляются такого рода лица. 481 Иос. Флав. Древн. кн. VIII, с. 2. §. 5. Там говорится что искусство это происходит от Соломона и практикуется доныне. 491 Aderant ergo, qui ducebant candidatum, ad locum, ubi aqua erat, ut testes et comites. Jus eccl. Protest. T. p. 849 492 В Decr. Gratian. P. de consecrat, distinet. IV c. 100: in catechismo, et in baptismo et in confirmatione unus patrinus fieri potest, si necessitas cogit. Non est tamen consue tudo romana; sed per singulos singuli suscipiunt. 493 Впрочем, предписание это так двусмысленно, что трудно сказать, требуется ли поручительство или же только допускается, требуется ли несколько поручителей или же допускается один и то в случае нужды. 502 Напр. имена: Авраам, Иаков, Иосиф, Моисей, Самуил, Давид, Соломон и др. общие той и другой религии. 508 Филипп. 2, 9–11. Впрочем в посл, к Колоссаям встречается имя Иисус, но оно кажется перенесено из иудейства, так как Иисусъ, прозванный Иустом, из обрезанных (Кол. гл. 4. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

855 Поэтому и мы совершаем Богослужение с возженными светильниками в подражание церкви небесной, освещаемой славою Божиею, 856 и для напоминания христианам об их обязанности жить во свете веры и по заповедям Божиим. Но когда свечи возжигаются и ставятся пред изображениями и иконами; тогда они означают жертву Богу, от нас приносимую, и наше усердие к Нему. В освещении церкви должен быть соблюдаем, по уставу церкви, 857 определенный порядок: когда церковь в своих молитвах выражает покаяние, сокрушение и скорбь о прегрешениях верующих, что выражается во время будничного Богослужения и постов; тогда и освещение бывает малое, тогда возжигаются не все лампады. В дни праздничные и воскресные, как дни торжества истины и духовной радости, по случаю победы проявившейся в жизни угодивших Богу над делами тьмы или по случаю воспоминания победы Христа Спасителя над смертью и диаволом; равным образом в тех частях ежедневного Богослужения, в которых ясно выражается мысль о духовном, торжестве Христианства и христиан: тогда церковь , по преимуществу, обильно возжигает светильники. В большие праздники она возжигает для выражения своего торжества даже большой светильник, «паникадило», всесвещник, висящий среди церкви, и другие многие свечи и лампады. 742 В Апостольских постановлениях говорится: после этого стоя новокрещенный произносит молитву Господню. 758 Оно озаглавливается: вопросы православ. см. Migne patr. cutr. compl. t. VI. Quest. ad. orthodox. col. 1368 г. 778 Апост. пост. кн. 8, гл. 16. Терт. de Coron. militis. Вас. Вел. в прав. 91; Кир. Иерус. 13 огл. поуч. 816 См. слово св. Иппол. об Антихр. См. Феот. отв. на 15 вопр. старообр. лист. 334. изд. 1821 г. 817 См. Четьи-Мин. апрел. 1-е число. Она сконч. 521 г. во времена Зосимы, славившемся при Иустине старшем. 518–526. 832 Напр. Никон в напечатанной Скрижали 1655 г. поместил: а) слово монаха иподиакона Дамаскина Студита в неделю крестопоклонную, где, между прочим, изложено учение о троеперстии для крестного знамения; б) слово неизвестного: «како епископски персты десныя руки изображати крест». Здесь о 1-й раз довольно подробно опровергается учение о двуперстии, разбираются свидетельства Мелетия Антиохийского , Феодорита, Максима грека и предлагается Православным оставить двуперстие и креститься 3-мя перстами, и то самое слово, которое произнес Никон 1655 г. в неделю Православия в Успенском соборе; в) Николая Малаксы, протоиерея Навплийского, о сложении перстов для Архиерейского и Иерейского благословения. Ц. ист. Мак. т. 12 ст. 189. 854 Подобное можно встречать у Григ. Нисского в житии Св. Макрины; ист. Феод. кн. 1. при перенес. мощей Иоан. Злат. возжигали свечи. Читать далее Источник: Руководство по литургике, или Наука о православном богослужении, применительно к программе, изданной Учебным комитетом для учеников духовных семинарий/Сост. настоятель Желтикова монастыря архим. Гавриил. - Тверь : типо-лит. Ф.С. Муравьева, 1886. - 582, VIII, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Апостола Иакова, брата Господня по плоти, первого епископа Иерусалимского, которая и доныне ежегодно совершается на Востоке в день памяти сего Апостола (23 октября). Церковн. Истор. Иннокен. век IV, история Литургий. 215 Литургия Василия Великого совершается: в недели св. Четыредесятницы, кроме недели Ваий, в великий четверток, в великую субботу, в навечерие Рождества Христова и Богоявления, а если сии навечерия бывают в субботу, или в воскресение, то в самые празд­ники Рождества Христова и Богоявления, и наконец совершается Ли­тургия св. Василия Великого в день памяти его, то есть 1 января; всего – десять раз в году. А Литургия Преждеосвященных Даров св. Григория Двоеслова совершается только в дни св. Четыредесятницы, кроме суббот и воскресных дней. 218 В третьей четверти дня явилось на небе знамение креста со словами вокруг его: in hoc vince. Евсевий в жизни Констант. Вел. Церков. Истор. Иннокен. век IV. 221 Апост. пост книга VIII, гл. 12. Ириней против ересей, кв. IV, гл. 57. Трульск. Собор. прав. 32. 223 В первом ряду, первая частица полагается в честь и па­мять св. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, вторая – в честь пророков, третья – апостолов. Во втором ряду, первая час­тица – в честь святителей, вторая – св. мучеников и мучениц, тре­тья – преподобных. В третьем, первая частица – в честь и память бессребренников, вторая – в честь Богоотец Иоакима и Анны и дневного святого, третья – в честь святого Златоуста, или Василия Великого (смотря по тому чья Литургия совершается). 232 В каком порядке следуют одно за другим рядовые зачала, для ежедневного чтения из Евангелия и Апостола, о том сказано выше в отделении о Богослужебных книгах, в § о Евангелии и Апостоле. 239 Иосифа Флавия Древнос. Иудей., кн. VIII, гл. 8. Изъяснение на Литургию Дмитревского, стр. 96. 240 Сия песнь внесена в Литургию в VI-м веке, при Импера­торе Иустине. Истор. Кедрина и Сократа 9-й год Иустина. 248 Ис.6:3 . Возглас сей победной песни, равно как и многие другие возгласы служат продолжением молитвы, втайне священно­действующим совершаемой пред святой трапезой; а потому, для точного разумения возгласов, надобно выражения их пополнять снесе­нием с предыдущей молитвой втайне иереем творимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из Вульгаты спорные слова посредством перевода нашли доступ и в греческий текст, и стали появляться в печатных греческих изданиях (XV-XVI в.). В славянских переводах спорных слов не было не только в рукописях, но и в печатных изданиях XVI в. В первый раз они появляются на западе России – в Виленском Апостоле 1623 г. и Львовском 1639 г., а затем – в Московском 1653 г. Р.-католическая церковь вопрос о подлинности 1Uoah. V, 7 решила отрицательно. Постановление конгрегации инквизиции об этом состоялось 11 янв. 1897 г, а 15 января папа Лeb XIII решение это „approbavit et confirmavit“. См. у проф. Сагарды. 208 стр. 351 Исключение составляет в этом отношении только символ римской церкви. В нем опущено слово единого, что может быть объяснено неточностью при переводе общецерковного символа с греческого языка на латинский. См. Чельцова, Древн. формы символа, 34–37 стр. 352 Разумеется, без внесенных в него позднее еретических прибавок. Об этом см. у Чельцова, 55–51 стр. Здесь же и текст этого символа. Взгляд церкви на самый сборник, известный под именем „Постановл. апост.“, выражен отцами VI всел. соб. (2 прав.). В рус. переводе он издан в Казани, 1864 г. Подробнее о нем в курсах церк. права. См. напр. проф. Остроумова, Оч. прав. церк. права, § 17. 353 Тексты этих символов находятся: Иринея – в соч. Прот. Ересей, 1 кн. X, 1; ср. III к. IV, 2; Тертуллиана – Прот. Праксея, 2 гл.; О давности прот. еретиков (De praescript. adv. haeres.), 13 гл.; Оригена – О началах. 1 кн. Введение, 4. 354 Иустин. муч. Аполог. I. 61 и 65. Тертул. Прот. Пракс. 26 гл. кон. Прав. апост. 49 и 50. Пост. an. VII. 41. 355 О этих формах славословия см.: Васил. В. О Св. Духе, 25–27. 29 гл. Филосторг. Церк. ист. III, 13 (рус. пер. в Хр. Чт. 1854, I). Дамаск. Ер. de gymno trisagio, n. 6. Зигабен. Panopl. P. II, tit). XII, 29. 358 Васил. В. О Св. Духе, 29 гл. Из неё он приводит слова: „хвалим Отца и Сына и Св. Духа Божия“. 361 Таковы, напр., исповедания веры: священномуч. († 167 г., память его 23 февр.), лион. муч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

300 Миропомазание и возложение руки епископа, при совершении сего таинства, латиняне принимают за одно нераздельное действие. De Lig. Th. Mor. de Confirm. Scavini. – Th. M. U. t. 3. p. 63. 309 Пост. апост. III, 17, VII, 23. Дион. Ареоп. Hier. eccl. с. 2. Тертулл. de Bapt. с. VIII. Оптат. кн. IV. Киприан. Ep. ad Ion. LXX. ad Iubaj. LXXIII. Кир. Иерус. Myst. III. n I. Амврос. De myst. III, 2. Август. in Ioan. cp. tract. VI. n 10. Златоуст. на Деян. бес. 1. Лев Вел. Serm. 1 de nat. Dom. Соб. лаод. пр. 48. Петр Дам. de dec. eccl. 311 Впрочем, по важным и справедливым причинам, у латинян позволяется миропомазывать и младенцев до раскрытия у них рассудка (до 7 л.), напр. в случае смертной опасности, или по обычаю, напр. в Испании после 2 или 3 лет, и т. п. De Lig. Theol. Mor. de Confirm. Devoti – Inst. Can. t. 2. p. 77. 319 Const. Apost. VIII, 13. Дион. Ареоп. о Церк. Иерарх. гл. VII, § 11. Кипр. de laps. p. 381. Август. De ресс. mer. 1. c. 10. П. Иннок. 1. Ер. XCIII ad Aug. et Conc. Milev. Bac. Кил. ap. Phot. bibl. cod. CVII. p. 281. Евагр. H. E. IV, 96. Геннад. de dogm. eccl. c. 52 и др. 327 Pascal – Or. et rais. de la Lit. Cath. col. 1229. Salzano Lez. di dir. can. v. III. p. 24. De Lig. Th. Mor. de Sacr. Euchar. 328 Стояния (stationes) у латинян соответствуют некоторым образом соборам συναζεις у греков и означают собрание верующих для богослужения в назначенной церкви в честь и память того или другого святого или пресв. Богородицы. 337 У нас (Больш. Требн. л. 251. Москва 1842. Тим. Алекс. пр. 3, 6, 7. Дион. Алекс. пр. 2. Ном. 64. Учит. изв. при служ.) это составляет обязательство, а у латинян (De Lig. Th. М. de Euch.) только совет. 340 У латинян священника не священнодействующего должен причащать другой священник, у нас равностепенные друг друга не причащают. Дмитревск. Изъясн. Литург., стр. 239 в примеч. 348 De Lig. Th. Mor. de Sacr. Euchar. Еще у латинян нельзя причащать на заупокойной литургии преждеосвященными опресноками и в черных облачениях. Scavini – Th. Mor. Un. t. III. p. 136. Diclich – Diz. S. Lit. v. 2 p. 107.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

О. с. р. 246, 283. 326 Пост. Апост. в русск. пер. Казань, 1864. V, 20: «В десятый день месяца Горпиея Иудеи, собравшись, читают Плач Иеремии и Варуха и во время чтения стонут и оплакивают опустошение, причиненное Навуходоносором». Здесь идет речь о чтении книги Плач в праздник очищения. Если в данном случае мы имеем дело не с ошибкой автора Постановлений Апостольских, отнесшего чтение в 9 день ме­сяца Аба к 10 Горпиея, – то во всяком случае из этого свидетель­ства видно, что во II-III вв. книга Плач уже имела у евреев литурги­ческое употребление, а, следовательно, могла читаться и в 9 день ме­сяца Аба. 327 Две новых jot. Такой прибавкой иудеи достигли и той це­ли, что в самом их алфавите получилось три jot, которыми ста­ли обозначать имя Иеговы. См. Eihhorn, Einl. I, р. 45. 328 О нем косвенно упоминает явившаяся в царствование Домициана или Нервы кн. ( 3Езд.14:44, 46 ). В ней говорится о 94 (это чтение считается наиболее верным) книгах Писания: 70 из них апокрифические, а остальные – канонические. 329 Лишь следующие: Делич, Comm. zu d. В. Iob p. 8; Бунзен, Bibelwerk, VI p. 827; Блек, О. с. p. 500 ср. 36. 674–678; Стехелин, Einl. p. 285; Рим, Einl. II p. 205, 359; Корнели, О. с. II. p. 406; Кьюнен, Hist. krit, Onderz. III p. 446. 450 not. 8., цит. no Wildeboer, O. c. p. 12. 332 Из пролога книги Иисуса сына Сирахова следует, что ко времени появления этой книги, т.е., в крайнем случай, к 130 г. до P. X. все или почти все книги Ветхого Завета были уже переведены на греческий язык 333 Напр., Furst, О. с. P. 87; Flöckner, TTh. QS. 1877 p. 192: Gerlach, О. c. p. 2, 3; Oetli, О. c. p. 200. 340 В контексте речи это свидетельство считается так: ερεμας δ’ προφτης πικδειον ατο συνταξε μλος θρηνητικν, κα μχρι νν διαμνει. οτος προφτης κα τ μλλοντα τ πλει δειν προεκρυξ’, ν γρμμασι καταλιπν, κα τν νν φ’ μς γενομνην λωσιν τν δε Βαβυλνος αρεσιν. ο μνον δε οτος προεθσπισε τατα τος χλοις, λλ κα προφτης εζεκηλος, ς πρτος περ τοτων δο ββλους γρψας κατλιπεν. Ant. Χ. 5. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Рим.14:14:17–20 . «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто... Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе... Ради пищи не разрушай дела Божия: всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн». Объясн. Ни мясо, ни вино не бывают никогда сами по себе нечистыми, какими считали их некоторые иудеи (из секты ессеев особенно), посему не могут сами по себе осквернить вкушающего; по словам Самого Христа, не входящее в уста сквернит человека: Мф.15:11 ; но пищей человек может оскверниться тогда, когда будет принимать её до пресыщения: Лк.6:25 ; Ис.5:11 , и на соблазн: 1Кор.8:13 ; Рим.14:21 , или когда принимается пища без разбору в дни, установленные Церковью для поста: Мф.18:17:9:15 . Из слов апостола (ст.17–21) видно, что некоторые, хвалясь свободой и пользуясь отсутствием церковных установлений о посте, ели всё, ели и то, что другие считали запрещённым и нечистым, и этим отталкивали от себя и даже от Церкви. Апостол наставляет таких, чтобы они не огорчали своих братьев: ст.15, не подавали повода хулить свою веру: ст.16, не разрушали дела Божия (единства Церкви): ст.20, не ели на соблазн другим (ст.20), не соблазняли братьев: ст.21. Во всём этом прямое обличение тех, кто отвергает и явно нарушает посты, которые являются не остатком от иудейства, а многовековым установлением Церкви Христовой: Мф.6:16–18 (Постанов. Апост. кн. 5, гл. 20). 1Кор.7:5 . «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Объясн. Этот стих 5-й указывает на пост, не как на всегдашнюю и обычную умеренность, не как на совершенное лишение того, что обыкновенно считается дозволенным и законным; указывается на пост, как – на известное время, более или менее продолжительное и предназначенное для особенного воздержания и усиленной молитвы: Деян.13:2–3:27:9 ; Зах.8:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010