Многие из русских обвиняют афонцев в самообольщенности, ставят им в вину усиленное зазывание русских на обитание в афонских обителях 6 ; недовольны многие русские монахи, паломничающие на Афон, тем, что афонцы усиленно зазывают их зачем-то вторично приехать на Афон, заманивают перейти из России к афонцам — мало того, даже выступают предсказателями и прорицателями, с важным видом предсказывая: «Вот эта келлия со временем будет местом ваших подвигов на Афоне» и т. д. и т. д. (конечно, и «вклад денежный» тут молчаливо подразумевается). Такая самообольщенность, нередко наблюдаемая у афонцев, легко объясняется тем, что к ним постоянно едут отовсюду (наипаче из России) богомольцы… Трудно тут удержаться от самодовольства, самообольщения, превозношения над св. Русью Православной; поневоле забывается, что и св. Русь с безчисленным множеством чудотворных икон Царицы Небесной, есть тоже «удел Богоматери» (пусть удел младший, позднейший, а все-таки — удел). Издаваемые смиренными афонцами «Посмертные вещания прп. Нила”, где афонцы откровенно каются «о них же соделаша согрешениях”, красноречиво докажут, что далеко не все афонцы грешат самообольщением, что далеко не все афонцы подобятся самообольщенным фарисеям, к которым Господь послал обличителем Иоанна Крестителя, наименовавшего их “порождениями ехидны”, запретившего гордым фарисеям именоваться чадами Авраама и предвозвестившего, что “секира при корене дерева лежит” ( Мф.3:7-10 )… Эта книга покажет, что среди афонцов есть и смиренные мытари, которые чужды самообольщенного взгляда на себя, как людей превосходящих россиян, как на особо великих избранников Царицы Небесной, смиренные афонцы, памятующие, что и из сих камней, из сих скал Царица Небесная, если захочет, может воздвигнуть Себе избранных духовных чад, смиренные афонцы, памятующие, что за грехи, не омытые покаянием, катастрофа, гнев Божий грозит и секира при корене дерева лежит… Вспомним покойного “святогорца” (Царство ему Небесное!), проводившего в своих “Письмах” ошибочную мысль, будто все, живущие на Афоне (уже из-за того, что живут на Афоне) непременно спасутся!.. Этою мыслью «святогорца” был весьма недоволен московский митрополит Филарет.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Конечно же, у него могла возникнуть мысль о том, что он представляет из себя нечто исключительное. Дьявол воспользовался этим и хотел его прельстить. Преподобный Симеон уже занес одну ногу, чтобы вступить на колесницу, но – перекрестился. Это крестное знамение его и спасло – видение исчезло. В наказание он заставил себя целый год стоять на одной ноге, на той самой, которую он занес, чтобы вступить на колесницу. Разумеется, подражать Симеону Столпнику мы не можем. Я просто хотел сказать, что даже опытных подвижников демоны пытаются прельстить. Чем святой Симеон оградил себя, чем спасся? – Крестным знамением. Почему-то среди некоторых людей бытует мнение, что демон будто бы не может принять вид Божией Матери. Мнение это неосновательное, неправильное, хотя в книге «Серафимо-Дивеевская летопись» и рассказывается о том, якобы некоторые старцы рассудили, что дьявол не может принять вид Богоматери, так как Она – язва для демонов. Но если Божия Матерь для них язва, то не тем более ли Сам Господь Иисус Христос? Однако же дьявол может принять Его облик и принимает. Поэтому сатана может, конечно, явиться и в виде Божией Матери, о чем говорит святитель Игнатий. В книге Нила Мироточивого «Посмертные вещания» есть повествование о том, как прельстился один подвижник. Сначала демоны явились ему в виде двух архангелов, а потом привели с собой еще одного беса, принявшего облик Божией Матери. Бес этот, правда, сначала сделал оговорку: «Не называй меня Царицей Неба, потому что по смирению своему я хочу, чтоб меня называли только царицей земли», а потом сказал подвижнику, что за свои подвиги тот достоин сесть на ее троне. И бес уступил свой трон. Тот сел на него, демоны подняли прельстившегося высоко над землею и бросили. Упав с большой высоты, он разбился насмерть. Так бесславно человек погиб – и душевно, и телесно. Поэтому не нужно думать, что духи злобы почему-то не способны принимать вид Божией Матери. Нам необходимо быть весьма осторожными. Еще бытует такое мнение (его даже высказывает один очень авторитетный подвижник — Варсануфий Великий), что демоны не могут изобразить креста, но это также неправильно. Случается, что они прельщают и изображением креста, возможно оттого, что со времен Варсануфия Великого люди изменились, стали гораздо более горделивыми, или по какой-то другой причине. Нам нужно быть чрезвычайно, чрезвычайно осторожными. Потому я и говорю, что при молитве следует искать только внимания. Даже само покаяние признаком своим имеет внимание при молитве. Покаяние без внимания является, может быть, просто чувственным, а не духовным. Вопрос. Почему любая другая краткая молитва произносится в уме легко, а Иисусова молитва – с трудом?

http://azbyka.ru/besedy-o-duxovnoj-zhizn...

Фотиния 24 августа 2011, 19:57 Спаси, Господи, за мудрые слова. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных! Эхмалотос 24 августа 2011, 18:50 Нил Мироточивый Афонский, " Посмертные вещания " , Глава 34 День будет вращаться как час, неделя - как день, месяц - как неделя и год - как месяц. Ибо лукавство человеческое сделало то, что и стихии стали напряженными, начали еще более спешить и напрягаться, чтобы поскорее окончилось прореченное Богом число для восьмого числа веков. Наталья 24 августа 2011, 18:12 Статья тронула душу.Да, все и всегда в спешке, только для греха время находим.Прости нас, Господи! Я по московским улочкам бегу Все спешу все куда то не терпится Но я в сердце всегда берегу Огонек, где лампадочка теплится Помню маму и белый платочек как стоит у стола с иконами Тихо шепчет молитву за сына и дочек Да читает акафист с канонами А с иконы святой Умиление Глядит на нее Богородица Есть надежда всегда на спасение Пока мама за нас грешных молится Дни проходят а я все бегу Жизнь несется как ком нарастающий Но я в сердце всегда сберегу Огонек той лампадки мерцающий. Алексей 24 августа 2011, 17:52 Действительно, очень нехорошо, когда из-за собственной глупости (алчности, тщеславия, праздности и проч.), мы теряем свое время. Для предотвращения этих потерь необходимо чаще смотреть вглубь себя, задавая себе " отрезвляющие " вопросы. Однако не менее важно научиться противостоять тем, конкретным людям, кто крадет наше время под разными предлогами. Здесь все очень взаимосвязано и только стремление к осознанию себя, каждого момента своей жизни, может помочь в этом. Павел 24 августа 2011, 16:26 Очень хорошая статья. Евгения 24 августа 2011, 15:31 Спаси Господи! Немножко жутко от осознания, но всё правда. Если убрать из нашей жизни телевизор, пустую болтовню и проч. и проч, то сразу появится время на действительно важные вещи.Спасибо автору и переводчику! Николай 24 августа 2011, 15:26 Замечательная статья ! Так оно и есть в нашей многогрешной жизни. Чем больше обрастаем грехами, тем больше захлёбываемся от нехватки времени. Но Бог многотерпелив и несказанно милосерден- как только уходим от суеты этого грешного мира ( уезжаем за город, на природу, в глушь лесную, по святым местам), так и бег времени хоть немного, но приостанавливается, и мы начинаем видеть всю прелесть этого Богосоданного мира. Спаси Господи, автора этой статьи и всех нас, в чьих душах ещё теплится искорка Божья !

http://pravoslavie.ru/48249.html

Богословский материал об исихастских спорах в трудах преосв. Порфирия (1804–1885) все же очень обширен (в чем отчасти можно убедиться из ссылок в настоящей книге); он значительно более содержательный, чем вся книга игум. Модеста (см. след. прим.), и вводит впервые в научный оборот важнейшие тексты. Поэтому отстутствие интереса к такому материалу в духовных кругах требует специального объяснения – особенно на фоне весьма высокой оценки трудов преосвященного автора в научном сообществе того времени. Дело, по-видимому, в том, что труды еп. Порфирия никогда не воспринимались как работы по православному богословию и никогда в церковных кругах не обсуждались. Причина могла быть только в личности еп. Порфирия. Автор был известен в «духовной» среде, главным образом, своими экстравагантностями и, подчас крайним, богословским либерализмом (он, например, был первым, кто призвал считать коптов православными). В эпоху, когда даже светский богослов А. С. Хомяков начинает издаваться в России и даже подробно изучаться профессорами академий, автор из духовной среды как богослов никем не замечается. Из богословов его труды впервые начнет серьезно использовать лишь Г. Папамихаил (см. ниже). О научной деятельности преосв. Порфирия написано довольно много (последняя работа, где приводится более ранняя библиограф.: Л. А. Герд. Еп. Порфирий Успенский : из эпистолярного наследия//Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге/Под ред. И. П. Медведева. СПб. 1995. 8–21), но, к сожалению, все еще нет целостного портрета этой в высшей степени своеобразной личности. За отсутствием такового, можно пока рекомендовать воспоминания близкого ученика святителя Филарета Московского и известного палеографа: Савва [Тихомиров], архиеп. Тверской и Кашинский. Хроника моей жизни. Автобиографические записки. Тома IV, V, VI. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1902, 1904, 1906 (по указателям), а также Мелочи архиерейской жизни Н. С. Лескова (глава «Архиерейские запоры»). Отзыв иеросхим. Антония Булатовича, еще в бытность его на Афоне, имеет особенный интерес (см. ниже о роли о. Антония в изучении исихазма): «…В этих объемистых, толстых книгах покойный Епископ Порфирий (не тем будь помянут он на том свете) шаг за шагом осмеивает и отрицает путем научных данных чуть не каждое афонское предание о том или ином чуде, проявляет очень мало благоговения к афонским святыням, осмеивает святогорцев в их подвигах и т. д. …Может ли ослабнуть любовь Руси к Афону… от ничтожных писаний либерального Богослова Епископа Порфирия?!» (Предисловие//Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского/Пер. с греч. рукописи [и предислов. иеросхим. Антония]. Редактировал… архим. Александр. Изд. Келлии Благовещенской старца Парфения на Афоне 1912 [репринт: СПб. 1996]. С. XXI).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. Издание Сретенского монастыря, 2003. Твердый переплет. 656 стр. В книге сей описаны чудесные события, совершившиеся во Святой Горе в промежуток времени от 1813 до 1819 года, а именно: ряд чудесных явлений преподобного отца нашего Нила Мироточивого одному иноку афонскому, именем Феофан, ради спасения которого, находившегося в безвыходном положении, святой многократно являлся наяву и во сне, причем исцелил его вначале от беснования, поселил его в пустынной каливе, поучал, спасал неоднократно от сетей диавольских и от явных нападений на него бесов, наказывал его и, наконец, что особенно важно для нас, передал ему слова обличительные для монашествующих и указующие истинный путь спасения. Также передал и некоторые пророчества. 24 октября 2003 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5931.html

" И еще, если бы о.Андрей жил в те времена и воспитывался в семье совершающей " гнусности " и сам в них участвовал бы по не знанию Бога истинного, также восклицал бы - потопу аминь? " .............. " Хороший " вопрос. Видимо, отец Андрей уже им сражен. Но, позвольте мне Александр, вам заметить. " Гнусности " , грязь были во все времена. И наше время, к сожалению не исключение. Тот, кто пожелал их найти, уже нашел их и пребывает в них. Равно, как и тот, кто пожелает их найти, также их найдет. Отец Андрей, как и многие другие нормальные люди, искать их не пожелал, потому он с нами и рассказывает нам, что различного рода " гнусности " крайне вредны и опасны для здоровья. Лариса Пачерских 8 апреля 2016, 01:42 Хотела бы заметить Александру, что человек наказан Богом за совершение греха, но не оставлен. И утверждать, что во времена потопа люди не знали Бога истинного и от того так грешили - неверно! Одному Богу известными судьбами , но познание Бога происходит в жизни каждого человека и во все времена. К а ж д о г о! Еще и для того, что бы человек на Страшном суде не мог сказать, что он не знал Бога и законов Его. Человек сам делает выбор, жить с Богом или .... забывает Его! Откуда Ной знал Бога? Да и разве Ной не предупреждал своих современников о надвигающимся гневе Божием? Но, это был глас вопиющего в пустыне. Сергей 7 апреля 2016, 22:16 Уважаемые оппоненты, что вы набрасываетесь на батюшку со своей критикой, будто бы он устроил Потоп? БОГ ЭТО СДЕЛАЛ!!! Разумейте языцы! И добавить к этому нечего. Нужно смирить свою гордыню и смиренно просить Бога о вразумлении по сей проблеме. Уж во Втором Пришествии наверняка узнаем- что и почему. Отчасти своё любопытство можно удовлетворить книгой " Посмертные вещания Нила Мироточивого " . Всем мирного душевного устроения и духовного разума. тамара 7 апреля 2016, 18:05 Слава Богу за всё.Господь знает,что делает.Это Его воля на всё.А мы должны полагаться на Божий Промысел о нас , грешных.Батюшка Андрей,Вас можно слушать без остановки и отдыха.Божией Вам помощи и многая и благая лета.

http://pravoslavie.ru/92083.html

Но что произошло по слову премудрости могуществом Сотворившего, о том упоминает Моисей. как о повелительном Божием слове, говоря: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» ( Быт. 1:3 ); потому что у Бога, и по нашему понятию, дело есть слово; почему все, приводимое Им в бытие, приводится словом; и что от Бога, в том невозможно и представить чего-либо неразумного, как ни есть составившегося и самослучайного. А напротив того надлежит верить, что в каждое из существ вложено некое премудрое и художническое слово, хотя оно и недоступно нашему взору. Посему, что сказал Бог ? Поскольку таковое вещание есть повелительное слово, то боголепно, думаю, уразумеем это, относя изречение сие к вложенному в тварь слову. Так и великий Давид протолковал нам подобные вещания, сказав: «все соделал Ты премудро» ( Пс. 103:24 ). Те повелительные глаголы при творении существ, которые Моисей писал с Божия гласа, Давид наименовал премудростию, созерцаемою в вещах сотворенных. Почему и сказует, что «небеса проповедуют славу Божию», то есть, в стройном вращении открываемое ими художественное зрелище для сведущих заменяет слово. Ибо сказав: «небеса проповедуют», и «возвещает твердь» ( Пс. 18:2 ), Давид исправляет сим тех, которые грубее понимают сказанное, и думают, может быть, услышать и звуки вещания и членораздельные слова в поведании небес; почему говорит: «нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их» ( Пс. 18:4 ); и тем показывает, что созерцаемая в твари премудрость есть слово, впрочем не членораздельное. И еще, поскольку Моисей говорит, что были ему некие Божии вещания, изглаголанные в чудесах совершенных в Египте; то Псалмопевец истолковал их возвышеннее, нежели как понимают многие, сказав: «они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой» ( Пс 104.27 ). Ибо Псалмопевец, сказав, что действенная сила каждого из сотворенных существ приводится в деятельность неким словом, сим изречением ясно дал разуметь, что наименовал так не слово действительно изрекаемое, но являемую в чудесах силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Бельгийский министр требует запретить религиозные передачи в стране за цитату из Нового Завета 07.09.2018 Бельгийского министра разгневал стих Послания к Ефесянам 5:22-33 из Нового Завета «жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви», прозвучавший на телевидении, и теперь он требует запретить все религиозные теле- и радиопередачи в стране, сообщает theguardian. Судьба библейской программы на бельгийском телевидении, стилизованной под церковные славословия, теперь под вопросом – после того как католический чтец из мирян зачитал в прямом эфире этот Библейский стих, наставляющий жен повиноваться своим мужьям, и сопроводил его своими комментариями. Свен Гац (Sven Gatz), министр массовой информации во Фландрии (одной из трех административных провинций Бельгии), выступил с требованием запретить в стране все религиозные программы, и в том числе транслируемые теле- и радиовещательной станцией VRT. Ведущий-мирянин, зачитав стих во время библейской телепередачи, пустился в следующие пояснения: «Итак, муж есть глава жены, как Христос глава Церкви. Он отдал свою земную жизнь для спасения ее. Вот почему жена должна повиноваться мужу во всем, как Церковь повинуется Христу». Имя ведущего-чтеца бельгийские СМИ не приводят. «Давно устаревшие поучения, унизительные для женщин, – заявил возмущенный министр Гац в ответ на эти слова. – А что если с подобными поучениями выступил бы имам?» Вскоре после того этот министр, назначенный на должность от фламандской либеральной партии Open VLD, подчеркнул в своем интервью ежедневному бельгийскому изданию Het Nieuwsblad, что намерен выступить с очередной инициативой о запрете религиозных программ на всех каналах вещания, финансируемых государством (впервые подобное намерение он озвучивал еще в декабре этого года). «Я, конечно, не могу разделять и приветствовать подобные идеи, звучащие на общественных каналах вещания, – подчеркнул министр Гац. – Тот факт, что они заимствуются из древних книг, не может служить оправданием для распространения этих устарелых воззрений среди нашего населения. Они давно изжиты и не отвечают нашему времени, а тот факт, что они транслируются службой VRT на всю Фландрию, не что иное как абсолютное сумасшествие».

http://drevo-info.ru/news/24043.html

Так – в данном, рассматриваемом нами, событии явления якобы Самуила, чрез волхвование жены-волшебницы, слово «явившегося Самуила» было на самом деле словом «духа Пифона» чрез жену-волшебницу или при посредстве искусства ее «чревовещания», или при посредстве ее внушения Саулу, – по силе и влиянию на Саула ее личной воли. Последнее обстоятельство и должно считать причиной того поведения, какое оказал лично Саул под влиянием «волшебницы», и того положения Саула, в котором он находился по силе этого же влияния на него жены-волшебницы, ибо «Саул пал, – говорится в кн. Царств, – лицом на землю и поклонился»; «явившегося же Самуила» признал за Самуила («что это Самуил») со слов, и по влиянию «описания» вида – «зрака» «явившегося» опять таки «жены-волшебницы» ( 1Цар.28:14 ). Поэтому должно заключить, что именно «жена-волшебница» дала – «внушила» Саулу «разуметь» «явившегося Самуила» Самуилом; она же, от «духа Пифона» внушаемая в себе, внушила и всю речь Саулу от якобы Самуила, – на самом же деле «речь сия была лично от нее – или «яве» для Саула и «от-вне» чрез чревовещание, или чрез «приражение» от нее, по силе ее «внушения» и при содействии других злых духов, влиявших на душу Саула. А что это влияние было, действительно, в данном случае, на сие указывают два обстоятельства последовавшие за окончанием самого события явления якобы Самуила: во-первых, поднявшийся, как нужно заключить, от земли и стоя воспринимавший по «внушению» от жены или чреве ее чревовещание «вещания» якобы явившегося Самуила, а на самом деле «вещания» духа Пифона чрез жену-волшебницу, – Саул, осведомленный о том, что он «завтра падет вместе с сыновьями», «вдруг, – говорится в кн. Царств, – пал всем телом своим на землю, ибо сильно испугался слов Самуила»; во-вторых, «та женщина, увидев, что Саул очень испугался, подошла (εσλθεν) к нему и сказала: Вот, раба твоя послушалась голоса твоего, и подвергла жизнь свою опасности, и исполнила приказание, которое ты дал мне» ( 1Цар.28:20–21 ). В дальнейшем повествовании указывается, что Саул был увещаем – «встать от земли» и подкрепить силы свои пищей не одной только «женою-волшебницею», но и теми своими «двумя слугами», которых он взял с собой, отправляясь к ней в жилище: «И он – Саул, говорится в книге Царств, – послушался голоса их, и встал с земли, и сел на ложе» ( 1Цар.28:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

архим. Кирилл (Павлов) Божия Матерь – стена и ограждение всех верных. Слово на параклисисе Божией Матери Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры! Собираясь всегда по пятницам в храм Господень и совершая совместное прославление Матери Божией, мы этим самым привлекаем к себе милость Царицы Небесной и подтверждаем непреложность Ее проречения: Се бо, отныне ублажат Мя вен роди ( Лк. 1:48 ). Святая Церковь Христова в ответ на это проречение возносит Божией Матери хвалебные гимны, воспевая: Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества... (Догматик, глас 6-й), ибо из Нее произошел Избавитель мира, Солнце Правды, Христос Бог наш. Через грех преслушания первые люди лишились благодати, природа их как бы помрачилась, померкло прирожденное ей светлейшее достоинство. Вследствие этого мы изгнаны из страны жизни и вместо райских наслаждений получили жизнь временную, а вместе с ней – смерть и растление нашего рода. Все стали предпочитать землю небу, и не оставалось никакой надежды на спасение, если бы только не явилась высшая помощь. Человечество, лишив себя благодатного общения с Богом, в течение пяти тысяч лет блуждало в страшной темноте, ожидая, как сбившийся темной ночью с дороги путник, солнечного восхода. Чем дальше шло время, тем все глубже нравственно падало человечество, покрываемое мраком этой духовной ночи, омрачаясь разумом и совершая непотребные, неразумные деяния и поступки. Древние Пророки, описывая нравственное состояние человечества в то время, восклицали: Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их (так передает слова пророков святой апостол Павел – Рим. 3:18 ). Никто не знал, как исправить природу человека и возвести ее в первоначальное достоинство. Ни естественный закон, ни писаный, ни вещания посланников Божиих не в силах были уврачевать язву человеческую. Болезнь человеческого рода мог уврачевать только Тот, Кто сотворил человека и Кем все существует – Господь Бог. Но для этого надо было Богу воплотиться и прославить обесславленное в Адаме наше естество. И вот Премудрый и Милостивый Бог избирает сосуд из нашего естества, украшает его, словно великолепный храм, и Сам в него вселяется, чтобы примирить с Отцом человечество. Вот этому-то величайшему таинству соединения Слова с нашей плотию и послужила Пречистая Дева Мария, Которая вместила в Себя Невместимого и родила Искупителя мира, Спасителя и Бога, Господа Иисуса Христа. Творец Адама соделался новым Адамом , чтобы спасти древнего.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010