В течение двадцати веков христианской истории об антихристе много говорили и писали. На Руси пользовалось особой популярностью «Слово о Христе и антихристе», приписываемое священномученику Ипполиту Римскому . В этом произведении об антихристе говорится следующее: «Христос явился агнцем, и антихрист явится агнцем, будучи внутри волком… Христос послал апостолов ко всем народам, и тот пошлет лжеапостолов». В книге «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого» (она появилась в начале XIX в. и описывает явления этого святого, жившего b XVI в., одному афонскому монаху) содержится много пророчеств об антихристе и о последних временах. Там сказано, в частности, что антихрист захватит власть над городами и селами, станет распорядителем мира и единодержцем. Ко времени пришествия антихриста мир «обнищает добродетелями, обнищает любовью, единодушием, целомудрием». Церковь «обнищает от главенства духовных властей», т.е. произойдет духовное оскудение мира и Церкви. Автор книги предсказывает революции и наступление эры социализма, отнятие частной собственности, а также увеличение стихийных бедствий… Надо отметить, что «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого» относятся скорее к апокрифам, чем к святоотеческой литературе. Кроме того, русскому читателю они известны в очень тенденциозном и неаккуратном переводе. Образ антихриста в этой книге не вполне соответствует раннехристианским представлениям о нем. В частности, в книге говорится о политической власти антихриста над миром, тогда как у апостола Павла и в словах Самого Христа речь идет о духовной власти: антихрист появится в храме Божием и будет выдавать себя за Бога, он будет стараться подменить собой Христа (греч. anmichrismos буквально означает «вместо Христа»). Антихрист будет не политическим, а религиозным лидером: некоторые современные авторитарные секты, лидеры которых выдают себя за Христа, являются предтечами антихриста. В разные эпохи пытались предсказать дату кончины мира, причем апокалиптические предчувствия усиливались там, где обострялись социальные и иные бедствия. Приближение круглых дат тоже способствовало усилению подобного рода настроений. Известно, какое движение умов происходило в мире перед 1000 годом по Р.Х., когда хилиастические пророчества готовы были истолковать буквально. В 80-х годах ХХ века известностью пользовалось видение некоего румынского игумена, по имени Каллиник, которому около 1848 года якобы явились святые Николай и Георгий и предсказали, что кончина мира произойдет в 7500 году от Адама, т. е. в 1992 году. Однако 1992 год миновал, а кончина мира не состоялась. С 2000 годом тоже связывают опасения, но и он минует, как предыдущие. Чуть ли не каждый год все новые и новые пророки и провидцы появляются то здесь, то там, назначая дату кончины мира и предсказывая пришествие антихриста.

http://azbyka.ru/apokalipsis/zhizn-budus...

Разделы портала «Азбука веры» Об эсхатологии без эсхатофобии ( 77  голосов:  4.0 из  5) Оглавление В книге описаны чудесные события на Святой Горе с 1813 по 1819 годы, записанные со слов афонского инока Феофана. Иноку, по его словам, являлся преподобный Нил Мироточивый , назидая и обличая в его лице грехи святогорцев. По словам митр. Илариона (Алфеева) : «Надо отметить, что «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого» относятся скорее к апокрифам, чем к святоотеческой литературе. Кроме того, русскому читателю они известны в очень тенденциозном и неаккуратном переводе». Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого, 1912. 16,7 Мб Прп. Нил Мироточивый († 1651) прибыл на Св. Гору вместе со своим дядей иером. Макарием и стал подвизаться в пещере, на обрывистом юж. предгорье Афона, именовавшемся «Св. скала». Прп. Нил назван Мироточивым (Μυροβλτης) в связи с тем, что после кончины его глава стала источать миро столь обильно, что его неоскудевающий поток достигал моря. По молитвам местных монахов, приходивших в смущение из-за множества приплывавших за миром на лодках паломников, мироточение остановилось и переместилось в обитель Малевийской Божией Матери (Пелопоннес) — на родину преподобного. От храма, построенного прп. Нилом и иером. Макарием, сохранился только св. престол в алтарной части. Над пещерой в 1744 г. был воздвигнут храм в честь Успения Пресв. Богородицы (расписан в 1752). В 1812 г. кавсокаливийские отцы в благодарность за чудесные исцеления по молитвам к прп. Нилу решили устроить храм в его честь внутри самой пещеры. Во время строительства были обретены мощи прп. Нила и перенесены в В. Л., где они были торжественно встречены К-польским Патриархом Григорием V, будущим новомучеником, в то время подвизавшимся в В. Л. В наст. время в келлиях св. Евфимия и Всех святых, находящихся рядом с пещерой прп. Нила, живут 5 монахов. В самой пещере прп. Нила после его кончины никто не жил. Источник: Православная энциклопедия, «Великая Лавра». Пророческая характеристика людей пред концом мира: Люди же, чем больше будут на них находить бедствия, тем больше будут возделывать зла, вместо того, чтобы каяться, будут озлобляться на Бога…

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Если нет духовного отца, то надо руководствоваться духовной литературой и стараться жить по евангельским заповедям. Но степень Иисусовой молитвы все равно будет иная, чем у тех, кто отсекает свою волю и этим смиряет свой дух. Недавно прочитал книгу «Посмертные вещания Нила Мироточивого». Святой Нил говорит, что правильнее произносить Иисусову молитву так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Слове Божий, Богородицы ради, помилуй мя»,– далее он говорит, что в будущем христиане выкинут из молитвы слово: «Слове»,– потом «Богородицы ради», потом «Христе» и так далее. Митрополит Антоний Сурожский в беседах говорит, что молитву Иисусову нужно читать так, как в данный момент настроен у тебя дух. Можно прочитать: «Господи Иисусе, помилуй мя» – или «Господи Иисусе Христе, Богородицы ради, помилуй мя грешнаго» – и так далее, добавляя или отнимая части молитвы, конечно же, оставляя неприкосновенным главное. То есть молитву творить по духу, а не по форме. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому поводу. Книга «Посмертные вещания Нила Мироточивого» в свое время вызвала много споров, и ее подлинность отвергается большинством афонских монахов, тем более что она заключает в себе ряд исторических искажений. По отношению к святоотеческой литературе она является как бы апокрифом. «Сыне Божий» и «Слове Божий» являются синонимами и у святых отцов как дополнение друг к другу не употребляются. Нельзя ориентироваться на спорный или сомнительный источник. Сокращать или видоизменять Иисусову молитву можно только в редких случаях, так как четкая формула молитвы способствует ее постоянному повторению и припоминанию, а разнообразие слов похоже на частую пересадку растения, при котором оно не может пустить глубокие корни. Святой Григорий Синаит , снисходя к немощи новоначальных, допускал разделение Иисусовой молитвы на две отдельные молитвы, но на определенное время, а затем благословлял переходить к полной молитве из восьми слов. Мысленно при каждом произнесении Иисусовой молитвы накладываю на себя крестное знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Святые отцы или, может быть, даже апостолы составили слова Иисусовой молитвы таким образом, чтобы она всем своим смыслом располагала к смирению. Но это еще не значит, что всякий повторяющий ее уже автоматически смирился. В принципе, может быть, ты и права теоретически – подчеркиваю: теоретически – в том, что Иисусова молитва сама по себе является достаточным средством для смирения. Однако если бы все было так просто, то святые отцы: Лествичник, авва Дорофей  и многие другие, и великие, и менее известные, – не писали бы всех своих книг. Зачем писать, когда можно было бы сказать: «Читайте все Иисусову молитву и будете смиренными». Так ведь? Значит, они считали, что необходимы еще какие-то наставления, и посвящали многочисленные рассуждения тому, как стяжать смирение. Вопрос. В книге «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого» порицается сокращение Иисусовой молитвы. Преподобный Нил говорит, что, когда молитву только начинали употреблять, она была очень длинной, а потом из нее стали выбрасывать слова, пока не дошли до того, что оставили всего несколько слов. Что вы об этом думаете? Ответ. На минутку забудем об этой книге и обратимся к истории. В древности, наоборот, произносили более краткую Иисусову молитву. Книга «Посмертные вещания…» написана, по-моему, в начале XIX века, а в творениях отцов, составленных на несколько веков раньше, Иисусова молитва передается в таких словах: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или просто: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Григорий Синаит , который жил в XIV столетии, писал, что иногда нужно молиться так: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», а иногда так: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя», то есть произносить разные части одной молитвы. Отсюда можно заключить, что полная молитва звучала таким образом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Произносить же ее по половинам – сначала одну, потом другую, впрочем меняя их не слишком часто, чтобы не потерять внимание, – он советовал новоначальным и неопытным, ради того чтобы они не поддавались унынию.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

19.07.2021 #лонгриды #монашество #Рынок и монастырь #сексуальность #Экономика new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × Первое издание «Посмертных вещаний Нила Мироточивого» «Рынок и монастырь» — вот наша тема, и сегодня мы подошли к самой ее сути, к наложению друг на друга «рынка» и «монастыря», к точке выявления полной их несовместимости. Иными словами, мы будем сейчас читать интереснейший текст под названием «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского» (далее — «В.», то есть «Вещания»), книгу, якобы надиктованную в начале XIX в. преподобным Нилом (спустя столетия после его смерти) некоему греческому монаху Феофану (и написанную Феофаном при помощи некоего другого греческого монаха Герасима). Вот эта греческая рукопись Феофана/Герасима была переведена на русский и издана в начале XX в. Благовещенской келией на Афоне (старцем там тогда был Парфений (Гвоздев), ученик Хаджи-Георгия). Как мы сейчас увидим, «В.» — просто-напросто памфлет против разложения монашеской жизни на Афоне, вызванного проникновением туда буржуазных отношений. Вообще, книга чрезвычайно современна: ее главные темы — капитализм, сексуальная революция, обезбоживание. Разумеется, это просто памфлет, свидетельство, «репортаж», очерк реальной афонской жизни, облеченный в форму апокрифа, вещаний святого с того света; так мы и будем его читать (помимо прочего, «В.» интересны как «нежитийное» описание Афона). Книга действительно очень современная: написанная якобы в начале XIX века, опубликованная в начале XX: в любом случае где-то в период золотого века классического капитализма, добравшегося даже до такой окраины, как Афон (независимо от подлинного авторства и точной датировки текста, «В.» точно написаны каким-то афонитом где-то в эту эпоху). С другой стороны, мы доверяем этому свидетельству вот почему: тут не просто писания какого-то неизвестного монаха, но писания, опубликованные русскими афонитами, которые, стало быть, видели истинность и ценность этих писаний, подтверждают их ценность и истинность самим фактом публикации и высокой оценкой «В.».

http://blog.predanie.ru/article/rynok-i-...

Старец совершил над ним Таинство Елеосвящения, но улучшения не было. Тогда с разрешения отца Феофана, у которого Петр был в тот момент послушником, он постриг его в великую схиму с именем Парфений. Над ним прочитали отходную, и старец Хаджи Георгий положил на лицо Парфения икону «Скоропослушницы», которую взял из своего храма. Великая схима, принятая на Афоне, подразумевает, что тело монаха должна принять святогорская земля. Произошло чудо: схимонах Парфений не умер и через два месяца был абсолютно здоров. Икона была передана новому схимонаху, и он до конца своей жизни хранил ее и почитал как чудотворную. Отныне и до самой смерти место схимонаха Парфения было здесь, на афонской земле. Не он выбрал себе дорогу, а Сам Господь поставил его на афонскую стезю. И он стал единственным русским послушником великого старца. Пришлось выучить греческий язык. Постепенно стали приходить и другие русские, которые искали старцев, подобных отцу Георгию. Здесь следует отметить, что в этой келлии был самый суровый на Афоне устав. Масло, вино, рыбу, сыр, яйца здесь не вкушали даже в Пасху. Не обходилось и без искушений. Некоторые старцы обвиняли отца Георгия в том, что многие его молодые послушники умирают, не вынося подобного сверхтяжелого устава. После смерти Хаджи Георгия в 1886 году его место [старца] занял схимонах Парфений. К тому времени братство Хаджи Георгия, сменив несколько мест, поселилось в Благовещенской келлии около Кареи. Келлия была известна своим книгоиздательством и благотворительностью. Раскрываем всем известную книгу «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского» и читаем, что издана эта книга Благовещенской келлией старца Парфения на Афоне. Впервые русский читатель увидел эту книгу благодаря афонскому старцу. Жизнеописание старца Хаджи Георгия было также составлено и издано его учеником Парфением, его можно прочесть в упоминавшейся уже книге иеромонаха Антония. Кстати, и после смерти старца отец Парфений со своей многочисленной братией держался его устава, самого строгого на Афоне. Большевик Семенов, посетивший Афонскую Гору до революции, возмущался в своих записках, изданных в России с целью нанести удар по авторитету чтимого в народе святого места, что никто из молодых не может удержаться в келлии у отца Парфения, что подобные мучения голодом могут вынести только старики.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=280...

1. Ипполит Римский . Творения. Вып. 2. Казань, 1899. Сс. 2. Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого. Афон , 3. Православный календарь на 1992 г. Каунас, 1991. Сс. Душа после смерти. &режде чем говорить о том, что непосредственно следует за кончиной мира — о Страшном Суде, следует остановиться на учении Церкви о смерти вообще и о посмертной судьбе каждого человека. «Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной временной жизни в вечность», — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов) . Христианство не воспринимает смерть как конец, скорее наоборот, смерть — начало новой жизни, а земная жизнь была лишь подготовкой к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был прегражден и человек стал смертным и тленным. «Смерть — казнь бессмертного человека, которой он поражен за преслушание Бога. Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части… отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его». Что происходит с душой после смерти? По церковному преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства: «Умер нищий (Лазарь), и отнесен был ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ). Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках» ( Лк.16:23 ). Окончательное разделение на спасенных и осужденных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). Христос в притче о Страшном Суде подробно говорит о том, что грешники, не творившие дел милосердия, будут осуждены и отвергнуты Богом, а праведники, творившие такие дела, будут оправданы: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ). Христианское учение о судьбе души после смерти подтверждается не только многочисленными свидетельствами Предания, но и современному опыту людей, переживших клиническую смерть. Православным комментарием к этому опыту является книга иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти». Автор ее приходит к выводу, что современный опыт во многом подтверждает то, что мы находим в святоотеческой и житийной литературе. Однако, как отмечает иеромонах Серафим, все пережившие клиническую смерть пробыли в мире ином совсем недолго. Как правило, опыт этих людей ограничивается первыми впечатлениями после смерти: они не успевают «посетить» рай или ад и не имеют полного представления о потустороннем мире. В силу этого все подобные свидетельства имеют для православного человека лишь относительную ценность. Гораздо важнее для нас опыт открытого соприкосновения с иным миром, который накоплен Церковью и отражен в жизнеописаниях святых, творениях Отцов — во всем многообразии Священного Предания.

http://azbyka.ru/apokalipsis/zhizn-budus...

Кроме того, в беседе мы затронем вопрос о последних временах: посмотрим, что говорит об этом в Евангелии Господь наш Иисус Христос. Мнение о том, что ИНН — это печать антихриста, к сожалению, иногда исходит даже от духовных людей, и тогда оно становится опасным, поскольку слова таких людей часто принимаются на веру без всякого рассмотрения. В одной из бесед мы с вами уже говорили, что ошибаются не только опытные духовники, но и святые отцы. Например, известны грубые догматические ошибки у двух знаменитых учителей Церкви: святителя Григория Нисского и  блаженного Августина . Может быть, вы читали небольшую, но очень интересную книгу отца Серафима Роуза «Вкус истинного Православия». В ней он как раз рассуждает о том, почему святые отцы ошибались и как к этому правильно относиться. Я хочу привести также рассуждение преподобного Нила Мироточивого из книги «Посмертные вещания». В этой книге описаны явления преподобного Нила спустя два с лишним столетия после его кончины некоему афонскому иноку, которому он открыл судьбы афонского монашества и преподал советы о том, как спасаться в последние времена. Говоря о служении духовника и служении епископа, преподобный Нил сравнивает Церковь с овчарней, то есть загоном для овец (может быть, он заимствовал это сравнение из Евангелия), и говорит, что диавол — это волк, который родил семерых волчат, то есть семь смертных грехов, пытающихся задрать овец — христиан. А пастух, то есть Господь, оставил овчарку и ее щенка. Овчарка, охраняющая ограду (то есть догматическое учение Церкви) — это епископ. А щенок — это духовник, который находится внутри, во дворе, и охраняет людей от нравственных преткновений 26 . Каждый знает свое дело. Это очень мудрое сравнение. Бывает так, что человек, упражняющийся в каком-либо деле, имеет в нем опыт, но опыт этот узок, и если этот человек переходит к другому делу, которое ему как будто бы близко, но которым он постоянно не занимался, то может в этом деле ошибиться. Епископ, постоянно упражняющийся в учении Церкви, охраняющий церковную ограду от проникновения в нее ересей, в духовном отношении может оказаться неопытным (имеется в виду в узком смысле слова, то есть в отношении внутренней жизни).

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

Третья часть трилогии вышла посмертно в 1966 г. в Джорданвилле и была посвящена толкованию «самой таинственной книги во всем новозаветном каноне» 57 – Откровения святого Иоанна Богослова. Весьма интересной является предложенная Глубоковским методология изучения пророческой книги Нового Завета. По его мнению, апостол Иоанн Богослов «не искал подробного раскрытия и общепонятного истолкования» виденного им откровения. «Он только приподнимает завесу и лишь показывает для созерцания постепенно сменяющиеся картины, наблюдает их и отмечает свои впечатления, но обычно не комментирует их. В таком случае и нам святой Иоанн предоставляет возможность наглядного созерцания, а вовсе не рационального уразумения, обеспеченного авторскими описаниями и научениями». Поэтому «мы не должны искать в Апокалипсисе того, что там не имеется и чего не может быть в отношении автора» 58 , поскольку «сам созерцатель больше восхищался и потрясался, недоумевал, спрашивал о непонятном смысле виденного и не всегда слышал ясный ответ или же получал новые таинственные вещания. … У него немыслимо намерение дать связную драму прозрачного для всех содержания, поскольку последнее сообщалось в независимом от него движении видений, которых ему нельзя предусмотреть ни материально, ни хронологически» 59 . Руководствуясь этим методологическим принципом, Глубоковский предлагает толкование основных картин Апокалипсиса. Другим направлением деятельности ученого в эмиграции стало продолжение изучения Евангелий. До революции исагогические и богословские вопросы, связанные с Евангелиями, он затрагивал в своих лекциях по Священному Писанию Нового Завета, читавшихся в Санкт-Петербургской духовной академии 60 . В эмиграции профессор публикует отдельный труд «Евангелия и их благовестие о Христе Спасителе и Его искупительном деле» 61 . Как и в лекциях, Николай Никанорович вначале затрагивает общие вопросы, касающиеся термина «Евангелие», четверичного числа, историко-догматического и законоположительного значения Евангелий 62 , а также разбирает синоптическую проблему и предлагает ее решение, согласующееся с церковной традицией 63 . Далее он описывает особенности изображения Христа и Его искупительного дела в каждом из четырех Евангелий 64 . Евангельскую тему Глубоковский продолжил в монографии «Святой апостол Лука, евангелист и дееписатель» 65 , в которой рассматривает личность апостола Луки, а также различные вопросы, связанные с происхождением, целью написания и богословской характеристикой Евангелия от Луки и книги Деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

26.07.2021 #Новинки new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × Блог «Богословие антивакцинаторства и богословие вакцинации» Владимир Шалларь: какое богословие у антивакцинаторов? В чем подлинная причина антивакцинаторства? Есть ли богословское измерение у вакцинации? Антивакцинаторство (я буду называть так весь спектр неприятия вакцинации: от недоверия к российским прививкам до веры в то, что вакцинация есть принятие антихристовой печати) представляет собой весьма любопытный и тревожный узел проблем, в котором сплетаются религия, политика, наука. «Экономические механизмы разложения монашества» Владимир Шалларь читает «Посмертные вещания Нила Мироточивого» как источник по экономической истории Афона, а именно как памфлет (репортаж, очерк) посвященный разложению монашеской жизни на Афоне вследствие проникновения туда рыночных отношений. «Топ-5 семейных фильмов: когда побеждает любовь» Алеся Храмова: сюжеты этих кинолент подсказывают зрителю одно — всегда, везде и во всем должна победить любовь. А путь к ней у каждого свой. « Как продраться к себе сквозь толщу установок и комплексов: три книги «Никеи» о психологии человека» Анна Ершова: книги, которые помогают разобраться в таких понятиях, как «психосоматика», «детские травмы», и осознать важность процесса прощения. «Когда муж идет на обгон» Анна Ершова: почему мы чувствуем тревогу и в каких случаях склонны не доверять — себе, Богу, ближнему. «Вакцинация и карантинные меры — пастырская забота или духовная слабость?» Протоиерей Андрей Ефанов: вакцинация против коронавируса вызвала не только споры, но и всплеск конспирологических теорий. Споры среди верующих подчас доходят до раскола на два лагеря. « Почему Церковь до сих пор не признала «екатеринбургские останки» мощами святых? Четыре причины» Анастасия Коскелло: признанием останков святыми мощами недовольны будут многие. Одни — потому что ждали этого так долго, другие — потому что считают всю историю с останками обманом. Третьи — потому что считают лишним даже сам акт прославления царственных мучеников.

http://blog.predanie.ru/article/ushel-ma...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010