Слова благодарности Патриарх выразил и представителям власти, «которые понимают важность духовного развития народа, укрепления нравственных начал личной, семейной и общественной жизни». «Дай Бог, чтобы совместными усилиями мы работали для того, чтобы человек становился лучше, чтобы просветлялось его сердце, чтобы укреплялся он доброй волей, чтобы чище становились его чувства», — сказал Предстоятель . На богослужении собрались представители власти, а также сотни епископов Русской церкви, которые прибыли в Москву для участия в Архиерейском Соборе, который состоится 2-3 февраля. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран на кафедру Московских Первосвятителей на Поместном Соборе 27-28 января 2009 года. Интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви состоялась 1 февраля 2009 года. 1 февраля Патриархия  перечислила наиболее важные мероприятия и проекты, осуществленные РПЦ за прошедшие семь лет. К значимым делам, осуществленным Русской Православной Церковью под руководством Патриарха Кирилла, можно отнести  реформу органов церковного управления, в том числе образование новых структур, таких, как Высший Церковный Совет. Проведена работа по разукрупнению епархий. Количество епархий увеличилось со 159 (на начало 2009 г.) до 293. Образованы 57 митрополий (для координации деятельности епархий, находящихся в одном регионе). В 2009 году образовано Межсоборное присутствие, которое в периоды между проведением Поместных и Архиерейских Соборов подготавливает решения, касающиеся наиболее важных вопросов церковной жизни. Будучи главой РПЦ, Патриарх Кирилл проявил большое внимание к развитию православного образования. Так, в 2009 году была создана Общецерковная аспирантура и докторантура. Благодаря усилиям Церкви в 2015 году теология утверждена в России как научная специальность. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России. Патриарх Кирилл регулярно посещает епархии Русской Православной Церкви. Всего за 7 лет состоялось 168 поездок в 87 епархий.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-godo...

В 1998 г. возобновлен выпуск «Днепропетровских ЕВ», с 2001 г. имеющих приложение - «Церковные вести». Издаются журналы «Вестник Павлоградского благочиния», «Вестник Новомосковского благочиния», а также мн. др. правосл. журналы и газеты. В Днепропетровске открыты катехизаторские курсы и регентская школа. Под рук. И. активно действуют церковно-общественные организации: союз православной молодежи «Свет», молодежное братство во имя мц. Татианы, центр правосл. культуры «Лествица» (при нем работают воскресная школа, правосл. б-ка, телестудия), днепропетровское обл. движение в защиту канонического Православия «Путь православных», обл. благотворительное об-во им. свт. Николая Чудотворца, благотворительно-просветительское об-во при днепропетровском Благовещенском храме по духовному окормлению пациентов психиатрической больницы. В епархии действуют храмы при больницах, к-рые образуют свое благочиние. По благословению И. совместно с Днепропетровской гос. финансовой академией, Днепропетровским национальным ун-том и редакцией ж. «Фuлocoфiя. Культура. Життя» в епархии с 2003 г. проходят ежегодные богословско-философские чтения «Православие в мировой культуре» (Архангело-Михайловские чтения), а также фестиваль духовной музыки. И. награжден орденами РПЦ: св. кн. Владимира 2-й (1989) и 3-й (1974) степени, прп. Сергия Радонежского 3-й (1979), 2-й (1982) и дважды 1-й (1989, 2009) степени, св. кн. Даниила Московского 2-й степени (1999), прп. Серафима Саровского 2-й степени (2005), свт. Алексия Московского 3-й степени (2008); орденами УПЦ: «Рождество Христово - 2000» 1-й степени (2000), «1020-летие Крещения Руси», прп. Нестора Летописца 1-й степени (2005), ап. Иоанна Богослова 1-й степени (2009), Почаевской иконы Божией Матери (2009), свт. Димитрия Ростовского (2009); орденами и медалями др. Православных Поместных Церквей. Награжден гос. орденами: Дружбы (2009) РФ, «За заслуги» 1-й (2009), 2-й (2004) и 3-й (1999) степени Украины и мн. общественными знаками отличия. Соч.: Проф. С. В. Троицкий: его жизнь и труды в области канонического права//БТ. 1974. Сб. 12. С. 217-247; Речь при наречении во еп. Уфимского//ЖМП. 1975. 10. С. 12; Слово в Св.-Варваринском кафедральном соборе г. Эдмонтона//Там же. 1977. 7. С. 29-30; Речь на праздновании юбилея 75-летия Св.-Николаевского собора в Нью-Йорке//Там же. 1978. 7. С. 19-20.

http://pravenc.ru/text/674027.html

10 дек. 1984 г. И. хиротонисан митр. Филаретом (Вознесенским ; † 1985) во епископа Манхаттанского. Окормлял приходы в шт. Пенсильвания. Собором епископов был утвержден в должности заместителя секретаря Архиерейского Синода. Вел миссионерскую работу: посещал приходы, в т. ч. вне США, отправлял посылки с духовной лит-рой в Россию, участвовал в работе миссионерских съездов. В 1986 г. назначен председателем Комитета рус. правосл. молодежи. В 1995 г. он получил титул «епископа Вашингтонского» с местопребыванием в Нью-Йорке. 14-20 янв. 1996 г. посетил миссию на Гаити, приезд И. стал 1-м посещением страны рус. православным архиереем. 20 июня 1996 г. после ухода на покой по болезни архиеп. Павла (Павлова) был назначен на Сиднейскую и Австралийско-Новозеландскую кафедру с возведением в сан архиепископа. С того же года является главным редактором офиц. печатного органа Сиднейской епархии ежемесячного ж. «Церковное слово». В 1997 г. с целью поддержки возрождения Православия в Китае посетил эту страну с группой бывш. харбинцев. 23 янв. 1998 г. И. освятил пришедшие в Австралию российские корабли «Надежда» и «Паллада», 13-22 июня 1999 г. возглавил миссионерскую поездку на о-в Тайвань и в Республику Корея. Организовывал паломничества из зарубежья в Россию, поддерживал православную миссию в Индонезии. В 1999 г. после бомбардировки Югославии войсками НАТО И. направил письмо премьер-министру Австралии, в котором выразил несогласие духовенства и паствы епархии с агрессией НАТО против сербского народа и просил правительство не поддерживать военные акции в Югославии. В 2003 г. был награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. На Архиерейском Соборе РПЦЗ 2006 г. И. был назначен первым заместителем председателя Архиерейского Синода с местопребыванием в Нью-Йорке, оставаясь архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским. После кончины Первоиерарха РПЦЗ митр. Лавра (16 марта 2008) исполнял обязанности Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. 12 мая 2008 г. Архиерейским Собором РПЦЗ И. был избран ее Первоиерархом с возведением в сан митрополита, 13 мая - Председателем Архиерейского Синода РПЦЗ, 14 мая был утвержден Свящ. Синодом РПЦ в должности Первоиерарха РПЦЗ, 18 мая 2008 г. в Знаменской ц. в Нью-Йорке возведен в сан митрополита. Деятельность И. на посту главы РПЦЗ направлена на укрепление достигнутого в мае 2007 г. единства с РПЦ, на окормление рус. диаспоры и на усиление свидетельства о Православии в совр. мире. 10 дек. 2008 г. утвержден членом Комиссии по подготовке Поместного Собора РПЦ 2009 г. 24 дек. 2008 г. Свящ. Синод РПЦ, принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского Собора самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, включил И. в Президиум Архиерейского Собора 2009 г. Награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2008).

http://pravenc.ru/text/389183.html

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 31 мая 2007 года (журнал 56) преосвященный Антоний, епископ Бориспольский назначен ректором Киевской Духовной Академии и Семинарии. 14 ноября 2007 года постановлением Священного Синода УПЦ ( журнал 105 ) назначен председателем Синодальной Каноническо-богословской комиссии. На Архиерейском Соборе УПЦ, прошедшем 21 декабря 2007 года в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, епископ Бориспольский Антоний как Председатель Каноническо-богословской комиссии УПЦ возглавил рабочую группу по подготовке изменений к действующему Уставу УПЦ. Указом Президента Украины от 24.03.2008. включен в состав организационного комитета по подготовке празднования 1020-летия крещения Киевской Руси. Постановлением Кабинета министров Украины от 23.04.2008 включен в состав наблюдательного совета Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Решением Священного Синода УПЦ от 8 мая 2008 года ( журнал 40 ) назначен на должность председателя Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ и освобожден от руководства Богословско-канонической комиссией УПЦ. 24 сентября 2008 года возведен в сан архиепископа. Принимал участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 27–29 января 2009 года в храме Христа Спасителя. 27 мая 2009 года решением Священного Синода РПЦ ( журнал ) включен в состав Комиссии по образованию Межсоборного присутствия РПЦ. Решением Синода УПЦ от 9 сентября 2009 г. ( журнал ) вновь назначен на должность председателя Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ и включен в состав Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по диалогу с УАПЦ и рабочей группы по подготовке диалога с представителями УПЦ КП. В ходе состоявшегося 29 января 2010 года первого заседания президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, прошедшего под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, где были утверждены тринадцать комиссий Межсоборного присутствия и их состав, решением президиума Межсоборного присутствия возглавил комиссию по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.

http://bogoslov.ru/person/372863

месяцев освободили за недоказанностью обвинения. В 1930 г. он был направлен служить в Троицкий храм в с. Чистопольские Выселки Чистопольского р-на. 22 апр. 1931 г. М. и с ним 11 крестьян были арестованы по обвинению в создании контрреволюционной группировки и в том, что они «распространяли провокационные слухи, направленные к ослаблению советской власти и срыву проводимых ею мероприятий, используя в этих целях религиозные предрассудки масс». Арестованных заключили в тюрьму в г. Чистополе. Из всех предъявленных ему обвинений М. признал только то, что он обращался к приходскому совету, чтобы ему помогли уплатить часть налога, но совет ему в этом отказал. М. отверг все обвинения в антиколхозной агитации: «В отношении разговоров... о колхозах... я всегда предупреждал заранее, чтобы такие разговоры не заводили. Разговоры... велись чисто религиозного характера». М. был казнен вместе с проходившими с ним по делу крестьянами по приговору Особой тройки при Полномочном представительстве ОГПУ в Татарской АССР от 12 июня 1931 г. Был погребен в общей безвестной могиле. Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 11 апр. 2006 г. Арх.: НАРТ. Ф. 4. Оп. 142. Д. 92; Д. 100; УФСБ РФ по Респ. Татарстан. Д. 2-14916. Лит.: ЖНИР. Июнь. С. 22-26; Колясев А., свящ. «Я пострадаю за Христа»: Жизнеописание сщмч. Михаила Вотякова, пресвитера Чистопольского. Каз., 2006; Чистополь: История. Набережные Челны, 2009. С. 150-151. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (1879-1918), сщмч., свящ.

http://pravenc.ru/text/2563498.html

Блаженнейший Владимир принял управление Украинской Православной Церковью в очень непростое время, а отошел ко Господу в еще более сложное. В 1990 году Украинский экзарзхат РПЦ получил Томос (грамоту) от Патриарха Алексия Второго, которым провозглашалсь Украинская Православная Церковь в качестве независимой и самостоятельной в управлении. В ноябре 1991 года УПЦ на своем Соборе под председательством митрополита Филарета (Денисенко) решила обратиться к Патриарху Московскому с прошением о даровании УПЦ полной канонической самостоятельности, то есть автокефалии. Под этим обращением подписались все епископы УПЦ (хотя позже трое из епископов свои подписи отозвали). Вопрос о самостоятельности УПЦ был отнесен на рассмотрение Поместного собора РПЦ (однако на следующем Поместном соборе 2009 года, на котором был избран Святейший Патриарх Кирилл, этот вопрос не вносился в повестку дня и не рассматривался). В 1992 году митрополит Филарет неожиданно провозгласил образование Киевского патриархата. Не согласные с таким решением епископы на соборе в Харькове избрали своим Предстоятелем митрополита Владимира, занимавшего на то время Ростовскую кафедру. В Украине начиналась борьба за приходы между юрисдикциями, иногда превращавшаяся в стычки и побоища. Была угроза захвата и Киево-Печерской лавры. Новый предстоятель оказался тем, кто смог сохранить хрупкий мир в Украинской Православной Церкви. О нем можно сказать словами Евангелия: «Трости надломленной не переломит, льна курящегося не угасит». Он старался действовать не принуждением, но любовью и терпением, как настоящий человек Божий. С тех пор выросло целое поколение людей, которое не помнит Украинской Православной Церкви без Блаженнейшего Владимира. Я поступил в семинарию через год после того, как Блаженнейший взошел на Киевский митрополичий престол. Помню, с каким трепетом мы, молодые семинаристы, молились на его службах а затем шли с ним крестным ходом из Трапезного храма на Ближние пещеры. Блаженнейший произносил проповедь не в конце службы, а после Евангелия. Его слова были словами не ученого, но пастыря, обращающегося прежде всего к сердцу и воле человека. От его рук я принял и пресвитерскую хиротонию.

http://pravmir.ru/sluzhenie-lyubvi-i-ter...

Однако это не умаляло нашего совместного молитвенного общения. Многие архиереи принимали меня горячо. И было чувство, что мы уже на пороге того единства, к которому так долго стремились. Я считаю, что большое значение для подготовки евхаристического общения представителей РПЦ и РПЦЗ имела программа по принесению мощей святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары из Иерусалима в Россию и страны ближнего зарубежья. Это одна из первых программ, проводимых совместно двумя частями Русской Православной Церкви. Это великое событие уже тогда воспринималось как первый шаг на пути примирения и объединения двух ветвей Русской Православной Церкви. Именно двух ветвей, а не Церквей, как иногда говорят. Русская Церковь всегда мыслила себя как одно тело. Это не организация, а организм, тело Христово. Общаясь с народом и священниками в разных уголках России, я воочию убедился в ее духовном возрождении. Я понял, что Россия духовно прозрела. Везде я видел полное единодушие нашей Русской Зарубежной Церкви и Русской Православной Церкви, а единодушие важнее единомыслия. 17 мая 2007 года мне довелось принимать участие в эпохальном событии, снявшем с церковной жизни большой груз. В тот день я и другие архиереи РПЦЗ и Московского Патриархата впервые сослужили на Божественной литургии в храме Христа Спасителя и причащали верующих. - Как миряне за рубежом отнеслись к подписанию акта? - Все с радостью приняли это, даже те миряне, которые прежде считали, что еще не готовы к этому. Не было никаких особых волнений по этому поводу. - Владыка, Вы были одним из 198 архиереев, которые 27 января 2009 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви избрали 16-го Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. - Это был первый Поместный Собор, когда архиереи РПЦ и РПЦЗ вместе избирали нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Этот акт имеет очень большое значение для Церкви, для всего русского народа и для всего православного мира. До избрания митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Патриархом мы встречались с ним и в Смоленске во время принесения мощей свв.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Вселенский III Собор , подтвердив автокефалию Кипрской Церкви (III Всел. 8), не имевшей статус патриархата, не оставил церковных оснований для развития учения об исключительных преимуществах 5 первых престолов христ. мира. С т. зр. правосл. экклезиологии все автокефальные Церкви равноправны, и место в диптихе не сообщает Поместной Церкви никаких преимуществ и привилегий в сравнении с теми Церквами, к-рые занимают в нем последующие места. В полной мере это относится и к Поместной Церкви, первенствующей в диптихе: она обладает первенством чести, но не власти, и оно выражается лишь в первенстве перед Престолом при сослужении первоиерархов Поместных Церквей, в председательстве на церковных Соборах и на иных офиц. собраниях, в первом месте в подписях под церковными актами, принимаемыми всеми или неск. Поместными Церквами. На рубеже I и II тыс. появляются новые Патриаршие престолы. Во 2-й пол. X в. предстоятелям автокефальной Грузинской Церкви, ранее титуловавшимся католикосами, усваивается также и патриарший титул. В 927 г. К-польская Церковь признала автокефальный статус Болгарской Церкви и патриаршее достоинство ее предстоятеля Дамиана . В 1346 г. Собором серб. епископов архиеп. Печский Иоанникий был возведен в сан П. ( Иоанникий II ). В 1925 г. предстоятель Румынской Церкви Мирон (Кристя) был возведен в сан П. В 1589 г. Патриаршество учреждено в Русской Церкви. Первый патриарх Московский - св. Иов , поставлен при участии К-польского патриарха Иеремии II (Траноса) ; в связи с этим актом была составлена Уложенная грамота об учреждении Патриаршества в России (подробнее см.: ПЭ. Т. РПЦ. С. 77-79). П. управляли Русской Церковью до 1700 г.: после кончины патриарха Адриана избрание П. долго откладывалось, затем последовало упразднение Патриаршества и создание в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода . Восстановление Патриаршества произошло по решению Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. ; 5 нояб. 1917 г. П. был избран митрополит Московский св. Тихон (Беллавин) . Во время тюремного заключения патриарха Тихона и после его кончины в 1925 г. Русскую Церковь возглавляли местоблюстители и заместители местоблюстителя Патриаршего престола (митрополит сщмч. Петр (Полянский) , митр. Сергий (Страгородский) , митр. Иосиф (Петровых) и архиеп. Серафим (Самойлович) ). В сент. 1943 г. был созван Архиерейский Собор, в к-ром приняли участие 19 находившихся тогда на свободе архиереев. Патриархом Московским и всея Руси был избран митр. Сергий (Страгородский). После его кончины в 1944 г. первосвятительское служение совершали патриархи Алексий I (Симанский) , Пимен (Извеков) , Алексий II (Ридигер) . На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 2009 г. 16-м Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) .

http://pravenc.ru/text/2579748.html

Однако вопрос об автокефалии заблокировал его не кто иной, как Варфоломей. Ещё в 2019 году в ответ на его ложь о том, что это из-за отсутствия Московского патриархата на Крите «не представилась возможность обсуждения вопроса о предоставлении автокефалии», синод РПЦ открыл правду: «В действительности тема автокефалии была исключена из повестки Собора много ранее, по настоянию Патриарха Варфоломея… » На заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в 1993 и 2009 годах представителями всех поместных православных церквей был согласован порядок предоставления автокефалии, который предполагает: а) согласие Поместного собора кириархальной Церкви-Матери на то, чтобы ее часть получила автокефалию; б) …консенсус всех поместных православных церквей, выражаемого единогласием их соборов; в) на основе согласия Церкви-Матери и всеправославного консенсуса официальное провозглашение автокефалии посредством издания томоса, который «подписывается Вселенским Патриархом и свидетельствуется подписями в нем Блаженнейших Предстоятелей Святейших автокефальных Церквей, приглашенных для этого Вселенским Патриархом». Относительно последнего пункта не до конца был согласован лишь порядок подписания Томоса, но это обстоятельство не отменяет достигнутых договоренностей по остальным пунктам. На Синаксисах Предстоятелей 2014-го и 2016 годов делегация Московского Патриархата, наряду с представителями некоторых других братских Церквей, настаивала на включении вопроса об автокефалии в повестку дня Собора. Русская Церковь окончательно согласилась на исключение этой темы из повестки дня Собора лишь после того, как Патриарх Варфоломей в январе 2016 г. в присутствии других предстоятелей заверил, что у Святейшей Константинопольской Церкви нет намерений осуществлять какие-либо действия, имеющие отношение к церковной жизни на Украине, ни на Святом и Великом Соборе, НИ ПОСЛЕ СОБОРА». Это подтвердил на киевской конференции и представитель Польской церкви. Он привёл слова своего предстоятеля Блаженнейшего Саввы, сказанные им уже после Критского совещания: «Надо быть в [вопросе предоставления автокефалии] последовательным до конца. В случае Украины его нарушил Константинопольский патриарх. Мы раньше договаривались, что предложение о предоставлении автокефалии вносит так называемая Мать-Церковь, но автокефалию предоставляем все мы, то есть предстоятели. Патриарх же настаивает, что только его подпись должна находиться на томосе».

http://ruskline.ru/opp/2021/11/18/pravos...

26 дек. 2003 г. назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Свящ. Синода РПЦ. 25 февр. 2004 г. возведен в сан митрополита. С 2004 по 2009 г. председатель Международных образовательных Рождественских чтений и комиссии по их подготовке и проведению. Возглавлял организационные комитеты по подготовке и проведению церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (окт. 2004), 1-го (нояб. 2004) и 2-го (окт.-нояб. 2006) фестивалей правосл. СМИ «Вера и слово»; празднований 625-летия Куликовской битвы (май-сент. 2005) и 90-летия восстановления Патриаршества в РПЦ (окт.-нояб. 2007). Инициатор учреждения премии и председатель комиссии РПЦ по проведению конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2006-2009). В 1993-1996 гг. К. являлся членом Общественной палаты при Президенте России. В 1994-2009 гг. входил в состав Комиссии по вопросам религ. объединений при Правительстве РФ. С 2004 по 2009 г. член Совета по взаимодействию с религ. объединениями при Президенте России. С окт. 2005 по янв. 2010 г. являлся членом Общественной палаты РФ, был председателем комиссии Общественной палаты по сохранению духовного и культурного наследия (с 2006). Архиерейским Собором РПЦ 25 янв. 2009 г. избран одним из 3 кандидатов на Патриарший престол (получил 32 голоса). 27 янв. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 2009 г. по итогам голосования на выборах патриарха занял 2-е место (169 голосов из 702 голосовавших). 31 марта 2009 г. Свящ. Синодом назначен председателем Издательского совета РПЦ и освобожден от обязанностей управляющего делами Московской Патриархии. С 2010 г. председатель комиссии Межсоборного присутствия РПЦ по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности. С 22 марта 2011 г. член Высшего Церковного Совета РПЦ. Председатель открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» (с 2009). Секретарь Палаты попечителей Патриаршей лит. премии им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (с 2010).

http://pravenc.ru/text/Климент ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010