Внутреннее, глубокое общение любви со Христом положительно невозможно без тожества нравственного настроения, без действительного единства существенного направление и основного содержания жизни. « Кто говорит, что пребывает в Нем (т. е. в Иисусе Христе), тот должен поступать так, как Он поступал» 367 . Здесь свобода христианина не нарушается и не подавляется, а, напротив, проявляется самым полным, совершенным образом, поскольку переработка наличного состояния жизни верующего по началам правды Христовой является удовлетворением самых насущных запросов и потребностей его собственной личности, проникнутой любовью ко Христу. По требованиям этой любви, христианин живет вместе со Христом ( ’μα σν ατ), имея Его пред своим духовным взором, сообразуя свою жизнедеятельность решительно во всех событиях и обстоятельствах своего личного бытия с отличительными особенностями жизни Христовой 368 . Побуждаемый «любовию ко Христу, он в своей жизни и деятельности воспроизводит все то, что созерцает в образе Его... Ум верующего преобразуется в ум Христа ( 1Кор.2:16 ), чувствования Христовы становятся чувствованиями верующего ( Флп.2:5 ). Предмет желаний христианина – то, что, во Христе ( Флп.2:21 ), цель всех поступков его – Христос ( Кол.3:17 ). Во Христе вся его жизнь ( Флп.1:21 ; Кол.3:4 ). Перенося в себя таким образом все содержание жизни Христа, верующий представляет в самом себе образ Спасителя ( Гал.4:19 ), становится Его отражением» 369 . Такое нравственное уподобление Христу представляет собою собственно отражение в сознательно свободной области личной жизни христианина того, что мистически совершается в его природе. Если природа человека воссозидается по образу Христа Спасителя 370 , то и его сознательно свободная нравственная жизнедеятельность отпечетлевает на себе тот же образ Христов. « Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные; и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» 371 , – носить и в своей природе, и в своей сознательной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Во всей Англии для нас нет ни одного места более священного, чем все эти предметы» («Конгресс Баптистов», часть 4, стр. 371–379). 5) а) Богу не нужны творения рук человеческих. Еще в Ветхом Завете был храм, но в новом завете апостолу прямо запрещают строить их: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет » ( Деян. 7:48 ) б) «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живёт, и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем либо нужду. Сам дая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:24–25 ); в) апостол Павел заповедует молиться на всяком месте, а не строить для этого храмы ( 1Тим. 2:8 ), ибо в новозаветной Церкви храм это Сам Христос ( Иоан. 2:19 ). 5) а) В приведённых сектантами текстах Св. Писания из книги Деяний, св. апостолы Стефан и Павел доказывали своими речами как иудейскому народу, так и языческому, что Бог пребывает не только в храме, но во всей вселенной, что Бог в «нерукотворных храмах живет». Гордые иудеи думали, что на всей земле только храм Иерусалимский есть необходимое и единственное место истинного Богопочитания. Язычники же полагали, что боги, как ограниченные существа, живут в храмах, как в домах, и приносили им поэтому пищу, которая съедалась жрецами. Если стать на сектантскую точку зрения, и толковать так, как они толкуют, то получается бессмыслица. Бог вездесущ, пребывает всюду, но, оказывается, что есть такие места – св. храмы, где Господь не присутствует. С точки зрения сектантских рассуждений выходит, что в увеселительных, например, заведениях Бог присутствует, в храмах же, где возносятся молитвы к престолу Всевышнего – Его нет. Вот до какой бессмыслицы можно дойти при сектантском толковании слова Божия. Ясно, что св. апостолы доказывали только ту мысль, что Бог обитает не только в храмах, но и вся вселенная наполнена Его присутствием.б) В словах «не требует служения рук человеческих» ( Деян. 17:24 ) апостол Павел подразумевал не постройку храмов, но то, что Бог не нуждается в вещественной пище, какую приготавливали своим богам язычники.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Во всяком случае никогда на исповеди не задавались людям вопросы: " Не лебезил ли перед начальством? Не льстил ли ему? Не становился ли на колени перед каким нибудь властным лицом? " . Это грехом не считалось и не считается. У нас совет на все времена: " Поцалуй у злодея ручку " [ 5 ]. В одной из украинских семинарий был составлен " Катехизис " , в котором меня поразило изъяснение слова " лицемерие " : " Лицемер наружные дела благочестия употребляет для приобретения уважения народа " . То, что гораздо чаще лицемерят " для приобретения уважения начальства " (буквальное значение греческого слова ipokrisis, переведенного как " лицемер " – под-судный), осталось за скобками.И еще, конечно, нельзя не заметить, что из строго симметричного текста апостола Павла (в нем запреты даются как женщинам, так и – в зеркально перевернутом виде – мужчинам) Православие давно уже сделало исключение для мужчин. Мужчинам разрешено уже носить женские длинные волосы и молиться с покрытой головой (монахи и священнослужители). Зная об этом и будучи сам обладателем довольно длинной косы, я как то не решаюсь строго требовать от женщин буквального исполнения того совета апостола Павла, который сам нарушаю… См.: 1 Кор. 11, 3-10.– Ред. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит нас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него; но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии (1 Кор. 11, 13-16).– Ред. Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. М., 1997. Т. 7. С. 371. Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб., б. г. С. 463. «Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. “Цалуй руку, цалуй руку!” – говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. “Батюшка Петр Андреич! – шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня.– Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцалуй у злод...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1029...

Всякий день ярости притеснителя, Как будто он стоит на истребление? Но где ныне ярость притеснителя?.. (14) Скоро скованный разрешится, И не умрёт в подземелье, И не будет нуждаться в хлебе для себя 370 . (15) Ибо Я – Иегова, Бог твой, Приводящий в движение море 371 , Так что ревут волны его, Иегова воинств – имя Мое 372 . (16) И Я положу слово Мое в уста твои, И в тени руки Моей скрою тебя, Чтобы насадить небеса, И утвердить землю 373 , И сказать Сиону: народ Мой – ты. (17) Пробудись, пробудись, Поднимись, Иерусалим, Ты который выпил из руки Иеговы чашу гнева Его, Глубокую 374 чашу опьянения Выпил, вылизал!.. (18) Не было никого, чтобы провести его, Из всех сынов, которых он родил; – Да, не было никого, чтобы взять под руку его, Из всех сынов возращённых им. (19) Разом постигли тебя (Кто достойно оплачет тебя!) Опустошение и истребление, И голод и меч. Кто утешит тебя 375 ? (20) Сыны твои пали в изнеможении, Лежат на углу всякой улицы, Как серна в сетях, Пресыщенные яростью Иеговы, Мщением Бога твоего. (21) Итак выслушай же сие, уничиженный И опьяневший без вина. (22) Так говорит Господь твой, Иегова, И Бог твой, защитник народа своего: «Вот Я возьму из руки твоей чашу опьянения, Глубокую чашу гнева Моего; Ты не будешь пить ее больше. (23) Но Я вложу ее в руки уничижавших тебя, Которые говорили тебе: «Наклонись, чтобы нам ступить 376 . И ты полагал, как землю, хребет свой И как мостовую для проходящих. 356 Пустынная скала и изрытый ров прекрасно изображают мрачное состояние человеческого рода до избрания Авраама; соответственно этому, и сами патриархи называются камнями, высеченными из скалы. В таком смысле и Иисус Христос называется камнем нерукосечным. 359 δον удовольствие, утехи. Этим именем названа описанная в Быт. 2, 8 страна, где был рай первых человеков. Так в древности называли многие, замечательные по своей красоте, долины вдоль берегов Тигра н Евфрата, думая видеть в них первый рай. 360 Сад Иеговы. в халд. отсюда греч. παρδεισον, рай. У персов это слово значить – царский парк. Корень его осенять. – Так как здесь не разумеется определенное место, то слово указывает превосходную степень.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Гл. 5, 8 и принесéт я к жерцý, и приведéт жрéц éже за грех прéжде, и да оттóргнет жрéц главý егó созади, но да не отлучит пусть принесёт их к священнику, и [священник] представит прежде ту из сих птиц, которая за грех, и надломит голову её от шеи её, но не отделит «Что смерть Христа сделалась причиной не разделения, но единения между нами, на это, – по мнению того же св. Отца, – косвенно указывало то, что хотя жертвенная птица закалялась, но не совершенно отделяема была её голова от хребта» (тв. ч. 3, стр. 136). Гл. 5, 15 душá яже áще забýдет забвéнием, и согрешит не хотящи от святынь Госпóдних, и да принесéт о преступлéнии своéм Гóсподу овнá непорóчна от овéц, емýже ценá сребрá сиклев, по сиклю святых, о нéмже согреши если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвящённого Господу, пусть за вину свою принесёт Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности «Купленный овен – это образ Христа, – говорит тот же св. Отец, – Которого начальники иудейские некоторым образом купили за тридцать динариев, уплаченные ими ученику предателю» (ibid, стр. 139). Гл. 6, 9 заповеждь Аарóну и сынóм егó, глагóля: сéй закóн всесожжéния: сиé всесожжéние на горении егó на олтари всю нóщь до заýтра, и óгнь олтаря да горит на нéм, и не угасáет заповедай Аарону и сынам его: вот закон всесожжения: всесожжение пусть остаётся на месте сожигания на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нём [и не угасает] «Божественный алтарь, – по толкованию того же св. Отца, – как бы в образе Еммануил. В виде огня на алтаре предызображён был как бы в тенях Дух Святый, сходящий на Христа и всегда пребывающий на Нём ( Ин.1, 32 ), ибо неусыпаем и совершенно непрекращаем огонь алтаря... Вообще же жертва всесожжения, – по его же мнению, – предызображала безгрешность Иисуса Христа ( 1Пет.2, 22 )» (тв. ч. 2, стр. 361–362, 371). Гл. 6, 25 сéй закóн согрешéния вот закон о жертве за грех «Жертва за грех, – по его же объяснению, – Еммануил, как „агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира” ( Ин.1, 29 )» (ibid, стр. 371).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Глава 3 1–5. Суламита ночью тревожно ищет своего Возлюбленного и наконец находит его. 6–11. Торжественный выход царя Соломона и торжество его бракосочетания. Песн.3:1 .  На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Песн.3:2 .  Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Песн.3:3 .  Встретили меня стражи, обходящие город: «не видали ли вы того, которого любит душа моя?» Песн.3:4 .  Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не при­вела его в дом матери моей и во внутрен­ние комнаты родительницы моей. Песн.3:5 .  Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или по­левыми ланями: не будите и не тревожьте воз­люблен­ной, доколе ей угодно. Все, что рассказывается здесь, происходит в глубокую ночь (ст. 1) и относится более к грезам и сновидениям Суламиты, чем к действительности, в которой, по библейско-еврейским понятиям, было бы непристойным для невесты искать жениха ночью по улицам города (вероятно, Иерусалима), ср. Притч 7.11 . Гораздо более удовлетворительный смысл дает аллегорическое объяснение данной главы. «Возлюбленные (солнце и земля) расстались с взаимным томлением и скорбью. Особенно земля не может успокоиться, ей тошно, ей не лежится на ложе. Стихи 1–2 третьей главы – прекрасное поэтическое изображение той скрытой борьбы, которая чувствуется в палестинской природе ночью, того трепета, который стоит в самом воздухе и делает все окружающее как бы дрожащим. Земля ищет солнца и – скоро найдет (весенняя ночь не длинна.) Отдел оканчивается, как и предшествующий, обращенным к населению Палестины заклинанием – не портить той гармонии и любви, которые царствуют в кипящей медом и молоком палестинской природе» (Олесницкий, с. 370–371). Мидраш истолковывает данный отдел о религиозной и гражданской жизни Израиля во время ночей (т. е. пленений) египетской, вавилонской, мидийской, греческой и римской (s. 82).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава четвертая. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений Церковь со времени апостольского верила и учила, что в Евхаристии христиане причащаются не обычного хлеба и вина, но Тела и Крови Христа. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» – писал апостол Павел к коринфянам ( 1Кор. 10, 16 ). Поэтому же апостол предупреждал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11, 27–30 ). Если бы апостол не придавал евхаристическим хлебу и чаше значения Тела и Крови Христовых и понимал само причащение не более как благочестивое подражание Тайной вечере, то его слова «оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» были бы излишними. Через всю святоотеческую письменность красной нитью проходит мысль, утверждающая, что евхаристические хлеб и вино являются Плотью и Кровью Иисуса Христа. Об этом неоднократно пишет Игнатий Богоносец . «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида, и пития желаю – Крови Его, которая есть любовь нетленная», – писал он к римским христианам 368 . В письме к филадельфийцам он говорит: «Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в соединении с Кровью Его» 369 . Смирнянам он пишет, что еретики «удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не веруют, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа» 370 . Иустин Мученик писал: «Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье, но как воплотившийся во славу Божию Иисус Христос, Спаситель наш, имел и плоть и кровь для спасения нашего, так, по нашему учению, и эта евхаристическая пища, от которой чрез превращение питается наша кровь и плоть, по силе молитвенных слов, Им изреченных, есть Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса» 371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Гомилия «На слова: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор 11. 19)» (In dictum Pauli: Oportet haereses esse; CPG, N 4381; PG. 51. Col. 251-260; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 254-263), место и время произнесения неизвестны ( Mayer. 2005. P. 86). Говорится о том, что апостол не считал, будто ереси должны возникнуть с необходимостью, словно по какой-то объективной причине. Свт. Иоанн Златоуст. Икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Свт. Иоанн Златоуст. Икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) 3 гомилии «На слова апостола: «Имея тот же дух веры» (2 Кор 4. 13)» (In illud: Habentes eundem spiritum; CPG, N 4383; PG. 51. Col. 271-302; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 276-309), произнесены, вероятно, в Антиохии, в 387-388 гг. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 481). Содержат рассуждения о значении и силе веры, без к-рой не может быть и учения. Гомилия «На слова: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию» (2 Кор 11. 1)» (In illud: Utinam sustineretis modicum; CPG, N 4384; PG. 51. Col. 301-310; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 309-319), произнесена, вероятно, вскоре после предыдущих (ActaSS. Sept. T. 4. P. 481-482). Гомилия «На слова: «Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор 1. 25)» (In illud: Quia quod stultum est Dei, sapientius est hominibus; CPG, N 4441.14), не издана. Гомилия «Против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп 1. 18)» (De profectu evangelii; CPG, N 4385; PG. 51. Col. 311-320; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 319-330), произнесена, по-видимому, в Антиохии в кон. дек. 386 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 458). Направлена против тех, кто пользуются словами Свящ. Писания необдуманно, во вред ближним. Гомилия «На слова: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал 2. 11)» (In illud: In faciem ei restiti; CPG, N 4391; PG. 51. Col. 371-388; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 384-402), произнесена в Антиохии, вероятно, ок. 386-388 гг. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 504). Рассматривается вопрос о размолвке между апостолами Петром и Павлом.

http://pravenc.ru/text/540881.html

Дан. 10 :14. И я пришел возвестить тебе, что будет 366 с народом твоим в последние дни, ибо (это) видение (относится) к (отдаленным) 367 дням. Дан. 10 :15. И когда он говорил мне такия слова, я припал лицем своим к земле и умилился 368 . Дан. 10 :16. И вот, как бы подобный сыну человеческому коснулся уст моих, и открыл уста мои, и я стал говорить и сказал стоящему предо мною: господин! от видения тебя повернулась внутренность моя во мне, и не стало силы. Дан. 10 :17. И как может раб твой, господин, говорить с таковым господином моим? ибо я изнемог 369 , и отныне не будет во мне крепости, (ибо силы) 370 и дыхания не осталось во мне. Дан. 10 :18. И снова прикоснулся ко мне как бы человеческий облик и укрепил меня, Дан. 10 :19. И сказал мне: „не бойся, муж желаний, мир тебе! мужайся и крепись!“ И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: „говори, господин мой, ибо ты укрепил меня“. Дан. 10 :20. И он сказал: „знаешь-ли, зачем я пришел к тебе? И теперь я возвращусь бороться с князем Персидским, а когда я уходил, то шел князь Еллинский 371 . Дан. 10 :21. Но я возвещу тебе, что начертано в книге истины, и нет никого, кто помог бы мне в сем 372 , кроме Михаила, вашего князя. Глава 11 Дан. 11 :1. И я в первый год Кира приобрел силу и крепость 373 . Дан. 11 :2. И ныне истину возвещу тебе: вот еще три царя возстанут в Персии, а четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то возстанет на все царства Еллинския 374 . Дан. 11 :3. Потом возстанет царь могущественный и будет обладать большою властию и поступать по воле своей 375 . Дан. 11 :4. И лишь возстанет царство его 376 , оно разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к потомкам его, и не со властию его, которою он владел (перейдет), но отнято будет царство у него и отдастся другим, а не им 377 . Дан. 11 :5. И усилится южный царь 378 , но один из князей его 379 преодолеет его и будет владычествовать могущественно над его областию. Дан. 11 :6. Потом 380 они соединятся: дочь южного царя придет к северному царю, чтобы заключить договор 381 с ним, но она не удержит силы в руке 382 своей, и не устоит потомство ея, но предана будет она и приведшие ее, и девица и поддерживавший ее, в (те) времена 383 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Души праведных не воспринимают полного блаженства, потому что полное воздаяние по делам предопределено получить человеку по воскресении его тела и последнего Суда Божия. Апостол Павел говорит: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» ( 2Тим. 4:8 ). И ещё: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). 371. Откуда мы знаем, что души праведных пребывают в предначинании блаженства? Души праведных пребывают в предначинании блаженства прежде последнего Суда согласно свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, говорящего в притче, что праведный Лазарь тотчас по смерти был отнесён на лоно Авраамово (см. Лк. 16:22 ). 372. В чем состоит предначинание блаженства? Предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. В большей степени оно свойственно святым, как это даёт понять апостол Павел: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» ( Флп. 1:23 ). 373. В чём состоит надежда душ верующих, не успевших принести плоды покаяния? Душам умерших с верой, но не успевших принести достойных плодов покаяния, для достижения блаженного воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединённые с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовой, и добрые дела, с верой совершаемые в их память. 374. Это учение основано на предании Кафолической Церкви, начала которого видны ещё в Ветхозаветной Церкви. Иуда Маккавей принёс жертву за умерших воинов (см. 2Мак 12:43 ). Молитва за усопших всегда является непременной частью Божественной Литургии, начиная от Литургии апостола Иакова. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Великая будет польза душам, о которых возносится моление в то время, когда предлежит святая и страшная Жертва» (Тайноводственное поучение, 5, гл. 9). Святой Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь соизволяет принимать от нас молитвы и жертвы о тех, кто удерживается в аду , с надеждой для них мира, прекращения мучений и свободы. О двенадцатом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010