Нечто типологически приближающееся к нему, хотя в совершенно самобытной форме, мы наблюдаем и в русской эстетике (и шире-культуре) первой половины XVII в. Факт политической истории-убийство (или несчастный случай) малолетнего царевича-в период оскудения благочестия быстро превращается в феномен религиозной жизни народа и, более того, предельно эстетизируется. Образ царевича осеняется ореолом мученичества и превращается в новый духовно-эстетический идеал, для создания которого писатели Смутного времени сконцентрировали богатый арсенал средневековой эстетической терминологии. Суть духовного маньеризма русского XVII в. может быть усмотрена в стремлении предельно (или даже чрезмерно) «нагрузить» видимую красоту духовным содержанием, максимально (с «перегрузкой») использовать видимые формы для выражения невидимого, иногда в ущерб и тому и другому. В русском искусстве эти тенденции ярко проявились еще во второй половине XVI в., а в эстетическом сознании-в конце XVI-haчaлe XVII в. В эстетике видимая красота выдвигается на одно из значимых мест и теснее сливается с красотой духовной, или, точнее, в сознании людей начала XVII в. как бы резче проступают духовные основания видимой красоты, становятся почти самоочевидными, не требующими даже специального оправдания 371 . Как известно, для решения последней задачи много сил потратила в течение долгих столетий христианская эстетика, одновременно и низвергая видимую красоту как главную причину постоянно возобновляющегося грехопадения, и восхищаясь ею как венцом божественного творения и знаком божественной красоты. Вторая линия возобладала в эстетике XVII в. Первый русский патриарх Иов в «Повести о житии царя Федора Ивановича» неоднократно с восхищением пишет о красоте Москвы. Восхваляя Бориса Годунова за его строительную деятельность, Иов писал, что он Москву, «яко некую невесту, преизрядною лепотою украси: многия убо в нем прекрасные церкви камены созда и великие полаты устрой, яко и зрение их великому удивлению достойна» (ПЛДР 9, 88). В другом месте он описывает, как крымский хан смотрит на Москву, взять которую ему не удалось, с Воробьевых гор: «Оттуду же узре окаянный царь красоту и величества всего царьствующего града и великие каменоградные стены и златом покровенные и пречюдно украшенныя божественныя церкви и царския великия досточюдныя двоекровныя и трикровные полаты» (106). Красота Москвы и в XVII в. была предметом гордости всех «московитов» -жителей Московской Руси, поэтому с такой болью пишут они о попрании этой красоты захватчиками, о ее уничтожении или осквернении.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Священное Писание повсюду называет адские муки вечными, это учение постоянно проповедовалось и проповедуется Святой Церковью. Господь наш Иисус Христос несколько раз в святом Евангелии подтвердил грозную истину. Предвозвещая отверженным грешникам общую участь с падшими ангелами, Он объявил, что скажет им на Страшном Суде Своем: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его 371 . По изречении окончательного определения на род человеческий, погибшие отыдут в муку вечную 372 . В повести о жестокосердном богаче и нищем Лазаре Господь засвидетельствовал, что между обитателями вечного блаженства и адскими темницами пропасть велика утвердися, и нет перехода от блаженства к мукам, ни от мук к блаженству 373 . Червь адский не умирает, и огонь адский не угасает 374 . Преисподние темницы представляют странное и страшное уничтожение жизни при сохранении жизни. Там – полное прекращение всякой деятельности; там – одно страдание; там господствует лютейший из сердечных недугов – отчаяние; там – плачи и стоны, непривлекающие никакого утешения душе, раздираемой ими; там – узы и оковы неразрешимые; там – тьма непроницаемая, несмотря на обилие пламени; там – царство вечной смерти. Так ужасны адские муки, что ничтожна пред ними лютейшая из земных мук – насильственная смерть. Спаситель мира, предвозвещая ученикам Своим поприще мученичества, заповедал: глаголю вам, другом Своим: не убойтеся от убивающих тело и потом не могущих лишше что сотворити. Сказую же вам кого убойтеся: убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную: ей, глаголю вам, Того убойтеся 375 . Взирая оком веры на уготованное неизреченное блаженство для верных рабов Божиих и столько же неизреченные муки, ожидающие рабов неверных, святые мученики попрали лютейшие казни, которые изобретала против них исступленная злоба мучителей, и бесчисленными скорбями и смертями 376 сокрушили под ноги свои вечную смерть. На муки ада взирали непрестанной памятью о них святые иноки – таинственные мученики – и этим воспоминанием низлагали помыслы и мечтания искусителя, живописно и увлекательно рисовавшего пред их воображением, изощренным пустынею, гибельное сладострастие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Прельщая Гришу, старец использует особенно популярную в среде раскольников и сектантов народную легенду о граде Китеже, пребывающем под водами озера Светлояра. «И тот чудесный град доселе невидимо стоит на озере Светлом Яре... Летним вечером, когда гладью станут воды озера, ни ветер рябью ни кроит их, ни рыба, играючи, не пускает широких кругов,— сокровенный град кажет тень свою: в водном лоне виднеются церкви Божьи златоглавыя, терема княженецкие, хоромы боярския... Живут в том граде люди блаженные, пустынные жители преподобные... Тамо жизнь беспечальная; жизнь без воздыхания, день немерцаемый, утехи райския... И всяк человек, иже смирил душу своим послушанием, уведает путь в чудный град тот и вкусит от блаженныя жизни живущих тамо земных ангелов» 371 . Сладко расписывает старец жизнь во святом земном граде, куда, убеждённо признаётся, он знает верную дорогу (и не только «духовную», через послушание, но и реальную земную, через леса и топи). По наущению Ардалиона впавший в слепое послушание Гриша, крещённый старцем в «правую веру» с именем Геронтия, крадёт у воспитавшей его благодетельницы деньги и отправляется вслед за Ардалионом в лесную глушь и болота к райскому граду. Благочестивая женщина, ограбленная взлелеянным ею сиротой, с горя умирает. Судьбу Гриши-Геронтия можно лишь предполагать. И вышло: ко спасению путь указан не через пост и молитву, но через заурядное уголовное преступление. « Итак по плодам их узнаете их » (Мф. 7, 20). Писатель, опираясь на своё знание раскола и сектантства, раскрывает неприглядную правду о них. Но неверно лишь этим ограничить содержание повести. Чем смущает, оплетая слух сладкозвучными речами (Печерский являет себя и тут мастером сказа), каким соблазном прельщает пройдоха-старец юного невежду, не знающего подлинной духовной жизни? Если отбросить все его словесные плетения— идеей, весьма банальной идеей Царства Божия на земле (в своеобразном обличье, должно признать). Ради земной райской жизни он толкает вверившегося ему глупца на преступление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

576 Родословные книги свидетельствуют, что Роман перенес столицу княжества из Новосиля в Одоев «от насилья от татарского» (PVIP. М., 1977. Вып. 2. С. 112), очевидно, после разгрома Новосиля Мамаем в 1375 г., а согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», именно до Одоева дошли в 1380 г. литовские войска (Сказания и повести о Куликовской битве. С. 35). 577 В составлении Новгородского свода 1539 г. участвовали представители боярского рода Квашниных (См.: Насонов А.Н. История русского летописания XI-XVIII веков. М., 1969. С. 354–358), а согласно летописи Дубровского и Архивской, их предок Иван Родионович Квашня играл видную роль в Куликовской битве. Возможно, источник, к которому восходит роспись полков, связан именно с родом Квашниных. 578 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 139–140; Т. 18. С. 129–130; Т. 4, ч. 1, вып. 1–2. С. 311–324; Т. 6. С. 90–98; HIЛ. С. 371–377. Анализ военной стороны конфликта см.: Кучкин В.А. Победа на Куликовом поле; Кирпичников А.Н. Указ. соч. Скрынников Р.Г. Указ. соч. 580 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 141; Т. 18. С. 130; Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1884. Т. 1. С. 391; Т. 2. М.; Л., 1941. С. 109, 150–151; Бегунов Ю.К. Указ. соч. С. 518–523. 583 Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. Пг., 1918. С. 325; Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Указ. соч. С. 323; Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках. М., 1960. С 628, 630. 584 Карамзин Н.М. Указ. соч. Т. 5. С. 47; Насонов А.Н. Монголы и Русь. С. 136; Греков И.Б. Указ. соч. С. 147. 586 И.Б. Греков (Греков И.Б. Указ. соч. С. 147) датировал этот факт (именуемый им «съездом» князей) 1 ноября 1381 г. и увязывал с переменами в Литве (поражением Кейстута от Ягайлы). Единственное основание – невозможность участия в этом мероприятии Олега Рязанского до установления им мира с Дмитрием Донским летом 1381 г. Но слова о «всех князьях» не следует понимать как указание на всех до единого лиц, носивших княжеский титул, включая непременно и Олега; речь идет, скорее всего, о князьях Северо-Восточной Руси, входивших в коалицию, возглавляемую Дмитрием. При этом княжеского съезда не было – князья «сослались» друг с другом, т.е. обменялись мнениями через послов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Плюсковой (К) (На лире скромной, благородной) ... I 333  Поверь: когда слепней и комаров (Совет) ... II 244  Повести покойного Ивана Петровича Белкина ... VI 77 Повесть из римской жизни ... VI 610  Повторенное острое слово ... VII 67  Погасло дневное светило ... II 7 Погреб ... I 275  Под вечер, осенью ненастной (Романс) ... I 81 Под каким созвездием ... II 321  Под небом голубым страны своей родной ... II 332  Поднялся шум; свирелью полевой (Осеннее утро) ... I 198   Подобный жребий для поэта (На трагедию гр. Хвостова) ...  II 360  Подражание арабскому (Отрок милый, отрок нежный) ... III 351  (Подражание итальянскому) (Как с древа сорвался предатель ученик) ... III 370  Подруга дней моих суровых (Няне) ... II 355 Подруга думы праздной (К моей чернильнице) ... II 42  Под сим заглавием вышел в свет (Кавалерист-девица) ... VII 487  Под хладом старости угрюмо угасал (Мордвинову) ... II 350  Подъезжая под Ижоры ... III 105  Поедем, я готов; куда бы вы, друзья ... III 132 Пожалуй, Федоров, ко мне не приходи (Б. М. Федорову) ... III 93  Пожарский, Минин, Гермоген ... I 287  Позволь душе моей открыться пред тобою ... I 377  Поздно ночью из похода (Воевода) ... III 258  Познай, светлейший лев, смятения вину ... II 371 Пой в восторге, русский хор (Канон в честь М. И. Глинки) ... III 413 Пока в нас сердце замирает ... II 358 Показания Крылова (поэта) ... VIII 359 По камням гробовым, в туманах полуночи (Осгар) ... I 33 Пока не требует поэта (Поэт) ... III 21 Пока супруг тебя, красавицу младую ... II 229 Покойник, автор сухощавый ... III 101 Покойник Клит в раю не будет (Эпиграмма на смерть стихотворца) ... I 288 Покров, упитанный язвительною кровью (Из А. Шенье) ... III 333 Полководец ... III 329 Полтава ... IV 249 Полторацкой, Е. П. (Когда помилует нас бог) ... III 104 Полу-милорд, полу-купец (На Воронцова) ... II 182 Полу-фанатик, полу-плут (На Фотия) ... II 379 Полюбил королевич Яныш (Яныш королевич) ... III 313 Полюбуйтесь же вы, дети ... III 213 Поместья мирного незримый покровитель (Домовому) ... I 354

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

Теперь же Достоевский не только сам берет на себя издание «Дневника», но и превращает его в особый, самостоятельный, выходящий периодически журнал, от начала до конца являющийся его единоличным органом. Каждая книжка «Дневника», написанная одним лицом, по содержанию приобретает своего рода «энциклопедический» характер; писатель получает в ней возможность в свободной, удобной для него форме затронуть не одну, а множество тем, выступить перед читателем в нескольких различных жанрах. Он свободно беседует с читателем на злобу дня, обсуждает текущие дела, факты русской и западноевропейской общественной жизни, газетные сообщения, судебную хронику, делится событиями своей личной жизни — прошлой и настоящей. Причем все эти пестрые факты не просто сосуществуют на страницах «Дневника» — автор стремится раскрыть читателю их внутренние пересечения, показать тот связующий их общий смысл, который при более пристальном анализе обнаруживается во внешне удаленных друг от друга фактах и событиях, относящихся к разным сферам жизни и на поверхности между собой не связанных. Новая структура «Дневника» позволяет Достоевскому значительно более полно, чем это было для него возможно в 1873 г., приблизиться к тому замыслу журнала, носящего внешне форму «записной книги» и основанного на углубленной разработке материала текущей периодики, который возник у него еще в начале 1860-х гг. (см. об этом: XXI, 371–372). Зерно замысла нового «Дневника писателя» 1876 г. и его отличие от «Дневника» 1873 г. Достоевский очень точно охарактеризовал в объявлении об его издании, появившемся в конце 1875 г. в петербургских газетах и перепечатанном в конце январского выпуска «Дневника»: «Это будет дневник в буквальном смысле слова, отчет о действительно выжитых в каждый месяц впечатлениях, отчет о виденном, слышанном и прочитанном. Сюда, конечно, могут войти рассказы и повести, но преимущественно о событиях действительных. Каждый выпуск будет выходить в последнее число каждого месяца…» (XXII, 186). Журнал, написанный и издаваемый одним лицом, не был в XIX b.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

65.505 Примечания Булгаков: Два Града, 350 Chiliasmus (RE3, 3).   365 Гл. 20, в которой излагается учение о тысячелетнем царстве, можно рассматривать в последовательной связи со всем предыдущим изложением, и тогда его наступление относится к концу истории, после антихриста (как, например, принимается это в " Повести об антихристе " Вл. Соловьева), но можно рассматривать и как вполне самостоятельную эпизодическую главу, стоящую вне последовательной связи. Так толкует Августин и его последователи. 366 126 Вера эта является почти всеобщей в историческом человечестве. Ср. на эту тему поучительные сопоставления: Dieterich. Nekyia. С. 35 – 36. 367 История этих движений излагается в моем курсе истории экономических учений (литографированное студенческое издание). Довольно полный и обстоятельный обзор их см. у Каутского в коллективной " Истории социализма " . Яркую характеристику средневекового сектантского движения читатель найдет также в новейшем исследовании: E. Troeltsch. Die Soziallehren derchristlichen Kirchen (Archiv fur 65.506 Примечания Булгаков: Два Града, 350 Sozialwissenschaftund Sozialpolitik, 1908 – 1910).   368 Историю английских хилиастических движений см. в превосходном исследовании: H. Weingarten. Die Revolutionskirchen Englands (в русском переводе: Народная реформация). Ed. Bernstein. Sozialismus und Demokratie in der Grossen englischen Revolution. 2 Ausg. Stuttgart. 1908. Ср. также мой курс по истории социальных идей в XIX веке (готовится к печати). 369 Король умер, да здравствует король! (фр.). 370 Даже престарелый 76–летний Кант в " Streit der Fakultaten " говорил о " философском хилиазме " , уверенность в котором родят в его душе впечатления великой французской революции " . 371 Уже давно, еще в " Проблемах идеализма " и затем в ряде статей сборника " От марксизма к идеализму " (1903) указывал я на эту религиозную природу социализма. Знакомством с историческими параллелями социализма это убеждение только углубилось и утвердилось. 372 " По поводу последних событий " (1910). В. С. Соловьев. Собр. соч. Т. VIII. С. 585. 373

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

1132 Рус. Стар. 1906, 5, с. 420. Вест. Ebp. 1878, II, 180, 183 . – Но Рабле осмеивал астрологию и разные гадания, между прочим по Виргилию (185, 196). Предсказаниям Нострадамуса († 1566) верили также Екатерина Медичи и Карл IX, который сделал его придворным доктором. Темные, б. ч. пессимистические предсказания его излагались в варварских стихах. Он издавал их в свет, а в новейшее время их напеч. Уард (Oracles of Nostradamus), с новыми комментариями (Ист. Вестн. 1892, 4, 295) 1137 См. летописи под 1064, 1102, 1113, 1161 г. Так, на Западе появлению комет приписывали или признак божьего гнева, призывающего к покаянию, или предвестие голода, чумы и т. п. См. Vita S. Hludovici imperatoris у Pertz " a, Monum., II, 607; Лиутпранда, Antapodosis, кн. V, в Monum. Germ. III; Титмар, Хроника, IV, у Pertz " a, III Русские летописи стоят на той же точке зрения 1139 Вивлиофика, т. XIV, 129, 130, 132, и 3-е послание Игнатия Тобольского, Прав. Соб. 1855 г. кн. I, 72 и отд. 1141 Wiszniewsiki, Hist, liter pols., IV, 172 и след. – Литература и наука при Петре В., Пекарского, I 1146 Сказания соврем. о Димитрии Самозванце, II, 55, 56. Для новорожденного Петра В. был составлен гороскоп (Москвит. 1842, I) 1150 Опис. рукоп. Рум. муз., с. 371. О близости Коперника к кардин. Николаю Шонбергу (Уэвелль, I, 474, 584). Коперник был в Италии одновременно (с 1495 г.) с М.Греком. О Николае Шонберге, Пекарский, Литер при Петре В. I, 277 и далее; А.Архангельский (Уч. зап. Каз. унив. 1900 г., 9, с. 41) 1163 Пыпин, Очер. литер. ист. повести и сказ. рус., Учен. зап. Ак. Н., кн. IV, 199–201. О тетрадях лживых молений и заговоров. Будде (Уч. зап. Казан. унив. 1898, 1166 Арх. истор. юрид. свед., II, ч. 1, с. xxvi. О различии Лунника астрологического и календарного, обличения против него анонима (XV в.), Филофея и М.Грека. См. В.Н.Перетц, К истории апокрифа и легенды. К ист. Громника и Лунника (Изв. Ак. Н. 1901, III и IV, исследов. и тексты); также о влиянии обличений на индекс запрещен. книг (Лет. зап. Арх. ком., кн. I, 43–44). Подробно об увлечении лунником в анонимн. поучении (Лет. Тихонравова, V, 99–100). О календарях и планетниках (Соболевский, Перев. литер. 132–133). Библиотека Моск. Синод. типогр. I, в. V. Календари и святцы, А.Покровского, М. 1911

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

2652 Вместе с ним прибыли в Углич сын его Данило, племянник его Никита Качалов, да товарищ Михайлов Данило Третьяков, да Осип Волохов – сын мамки царевича, также удостоенные полной доверенности. Д . Лавров (Продолжение следует). Голубцов А.П. Автор древней повести о Феодоровской иконе Божией Матери: [Реф. на историко-археолог. съезде в Костроме] 2653 //Богословский вестник 1911. Т. 3. 10. С. 364–371 (2-я пагин.) —364— Нет нужды распространяться о побуждениях, которыми руководились мы, избравши предметом своего доклада древнейшую повесть о Феодоровской иконе Божией Матери. Почти всем, что доселе известно нам о чудесном явлении важнейшей святыни родного города и по начальной истории его главного соборного храма, мы обязаны этой самой повести. Она же дала отчасти содержание и церковной службе на праздник пришествия чудотворного образа, двукратно в году гражданами совершаемый. И вот причина, по которой редкий из исследователей местной истории и археологии не пользовался нашей повестью; но из многих занимавшихся лишь один о. П.Ф. Островский, сколько знаем, останавливался нарочито своим вниманием на ней. Напечатав из Милютинских четьих-миней в своём «Историческом описании Костромского Успенского кафедрального собора» первую половину интересующей нас повести, он поместил в параллель с нею из Спасозапруденского синодика и начало хорошо известного, полагаю, нашим слушателям «Сказания о чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровския, како от Городца града принесена бысть на Кострому». Приняв повесть и сказание за одно и то же сочинение, лишь от времени получившее незначительную разность в изложении, покойный труженик заметил о бывших под его руками списках повести и —365— сказания, что они, вне всякого сомнения, не ранее первой трети XVII века и «писаны не с рукописей, какие были у людей книжных до смутного времени в нашем отечестве»… Милютинские четьи-минеи писаны в 1646–1654 годах по книгам Троице-Сергиевой лавры священником бок о бок и по сие время находящейся с нею Рождественской церкви Иоанном Милютиным и его тремя сыновьями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, мы имеем веские основания считать рукопись Вол., 523 выполненной по заказу Рязанского епископа Леонида Протасьева. Поскольку Леонид хиротонисан в епископы в 1573 г., а бумага той части сборника, в которую входит Повесть о Николе Заразском, относится к началу 70-х годов XVI в., то датировать список Повести можно именно 1573 г. Важно отметить, что признание рукописи Вол., 523 изготовленной при Рязанской епископской кафедре придает особую значимость данному списку Повести о Николе Заразском. Леонид Протасьев был человеком, не лишенным книжных интересов, заботившимся о пополнении библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря. В период его пребывания на Рязанской владычной кафедре по заказу Леонида был переписан годовой комплект служебных Миней (Вол., 94–105), который бывший Волоколамский игумен подарил монастырю в качестве вклада в 1583 г. Леонид Протасьев вообще был самым значительным вкладчиком Иосифо-Волоколамского монастыря 707 . Можно поэтому оценить справедливость записи, сделанной, кажется, рукой волоколамского инока Евфимия Туркова на принадлежавшем Леониду Служебнике (Вол., 89, л. I): «Служебник святаго боголюбиваго владыкы великого господина нашего Рязанскаго и Муромскаго епископа Леонида. Служити по нем единому игумену в соборе, а святого владыку поминати, доколе и церкви святаа стоит, поне же велию веру стяжа к Богу и к Пречистеи Его Матери, и многими святыми образы златом и сребром украси, и книги божественыа написав, и имение много, злата и сребра и риз многоценных монастырю Пречистыа предаде, и церковь благолепием украси. А подписал грешныи поп Еуфимие служебник его». Промежуточный вид (Евстафий прибывает не в Кесь, а в Ригу, и др.): 2) БАН, 34.8.25. Повесть на л. 376–378 об., 372–372 об., 371– 371 об., 379 (так называемая Воинская редакция 2-го вида, по Д. С. Лихачеву), датируется второй четвертью XVII в. 708 Филигрань: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове буква M – типа Дианова («Кувшин»), 287 (1639 г.); 3) ГИМ, Воскресенское собр., 211. Повесть (только первая часть) на л. 149–157 об., на л. 157 об. – 164 «Коломенское чудо» (представленное двумя эпизодами). Датируется 30–40-ми годами XVII в. 709 Филигрань: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры F IB – Дианова и Костюхина, 726 (1642 г.). О происхождении сборника может свидетельствовать запись на л. 187 об. рукой основного писца: «Сия книга понаходного дияка Кирила Анфи…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010