12. Старообрядчество: от выработки миссионерских стратегий к диалогу 12.1. Возникновение единоверия и вопрос о клятвах Первоначально вопрос о клятвах, наложенных соборами 16561667 годов на дониконовские обряды, встал в связи с учреждением единоверия. Старообрядцы постоянно упрекали Синод в том, что, учредив единоверие, Православная Церковь подпала под собственные клятвы. Об отмене клятв на дониконовские обряды начинали размышлять, если речь заходила о присоединении старообрядцев к Православной Церкви 1185 при сохранении дониконовских чинов. Уже в 1783 году в составленных стародубскими старообрядцами условиях воссоединения стояло требование, «чтобы разрешены были клятвы и поречения на старые обряды». 1186 Тогда же был предложен и способ разрешения этой проблемы. Прошение было подано на имя Г.А. Потемкина, который на полях прошения сделал примечание: «Клятва касается только до непокоряющихся Святой Церкви, а которые присоединяются, те не подлежат». 1187 То есть, по мнению всесильного в то время князя, под соборной клятвой находилась лишь та часть придерживающихся дониконовских обрядов, которая не признавала над собой власти Синода. В последующие годы этот аргумент неоднократно воспроизводился в различных посланиях, адресованных старообрядцам. В 1800 году Синод удовлетворил прошение группы московских старообрядцев, желающих присоединиться к Синодальной Церкви, сохранив при этом старые обряды. Предложенные старообрядцами тезисы были переданы митрополиту Платону (Левшину) 1188 , который составил на них комментарии. В литературе эти комментарии принято называть Правилами об единоверии или Пунктами о единоверии. Первый из этих пунктов включал просьбу о том, чтобы Синод снял клятвы на двуперстное сложение и другие обряды. В связи с этим пунктом митрополит Платон предлагал разрешать от клятв не обряды, а переходящих в единоверие старообрядцев. При этом «чтобы сие разрешение было открытее и их более успокаивающее» над каждым присоединяемым читалась специальная разрешительная молитва. 1189

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

(Десницкий Матвей Михайлович; 8.11.1761, с. Топорково (Богородское) Богородского у. Московской губ.- 24.03.1821, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Сын пономаря Казанского храма с. Топоркова, к-рый скончался через неск. дней после рождения Матвея. Когда Матвей выучился грамоте, мать представила его архиеп. Московскому и Калужскому Платону (Левшину) с просьбой утвердить пономарем. Но архиерей решил направить отрока в семинарию, оставив за ним пономарское место «для пропитания его матери». В Троицкой семинарии (в Троице-Сергиевой лавре), где Матвей учился на казенном иждивении в 1776-1782 гг., он получил фамилию Десницкий. Затем был принят в учрежденную московским «Дружеским ученым обществом» в 1782 г. Переводческую (Филологическую) семинарию. (Один из основателей об-ва, кн. Н. Н. Трубецкой, московский мартинист из круга Н. И. Новикова, в 70-х гг. XVIII в. владел с. Топорковом.) Под влиянием И. Г. Шварца, профессора Московского ун-та, мартиниста, сформировались религ. мистицизм Десницкого и понятие о «внутреннем человеке». Десницкий слушал лекции в Московском ун-те и Славяно-греко-латинской академии. Подружился с А. Н. Колоколовым, буд. протоиереем Троицкого собора г. Осташкова, духовным писателем и переводчиком. По настоянию матери отказался от намерения принять постриг. Женился на дочери священника московской ц. св. Иоанна Воина на Якиманке и в 1785 г. был рукоположен во иерея, служил в этой церкви. По поручению митр. Платона (Левшина) проповедовал в московских соборах. Красноречие свящ. Матвея «обратило на него внимание всей Москвы». В 1790-1792 гг. перед литургией «по примеру Древней Церкви» он преподавал «Пространное катехизическое учение». Проповеди, прочитанные им в 1790-1796 гг., составили цикл «Труд, пища и покой духа человеческого» (СПб., 1799-1801. 7 т.). Свящ. Матвей украсил главный придел храма св. Иоанна Воина новым иконостасом, созданным по проекту архит. В. И. Баженова (разобран в сер. XIX в. по распоряжению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) ). Десницкий был известен цесаревичу Павлу Петровичу, к-рый, взойдя в кон. 1796 г. на престол, вызвал его в С.-Петербург и включил в штат придворного духовенства. С 1798 г. свящ. Матвей публиковал сборники своих проповедей, произнесенных в Москве. После того как он похоронил жену, 27 нояб. 1799 г. в церкви Гатчинского дворца в присутствии представителей имп. двора пострижен в монашество с именем Михаил.

http://pravenc.ru/text/2640894.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747, Владимир - 5(6?).10.1792, г. Ст. Крым), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии. Биография М. мало исследована. Служил причетником, вероятно, пономарем во Владимире, в 1770 г. поступил во Владимирскую ДС, в 1774 г.- в московскую Славяно-греко-латинскую академию, по окончании к-рой в 1777 г. был назначен учителем евр. и греч. языков, в 1778 г. переведен в класс поэзии. Будучи студентом, Гумилевский давал уроки Закона Божия кн. Ивану Михайловичу Долгорукому ( Долгорукий. 1997. С. 67). К этому времени относятся его оды и «возблагодарения» архиеп. Псковскому и Рижскому Иннокентию (Нечаеву) (1775) и митр. Московскому и Коломенскому Платону (Левшину) (1777), кн. Г. А. Потёмкину (1775), а также «Надпись ее императорскому величеству Екатерине II… на рождение… вел. кн. Александра Павловича» (1778). 15 дек. 1779 г. в Москве Гумилевский принял постриг, 21 нояб. 1784 г. был возведен в сан игумена московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря . Служил с 1781 г. проповедником и преподавателем риторики в академии, с дек. 1785 г.- преподавателем философии. В марте 1786 г. был назначен префектом академии и почти одновременно по благословению митр. Московского Платона (Левшина) - постоянным духовным цензором книг, печатавшихся в вольных типографиях. Преподавательскую деятельность М. совмещал с лит. трудами, переводил на рус. язык произведения церковных авторов. По словам митр. Евгения (Болховитинова) , «писал много на разные случаи латинских, греческих и российских стихотворений», но к нач. XXI в. известны 11 его стихотворений, из которых 4 написаны по-русски, остальные - на латинском языке ( Бегунов. 1988. С. 234). М. стал известен новаторскими для XVIII в. переводами с древних и новых языков (см. подробнее: Беликов. 2009). Ему приписывался прозаический перевод «Одиссеи» Гомера («Одиссея, героическое творение Омира, с эллинско-греческого, прозою, в двух томах» (1788)). Опыт своей переводческой деятельности М. систематизировал в составленной им при участии преподавателя греческого языка Симеона Протасова «Еллино-греческой грамматике» (М., 1788). Пользовался особенным вниманием и благосклонностью митр. Московского Платона и кн. Г. А. Потёмкина. По поручению князя М. переводил с франц. языка многотомную «Церковную историю» аббата К. Флери , начал готовить «Еллино-греческую грамматику», завершенную Протасовым (Наставления греч. языка. М., 1788).

http://pravenc.ru/text/2563994.html

Высокопреосвященный митрополит Михаил Высокопреосвященный митрополит Михаил родился 8 ноября 1762 года. Отец его, пономарь Михаил, служил в селе Топоркове, богородского уезда, московской епархии. В семействе пономаря были тогда жена и сын. Михаил при рождении был назван Матвеем. Отец его, страдавший от оспы, в день рождения Матвея, принимал таинство Елеосвящения. К нему поднесли новорожденного младенца, и он благословил его руками, помазанными елеем. Отец скончался в тот день, когда над Матвеем совершено было таинство Крещения. Мать его, истомленная горестью, не могла сама кормить младенца и не имела средств нанять кормилицу. Поэтому, при участии добрых людей, младенец был вскормлен молоком козы. Чтобы дать осиротелому семейству средства к жизни, московский митрополит Платон (Малиновский) оставил за Матвеем причетническое место отца его. Возрастая среди скромной обстановки сельского церковника, Матвей готовился к должности, которую проходил отец. Дядя его, Матвей, священник села Хомягина, научил его читать псалтирь, петь церковные песни, и когда сирота достиг 14-ти летнего возраста, мать отвела его к митр. Платону (Левшину) и просила определить сына на место, предоставленное ему от рождения. Платон оставил за ним место на прежних правах, не сделал его причетником, а отослал в ученье в Троицкую семинарию. Здесь Матвей, с фамилией Десницкого, учился шесть лет (с 1776 по 1782 год). Семинария, под покровительством Платона, была в цветущем состоянии. Содействуя успеху наук и зная, что ученым занятиям особенно благоприятствует уединенная жизнь монаха, Платон старался развивать в учащихся стремление к монашеству и определяя в семинарию наставников, всегда предпочитал монахов. Во время пребывания здесь Матвея Десницкого, все преподаватели были монахи. Десницкий сам стал стремиться к монашеству и уже с 23-х лет готов был идти в монахи. В Семинарии Десницкий отличался кротостию в обращении с товарищами, ревностью к наукам, даром слова и искусством вести публичные диспуты, употреблявшиеся тогда в духовных училищах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Предисловие Между русскими иерархами 18-го века и начала 19-го, несомненно, первое место должно быть отведено московскому митрополиту Платону Левшину . И как  высший церковный администратор, и как  церковный писатель, и как  богослов, он  прославил  своё имя не только в  России, но и заграницей. A его особые отношения ко двору делают  его личность ещё более заслуживающей внимания всех, κτо интересуется историей нашей родины. Римский император  Иосиф  II-й, путешествуя по России в  1780-м  году, посетил  Москву и Троицкую Лавру, где он  все осматривал  с  большим  вниманием  и где он  вёл  беседу с  митрополитом  Платоном  о разных  научных  предметах. Когда Екатерина II-я после того спросила Иосифа, что он  нашёл  в  Москве особенно достопримечательного, император  ответил: «Платона». Так  оценил  Платона иностранный монарх, который, несомненно, знал  много выдающихся личностей как  духовных, так  и светских  во всей Европе. Немудрено, что русские люди ценили Платона не менее, чем  иностранцы. Сам  Платон  рассказывает в своей автобиографии следующий факт. Когда в  1763-м  году императрица Екатерина прибыла в  Лавру, то Платон  был  приглашён  к  Высочайшему столу (он  был  в  то время ещё архимандритом). За столом  ему случилось сидеть с  генерал  – прокурором  кн. Я. П. Шаховским, прежде бывшим  синодальным  обер-прокурором, который был  в  особой милости y императрицы. Князь за столом  вёл  речь с  Платоном  о разных  предметах, и императрица, видя это, спросила y князя: «князь! вы никак  полюбили отца наместника, что с  ним  не переставая говорите?» На это князь отвечал: «Это, государыня, не человек, a урод».–«Почему так? Какой он  урод?» спросила государыня.–«Да я, государыня,– ответил  князь – с  ним  о разных  материях  разговаривал, и он  все столь основательно решает, что меня удивил. И как  я его о многом  и до иных  стран  касающемся вопрошал, он  все так  объяснил, как  будто в  чужих  странах  учился. Я его спрашивал: не был  ли он  в  чужих  краях  и где учился? Он  говорит, что нигде не был, a учился в  Москве в  Спасской школе. Сие все меня, государыня, удивило, что сей монах  в  столь молодых  летах  столько знания имеет; потому я его называю уродом». Князь прибавил  при этом: «дай Бог , чтобы наши дети столько учились и, столько издерживая, до такого просвещения достигли».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

В Спасо-Вифанском монастыре откроют памятник митрополиту Платону (Левшину) 22 ноября, 2012. Новостная служба Кроме торжественной церемонии открытия с участием администрации города и священнослужителей, в недавно отреставрированном Спасо-Преображенском храме монастыря пройдет торжественное богослужение. 22 ноября. ПРАВМИР. В Спасо-Вифанском монастыре Сергиева Посада 24 ноября будет открыт памятник основателю обители  митрополиту Платону (Левшину). Кроме торжественной церемонии открытия с участием администрации города и священнослужителей, в недавно отреставрированном Спасо-Преображенском храме монастыря пройдет торжественное богослужение. Митрополит Платон (Левшин)  (1737 — 1812) родился в Московской губернии и был сыном сельского причетника. Приняв монашество, был назначен ректором Троицкой семинарии. Был избран Екатериной II в законоучители к наследнику престола. В 1766 г. Платон назначен архимандритом Троицкой лавры, в 1768 г. — членом Синода, в 1770 г. — архиепископом тверским, с оставлением в должности законоучителя наследника и его невесты, Наталии Алексеевны. В 1775 г. он был переведен на архиепископскую кафедру в Москве, где в продолжение 37 лет, по общим отзывам, являл собой истинный образец епархиального начальника. В 1787 г. возведен в сан митрополита Московского, тогда же основал Спасо-Вифанский монастырь близ Троице-Сергиевой лавры и семинарию при нем.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-spaso-vifanskom-mona...

Новости 22 ноября, 2012 В Спасо-Вифанском монастыре откроют памятник митрополиту Платону (Левшину) Кроме торжественной церемонии открытия с участием администрации города и священнослужителей, в недавно отреставрированном Спасо-Преображенском храме монастыря пройдет торжественное богослужение. 22 ноября, 2012 Дмитрий Медведев обсудит вопросы образования и трудоустройства инвалидов Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев обсудит вопросы обеспечения доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями и меры по трудоустройству инвалидов. 22 ноября, 2012 Акция по размещению фотографий сирот в новосибирском метро помогла найти приемных родителей На каждой фотографии указаны имя и дата рождения ребенка, а также телефон регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Кроме фотографий в вагоне размещена справочная информация на тему усыновления. 22 ноября, 2012 Россия доработает проект строительства духовного центра в Париже Ранее управление делами президента РФ сообщило, что Россия просит Францию временно приостановить рассмотрение вопроса о разрешении на строительство, чтобы привести проект в соответствие с предъявленными к нему специфическими требованиями. 22 ноября, 2012 Патриарх Кирилл: Многие сегодняшние открытия науки помогают нам приблизиться к пониманию природы Небесных Сил По мере того как наука открывает все новые и новые тайны, у нее расширяются горизонты, и многое, что еще вчера было совершенно невозможно понять, сегодня объясняется научным путем. Но, наверное, и наука никогда не дойдет до постижения того, что есть эта неведомая сила, присутствующая в космосе 21 ноября, 2012 Прот. Феодор Бородин: Мы должны вернуть долг людям, которых крестили 10-15 лет назад Мне кажется, что у нас всех существуют большие проблемы с врастанием в христианскую веру. Мы на 90% вчерашние неофиты. Мы сами не умеем толком жить по-христиански и, поэтому не можем показать христианскую жизнь. А ведь настоящая христианская жизнь для людей — пленительна.

http://pravmir.ru/category/news/page/475...

Иверский храм (Растуново) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иверский храм (Растуново) Кирпичная церковь в стиле классицизма, оригинальная по композиции, выстроена в 1796-1801 гг. на средства А.П. Демидова. Основной объём храма восьмигранный от основания, с трапезной и отдельно стоящей колокольней. Содержание История [ править править код ] Ростунова слободка упоминается в начале XV в. в духовной грамоте Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, который завещал ее своему сыну Ярославу Владимировичу. Первое описание села находим в писцовой книге 1627—1628 гг.: «…село Ростуново на речке Язовке, а в селе церковь Николая Чудотворца деревянная, церковное строение разных помещиков, на церковной земле дворы попа Григория Сидорова, дьячка Гаврилки Обросимова, просвирницы Марицы, да на церковной же земле два двора нищих, питаются от церкви Божией». По этому же документу, к югу от современного села Растуново вдоль Каширского тракта «на горе» находился еще один, не сохранившийся до нашего времени погост с деревянной церковью Воскресения Христова. В 1778 г. совладелец села прапорщик Аммос Прокофьевич Демидов в письме к архиепископу Московскому и Калужскому Платону (Левшину) указывает, что в его поместье Ростуново «имеется церковь Святителя Чудотворца Николая деревянного здания, в коей полы, окна и кровля, а также паперть пришли в ветхость» и просит разрешить ему исправить «указанные ветхости». Храмозданную грамоту помещику выдали 27 февраля 1796 г. Тогда и началось строительство каменной церкви во имя Иверской иконы Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и святых апостолов Петра и Павла, при активном участии священника Василия Васильева и дьячка Николая Сергеева. Сложенный из кирпича и оригинальный по архитектуре храм украсили белокаменными деталями. На общей с ним композиционной оси возвели пятиярусную кирпичную колокольню. Освятили Иверскую церковь в 1799 г. В 1870-х гг. при священнике Мефодии Лебедеве и церковном старосте, крестьянине деревни Купчинино Романе Сергеевиче Попове в село Растуново из деревни Сонино переводят ежегодную, проводимую в праздник святых апостолов Петра и Павла ярмарку. Под ее размещение помещик Алексей Петрович Демидов уступил церкви более двух десятин усадебной земли.

http://azbyka.ru/palomnik/Иверский_храм_...

Мартемьяново. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Древняя вотчина старинного княжеского рода Троекуровых, село Мартемьяново на реке Пахре известна с XV века. Близ села находился погост с деревянной церковью во имя Георгия Победоносца, которая несколько раз горела и вновь строилась. В 1788 г. Анна Алексеевна Салтыкова (по женской линии Троекурова), по мужу Волынская, обратилась с прошением к митрополиту Московскому и Калужскому Платону (Левшину) разрешить построить " собственным моим коштом каменную церковь во имя Живоначальной Троицы " на новом месте. По проекту новый храм представлял собой образец раннего классицизма, с центральным объемом одноглавого двусветлого четверика, с высоким сводом, небольшой трапезной и двухъярусной с характерным шпилем колокольней. Фасады храма украшались лепным декором, с расчлененными пилетрами и завершались фронтонами. В 1793 г. церковь Живо-начальной Троицы была построена. Отечественная война 1812 года нанесла значительный урон окрестным селам, церковь была осквернена, но не разрушена и не повреждена. В советские годы здание церкви сильно пострадало от разрушений местными жителями и превращено в свалку. Были разобраны по кирпичику колокольня, трапезная, алтарь полностью, сняты крыши и окна. Церковь была передана православной общине в 2000 г. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия литургическая жизнь вновь началась в день Рождества Христова 2001 г. Храм активно реставрируется. Источник: сайт Наро-Фоминское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Автор не указан. Существовавшая ранее церковь Георгия великомученика в селе Мартемьянове. Церковь Георгия страстотерпца Христова с приделом преп. Сергия «древяна, клетцки» в 1627 г. находилась Московского уезда «на погосте на речке Малой Пахре», у церкви «во дворе поп Степан Яковлев, место дьячка Степки Сидорова, место пономарево, место просвирницыно; пашни церковные земли паханые 12 четьи в поле, сена на 15 копен».

http://sobory.ru/article/?object=04535

Храм Воскресения Словущего (Сертякино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воскресения Словущего (Сертякино) Церковь в стиле позднего классицизма с элементами эклектики, одноглавая постройка с трапезной и колокольней. Построена на средства Е.И. Безобразовой. В трапезной Рождество-Богородицкий и Никольский приделы. Закрыта в конце 1930-х. Открыта в 1989 г., отремонтирована. Содержание История [ править править код ] Первое письменное упоминание о храме в селе Сертякине относится к 1694 г: «В 202 (1694) г. марта в 3 день, по указу патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, а по челобитью Михаила Леонтьева сына Минина, велено новопостроенной церкви Воскресения Христова, которую он, Михаил Минин, построил вновь в Московском уезде, в Перемышльской волости, в вотчине своей, в четверти сельца Сертякина, на попа с причетники положить дани…» В феврале 1735 г. прапорщик Александр Степанович Минин подал в Синодальный казенный приказ прошение, в котором указал, что деревянная церковь «…весьма обветшала и Божественной службы за ветхостью отправлять невозможно, и чтоб повелено было вместо оной ветхой Воскресенской церкви на том же церковном месте построить вновь деревянную церковь во имя тот же храм…». 26 февраля 1735 г. была выдана храмозданная грамота. Деньги на строительство пожертвовал помещик. Уже 9 октября 1735 г. А. С. Минин сообщил в Синодальный казенный приказ, что новый деревянный храм готов: «Воскресенская церковь на том же месте в селе Сертякине построена и ко освящению совсем изготовлена, и чтоб повелено было об освящении оной церкви на прежнем антиминсе послать указ Перемышльской десятины старосте поповскому, Николаевскому попу Алексею Федорову». 20 октября протопопу Большого Успенского собора Никифору Иванову было дано распоряжение: «Вышепоказанную построенную церковь Воскресения Христова, буде построена, освятить ему, протопопу, с братьею, взяв из синодального дому освященный антиминс, по новоисправному требнику.» 26 октября 1775 г. надворный советник Тимофей Иванович Сонжин обратился к архиепископу Московскому и Калужскому Платону (Левшину) с просьбой разрешить ремонт храма: стены обшить, покрыть новым тесом крышу, переправить окна и двери и т. п. Эти работы были дозволены. Консистория только распорядилась избрать диакона и пономаря к церкви, т. к. на тот момент в храме был лишь один священник (Феодор Яковлев).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010