В 1778 году архиепископу Платону (Левшину) было подано два прошения от прихожан, на ответ которых было сказано, что " Иконостас и святые образа никаких ветхостей не имеют и стоят в порядочном благоустроении... Церковь Божию возобновить и удовольствовать " . Однако возобновление церкви разрешено не было и священнику дозволено было служить " лишь доколе церковь стоять может " . Весной 1785 года жителями Данилова и Муранова была сделана ещё одна попытка сохранить храм. Прошение на имя архиепископа Платона было подписано владельцем Муранова князем М. И. Оболенским. В нём отмечалось, что служение в церкви производить удобно, " а со временем стараться будем и новую построить " , и звучит просьба: " церковь не закрывать и определить священника " . Но все попытки сохранить храм оказались безуспешными. И в том же 1785 году консисторией была вынесена резолюция об упразднении Михайловской церкви. Отметим, что это происходило не в послереволюционной и советской России, а в XVIII веке. На месте разобранной церкви позже была устроена часовня, просуществовавшая до 1933 года. В сентябре 1998 года настоятель Страстного храма деревни Артёмово иеромонах (ныне игумен) Феофан Замесов, совершая молебен в деревне Данилово, входящей в приход Страстной церкви, услышал от местных прихожан о том, что ранее в этой деревне находилась часовня, утраченная в годы гонений. Было высказано пожелание о возрождении этой поруганной святыни. Желая найти архивное подтверждение данной информации, отец Феофан обратился к сотрудникам музея-усадьбы Мураново. Они предоставили ему возможность ознакомиться с результатами архивных и археологических исследований, которые проводились на базе музея в 1988 году. По сложившейся на Руси традиции, на месте алтарей утраченных храмов устраивались приделы в строящихся храмах, либо созидались часовни, в связи с этим на месте упразднённой Даниловской церкви и была воздвигнута одноимённая деревянная часовня. Возможно, что она в дальнейшем была заменена каменной. В Мурановском архиве сохранились старые фотографии каменной часовни с подписью: " Одна из часовен, находившаяся вблизи усадьбы Мураново " .

http://sobory.ru/article/?object=41901

Храм Воскресения Словущего (Сертякино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воскресения Словущего (Сертякино) Церковь в стиле позднего классицизма с элементами эклектики, одноглавая постройка с трапезной и колокольней. Построена на средства Е.И. Безобразовой. В трапезной Рождество-Богородицкий и Никольский приделы. Закрыта в конце 1930-х. Открыта в 1989 г., отремонтирована. Содержание История [ править править код ] Первое письменное упоминание о храме в селе Сертякине относится к 1694 г: «В 202 (1694) г. марта в 3 день, по указу патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, а по челобитью Михаила Леонтьева сына Минина, велено новопостроенной церкви Воскресения Христова, которую он, Михаил Минин, построил вновь в Московском уезде, в Перемышльской волости, в вотчине своей, в четверти сельца Сертякина, на попа с причетники положить дани…» В феврале 1735 г. прапорщик Александр Степанович Минин подал в Синодальный казенный приказ прошение, в котором указал, что деревянная церковь «…весьма обветшала и Божественной службы за ветхостью отправлять невозможно, и чтоб повелено было вместо оной ветхой Воскресенской церкви на том же церковном месте построить вновь деревянную церковь во имя тот же храм…». 26 февраля 1735 г. была выдана храмозданная грамота. Деньги на строительство пожертвовал помещик. Уже 9 октября 1735 г. А. С. Минин сообщил в Синодальный казенный приказ, что новый деревянный храм готов: «Воскресенская церковь на том же месте в селе Сертякине построена и ко освящению совсем изготовлена, и чтоб повелено было об освящении оной церкви на прежнем антиминсе послать указ Перемышльской десятины старосте поповскому, Николаевскому попу Алексею Федорову». 20 октября протопопу Большого Успенского собора Никифору Иванову было дано распоряжение: «Вышепоказанную построенную церковь Воскресения Христова, буде построена, освятить ему, протопопу, с братьею, взяв из синодального дому освященный антиминс, по новоисправному требнику.» 26 октября 1775 г. надворный советник Тимофей Иванович Сонжин обратился к архиепископу Московскому и Калужскому Платону (Левшину) с просьбой разрешить ремонт храма: стены обшить, покрыть новым тесом крышу, переправить окна и двери и т. п. Эти работы были дозволены. Консистория только распорядилась избрать диакона и пономаря к церкви, т. к. на тот момент в храме был лишь один священник (Феодор Яковлев).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

С началом проведения съездов положение единоверия начинает’ постепенно упрочиваться, что привело к массовому присоединению! старообрядцев к Православной Церкви: многие приходы Поволжья, Урала, I Сибири вошли в общение с Церковью. На протяжении длительного времени одним из самых актуальных вопросов, поднимавшимся как единоверцами, так и старообрядцами, был вопрос о снятии клятв на старые обряды. Впервые он был поднят старообрядцами в 1783 году, когда известный деятель Единоверия стародубский инок Никодим в поданном им прошении выразил желание старообрядцев соединиться с Православной Греко- Российской Церковью на условиях: «разрешении клятвы прежних русских Соборов на старые обряды» (Инок Никодим скончался 12 мая 1784 года). В 1800 году московские старообрядцы, пожелавшие воссоединиться с Русской Православной Церковью, в поданном ими митрополиту Московскому Платону (Левшину) прошении, состоящем из 16 пунктов, писали: «Дабы Святейший Синод разрешил прежде положенные клятвы на двоеперстное сложение и другие, подобные сему, обряды» (цит. по: Лысогорский Н. В. Московский митрополит Платон (Левшин), как противораскольничесхий деятель. Ростов-н/Д., 1905. С. 529). Митрополит Платон высказался за отмену клятв, но не вообще, как об этом просили старообрядцы, а только с тех старообрядцев, которые «соединяются с Церковью, и истину её, и таинства, и священство её признают действи-1 тельными». (Там же. С. 529-530). Старообрядцам-единоверцам, казалось, что они, хотя и соединяются! с Греко-Российской Церковью, но продолжают оставаться под клятвой,! как сохраняющие старые обряды, совершение которых Собором 1667 года? было для всех русских православных христиан безусловн о воспрещено. I Для успокоения мятущейся совести старообрядцев-единоверцев выдающийся иерарх Русской Православной Церкви митрополит] Московский Филарет (Дроздов) выступил с разъяснением смысла клятв Московского Собора 1667 года. В своем «Изъяснении» святитель Филарет на поставленный им вопрос: «На кого же падает проклятие Собора 1667 года?», приведя текст соборного определения, отвечает следующим образом: «Из сего следует, что держащиеся обрядов Стоглавого Собора, если перестают быть противниками Православной Церкви и входят в примирение с нею, по силе самого Определения Собора 1667 года, должны быть разрешены и действительно разрешаются от проклятия Святейшим Синодом и данную от Бога архиерейской властью. А что они остаются при обрядах Стоглавого Собора, сие не должно приводить их в сомнение, потому что на сии обряды Собором 1667 года проклятия не положено, как выше доказано, Святейший же Синод, по снисхождению, благослов­ляет им соблюдать сии обряды» (Прибавления к изданию творений Святых Отцов. 1855. Ч. 14. С. 26-28).

http://mospat.ru/ru/old-believers/voice/...

Мартемьяново. Церковь Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Древняя вотчина старинного княжеского рода Троекуровых, село Мартемьяново на реке Пахре известна с XV века. Близ села находился погост с деревянной церковью во имя Георгия Победоносца, которая несколько раз горела и вновь строилась. В 1788 г. Анна Алексеевна Салтыкова (по женской линии Троекурова), по мужу Волынская, обратилась с прошением к митрополиту Московскому и Калужскому Платону (Левшину) разрешить построить " собственным моим коштом каменную церковь во имя Живоначальной Троицы " на новом месте. По проекту новый храм представлял собой образец раннего классицизма, с центральным объемом одноглавого двусветлого четверика, с высоким сводом, небольшой трапезной и двухъярусной с характерным шпилем колокольней. Фасады храма украшались лепным декором, с расчлененными пилетрами и завершались фронтонами. В 1793 г. церковь Живо-начальной Троицы была построена. Отечественная война 1812 года нанесла значительный урон окрестным селам, церковь была осквернена, но не разрушена и не повреждена. В советские годы здание церкви сильно пострадало от разрушений местными жителями и превращено в свалку. Были разобраны по кирпичику колокольня, трапезная, алтарь полностью, сняты крыши и окна. Церковь была передана православной общине в 2000 г. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия литургическая жизнь вновь началась в день Рождества Христова 2001 г. Храм активно реставрируется. Источник: сайт Наро-Фоминское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Автор не указан. Существовавшая ранее церковь Георгия великомученика в селе Мартемьянове. Церковь Георгия страстотерпца Христова с приделом преп. Сергия «древяна, клетцки» в 1627 г. находилась Московского уезда «на погосте на речке Малой Пахре», у церкви «во дворе поп Степан Яковлев, место дьячка Степки Сидорова, место пономарево, место просвирницыно; пашни церковные земли паханые 12 четьи в поле, сена на 15 копен».

http://sobory.ru/article/?object=04535

Иверский храм (Растуново). Ростунова слободка упоминается в начале XV в. в духовной грамоте Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, который завещал ее своему сыну Ярославу Владимировичу. В 1778 г. совладелец села прапорщик Аммос Прокофьевич Демидов в письме к архиепископу Московскому и Калужскому Платону (Левшину) указывает, что в его поместье Ростуново «имеется церковь Святителя Чудотворца Николая деревянного здания, в коей полы, окна и кровля, а также паперть пришли в ветхость» и просит разрешить ему исправить «указанные ветхости». Храмозданную грамоту помещику выдали 27 февраля 1796 г. Тогда и началось строительство каменной церкви во имя Иверской иконы Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и святых апостолов Петра и Павла, при активном участии священника Василия Васильева и дьячка Николая Сергеева. Сложенный из кирпича и оригинальный по архитектуре храм украсили белокаменными деталями. На общей с ним композиционной оси возвели пятиярусную кирпичную колокольню. Освятили Иверскую церковь в 1799 г. Адрес: Россия, Московская обл., Домодедовский р-н, с. Растуново, ул. Центральная, стр. 26-Д Телефон : +7 (496) 796-16-38 Электронная почта: domblag@domblag.ru Сайт: http://rastunovo.cerkov.ru Подробнее... Ильинский храм (село Ильинское) [ править править код ] Ильинский храм (село Ильинское). Село Ильинское упоминается в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 г. Дошедшая до нашего времени Ильинская церковь с Никольским приделом сложена из белого камня и кирпича на пожертвования прихожан в 1819—1829 гг. Храм бесстолпный, двусветный, с изящной главкой. Придел во имя святителя Николая отделялся от основной церкви каменной стеной с аркой для стеклянных дверей. Алтарь основной церкви от храма — также каменной стеной. Иконостас основной в церкви имел четыре яруса, а в приделе — три. В 1838 г. началось сооружение колокольни, объединенной с церковью притвором. Колокольня имела три яруса и была выполнена в византийском стиле. В 1855 г. усердием купца Василия Афанасьевича Шишлова на колокольне установили 100-пудовый колокол.

http://azbyka.ru/palomnik/Домодедовский_...

Затем о. Гавриил вернулся в Троицкую Лавру. При отъезде он спросил у Гедеона, к чему ему готовиться, — к преподаванию философии или другого предмета. — Делай, что прикажут, — ответил тот. 7 июля он назначен первым лаврским соборным иеромонахом, ректором лаврской семинарии и учителем богословия, а 14 августа определен и наместником Лавры. Можно думать, что должность эту он принял без радости. Преемник его, Платон (впоследствии митрополит Московский) в своих записках говорит о себе, что он «наместничью должность принял неохотно и проходил с тягостью. Поелику с ней соединено было не только смотрение за монахами и всегдашнее принятие гостей, но и хлопотливое в „соборе” вотчинными делами приказное правление (за Лаврой было до 150.000 душ крестьян), что ректора отвлекало от приятного для него в школе упражнения». Гавриил, конечно, также должен был тяготиться этими делами. Но он со вниманием вел их, еще в молодости научившись от одного подьячего канцелярским делам. Образ жизни его в Лавре был чрезвычайно трудолюбивый. С вечера он готовился к классу. Вставши, ходил к утрене; затем готовился к классу. После короткого отдыха в семь часов шел в класс; в девять заходил в лаврскую канцелярию для решения текущих дел. Отсюда шел к литургии, потом опять в канцелярию, затем в классы, оттуда к вечерне. После вечерни он обедал и вместе ужинал, — кашицей с сухарями. По воздержности своей, о. Гавриил не мог устраивать обильных угощений для братии, за что его и упрекали. Упрекали его и в строгости, так как он был прям в своих обличениях. В самых лучших отношениях все время своей лаврской службы о. Гавриил был к учителю и префекту семинарии, о. Платону (Левшину) и архимандриту Гедеону. 8 августа 1761 г. о. Гавриил переведен ректором в Московскую академию и архимандритом Заиконоспасского монастыря. В Москве занимался он многими учеными трудами. 29 октября 1763 года о. Гавриил назначен епископом в Тверь. Поставление его во епископа было совершено в Петербурге в Петропавловском соборе. По приезде в Тверь Гавриил разослал от себя по епархии пастырскую грамоту, содержание которой очень интересно.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Иверский храм (Растуново) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иверский храм (Растуново) Кирпичная церковь в стиле классицизма, оригинальная по композиции, выстроена в 1796-1801 гг. на средства А.П. Демидова. Основной объём храма восьмигранный от основания, с трапезной и отдельно стоящей колокольней. Содержание История [ править править код ] Ростунова слободка упоминается в начале XV в. в духовной грамоте Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, который завещал ее своему сыну Ярославу Владимировичу. Первое описание села находим в писцовой книге 1627—1628 гг.: «…село Ростуново на речке Язовке, а в селе церковь Николая Чудотворца деревянная, церковное строение разных помещиков, на церковной земле дворы попа Григория Сидорова, дьячка Гаврилки Обросимова, просвирницы Марицы, да на церковной же земле два двора нищих, питаются от церкви Божией». По этому же документу, к югу от современного села Растуново вдоль Каширского тракта «на горе» находился еще один, не сохранившийся до нашего времени погост с деревянной церковью Воскресения Христова. В 1778 г. совладелец села прапорщик Аммос Прокофьевич Демидов в письме к архиепископу Московскому и Калужскому Платону (Левшину) указывает, что в его поместье Ростуново «имеется церковь Святителя Чудотворца Николая деревянного здания, в коей полы, окна и кровля, а также паперть пришли в ветхость» и просит разрешить ему исправить «указанные ветхости». Храмозданную грамоту помещику выдали 27 февраля 1796 г. Тогда и началось строительство каменной церкви во имя Иверской иконы Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и святых апостолов Петра и Павла, при активном участии священника Василия Васильева и дьячка Николая Сергеева. Сложенный из кирпича и оригинальный по архитектуре храм украсили белокаменными деталями. На общей с ним композиционной оси возвели пятиярусную кирпичную колокольню. Освятили Иверскую церковь в 1799 г. В 1870-х гг. при священнике Мефодии Лебедеве и церковном старосте, крестьянине деревни Купчинино Романе Сергеевиче Попове в село Растуново из деревни Сонино переводят ежегодную, проводимую в праздник святых апостолов Петра и Павла ярмарку. Под ее размещение помещик Алексей Петрович Демидов уступил церкви более двух десятин усадебной земли.

http://azbyka.ru/palomnik/Иверский_храм_...

Вместе с определением в учители, велено было, по старанию лаврского архимандрита Гедеона, бывшего в то время в С. Петербурге придворным проповедником и членом св. синода, постричь Петрова в монахи. Петров и на этот раз не хотел изменить принятому прежде намерению. Между тем и Гедеон решился достигнуть исполнения своего желания. По его настоянию, последовал второй указ о пострижении учителя Петрова. Вместе с этим указом Гедеон объявил от себя, «что уже отговоркам внимать не будут». Петров увидел, наконец, неизбежную необходимость покориться воле начальства, чрез которое, видимо, Промысел Божий указывал ему истинное его призвание. Вслед за изъявлением согласия, он был вызываем для пострижения в С. Петербург на Троицкое подворье. Чтоб избежать суеты и рассеянности, несовместных с приготовлением к иночеству, но казавшихся Петрову неизбежными при путешествии, он, в ответ на вызов, решился писать к настоятелю и просить, чтобы разрешено было постричь его на месте службы, в Троицко-Сергиевой лавре. Желание его на этот раз было исполнено; Гедеон выслал указ о пострижении его в лавре. Но Промысл судил Петрову быть постриженным в том граде, где было предназначено ему 30-летнее служение церкви и отечеству. Между тем как указ о пострижении Петрова в лавре был еще на пути, он, спустя несколько времени, опасаясь гнева, отправился в С. Петербург. Здесь-то на Троицком подворье (на Фонтанке), в домовой церкви, 28 июня 1758 года, он был пострижен на 29 году в монашество от архимандрита Гедеона и наречен Гавриилом, как бы в предзнаменование той силы и твердости, явил он в себе при содействии силы Божией 26 . Чрез день после сего, 30 июня он посвящен в иеродиакона, а 1 июля в домовой церкви на Карповке 27 в иеромонаха от Новгородского архиепископа Димитрия Сеченова 28 . Глава II Возвращение Гавриила из С. Петербурга в Троицкую лавру и определение его ректором семинарии и наместником лавры. Усердные занятия его по сим должностям и отношение его к Платону Левшину и к Гедеону Криновскому . Назначение его в ректора Московской академии; занятие его учеными трудами; доброе мнение о нем светских и духовных сановников.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

(Десницкий Матвей Михайлович; 8.11.1761, с. Топорково (Богородское) Богородского у. Московской губ.- 24.03.1821, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Сын пономаря Казанского храма с. Топоркова, к-рый скончался через неск. дней после рождения Матвея. Когда Матвей выучился грамоте, мать представила его архиеп. Московскому и Калужскому Платону (Левшину) с просьбой утвердить пономарем. Но архиерей решил направить отрока в семинарию, оставив за ним пономарское место «для пропитания его матери». В Троицкой семинарии (в Троице-Сергиевой лавре), где Матвей учился на казенном иждивении в 1776-1782 гг., он получил фамилию Десницкий. Затем был принят в учрежденную московским «Дружеским ученым обществом» в 1782 г. Переводческую (Филологическую) семинарию. (Один из основателей об-ва, кн. Н. Н. Трубецкой, московский мартинист из круга Н. И. Новикова, в 70-х гг. XVIII в. владел с. Топорковом.) Под влиянием И. Г. Шварца, профессора Московского ун-та, мартиниста, сформировались религ. мистицизм Десницкого и понятие о «внутреннем человеке». Десницкий слушал лекции в Московском ун-те и Славяно-греко-латинской академии. Подружился с А. Н. Колоколовым, буд. протоиереем Троицкого собора г. Осташкова, духовным писателем и переводчиком. По настоянию матери отказался от намерения принять постриг. Женился на дочери священника московской ц. св. Иоанна Воина на Якиманке и в 1785 г. был рукоположен во иерея, служил в этой церкви. По поручению митр. Платона (Левшина) проповедовал в московских соборах. Красноречие свящ. Матвея «обратило на него внимание всей Москвы». В 1790-1792 гг. перед литургией «по примеру Древней Церкви» он преподавал «Пространное катехизическое учение». Проповеди, прочитанные им в 1790-1796 гг., составили цикл «Труд, пища и покой духа человеческого» (СПб., 1799-1801. 7 т.). Свящ. Матвей украсил главный придел храма св. Иоанна Воина новым иконостасом, созданным по проекту архит. В. И. Баженова (разобран в сер. XIX в. по распоряжению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) ). Десницкий был известен цесаревичу Павлу Петровичу, к-рый, взойдя в кон. 1796 г. на престол, вызвал его в С.-Петербург и включил в штат придворного духовенства. С 1798 г. свящ. Матвей публиковал сборники своих проповедей, произнесенных в Москве. После того как он похоронил жену, 27 нояб. 1799 г. в церкви Гатчинского дворца в присутствии представителей имп. двора пострижен в монашество с именем Михаил.

http://pravenc.ru/text/2640894.html

18 и 22 ноября 1764 года в Московскую Духовную консисторию явились все желающие строить новую церковь в Покровском. Был составлен список из 24 человек, которые выразили свое согласие строить деревянный храм за свой счет. Летом 1765 года была выделена земля близ Гаврикова переулка к Яузе, т.е. в районе современных Ирининских переулков. В клировых ведомостях 29 сентября 1765 года отмечается как день построения деревянной приходской церкви вмц. Екатерины с приделом вмц. Ирины. 17 февраля 1766 года состоялось освящение храма. К концу XVIII в. деревянная церковь св. вмц. Екатерины пришла в ветхость и угрожала падением, поэтому свящ. Михаил Петров начинает возводить каменный храм и подает прошение митр. Московскому и Калужскому Платону (Левшину) об упразднении старой деревянной церкви. В июле 1792 года был заложен главный престол, который 1 апреля 1800 года освящен во имя Живоначальной Троицы. Храм был построен с двумя приделами св. вмц. Екатерины и св. вмц. Ирины. В 1794 году также возвели колокольню. В 1812 году бывшее село Покровское переживет еще один пожар, связанный с войной между Россией и наполеоновской Францией. Огонь, пройдя по Басманной, затронул часть Покровской улицы и остановился перед храмами Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Покровском. Церковь Троицы Живоначальной близ Немецкого рынка и сам рынок изрядно пострадали в то время. В 1891 году приделы храма Троицы Живоначальной (св. вмц. Ирины) расширили и вынесли на восток в одну линию с главным престолом. Освящение перестроенной церкви состоялось 29 декабря 1891 года. Храм был богато украшен древними святынями. В его иконостасах находилось немало старинных икон, украшенных серебряными ризами. В иконостасе Ирининского придела помещалось 14 икон XVII века. Среди них была большая житийная икона великомученицы Ирины. На резных Царских вратах помещалось шесть икон XVII века. В трапезной на стенах были иконы XVII-XVIII веков. Перед образами теплилось более пятидесяти серебряных лампад. Интерьер храма был обновлен в 1911 году. Усердием прихожан и придворного поставщика Н. Е. Епанечникова устроили новый четырехъярусный иконостас в древнем стиле. Для верхних ярусов были написаны новые иконы в новгородском стиле.

http://sobory.ru/article/?object=02010

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010