Платон (Левшин) , митрополит Московский; сын причетника Георгия Данилова, бывшего впоследствии священником, родился 29-го июня 1737 г. в с. Чарушникове, в 40 верстах от Москвы. Рассказывают, что его отец звонил к утрени, когда ему сказали о рождении у него сына, и так обрадовался, что, к общему недоумению, перестал звонить и побежал домой. По тогдашнему времени, «столь редкое стечение обстоятельств: восход солнца, день праздника великих учителей Церкви и благовест к утрени» сочли предзнаменованием будущего величия новорожденного. Мальчику дали имя Петр. Образование он начал в Коломенской Семинарии, потом отец перевел его, вместе с братом, в Славяно-Греко-Латинскую Академию в Москву, куда и сам перешел викарным священником к церкви святителя Николая «Красные Колокола». По тогдашнему обычаю, Петр Егорович принял в Академии фамилию – Левшинов или Левшин. Вместе с товарищем-братом Левшин жил у старшего брата, пономаря при церкви св. Софии в Москве, что в Средних Набережных Садовниках, и отсюда «ходил босиком в училище, с грошом на обед», причем, по бережливости и бедности, носил в руках свои " новые коты, чтобы не истоптать их, и одевал их только у Академии». С детства он был отмечен любовью к знанию. Самостоятельно, самоучкой изучал географию и историю, которую любил во всю свою жизнь, и греческий язык, которому выучился крайне оригинально: выпросив у одного товарища греческую грамматику, он списал ее, срисовывая греческие буквы с печатного, отчего и впоследствии всегда писал по-гречески – по-печатному. Для упражнения, он посещал греческий монастырь и впоследствии достиг того, что мог не только читать, но и объясняться на греческом языке. Курс учения он прошел, как выдающийся по способностям, быстрее обыкновенного. В 20 лет он уже был назначен учителем пиитического класса и греческого языка в Академии. По академическому обычаю он часто произносил в церкви проповеди и скоро заслужил названия «второго Златоуста» и «московского апостола». «Многие добивались знакомства с ним и почитали за счастье слышать его проповеди»; но не дремала и зависть: стали обвинять его в уклонении от православия и говорить, что его надо изгнать из Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Предисловие к IV изданию Часть I Приложения объяснительные и дополнительные А. Письмо Архимандрита Гедеона к Петру Егоровичу Левшинову Б В. Письмо г. Вольтера к Императрице Екатерине II Г. Мнение преосвященных Иннокентия и Гавриила и Иеромонаха Платона о наказе Императрицы Екатерины II Д Е. Надпись на каменной доске в стене Троицкого собора Лавре Ж З. Рескрипт Императрицы Ekamepuhы II И. Рескрипт Императрицы Екатерины II I К Л М. Рескрипт Императрицы Екатерины II Н О. Письма В.К. Павла и В.К. Наталии П. Санкт-Петербургские ведомости в понедельник, 31 дня Мая, 1731 года Письма Платона к Князю Потемкину и графу Остерману Часть 2 Путешествие Высокопреосвященнейшего Платона,Митрополита Московского, в Киев и по другим Российским городам в 1804 году Путевые Записки Преосвященнейшего Митрополита Платона, Московского и Калужского в Ярославль, Кострому и Владимир, 1792 года Приложения и дополнительные статьи А. Письмо Префекта Верхнеальпийского департамента, Ладусета, Платону, Архиепископу (Митрополиту) Московскому Б 1. Письмо Архиепископа Анастасия 2. Архимандрита, впоследствии Митрополита, Михаила Десницкого В 1. Речь на прибытие Его Императорского Величества в царствующий град Москву при вступлении Его в Успенский собор 2. Речь поздравительная Его Императорскому Величеству, с благополучным в Москву приездом 3. Речь на прибытие Его Императорского Величества в Кремлёвский дворец 4. Речь, по совершении Августейшего Его Величества Коронования 5. По окончании всего действия Августейшего Коронования и св. Миропомазания Г. После Коронации, поздравительная от всего Духовенства, на данной ему аудиенции Д. Надгробное слово, при погребении Московского Митрополита Платона Е. Надгробные слова 1) В Троицком соборе, по отпении Преосвященнейшего Митрополита Платона, говорённое Троицкой Семинарии Префектом Неофитом, в последствии Епископом Архангельским 2) Говорённое по отпетии тела Митрополита Платона, в Вифанской Троицкой Семинарии Риторики учителем, Иеромонахом Никанором Клементьевским, впоследствии Митрополитом Новгородским и С.-Петербургским З) Слово И Описание Перервинского монастыря О начале Перервинского монастыря О древности Перервинского монастыря Записки о жизни Платона, Митрополита Московского, им самим писанные, и оконченные Самуилом Костромским Епископом Характер Митрополита Платона. Телесный и душевный Стихи  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Московская См. митрополиты и патриархи всея Руси (992–1700) Московская и Владимирская С 1742 года Кафедра в Москве Иосиф (Волчанский) архиепископ, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1.09.1742 † 10.06.1745 Платон (Малиновский) архиепископ Сарский и Подонский с 10.06.1745 по 5.04.1748 временно управлял архиепископ с 5.04.1748 по 16.05.1748 архиеп. Московский и Владимирский переименован архиеп. Московский и Севский Московская и Севская С 16 мая 1748 года Платон (Малиновский) архиепископ, бывший архиеп. Московский и Владимирский с 16.05.1748 † 14.06.1754 Иларион (Григорович) архиепископ Крутицкий и Подонский 14.06.1754–22.10.1757 временно управлял Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России с 22.10.1757 по 29.05.1764 переименован митр. Московский и Калужский Московская и Калужская С 29 мая 1764 года Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Московский и Севский с 29.05.1764 по 3.01.1767 на покое; † 18.04.1767 Амвросий (Зертис-Каменский) архиепископ, бывший архиеп. Крутицкий и Можайский с 18.01.1768 † 16.09.1771 (убит) Самуил (Миславский) епископ Крутицкий и Можайский с 16.09.1771 по 20.01.1775 временно управлял Платон (Левшин) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 21.01.1775 митрополит с 29.06.1787 по 16.10.1799 переименован митр. Московский и Коломенский Московская и Коломенская С 16 октября 1799 года Платон (Левшин) митрополит, бывший митр. Московский и Калужский с 16.10.1799 по 13.06.1811 на покое; † 11.11.1812 Августин (Виноградский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии управлял Московской митрополией, с 13.06.1811 временно управлял Московской епархией с 28.12.1812 архиепископ Дмитровский с 30.08.1814 архиепископ Московский и Коломенский с 19.02.1818 † 3.03.1819 Лаврентий (Бакшевский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 3.03.1819 по июнь 1819 временно управлял Серафим (Глаголевский) митрополит, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 15.03.1819 по 19.06.1821 митр. Новгородский и Санкт-Петербургский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Л. Анисов IV глава Отец Платон занимал уже наместническую должность в Лавре, когда приехала к нему любимая мать 24 . Радостно и трогательно было свидание почтительного сына с доброй матерью. Он угощал ее всем чем мог, подарил ей сто рублей, шелковую материю на платье. Старушка была в восхищении. – Довольна ли ты, матушка, подарками? – спросил Платон. – Что ты! Как не довольна! Да у меня этого никогда и в жизни не бывало. – Как же, матушка, не благословляла меня идти в монахи? – Ведь я не знала, – простодушно отвечала старушка, –что ты меня будешь дарить такими дорогими подарками. Было такое: когда архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры придворный проповедник Гедеон (Криновский) 25 узнал коротко Петра Левшина и стал убеждать его принять иноческий чин, матушка воспротивилась тому, склоняла сына вступить в супружество, долго не благословляла его на этот подвиг, но наконец по любви своей к нему уступила твердому его желанию и решимости. Здесь же, истины ради, скажем, именно с ее благословения летом 1758 года отправился в Троице-Сергиеву Лавру недавний выпускник и молодой учитель пиитики и греческого языка Славяно-греко-латинской академии Петр Левшин. Отправился, получив от архимандрита Гедеона благосклонное приглашение в учителя риторики в Троицкую семинарию. (Матушка и архимандрит, можно сказать, сыграли решающую роль в его судьбе.) Перед самыми стенами Сергиевой обители, по прибытии своем в Лавру, увидел Левшин шедших ему навстречу монахов в облачении, с хоругвями и крестами, в сопровождении множества народа. То был крестный ход 20 июля в Ильинской церкви в Посаде. Через много лет, став настоятелем Лавры, Платон почитал эту встречу «предварительным судеб Всевышнего предзнаменованием». В самом монастыре молодого учителя пиитики первым встретил келарь Иннокентий. Переселившись в Лавру, Петр испытал крайнюю грусть, даже с неделю беспрестанно плакал, хотя и был принят всеми благосклонно и ласково. «Новость места и неизвестность будущего жребия своего приводили его в таковое уныние. Но, мало-помалу ободряясь, начал привыкать и наконец столь привык, что... не было для него милее и любезнее во всем свете места, кроме Лавры», – напишет биограф митрополита Платона И. М. Снегирев 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Платон, митрополит Московский и Коломенский (Левшин Петр Георгиевич) Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове Московской губернии в семье причетника. Образование начал в Коломенской духовной семинарии, потом перешел в Московскую Славяно-греко-латинскую академию 14 . В 1757 году, по окончании духовной академии, назначен учителем пиитики и греческого языка в ней же. В 1758 году приглашен настоятелем Троице-Сергиевой лавры и в Троицкую духовную семинарию учителем риторики. 14 августа 1758 года пострижен в монашество; 30 августа рукоположен во иеродиакона. 22 июля 1759 года рукоположен во иеромонаха и назначен префектом Троице-Сергиевой духовной семинарии и первым соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры. С 1761 года – ректор духовной семинарии. С 1762 года (или с 1763-го) – придворный проповедник и законоучитель наследника Павла Петровича. С 1763 года – наместник Троице-Сергиевой лавры. 16 июля 1766 года возведен в сан архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Назначен членом Святейшего Синода. 10 октября 1770 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа и с оставлением настоятелем, архимандритом Троице-Сергиевой лавры. 21 января 1775 года назначен архиепископом Московским, по-прежнему оставаясь в должности архимандрита Троице-Сергиевой лавры. С 15 ноября 1775 года – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии. 29 июня 1787 года возведен в сан митрополита Московского и Калужского. В 1799 году велено именоваться Московским и Коломенским. 13 июня 1811 года в связи с тяжелой болезнью (разбит параличом) уволен от епархиальных дел до выздоровления. Скончался 11 ноября 1812 года в Вифании, где и погребен. Нетленно почивает в созданном им Спасо-Вифанском монастыре, в Преображенском храме. Имеет благодать исцеления детей, которых очень любил при жизни. В своей автобиографии митрополит Платон описывает, что родился он на Петров день, на восходе солнца. Отец его, причетник Егор Данилов, получил известие о рождении сына в тот момент, когда ударил в колокол к заутрене, и, «оставив звон, потек от радости узреть родившегося». Такова была простота нравов, что никто не поставил ему этого в вину, наоборот, люди, узнав причину перерыва звона, радовались с отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

поиск:   разделы   рассылка Надежда Лаврова Митрополит Платон (Левшин): " А денег после меня не ищите " " Получая от власти достаточно средств без своей просьбы, митрополит Платон не гнушался обращаться к ней за деньгами, если речь шла о вверенных его попечению церковных заведениях " Источник:  Нескучный сад 24 ноября исполнилось 200 лет со дня кончины митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина). Как жили иерархи в эпоху, когда Церковь была полностью зависима от царской власти, и чего им это стоило? С точки рения современного человека, непросто оценить отношение митрополита Платона, человека XVIII века, к материальным благам. Действительно, будучи наместником, а затем и настоятелем, священно-архимандритом Троице-Сергиевой лавры в сане митрополита Московского, живя, так сказать, " на всем готовом " , он ни в чем не нуждался. Однако постоянный достаток, по нашим меркам граничивший почти с роскошью, был следствием отнюдь не личного пристрастия этого выдающегося иерарха к власти или ее пышным атрибутам. Положение при блестящем петербургском дворе как законоучителя наследника престола, придворного проповедника, постоянное присутствие в Св. Синоде, обязывало усваивать нравы и правила игры екатерининского времени, диктуемые обстановкой и кругом необходимых знакомств. Одеваться в рубище и проповедовать в нем перед высочайшими особами, как и быть вхожим в покои наследника российского престола, или присутствовать на заседаниях Синода, было просто невозможно. Как невозможно было и отказаться, к примеру, от жалованья и стола, назначаемых " сверху " . По свидетельству " Записок " митрополита Платона, при назначении на должность законоучителя ему, тогда молодому лаврскому иеромонаху, были " покои нехудые отведены, в бывшем деревянном зимнем дворце, что на Мойке. Содержания кроме 1000 р. жалованья, положено на стол 500 р., по штофу водки на неделю; по бутылке рейнвейну на день, меду, полпива, кислых щей, дров и свеч неоскудное число, белье столовое и посуда всякая дворцовая; да истопник и работник, а сверх того карета дворцовая с парой лошадей и конюхом " ). Что же говорить о дальнейшем его содержании, все более и более увеличивающемся по мере продвижения по иерархической лестнице (почувствованная им самим разница, к примеру, нашла отражение в его личных календарных записях за 1775 г., когда уже в сане архиепископа он был всего лишь переведен с одной кафедры на другую с Тверской на столичную Московскую).

http://religare.ru/2_98175.html

2 12 апреля на 22-м году от рождения в Ницце скончался наследник престола цесаревич Николай Александрович. 3 4 апреля 1866 г. было совершено покушение на жизнь императора Александра II. 4 В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета, V.881, прямо: «Сестра Ваша». 5 Дворянка Харьковской губернии Ю.Н. Перова. Приехала в Москву в 1841 г. для лечения тяжелой болезни и скончалась 26 ноября 1853 г. 6 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 7 16 ноября, в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры ее наместником, архимандритом Симеоном, В.М. Дроздов был пострижен в монашество. — Прим. сост . 8 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 9 Митрополит Амвросий (Подобедов) и архиепископ Феофилакт (Русанов). 10 О если бы удалось быть хорошим человеком и менее беспокоиться о том, будет ли мне хорошо ( лат .). 11 В оригинале все имена названы полностью, но при печатании оставлены только начальные буквы. 12 Николай Николаевич Муравьев (1768—1840), генерал-майор, основатель Московского училища колонновожатых. — Прим. сост . 13 Кормчая книга — древнейший сборник церковного права, составленный на основе византийских канонов. — Прим. сост . 14 Митрополит Серафим (Глаголевский). — Прим. сост . 15 Князь П.С. Мещерский — Прим. сост . 16 Епископ Антоний (Рафальский), рукоположен 8 июля 1834 г. — Прим. сост . 17 Августин (Сахаров), епископ Оренбургский, живший на покое в Москве. — Прим. сост . 18 Поликарп (Гайтанников), архим. (†1837). — Прим. сост . 19 Свят. Мелетий (Леонтович), в 1831—1835 гг. архиепископ Иркутский. — Прим. сост . 20 Иннокентий (Александров), епископ Иркутский. — Прим. сост . 21 У А.Н. Муравьева были братья Николай (1794—1866), Михаил (1796—1866) и Сергей (1809—1847). — Прим. сост . 22 Эчмиадзин — монастырь армянской церкви, известный богатым собранием рукописей. — Прим. сост . 23 Имеется в виду Лазарев Христофор Иоакимович (1789—1871), сибирский заводчик, один из основателей и попечитель Лазаревского института восточных языков в Москве. — Прим. сост . 24 Архиепископ Владимирский. — Прим. публ .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

А.С.Глазева Глазева Алла Сергеевна, соискатель кафедры истории России исторического факультета Воронежского государственного университета. Митрополит Платон (Левшин) – один из лучших представителей русской церковной иерархии. Обладая прекрасным образованием, он проявил себя не только как талантливый проповедник, учредитель духовных учебных заведений и воспитатель, но и как историк, инициатор и вдохновитель многих архитектурно-строительных мероприятий. Уже через 10 лет после смерти митрополита Платона появился первый посвященный ему биографический очерк И.М. Снегирева , который позже несколько раз переиздавался с дополнениями 1 . Из основных дореволюционных работ следует отметить труды А.А. Надеждина 2 и М.Л. Лысогорского 3 . Интерес к личности Платона достиг кульминации в 1912 г., когда к 100-летию со дня его кончины был приурочен выход трех наиболее значимых статей (В.В. Платоника, В. В. Виноградова и Б.В. Титлинова) 4 . В XX в. рассматриваемая тема затрагивалась в трудах эмигрантских ученых – Г.В. Флоровского 5 ; И.К. Смолича 6 , В.П. Зубова 7 и др. В советское время личности митрополита Платона были посвящены работы выпускников Ленинградской и Московской духовных академий 8 . В 1983 г. опубликована монография американского исследователя К. Пэпмэла (K.A. Papmehl) 9 . Начиная с 1990-x гг. до наших дней интерес отечественных исследователей к митрополиту Платону проявился в ряде публикаций. Особо стоит отметить работы П.С. Шкуринова 10 , Р.М. Короткевича 11 и Ю.В. Стенника 12 . Авторы двух последних статей о Платоне – М.М. Галанов 13 и Н.В. Бессарабова 14 – недостаточно, на узком круге источников, раскрывают темы, заявленные в названии их работ. Не все выводы, сделанные Бессарабовой, выглядят объективными и научно доказанными. Главными источниками для изучения жизни и взглядов митрополита Платона являются его автобиография 15 , проповеди 16 и переписка с разными лицами 17 . Платон (в миру Петр Георгиевич Левшин) родился 29 июня 1737 г., в с. Чашниково Московской губ., в день первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь одного из них он и получил свое имя при крещении. Его отец Г. Данилов был сельским причетником и звонарем, впоследствии священником. Петр рано выучился грамоте, занимаясь по церковным книгам – Часослову и Псалтыри, и уже в 7-летнем возрасте мог пропеть целиком божественную литургию. Петр и его младший брат сначала обучались в Коломенской духовной семинарии, затем в Славяно-греко-латинской академии в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов V глава Дорога на Северную столицу была ужасна и опасна. Кто из путешественников не слышал тогда о Муромских дебрях и скрывающихся в них разбойниках! Богатые, разумеется, не испытывали таких душевных потрясений, как бедные; они ездили большим поездом, но все-таки с беспокойством. Собираясь в дальнюю дорогу, служили напутственные молебны, иные предварительно писали духовные на всякий случай. Дороги были безлюдны, селения на них отстояли одно от другого на большом расстоянии. В одном из таких селений, Чашниково 36 , что в сорока верстах от Москвы, и родился 29 июня 1737 года будущий митрополит Платон. Всякий раз, проезжая через него, иеромонах с интересом вглядывался в знакомые места. Сколько с ними было связано! В местной церкви служил скромным причетником отец – Георгий Денисов. Был он, как писал позже Платон, «свойства горячего, но простосердечного и откровенного, лести не знающий, также не корыстолюбив, особливо низшим образом корысть приобретать почитал противным и в других предосудительным». В этой же церкви крестили Платона. По желанию отца, в святом крещении нарекли младенца Петром, так как родился он в день великих учителей Церкви Петра и Павла. К слову, радость отца, когда сообщили ему о рождении сына, была столь велика, что он бросил звонить в колокола и кинулся домой «узреть родившегося». Не сразу поняли односельчане, отчего это вдруг перестали звонить к заутрене. Не дожил батюшка до той поры, когда стало известно, что сын его выбран в законоучители к государю наследнику. А как бы порадовался тому! Последний раз Платон видел отца незадолго до его смерти. Умер батюшка, можно сказать, от радости, после долгожданной и внезапной встречи с сыном. Ее описал Снегирев: «Платон был уже ректором семинарии, или, как полагают современные ему старожилы, архиепископом Тверским и ехал в Москву; на Лубянке ему попался отец его, который шел и, по обыкновению своему, разговаривал сам с собою. Платон велел кучеру остановиться и стал звать к себе родителя. Старик, выведенный из своей задумчивости, удивился и обрадовался, но тут же почувствовал боль в боку; пришедши домой, он все твердил о сыне своем Платоне, лег уснуть и более не вставал» 37 . Случилось это в 1760 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов XIII глава Впервые в Тверскую епархию преосвященный Платон приехал 15 мая 1771 года, минуя карантины, поставленные на дорогах из-за свирепствовавшей в Москве моровой чумы. 119 «Встреча была у Вознесенья, и оттоль, облачившись, изволил итить в собор для служения литургии. Оный день была Пятидесятница», – запишет в дневнике один из тверских купцов 120 . Вступив в должность, архиепископ Платон обратился ко всем жителям с пастырским посланием, призывая соблюдать благочестие. Послание было зачитано во всех церквах. Владыка ревностно занялся устройством епархии. Для благочинных издал «Инструкцию», как управлять вверенною им частью. Благочинных он намеревался сделать активными проводниками мер, направленных на улучшение дел на местах. Для ставленников Платон составил сокращенный Катехизис с приложением церковных правил из Кормчей книги и «Духовного регламента» и написал «Присягу на священнослужительские чины (должности)». Для детей издал два кратких Катехизиса в вопросах и ответах и написал христианское нравоучение для первой русской Азбуки, изданной для народных училищ: буди благочестив, уповай на Бога и т.д. 121 В архиерейском загородном доме, называемом Трехсвятским, который так нравился ему (дом деревянный, с большим садом и прудами), Платон устроил консисторию, разобрал архив и принялся приводить расстроенные дела в порядок. Удалившись от двора и Синода, архиепископ особо начал входить в дела паствы. В управлении ею единственное его намерение состояло в том, чтобы исправить духовенство, «производя сколько возможно лучших священников, а худых или исправляя, или неуправляемых лишая звания» 122 . В производстве дел прямодушный, чуждый мздоимства архиепископ Платон не взирал ни на просьбы, ни на слезы, если то находил несообразным с законною справедливостью. Этим пользовались враги Платона, опасавшиеся его ума и влияния. Было время, когда только дружба с Г. А. Потемкиным спасала его от царской опалы. Заняв запущенную кафедру, он показал, что обладает не только даром проповедника, но и талантом администратора. Образование духовенства, его материальная обеспеченность, благолепие храмов, благоустройство обителей стало предметом неусыпных забот архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010