Наконец, к прославлению пап привлекается и мозаика, и живопись храмов. Выдающиеся примеры этого можно видеть в загородных патриарших базиликах S.Paolo и S.Lorenzo. В первом из этих храмов, самом громадном и самом великолепном после собора св. Петра, над всей его колоннадой и по всей окружности трансепта непрерывною цепью тянется ряд больших медальонов с мозаическими портретами пап. Здесь вся в лицах многовековая история папства, как она сложилась в римско-католическом сознании, начинающаяся с св. апостола Петра, завершающаяся пока в лице Льва XIII, но оставляющая еще ряд пустых мест для своих будущих представителей. А в базилике S.Lorenzo вся та часть, где помещается гробница Пия IX-ro, носит характер его апофеозы. Роскошная отделка здесь совершена на средства почитателей его со всего мира, причем великолепной венецианской мозаикой по золотому фону изображены гербы всех тех наций, а также знатнейших и богатейших фамилий всех стран света, которые принимали участие в этом прославлении покойного папы. Большие картины на стенах изображают некоторые важнейшие моменты из первосвященнической деятельности Пия IX-ro, как, напр.: провозглашение им догмата о непорочном зачатии Пресв. Девы, или сцена из истории Ватиканского собора, где изображен нынешний папа Лeb XIII , тогда еще в качестве кардинала коленопреклоненный пред сидящим на троне Пием IX-м. Но венцом папского превозношения мне показалось то, что увидел я в римском соборе подле бронзовой статуи св. Петра. Как известно, в римской церкви издавна существовало и твердо укоренилось убеждение, что ни один папа “annos Petri non videbit”, т.е. в своем пребывании на римской епископской кафедре не может достигнуть срока тех двадцати пяти лет, в продолжение которых будто бы, епископоствовал в этом городе св. апостол Петр. И действительно, из 259-ти пап, занимавших римский престол до Пия IX-ro, ни один не достиг лет Петра. Четверо из них, а именно Сильвестр I, Адриан I, Пий VI и Пий VII, приближались к этому пределу, но все-таки умирали на 23-м или даже 24-м году своего папствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Много лет спустя, уже в наши дни, почти аналогичная комбинация возникала при папе Льве XIII. А кто другой, как не Победоносцев, тогдашний руководитель церковной политики, казалось бы, был более враждебен католицизму? Объединяла идея совместной борьбы с новым духом. Характерно, что именно в это время и выступил о. Пирлинг со своей статьей: «L " Empereur Alexandre I-er est-il mort catholique?» По связи с высказанным предположением возможно, что миссия ген. Мишо объясняется совсем просто. Припомним, что правительство Александра I довольно единодушно действовало вместе с папой против революционного духа. В 1821 г. Пием VII была издана булла против карбонариев и других тайных обществ. Булла была обнародована в России, а затем, как известно, был издан общегосударственный закон, запрещавший всякие тайные общества. С Львом XII (преемником Пия VII) добрые отношения на первых порах несколько нарушились, ибо «сей первосвященник и окружающие его прелаты», как гласит официальное сообщение, уклонялись «от правил терпимости и умеренности, коими предместник его руководствовался, и желают, сколько возможно, восстановить прежнюю власть Римского Престола». Новый папа издал в 1824 г. буллу, направленную католическим епископам в Россию без сношения с министерством через миссию. Булла была запрещена, так как в ней было усмотрено «присвоение той неограниченной монархической власти папе в делах церковных», которая «несовместна с правами государей». Затем правительство скоро усмотрело в действиях римской конгрегации послабление в исполнении буллы Пия VII о тайных обществах. А именно по ходатайству митрополита римско-католических церквей Сестренцевича было дано разрешение епископам «давать отпущение тем, кои некогда принадлежали к тайным обществам, но оставили уже оные». Главное управление иностранных исповеданий нашло, что новый декрет уничтожает «благотворное для общественного спокойствия действие» буллы против тайных обществ и ослабляет «самый государственный закон». Александр I признал действие римской конгрегации «столь важным», что пожелал «собственноручно» о том написать папе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

В некоторых мелких немецких государствах католического исповедания сделаны были попытки основать Национальную Католическую Церковь , независимую от папы. Наконец во Франции в 1789 году началась революция, которая сопровождалась ниспровержением папской власти не только в этой стране, но и в самой церковной области. В то революционное время папство в лице Пия VI и Пия VII испытало такое унижение, какого оно не испытывало со времени Бонифация VIII. В 1796 году французы появились в Италии, заняли папские владения и образовали Римскую республику (1798 г.). Папа Пий VI (1774–1799 гг.), ограбленный и униженный, взят был в плен и отведен во Францию, где вскоре и умер. Его преемник Пий VII (1800–1823 гг.), избранный в Венеции под защитой Австрии, подвергался подобным же притеснениям от Наполеона I, который в 1809 году перевез его во Францию и заставил дать согласие сделать Францию местопребыванием римских первосвященников навсегда. Только в 1814 году, после низвержения Наполеона, папа получил возможность возвратиться в Рим, а в 1815 году на Венском конгрессе восстановлен был в своих духовных и светских правах. После Французской революции папство все свое внимание сосредоточило на восстановлении своей власти. В этих видах папа Пий VII вскоре же после своего возвращения в Рим в 1814 году восстановил орден иезуитов – этих, по выражению папской буллы, сильных и опытных кормчих папского престола. Католические государства, только что успокоившиеся после революционных волнений, не возражали против такого распоряжения, и иезуиты по-прежнему распространились всюду. С официальным и открытым появлением иезуитов снова начались усиленные заявления о правах пап на всемирное преобладание в духовных и светских делах. Но в XIX столетии при широком распространении просвещения и настойчивом стремлении всех народов к национальному объединению и политической независимости подобные притязания труднее, чем когда-либо, могли быть осуществлены. Уже в двадцатых годах настоящего столетия в разных католических странах, например Испании, Италии, Франции, в связи с политическими движениями начались движения против иезуитов и папства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только в 1815 г. иезуиты были высланы из Петербурга, т.к. была выявлена запрещенная им пропаганда католичества. В 1820 г. против них последовали строгие меры. В России могли остаться только те из иезуитов, которые вступали в другие ордена или в ряды белого духовенства. В это время орден был уже повсеместно восстановлен. Папа Пий VII объявил об этом 7 августа 1814 г. особой буллой. В Испании и Португалии иезуиты то признавались, то изгонялись. Во Франции орден официально не восстанавливался, но в эпоху реставрации и в правление имп. Наполеона III иезуиты пользовались там влиянием. В 1880 г. они были изгнаны из Франции. Конечно, свою тайную работу они вели во всех странах. Со временем упразднения ордена иезуитов совпадают другие бедствия, постигшие папство. В Австрии имп. Иосиф II (1780-90) предпринял такие реформы в церковном управлении, в силу которых заведование внешними делами церкви переходило в руки правительства, а внутреннее управление предоставлялось епископам, влияние же папы на церковные дела Австрии совсем почти устранялось. В некоторых мелких немецких государствах католического исповедания были сделаны попытки основать национальную католическую церковь, независимую от папы. Наконец, во Франции в 1789 г. началась революция, которая сопровождалась ниспровержением папской власти не только в этой стране, но и в самой церковной области. В то революционное время папство, в лице Пия VI и Пия VII, испытало такое унижение, какого оно не имело со времен Бонифация VIII. В 1796 г. французы появились в Италии, заняли папские владения и образовали Римскую республику (1798). Папа Пий VI (1774-99), ограбленный и униженный, был взят в плен и отвезен во Францию, где вскоре и умер. Его преемник, Пий VII, избранный в Венеции под защитой Австрии, подвергался подобным же притеснениям от Наполеона I, который в 1809 г. перевез его во Францию и заставил дать согласие сделать Францию местопребыванием Римских первосвященников навсегда. Только в 1814 г., после низвержения Наполеона, папа получил возможность возвратиться в Рим, а в 1815 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2168...

Сторонники этого догмата, говорит далее автор, утверждали и утверждают, что учение о непогрешимости папы всегда содержалось церковью и столь же древне, как и сама церковь . Противники же догмата доказывают, что он представляет собой новшество и такого учения христианская церковь в течении многих веков совсем не знала. (Вступление стр. I–VII) „Спрашивается, можно-ли признать справедливым какое-нибудь из этих противоположных мнений, или оба эти мнения нужно признать крайними?“ „Посильным ответом на этот небезынтересный вопрос и служит предлагаемый нами исторический очерк происхождения и развития в римско-католической церкви учения о папской непогрешимости“. – Так сам автор определяет задачу своего труда (стр. VIII). – „Но догмат папской непогрешимости“, продолжает далее автор, „стоит в самой тесной и логически-необходимой связи с догматом о папском главенстве. Первый есть только логическое следствие второго (VIII), а потому „нет возможности представить происхождение и развитие папской непогрешимости (sic!) без всякого упоминания о происхождении и развитии папского главенства. Вот почему в предлагаемом очерке не проведена резкая разграничительная черта между тем и другим“ (X.). Само исследование г. Яницкого, довольно большое по объёму (712 стр.), разделяется на шесть глав, причём первая имеет своим предметом вопрос о происхожде- —303— нии и развитии папства в первые три века христианской истории (стр. 1–86); вторая обнимает период вселенских соборов (87–270); третья – период высшего процветания и могущества папства в IX–XIII вв. (271–400); четвертая – период упадка папства от Бонифация VIII до Тридентского собора (401–516); пятая – период от Тридентского собора до Пия, IX-ro (517–644); шестая – время правления Пия IX-ro до Ватиканского собора (645–712). Сочинение г. Яницкого представляет собой таким образом полный обзор всей истории папства, начиная с первых веков и оканчивая Ватиканским собором. Такая работа требовала от автора весьма немалого труда и в этом отношении он действительно по справедливости заслуживает одобрения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это определение Тридентского собора, имеющее общее значение, принимается славяно-римскими епископами в качестве веского аргумента в пользу славянской литургии. Не опускает меморандум и буллу Quod a nobis Пия V (9 июля 1568), которою был узаконен для всех римский бревиарий и вместе с этим запрещены все прежние бревиарии за исключением одобренных римской церковью с самого их появления или находившихся в употреблении не менее двух веков 1696 . Другою буллою того же папы это постановление было подтверждено вновь 1697 . По мнению, выраженному в меморандуме, эти две буллы благоприятны славянской литургии, так как она в то время могла привести в свою пользу более, чем двухсотлетнюю давность. В силу этого обстоятельства глаголитская литургия не была уничтожена при Пие V, а была даже освобождена от действия законов, касающихся латинских обрядов, и отнесена к восточному церковному праву 1698 . Из других документов, при- –144 водимых в меморандум в пользу славянской литургии и её официального признания римской курией заслуживают. упоминания следующие: 1) Булла Урбана VII (1623–1644), одобряющая славянский служебник, исправленный францисканцем о. Рафаилом Леваковичем 1699 ; 2) Булла Иннокентия Х (1644–1655), в которой он говорит, что население Иллирии, рассеянное по многим местам Европы, приняло веру от святых апостолов Петра и Павла, а священные книги по древнему преданию от св. Иеронима или по крайней мере от Uoahha VIII , и одобряет римско-глаголитский бревиарий, пересмотренный Леваковичем и Трлецким 1700 ; 3) Конституция Бенедикта XIV (1740–1758) от 26 августа 1754 г., в которой он, в силу признанного римской курией принципа, чтобы каждая нация сохраняла свои собственные обряды и употребляла язык, на котором её предки совершали богослужение 1701 , обязывает как белое так и монашествующее духовенство Иллирии употреблять. для глаголитской литургии книги, напечатанные конгрегацией Пропаганды 1702 ; 4) Motu Proprio Пия VI от 11 марта 1791 года 1703 ; 5) письмо конгрегации Пропаганды к Петру Ракамаричу, епископу Абзара, выражающее сожаление, что тамошнее духовенство славяно-латинского обряда не придерживается в точности в совершении божественной службы иеронимского славянского наречия...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—351— в этом городе св. апостол Петр. И действительно, из 259-ти пап, занимавших римский престол до Пия ни один не достиг лет Петра. Четверо из них, а именно Сильвестр I, Адриан I, Пий VI и Пий VII, приближались к этому пределу, но всё-таки умирали на 23-м, или даже на 24-м году своего папствования. Один только Пий оказался исключением и 16-го июня 1871-го года, исполнилось двадцать пять лет со времени вступления его на папский престол, этот знаменательный юбилей был предметом особенно-торжественного празднования, при чем, на вечную память о нем, усердием ватиканского клира, сооружен был особого рода вещественный памятник, который и доселе красуется на столбе соборного храма. Высоко над балдахином, осеняющим статую св. Петра, два золоченой бронзы ангела держат большой круглый медальон с мозаическим в нем бюстом-портретом папы Пия IX, а под ним надпись на белой мраморной доске торжествующе заявляет, что Пий IX. «Petri annos in pontificatu Romano unus aequavit». Всё в этом памятнике в высшей степени характерно. Пий IX ватиканским декретом только что возвел тогда на степень догмата свою непогрешимость, поставив себя выше всей церкви, и вот его изображение наиболее приличным нашли поставить выше статуи первоверховного апостола, как святыня почитаемой всем римско-католическим Не превозношение ли видится в этом и не оно ли слышится в горделивой надписи, как будто радующейся, что и в годах епископского служения папа превзошел апостола?! «Побил рекорд!» – невольно пришла мне на мысль глупая фраза современных спортсмэнов, конечно, совершенно неуместная в священной обстановке храма; по никак я не мог отрешиться от нее, пока стоял перед этим портретом, читал и перечитывал эту странную надпись. С храмом св. Петра неразрывно связаны воспоминания о двух недавних важнейших моментах в истории римско-католической церкви. Здесь, в этом храме, 8-го декабря 1854 г. папа Пий IX, окруженный сонмом до двухсот епископов, торжественно провозгласил, буллою «Ineffabilis Deus» новый догмат о непорочном зачатии Пресв. Девы. В память этого события папа тогда же возложил

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Congregatio pro Negotiis Ecclesiasticis Extraordinariis (Конгрегация по чрезвычайным церковным делам, по существу – папское министерство иностранных дел), которая вначале занималась исключительно чрезвычайными французскими церковными делами, вызванными Французской революцией; в 1814 г. Пий VII распространил ее юрисдикцию на всю Католическую церковь , а Пий X вновь ограничил только чрезвычайными церковными делами (в задачу конгрегации входят переговоры с правительствами, например, при назначении спорных кандидатур епископов, подготовка конкордатов и т.п.; префект конгрегации – кардинал–государственный секретарь). 1200 С времени Пия X в систему учреждений папской курии входят: Cancellaria Apostolica во главе с кардиналом–канцлером (одно из самых старых учреждений), которая занимается рассылкой апостолических писем; Dataria Apostolica (действует с 13 в.) во главе с кардиналом–датарием, занятая теми апостолическими письмами, которые не связаны с консисторскими вопросами; Camera Apostolica, которая ведает имуществом Св. Престола; ее возглавляет кардинал–камерлинг, на которого в период sede vacante возлагаются обязанности по руководству церковным правительством. Наконец, возглавляемый кардиналом–государственным секретарем Officium Secretariae Status (государственный секретариат), который на протяжении 19 в. стал наиболее важным ведомством курии: государственный секретарь, на котором лежит ответственность за политические сношения Св. Престола, является своего рода премьер–министром. В состав государственного секретариата входят: Отдел чрезвычайных церковных дел; Отдел общих церковных дел; Отдел апостолических посланий (в составе двух секретариатов: папских посланий и латиноязычных писем). 1201 Пий X по–прежнему рассматривал конгрегации как основные звенья церковного правительства. В ходе реформ папы Пия X, помимо упорядочения конгрегаций, были разделены церковный суд и церковное правотворчество, в т.ч. в 1910 г. был реорганизован трибунал Romana Rota. Куриальные суды (Tribunale) состоят из судей (не обязательно кардиналов); куриальным судом является также Sacra Romana Rota, где осуществляется практическое судопроизводство. Sacra Poenitentiaria во главе с главным пенитенциарием представляет собой орган, занимающийся разрешением грехов, исповедью и паломничеством. Signatura Apostolica является высшим кассационным судом Католической церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со времени первого конкордата с Пием VII римско-католическая церковь во Франции подверглась сильному, можно сказать, стеснительному влиянию правительства: духовенство, освободившись под видом церкви Галликанской от неограниченного влияния Папы, не заметило действий правительства, тем более что от 1814 до 1830 г. возвращено было господство римской вере. Но с сороковых годов Рим с особенной силой и неутомимостью действует для разрушения Галликанизма, и к своему удовольствию, находит отголосок во французском духовенстве. Многие Епископы начали, по желанию Папы, вводить в свои епархии римскую литургию вместо существовавших поместных литургий: так сделали епископ Лангрский, Архиепископ Реймский, Архиепископ – кардинал Лионский; последний принес этой перемене в жертву литургию Св. Иринея, древность которой восходит ко временам Апостольским, – об этом и жалеет даже протестантский журнал «Le Semeur». Тяготение к Папе приметно усилилось со времени восшествия на престол Пия IX: Архиепископы Парижский, Орлеанский и Лионский назначили в своихъ областях молитвы об успешном ходе преобразований Пия IX, и это сделано без позволения правительства, следовательно, противозаконно. Журналы, защищавшие Галликанские свободы и льготы, или потеряли силу, или формально запрещены; первое случилось с «L’ami de la Religion», последнее – с «Appel» и «L’esperance». Впрочем, Архиепископ Парижский еще очень далек от итальянского сближения с Папой; причиной тому споры о капитуле Св. Дионисия. Занимаясь преобразованием своихъ областей, папа не упускает из виду и чужих, простирает свои виды на Восток. 8 октября при избрании в Иерусалимского Патриарха Иосифа Валерга, бывшего восточного (Сирии, Месопотамии, Персии) миссионера на место, уволенного по прошению фосколо, Пий IX сказал в конце речи: «будем молить Бога, чтобы Он постепенно устроял католичество в Иерусалиме и содействовал его процветанию». Пора бы оставить Папам избрание патриархов для Константинополя и Иерусалима; это памятник честолюбия Пап средних веков, которые хотели видеть у подножия своего престола восточных патриархов; избрание патриархов тем более излишнее, что они не живут в своей пастве, а только составляют свиту Папы. В Иерусалиме со стороны Рима имеет пребывание страж (custos) Св. Земли из францисканцев, которые имеют там 6 монастырей, в них 120–130 монахов; число римско-католиков Св. Земли простирается до 6000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во времена понтификата Пия VII Рим вновь стал столицей католического мира, городом искусств. По инициативе папы начались раскопки на Форуме и в Колизее. Сокровища античного Рима обогатили ватиканские музеи. Пий VII реставрировал не только церкви, но и памятники славы императорского Рима. Он развернул широкое строительство. В Риме того времени мы встречаем крупнейших скульпторов века - Канову и Торвальдсена. Канова входил в круг близких друзей папы. По распоряжению Консальви Торвальдсен изготовил надгробный памятник Пию VII. В Риме нашли убежище также изгнанные члены клана Наполеона. Так папа выразил свою благодарность Наполеону, спасшему французскую церковь. Святой престол вновь оказался в центре почитания. К папе стали наведываться коронованные главы государств, великие ученые. В том числе следует упомянуть императора Франца I, Меттерниха, наместника эрцгерцога Иосифа, прусского короля Фридриха III, а также великого немецкого ученого Гумбольдта. Рим наиболее активно способствовал европейской католической церковной реставрации, осуществляемой под верховенством папы путем соглашений, конкордатов, заключенных с отдельными государствами. Пий VII, папа конкордатов, через Консальви с помощью дипломатических и политических средств создал такую атмосферу, в которой церковь, руководимая папством, могла действовать относительно свободно. Конкордаты и принятые модус вивенди создали такие рамки, внутри которых церковь и государство могли работать в согласии, взаимно помогая друг другу. Для руководства внешней политикой папства в 1814 году была создана Конгрегация по чрезвычайным церковным делам. Во главе этого министерства иностранных дел папы также был поставлен статс-секретарь Консальви. Первое соглашение было достигнуто в 1815 году с Тосканой. В 1817 году подписан конкордат с Испанией и Португалией. Однако с реставрированной династией Бурбонов Риму пришлось вести тяжелую борьбу. Людовик XVIII, стремясь восстановить галликанские преимущественные права, хотел вернуться к конкордату 1516 года, который заключили еще Лев Х и Франциск I. В то же время Пий VII, выступая именно против галликанизма, выказывал приверженность конкордату 1801 года. В соответствии с соглашением 1817 года во Франции с молчаливого одобрения обеих сторон продолжал (вплоть до 1905 года) действовать наполеоновский конкордат.

http://sedmitza.ru/lib/text/441674/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010