И в полном соответствии с этим, вступив по решению своего брата на испанский трон под именем Хосе I, Жозеф Бонапарт, окружив себя выходцами из французской революционной среды и ультра-либеральными представителями местной элиты, стал достаточно рьяно проводить политику «либерализации» и «дехристианизации» общественного уклада Испании. Так, впервые в истории, эта страна была объявлена конституционной монархией; на базе французского революционного законодательства была принята новая Конституция; было отменено множество старинных и освящённых традицией законов и правил, а также было введено множество законов, ослабивших влияние Католической церкви. Несмотря на то что католицизм пока признавался главенствующей религией, официально разрешался атеизм, наказания за публичное богохульство и осквернение христианских религиозных символов отменялись, и провозглашалось равенство всех религий перед законом. Однако если новое правительство оккупантов вначале ещё старалось придерживаться некоторых традиционных испанских устоев, то введённые в Испанию французские войска по-своему стали «активно проводить в жизнь идеи французских просветителей», т.е. грабить и разорять католические церкви, глумиться над святынями испанских христиан, осквернять священные реликвии (многие из которых имели и имеют общехристианское значение), открыто и жестоко издеваться над католическими священниками и т.д. В общем, наполеоновские солдаты, будучи, как уже отмечалось, в своём большинстве как по происхождению, так и по духу «санкюлотами», вели себя по отношению к христианству вообще и по отношению к испанским христианам, в частности, так, как в ходе «Великой французской революции» они вели себя по отношению к собственным религиозным святыням. Всё это позволило испанскому народу чётко идентифицировать наполеоновские силы как «антихристианскую армию язычников-галлов», «войско предтечи Антихриста, продвигающее вперёд знамёна Ада». Ситуацию усугубило и то, что в апреле 1808 года, в нарушение заключённого конкордата, французские войска занимают Центральную Италию, оккупируют Рим, разоружают маленькую армию римского папы Пия VII, распускают конгрегацию кардиналов и начинают всячески глумиться над религиозными воззрениями итальянцев.

http://pravoslavie.ru/113537.html

О побуждениях к изучению «Liber Pontificalis, как источник для истории римского папства и полемики против него Источник (Речь, произнесенная 15 марта 1899 г. перед защитой диссертации: «Liber Pontificalis, как источник для истории римского папства и полемики против него»)   Высокопреосвященнейший Архипастырь и Милостивые Государи!   Предлагая Вашему благосклонному вниманию свой небольшой печатный труд о Liber Pontificalis, считаю самым удобным изложить пред Вами побуждения, которыми может вызываться исследование этого памятника. Но предварительно нужно оговорить термины, которые здесь будут употребляться. Под названием Liber Pontificalis (LP) нужно понимать папскую хронику, останавливающуюся, после многочисленных продолжений, на биографии Пия II († 1464). Манускрипты, передающие текст этого памятника, имеются полные и сокращенные. Из них между первыми наукой устанавливается шесть полных редакций, обозначаемых литерами латинского алфавита – A, B, C, D, E, G. Между сокращенными манускриптами признается еще две редакции, известные под специальными терминами – catalogus Felicianus и catalogus Kononianus, потому что текст заканчивается в первом случае биографией Феликса IV († 530), и во втором – биографией Конона († 687). Для условного обозначения этих сокращенных редакций ученые пользуются латинской литерой F и немецкой K, чтобы последняя редакция не смешивалась здесь с полной редакцией С. Взаимное отношение между манускриптами каждой полной редакции определяется нумерацией, напр. manuscriptum A primum (A 1 ), – A secundum (A 2 ), – B primum (B 1 ), – B secundum (B 2 ) и т.д. Под названием А 1 и В 1 известны лучшие представители текста LP – манускрипты: Lucensis 490, VIII в. и Neapolitanus IV,A, 8, VII в. Между документами, весьма важными в вопросах о тексте LP, имеется еще catalogus Liberianus (Lib), который датируется половиной IV в., и из себя представляет ряд чрезвычайно кратких папских биографий; последней стоит биография Либерия (366). Думается, что этих предварительных объяснений достаточно, и можно перейти к раскрытию поставленной выше темы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/o...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 LIBER PONTIFICALIS Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Liber Pontificalis (Книга пап) — собрание жизнеописаний Римских пап , которые рассказывают об их происхождении, посвящении, управлении, постройках, смерти и погребении. Книга написана на латинском языке. Изложение в Liber Pontificalis начинается с апостола Петра , но заканчивается на разных папах в разных версиях. Самая ранняя версия (Catalogus Felicianus) — создана в VI или VII веке и содержит информацию о папах до Феликса IV (526—530) включительно. Поздние версии доходят до Пия II (1458—1464). Liber Pontificalis является одним из самых важных источников по истории папства несмотря на сложность истории этого памятника и спутанность его предания. Книга слагалась постепенно на протяжении столетий из материалов неодинакового возраста и ценности, различных по своему характеру и тенденциям. В состав его вошли древние списки епископов, заимствования из апокрифов и легендарных сказаний о мучениках, подложные акты, сообщения, основанные на документах из папского архива, жития, составленные придворными летописцами пап, начинавшими свой труд с момента вступления на апостольский престол своих владык и вносивших в него записи по мере того, как развертывались самые события. Одни из этих биографий написаны в официальном стиле, по сложившемуся постепенно шаблону. Они, конечно, очень тщательно стирают тени, но в своем придворном лицемерии и услужливости прекрасно отражают руководящие начала папской политики и стремления римских первосвященников. Другие жизнеописания обнаруживают личную заинтересованность их авторов в судьбе той или другой церковной партии, а иногда и личную раздраженность. Только исследование, вскрывающее все это, делает Liber Pontificalis доброкачественным источником в руках историка. Большой труд по критическому анализу, комментированию памятника, установлению относительной ценности его составных частей, выполнил выдающийся французский церковный историк аббат Луи Дюшен в своей докторской диссертации, вышедшей в 1877 году под заглавием " Etude sur le Liber Pontificalis " , и в исчерпывающем огромный рукописный материал (110 манускриптов) издании самого памятника, выпущенном в 1886 и 1892 годах и озаглавленном: " Liber Pontificalis. Texte, introduction et commentaires. Deux Vol " . Использованные материалы Редакция текста от: 30.05.2008 18:23:10 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/10651.html

По форме Б. делятся на закрытые и открытые. Закрытые писались на небольших пергаменных листках. Их формуляр окончательно сформировался к сер. XV в. В центре листа, над текстом, стояло имя папы, написанное заглавными буквами (напр., PIUS PAPA II). Текст начинался с обращения в звательном падеже без упоминания имени собственного (Dilecte fili, Venerabilis frater), далее шла приветственная формула «Salutem et apostolicam benedictionem» (Приветствие и апостольское благословение). В преамбуле излагалось существо дела, и затем следовали инструкции и распоряжения без обычных для булл клаузул и формул. Заканчивались Б. указанием даты и места их издания, при этом обязательно упоминалось, что они запечатываются печатью рыбака (напр., Datum Romae apud Sanctum Petrum sub anulo piscatoris die XII Maii MCCCCLX pontificatus nostri anno secundo). Справа, под текстом, ставилась подпись выдавшего Б. секретаря; с нач. XVI в. в нек-рых указывается также имя составителя текста (scriptor brevium). На оборотной стороне листа помещалось имя адресата в дательном падеже (напр., Venerabili fratri Iohanni episcopo Herbipolensi). Закрытые Б. складывались неск. раз, в них делались 2 прорези, через к-рые протягивалась пергаменная лента. Ее концы крепились на Б. восковой красной печатью. С 1842 г. оттиск кольца рыбака на воске сменяет печать с красными чернилами. Открытые Б. (brevia aperta) появились в кон. XV в., они не складывались, как закрытые, а печать помещалась на оборотной стороне листа. Этот тип употреблялся для папских посланий, касавшихся евреев (с особой приветственной формулой), индульгенций (вместо адресата в звательном падеже была написана формула «Universis Christi fidelibus praesentes litteras inspecturis» (Всех верных настоящим письмом во Христе уведомляем) и документов «на вечное памятование» (Ad perpetuam rei memoriam). Обычно в Б. затрагивались менее важные вопросы, чем, напр., в торжественных папских посланиях, но этот обычай часто нарушался. Так, папа Юлий II , давая англ. кор. Генриху VIII диспенсацию на брак с вдовой своего брата Екатериной Арагонской, направил ему сначала Б., а затем буллу. Папа Римский Пий IX в 1850 г. выбрал форму Б. для декрета о восстановлении епископальной системы в католич. Церкви Англии, а папа Лев XIII издал буллу, восстанавливая католич. епископат в Шотландии (1878). Орден иезуитов был запрещен Б. папы Климента XIV в 1773 г., а восстановлен буллой Пия VII в 1814 г.

http://pravenc.ru/text/153397.html

При участии польск. королевского двора и Варминского еп. Симона Рудницкого в 1614 г. началось строительство католич. храма в Закхайме (пригород Кёнигсберга), спустя 2 года храм был освящен. Поскольку Самбия не имела католич. епископа, Варминские епископы с 1635 г. добавляли к титулу «et Sambiensis». В католич. приходе Кёнигсберга настоятелями были священники Варминской кафедры, викариями обычно являлись иезуиты. В 1647 г. при католич. храме был открыт миссионерский центр, за год его работы в католичество перешло ок. тысячи протестантов. Второй католич. приход был основан в нач. XVIII в. в Тильзите (ныне Советск). Католич. часовни существовали в частных владениях, напр., в Норденбурге (ныне пос. Крылово Правдинского р-на), в Зентайнене под Тильзитом. После присоединения Вармии к Пруссии в 1772 г. католич. епископы были лишены светской власти на территории своих епархий. После разделов Польского гос-ва в 1793 и 1795 гг. католич. структуры в Пруссии были реорганизованы согласно булле папы Пия VII от 16 июля 1821 г. До конца второй мировой войны территория К. о. входила в состав Варминского еп-ства. 15 янв. 1852 г. в Варминском еп-стве был создан Самбийский деканат с центром в Кёнигсберге, ему были подчинены приходы Кёнигсберга (1300 чел.), Тильзита (2767 чел.), Мемеля (1390 чел.), Шильгаллена с часовней в Шиббене (1500 чел.) и Барчкюнена около Пилькаллена (ныне Добровольск). В 1869 г. из Самбийского деканата был выделен Литовский деканат с резиденцией в Тильзите. К Самбийскому деканату относились приходы в Кёнигсберге, Мемеле, Инстербурге и община при часовне в Коршеллене, к Литовскому деканату - приходы в Тильзите, Шильгаллене, Бильдервайчене, Шиббене, Ридельсберге и Робкоене. В 1904-1907 гг. в Кёнигсберге был построен храм Св. Семейства в неоготическом стиле (ныне в здании располагается концертный зал). В 1925 г. католики составляли 15% населения Вост. Пруссии. К 1941 г. в Кёнигсберге насчитывалось 5 католич. храмов, из них крупнейшими были храм св. Адальберта (1904-1932), храм Св. Семейства и храм св. Иосифа в предместье Понарт (1931-1932), сохранившиеся до наст. времени. В 1938 г. в границах К. о. действовали 17 католич. приходов и 25 часовен, к 1941 г. католиками являлись 38% населения Вост. Пруссии. По мнению исследователей, значительный рост паствы католич. Церкви в Вост. Пруссии в 30-х гг. XX в. обусловлен лояльным отношением католич. духовенства к нацистскому режиму.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

Через 6 лет после возведения в кардинальское достоинство (1840 год), в результате традиционного для большинства конклавов сговора, кардинал Мастаи-Ферретти стал 255-м епископом Рима (1846 год). Проявляя явно либеральные наклонности, новый папа вызвал неудовольствие австро-венгерского правительства, оккупировавшего часть территорий Папского государства . Вступив в войну с агрессором, а потом отозвав войска с фронта и объявив нейтралитет к враждующим сторонам, Пий IX спровоцировал отступление других итальянских государств во главе с неаполитанским королем. Этот поступок, вызвавший ненависть к персоне понтифика, стал крахом национально-освободительного движения и отсрочил объединение Италии почти на 2 десятилетия. Потерпев фиаско в политике, Пий IX оставил либеральные идеи и переключился на область догматики, проявив невиданную доселе активность. Так, в 1854 году, motu proprio им был провозглашен догмат о непорочном зачатии Девы Марии, благодаря которому католическая мариология вступила на специфический путь развития, отмеченный «чертами чрезмерности и крайней мистической сентиментальности» [iv] . Папа ясно дал понять, что любая критика новой доктрины, не имеющей никакого основания в Священном Писании и основанной лишь на папском магистериуме, будет расцениваться как каноническое преступление, чем буквально связал Римско-Католическую Церковь, обязав ее веровать в этот «догматический произвол» [v] . Насаждение нового догмата показало полное подчинение Пия IX иезуитским куриальным кругам, убедившим папу в ошибочности прежнего либерального курса и умело игравшим на мистических настроениях этого понтифика, уверенного, что «он выбран для того, чтобы стать пастырем единой христианской паствы будущего» [vi] . В правдивости данного утверждения мы можем убедиться, приведя слова Пия IX, упоминаемые Л.П. Карсавиным, которые наиболее ярко характеризуют личность этого папы – «Я и есть Предание» [vii] . Не менее странными с позиции христианской нравственности нам могут показаться и обстоятельства кончины Пия IX: за 3 дня до смерти у него резко ухудшилось состояние здоровья и когда кардинал, викарий Рима, по этому поводу приказал без перерыва звонить в колокола городских церквей, чтобы объявить о всеобщей молитве о выздоровлении папы, то шум доносящегося до Пия IX колокольного звона вынудил его «пошутить»: «Почему вы мешаете мне идти в рай?» [viii] .

http://bogoslov.ru/article/4339894

Несколько дней спустя папа насильственно был увезен из Рима в Сиену, и отсюда далее в картезианский монастырь близ Флоренции, так как Сиена находилась в слишком опасном соседстве с Римом. Из Флоренции он, не смотря на свой преклонный возраст и болезнь, был отправлен в Безансон; но и там не давали ему покоя. Тогдашние победы русских навели страх на французов, и поэтому решено было перевезти папу в Дижон. Но туда уже он не достиг. Он умер в Валенсе в провинции Дофине. Находясь на смертном одре, измученный и истерзанный всеми привратностями судьбы, он только восклицал, – обращаясь к утешавшим его приближенным: «Страдания мои велики; но муки моего сердца еще тяжелее. Кардиналы и епископы рассеяны, – Рим, народ мой, церковь , – вот что и денно и нощно терзает меня! В каком положении я оставляю их»?.. И действительно положение было ужасное. После кончины Пия VI папства фактически не существовало больше. Не было даже кардиналов, которые могли бы составить конклав для избрания нового папы. Вольнодумцам казалось, что они имели достаточное основание справлять тризну по папстве, как покончившем свою многовековую историю. Но они ошиблись. Папство оказалось более живучим, чем они предполагали, и опять восстало из своего разрушения. 2. Конклав, избравший первого папу XIX века Распоряжение Пия VI о конклаве. – Собрание конклава в Венеции – Взгляд на делопроизводство в конклаве в его историческом развитии. – Заседания под ключом и в отчуждении от внешнего мира. – Партии и их интриги в конклаве. – Участие держав. – Борьба из-за кандидатов. – Неожиданный кандидат. – Избрание Пия VII и его въезд в Рим. – Его государственный секретарь Консальви. За год до своей смерти папа Пий VI постановил, чтобы конклав, который имел избрать ему преемника, в виду особых обстоятельств времени, собрался там, где окажется на лицо большинство кардиналов или где последние найдут это наиболее удобным. Когда кардинал-легат Альбани, пребывавший в Венеции, в конце сентября 1799 года получил известие о смерти Пия VI, он пригласил кардиналов собраться в этом именно городе, чтобы посоветоваться о месте созвания конклава. Сначала он надеялся, что ему будет позволено созвать кардиналов в Рим, который тогда потерян был французами: во время пребывания Бонапарта в Египте русские и австрийцы вытеснили их из Италии. Но этому плану воспротивился австрийский министр Тугут и поэтому порешено было в Венеции именно и составить конклав.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Ту же роль играют упоминания Орозия о пожаре в Риме и об извержении вулкана, предваряющие сообщение о смерти Тита (VII.9.14–15). Принцип Господнего наказания за гонение и скорой реставрации при терпимых правителях благодаря милосердному участию Всевышнего в римской истории становится определяющим в рассказе обо всех последующих периодах преследований. Гонение Домициана, ставшее верхом его дурного правления, приводит императора к насильственной смерти и позорному погребению (VII.10.5–7). За ним следует правление Нервы, возвратившего из ссылок христиан, в том числе и апостола Иоанна, а также благополучное начало власти Траяна, который очень скоро «вернул в прежнее состояние Германию по ту сторону Рейна, покорил многие племена за Данувием, сделал провинциями области, лежащие за Евфратом и Тигром, захватил Селевкию, Ктесифон и Вавилон» (VII.11.1–12.2). Гонение Траяна, несмотря на его смягчение благодаря заступничеству Плиния Младшего, вызывает пожар в Риме, землетрясения в Азии, Галатии и Антиохии, мятежи иудеев (VII.12.4–7). Вслед за этим наступает длительное правление Адриана, читавшего и чтившего христианских авторов; он останавливает гонение, улучшает законы, заслуживает звания «Отца отчизны», побеждает сарматов, покоряет и наказывает мятежных иудеев (VII.13.1–5). По смерти Адриана в правление Антонина Пия голос Истины через Иустина Мученика достигает императорского дворца (VII.14.2), а при Аврелии Коммоде и Марке Антонине Вере римляне добиваются крупных побед над парфянами (VII.15.3). За преследованием Марка Антонина следует моровая язва, поставившая под сомнение исход Маркоманнской войны (VII.15.5–6). Только благодаря молитвам христианских воинов Риму удается добиться победы над варварами, кроме того, «рассудительнейший император» Марк Антонин прощает провинциям недоимки и смягчает чересчур строгие законы (VII.15.9–12). Север, который до начала своего наступления на Церковь одержал целый ряд славных побед (VII.17.2–3), открыв гонения, вынужден был обратиться к гражданской войне (VII.17.5), после него правят недостойные императоры (Каракалла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пий VII не долго пережил его. Ему, как и другим его предшественникам, не удалось дожить до «лет св. Петра», т. е. до двадцатипятилетия своего правления. 6 июля 1823 года он упал в своей комнате и принужден был слечь в постель, и в бреду повторял слова: «Савона – Фонтенебло». Прекрасную черту сообщают из последних дней болезни Пия VII. Когда к нему обращались с обычным титулом: Santissimo padre (святейший отец), то он был недоволен, и всякий раз говорил: «нет, называйте меня povero peccatore!» (бедным грешником). Со смертью Пия VII прекратилось и управление Консальви. Полномочия государственного секретаря заканчиваются в тот самый момент, как умирает его повелитель. Консальви всегда давал чувствовать кардиналам свое превосходство, и теперь они были рады избавиться от тяжелого гнета, – и этой радости они даже не скрывали. Но еще больше они рады были, что опять настал момент, когда в конклаве можно было попробовать счастья, и не успели еще хорошенько похоронить скончавшегося папу, как уже среди кардиналов начались козни и всяческие ухищрения, направленные к тому, чтобы, так или иначе пробраться и воссесть на престол ап. Петра. 8. Второй конклав XIX в. – Папа Лев XII Конклав в Квиринале. – Кардинал Делла-Генга и его избрание под именем Льва XII. – Юбилейный год и торжества в течение его. – Отличительные черты управления Льва. XII. – Тайные общества и борьба с ними. – Внутреннее управление, – Кончина Льва XII. Через полторы недели после смерти Пия VII, 2 сентября 1823 года, состоялся второй конклав XIX века, и местом его заседаний был избран папский дворец Квиринал, куда, и потянулись торжественной процессией князья церкви. В этой процессии можно было видеть прежде всего Консальви, согбенного от скорби и болезни. У него теперь не было никаких видов сделаться папой, потому что кардиналы боялись всемогущего государственного секретаря, да и народ в одной насмешливой песне распевал о конклаве: «Небо, защити нас от такого тирана, как Консальви». Среди других кардиналов в процессии находился один длинный, худой, с бледным лицом человек, с качающейся походкой: он выглядел, как будто только что встал с одра болезни. Но его исхудалые и бледные черты составляли резкую противоположность с блеском его глаз и необычайною бодростью его выражения. Его лицо принадлежало к разряду таких лиц, на котором глаза, по-видимому, двигаются на каких-то пружинах холодной маски, не выдавая ни малейших движений в скрывающейся за ними душе. Это был кардинал Делла-Генга, о котором в той же песне говорилось: «Хочешь ли, чтобы все было хорошо? Молись, чтобы избран был Делла-Генга». – Около 9 часов вечера двери конклава были заперты, и чтобы ускорить выбор, было сделано распоряжение – не давать запертым в конклаве кардиналам доступа в сады Квиринала, из опасения, как бы незримые влияния из внешнего мира, способные проникать даже чрез каменные стены и железные двери, не затормозили дела избрания «Наместника Христова на земле».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

24 ноября 1833, † и июня 1904 г.) 249 , и епископа боснийско-дьяковарского и сремского Иосифа Юрия Штроссмайера († 26 марта 1905 г.) «Великое светило на славянском небосклоне», «первый сын хорватского народа», «великий славянин», Штроссмайер пользовался громкою известностью и славою не только среди хорватского народа, не только в славянском мире, но и во всей Европе. Он был не только идеальным архипастырем духовного стада, но и выдающимся государственным мужем, учителем и вождём хорватского народа, щед- —178— рым основателем учебных заведений, библиотек, музеев, храмов и стипендий, восторженным и убеждённым славянином, благородным и мужественным носителем славянской идеи, не смотря на католицизм, к которому он относился свободно, без клерикально-римской исключительности, заслоняющей национальные интересы. Поднятие своих земляков – хорватов на возможно высшую степень умственного и нравственного развития, достижение для них возможно большей политической свободы, союз Рима с Византией в интересах славянства, объединение западной католической церкви с восточною православною, введение славянского богослужения у западных и южных славян· католиков с целью сближения их с восточными и сплочение всего славянства – вот краткая программа деятельности и заветные мысли великого славянского деятеля, к осуществлению которых он стремился на протяжении всей своей длинной жизни в удивительною настойчивостью, энергией и неослабевающим воодушевлением. Родился он в Осеке 4 февраля 1815 г., происходил из крестьянской семьи, учился в Будапеште и Вене, был доктором философии и богословия, в первый священный сан посвящён в 1838 г., а в 1850 г. рукоположен в епископа дьяковарского. Таким образом, скончался на 91-м году жизни, на 67-м г. служения в священном сане и на 55 г. служения епископского. Пережил следующих пап: Пия VII, Льва XII, Пия VIII, Григория XVI, Пия IX и Льва XIII. Всю свою такую продолжительную жизнь епископ Штроссмайер посвятил церкви и своему народу. Югославянская академия наук и искусств с богатой библиотекой и рукописным собранием Кукульевича-Сакцинского, хорватский национальный музей, загребский университет 250 школы, семинарии, убежища для престарелых и больных священников, приюты для детей, монументальный собор в Дьяковаре, посвящённый памяти славянских апостолов свв.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010