С другой стороны, в «Откровении» звучат и осуждающие нотки, связанные с еретиками – николаитами и некими «держащимся учения Валаама», которые ели идоложертвенное и прелюбодействовали (14–15). Первого пергамского епископа, по сообщению «Апостольских постановлений», звали Гай (VII, 46). Существовала тесная связь между малоазийскими и галльскими церквями, и в рассказе о гонениях в Лионе и Виенне мы встречаем римского гражданина из Пергама Аттала, патрона общины, «бывшего всегда столпом и утверждением местной общины» (Eus. НЕ, V, 1, 17). Мученическая смерть Карпа, Папила и Агатоники – самая яркая страница в истории Пергамской церкви. Рассказ о ней сохранился в греческой и латинской редакциях. Ни время создания, ни изначальный язык «Актов» не ясны: ни одна из версий не может быть признана безусловно оригинальной, в каждой из них встречаются слова, фразы и целые пассажи, которых нет в другой. Возможно, краткий латинский текст является просто сокращением начального греческого варианта с некоторыми добавлениями редактора. Вслед за Г. Литцманом 272 А. П. Орбан полагает, что обе редакции возникли независимо друг от друга на основании не дошедшего до нас оригинального текста 273 . Латинская версия сообщает, что Карп был епископом, Памфил (который в греческом варианте называется Папилом) – дьяконом, что эти события произошли при императоре Деции, а проконсула звали Оптим 274 . Вызывает споры и дата казни мучеников. «Присоединено в этом писании и сообщение о других мучениках, пострадавших в той же Смирне почти одновременно с Поликарпом... Есть тут же отчеты и о других замученных в азийском городе Пергаме; о Карпе, Папиле и женщине Агатонике, со славой скончавшихся после многократного и славного исповедания», – пишет Евсевий Кесарийский сразу после рассказа о мученичестве Поликарпа, Пиония и последователя Маркиона Метродора (НЕ, IV, 15, 48). Это свидетельство, однако, ненадежно: казнь Поликарпа датируется правлением Антонина Пия (157 г.), а мученичество Пиония относится ко времени Деция (250 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечания: 19. Ср. прим. 2 к толкованию данного правила в Пидалионе (стр.425-426), где приводится место из Евсевиевойистории, в котором упоминается, как Ириней лионский в своем письме к папе Виктору писал о последнем, как о всеобщем обычае в церкви. См. и Valesii Annotat. in. V,24, Hist. eccl. Eusebii. Migne, ed. cit. XIII,201 [Migne, s.g., t.20, col.493 и сл.]. 20. Du-Cange, Glossar. med. graecit. I,447. Suicerus, Thesaurus eccl. I,1248 sq. Kraus, Real-Encyklop. I,451-452. 21. Cabassutius нашел упоминание об этом в одном каноне папы Пия I (142-157), который, впрочем, не издан самим папою, а составлен Лже-Исидором на основании упомянутого указания Апостольских постановлений. 22. Cp. архиеп. Вениамин, Новая Скрижаль, II,192, §90. Об этом в древне-латинской церкви см. Freiburg. Kirchenlexikon, IV,980-981.  Правило 15. Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви. (Ап. 26; I всел. 16; трул. 4, 33, 75; VII всел. 14; лаод. 59; карф. 103). С самых первых времен церкви в ней существовали определенные певцы (ψλται, cantores, Ап. 26), получавшие посвящение от епископа и, как таковые, принадлежавшие к клиру, вследствие чего они включены были в список церковнослужителей (εν τψ καννι), почему их и называют каноническими певцами (κανονικο ψλται, canonici cantores). Эти певцы имели право стоять на амвоне и петь в церкви предписанные песнопения по книге (απ διφθρας, кожаная книга, 2Тим.4:13), содержащей в себе все, что поется во время церковных служб (лаод. 59; карф. 103) Повидимому, это право канонических певцев присвоивали себе люди, не имевшие на то никакого полномочия. В намерении сохранить в церкви во всем необходимое благочиние и порядок (ευταξαν), лаодикийские отцы, хотя и не воспрещают данным своим правилом народу петь в церкви божественные песнопения, но воспрещают, чтобы народ делал это сам и чтобы люди, не принадлежащие к клиру, становились на амвон И сами начинали божественные песнопения (κατρχεσθαι των θειων ψαλτφδημτων, sancta cantica incipere), разрешая последнее только каноническим певцам; мирянам предоставлялось свободно вторить певцам, после того, как они начинали то или другое церковное песнопение Чин поставления в церкви канонического певца был тот же, что и для поставления чтеца

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

тель встречает жандарма, наблюдающего за порядком и охраняющего ватиканские сокровища. Что касается торжественных церемоний, то в них вместе со швейцарцами принимает деятельное участие гвардия почётная. Она разделяется на два корпуса, которые носят названия гвардии дворянской (guardia nobila) и гвардии дворцовой (palatina). Начало ей положил папа Пий VII, по совету кардинала Консальви, чтобы привлечь к себе высшую римскую аристократию и по возможности утвердить её в приверженности к папскому престолу. И в настоящее время папская дворянская гвардия представляет собой цвет той итальянской знати, которая ещё не покинула ватикан для квиринала и остаётся пока верной притязаниям папства. Небольшой корпус её состоит всего из шестидесяти двух человек, причём в состав его принимаются лишь молодые люди в возрасте до двадцати пяти лет, безукоризненного здоровья, несомненно-аристократического происхождения и обладающие капиталом не менее 20,000 франков. Никакого оклада эти гвардейцы не получают и единственным вознаграждением за службу является для них почётное придворное положение и возможность порисоваться в блестящей форме на торжественных церемониях. Форма их действительно очень изящна и красива. Узкий, доходящий только до талии, тёмно-синий мундир с короткими фалдами назади, белые кожаные рейтузы, высокие лакированные сапоги, густые блестящие эполеты, широкая прорезная металлическая перевязь, идущая, подобно орденской ленте, чрез правое плечо по всей груди и спине, и блестящая металлическая же каска с таким же высоким гребнем придают папскому аристократу-гвардейцу вид, весьма напоминающий нашего кавалергарда. Со времён Пия IX-ro к этой дворянской почётной гвардии присоединилась ещё гвардия дворцовая, состоящая из 400 человек, и набираемая из буржуазии, мещан и ремесленников. Главная обязанность обеих этих гвардий состоит лишь в том, чтобы в случае надобности являться по призыву в ватикан и принимать там участие в торжественных церемониях и папских выходах. В обычное же время только весьма немногие из них дежурят в нескольких приёмных залах. Вся вооружённая сила папы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

106 K. Morsdorf, Codice di diritto canonico (CIC), в: SacrM, Vol. II, здесь col. 458. Тому же автору принадлежит самый полный анализ терминологии Кодекса Пия-Бенедиктаа: K. Morsdorf, Die Rechtssprache des Codex Iuris Canonici. Eine kritische Untersuchung, Paderborn 1937 (неизмененное переиздание 1967). 108 См. P. Gasparri-I. Seredi, Codicis Iuris Canonici Fontes, Vol. IX (Roma 1939), Tabella AI, сс. 7_164; см. также G. Feliciani, Le basi del diritto canonico, op. cit., с. 20. 109 Такое разделение предмета было введено в каноническое право Иоанном Павлом Ланчеллотти (1522_1590), юристом из Перуджи, который основывал систематику своего собрания канонического права (De personis, de rebus, de iudiciis, de criminibus et poenis) на кодофикации императора Юстиниана (527_564); см. G. May-A.Egler, Einfuhrung in die kirchenrechtliche Methode, op. cit., сс. 67_68. 110 См. U. Stutz, Der Geist des Codex Iuria Canonici, Stuttgart 1918, сс. 127_156 и сс. 83_89. Об этом суждении см. также: W. Aymans, Die Quellen des kanonischen Rechtes in der Kodifikation von 1917, в: EDD, Vol. VII (Milano 1960), col. 236_241, здесь col. 239. О важном стимуле научной деятельности первых комментаторов – таких, как протестант Stutz, еврей Fallo и католики Vidal, Eichman, Del Giudice, см. L. Musselli, Storia del diritto canonico, op. cit., сс. 85_91. 112 Список членов содержится в: Communicationes 1 (1969), сс. 7_13, а список консультантов – в: Communicationes 1 (1969), сс. 15_28; в последующих выпусках этого журнала Комиссия время от времени сообщает о различных изменениях. Принципы, на основе которых осуществляется работа комиссии, опубликованы в: Communicationes 1 (1969), сс. 86_100. Критический анализ этих руководящих принципов см. H. Schmitz, Reform des kirchlichen Gesetzbuches CIC 1963/1978, 15 Jahre Pдpsmliche CIC-Reformkommission, Trier 1979. 114 См., например, MP Ecclesiae sanctae, обнародованый папой Павлом VI 6 августа 1966г., где содержатся нормы применения соборных декретов; текст см. в: AAS 58 (1966), сс. 758_787.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1361 ...но никаких документов в доказательство, что они были освобождены.. – Отсутствие документов говорит о том, что городских архивов не было вовсе или, если они и были, то содержались в полном беспорядке. В Карфагене для проконсульской Африки, а в Эфесе для Азии существовали архивы (tabularia) с целым штатом tabularii и commentarienses, но только для документов от императорских прокураторов. 1362 ...были, отпущены по их приказанию. – Достаточно было устного приказа; письменного распоряжения не требовалось. 1363 Обычно таких людей назначают... на замащивание дорог и улиц.– По распоряжению Антонина Пия инвалидов и пожилых людей после десяти лет работы в рудниках освобождали и отдавали на попечение родственников; Траян удерживал их на работах, «недалеких от наказания». 1364 Никомедия (ныне Измит) основана Никомедом I, царем Вифинии, ок. 264 г. до н. э. у залива, называвшегося по имени греческой колонии Астака Астакийским, и на большой торговой дороге, пересекавшей северную часть М. Азии от Пропонтиды до Армении. Столица римской провинции, центр императорского культа; здесь собирается провинциальный совет и здесь же сосредоточено войско, стоявшее в провинции. 1365 Герусия – своего рода клуб, где собирались пожилые люди, обычно состоятельные и знатные. Исеон – храм Исиды, культ которой существовал в Вифинии во времена еще доримские. 1366 Пожар широко разлился... – Пожары были бедствием и для Рима и для городов западных провинций, но в Риме была организована противопожарная служба, на которой состояло 7000 человек; по городам Запада существовали команды пожарных. На востоке ничего подобного не было. 1367 ...ни одного орудия, чтобы потушить пожар. – Еще подробность, характеризующая беспорядочность и неустроенность городского хозяйства. 1368 ...чтобы не пользовались данными правами для других целей... – т. е. не выродились в тайную противоправительственную организацию. 1369 ...городам не давали покоя именно союзы подобного рода. – Об ожесточенной борьбе партий в Вифинии можно судить по процессам Басса и Варена IV.9.5 и VII.6. Дион (45,7,10) рассказывает, что выборы в городской совет Прусы были организованы тайными союзами. Источником беспорядков была и вражда между городами, например, между Никеей и Никомедией, между Прусой и Апамеей, а также частые столкновения между бедным населением и богатыми верхами городского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Аппиан (современник Траяна, Адриана и Антонина Пия) сообщает нам историю Рима в 24 книгах, по особому этнографическому, а не обычному тогда синхронистическому методу, то есть рассматривает специально истории каждой в отдельности земли и народа, входивших тогда в состав всесветной монархии Рима, ведя таковую историю от первого соприкосновения Риму до полного их подчинения, коснувшись также коротенько и истории более ранних времен. 616 До настоящего времени от этих трудов дошли: от I-V и IX только отрывки, а сполна имеются: – VI – βηρικ (т.е. στορα), VII – ννιβακ, VIII – Λιβυκ κα Καρχηδονικ, XI – Συριακ κα Παρθικ (последняя утрачена), XII – Μιθριδτειος, XIII-XVII – μφλια, (т.е. гражданская война), XXIII – Δακικ или λλυρικ. 617 Наконец, Дион Кассий (155 по Хр. – 229), доведший свой великий труд о Римской истории от прихода Энея в Латиум до 229 г. в 80 книгах – оставил от первых 34 книг только маленькие отрывки, – более значительные части от 35 и 36-й, затем 37–54 включительно – в совершенной целости, от войны Лукулла и Помпея с Митридатом до смерти Агриппы в 12 г. до Хр.; от 55-до 60 включительно – опять значительные отрывки, и от остальных 61–80 – только выработанный Ксифилином в XI ст. перечень (для первых 34 книг не достает даже и этого). Из серии латинских писателей, кроме известных уже, более древних, Тита Ливия и Трога Помпея, в дополнение к ним должны быть присоединены Цицерон, Тацит и Светоний. Речи и письма первого (106–43 г.) дают богатейший материал и главный источник, можно сказать, своего времени, и особенно важны для истории Сирии 618 в период от 57–43 до Хр. Из исторических трудов второго (55 по Хр.-ок. 120) – кроме «Летописей», дающих важнейший источник в 16–18 кн. 619 для времени Тиверия, Калигулы, Клавдия и Нерона и истории Сирии, весьма важна История Тацита, обнимающая в 14 книгах время Гальбы, Отона, Вителлия, Веспасиана, Тита и Домициана (68–96 г.), – от которой имеются ныне I-IV книги и часть V, от 68–70 г. Для нашей истории особенно интересна V, 1–13, где Тацит в немногих чертах дает обзор истории Иудейского народа до войны Тита.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Кроме внешнего разделения, очевидно несогласного ни с Геласиевым, ни с Григориевым Сакраментарием, во внутреннем расположении литургического материала составителями миссала также допущено множество отступлений от древних памятников, например, заимствованные молитвы часто приурочены к другим неделям и дням, нежели как было прежде. Евангельские и апостольские чтения (Lectionarius) распределены по седмицам церковного года и праздникам не совсем согласно с памятниками древности и т.п. 1553 2) Недостатки и излишества в самом ordo missae, случайные и тенденциозные изменения и вставки, которыми отличаются средневековые литургии Западной церкви (и которые указаны выше), не только не устранены, но большею частью оставлены и узаконены, только иногда с более положительными определениями, в какие дни то или другое нововведение VII-XIII вв. нужно употреблять и в какие не употреблять (например, когда произносить великое славословие, петь tractus или sequentia, не читать Символа веры , не преподавать мира и проч.), и при употреблении какой соблюдать обычай, подобный ли галликанскому, или испанскому, или германскому, и какие делать внешние движения священнослужащему. Оснований же для этих определений не видно никаких, кроме разве тех литургических служебников, которые практиковались не далее как за два или за три столетия до Тридентского собора. Можно думать, что дозволение папы Пия V некоторым местным церквам пользоваться своими формулярами литургии, бывшими у них в употреблении не менее 200 лет, потому и было дано им, что сами составители нового Missale Romanum пользовались и такими миссалами, редакция которых не простиралась далее 200 лет назад. В этом случае провинциальные церкви могли скоро сойтись с римской, но все затруднения при введении нового миссала в разных католических государствах происходили от того, что из них одни привыкли к таким молитвам и обрядам литургии, другие – к другим, а Рим предписывал всем им именно такие, а не другие. Составив форму литургии, проникнутую характером чисто папским и римско-католическим как в содержании, так и в рубриках и церемониях и в самом языке, Рим, однако, настаивал на всеобщей и безусловной обязательности для всего христианского мира именно этой формы, а не другой какой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В доказательство этого он приводит VII правило „Indicis librorum prohibitorum», значительно сократив его, без сомнения, для того, чтобы иметь возможность придать ему такой смысл, какого оно не имеет и в каком оно никогда не понималось, потому что даже в школах, предназначенных для приготовления молодых людей к служению церкви, изучение классической литературы не только никогда не запрещалось, но, наоборот, со времени Тридентского собора считалось и до сего времени считается обязательным. И действительно, достаточно прочитать рассматриваемое правило „Индекса» в полном виде 106 , чтобы убедиться, что в нем воспрещается предлагать для чтения детям не все вообще языческие или древне-классические сочинения, а лишь те из них, которые имеют безнравственный или неприличный характер, потому что они могут оказывать вредное в религиозно-нравственном отношении влияние на детей. Таким образом это правило не имеет какого-либо специального характера, а выражает лишь общее педагогическое требование, по которому ни один опытный и благоразумный воспитатель или учитель не дает подобного рода сочинений в руки детям. Бесцеремонность Гарнье в данном случае тем более заслуживает внимания, что и папа Пий IX в ответ на просьбу одного североамериканского епископа разъяснил, что „запрещение Индекса касается только тех языческих произведений, которые ex professo трактуют о скандалезных и безнравственных предметах и не очищены, от таких мест; прочие сочинения и исправленные издания могут быть употребляемы без всякого колебания» 107 . В том же ответе Пия IX заключается опровержение и многих других суждений Гарнье о классическом образовании. Так, в этом ответе между прочим говорится: „Те, которые думают уничтожить в школах преподавание языческих авторов, не имеют никакого основания считать его особенно вредным и несообразным с целью христианского воспитания, потому что вековым опытом доказано, что обучающееся юношество, – светское или духовное, все равно, – может без всякой для себя опасности учиться чистоте и изяществу стиля как из писаний св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

В 1888 г. избран членом Академии надписей и изящной словесности. В 1895 г. назначен директором Французской школы в Риме (занимал эту должность до конца жизни). С 1895 по 1897 г. принимал участие в работе папской комиссии по изучению действительности англикан. рукоположений. В 1900 г. папа Лев XIII даровал Д. титул апостольского протонотария. В 1903 г. возглавлял папскую историко-литургическую комиссию по ревизии Мартиролога и Бревиария. 26 мая 1910 г. Д. был избран членом Французской академии. После энциклики папы Пия X «Pascendi Dominici gregis» (8 сент. 1907), направленной против модернистов, труд Д. «История древней Церкви» оказался в центре скандала: несмотря на то что с разрешения Римской курии вышло неск. изданий на франц. языке и переводы на англ. и испан. языки, перевод на итал. язык подвергся критике (основные претензии - использование критического метода, умолчание о сверхъестественном факторе в истории, обеление императоров - гонителей христиан, неверное изображение состояния Римской Церкви и папских полномочий). Против публикации выступили 10 кардиналов, 5 архиепископов и 30 епископов. 11 сент. 1911 г. был издан циркуляр, запрещавший чтение этой книги в итал. духовных семинариях, а 22 янв. 1912 г. она была внесена в «Индекс запрещенных книг». Д. подчинился этому решению. Во время коллоквиума в память Д., проходившего в 1973 г. в Риме, папа Павел VI полностью реабилитировал его. Основные труды Д. посвящены источниковедению и общей церковной истории. Мировую известность ему принесли исследование и критическое издание Liber Pontificalis. Д., изучив 110 рукописей, предложил свою реконструкцию оригинального текста памятника, к-рый, по его мнению, был составлен в VI в. в Галлии. Работа привлекла к себе внимание не только из-за актуальности темы папства, но и потому, что в это же время текст Liber Pontificalis безуспешно пытались издать неск. ученых в Германии. В 1898 г. Т. Моммзен , к-рый выступал за более позднюю датировку памятника (не ранее VII в.), сумел в серии MGH выпустить том, охватывающий период до 715 г., однако ему так и не удалось завершить издание. Спор между нем. учеными и Д. обсуждался и в России (М. И. Орловым и В. В. Болотовым на магист. коллоквиуме в 1899). Труд Д. получил высокую оценку мн. ученых (в т. ч. А. фон Гарнака) и был принят в качестве нормативного. Издание Д. было дополнено и исправлено К. Фогелем в 1957 г.

http://pravenc.ru/text/180839.html

1638 Антонина Пия. 1639 Чтение манускрипта: Qeoda di a)khkoe nai изменено в соответствии с принятым многими исследователями (Stahlin, Grabe, Betntley и др.). 1640 Cf. Hebr. 4: 13. 1641 Здесь, как и в нескольких других местах Стромат, Климент снова обещает сказать нечто специальное о первоначале, возможно, посвятить этому предмету отдельный трактат. Это обещание, насколько нам известно, так и осталось неисполненным. 1642 О неком «Предании Матфея» Климент говорит ранее: Strom. VII 82, 1. 1643 Основателем этой секты был некий Евфрат из г. Перы в Киликии. 1644 Которые учили, что тело Христа является фантомом («кажущееся»). 1645 Эта секта помимо Климента никем не упоминается. 1646 Известные гностические секты, о которых упоминают также Ириней, Ипполит, Ориген, Епифаний, Феодорит, Тертуллиан и др. Обе эти секты почитали тех, кто боролся против злого Бога Ветхого завета, творца этого мира, каковыми были Каин и Змей, первым открывший людям истину о добре и зле и научивший их противиться злому Демиургу. 1647 Последователи Симона, как утверждается, учили, что душа нужна телу лишь для того, чтобы то могло «чувствовать», то есть предаваться чувственным удовольствиям. 1648 Cf. Plato, Rep. V, 475 e. 1649 Далее следует пассаж, который, как показывает сравнение, очень схож с аналогичным местом из Иринея (Irenaeus, Adv. Haer. V 8, 2). Cf. Barnaba, Epist. 10, 11 (­Strom. V 51, 4). Вполне вероятно, что Климент пользуется здесь какой-то ересиологической суммой, аналогичной той, которую использовал Ириней. 1650 Cf. Rom. 3: 2; Num. 24: 6. 1651 Cf. Ps. 1: 2. 1652 Cf. Lk. 10: 22. 1653 Cf. Lk. 6: 46. 1654 Cf. PLG II p. 234. Такого отрывка у Феогнида нет, однако его повторяет Фотий (Phot. Bibl. 618); cf. Callim., Epigr. 25, 6. 1655 Cf. Strom. I 18, 1; VI 2, 1. 1656 Cf. Strom. VI 151, 2. 1657 На этом Строматы заканчиваются. О каком ином «начале» собирается далее говорить Климент мы никогда не узнаем. Так называемая восьмая книга Стромат, а также Эклоги и Извлечения из Теодота представляют собой некие заметки или записные книжки, достаточно неструктуированные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010