Достигнув совершеннолетия, святой Прокопий испросил благословение родителей и поступил послушником в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный преподобным Герасимом Болдинским (†1554; память 1 мая). Этот монастырь, расположенный вблизи Вязьмы, отличался строгостью устава, введенного его святым основателем. Вступив на путь монашеских подвигов, святой Прокопий с усердием стал подвизаться в посте, бдении и молитве. Неленостно исполняя возложенные на него монастырские послушания, он к обязательным трудам прилагал добровольные, стараясь никогда не быть праздным, читал наставления и жития святых отцов, стремясь в своей жизни подражать их подвигам. На двадцать первом году жизни святой Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим. Через некоторое время он был рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха. Богоугодная жизнь святого Питирима была образцом для других иноков. Около 1680 года собором братии святой Питирим был избран игуменом монастыря. Опытный в духовной жизни, святой игумен умело управлял братией, милосердием и кротостью исправляя заблудших, примером своей жизни побуждая иноков к большему подвигу. В 1684 году он был возведен в сан архимандрита. Заботясь об укреплении в иноках духа строгого подвижничества, святой Питирим в своем служении проявил особую любовь к благолепию храмов. Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета. Несмотря на всеобщее уважение, святой Питирим отличался глубоким смирением и кротостью. В своих трудах он все упование возлагал на помощь Божию. С 1681 года, когда Вязьма отошла к Смоленской епархии, в Предтеченском монастыре поселился викарный епископ Смоленского митрополита. 1 сентября 1684 года святой Питирим, по благословению Патриарха Иоакима (1674–1690), получил новое церковное послушание – был назначен на Тамбовскую кафедру. 15 февраля 1685 года, в Неделю блудного сына, в Успенском соборе в Москве Святейший Патриарх Иоаким рукоположил его во епископа. Однако в Тамбов святитель отправился не сразу. Очевидно, на некоторое время он был оставлен при Патриархе. Во время пребывания в Москве святитель Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, в большинстве составлявших население того края.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Достигнув совершеннолетия и решив всецело посвятить себя Богу, Прокопий попросил благословения родителей и поступил послушником в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный преподобным Герасимом Болдинским (1554; память 1 мая). Этот монастырь, расположенный вблизи Вязьмы, отличался строгостью устава, введенного его святым основателем. Вступив на путь монашеских подвигов, инок Прокопий с усердием стал подвизаться в посте, бдении и молитве. Неленостно исполняя возложенные на него монастырские послушания, он к обязательным трудам прилагал добровольные, стараясь никогда не быть праздным, читал наставления и жития святых отцов, стремясь в своей жизни подражать их подвигам. На двадцать первом году жизни Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим. Через некоторое время он был рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха. Своей подвижнической жизнью будущий святитель заслужил уважение монастырской братии и был избран во игумена. Опытный в духовной жизни, святой игумен умело управлял братией, милосердием и кротостью исправляя заблудших, примером своей жизни побуждал иноков к большему подвигу. В 1684 году он был возведен в сан архимандрита. Заботясь об укреплении в иноках духа строгого подвижничества, святой Питирим в своем служении проявил особую любовь к благолепию храмов. Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета. Святой Питирим отличался глубоким смирением и кротостью. В своих трудах он все упование возлагал на помощь Божию. С 1681 года, когда Вязьма отошла к Смоленской епархии, в Предтеченском монастыре поселился викарный епископ Смоленского митрополита. 1 сентября 1684 года святой Питирим по благословению патриарха Иоакима (1674–1690) получил новое церковное послушание – был назначен на Тамбовскую кафедру. 15 февраля 1685 года, в Неделю блудного сына, в Успенском соборе в Москве Святейший Патриарх Иоаким рукоположил его во епископа. Однако в Тамбов святитель отправился не сразу. Очевидно, на некоторое время он был оставлен при патриархе. Во время пребывания в Москве святитель Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, составлявших большинство населения того края. Это были непросвещенные светом Христовой веры язычники (мордва, черемисы, мещера), магометане (татары), а также раскольники. Также здесь было много ссыльных и беглых преступников. Святителю Питириму предстояло бороться с язычеством, сектантством и грубостью нравов. Укрепив себя на предстоящий подвиг постом и молитвой и испросив благословение у мощей Московских святителей и чудотворцев и преподобного Сергия, святитель Питирим в начале 1686 года выехал в Тамбов. По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября и 7 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых История двух Казанских Тамбовских икон С первых лет существования Спасо-Преображенского собора [Тамбова] в местном ряду иконостаса верхнего храма, в приделе Николая Чудотворца, пребывала икона Казанской Божией Матери – образ древнего письма, обложенный серебряным позолоченным окладом. Сведений о том, откуда в Тамбов был привезен список с почитаемой царским родом Романовых иконы, – из Рязани или из Москвы, – не сохранилось. Дореволюционные источники сообщают о чудесах, которыми прославился иконный образ, и его большом народном почитании. В 1667 году с южной стороны тамбовской крепости, на реке Цне, во имя иконы Казанской Божией Матери возвели мужской монастырь. В 1682 году была учреждена Тамбовская епархия. Вторым ее епископом стал бывший архимандрит Вяземского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря Питирим. Известно, что по прибытию в город в марте 1686 года он на всех крепостных башнях с проезжими воротами распорядился поместить Богородичные иконы и образ с Распятием. Предание рассказывает, что иконные образы были написаны самим Святителем, который в юношеские годы, проведенные в Вязьме, обучался иконописанию. Так на южных воротах тамбовской крепости, под стенами которой располагался Казанский мужской монастырь, и где начиналась дорога на Астрахань, появилась икона Казанской Богоматери. В 1694 году святитель Питирим заложил каменный одноименный собор (третий по счету). 6 декабря того года (по старому стилю в 1695 году), в день Николая Чудотворца, от Казанской Тамбовской иконы произошло первое чудо, описанное в летописи. Из очей Божией Матери потекли слезы, которые капали на пелену, находившуюся под иконой: «…и не яко вода померзает, бе бо мраз, но текущии на той пелене, аки в губу, скрывашеся, и та мокрота на пелене пребысть, дондеже изше, и сице бысть до славословия того же утренняго пения». Свидетелями чуда стали стольник и воевода И.И. Леонтьев с супругой, большое число горожан, протопресвитер Сергий, священники и казначей архиерейского дома иеромонах Гавриил, который письменно описал знамение для памяти потомков. С того времени началось почитание Тамбовской Казанской иконы как чудотворной. Она «посетила много домов в городе и за городом и осушила немало слез у разного рода несчастных».

http://pravicon.com/info-3774

Расходно-приходная книга дает представление и о церковных связях монастыря в тот период, о событиях, происшедших в Тамбовской епархии. Монахи часто ездили в Москву, преимущественно осенью и зимой. А в апреле–мае 1684 года в Козловском монастыре пребывал архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Феодосий, который «служил всенощную о своем брате». В том же контексте упомянуты суздальские и московские подьячие. Из истории известно, что в Спасо-Евфимиев монастырь был сослан в том же году «за раскольнические мнения» первый Тамбовский и Козловский епископ Леонтий. На его место 1 сентября 1684 года Патриарх Иоаким рукоположил в Успенском соборе Московского Кремля бывшего архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря Питирима. По существовавшим обычаям новопоставленные архиереи задерживались в Москве, помогая Патриарху в делах церковного управления, участвуя в богослужениях. В феврале 1685 года монахи отправили в столицу «подводу с лебедями», а в марте прибыли в Москву, где «в почести» епископу Питириму купили подарков на 5 рублей 28 алтын и Октоих за 3 рубля 20 алтын. Ровно через год епископ Питирим прибыл в Козлов и несколько дней пребывал в Козловском монастыре. 3 апреля 1686 года он благословил строившуюся церковь, в 1692 году пожертвовал ей образ Святой Троицы в окладе с «венцами и гривнами». В течение всего своего служения в Тамбовской епархии епископ Питирим оказывал посильную помощь Козловскому монастырю. Епископ Питирим оставил по себе глубокую память размахом церковного строительства и религиозно-нравственным просвещением паствы. В марте 1913 года святитель Питирим Тамбовский был прославлен в лике святых. В последней четверти XVII века Козловский монастырь стал крупным хозяйственным центром: по государеву указу пахотные и сенокосные земельные владения увеличились вдвое, архимандрит Дорофей добился освобождения от оброка доходов с пчельников и кривополянской мельницы, в 1687 году было приобретено подворье в Тамбове, монастырская пасека насчитывала 200 ульев.

http://sobory.ru/article/?object=10548

В Тамбовской духовной семинарии прошла IV Всероссийская Феофановская теолого-педагогическая конференция 29 июня 2023 г. 16:42 27-28 июня 2023 года в Тамбовской епархии в очно-дистанционном формате прошла IV Всероссийская (с иностранным участием) Феофановская теолого-педагогическая конференция. Форум посвящен 1160-летию со времени возникновения славянской письменности, 325-летию преставления святителя Питирима Тамбовского, Году педагога и наставника, объявленному Президентом РФ в 2023 году. В ходе конференции выступавшие затронули вопросы сохранения духовных традиций, которые на тамбовской земле тесно связаны с именем святителя Питирима Тамбовского, также обсуждались актуальные проблемы православной педагогики и антропологии, социологии, истории и теории церковного искусства, литургики, миссионерской и духовно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви. Конференция началась пленарным заседанием в актовом зале Тамбовской духовной семинарии, которое открыл ректор духовной школы доктор теологии, кандидат богословия митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий . В приветственном слове архиерей отметил приоритетные направления научного форума и пожелал участникам полезного научного общения. На мероприятии присутствовали клирики Тамбовской епархии, представители администрации, преподаватели, сотрудники и студенты Тамбовской духовной семинарии, руководители муниципальных центров духовно-нравственного воспитания Тамбовской области, преподаватели Основ православной культуры общеобразовательных учреждений Тамбовской области, сотрудники Межрегионального центра возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение», методисты информационно-методических центров. С докладами на пленарном заседании выступили: В завершение пленарного заседания состоялась презентация монографии протоиерея Виктора Лисюнина «Навстречу благодати. Паломничество по городу Тамбову». Издание посвящено 325-летию со дня преставления святителя Питирима, епископа Тамбовского, чудотворца, и 30-летию возрождения Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Тамбова.

http://patriarchia.ru/db/text/6039168.ht...

Хотя предстоящие торжества были несколько омрачены известием о начале войны с Германией, тем не менее для Тамбовской епархии лето 1914 года выдалось богатым и на радостные события. Так, 19 июня в Шацке состоялась торжественная закладка нового здания епархиального женского училища. Своим участием это торжество освятил и владыка Кирилл. Стоит ли говорить, какое значение имело это событие для приходского духовенства. Само прославление святителя Питирима состоялось 28 июля 1914 года, в понедельник. Сохранились воспоминания одного из очевидцев этого события, – события знаменательного не для одной только Тамбовской епархии, но и для всей Русской Церкви 166 . Вот что пишет упомянутый очевидец: «К совершению незабвенного торжества предстояли большие подготовительные работы. На средства А. Н. Нарышкиной Спасо-Преображенский кафедральный собор был капитально отремонтирован. В нижнем храме, где почивали мощи святителя Питирима, стены и потолки были отделаны под мрамор, так что в вечернее время зажженные свечи и лампады красиво отражались. Верхний Преображенский храм был богато расписан итальянскими мастерами. Снаружи собора также были произведены большие работы. Площадь перед собором покрыта асфальтом. В северо-восточной стороне построена открытая шатровая церковь для паломников, которых не мог вместить собор. В сотнях саженей от собора, над колодцем святителя Питирима, была сооружена богатая металлическая часовня с золотым верхом и крестом. Над колодцем в большой резервуар наливалась вода, которая по трубам, имевшим множество кранов, шла к богомольцам. К колодцу вела широкая мраморная лестница. Для предстоящих торжеств заготовлено роскошное парчовое облачение: розово-голубое, с золотистым отливом, архиепископом Кириллом были выписаны из патриаршего архива ноты XVII века – времен святителя Питирима и устроен хор из диаконов и псаломщиков епархии, в его составе было более 200 человек. Хор размещался в духовной семинарии, где проводились спевки в течение всего лета. На торжества прибыли следующие архипастыри, уроженцы Тамбовской епархии: высокопреосвященный Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; преосвященные: Василий, епископ Черниговский и Нежинский; Тихон, епископ Уральский; Амвросий, епископ Михайловский, викарий Пензенской епархии; Варлаам, епископ Гомельский, викарий Могилевской епархии 167 , а также настоятель Саровской пустыни игумен Иерофей, настоятель Вышенского монастыря архимандрит Ипатий, настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря (основанного святителем Питиримом) архимандрит Иринарх и многие другие настоятели монастырей Тамбовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это чудесное событие возвратило к жизни епископа Питирима, тяжелая болезнь оставила его, и он еще прожил около трех лет. В этот период он усиленно занялся строительством каменного кафедрального собора, но чувствуя, что дни его уже сочтены и окончить всего строительства он не сможет, святитель приложил все усилия к окончанию строительства и отделки одного из приделов храма, который сам и освятил в честь святителя Николая. Новый собор святитель снабдил за свой счет необходимой утварью, ризами (одна из риз святителя Питирима была передана позднее святителю Иннокентию Иркутскому († 1731: память 26 ноября/9 декабря, 9/22 февраля). В этом соборе он завещал и похоронить себя. Кончина епископа Питирима последовала 28 июля 1698 года, в день празднования особо чтимой им чудотворной иконы Божией Матери Смоленской. Горько оплакивала тамбовская паства кончину своего любимого архипастыря. Но и по смерти своей он не оставлял всех прибегающих к нему с просьбой о помощи. В начале XIX века в тамбовском кафедральном соборе была заведена книга, в которой отмечались чудесные исцеления от гробницы святителя. Было зарегистрировано 260 чудес. С просьбой к святителю Питириму об исцелении обращались не только православные, но и иноверцы. 28 июля 1914 года, по ходатайству Тамбовского архиепископа Кирилла (Смирнова, † 1937; память 7/20 ноября), преосвященный епископ Питирим был причислен к лику святых. Литература: Новочадова М. И. Великий светильник церкви Тамбовской святитель Питирим. – 2-е изд. – Тамбов. 1913. Лебедев В., священник. Святитель Питирим Тамбовский.Тамбов. 1913. Самбикин Д. И., священник. Святитель Питирим второй епископ Тамбовский. – Воронеж, 1872. См. также: Воронежские епархиальные ведомости. – 1880. 2. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1414. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 134. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 595, 891.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Заботился святитель Питирим и о монашеской жизни в епархии: в самом городе он основал Вознесенский женский монастырь. Первой его настоятельницей стала его родная сестра, игуменья Екатерина, могила которой чтилась горожанами до наших дней. А в окрестностях города, на уединенных лесистых берегах реки Цны, куда он ездил отдыхать, святитель Питирим основал Тригуляевский мужской монастырь. В 1690 г. святитель Питирим ездил в Москву на избрание Патриарха Адриана, а в 1698 г. он скончался и погребен был в созданном им соборе, где и почивал до наших дней. У раки его была помещена икона, изображавшая его молящимся на коленях пред прп. Прокопием, с надписью: «Преподобие отче Прокопие, моли Бога о душе моей!» В 1833 г. одна женщина, муж которой был по ошибке заключен в тюрьму, молилась о нем святителю Питириму. Она увидела во сне неизвестную ей икону Божией Матери, и таинственный голос сказал ей, что эта икона принадлежала святителю Питириму и чтобы она отслужила перед ней молебен об освобождении мужа. В соборе она узнала явившуюся ей икону — это была икона Божией Матери Девпетерувская (Питиримовская) — и отслужила молебен. Невинность мужа ее была доказана, и он был освобожден. А святую эту икону, как келейную святителя Питирима, поместили у его раки. Больного ногами Н.А.Мотовилова прп. Серафим послал в Тамбов к мощам святителя Питирима, и он был исцелен. Исцелена была от той же болезни, после бывшего ей откровения во сне, М.М.Бибикова в 1843 г. В 1834 г. помещику князю Крапоткину явился во сне неизвестный ему архиерей и повелел воздвигнуть в его имении церковь в честь Покрова Божией Матери. В тамбовском архиерейском доме князь узнал на портрете святителя Питирима, явившегося ему. Во вторичном своем явлении Питирим указал князю, где найти недостающие для постройки кирпичи. Их оказалось столько, что после постройки оставалось еще много неиспользованных. В 1867 г. получила исцеление при раке святителя Питирима протестантка София Швицгибель. • Святитель родился в 1645 г. в Вязьме, в земле Смоленской, постриг принял в Вяземском монастыре, основанном Герасимом Болдинским (память его 1 мая), там же потом стал архимандритом.

http://sedmitza.ru/lib/text/437519/

ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Казанского Богородицкого мужского монастыря в городе Казани. 2) Назначить игумена Питирима (Рыбанина) наместником Казанского Богородицкого мужского монастыря города Казани. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного архиепископа Рязанского и Касимовского Павла об освобождении игумена Мефодия (Илюточкина) от обязанностей наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рыбновского района Рязанской области по состоянию здоровья и о назначении на эту должность иеромонаха Дионисия (Порубая). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Освободить игумена Мефодия (Илюточкина) от обязанностей наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рыбновского района Рязанской области. 2) Назначить иеромонаха Дионисия (Порубая) наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рыбновского района Рязанской области. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о назначении иеромонаха Александра (Арвы) настоятелем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Приозерского района Ленинградской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Александра (Арву) настоятелем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Приозерского района Ленинградской области. СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия о благословении на открытие Трегуляевского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в поселке Трегуляй Тамбовского района Тамбовской области. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Трегуляевского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в поселке Трегуляй Тамбовского района Тамбовской области. СЛУШАЛИ: 8. Прошение Преосвященного епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия о благословении на открытие Козловского Свято-Троицкого мужского монастыря в городе Мичуринске Тамбовской области. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Козловского Свято-Троицкого мужского монастыря в городе Мичуринске Тамбовской области. СЛУШАЛИ: 9. Прошение Преосвященного епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия о благословении на открытие Сухотинского Знаменского женского монастыря в селе Сухотинка Знаменского района Тамбовской области.

http://mospat.ru/archive/86319-zhurnaly-...

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий посетил Черногорию и поклонился кресту святителя Питирима Тамбовского в Которе 3 декабря 2013 г. 16:32 С 26 по 28 ноября 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась поездка митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия в Черногорию. Целью визита стало посещение храма святителя Николая Чудотворца в г. Котор, в ризнице которого хранится напрестольный серебряный крест, изготовленный по благословению святителя Питирима Тамбовского в 1695 году (крест был вывезен из России в Черногорию в 20-х годах XX столетия). Владыку Феодосия и сопровождавшего его протоиерея Владимира Сергунина тепло приветствовал настоятель Никольского собора протоиерей Момчило Кривокапич, рассказавший историю появления святыни в Черногории. Во время поездки митрополит Феодосий посетил древний Цетиньский мужской монастырь, другие храмы и обители Черногорско-Приморской митрополии, а также недавно возведенный в городе Подгорице кафедральный собор в честь Рождества Христова, освященный 7 октября 2013 года при участии Святейшего Патриарха Кирилла. В ходе визита митрополит Феодосий встретился с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием , который высказал пожелание построить в Черногории храм во имя святителя Питирима. Состоялась также встреча управляющего Тамбовской епархией с Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Черногории А.А. Нестеренко. В 2014 году Русская Православная Церковь будет праздновать 100-летие прославления святителя Питирима, Тамбовского чудотворца, мощи которого почивают в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова, возведенном святителем в 1694 году, сообщает  Информационно-издательский отдел Тамбовской епархии. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010