Припев: Святителю, отче Питириме, моли Бога о нас. Светом Твоим всю вселенную озаривый,/просвети тьму мою, Господи,/мрак души моея разжени,/в честней памяти угодника Твоего Питирима.  Припев: Святителю, отче Питириме, моли Бога о нас. Светильник сый Солнца Праведнаго,/озараяся присно Светом невечерним, отче наш Питириме,/облистай ум и сердце наше,/да, радующеся, Спасу нашему поем:/иного, разве Тебе, Бога не знаем.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Что Тебе принесем, Христе Спасе наш,/кия песни воспоем благосердию Твоему,/яко возсиял еси нам свет спасения,/избавление от беззаконий наших чудесы многими святителя Питирима.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Мати Святая, Богородице, рождшая Свет Неприступный,/не презри моления недостойных чад Твоих, во тьме грехов сущих,/но просвети нас светом боговедения, да, утренююще, славим Тя.  Песнь 6 Ирмос: В бездне греховней валяяся,/неизследную милосердия Твоего призываю бездну:/от тли, Боже, мя возведи.  Припев: Святителю, отче Питириме, моли Бога о нас. Бездна зол моих смущает мя/и низводит мя во глубину отчаяния,/но Ты, Боже, пучина милости сый неисчерпаемая,/даждь ми руку помощи, яко Петрови,/предстательством милостиваго угодника Питирима, и спаси мя.  Припев: Святителю, отче Питириме, моли Бога о нас. Бездно милости и щедрот, Господи,/ущедри ны, погибшее создание Твое,/укроти волны страстей наших/и в пристанище спасения ны возведи,/молитв ради святителя Питирима.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Отче наш Питириме, служителю верный Милостиваго Бога,/умоли Его благостыню, да имиже весть судьбами спасет ны, погибающия,/и явит нам всемогущую помощь по твоему предстательству.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Пресвятая Владычице, Мати милосердия,/обышедше, обыдоша нас врази веры нашея, и несть заступающаго, и погибаем,/потоцы бо беззаконий премогоша ны, и отчаяваемся,/но Ты Матерними Твоими щедротами приклони Сына Твоего на милость,/да спасет ны от бед, якоже от кита Иону.  Кондак, глас 8

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

В 1899 и 1901 гг. Л. руководил летними курсами пения для учителей и учительниц церковноприходских школ Тамбовской епархии. Являлся редактором музыкально-литературного ж. «Гусельки яровчаты», издававшегося в 1907-1909 гг. в Тамбове (подробнее см. в ст. Журналы церковнопевческие ). Л.- автор книг и пособий по школьному пению: «Обучение пению в народной школе: (Дидактико-методические заметки)» (опубл.: Тамбовские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 23-25, 27, 39-43, 50, 51/52), «Пение в начальной народной школе: Дидактико-методические заметки» (Тамбов, 1900, 19134), «Критико-библиографические заметки по литературе церковного и вообще школьного пения» (Тамбов, 1904), «Обзор детской, школьной и хоровой музыкальной литературы» (СПб., 1902 (совм. с К. П. Нелидовым). Тамбов, 19072), «Добрые посевы: Учебник-хрестоматия [по элементарной теории музыки] для школ, учеб. заведений и самообучения» (М., Кроме того, в числе изданных в Тамбове работ Л. были: «Общее церковное пение: Народно-певческие хоры» (1906, 19132); «Музыкально-певческие типы в нашей литературе» (1908); «Протоиерей П. И. Турчанинов: Очерк жизни и деятельности, замечания о идейно-религиозном содержании его музыкальных переложений: Беседы в Тамбовской духовной семинарии» (1909); «Доклад о ирмосах Турчанинова» (1911); «Пение и музыка как средство эстетического воспитания народа» (1910); «Ф. Е. Степанов: [Совр. церк.-певч. деятель]» (Гусельки яровчаты. 1909. Янв. С. 5-6; февр. С. 5), «О знаменном распеве (из уроков, чит. в Тамбовской духовной семинарии): С прил. отзыва о нотной книге А. М. Покровского «Знаменный распев». Вып. 1: Божественная литургия и молебное пение святителю Питириму. М., 1916» (Тамбовские ЕВ. 1916. Ч. неофиц. 31, 33, 37, 39-41, 43, 46, 50, 51); «Знаменный роспев как основа пения Православной Русской Церкви» (1917. 2 ч.). Статьи и заметки Л. публиковались в «Русской музыкальной газете», в журналах «Музыка и пение», «Вестник воспитания», «Русская школа», «Русский начальный учитель», «Хоровое и регентское дело», в тамбовских журналах «Баян» и «Гусельки яровчаты», в «Тамбовских епархиальных ведомостях», в т. ч. под псевдонимами «В. Л.», «До-ре-ми-соль», «Сельский». Наиболее значимые их этих публикаций: «Несколько слов в защиту регентских классов и о средствах распространения истинного церковного пения» (РМГ. 1896. 1. Стб. 75-80), «Пение в церковно-приходских школах по отчетам наблюдателей» (Там же. 1908. 37-38, 47-52), «Краткий очерк деятельности и жизни духовных композиторов Бортнянского, Турчанинова и Львова» (Гусельки яровчаты. 1910. 1-6), «А. Д. Городцов - пионер музыкально-народного образования» (РМГ. 1909. 16, 18-21), «Свящ. М. Лисицын» (Гусельки яровчаты. 1908. Янв. С. 7-9; февр. С. 5-6), «А. Н. Карасёв, его жизнь и деятельность» (Там же. 1907. 2, 3), «Памяти С. И. Миропольского» (Там же. 1907. 1), «Памяти А. Ф. Львова. Обзор его музыкальной деятельности» (Там же. 1907. Ноябрь, дек.; 1908. Апр., май, авг.).

http://pravenc.ru/text/2463207.html

Приветствие Святейшего Патриарха Алексия гостям и участникам X духовно-просветительских Питиримовских чтений 17 октября 2005 г. 14:56 В городе состоялись ежегодные духовно-просветительские Питиримовские чтения. Свое приветствие гостям и участникам Чтений направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Его Преосвященству Преосвященнейшему Феодосию, епископу Тамбовскому и Мичуринскому Главе администрации Тамбовской области О.И. Бетину Главе города Тамбова А.Ю. Ильину Гостям и участникам X духовно-просветительских Питиримовских чтений Ваше Преосвященство, дорогой Владыка! Ваши Превосходительства! Уважаемые участники и гости X Питиримовских чтений! Десятый раз на Тамбовской земле проходят духовно-просветительские Питиримовские чтения, проведение которых стало доброй традицией. В течение долгих лет общество было лишено возможности получения объективных знаний о Православии, и наша задача заполнить образовавшийся у современников духовный вакуум. В этом году чтения в Тамбове призваны рассказать о русских монастырях, о роли монашества в развитии отечественной истории и культуры, о его влиянии на духовно-нравственное состояние народа и просвещение Руси. На протяжении веков русское монашество гармонично сочетало в себе деятельное и созерцательное начала. Иноки монастырей были создателями шедевров древнерусской иконописи и литературы, они обучали грамоте, заботились о духовном просвещении людей, воспитывая в них любовь к Богу, Отечеству и ближним. Монастыри смогли стать не только духовно-просветительскими центрами. Хорошо известна их роль в освоении необъятных просторов России, а также в создании образцовых аграрных хозяйств. Даже в самых северных обителях было налажено высокоэффективное хлебопашество, огородничество, садоводство и пчеловодство. За свои труды в суровых климатических условиях насельники этих монастырей получали премии на сельскохозяйственных выставках. Стоит сказать и о социальном служении, которое осуществляли монастыри. Исполняя заповедь Христа Спасителя о милосердном служении ближним, продолжая традиции восточного монашества, насельники ежедневно совершали дела благотворительности и милосердия, принимали странников, кормили нуждающихся.

http://patriarchia.ru/db/text/54751.html

Само по себе отрадное событие – посещение государем императором Тамбова – омрачалось сознанием того, что причиной его инспекционной поездки стали военные обстоятельства 1914 года. А к счастливым обстоятельствам этого года очень скоро стала примешиваться горечь первых военных утрат. Участие в церковной и общественной жизни Тамбовского края в период первой мировой войны Первые раненые с фронта прибыли в Тамбов 22 августа. Город принял 614 человек. На вокзале среди встречающих присутствовал и архиепископ Кирилл. А уже 13 сентября владыка благословлял отправлявшееся из Тамбова на фронт ополчение. На соборной площади архиепископ после крестного хода, молебна и прочтения молитвы на освящение знамен, вручил их начальнику дружин 173 . Однако взгляды владыки Кирилла на войну 1914 года были далеко не однозначны. Конечно, как гражданин России, святитель желал победы своему Отечеству, но как мудрый архипастырь был против бессмысленного кровопролития, и если уж оно совершается, то – по мысли владыки – следовало проявлять не ура-патриотический восторг, а жертвенное служение страдающим от ран, увечья, недостатка на фронте питания и медикаментов воинам. Впрочем, свое трезвое отношение к происходящему архиепископ Кирилл не имел возможности явно высказать, ибо многие могли воспринять его позицию как малодушие, а недруги России, извратив слова архиерея, постарались бы причислить его к своему пораженчески настроенному лагерю. Частично особенности отношения архиепископа Кирилла к происходившим в те годы событиям мы можем обнаружить в его письме редактору газеты «Тамбовский край». Владыка Кирилл сумел распознать духовные причины мировой войны: «Милостивый государь, господин редактор. В 194 «Тамбовского края» от 11 сентября помещена заметка под названием «Излишняя скромность», с требованием более или менее шумных проявлений народного чувства по поводу успехов русского оружия на бранном поле. Автор жалеет об отсутствии флагов на улице и желает трескотни ракет и иллюминаций. С чувством глубокой скорби прочитал я эту заметку и протестую против ее содержания всем своим существом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Перед образовательными учреждениями стоит также третья задача — организация методических семинаров для руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений области с целью повышения эффективности преподавания курса. Комплексно решает эту задачу школа совхоза имени Ленина Мордовского района, которая выстроила систему работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи с учетом социокультурной среды. Разработанные педагогами данной школы образовательные программы и программы дополнительного образования внедряются учителями области, преподающими предмет ОПК. Многие из них вошли в сборники «Педагогика духовного развития: формы и методы», «Духовно-нравственное воспитание в условиях сельского социума». Как правило, перед базовыми школами стоит четвертая задача по отработке механизмов взаимодействия с учреждениями культуры, высшими и средними профессиональными учреждениями, религиозными организациями в целях реализации проекта по духовно-нравственному просвещению школьников. Эту задачу успешно решает гимназия 7 имени святителя Питирима города Тамбова. Школой выстроено сетевое взаимодействие с Тамбовским государственным университетом; Отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии; Тамбовской духовной семинарией; церковно-приходскими воскресными школами; Центром детского и юношеского творчества «Радуга»; Центром творческого развития, экологии и туризма; областной детской и городскими библиотеками; областным краеведческим музеем; картинной галереей. Разработаны и реализуются программы дополнительного образования: «Духовное пение», ручное творчество «Монастырское шитье», бисероплетение «Православные мотивы» и курс классической и духовной музыки «Музыка внутри и вокруг нас», «Духовное краеведение». Педагоги вышеуказанных образовательных учреждений являются постоянными участниками конкурса «За нравственный подвиг учителя». Гимназия 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского, в 2012 году была номинирована в межрегиональном конкурсе «Вифлеемская звезда».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

При канонизации Иннокентия, епископа Иркутского, скончавшегося в 1731 г. и канонизованного в 1804 г., было зафиксировано 85 случаев чудесных исцелений. При канонизациях самым тщательным образом собирались свидетельства о чудотворениях и исследовалось, насколько они достоверны, для чего создавались специальные комиссии. Например, при исследованиях, предварявших канонизацию святителя Питирима Тамбовского (1913 г.), была создана в соответствии с указом Святейшего синода комиссия, которая должна была произвести «тщательное исследование случаев чудотворений, совершившихся по молитвенному пред Богом предстательству святителя Питирима» [РГИА 262: 8]; перед ней стояла задача опросить и собрать письменные показания как лиц, получивших исцеления, так и лиц, бывших очевидцами этих исцелений. Всего было произведено исследование 56 случаев исцелений, из них, однако, только 34 оказались «подкреплены на следствии вполне убедительными доказательствами» [РГИА 262: 8 об.]. В начале ХХ столетия при подготовке к канонизации и исследованиях случаев исцелений принимали участие врачи. Удостоверение чудес, совершившихся по молитвам к Патриарху Ермогену (1913 г.), происходило по показаниям свидетелей и заявлениям врачей [Патриарх Ермоген 1997: 228]. При причислении к лику святых на Священном соборе Православной Российской Церкви в 1918 г. святителя Софрония Иркутского в таком обследовании и экспертизе также принимали участие врачи. Причем особое внимание было уделено случаям неисцелимых заболеваний, когда «и диагноз и тяжесть их удостоверены врачами, а выздоровление – вопреки полученным предположениям – следовало непосредственно за молитвенным обращением к святителю» [РГИА 36: 71 об.]. Во все время до 1991 г. все сколько-нибудь значимые мероприятия, происходившие в Церкви, предварительно согласовывались с государством, включая и предполагаемые канонизации, и потому все канонизации, происходившие в последние два десятилетия советской власти, зафиксированы документально. И мы можем с уверенностью утверждать, что после 1918 г. и до 1990 г. Русской Православной Церковью было прославлено 15 подвижников. Патриарх Пимен, на время патриаршества которого можно было бы списать «нелегальные канонизации», не пошел на шаг, противоречивший его церковному сознанию, который неминуемо привел бы к тому, что святые стали бы почти неузнаваемыми в толпе больших и малых исторических деятелей. Очень важно для агиографии, науки, имеющей дело с житиями святых, а не только с обширным перечнем имен и высокого или низкого качества литературными текстами, разобраться в вопросе, в котором разобрались русские ученые-агиографы, такие как архиепископ Сергий (Спасский), профессор Е. Голубинский, В. Васильев и другие, и в котором разобралась в то время – кто в Русской Церкви канонизован и кто нет – высшая церковная власть.

http://azbyka.ru/k-voprosu-o-kriteriyah-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 23  голоса:  4.4 из  5) I. Детство 1. Наша родословная По рождению я тамбовец — в Тамбове находилось наше родовое гнездо. Дома Нечаевых и Быстровых (семья моей матери) стояли на одной улице. Точнее, перекресток расходился буквой Т, и дома помещались как бы на краях верхней перекладины, — иными словами, через переулок. Сам я родился в городе Козлове, позднее переименованном в Мичуринск, — где служил отец. Прожил я там всего четыре первых года своей жизни, а в Тамбове еще полтора года был в эвакуации (с осени 1941 по весну 1943), а впоследствии полгода временно управлял тамбовской епархией. знаю, что народ в этом крае интересный: очень упрямый и довольно консервативный. Тамбовцы шутят: «Мы последними Советскую власть приняли, последними от нее и отказываемся». Там до сих пор существуют колхозы. Называются они по–новому: ТОО, ООО, — но по сути как были колхозы, так и есть, и им такая организация по душе. Как когда–то говорила одна наша знакомая старушка: «Воробей — птица артельная». Мама, Ольга Васильевна, считала, что «люди делятся на тамбовских — и всех остальных». Сейчас говорят, что наши климатические условия тяжелы для земледелия, однако до революции, года до 1915, Россия всю Европу кормила хлебом. Тамбовская, Воронежская, Липецкая области — самый центр Черноземной полосы России, переходящей далее на Украину. Земля здесь такая, что, по образному выражению наших классиков, можно сунуть в нее оглоблю и вырастет яблоня, а согласно специфической тамбовской поговорке, земля «от нового сапога подошву отрывает» — настолько клейкая эта черноземная масса. То, что у меня осталось в памяти от Тамбова: в каждом доме пианино, велосипед и лодка. Там протекает река Цна, изобилующая рыбой. В ней водятся огромные сомы — меня ими в детстве пугали: говорят, они даже бросаются на человека. рыбалка в этих краях является одним из основных видов отдыха. Брат моей матери был хирургом и большую часть времени проводил в операционной. И бывало, что прямо после операции он, не заходя домой, садился в лодку и на несколько дней уплывал на рыбалку. Потом, вернувшись, через кого–то передавал жене улов и снова работал — так он дома почти и не бывал.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Зеленый сад или Белый виноград. Эта хлыстовская секта образовалась в пермском краю. Богородицей в этой секте обыкновенно бывает старуха, называемая также пятницей. Лазаревщина. Последователи этой секты отравляют ближних ради спасения и составляют в хлыстовщине нечто сходное с морелыциками, душителями, тюкальщиками и сократителями. Духовные скопцы – приближаясь по учению к скопцам не производят, однако, над собою операции. В скопчестве замечательны две секты: Перевертыши, которые, не производя над собою скопческой операции, оттягиванием и кручением вместилища семенных ядер достигают полной половой неспособности. Эта секта проявилась в особенности в Тамбовской губернии. Постоянное оттягивание и кручение в одну сторону, иногда почти с детства, вело к разрыву семенных канатиков и таким образом достигалось скопчество без операции. Проколыши – прокалывали себе семенные канатики и давали таким образом истекать жизненным сокам. Особенно известна Куткинская секта проколышей, открытая 1841 г. в Лифляндии на берегу озера Пейпуса. Секту Куткина называли в простонародье также «фармазонами»; но это название прилагается больше к секте Татариновой, хотя нельзя отрицать что между хлыстовской сектой Татариновой и сектой Куткина были некоторые общие черты, так как и самое скопчество было первоначально лишь сектой в хлыстовщине. XVII. Единоверие Долго в России верили, что раскол порожден схоластическими спорами об обрядовых подробностях. Истинное значение его могло быть уяснено лишь при той степени знакомства с историей, которой в былое время не достигали и не считали нужным достигать. Если раскол схоластическая распря, то стоит только начать прения, победить противников в споре – и дело улажено. Кажется так? Так и поступали во время стрелецкого волнения в правление Софии; так хотели поступать даже в царствование Петра I, когда раскол переходом своим из церковного протеста в политический ясно обнаружил свой истинный характер. Епископ Питирим уполномочивается обращать в православие нижегородских раскольников. Он пишет им 130 вопросных пунктов; они в ответ обращаются к нему с 240 подобными же вопросами. Питирим имел в своих стараниях успех только наружный и может быть именно потому, что роль его была двойственна. Он старался действовать увещаниями, а увещания предполагают кротость; но, с другой стороны, в своих секретных сообщениях Петру I он советовал принимать меры строгости против «раскольников» 234 . Между открытым и конфиденциальным образом действий епископа было разногласие. Особенного успеха не могло быть. Окончательного успеха нельзя было ожидать от прений и при большей доли искренности в сношениях. Теперь о нем не могло быть и речи. Раскол в нижегородской епархии затем усиливался все более, пока наконец Екатерина II в первые годы своего царствования при посещении этой местности нашла ее переполненной раскольниками.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского 31 августа 2014 г. 20:16 31 августа 2014 года, в неделю 12-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова и возглавил хиротонию архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского. Перед началом богослужения Предстоятель освятил памятник святителю Питириму Тамбовскому на соборной площади города. По окончании Литургии в нижнем Благовещенском храме Преображенского собора Святейший Патриарх Кирилл поклонился мощам святителя Питирима Тамбовского. Также Святейший Патриарх посетил воссозданную часовню на источнике святителя Питирима близ Преображенского собора. Фото: С. Власов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тамбовскую митрополию. Литургия в Преображенском соборе Тамбова. Хиротония архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского»

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Воздух наполнился благоуханием «В присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея, — рассказывает епископ Арсений, — мы поднялись в ту комнату, где лежала “находка”. Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам — здесь же никаких документов не было. Помог акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского, который обнаружил владыка Евгений. По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Из его жития мы помним рассказ, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги. И у найденных мощей была заметна довольно сильная вмятина на грудной кости! То есть даже этот факт подтверждался. Голова преподобного Серафима была в скуфейке с круглым отверстием на лбу. По-видимому, на это отверстие раньше была наклеена какая-то круглая металлическая пластинка, чтобы люди к ней прикладывались. Так вот, кости черепа преподобного — темного цвета, а это место — светлое-светлое, настолько оно зацеловано. От этого возникло какое-то радостное чувство… Вообще сложно передать то чувство, которое я тогда испытывал, — особое благоговение и вместе с тем неописуемое внутреннее напряжение от сознания, что рядом необыкновенное, великое сокровище». А вот что вспоминал владыка Евгений: «Мы увидели нечто вроде деревянного стола размером примерно полтора на полметра, покрытое синей бумагой. Когда сняли липкую ленту, прикреплявшую бумагу к столу, воздух наполнился благоуханием, похожим на то, которое я чувствовал при открытии и освидетельствовании мощей святителя Питирима Тамбовского. Когда мощи раскрыли полностью, увидели на голове монашеский куколь (такой же был и на мощах святителя Питирима) с отверстием в лобной части, около которого были обрывки нитей. Важно отметить, что в акте, составленном при вскрытии гробницы преподобного Серафима в 1903 году, перед его канонизацией, упоминается о седовато-рыжеватом цвете волос. Такого же цвета были волосы в куколе. На мощах был медный крест, по-видимому, тот самый, которым благословила преподобного его родительница. Руки были в рукавичках и сложены крестообразно на груди. Левой туфельки (стопы) не было».

http://e-vestnik.ru/analytics/serafim_sa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010