Святитель Питирим Тамбовский (Память 28 июля). Святитель Питирим родился в 1644 году. По преданию, местом рождения его считают Смоленскую губернию. Но ничего не известно ни о его родителях, ни о воспитании, ни о служебной деятельности святителя. Неизвестно также, каких именно лет Питирим, в мире Прокопий, оставил мир и посвятил себя исключительно на служение Богу, но раннее призвание его на 40 году в высокий сан архиерейства показывает, что он с молодых еще лет поступил в монашество. Верный своему призванию, молодой инок Питирим, строго сохранял иноческие обеты и, возрастая и укрепляясь телесно, укреплялся еще более в благочестии. Воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним и рассудительность, скоро возвысили его пред всеми, и Питирим в молодые еще годы поставлен был игуменом Вяземской Предтеченской обители. Можно думать, что в этой же обители он принял и пострижение в монашество. В скором времени, он был возведен в сан архимандрита. В 1684 году архимандрит Питирим был вызван в Москву для рукоположения во епископа в Тамбов и 15 февраля 1685 г. был хиротонисован. Не успел еще Питирим принять архипастырского рукоположения, как должен был принять на себя заботы устроения неустроенной своей епархии, так как его предшественник, по краткости своего пребывания на кафедре, не имел времени привести в порядок свою новооткрытую епархию, и потому все бремя устроения Тамбовской епархии пало на святителя Питирима. Средства были ничтожные, почему преосвященный Питирим нашелся вынужденным, вскоре по своем рукоположении, не выезжая еще из столицы, исходатайствовать у великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей для увеличения крайне скудного содержания как архиерейского дома, так и кафедрального собора, пожалования ему «в удовольствование» трех монастырей: Рождество-Богородицкого-Чернеевского, Успенского-Сергиева, на Проломе, монастырей и Вышенской пустыни. Преосвященный Питирим, прибыв на свою епархию 1-го марта 1686 года, не имел для себя никакого совершенно помещения, почему вынужден был, среди разнообразных трудов на пользу Церкви, заняться еще постройкой для себя и для своей свиты дома и разных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова и возглавил хиротонию архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского 31 августа 2014 г. 16:06 31 августа 2014 года, в неделю 12-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери «Всецарица», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова. На соборной площади Святейшего Владыку встречали митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий , губернатор Тамбовской области О.И. Бетин, председатель Тамбовской областной Думы А.В. Никитин. Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение памятника святителю Питириму Тамбовскому, установленного на соборной площади к 100-летию канонизации святого. Памятник создан скульптором А.И. Рукавишниковым. В верхнем Преображенском храме Святейший Патриарх совершил Литургию и возглавил хиротонию архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского ( Удмуртская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Ижевский и Удмуртский Николай ; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий ; митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин ; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин ; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий ; епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген ; епископ Сарапульский и Можгинский Викторин ; протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ; старейший клирик Тамбовской митрополии протоиерей Борис Жабин; иеромонах Мисаил (Сарафанов) , ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство Тамбовской митрополии. В храме присутствовали губернатор Тамбовской области О.И. Бетин, председатель Тамбовской областной Думы А.В. Никитин, глава г. Тамбова А.В. Кондратьев, глава администрации г. Тамбова А.Ф. Бобров.

http://patriarchia.ru/db/text/3720095.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕБЕДЕВ Василий Владимирович (1871, с. Никольское Нерехтского у. Костромской губ.- нач. 20-х гг. XX в., с. Покровское (Марфино) Тамбовского у. и губ.), свящ., учитель пения, автор духовно-музыкальных сочинений. Род. в семье псаломщика. Окончил костромские ДУ и ДС (1892), в последней учителями церковного пения были И. П. Правдин и Д. М. Яичков . Затем учился в регентском классе Придворной певческой капеллы , получил свидетельство со званием помощника регента. Некоторое время работал в ярославском во имя святителей Афанасия и Кирилла муж. мон-ре . Педагогическую деятельность начал учителем пения в Мариупольском ДУ (1893-1894), там же с окт. 1893 г. исполнял должность надзирателя-репетитора. В 1894-1896 гг. в С.-Петербурге окончил курс обучения в регентском классе капеллы (у Н. А. Соколова, М. Р. Щиглёва и др.), окончил курс со званием регента и свидетельством 2-го разряда. 16 июня 1896 г. рукоположен во иерея Троицкой ц. с. Высоково Костромского у. В 1896-1897 гг. являлся законоучителем Высоковского начального уч-ща. С 1898 г. жил в Тамбове, с авг. 1898 по сент. 1918 г. являлся учителем церковного пения и руководителем хора Тамбовской ДС. Также служил учителем церковного пения епархиального жен. уч-ща и образцовой школы при уч-ще (окт. 1898 - авг. 1900), священником и законоучителем Мариинского детского приюта (с нояб. 1899), законоучителем муз. уч-ща Тамбовского отделения ИРМО (сент. 1900-1912). Семинарский хор под упр. Л. (более 550 чел.) принимал участие в торжествах в честь 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина (исполнил, в частности, сочинение Л. на стихи Пушкина «Чеченец», 1899), 200-летия кончины свт. Димитрия Ростовского (1909), 100-летия свт. Феофана Затворника (исполнил гимн Л. памяти свт. Феофана на слова М. Н. Слепцовой, 1915), участвовал в собрании Церковно-археологического комитета, где исполнил написанное Л. переложение догматика «Прейде сень законная» (1913). На одном из собраний Попечительного совета семинарии (1913) хор исполнил песнопение Л. в честь свт. Питирима Тамбовского на слова К. А. Патина.

http://pravenc.ru/text/2463207.html

сост. Александр Ратшин Тамбовской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ТРЕГУЛЯЕВ-ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ, муж., 3 класса, в 8 вертах от Тамбова, на берегу речки Трегуляйки, впадающей в Цну; состоит под управлением архимандрита. Он основан в 1688 году первым Тамбовским епископом Питиримом, и был прежде заштатным, а в 3 класс возведен в 1811 году. Здесь две церкви: 1) Соб. Иоанна Предтечи, 2) теплая, Введения во храм Богородицы. В этой обители находится дом Тамбовских архиереев, для летнего пребывания. ТРОИЦКИЙ, муж., 3 класса, близ уездного города Козлова, на берегу реки Лесного Воронежа; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Тамбовской семинарии. Основан в 1627 году. Здесь две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, 2) Николая Чудотворца. При этой обители бывают ежегодно ярмарки: в день Пятидесятницы и 15 августа. ЧЕРНЕЕВ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж., 3 класса, в 20 верстах от уездного города Шацка, на левом берегу реки Цны, близ так называемого Черного леса; состоит под управлением архимандрита. Основан в 1584 году. В нем соб. церковь Николая Чудотворца существует с 1663 года. При обители бывает ежегодно в день св. Николая Чудотворца, 9 мая ярмарка. ЕЛЕЦКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж., общежительный, в уездном городе Лебедяни; находится под управлением игумена. Основан в 1621 году. По уничтожении, 1775, Троицкого Елецкого монастыря, бывшего Орловской губернии в уездном городе Ельце, штат оного переведен сюда и этой обители велено именоваться Елецким-Троицким монастырем, который и был положен тогда в 3 классе, а в 1811 году оставлен заштатным, с учреждением общежития. Здесь две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы; 2) Успения Божией Матери, теплая. На колокольне находится колокол, вылитый в 1698 году и замечательный тем, что при сооружении его был вкладчиком император Петр Великий, со всеми своими любимцами. При сем монастыре бывают ежегодно две ярмарки: Троицкая и Покровская. САРОВСКАЯ пуст. муж., в 30 верстах от уездного города Темникова, между речек Сатиса и Сарова, на горе; находится под управлением игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Питирим (Свиридов Петр Петрович), митр. Крутицкий и Коломенский Родился 21 декабря 1887 года в семье крестьянина, с.Пахотный Угол, Тамбовского уезда. В 1903 году окончил Пахотно-Угловскую второклассную Церковно-приходскую школу ипоступил учителем школы грамоты Тамбовского уезда. В 1904 году поступил в Иоанно-Богословскую церковно-учительскую школу, Козловского уезда (ныне Мичуринского района), курс которой окончил В 1907 году. В этом же году был назначен учителем двухклассной церковноприходской школы Балашовского уезда, Саратовской области, где работал два года. Затем был переведен учителем той же школы в деревню Козловку. В 1911 году рукоположен во диакона и назначен на приход в с.Широкое, Саратовского уезда. В 1913 году поступил в 4-й класс Саратовской духовной семинарии, курс которой окончил в 1915 рукололоиен во священника и назначен заведующим второклассной церковно-приходской школы с.Араш, Петровского уезда. После Октябрьской революции служил в одном из приходов того же уезда. В дни Великой Отечественной войны бил протоиереем в г.Куйбышеве. В 1941 году принял монашество. 12/25 декабря 1941года хиротонисан в г.Куйбышеве во епископа Куйбышевского. В январе 1942 года переведен в Калугу. Подписал определение от 22 сент.1942 г. по делу митр.Сергия Воскресенского с другими. Подписал определение о предании суду Собора Поликарпа Сикорского. В 1943 году – епископ Курский и Белгородский. с сентября 1943 года был участником Собора единогласно избравшим митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Этот же Собор постановил отлучить от Церкви всех епископов и священнослужителей, изменивших Родине и перешедших в лагерь фашистов и лишить их сана. В феврале 1949 года за свои архипастырские труды и патриотическую деятельность воззеден в сан архиепископа. 13 января 1947 года – архиепископ Минский и Белорусский. С 8 по19июля 1948 года был участником церковных торжеств в Москвепо случаю 900-летия автокефалии Русской Православной Церкви.Соучаствовал всовещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Тамбовский Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь Россия, Тамбовская обл., пос. Трегуляй. Основание монастыря связано с именем святителя Питирима, епископа Тамбовского, просветителя Тамбовского края, родившегося в 1645 году в городе Вязьме (Смоленской епархии). Свои юные годы будущий святитель провел в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре. Духовная связь с Иоанно-Предтеченским монастырем оказалась так велика, что и здесь, близ Тамбова, святитель воздвиг в воспоминание любимой своей Вяземской обители монастырь во имя Иоанна Предтечи, впоследствии названный Трегуляевским. На другой день по Воздвижении креста Господня, 15 сентября 1688 года, он, совершая прогулку в места уединенных молитв с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места для построения монастыря. Все трое избрали место для будущей обители в Тамбовском Ценском лесу, в 7 верстах от Тамбова, получившей от этого знаменательное имя Тригуляевской. Первоначально обитель называлась Предтеченской пустынью, а со второй четверти XVIII b. – монастырем. Уже в 1691 году братия (насчитывавшая около 30 человек) построила деревянную церковь, освященную во имя святого Иоанна Предтечи. Это собственно был монастырь святителя Питирима, который строился и содержался на келейные его средства. Первоначально для постройки монастыря было избрано не то место, которое монастырь занимает теперь. Прежнее место находится в полуверсте от берега реки Цны, к востоку в глубине леса. Оно отмечено было деревянным Крестом с распятием Спасителя, водруженным святителем Питиримом. Впоследствии над крестом была устроена деревянная часовня. Предание утверждает, что хотя Владыка Питирим был главою и хозяином в своей обители, но не считался ее настоятелем. Во время частых посещений монастыря, он состоял как бы в числе братии, жил в своей келье строго исполнял все монастырские уставы. По преданию, святитель Питирим собственноручно выкопал в Трегуляевской обители колодец, вода которого возымела благодатные целительные свойства, сохранившийся до нашего времени.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 10 августа 2024 года 28. Суббота. Апп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов. Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница). Свт. Питирима, еп. Тамбовского. Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» или «Радость всех радостей» (службу зри 19 июля) . Тамбовской иконы Божией Матери. Гребневской иконы Божией Матери. Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Смоленской иконы Божией Матери в соединении со службой святых апостолов (без праздничного знака) (А) , а также порядок совершения полиелейной службы в честь Смоленской иконы Божией Матери в соединении со службой свт. Питирима, еп. Тамбовского (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 2й, глас 8й и глас 7й – 5, и апостолов, глас 1й – 3. «Слава» – Богородицы, глас 6й: «Еже радость…», «И ныне» – догматик, глас 5й: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На стиховне стихиры Богородицы, глас 2й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8й: «Радуйся, вселенныя похвало…». По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4й: «К Богородице прилежно…». «Слава» – тропарь апостолов, глас 3й, «И ныне» – праздничный Богородичен Минеи, глас 4й: «Не умолчим никогда…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4й: «К Богородице прилежно…» (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3й, «И ныне» – праздничный Богородичен Минеи, глас 4й: «Не умолчим никогда…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Богородицы. Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1й: «Правоверно чтущия Тя…». «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы, глас тот же: «Пречистая Твоя икона…». Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие Богородицы. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 6й: «Не ввери мя…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Тамбовская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Тамбовской области [ править править код ] История [ править править код ] История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю. Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Димитриевский Иларионовский Троекуровский женский монастырь Россия, Липецкая обл., Лебедянский рн, с. Троекурово, ул. Советская, д. 50. Монастырь расположен на правом берегу реки Красивая Меча в селе Троекурово в 10 километрах от районного центра Липецкой области – города Лебедяни. Истинным основателем Троекуровской обители считают старца Иллариона. Преподобный Иларион Троекуровский согласился на предложение помещика села Троекурово Ивана Ивановича Раевского в 1824 году поселиться в его имении в специально устроенной для него келье близ Димитриевской церкви. С этого времени и до конца своих дней подвижник жил в Троекурове, а народная молва стала именовать его самого Троекуровским затворником. Слава о его подвижнической жизни и огромной духовной силе привлекали к нему многочисленных посетителей. Примерно в середине 1840х годов преподобный Иларион Троекуровский собрал необходимые средства и обратился к Преосвященному Николаю, епископу Тамбовскому с просьбой об открытии в Троекурово женской общины. Был куплен участок земли в деревне Мочилки, который Иларион Троекуровский завещал одной из своих духовных чад и помощниц для устройства женской общины. Сам подвижник не дожил до счастливого дня открытия монастыря. В 1857 году указом Святейшего Синода при селе Троекурово Лебедянского уезда Тамбовской губернии была утверждена Иларионовская женская община. Законными актами за ней были закреплены 362 десятины земли в деревне Мочилки недалеко от Троекурово, приобретенные старцем Иларионом на со бранные деньги. И свыше трех десятин земли в самом Троекурове для построек монастыря. На этом участке в Троекурове находились в то время Димитриевская церковь, келейка затворника Илариона и жилища его послушниц. В 1859 году над могилой старца Илариона вместо часовни был выстроен деревянный храм во имя Владимирской иконы Божией Мате ри. Затворник Иларион уже к этому времени особо почитался за богоугодную жизнь жителями как Тамбовской, так и соседних губерний. Современники ставили его в один ряд с такими великими подвижниками, как Питирим Тамбовский и Серафим Саровский .

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Святитель Питирим Тамбовский ЖМП 8 август 2014 /  «Величаем тя, святителю отче наш Питириме». Памяти святителя Питирима Тамбовского В конце июля 1914 года — в последние мирные дни перед вступлением России в Первую мировую войну — произошло событие огромного духовного и культурного значения для Тамбовского края и всей Русской Православной Церкви. Сто лет назад Бог, «дивный во святых Своих», через многочисленные случаи чудесного исцеления явил миру нового угодника — святителя Питирима. В Тамбове при большом стечении народа прошли торжества прославления, подготовка к которым длилась два с лишним века. «И вот наконец настал давно желанный день, день открытия мощей святителя Питирима. Был ясный день. Соборная площадь с самого раннего утра до поздней ночи полна народу… Трогательным для сердца было богослужение. От всего веяло чем-то праздничным, пасхальным, а сердце радостно бьется в ожидании чего-то необычного… Вот уже пропели “Хвалите имя Господне…” По обеим сторонам гроба святителя стоит уже во всех облачениях духовенство. Один из священнослужителей снял уже покрывало с гробницы угодника Божия… Взоры всех направлены на середину собора, где на особом возвышении стоят мощи святителя… Священнослужители подняли на свои рамена гроб со святыми мощами и вышли на площадь собора через западные двери. Начался крестный ход… Соборная площадь полна народом. Заняты даже крыши домов, прилегающих к собору, верхушки деревьев, одним словом всё то, на чем можно поместиться… Многие плачут от искреннего молитвенного умиления. Наконец мощи святителя Питирима снова возвращаются через западные двери в собор. На другой день после средней Литургии мощи святителя переносятся в верхний храм кафедрального собора, где во время пения “Приидите поклонимся…” мощи ставятся на горнее место, где и пребывают до окончания литургии. Наконец окончилась поздняя литургия… К мощам святителя Питирима стали допускать больных, увечных, слепых и калек, и вдруг потоками полились чудесные исцеления от мощей святителя… А вот слепец-мальчик подходит к гробу… прикладывается к мощам святителя, и вдруг мальчик на всю церковь кричит: “Деда, я вижу тебя”»1. Так в 1914 году «Тамбовские епархиальные ведомости» писали о торжествах по случаю прославления святителя.

http://e-vestnik.ru/church/pamyati_pitir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010