Радуйся, очеса твоя всегда на небо возводивый; радуйся, славу Небесную паче всего возлюбивый. Радуйся, непрестанными молитвами сердце твое освятивый; радуйся, мысль твою в Бозе утвердивый. Радуйся, яко Прокопиа святаго, молитвенника дерзновеннаго всегда имел еси; радуйся, яко сему споспешествующу, в радость Господа твоего вшел еси. Радуйся, яко в райских обителех ныне пребываеши; радуйся, яко от Горних высот и нас, многогрешных, милостивно назираеши. Радуйся, святителю Питириме, Тамбовский чудотворче. Кондак 6 Проповедник веры православныя и ревнитель благочестия словом и житием твоим был еси, святителю Питириме. Темже духовная паства твоя непрестанно памятует и вся Российская страна достойно ныне прославляет труды твоя, имиже трудился еси, присно взывая ко Господу: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси во Церкви Тамбовстей светом Христова учения и ревностию твоею о славе Божией, святителю отче Питириме: ты бо, красоту Господню возлюбив, о устроении храмов святых и о благочинии церковнем всеусердно прилежал еси. Сего ради воспеваем ти сице: Радуйся, славы Христовы ревнителю; радуйся, храмов святых строителю. Радуйся, благочиния церковнаго строгий блюстителю; радуйся, чтения и пения Божественнаго искусный учителю. Радуйся, яко тобою Церковь Русская благоукрасися; радуйся, яко в ней вера Христова тобою утвердися. Радуйся, града Тамбова славо и украшение; радуйся, всем нам защито и ограждение. Радуйся, святителю Питириме, Тамбовский чудотворче. Кондак 7 Хотяй невозбранно возноситися духом в Горняя Селения, безмолвие пустыни возлюбил еси, отче Питириме, идеже многи дни в посте и молитве подвизался еси, овогда же со святителем Митрофаном, другом твоим, беседовал еси, воспевая с ним купно хвалебную песнь: Аллилуиа. Икос 7 Новую обитель в месте пустыннем, якоже тихую пристань, во славу Предтечи Господня создав и в самом граде Тамбове с сестрою твоею Екатериною обитель женскую устроив, сим явил еси нам, отче Питириме, велию твою любовь ко обителем святым. Сего ради воспеваем ти похвальная сия:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Помимо монастырского лазарета великая княгиня посетила городской лазарет, лазарет в доме Егоровых, лазарет Красного креста и лазарет Вознесенского монастыря. В лазарете Красного креста, увидев на столе одного из раненых брошюру «Святитель Питирим, его жизнь и чудеса», великая княгиня выразила желание приобрести такие же брошюры для раздачи раненым в московских лазаретах и для отсылки на фронт. Вечером, в присутствии великой княгини, в доме губернатора состоялось заседание Тамбовского отделения Елисаветинского комитета, после окончания которого Ее Высочество вновь побывала в кафедральном соборе, где приложилась к раке со святыми мощами святителя Питирима, а затем посетила всеми почитаемую в Тамбове Μ. Ф. Чернову, расслабленную более 47 лет. В ночь на 3 апреля великая княгиня отбыла из Тамбова 189 . 1915 год не стал исключением в заведенном архиепископом Кириллом порядке обозрения епархиальных храмов и монастырей, хотя по условиям военного времени поездки были более кратковременны. Первая поездка была совершена 25–26 апреля в г. Козлов для освящения придела Троицкой церкви 190 . Вторая длилась также два дня (23–24 мая) и была посвящена обозрению церквей 5-го благочиннического округа Тамбовского уезда 191 . Третья поездка была более продолжительной: с 3 по 10 июня, и включала посещение г. Кирсанова и тридцати четырех сел Тамбовского и Кирсановского уездов 192 . Четвертая поездка была предпринята с 26 по 30 июня для обозрения Тихвинско-Богородицкого монастыря, церквей г. Кирсанова, а также 14 приходов Кирсановского и Тамбовского уездов 193 . Наконец, пятая поездка архиепископа Кирилла была им совершена с 8 по 24 июля 1915 года для посещения монастырей и церквей Шацкого, Темниковского и Спасского уездов 194 . Особое расположение владыки к монастырям выразилось и в этот раз в том, что он останавливался в каждом из них на несколько дней. Следует ли говорить, что для епархиальных архиереев той поры проживание в монастырях в течение нескольких дней было крайней редкостью. В эту поездку владыка провел в Вышенской пустыни четыре дня (с 10 по 13 июля), столько же – в Саровской (с 16 по 19 июля), два дня в Санаксарском монастыре 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Казанского Богородицкого мужского монастыря в г. Казани. 2) Назначить игумена Питирима (Рыбанина) наместником Казанского Богородицкого мужского монастыря г. Казани. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла об освобождении игумена Мефодия (Илюточкина) от обязанностей наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рыбновского района Рязанской области по состоянию здоровья и о назначении на эту должность иеромонаха Дионисия (Порубай). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Освободить игумена Мефодия (Илюточкина) от обязанностей наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рыбновского района Рязанской области. 2) Назначить иеромонаха Дионисия (Порубай) наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рыбновского района Рязанской области. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о назначении иеромонаха Александра (Арва) настоятелем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Приозерского района Ленинградской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Александра (Арва) настоятелем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Приозерского района Ленинградской области. СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного Епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия о благословении на открытие Трегуляевского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в поселке Трегуляй Тамбовского района Тамбовской области. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Трегуляевского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в поселке Трегуляй Тамбовского района Тамбовской области. СЛУШАЛИ: 8. Прошение Преосвященного Епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия о благословении на открытие Козловского Свято-Троицкого мужского монастыря в городе Мичуринске Тамбовской области. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Козловского Свято-Троицкого мужского монастыря в городе Мичуринске Тамбовской области. СЛУШАЛИ: 9. Прошение Преосвященного Епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия о благословении на открытие Сухотинского Знаменского женского монастыря в селе Сухотинка Знаменского района Тамбовской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206540...

Тамбовская епархия отмечает 325-летие со дня основания 7 августа 2007 г. 09:34 Торжества в честь 325-летия Тамбовской епархии начались в понедельник 6 августа открытием восстановленного Казанского монастыря в Тамбове. После 80-летнего забвения на главах его храма вновь засияли золоченые православные кресты. На богослужение пришли тысячи жителей, чиновники областной и городской власти. «В год юбилея с участием прихожан возрождены крупнейший в области православный духовный центр " Мамонтова пустынь " , единственный в епархии Вознесенский женский монастырь, святой источник, открытый три века назад святителем Питиримом, начавшим строительство церквей и храмов на Тамбовской земле», — рассказал епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий . Справка: Тамбовская епархия основана в 1682 г. по указу царя Феодора Алексеевича при Патриархе Иоакиме. Первоначально в состав епархии входили города Тамбов, Козлов, Борисоглебск; насчитывалось 160 церквей. В 1699 г. Тамбовская епархия была закрыта и перешла в ведение Рязанской епархии. С 1720 г. находилась в ведении Воронежской епархии. С 1721 г. Тамбовская кафедра перешла под управление Московской синодальной конторы, и только в 1758 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны была восстановлена. В это время в состав Тамбовской епархии помимо Тамбова и Козлова входили города: Добрый, Керенск, Наровчат, Верхний и Нижний Ломов, Троицк. В 1764 г. границы епархии расширились. В ее состав вошли города: Пенза, Борисоглебск, Инсар, Мокшанск. С 1779 г. добавились города: Саранск, Моршанск, Кирсанов, Раненбург, Сердобск и Чембар. Окончательные границы епархии установились к 1803 г. Она административно не выходила из границ Тамбовской губернии, утвержденных в 1796 г. К этому времени на территории епархии насчитывалось около 900 церквей, к 1917 г. их уже было около 1500, в них служило больше 3000 священнослужителей. Вся епархия была разделена на 59 округов. К концу 30-х гг. XX в. Тамбовская епархия была полностью уничтожена. На ее территории не осталось ни одного действующего прихода. Восстановление епархии началось в октябре 1943 г., когда был открыт первый храм в г. Тамбове. К 1948 г. в епархии действовало 49 храмов, в них служило 109 священнослужителей. К 1988 г. в Тамбовской епархии было 37 храмов. За последние годы восстановлено и отстроено заново 118 храмов, монастырей, соборов. Патриархия.ru/ ИТАР-ТАСС Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/277779.htm...

Святые Тамбовской земли: 10 самых известных подвижников 10 августа Русская Церковь празднует память Собора Тамбовских святых — подвижников, жизнь которых так или иначе была связана с Тамбовской землей. Имена как минимум десятерых их них вам хорошо знакомы. 10 августа, 2012 10 августа Русская Церковь празднует память Собора Тамбовских святых — подвижников, жизнь которых так или иначе была связана с Тамбовской землей. Имена как минимум десятерых их них вам хорошо знакомы. 10 августа Русская Церковь празднует память Собора Тамбовских святых — подвижников, жизнь которых так или иначе была связана с Тамбовской землей. Имена как минимум десятерых из них вам хорошо знакомы. 1. Святитель Питирим Тамбовский Христианин, монах, священник, наместник монастыря, архиерей, строитель монастырей и кафедрального собора, который он не успел увидеть… Итог жизни этого человека подводят слова из рукописи: «Вся паства от высокородного до худородного, от богатого до бедного, от господина до раба долго, долго скорбела и плакала о святителе Питириме, как об отце родном». 2. Преподобный Серафим Саровский Купец, не похожий на других купцов, и монах, которого не понимали другие монахи. Человек, живший пасхальной радостью в условиях, которые современному человеку показались бы невыносимыми — и, наверное, единственный святой, при упоминании имени которого почти все православные христиане непроизвольно улыбаются. 3. Преподобный Амвросий Оптинский Бойкий юноша, совершенно не представлявший себя в монастыре — и известный на всю Русь Оптинский старец. Человек, умевший быть жизнерадостным даже во многолетней болезни и облекавший глубокие духовные наставления в форму легко запоминающихся поговорок. «Как жить?» — «Надо жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». 4. Святитель Феофан Затворник Ученый монах, повидавший мир, успевший побыть и ректором Духовной академии, и архиереем… В конце жизни он предпочел бурной деятельности и широким горизонтам затвор в малоизвестной обители. Именно там была написала б о льшая часть трудов, раскрывающих горизонты духовной жизни поколениям христиан последующих веков. 5. Преподобный Силуан Афонский

http://pravmir.ru/svyatye-tambovskoj-zem...

Из жизни святителя Питирима осталось отмеченным еще то, что он в 1690 году был вызываем в Москву для избрания, по смерти патриарха Иоакима, нового и участвовал в избрании патриарха Адриана. «Преосвященный Питирим, как говорится в Тамбовской летописи, в жизни своей пас с ревностью врученное ему Богом стадо, преуспевая в добродетелях». Все великие заслуги и труды святителя служили только внешним выражением внутреннего его совершенства и добродетели. Он был истинный пастырь словесного стада Христова. Но, к сожалению Тамбовской паствы, недолго жил их многоуважаемый архипастырь. Преосвященный Питирим правил Тамбовской епархией 13 лет и пять месяцев. Он скончался в 1698 году июля 28 числа, 54 лет от роду. Тело святителя, согласно его завещанию, было погребено в соборе, им начатом, в приделе святителя Николая у южной стены против столба, за правым клиросом. Над местом, где положено тело святителя, поставлена деревянная, резная, по краям украшенная золотом, гробница. А сверх ее серебряная доска с вычеканным изображением свят. Питирима. Над его могилой написано было еще современниками святителя следующее надгробие: «Божией милостью преосвященный Питирим епископ Тамбовский, егоже честное и многотрудное тело положено в сем месте. Аминь». С течением времени, уважение к памяти святителя не только не уменьшилось, но год от года увеличивалось, особенно с 1832 г., по случаю некоторых чудесных исцелений при гробнице святителя. С незапамятных времен при его могиле многие служили по нем панихиды; так, и число почитателей памяти его умножается; все, посещающие кафедральный собор, за священный долг считают отслужить по нем панихиду. 28 июля, день кончины святителя, год от года становится дли жителей Тамбова настоящим торжеством. Большим уважением пользуется в Тамбове так называемый Питиримов колодезь. По преданию, он был выкопан самим святителем. Этот колодезь находится в недальнем месте от прежде бывшего архиерейского дома, устроенного святителем Питиримом, и по такой близости к нему можно видеть, что он действительно принадлежал к Питиримову дому. К колодцу по горе устроена каменная лестница, а самый колодезь отделан белым камнем, и над колодцем устроен в Византийском вкусе, вроде часовни, навес с различными живописными изображениями. Как лестница, так и навес, устроены усердием почитателей памяти святителя. Из означенного колодца многие берут воду, с верой принимают ее во время болезни, а в летнее время многие богомольцы обливаются ею близ самого колодца. 28 июля, в день памяти святителя Питирима, к этому колодцу бывает крестный ход и совершается в нем водоосвящение. Крестный ход установлен епископом Тамбовским Феофаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Участники конкурса «Православная инициатива» открывают забытые факты истории 2 мин., 01.09.2014 31 августа патриарх Кирилл встретился в Тамбове с победителями грантового конкурса «Православная инициатива» от Тамбовской митрополии. О проекте «Передвижная выставочная экспозиция «Святитель Питирим Тамбовский: начало и конец Российской империи. К 100-летию канонизации», ставшего победителем конкурса в 2012-13 годах, «Фоме» рассказала один из его авторов, преподаватель Тамбовской семинарии Марина Александровна Климкова. По ее словам, проект, включающий в себя два этапа – исследовательский и просветительский, открыл «неожиданные и уникальные» факты. - В результате исследования мы уточнили даты жизни и кончины святителя Питирима. В Житии зафиксированы даты 1645-1698, но еще дореволюционные историки С.Н. Введенский и Н.И. Орлов указывали на то, что есть документы, свидетельствующие, что святитель почил на год раньше. И, действительно, мы нашли в Государственном архиве Тамбовской области документ XVII века, который подтверждает, что святитель Питирим скончался в 1697 году, - рассказала Марина Климкова. Она отметила, что сейчас под грифом Издательского совета переиздается тираж дореволюционной книги Введенского, на которую ранее «никто не обращал внимания». Среди других интересных открытий, которые удалось сделать в рамках проекта, его автор отметила обнаружение месторасположения древнейшей тамбовской обители – Цнинского Троицкого монастыря, первое упоминание о котором относится к 1615 году. По ее словам, он был приписан к московскому Чудову монастырю в Кремле. - Об этом монастыре тоже все забыли, его история, в общем-то, давно закончилась и его никто нигде не упоминал. И вдруг, сейчас, когда президент России говорит о возможном восстановлении Чудова монастыря в Кремле, у нас параллельно происходит открытие одной из его вотчин в Тамбовском крае, - поделилась Марина Климкова. Говоря о втором этапе проекта, преподаватель семинарии рассказала, что на первых порах передвижная экспозиция объедет Тамбовскую митрополию.

http://foma.ru/uchastniki-konkursa-pravo...

Но в жизни Тамбовского края в эти тяжелые для всей страны годы были и отрадные моменты. Так, по ходатайству архиепископа Кирилла, Святейший Синод установил ежегодное празднование 29 июля Тамбовской иконе Божией Матери, находящейся в тамбовской Богородичной церкви, с совершением крестного хода вокруг храма 180 . Владыка Кирилл освятил несколько вновь сооруженных храмов (например, храм святителя Николая, устроенный на средства железнодорожных служащих близ вагонных мастерских). А император Николай II пожертвовал три тысячи рублей на устройство раки для мощей святителя Питирима 181 . 23 декабря 1915 года новая серебряная, вызолоченная рака и сень над нею были освящены архиепископом Кириллом 182 . При многих храмах Тамбовской епархии, по благословению владыки Кирилла, совершались общедоступные чтения о подвижниках благочестия. Так, при Вознесенской церковно-приходской школе г. Липецка Великим и Рождественским постами 1914 года прошли чтения, посвященные памяти епископа Феофана Затворника , святителя Питирима Тамбовского, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского , святителя Иоасафа Белгородского , старца Амвросия Оптинского , святого праведного Иоанна Кронштадтского , в начале 1915 года – чтения о святителе Митрофане Воронежском , а также о религиозном воспитании детей и о распространении христианства на Руси. 10 января 1915 года отмечалось 100-летие со дня рождения епископа Феофана Затворника . По распоряжению владыки Кирилла в этот день поминовение Вышенского подвижника благочестия было совершено во всех храмах и монастырях епархии, а в духовноучебных заведениях были устроены чтения, посвященные его памяти. Сам архиепископ Кирилл совершил в этот день заупокойную литургию в кафедральном соборе, произнеся удивительное слово памяти святителя Феофана: «Слава Господу, сподобляющему нас исполнять заповедь Его, данную чрез апостола: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие. Но усердствуя в поминовении наставников, потщимся, братие, подражать вере их, взирая на кончину жития их. Если где много сокровищ для подражания, то это в жизни святителя Феофана. Отличительною чертою приснопамятного святителя была именно вера, вера в Бога Творца и в великое достоинство Его создания – человека, с его главным украшением – бессмертной душой. На воспитание души, на возможное достижение того, чтобы стать в близкое, тесное общение с Богом, святитель Феофан отдал всего самого себя» 183 . И далее владыка Кирилл сказал о святителе Феофане знаменательные слова, которые прообразовали и его будущий личный путь затворничества, хотя и невольного – ссыльно-тюремного: «Затворник, не видевший людей, оказывался в самом широком общении с многими людьми, вопрошавшими его. Те письма, которые он писал обращавшимся к нему, являются сокровищами для постоянного руководства на пути к спасению» 184 . Этими словами можно было бы описать последние полтора десятилетия жития самого священномученика Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанна Предтечи. По сооружении храма, святитель сам освятил его. Святитель Питирим во все время своего архипастырства, в течение 13 лет, должен был непрестанно учить и назидать своих пасомых. Епархия Тамбовская, собственно, и открыта была для возвращения в лоно Церкви отторгшихся от нее раскольников, а едва ли не большая часть тогдашних жителей Тамбова и Тамбовской епархии были раскольники. Кроме раскольников довольно было тогда в Тамбовской епархии и еще непросвещенных светом Евангелия – язычников. Тамбов, как и другие города этой епархии, населялись тогда татарами, мордвою, черемисами и другими инородцами. Святителю было больно видеть в пределах своей епархии неверующих в истинного Бога, и святая ревность побуждала его к апостольским трудам среди язычников. Мало того, в Тамбовской епархии, как на окраине России, вследствие гражданских и церковных событий того времени, толпами стекались люди беглые, люди неодобрительной нравственности, сюда ссылались и государственные преступники. Понятно, какая тяжелая предстояла архипастырю забота в деле исправления нравственности и религии, требовались неимоверные усилия, чтобы только иметь хотя какой-либо успех в пользу Церкви. Не человеческим, казалось, силам бороться со всеми трудностями и препятствиями, но ревностный к славе Божией архипастырь не падал духом и, при помощи Божией, достойно подвизался на поприще своего апостольского служения. Считая главной своей обязанностью спасение вверенной ему паствы, он во всю жизнь свою не переставал учить и наставлять ее. Он учил дома, был доступен для всех и со всеми обращался с истинно-христианской любовью, но, главным образом, он учил во храме, который в собственном смысле был духовным училищем. Он вразумлял и учил заблуждающихся, учил верных, учил и наставлял и само духовенство. Для водворения православия и для того, чтобы всех заставить непрестанно иметь пред своими глазами орудие нашего спасения – крест Христов и Царицу Небесную, непрестанную нашу Заступницу и Покровительницу, – святитель Питирим воздвиг на двух главных вратах крепости две величественные и боголепные иконы – икону Распятия Спасителя и икону Казанской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось, и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства.Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте святителя Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (село Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года. К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло. Много внимания святитель Питирим уделял устройству монастырей. Обители сыграли немалую роль в освоении Верхоценской волости и значительно способствовали христианскому просвещению народов, населявших край. При содействии монастырей, особенно самых крупных из них, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае православную веру. Монастыри активно помогали епископу развивать недавно созданную Тамбовскую епархию. Одновременно строящийся собор свидетельствовал и о возрастающем влиянии Тамбовской епархии. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось. Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к жизни. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной — от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. Поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятил его во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения. Тамбовский архипастырь отошел ко Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им Смоленской иконы Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», — отмечал один из жизнеописателей святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне было написано: «Не забывайте мя, егода молитеся Господу».

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010