«Школа эта, – рассуждал А. В. Карташев , – является детищем старого строя, который возлагал на нее самые широкие упования, и потому говорить с Временным правительством о сохранении прежнего отношения к этой школе является делом безнадежным... Отказ от услуг церковно-приходской школы должен быть одной из обязательных примет в паспорте республиканского правительства». Очевидно, сам Карташев уже тогда воспринимал систему церковно-приходских школ как один из тех пережитков «древней римско-византийской теократии, «симфонии» православного царства» 243 , с каковыми для блага самой Русской Церкви следовало бы (по мнению Карташева) расстаться. «Министерство не верит, – продолжал министр исповеданий, – в способность духовного ведомства, без правительственной субсидии, сохранить свои школы и потому прибегает к акту почти принудительной передачи школ этого типа в ведомство министерства... Наибольшей мерой уступчивости со стороны этого министерства было бы издание в циркулярном порядке распоряжения о сохранении в руках духовного ведомства школ в тех пунктах, относительно коих будут предоставлены достаточные гарантии, что школа здесь может и будет действовать правильно и сообщать учащимся... минимум знаний, обязательный для государственной школы» 244 . Что касается будущего положения Закона Божия в учебных заведениях, то министр исповеданий надеялся, что пожелания Собора будут приняты к сведению, когда вырабатываемый Госкомитетом законопроект поступит на рассмотрение правительства. Соборное деяние даст тогда Карташеву твердую опору для отстаивания неприкосновенности Закона Божия. В этот же день состоялся прием делегации А. Ф. Керенским. Архиепископ Кирилл так передавал свои впечатления от увиденного в Зимнем дворце: «В вестибюле дворца ни малейшего намека на прежний этикет: впечатление общей прихожей какого-нибудь губернского суда в день процесса с самым разнообразным составом свидетелей... В 2 часа 40 минут дня нас действительно пригласили к министру-председателю. Мимо часового с ружьем прошли мы чрез бильярдную комнату и оказались в одной из библиотечных комнат с лестницей на верхнее отделение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многие священники (например, благочинный 4-го Козловского округа церквей отец Константин Райский) в эти тревожные дни направляли архиепископу Кириллу свои просьбы о немедленном созыве епархиального съезда духовенства, причем предлагалось устроить съезд «на новых началах», то есть с учетом революционных перемен, а именно – с участием представителей низших членов клира. Но владыка слишком хорошо понимал опасность подобного мероприятия, способного превратиться в стихийное неуправляемое митинговое собрание, где наиболее крайние взгляды могут возобладать над трезвыми и спокойными оценками создавшегося в государстве положения. Оттого мудрый архипастырь через епархиальный журнал отвечал на эти призывы, не отказывая себе в определенной доле иронии над наивной убежденностью духовенства, что съезд сможет ответить на вопросы, ответов на которые тогда еще не существовало: «Прошу молитв сопастырей и сам непрестанно молю Господа, чтобы умудрил и укрепил Своею благодатной помощью в опознании и устроении того, что воистину потребно со стороны архипастыря к надлежащему руководительству и надежному поддержанию своих сопастырей в их деятельности в эти мудрые дни. Позволяю себе думать, что немедленный созыв Епархиального съезда по условиям погоды и по недостаточной ясности настроений на местах является мероприятием не самой первой очереди. Надо переждать надвигающееся половодье и, кроме того, дать время детям освободить здания, нужные для занятий съезда и размещения его участников» 220 . Подтверждение правильности принятого владыкой решения и его опасений по поводу неуправляемого характера съезда в случае его немедленного созыва не заставило себя ждать. Владыке поступило весьма резкое письмо от некоего анонимного «иерея Тамбовской губернии», в котором между прочим говорилось: «Русский народ воскрес от смерти и сам кует дальнейшую судьбу свою. Все сословия принимают живейшее участие в устроении революции, и, увы, только в стороне стоит, как всегда, одно запуганное, забитое православное русское духовенство. Прежняя бюрократическая ненавистная народу власть в таких ежовых рукавицах держала духовенство и так заткнуло ему поганой тряпкой – указами – рот, что духовенство, особенно сельское, доселе продолжает молчать, боится разинуть рот. Вы немедленно должны распорядиться, чтобы во всех уездах губернии были созваны благочиннические пастырские собрания и Епархиальный съезд духовенства в лице его депутатов. Сейчас, Владыко, не время сидеть сложа руки и молчать. Берегитесь, Владыко, медлить. Иначе собрания сии пройдут помимо Вас на 6-й неделе Великого поста по приказанию Думы. Тогда пастыри отрекутся от своего архипастыря и заявят Ему: мы не знаем Вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Нам дали два гектара земли, это была мусорка, пустырь. Я служил настоятелем Никольского храма на Елшанском кладбище, это по соседству, и одновременно Владыка Лонгин поставил меня настоятелем еще не построенного Сретенского. И мы с прихожанами Никольской церкви каждое воскресенье после службы шли туда и убирали эту территорию, вырубали тростник, кустарник, вывозили мусор. Построили один домик, второй, а потом потихоньку храм возвели — деревянный, бревенчатый, таких в Саратове только два. — А деньги? Где и как Вы находили жертвователей? — Господь посылал. Постоянных жертвователей, ктиторов, которые вели бы строительство от начала до конца, не было. Строили на народные деньги — кто-то одну тысячу жертвовал, кто-то десять, кто-то сто. Выпрашивать не приходилось. Помню случай: мы уже покрыли крышу и оставались должны сто тысяч за нее. Денег не было, и я помолился святителю Питириму Тамбовскому, которого почитаю с юности, приложился к его мощам — и через некоторое время мне сказали, что отец Виктор Богданов (был такой батюшка, служил в селе Золотом Красноармейского района, очень болел) хочет пожертвовать некую сумму на храм. Я подумал: ну какая там у него сумма может быть, от силы тысяч пять. Отец Виктор жил в общежитии, кто-то из его духовных чад снимал там для него комнату, обстановка была очень бедная. Но предложил он мне сто тысяч рублей. Я не хотел брать: «Вам эти деньги могут понадобиться на лекарства…». Но отец Виктор отрезал: «Я не тебе даю, а Богу!». — Создать дружную приходскую общину подчас лишь немногим проще, чем построить храм, а Вам в Сретенском это удалось — почему? — Вот потому, наверное, и удалось — что люди трудились вместе и между ними возникли теплые отношения. А потом, когда храм был уже построен, мы вместе ездили по святым местам, вместе убирались в храме и на территории. Общая трапеза после воскресного богослужения — это тоже у нас стало традицией, и клир, и миряне собирались за одним столом, как в Древней Церкви. Люди всегда чувствовали, что они здесь нужны, что их здесь, в храме, ждут. Конечно, и по духу люди должны быть близки друг другу, чтоб объединиться. Но Господь Сам собирает таких людей. Где любовь — там и Он. Нужно любить людей, и они ответят любовью.

http://pravmir.ru/lyudi-vidyat-chto-oni-...

Наиболее яркий и неожиданный случай — с акафистом «Державной»: издание, которое оказалось в нашем распоряжении — на нем не были указаны ни место ни год издания, но это явно первые годы или даже месяцы после Февральской революции — снабжено таким заголовком: «Краткий акафист Пресвятей Богородице явления ради чудотворныя Ея иконы " Державныя " , в селе Коломенском, под Москвою, 2-го марта 1917 года». И акафист — действительно краткий: вместо обычных 25 строф он содержит лишь 15. До сих пор нам было известно лишь два таких текста: один был написан священномучеником Серафимом Дмитровским — «Акафист Господу Иисусу Христу, Искупителю и Спасителю грешных, Сладчайшему, в нашествии горчайших искушений и страстей» (17 строф), другой — сербский акафист преподобномученику Аввакуму Белградскому (16 строф). И вдруг выясняется, что сходным образом выглядит одна из редакций — по-видимому, первоначальная — хорошо известного в наши дни акафиста! Кроме того, некоторые акафисты из числа напечатанных до революции, как оказалось, не получали надлежащего одобрения высшей церковной власти. И это не только акафисты свт. Иннокентия Херсонского (еще А.В. Попов в 1903 году сообщал, что не нашел соответствующих синодских дел, за исключением дела по акафисту Архистратигу Михаилу), но и другие — например, акафист святителю Питириму Тамбовскому (автор — Иван Амосов), опубликованный в «Богословском вестнике» в 1916 году, или акафист святителю Феодору Ростовскому, который был издан в 1905 году, по всей видимости, как памятник церковной письменности. — То, о чем Вы говорите, — весьма любопытные факты. Однако в чем здесь проблема? — Проблема в том, что мы сталкиваемся, во-первых, с наличием двух и более редакций одного акафиста — и при этом для современных изданий мы, очевидно, должны рекомендовать какую-то одну. Соответственно, необходимо выработать критерии, по которым будет определяться предпочтительная редакция: наиболее исправная по языку, наиболее объемная или просто самая поздняя. Во-вторых, неясен статус некоторых текстов: то обстоятельство, что они увидели свет до революции, еще не означает автоматически, что они в свое время получили официальное церковное одобрение, а раз не получили, то мы должны подготовить весь необходимый материал, для того чтобы это решение мог принять Священный Синод.

http://patriarchia.ru/db/text/2065896.ht...

Некоторые вещи мы потом переспрашивали, уточняли, но такая возможность была не всегда. Случались и оговорки, не все возможно было выверить по другим источникам. И конечно, пусть читатель имеет снисхождение к тому, что это — всего лишь записи мирских женщин. За неточности понимания и погрешности изложения несем ответственность только мы. Дерзая открыть миру наши скромные сокровища, мы отдаем себе отчет, что «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», но все же надеемся, что «благодать сочувствия» в какой-то степени будет дарована и нам, а главное — ушедшему от нас рассказчику. Вечная ему память! Т. Л. Александрова Т. В. Суздальцева НАША РОДОСЛОВНАЯ Николай (Доброхотов), епископ Тамбовский и Шацкий. Один из предков митрополита Питирима Я происхожу из старинной священнической семьи. Откуда идет мой корень, я не знаю, но с 1685 г. мой род обосновывается в Тамбове, потому что епископ Питирим, назначенный на Тамбовскую кафедру из вяземских архимандритов, привез с собой родную сестру, духовника и небольшую группу священников-миссионеров для того, чтобы просветить мордву. В числе этих миссионеров были и мои предки, — таким образом, с конца XVII в. по епархиальным спискам прослеживается непрерывный большой перечень моих дедов и прадедов. Мой дядя, брат отца, Александр Андреевич, бывший инспектором Тамбовской семинарии, писал об этом диссертацию, но его в двадцатые годы убили, а диссертация, хранившаяся в Тамбовском архиве, погибла вместе с другими документами в 1942 г., когда враг подходил к Воронежу, и в страхе уничтожались все архивы. Так что, к сожалению, остались только семейные предания. Оба моих деда были сельские священники. Один служил в селе под названием Селезни, другой — в селе Космодемьяново. По рассказам о них я и сужу о жизни сельского батюшки, который вместе со своими прихожанами пахал, сеял, доил корову, водил лошадь, на праздниках позволял себе и повеселиться, а прихожане могли к нему запросто подойти, — он был свой в среде своих. Священник Андрей Нечаев, дед митрополита Питирима Отец, Владимир Андреевич, служил в Ильинском храме г. Козлова. Храм был разностильный, из-за того, что неоднократно делались ремонты, росписи в нем сохранились только XIX века. При отце тоже делался ремонт, и в реставрации росписей принимал участие молодой художник Герасимов. Кто бы мог тогда подумать, что со временем он станет президентом Академии художеств! А он, будучи еще студентом, подрабатывал на реставрации церквей.

http://pravoslavie.ru/1957.html

В структуре Института повышения квалификации работников образования создана лаборатория по духовно-нравственному воспитанию и образованию. Также открыто отделение «Православная педагогика» в Тамбовском педагогическом колледже. Во всех муниципальных образованиях области действуют муниципальные центры духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Указанные структуры осуществляют свои функции в тесном контакте с Отделом религиозного образования и катехизации епархии, с благочинными и настоятелями приходов. На данном этапе разработана и в ближайшее время будет принята областная целевая программа: «Духовно-нравственное воспитание граждан Тамбовской области на 2012-2015 годы». Предусмотренный ею комплекс просветительских мероприятий позволит создать благоприятные условия для дальнейшего успешного сотрудничества светских структур и религиозных организаций в решении актуальных задач по возрождению духовно-нравственных основ жизни общества. — Владыка, какие учебные заведения Вы могли бы привести в пример по уровню, качеству в эффективности преподавания Основ православной культуры, и каким критериям они отвечают? — Для реализации модуля «Основы православной культуры», который, согласно последнему мониторингу, на 2012-2013 учебный год избрали 93% законных представителей обучающихся, необходимо было создать несколько базовых экспериментальных площадок, где уже имелся положительный опыт преподавания курсов духовно-нравственной направленности. Такими площадками в области стали: гимназия 7 имени святителя Питирима города Тамбова; МОУ Новолядинская СОШ Тамбовского района; МОУ СОШ 1 города Мичуринска; школа совхоза имени Ленина Мордовского района. Каждая из названных площадок реализует свою модель духовно-нравственного образования и воспитания. Основными в их деятельности явились следующие задачи. Первая — опережающая разработка учебных занятий по конкретным темам модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики». Интересен опыт решения обозначенной задачи педагогическими коллективами города Мичуринска.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Алеша Верховцевых навлек гнев Сержа, хотя и сам, кажется, действительно кое-чем погорячился, но все же удаляют его куда-то в Рыльск 478 , да по прежнему шаблону – без суда и, еще хуже, быть может, по желанию известной Вам Женички 479 . Это, конечно, вопиющее безобразие, и я на его месте просто ушел бы в отставку и остался бы со своими детьми. Сейчас там целая каша, и я отнюдь не желаю, чтобы она была расхлебана. Эту манеру надо оставить прежнему церковному быту и забыть ее раз навсегда вместе с ним. Что касается «корки», то хотелось бы мне, чтобы Вы были правы, что я или возвожу на себя напраслину, или это необходимо для воспитания в себе духа действительной кротости и безгневия. Я почел бы большой радостью ехать вместе с Вами. Мне кажется, что придется приехать к Вам, потом на автобусе в Чимкент и тем же способом в Кзыл-Орду. Но одна дорога до Кзыл-Орды встанет, таким образом, около ста рублей, но и зимовать здесь тоже не особенно хотелось бы. Будем надеяться, что Господь устроит все это так, как лучше для нас обоих. Передайте мой привет святителям и братии. Мы все благополучны. Да хранит Вас Христос. Будете писать Наталье Дмитриевне – привет от меня. Мир Вам. Быть может, преосвященный Митрофан 480 не успеет написать Вам: ему крайне необходим веронал, какого здесь нет. Не пришлете ли его ему? 3. Отцу Михаилу День Смоленской Матери Божией и св. Питирима Тамбовского, Спасибо сердечное, дорогой отец Михаил, за двойное письмо. В том и другом слышатся те грустные нотки, какие как диссонанс неминуемый, а быть может, аскетически необходимый всегда почти и у всех, вплетается в те нравственные настроения, какими звучат мелодии наших многоразличных переживаний на всем протяжении жизни. Мы и, быть может, мы, живущие теперь по преимуществу, утеряли равновесие и нормы духа и тела, и потому все наши радости или неполны, или отравлены неминуемой реакцией с той или иной стороны. Цель каждой человеческой жизни – в данной телесности найти бисеры неизменяемой духовности и ими благоукрасить все текучее и изменяющееся. В браке и его радостях, быть может, это гораздо сложнее, чем в безбрачии, но отнюдь не труднее. Нет греха в наслаждении смотреть на небо, усеянное мерцающими звездами, мы не окаяваем себя за то, что наша грудь с жадностью дышит чистым, прохладным воздухом и т. д. То же должно быть и в иных потребностях и их удовлетворении нашей телесной природы. Они становятся только тогда опасными, когда ставятся как самоцель и как главное и превалирующее. Сон, еда и другое необходимы, но, конечно, они при напряженных и высоких требованиях духа часто становятся на пути его переживаний, и мы чувствуем немощь нашей плоти. Так, мне кажется, нужно смотреть и Вам, не расхолаживая горячности своего духа, на все то, о чем писали и Вы и Наталья Дмитриевна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Тамбовской областной Думе прошли IX Рождественские Парламентские встречи 3 декабря 2022 г. 15:05 2 декабря 2022 года в Тамбовской областной Думе состоялись IX Региональные Рождественские Парламентские встречи «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Форум проводится Тамбовской областной Думой совместно с Тамбовской епархией при участии Управления образования и науки Тамбовской области, ТОГБУ «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия " Преображение " ». Региональные Рождественские Парламентские встречи проходят в рамках XXVII Питиримовских духовно-образовательных чтений Тамбовской епархии. Их основная цель — развитие взаимоотношений Тамбовской митрополии с законодательными и исполнительными органами государственной власти Тамбовского региона в образовательно-культурной и социальной сферах. Работу Парламентских встреч возглавили председатель Тамбовской областной Думы Е.А. Матушкин и митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий . Участниками форума стали депутаты Тамбовской областной Думы VII созыва, председатели районных и городских Советов народных депутатов Тамбовской области, представители исполнительных органов власти в сфере образования, руководители епархиальных отделов, благочинные Тамбовской епархии, а также педагоги образовательных организаций Тамбовской, Белгородской и Воронежской областей. Перед началом пленарного заседания Е.А. Матушкин и владыка Феодосий осмотрели выставочные экспозиции — книжную выставку из фондов Тамбовской епархиальной библиотеки «Духовный выбор личности, общества, семьи и государства» и работы победителей регионального этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», размещенные в фойе Тамбовской областной Думы. Культурная программа Парламентских встреч была представлена вокальной группой «Благовест» отделения православной педагогики им. преподобного Сергия Радонежского Педагогического колледжа города Тамбова под управлением Н.В. Царан. Пленарное заседание открылось показом видеофильма, посвященного становлению и развитию православного образования и духовно-нравственного воспитания в России.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Факт созыва Церковного Собора, который никак не мог быть собран при прежнем государственном строе, с достаточным красноречием подтверждает эту мысль. Но предоставляя Церкви полную свободу в ее внутренней жизни, правительство не может не порвать тех пут, которые мешают новому строю стать внеконфессиональным... Поэтому все, что может обещать в данном случае Временное правительство, – это свою заботу, чтобы процесс размежевания между церковно-школьным ведомством и Министерством народного просвещения проходил с меньшею болезненностью при решении вопроса о том, чьи нужды должно обслуживать данное школьное помещение в ближайшее учебное время: школы министерской или церковной. Что же касается самого закона 20 июня 1917 года, то он никоим образом не может быть отменен» 246 . В ответ на это Н. Д. Кузнецов заметил, что церковно-приходские школы способны давать своим ученикам весь тот образовательный материал, какой окажется обязательным для школы государственной, и перейдут в ведение прихода, которому правительство может доверять, как оно доверяет земским и городским обществам. К тому же установление правительственного контроля за состоянием школьного дела остается в руках государства. Обращал Н. Д. Кузнецов внимание и на очевидное нарушение законом от 20 июня 1917 года имущественных прав Церкви. Так, согласно ст. 2 отдела II, здания церковно-приходских школ, построенных на средства церквей, монастырей и братств при каком-либо пособии церковно-школьного строительного фонда, не только изымались без всякого возмещения средств, истраченных церковными организациями, но последние обязывались вернуть ту часть средств, которая была потрачена царской казной на строительство церковно-приходских школ, причем «долг» следовало уплатить до 1 января 1920 года» 247 . К этому времени А. Ф. Керенский, его адъютанты и появившиеся во время беседы министр иностранных дел и министр торговли и промышленности начали обнаруживать признаки нетерпения и желания окончить дальнейший разговор. Поэтому беседа о положении Закона Божия в школе получилась краткой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После присоединении Тамбовской епархии и г. Борисоглебска к Синодальной области южные границы её отодвинулись до устья реки Вороны в Хопер, где стояла Новохоперская крепость, построенная в 1710 г. и принадлежавшая Воронежской епархии. 291 Восточнее – в бассейне р. Медведицы Синодальная область граничила с Астраханской епархией. В расширенном объеме, в 1724 г., в Синодальной области было всего – 4675 церквей. 292 В 1725 г. 19 церквей Ржевского уезда, Новоторжской приписи отошли со всеми доходами в Синодальную область, они издревле состояли в Новгородской епархии и только по указу патриарха Иоакима, «незнаемо каким случаем», были приписаны к Патриаршей области. В 1721 г. 28 апреля по просьбе новгородского архиепископа Феодосия погосты были возвращены ему, в уважение жалоб духовенства. Патриаршие ржевские и тверские приказные люди, дворяне и солдаты, «чинили отписанному духовенству многие убытки в денежных сборах». 293 Любопытно рассуждение самого Синода по поводу вторичного присоединения ржевских церквей к бывшей Патриаршей области. 24 мая 1725 г. Синод рассуждал так: 19 погостов Ижевского уезда 28 апреля 1721 г. приписаны были к Новгородской епархии «для лучшего токмо обретающихся тамо церковников охранения», ныне же «для многого в Синодальном штате недостатка» доходы ржевских погостов оказались «зело нужными», а потому и приговорил, «отреша их от Новгородской епархии» со всеми доходами приписать в ведомство Синодального дома. 294 Таким образом, материальный интерес по-прежнему брал перевес над охранением церковников даже у самого Св. Синода. Тот же материальный интерес, долго был одной из главных причин двойственности епархиальной подведомственности городов и уездов Синодальной области, пограничных с Нижегородской епархией и переполненных раскольниками. Как известно, города Балахна, Юрьевец-Повольский и часть Галицкого уезда по р. Унжу по денежным делам ведались в бывшем Патриаршем Приказе, а по другим отраслям епархиального управления давно подлежали ведению нижегородского епископа Питирима. При учреждении Св. Синода Питирим писал (26 февраля 1721 г.) Феодосию, архиепископу новгородскому: «про Арзамас и Вязники доложить Государю, чтобы им быть в Нижегородской епархии, понеже раскольников тут много» и архиерею (т. е. Питириму) за ними следить нельзя, потому они не его епархии, и из Нижегородской епархии (раскольники) тут укрываются». 295 Приговор Св. Синода состоялся через год. 15 февраля 1722 г. определено: «города Яропольч, Гороховец, Арзамас и Вязниковскую Слободу и уездных всякого звания людей духовными и раскольническими делами и поставлением во священство, кроме сборов, которые собирались и высылались в прежде бывший патриарший дом, а ныне присылаются в Свят. Правит. Синод, ведать преосвященному Питириму». Последний обязывался, доставлять в Синод двойные раскольничьи оклады. 296 То же самое, только раньше (25 сентября 1721 г.), подтверждено относительно Юрьевца-Повольского. 297

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010