7. В области церковно-канонического наследия митр. Антония отметим: а) до революции: неустанную проповедь митр. Антония о необходимости восстановления патриаршества на Руси; б) после революции: обоснование им возможности и необходимости сохранения Русской Церкви в условиях изгнанничества за границей. Глава третья. Архиепископ Феофан (Быстров) §1. Жизнеописание Архиеп. Феофан Полтавский и Переяславский (в миру Василий Димитриевич Быстров) родился 1/14 января 1872 г. (по другим данным, в 1873 г.) в селе Подмошье Новгородской (по другим данным Санкт-Петербургской) губернии в семье сельского священника. По окончании духовного училища и духовной семинарии, он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Окончил свое академическое образование архиеп. Феофан в 1896 г. первым магистрантом и был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата. В 1897 г. архиеп. Феофан был назначен исправляющим должность доцента академии по кафедре Библейской истории. В 1898 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонахи. В 1901 г. возведен в сан архимандрита и определен исправляющим должность инспектора академии. В 1905 г. удостоен степени магистра богословия. В том же году возведен в звание экстраординарного профессора и утвержден в должности инспектора академии. 1 февраля 1909 г. архиеп. Феофан был назначен ректором академии, а 22-го февраля состоялась его хиротония во епископа Ямбургского, четвертого викария Санкт-Петербургской епархии. В то время некоторые профессора академии впали в вольнодумство. Преосвященный Феофан как ректор не раз входил в столкновения на этой почве с либеральными профессорами. Ему удалось высоко поднять религиозно-нравственную настроенность студентов и привить им уважение к авторитету святых отцов Церкви. В бытность архиеп. Феофана архимандритом на него обратила внимание св. мученица императрица Александра Феодоровна. Вскоре он стал ее негласным духовником и собеседником по религиозно-нравственным и философским вопросам, что продолжалось до его отъезда из столицы. Уже за границей архиеп. Феофан не раз вспоминал, как он совершал Божественную литургию в дворцовом храме в будничные дни, а государыня императрица и ее дочери пели на клиросе и исповедовались всегда со слезами. Хорошо знал и глубоко чтил владыка и св. царя мученика Николая II.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

прот. Константин Борщ Часть IV. Взгляд на имяславие сегодня 1997–2001 Глава 1. Святитель Феофан Полтавский, новый затворник. Творения 881 СПб., 1997 г. Житие Святителя и учение об Имени Божием Предисловие Архиепископ Феофан Полтавский хорошо известен в России как духовник Царской Семьи Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в 1874 году под Петербургом в с. Подмошья, Новгородской губернии в семье сельского священника. Он был наречён именем Василия Великого – одного из трёх великих вселенских учителей и святителей Церкви. Из-за бедности большой семьи его рано отдали родители в Духовное училище при Александро-Невской лавре. Именно в лавре, где жили тогда духоносные старцы, прошло его духовное возрастание. Здесь, в Петербурге, его жизнь была связана с именами профессоров Духовной Академии В.В. Болотовым , А.П. Лопухиным . Он лично знал батюшку отца Иоанна Кронштадтского и совершал с ним богослужения. После блестящего окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии В.Д. Быстров был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. В скором времени он принял монашество, а в 1905 году архимандрит Феофан был назначен в Академии инспектором. Почти 20 лет, с 1891 по 1910 годы, он провёл в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1909 г. архимандрит Феофан был рукоположен в епископа. В своём слове к Святейшему Синоду при наречении, отличающемся подлинным монашеским смирением, он признал склонность своей души к аскетическому подвигу, так отчётливо проявившуюся в его святительской жизни: «Лично сам я никогда не увлекался общественным служением и не искал его, и даже, по мере возможности, уклонялся от него. И если, несмотря на такое моё настроение, я призываюсь к этому служению, то верю, что на это есть действительно воля Божия». В том же году он был назначен ректором Петербургской Духовной Академии. Преосвященный Феофан в период своего ректорства в Санкт-Петербургской Духовной Академии, несмотря на все протесты части профессуры, подпавшей под влияние Запада, заявляемые во имя антихристовой «свободы», исповеднически исполнял свой священный долг. Он всегда был мужественным и бескомпромиссным защитником Святоотеческого Православия. Творения святых Отцов были изучены им с удивительной тщательностью и проникновенной основательностью. Он имел энциклопедические знания во всех богословских сферах. Когда на Московском Всероссийском Соборе 1917–1918 гг. модернисты почтительно задали ему вопрос: «Если вы, Владыко, не уступите стремительным волнам времени... с кем Вы останетесь? Одни останетесь». На что владыка кротко заметил: «Я останусь со святым князем Владимиром, Просветителем Руси, с преподобными Антонием и Феодосием, Печерскими чудотворцами, со святителями и чудотворцами Московскими, с преподобными Сергием и Серафимом...»

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

В 1905 году вышла его магистерская диссертация, после чего архимандрит Феофан был возведен в звание экстраординарного профессора, а также утвержден в должности инспектора Академии. В том же году он был впервые принят Государем Императором Николаем и вскоре получил предложение стать духовником Царской Семьи. Архимандрит Феофан не был политическим или административным советником Императора –– он был “совестью Царя” и оказывал доброе влияние на всю Августейшую Семью. 1 февраля 1909 года его назначили ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через три недели, 22 февраля, в соборе Александро-Невской Лавры Первенствующий Член Святейшего Синода, Высокопреосвященный Антоний (Вадковский) и другие прибывшие в столицу иерархи совершили хиротонию архимандрита Феофана во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Новопосвященный епископ Феофан получил в подарок от Государя Николая Государыни Александры Федоровны и всей Августейшей Семьи панагию, такую же, какую носил затворник Вышенский Преосвященный Феофан, – с изображением Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, провел владыка Феофан в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии, подвизаясь одновременно на трех поприщах: научно-академическом, пастырско-священническом и монашеско-аскетическом. Он прошел путь от студента Академии до ее ректора. Особое место в эти годы в его душе занимал Валаамский монастырь, где он часто уединялся. Нередко также он ездил к старцам в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры, где в начале ХХ века подвизались два благодатных старца – отец Исидор и отец Варнава. В 1910 году был переведен в Крым – на Симферопольскую кафедру. 25 июня 1912-го святитель Феофан назначен епископом Астраханским. На новом месте служения Владыка перенес изнурившую его малярию, обострились и давнишние болезни горла. В следующем, 1913-ом, году владыка Феофан возвратился в центральный регион империи – в Полтаву – с повышением в сане: архиепископ Полтавский и Переяславский. На Полтавской кафедре архиепископ Феофан прослужил до 1919 года. О служении в этом городе в книге “Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874– 1940)” рассказывается так:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

В год поступления Василия Быстрова в академию произошел ряд перемещений как в составе иерархии, так и в администрации духовной школы. 7 сентября 1892 года скончался митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) , и митрополитом Петербургским стал Палладий (Раев) . Возглавлявший академию с 1887 года епископ Антоний (Вадковский) оставил ректорство в связи с назначением его 24 сентября 1892 года на кафедру новообразованной Финляндской епархии с возведением в сан архиепископа. Ректором академии стал архимандрит Борис (Плотников) . Инспектором по-прежнему был архимандрит Михаил Ермаков. В следующем, 1893 году произошла новая смена начальствующих в академии. Ректором стал епископ Никандр Молчанов, инспектором – доктор церковной истории, профессор по кафедре церковной археологии Николай Васильевич Покровский . В 1895 году епископа Никандра сменил на ректорстве епископ Иоанн Кратиров. В 1896 году Василий Быстров окончил курс С.-Петербургской Духовной академии первым магистрантом. Представленное им курсовое сочинение имело название: «Ветхозаветное Божественное имя Иегова, его происхождение, значение и употребление в книге Бытия». В отзыве об этом сочинении заслуженного ординарного профессора Феодора Герасимовича Елеонского было сказано: «Сочинение г. Быстрова представляется заслуживающим не только присуждения автору степени кандидата богословия, но и допущения, при некоторых изменениях и дополнениях, к соисканию степени магистра. Во всяком случае этот труд заслуживает особенного внимания со стороны Совета Академии». Кандидату богословия Василию Быстрову было разрешено переработать его кандидатское сочинение в магистерскую диссертацию, и Совет академии принял решение об оставлении его профессорским стипендиатом по кафедре Библейского богословия. Профессорским стипендиатом на тот же 1896/97 год был оставлен также Николай Сагарда 9 . В 1897 году, после представления стипендиатского отчета, Василий Быстров был избран Советом академии и утвержден митрополитом Палладием в звании исправляющего должность доцента академии по кафедре Библейской истории 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Получив начальное богословское образование в Духовном училище, Василий Быстров продолжил обучение в семинарии. Здесь он также прилежным изучением всех дисциплин развивал свои интеллектуальные способности, благодаря которым переходил из класса в класс, обгоняя своих сверстников. Окончание курса семинарии будущего архиерея-богослова было блестящим. Его фамилия открывала список выпускников первого разряда 6 . Позднее имя будущего ректора С.-Петербургской Духовной Академии исследователи ее исторического пути будут ставить в один ряд с именами «крупных ученых, выдающихся профессоров, которые вышли из числа воспитанников семинарии» 7 . Точно так же список лиц, зачисленных в число студентов С.-Петербургской Духовной Академии по результатам вступительных экзаменов начинался фамилией ее будущего ректора. Однако может показаться несколько странным, что столь талантливого студента «школьные занятия не увлекали» 8 . Наибольшее разочарование юному Василию Быстрову принесло тщательное изучение философии. Надеясь найти в ней ответ на вопрос о смысле жизни, он обнаружил, что все философы, чьи сочинения были доступны «скрупулезному исследователю», каждый по-своему, решали этот главнейший для всякого человека вопрос, так и не приходя к единству. Вывод, сделанный в результате такого открытия, о том, что единоличное умствование, пусть даже основанное на строгих законах логики, не может привести человека к познанию Истины, к наделению смыслом человеческого бытия, а значит, и неспособное избавить его от страданий, ощущения бесцельности своего существования, побудил студента Быстрова обратиться к соборному голосу Церкви, Этим голосом для Быстрова стали творения святых отцов Православной Церкви, единомыслие которых объясняется одним Источником их знаний – Духом Истины. А глубоко изучить их труды будущему богослову помогло знание многих языков, среди которых – древнееврейский, арамейский, древнеегипетский, аккадский (ассировавилонский), санскрит (древнеиндийский), китайский и другие 9 . Митрополит Вениамин сохранил воспоминания о том, как Василий Быстров, получая от родителей на каникулах не более рубля, клал эти деньги «в карман пиджака и не тратил до ближайших каникул. А перед отъездом домой покупал какой-нибудь иностранный словарь и в дороге начинал уже изучать его… Он знал 11 языков» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

9 Из «Журнала заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии за 1895–1896 учебный год». СПб, 1900: Отзыв заел. орд. профессора Елеонского Ф. Г. о сочинении Быстрова Василия. – С. 450–452. Из журнала собрания Совета академии 4 июня 1896 года: «VII. Слушали: Прошение кандидата богословия Василия Быстрова на имя Преосвященного Иоанна, епископа Нарвского, Ректора академии, следующего содержания: «Честь имею покорнейше просить Ваше Преосвященство дозволить мне переработать мое кандидатское сочинение «Ветхозаветное Божественное имя Иегова: его происхождение, значение и употребление» – на магистерскую диссертацию». Определили: Соглашаясь с отзывом профессора Ф. Г. Елеонского , рассматривавшего курсовое сочинение студента Василия Быстрова и нашедшего, что оно, при некоторых изменениях и дополнениях, может быть допущено к соисканию степени магистра богословия, ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении Быстрову переработать его кандидатское сочинение в магистерскую диссертацию». На сем журнале последовала резолюция Его Высокопреосвященства: «1896 г. Июня 8 дня. Разрешается». Там же, с. 349–350. «XIII. Слушали: Донесение комиссии, обсуждавшей вопрос об избрании окончивших курс воспитанников для оставления при академии на годичный срок в качестве приготовляющихся к занятию преподавательских вакансий, о том, что ею рекомендуются Совету из числа окончивших ныне курс воспитанников кандидатами для оставления при академии в качестве профессорских стипендиатов Быстров Василий и Сагарда Николай ... Определили: Оставить при академии на один год для приготовления к занятию преподавательских вакансий окончивших ныне курс воспитанников Быстрова Василия и Сагарду Николая ... Поручить руководство занятиями Быстрова заслуженному ординарному профессору Ф. Г. Елеонскому и Сагарды – экстраординарному профессору Н. Н. Глубоковскому ». На сем журнале последовала резолюция Его Высокопреосвященства: «1986. Июня 8 дня. Утверждается». Там же, с. 360–361. 10 В «Отчете о состоянии С.-Петербургской духовной академии за 1897 год», опубликованном в академическом журнале «Христианское Чтение», говорилось: «На вакантную, по выходе в прошедшем 1896 году в отставку заслуженного ординарного профессора Феодора Елеонского, кафедру Библейской истории Советом Академии избран и Его Высокопреосвященством 30 сентября 1897 г. утвержден в звании и. д. доцента, профессорский стипендиат прошедшего года, кандидат богословия, Василий Быстров, в течение всего академического курса обращавший внимание успешными занятиями и при окончании курса представивший кандидатскую диссертацию на тему «Об имени Иегова», признанную Советом Академии достойной премии имени литовского митрополита Иосифа» (Христианское Чтение. 1898. 1. С. 368; ср. «Журналы заседания Совета С.-Петерб. дух. академии за 1896–97 учебн. год». СПб, 1900. С. 155 и с. 359–374).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

И еще. В наследство от отца Варнавы Василию Николаевичу досталась удивительная дружба. В веках оправдала себя древняя мудрость: «Скажи мне, кто твой друг – и я скажу, кто ты...» Настоящим другом Василия Муравьева стал архимандрит Феофан (Быстров) , духовник Царской семьи и будущий архиепископ Полтавский, бывший в те годы инспектором Санкт-Петербургской Духовной Академии (с 1909 года – ректором). И знакомство это состоялось через отца Варнаву, окормлявшего обоих с. 22,34–36]. Будущий святитель Феофан часто ездил из Петербурга в Гефсиманский скит, когда же отец Варнава навещал столицу, то всегда собирал своих «деток» вместе с. 63,146] – «как птица собирает птенцов своих под крылья» ( Мф.23:37 ). Так встретились и полюбились друг другу архимандрит Феофан (Быстров) и купец Василий Муравьев. Архимандрит Феофан, основываясь на учении святых отцов, был глубоко уверен в том, что и в миру можно не только спасаться, но и быть истинным подвижником с. 206–208]. Живыми примерами тому были преподобный Варнава Гефсиманский и праведный Иоанн Кронштадтский , с которым архимандрит Феофан также был в близком знакомстве. Сродное познается только сродным – будущий святитель увидел в Василии Муравьеве то, чего не дано было увидеть другим. Не в тиши монастырского уединения, не в отдаленной пустыни, а в самой гуще мирской жизни с ее искушениями и соблазнами совершал тот свое восхождение к высотам христианского совершенства. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так пишет об этом пути: «Не подумай, что для научения безмолвию необходим затвор или глубокая пустыня. Нет! Гораздо лучше научиться ему между людьми при посредстве душевного подвига. Самые падения, невидимые ближними, видимые и ведомые Богу и совести, падения ума и сердца, служат к пользе, соделывая тебя искусным в борьбе со грехом, открывая тебе всю немощь человека. Подвижник, воспитанный между людьми силою невидимого внутреннего подвига, бывает прочен, богат знанием и опытностью духовною, исполнен смиренномудрия, для ближних– пристанище и сокровище» (5, с. 270).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

339 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 217, 219. 343 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. C. 217, 218. 368 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 222, 223, 225. 379 Менандр Византиец. Продолжение истории Агафиевой//Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец. Отрывок 51. С. 310. 404 Пузыревский А. История военного искусства в Средние века (V–XVI столетия). В 2 частях. Ч. 1. СПб., 1884. С. 1, 2. 456 «Письмо св. Григория I к императору Маврикию»//«История Средних веков. От падения Западной Римской империи до Карла Великого (476–768 гг.)»/Сб. ст. под ред. М.М. Стасюлевича. СПб., М., 2001. С. 269. 458 Робертсон Дж. C. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 1. C. 539. 465 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. C. 230, 231. 469 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 229, 230. 478 Себеос, епископ. Повествование об Иракле//Епископ Себеос. Повествование об Иракле. Никифор Вриений. Исторические повествования (976– 1087). Рязань, 2006. Отдел III, глава II. С. 48. 488 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. C. 238, 239. 491 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 244, 245. 493 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. C. 248, 249. 497 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 249, 250. 516 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 252, 253. 520 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 254, 255. 525 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. C. 256, 257. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископ Феофан не мог остаться в стороне от обсуждения столь важного вопроса, будучи убежден, что учение митрополита Антония расходится с общецерковным. По свидетельству Сергея Викторовича Троицкого , архиепископ Феофан (Быстров) специально приезжал в Карловцы вместе с Управляющим русскими православными приходами в Болгарии архиепископом Серафимом Соболевым , «чтобы убедить митрополита Антония отказаться от неправильных мыслей в его «Догмате искупления» 31 . Архиепископ Феофан представил Заграничному Синоду обширный доклад с критическим разбором учения митрополита Антония, предпослав ему следующее краткое введение: «Цель символических сочинений, под каким бы названием они ни были известны, – символов, веро- определений, вероизложений, исповеданий и пр. – состоит в том. чтобы дать понять вероучение известной церкви – в том самом виде, в каком оно действительно исповедуется обществом, или лицом, от имени которого представляется. Определенность, самая изысканная точность, простирающаяся нередко до щепетильности, до расстановки слов и знаков препинания, является необходимой принадлежностью произведений, задавшихся подобной целью: при малейшей погрешности против точности она будет не достигнута. Удовлетворяет ли этим требованиям вновь составленный Катехизис митрополита Антония? По нашему мнению, решительно нет. Он не только не отличается точностью, но в некоторых вопросах даже отступает от догматического учения Православной Церкви. Это мы, прежде всего, и главным образом утверждаем относительно догматического учения его об искуплении» 32 . Верный ученик и почитатель архиепископа Феофана епископ Вениамин (Федченко), находясь в Сремских Карловцах в 1927 году, имел возможность прочитать и переписать текст его доклада Архиерейскому Синоду 33 . Благодаря этому мы имеем теперь возможность отпечатать это ценное произведение архиепископа Феофана (Быстрова) . Как показывают некоторые рукописи архиепископа Феофана, он внимательно следил за развитием богословской и философской мысли XX века и, в частности, тщательно изучал труды о. Павла Флоренского и прот. Сергия Булгакова , но к тематике «софиологии» относился весьма неодобрительно, подчеркивая, что она выросла из «софиологии» Владимира Соловьева, а последняя коренится и основывается на «софиологии» немецких мистиков, то есть нецерковной (из письма от 6 июля 1931 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Спасо-Бородинский монастырь, 2003. Письма о духовной жизни – Филарет Московский , свт. Призовите Бога в помощь: Письма о духовной жизни. M.: Сретенский м-рь, 2008. Письма преподобному Антонию – Филарет, митр., свят. Письма преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Часть первая. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007. Письма. 1869 – Письма митрополита Московского Филарета к A. Н. М[уравьеву]: 1832–1867 гг. Киев, 1869. Письма. 1871 – Письма митрополита Филарета к Преосвященному Иосифу, архиепископу Воронежскому. M., 1871. Письма. 1877 – Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкия Сергиевы лавры архимандриту Антонию (1831–1867 гг.). М„ 1877. Письма. 1882 – Письма митрополита Московского Филарета к родным. M., 1882. Письма. 1884 – Письма Филарета, митрополита Московского, к князю Сергею Михайловичу Голицыну. M., 1884. Письма. 1887 – Письма Московского митрополита Филарета к преосвященному Виталию, епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии. M., 1887. Письма. 1888 – Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к высочайшим особам и разным другим лицам/Собр. и изд. Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским: В 2 ч. Тверь, 1888. Письма. 1891 – Письма митрополита Московского Филарета, хранящиеся в собрании автографов Императорской Публичной Библиотеки. СПб., 1891. Письма. 1895 – Переписка Филарета, митрополита Московского, с С. Д. Нечаевым. СПб., 1895. Письма. 1911 – Письма Высокопреосвященного Филарета Московского к Екатерине Владимировне Новосильцевой. M., 1911. ПО – Православное обозрение. Прибавления – Прибавления к «Творениям святых Отцов». ПСЗ-2 – Полное Собрание Законов. Собрание 2-е. РА – Русский архив. Резолюции – Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского: В 5 т./С предисл. и примеч. проф. И. Н. Корсунского и протопресвитера Большого Успенского собора В. С. Маркова. M., 1903–1916. PC – Русская старина. Сочинения – Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского: Слова и речи: В 5 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010