Прошу святых молитв Ваших. Ваш искренний богомолец Архиепископ Феофан. 1926.III.30 София P.S. Неужели не устроит нас и этот Собор? Я нахожусь в безвыходном положении. Живу на счет частной благотворительности. Не имею ни своего угла, ни своих средств к существованию. Если бы не добрые люди, то давно бы умер. Однако благодарю Господа за все! А.Ф. Приветствую Бас с наступающим праздником Святой Пасхи! А.Ф. Источник: митр. Вениамин (Федченков) . Дневники 1926–1948. М.: Правило веры, 2008. СС. 106–107 11. Митрополиту Антонию (Храповицкому) Ваше Высокопреосвященство, милостивый Архипастырь! Сегодня в 9 часов утра ко мне приходил Секретарь Болгарского Синода Хр. Ст. Попов и сделал мне от лица Синода заявление следующего рода: «До нашего сведения дошло, что митр. Антоний собирается приехать в Болгарию на съезд общества молодежи YMCA, предполагающийся в Софии в мае месяце настоящего года. Мы относимся отрицательно к деятельности YMCA. Наш Синод в октябре месяце 1924 г. вынес официальное постановление в этом смысле на основании длительного изучения деятельности этого общества. Приезд митр. Антония на этот съезд мы признаем нежелательным, соблазнительным и идущим вразрез с деятельностью нашего Синода».– Означенное официальное заявление г. Секретаря Болгарского Синода считаю своим долгом сообщить Вашему Высокопреосвященству и к сему присоединяю свое личное убеждение, что Вашему Высокопреосвященству действительно не следовало бы приезжать на означенный съезд. Иначе на этой почве в связи с другими обстоятельствами возможны неприятности не только для Вас, но и вообще для русских людей, живущих в Болгарии. Вашего Высокопреосвященства покорный послушник архиеп. Феофан. 8 апреля 1926 г., София. Источник: ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 282 лист 14–14 об. 12. Е.Ю. Концевич Многоуважаемая Елена Юрьевна! Давно я не получал от Вас никаких известий ни о Вас, ни о Вашем дяде, С.А. Нилусе. Последнее письмо получил я от Вас в октябре месяце 1925 года. В нем Вы сообщали мне, что Вашего дядю, С.А. Нилуса, арестовали и перепроводили в Москву. Отчасти болезнь моя, а отчасти церковные дела не дали мне возможности списаться с Вами по этому случаю. В настоящее время я вновь вспомнил о Вас, и явилась у меня потребность написать Вам письмо. Будьте добры, сообщите мне, какова судьба Вашего дяди. Что произошло с ним после ареста? Как Вы сами живете и чувствуете себя? Так ли трудно жить Вам в настоящее время, как и прежде, или немного улучшилось Ваше положение? Я был бы очень рад, если бы Вы написали мне обо всем этом, насколько позволяют Вам обстоятельства Вашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Арх. Феофан. 1930. V. 6. Варна. 62. Митрополиту Антонию (Храповицкому) Ваше Высокопреосвященство, милостивый Архипастырь! Только что прочитал замечательную статью в последних номерах «Церковных Ведомостей» под заглавием «Церковная литература в Советской России» 11 . В ней очень ясно и определенно, и при том строго научно поставлен и решен вопрос о существе советской власти и вытекающем отсюда отношении к ней церковной власти. Правильно с этой точки зрения освещена и деятельность Патриарха Тихона, по существу «двойственная». У нас давно говорят о каких-то «заветах» Патриарха, а по существу дела эти так называемые «заветы патриарха» являются заветами советской власти. Это документально доказано в означенной статье. Полезно было бы издать эту статью отдельной брошюрой. Если же Синод, по отсутствию средств, не находит возможным это сделать, то не разрешит ли он переиздать эту статью частному лицу, если у него найдутся необходимые для того средства? Вашего Высокопреосвященства покорный послушник архиеп. Феофан 21 мая 1930 г. Варна. Источник: ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 224 63. О мире душевном и о восьмом вселенском соборе Вы спрашиваете о мире душевном: приходит ли он совне или зависит от усилий самого человека и является своего рода искусством жить мирно? Нужно различать мир собственно душевный и мир духовный, благодатный. Благодатный мир есть дар Св. Духа, а мир душевный зависит от нас самих. В чем заключается в последнем случае умение или искусство жить мирно? На это ответ дает Спаситель «Приидите ко Мне... и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:28–29 ). – Мир душевный дает смирение, а путь к смирению среди неприятностей есть, по учению Святых отцов, самоукорение и самоосуждение. – «Я смущаюсь недостатками моих ближних, – сказал один брат преп. Пимену Великому . – Что мне делать?» – На это Великий Пимен сказал: «Что это такое?», указав на бревно. «Бревно», – ответил брат. «А это что?» – «А это сучок», – ответил брат. – «Положи в сердце твоем, – сказал св. Пимен, – что грехи брата твоего – это сучок, а грехи твои – бревно, – и успокоишься».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Дал бы Господь всю церковную смуту привести к славе Божией! Арх. Феофан. 1926. VI II. 21 София. Записки Епископа. СПб.: «Воскресение», 2002. С. 358). 14. Архимандриту Иоасафу (Скородумову) О церковном расколе, имеющем целью «реформировать Православие» Досточтимый о. Архимандрит! Дела наши церковные таковы. – Митрополит Евлогий не смиряется. Окружающие его толкают его на раскол. Мы все могли бы уступить ему, но не можем вручить в руки его судьбы Православия. Он опутан сетями ИМКИ. А ИМКА действует разлагающим образом на студенческие кружки.Профессор Бердяев в журнале «Путь» 5 открыто заявляет, что раскол в церкви и неизбежен и необходим. Один только православный иерарх Митрополит Евлогий «возвысился до сознания необходимости реформировать Православие», и в этом смысле является «орудием Промысла Божия» в наши времена! По-прежнему прикрываются они именем и заветами Патриарха Тихона! Пользуются тем, что его нет в живых, и он не может возвысить своего голоса против затей новых «реформаторов православия»! Но пока разрыва не произошло формально. Окончательное суждение о действиях Митр. Евлогия будет на заседании Синода 13-го января. Арх. Феофан. конец 1926 София. Болгарский Синод высказался против ИМКА. Замечательно, что и среди болгарских студентов-богословов замечается течение против ИМКА. Один из них на днях был у меня, удивительно прекрасный молодой человек, предупредил меня и говорил мне об этом 15. Митрополиту Антонию (Храповицкому) Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь! Обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой. Синодом было сделано постановление: объявить постановление Собора 1926 г. относительно YMCA в более полном и точном виде. Составление новой редакции постановления поручено мне. Но под рукою у меня не имеется всех необходимых материалов. Я просил бы Вас распорядиться, чтобы Канцелярия Синода выслала мне копию соборного постановления относительно YMCA в том виде, в каком оно имеется в Канцелярии. Новую редакцию я установляю по памяти и на основании имеющихся у меня материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Вы спрашиваете: я получила в награду утвержденную Уставом икону Пресвятой Богородицы для ношения; можно ли ее мне носить или не надо? Если Уставом положено носить, носить можно, а в торжественные дни и необходимо. Забыл в прошлом письме написать Вам об уроках, которые Вы прежде имели как дополнительный заработок. Иметь эти уроки вполне можно, если они найдутся для Вас. Призываю на Вас благословение Божие и молюсь о Вас! Арх. Феофан. 1927. X. 15. Варна. П.С. В Варне живу хорошо. Но на днях переезжаю в Софию. Заниматься в Варне трудно за недостатком необходимых книг. 28. О чтении Святых отцов Вы спрашиваете меня: «Еп. Игнатий говорит: «непременно нужно чтение (Святых отцов), соответствующее образу жизни». Как понимать это место? Нужно ли ограничиваться чтением Святых отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства, или можно читать и других, например, рассуждающих об общежительной жизни в монастырях? – Ответ на это даю такой. Нужно различать чтение просто осведомительное и чтение, при котором читаемое становится руководством для духовной жизни. Читать вообще можно все. Но в руководство для духовной жизни нужно избирать чтение, соответствующее образу жизни нашей. Ближайшими руководителями для христиан, жительствующих в миру, должны являться так называемые вселенские Отцы и учители Церкви: Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , а из русских св. Тихон Задонский . Но можно извлекать себе руководящие правила жизни и из творений других Святых отцов и учителей Церкви. Только делать это нужно с рассуждением. А именно: все, что говорится у них вообще о духовной жизни, то считать и для себя обязательным. Наставлений же их частного характера мы не должны почитать для себя вполне и всегда обязательными, если они обуславливаются обстоятельствами чисто местного и временного характера. Например, творения преп. Макария Египетского , поскольку они раскрывают сущность духовной жизни христианской «вообще», могут иметь руководительное значение для всякого христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Говорят, что у нас будет «собор» в этом году. Но у меня нет желания ехать на «собор»,– даже и был бы: все равно, соборные постановления не исполняются или исполняются постольку, поскольку они не противоречат «усмотрению» председателя собора. Прошу передать от меня приветствие Пр. Вениамину. Призываю на Вас благословение Божие и пребываю Вашим усердным богомольцем Арх. Феофан. 1929. 11 сентября. Варна. Р.8. Впредь нужно писать мне по адресу: София – Русское Посольство. А.Ф. Печатается по кн.: митр. Вениамин (Федченков) . Записки Епископа. СПб.: «Воскресение», 2002. С. 357 53. О внутренней борьбе с помыслами и о значении смирения Вы пишите, что ведете внутреннюю борьбу с помыслами и, понуждая себя к внутренней молитве, чувствуете трудность сего подвига и свою неспособность к нему. И то, и другое показывает, что Вы стоите на правильном пути. И внутренняя брань, и трудность внутреннего подвига приводят человека к познанию своей немощи, а познание своей немощи – к смирению. А как необходимо смирение в деле нашего спасения, об этом хорошо говорит св. Симеон Новый Богослов : «Две есть жертвы, которые приемлет Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, и за которые милует и всякого человека в отдельности, и весь мир в совокупности, – из коих одна есть Сам Господь наш Иисус Христос и Бог воплотившийся, а другая – сокрушенное и смиренное сердце каждого, верующего в Него» (Слово 31-е, пар. 5; т. I, с. 271–272). «Не требуется, чтобы человек взамен за душу свою дал что-либо другое, кроме познания себя, что он – ничто. Только при этом способен он будет принесть Богу сердце сокрушенное и смиренное, – единственную жертву, которую всякому благочестивому человеку прилично приносить Богу. Этой одной жертвы Бог не уничижит, зная, что человек ничего не имеет собственного, что мог бы принесть Богу» (Слово 31-е, пар. 4; т. I, с. 270). Вы спрашиваете: «Когда стою на молитве, читать ли молитву Иисусову по счету или нет, и если да, то поскольку?» Для начинающих лучше читать по счету и, чтобы не торопиться, нужно назначить малый счет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

2 июня  – кончина схимонаха Илариона в возрасте 70 лет в урочище «Тёмные Буки». 7 октября о. Антоний (Булатович) пишет своё второе письмо Государю, в котором он мистически соотносит военные неудачи России на фронте с борьбой Синода с имяславием, например, гибель парохода «Донец», на котором прибыл на Афон архиепископ Никон, захват противником Почаевской Лавры, из которой раздались первые хулы архиеп. Антония (Храповицкого) на имяславие. На копии письма есть позднейшая приписка о. Антония: « Не внял Государь благому совету и духовному предупреждению ( ... ) не восстановлена поруганная честь Имени Господня, и отступление от истинных догматов навлекло на страну и на народ великий гнев Божий и тяжкие кары ...» Здесь же указывает о. Антоний знаменательные знаки, подтверждающие его пророческие строки: переворот совершился в Неделю св. Григория Паламы ; страшной каре подвергся митроп. Владимир, «больше всех ответственный за всё Афонское дело, как первопастырь, санкционировавший все преступнейшие действия арх. Никона на Афоне, согласившийся с совершенно неправославными мнениями архиеп. Антония и упорно до самого последнего времени противившегося тому, чтобы Афонское дело было авторитетно пересмотрено и разобрано» 1237 . 1917 год Созванный столь поздно, Поместный Собор Русской Православной Церкви наконец поставил вопрос об Имени Божием и выделил особую подкомиссию для рассмотрения этого вопроса, председателем которой был назначен епископ Полтавский Феофан (Быстров) 1238 . В состав подкомиссии вошли также С. Н. Булгаков, П. Б. Мансуров, кн. Е. Н. Трубецкой и другие. Среди членов её были как непримиримые противники имяславия, так и будущие его апологеты. Темы докладов, заявленные в программе работы (например, Общее философско-религиозное введение к вопросу о почитании Имени Божия» – докладчик епископ Феофан), говорят о том, что освещение вопроса имяславия предполагалось сделать максимально полным и всесторонним и лишь затем вынести соборное решение по данному вопросу. И, несмотря на то, что вследствие революционных событий как Собор, так и подкомиссия вынуждены были прекратить свою работу (состоялось всего три заседания подкомиссии), так, не приняв определения по вопросу имяславия, некоторые члены подкомиссии считали своим долгом продолжать работу уже в одиночку. Так, в защиту имяславия в эмиграции были написаны «Философия имени» прот. С. Н. Булгакова (закончена в 1942 г.), а также «Об именах Божественных» и «Имя Божие» епископа Феофана (Быстрова) . 1918 год

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Господь да избавит Вас от смущения, беспокойства и уныния, и да утешит Вас Своей небесной радостью, которую в свое время получим, если будем законно подвизаться! Помолитесь за меня, да управит Господь и мои стопы на путь правды и мира! Ваш искренний благожелатель, Арх. Феофан. 1927. VIII. 7. София. 19. О разных путях ко спасению и о сущности монашеской жизни Дорогой брат о Христе, Благодарю Вас за добрые чувства ко мне. Настроение, которое Вы в настоящее время переживаете, в свое время и я переживал, когда учился в Академии. Что же скажу Вам об этом? Если обратимся к житиям святых, то увидим, что они шли к одной цели самыми разнообразными путями. Одни спасались в миру, другие в пустыне. Одни были чужды всякого образования, другие были прекрасно образованы. Поэтому не будем смущаться тем, что живем в миру и не чуждаемся образования. Но будем только стараться о том, чтобы везде и при всяких условиях жить по воле Божией. «Говорят, слышал я, – говорит преп. Никита Стифат , – будто невозможно навыкнуть добродетели без ухода вдаль и убежания в пустыню, и удивлялся, как вздумалось им неопределимое определять местом. Ибо если навык в добродетели есть восстановление сил души в первобытное благородство и сочетание воедино главнейших добродетелей для свойственного ей по естеству действования; а это не совне привходит в нас, как нечто вводное, а прирождено нам от сотворения, и чрез это входим мы в Царствие Небесное, которое внутрь нас есть, по слову Господа, то пустынь излишня, когда мы и без нее входим в Царствие чрез покаяние и всякое хранение заповедей, что возможно на всяком месте владычества Божия, как поет божественный Давид: «Благослови, душе моя, Господа, на всяком месте владычества Его» ( Пс. 102:22 ). (Первая сотница, п. 72; Добротолюбие, т. V, с, 109). – Поэтому возможно быть монахом и в миру, по словам того же преп. Никиты Стифата . «Быть монахом не то есть, чтоб быть вне людей и мира, но то, чтоб, отрекшись от себя, быть вне пожеланий плоти и уйти в пустыню страстей (то есть в бесстрастие). Если великому оному (Авве Арсению) и сказано: бегай людей, и спасешься, то сказано в этом именно смысле. Ибо видим, что он и после того, как убежал из мира, водворялся среди людей, проходил по населенным местам и живал с учениками. Но при этом старательно соблюдая внутреннее бегство при чувственном общении, никакому вреду не подвергался он от сопребывания с людьми. Это же и другой некто из великих (преп. Макарий) воззвал, выходя из собрания: бегайте, братие, и указал на уста, когда спросили его, от чего бегать» (Первая сотница, п. 76; Добротолюбие, т. V, с. 111).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Две лепты бедной вдовицы Господу были угоднее щедрых пожертвований богачей, как это известно из Евангелия. – Недостатки в характере проистекают из немощи нашей природы, поврежденной грехом. Они могут быть уврачеваны лишь силою благодати Божией, ко взысканию которой всемерно и нужно нам стремиться. Отчаянию здесь не должно быть места, но равно и беспечное равнодушие неуместно. – Потребно постоянное самоукорение и непрестанная сердечная молитва к Господу, Который Один может искоренить все наши немощи и недостатки! Арх . Феофан. 1931. XII. 26. 2, rue Pascal Clamart (Seine). 81. Необходимо всем, любящим Истину, наблюдать знамения времен! Досточтимый друг! Обращаете ли Вы внимание на то, что сейчас делается в мире? Министры всех государств мира только одно и делают в настоящее время, что говорят о мире всего мира. Министры Франции и дружественных с нею держав, кроме того, очень настойчиво говорят о гарантиях безопасности, как о самом существенном условии этого «мира». Невольно приходят на память слова апостола Павла из послания к Солунянам: «День Господень так приидет, как тать в ночи. Ибо когда будут говорить: мир и безопасность (!) тогда постигнет их (то есть, людей, любви к истине не имеющих – 2Фес. 2:10 ) внезапная пагуба, подобно как мука родами постигает во чреве имеющую, и не избегнут» ( 1Фес. 5:2–3 ). Нужно всем, любящим истину, не только наблюдать знамения времен, но и делать соответствующие выводы из этих наблюдений. Относительно церковной жизни в речах Спасителя указано для нас, как на одно из самых поразительных явлений последних времен, на то, что тогда «звезды спадут с небеси» ( Мф. 24:29 ). По объяснению Самого Спасителя, «звезды» – это суть Ангелы Церквей, то есть епископы ( Откр. 1:20 ). Падение епископов религиозно-нравственное является, таким образом, одним из самых характерных признаков последних времен. Особенно ужасно падение епископов, когда они отпадают от догматов веры или, как выражается Апостол, когда они хотят «превратить Евангелие Христово " ( Гал. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Ибо таким образом приобретается нами любовь к Богу, которая и возбуждает к исполнению заповедей Господних, и вместе опять ими сама соблюдается, делаясь продолжительною и неколебимою» (св. Василий Великий . Правила пространные, пар 5; т. V, с. 107). – Когда же мы забываем о Боге, тогда являются и страсти, и помыслы. «Авва Феона сказал: потому что удаляемся умом своим от созерцания Бога, пленяемся мы от плотских страстей» (Древний Патерик, гл. XI, пар. 35). Что же нужно делать? Нужно понуждать себя к памятованию о Боге. «Принуждать себя во всем – благом – есть путь Божий» (Древний Патерик, гл. XXI, пар. 20). «Принуждающий себя ради Бога подобен человеку-исповеднику» (Древний Патерик, гл. XXI, пар. 38). Арх. Феофан. 1928. Х.21. София. 45 О благодатных действиях Пресвятой Троицы Многоуважаемый о. Протоиерей! Вы спрашиваете: «Как понимать действия в нас благодати Божией по отношению нас Св. Духа; то ли значит это, что одновременно, по нераздельности Лиц, действует в нас и Отец, и Сын? Но мы без смущения говорим о действии в нас Св. Духа, а о действиях Отца и Сына затруждаемся утверждать». Отвечаю. Необходимо различать при ответе на этот вопрос две точки зрения: богословскую, когда речь идет о жизни Божества в Самом Себе, и икономическую, когда речь идет об откровении Его человечеству. С чисто богословской точки зрения, по определению св. Григория Паламы , выражающему букву и дух святоотеческого учения, благодать Божия не сущность, но есть энергия Божия и, как принадлежность существа Божия, есть единая и общая для всех Ипостасей Св. Троицы: Отца и Сына, и Святаго Духа. В этом смысле она одинаково может быть названа и называется благодатию и Отца, и Сына, и Святаго Духа. Но в икономическом откровении Святой Троицы наблюдается такой порядок: Отец открывается миру чрез Сына во Святом Духе. «Одно начало существ, создающее чрез Сына и совершающее в Духе,» – говорит св. Василий Великий (О Св. Духе, к Амфилохию, гл. XVI). При этом «Божеский Дух всегда и окончательно совершает все происходящее от Бога чрез Сына, как в новой твари, о которой говорится: «Аще кто во Христе, нова тварь» ( 2Кор. 5:17 ), как и в той, которая древле была в начале; потому сказано: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ( Пс. 32:6 ) (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Некоторое время пробыл инспектором Вологодской семинарии. Был в переписке с Оптинскими старцами и Еп. Феофаном Затворником . От предложенного ректорства и сана архимандрита отказался и уехал на Афон. Здесь он избрал тесный отшельнический путь, поселившись окончательно на Карули, месте отличавшемся суровостью жизни. Келлии карулитов, как ласточкины гнезда прилепились к отвесным скалам, соединяющия их тропинки столь узкия, что двум человекам разойтись невозможно. Здесь о. Феодосий прожил до самой своей кончины последовавшей 2 октября 1937 г. Долгое время он был духовником всех русских карулитов. Известен о. Феодосий и своей литературной деятельностью. Им было найдено и опубликовано ранее не известное сочинение преп. Паисия Величковского «Крины Сельныя»; он перевел с греческого несколько сочинений преп. Никодима Святогорца , в частности «Исповедник», до того существовавший только на греческом языке; еще до революции, по поручению Синода, им был составлен прекрасный разбор ереси имябожников; составил он труд против новостильников; и как итог своей молитвенной аскетической жизни – «Молитвенный дневник» в руководство занимающимся Иисусовой молитвой художественным способом. 55 Имеется в виду Архиепископ Феофан (Быстров) Полтавский, (1872–1940 г.г.). Бывший ректор С.-Петербургской Дух. Академии, духовник Царской Семьи, активный член Зарубежного Архиерейского Синода до 1927 г. В последнее десятилетие своей жизни отошел от всякой церковно-общественной деятельности и посвятил себя молитве и аскетическим подвигам, жил в полу-затворе во Франции, где и скончался. 56 Опять имеется ввиду Архиеп. Феофан и его сподвижник Епископ Серафим (Соболев) Богучарский, проживавший вместе с Архиеп. Феофаном в Болгарии и управлявший там русскими православными общинами. Рукопол. в 1919 г., умер 26 февр. 1950 г. 57 Патриарх Константинопольский с 1925 г.; Фанара – район Константинополя, где находится Патриархия. 58 Архиерейский Синод ссылался на правила по нумерации Славянской Книги Правил, а митр. Евлогий ссылался по нумерации Афинской Синтагмы и митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010