711 . Феофан Затворник (Говоров), еп. Богоугодная жизнь вообще (из Слов епископа Феофана к Тамбовской и Владимирской паствам). М. 1893. 108. 2 М. 1900. 127. изд. 1893: Л. 1991. 111. 712 . Феофан (Говоров), еп. Кто имеет благодать Святого Духа//ДС 1893. 5. 135–140. 713 . Феофан (Говоров), еп. О православии с предостережениями от погрешностей против него (из Слов епископа Феофана к Тамбовской и Владимирской паствам). М. 1893. 202. 714 . Феофан (Говоров), еп. Внутренняя жизнь (из Слов епископа Феофана к Тамбовской и Владимирской паствам). М. 1893. 138. 2 М. 1899. 138. 1 изд.: М. 1994. 715 . Феофан (Говоров), еп. Одуховлена ли ваша душа//ДЧ 1894. 2. 309–312, 513–524; 3. 48–61, 185–208. 716 . Феофан Затворник , св. Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. Тамбов 1894. 72. же://Символ. 1985. 13. 119–176. 717 . Феофан (Говоров), еп. Путь к славе Преображения//ДЧ 1894. 2. 525–530. 718 . Феофан (Говоров), еп. Начертания христианского нравоучения. 2 М. 1895. 519. ведомости. 1891. 22. 731–732; Богословский библиографический листок. 1891. 10–11. 385–386. же: Феофан Затворник , св. Творения: Начертания христианского нравоучения. Псково-Печерский монастырь 1–2 (1994). 330, 318. 2 изд.: М. 1998. 519. 719 . Феофан (Говоров), еп. Слово на Богоявление//ДЧ 1895. 1. 44–49. 720 . Феофан (Говоров), еп. Краткое учение о Богопочитании (написано в 1845 году, в бытность помощником инспектора С.-Петербургской духовной академии, в сане иеромонаха). М. 1896. 68. 2 М. 1908. 71. 721 . Феофан Затворник , св. Наставление о преуспеянии в христианской жизни. М. 1896. 30. 2 М. 1903. 32. 3 М. 1911. 32. 722 . Феофан Затворник , св. О послании апостола Павла к Евреям. М. 1896. 37. 723 . [Феофан (Говоров), еп.] Письма епископа Феофана. Тамбов 1897. [Письма, не вошедшие в осн. собр.]. 724 . Феофан Затворник , св. Собрание писем. М. 1–3 (1898). 260, 240, 256; 4–6 (1899). 256, 232, 216. 1900. 7. 256. 1901. 8. 228. Указатель к письмам в Бозе почившего святителя Феофана, изданным русским Афонским Пантелеймоновым монастырем в 8-ми выпусках, заключающих душеполезные наставления для шествующих по пути к спасению. М. 1904. 64. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. М. 1–4 (1994). Творения: Собр. писем. Псково-Печерский монастырь; М. 1994. 5–6. 216; 7–8. 228. же: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. М. 2000. 1:1. 260; 1:2. 240; 1:3. 256; 1:4. 256; 2:5. 234; 2:6. 217; 2256; 2:8. 266. письма, не вошедшие в «Собр. писем», разысканы иером. Георгием (Тертышниковым) и помещены в Приложении к его канд. соч. «Гомилетический элемент в эпистолярном наследии епископа Феофана Затворника », МДА 1973 (ркп)].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

6 октября 1905 года ректор академии Преосвященный Сергий (Страгородский) был назначен архиепископом Финляндским и Выборгским и сдал свои дела по академии. Ректорскую должность принял архимандрит Сергий (Тихомиров) , до тех пор бывший ректором С.-Петербургской духовной семинарии на протяжении шести лет. 6 ноября он был хиротонисан во епископа Ямбургского. В том же 1905 году архимандрит Феофан (Быстров) , удостоенный степени магистра богословия, был возведен в звание сначала экстраординарного, а затем и ординарного профессора по кафедре Библейской истории и утвержден в должности инспектора академии 13 . С конца 1905 года до весны 1908-го архимандрит Феофан был помощником по управлению академией ректора ее Преосвященного Сергия (Тихомирова) . В 1907/08 году профессорским стипендиатом по кафедре Библейской истории был работавший под руководством профессора-архимандрита Феофана очень близкий по духу к своему руководителю и сохранявший верность и преданность ему до конца своей жизни иеромонах Вениамин (Федченко). 21 марта 1908 года епископ Сергий (Тихомиров) , согласно прошению, получил назначение на должность помощника начальника Российской духовной миссии в Японии 14 . На освободившуюся должность ректора «баллотировкой совета (академии) был избран, но не получил утверждения» находившийся в отставке с 1906 года б. экстраординарный профессор по кафедре патристики протоиерей Тимофей Александрович Налимов 15 . Поэтому обязанности ректора пришлось выполнять в течение почти года (с марта 1908 до февраля 1909) инспектору академии архимандриту Феофану 16 . В 1908 году 20 декабря (ст. ст.) скончался всенародно почитаемый пастырь и подвижник протоиерей о. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский. 22 декабря траурный поезд с телом почившего прибыл в С.-Петербург. В числе встречавших на Балтийском вокзале во главе с архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским) были и возглавители духовных школ: и. о. ректора, инспектор академии, архимандрит Феофан (Быстров) и ректор семинарии архимандрит Вениамин (Казанский), мученически окончивший жизнь в 1922 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

окажется вне всякого общения с Высшим церковным управлением или само Высшее церковное управление почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях» с. 66]. Таким образом был найден разумный путь к сохранению канонического строя церковного управления, как бы трагически для Церкви ни развернулись события в стране. Русская Церковь за рубежами Советской России (1921–1923) Наряду с тяжелыми обстоятельствами церковной жизни в России святителю Тихону пришлось решать многочисленные проблемы, связанные с русской эмиграцией: после революции и Гражданской войны тысячи людей были вынуждены покинуть Родину. Вместе с паствой за рубеж ушли многие архипастыри. После поражения Деникина Россию покинули митрополит Киевский Антоний, архиепископы Волынский Евлогий, Кишиневский Анастасий (Грибановский), Минский Георгий (Ярошевич), Курский Феофан (Гаврилов), епископ Лубенский Серафим (Соболев) и другие архиереи, застигнутые Гражданской войной на юге страны. Архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) и епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) находились в Крыму, до 1920 года остававшемся под властью белых. После поражения генерала Врангеля архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков) также эмигрировали. Вместе с архиереями в эмиграцию ушло многочисленное духовенство, наслышанное о том, как красные относятся к священникам, служившим молебны о победах Белых армий. В силу сложившихся обстоятельств лидером церковной эмиграции становится владыка Антоний (Храповицкий) – митрополит Киевский, в недавнем прошлом один из кандидатов на Патриарший престол. 19 ноября 1920 года в Константинопольском порту на пароходе «Великий князь Александр Михайлович» состоялось первое за пределами России заседание Высшего церковного управления на юге России, в котором участвовали митрополиты: Киевский Антоний, Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) и епископ Севастопольский Вениамин (Федченков).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . М.: Паломник, 1996. 6 . Петр (Алексенко), иерод. О соотношении категорий дух и личность в антропологии святителя Феофана Затворника (на материале толкований св. апостола Павла)//Феофановские Чтения. Рязань, 2019. Вып. 12. 7 . Платон (Игумнов) , архим. Православное нравственное богословие. СТСЛ, 1994. 8 . Феодорит Кирский , блж. Толкование на Послание к Ефесянам//Творения блаженного Феодорита , епископа Киррского/общ. ред. проф. А.И. Сидорова . М.: Паломник, 2003. 9 . Феофан (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры. 2010. 10 . Феофан (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. Т. 1, 2. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 11 . Феофан Затворник , свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений/сост. Игум. Феофан (Крюков). Изд. 2-е. М.: «Даниловский благовестник», 2009. 12 . Феофан (Говоров), свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2008. 13 . Феофан (Говоров), свт. Собрание писем. Выпуск II. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 14 . Феофан (Говоров), свт. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001. С. 234–235//Цит. по: Феофан Затворник , свт. Православие и наука/сост. игум. Феофан (Крюков). М., 2009. 15 . Феофан Затворник , свт. Толкование первого послания святого апостола Павла к Коринфянам. М.: Правило веры, 2006. 16 . Феофан Затворник , свт. Толкование первого послания святого апостола Павла к Солунянам. М.: Правило веры, 2005. 17 . Феофан Затворник , свт. Толкование первого послания святого апостола Павла к Тимофею. М.: Правило веры, 2005. 18 . Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Галатам. М.: Правило веры, 2004. 19. Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Ефесянам. М.: Правило веры, 2004. 20 . Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Колосянам. М.: Правило веры, 2004. 21 . Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Римлянам (главы 1–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Аннотация.  Статья посвящена исследованию происхождения и употребления Имени Божия в Священном Писании в трудах архиепископа Феофана (Быстрова) на основе исторических и филологических данных. Синайская теофания всегда привлекала внимание читателей и исследователей. И дело не только в величественности и таинственности. Главное то, что Бог во время этого события открыл своё личное Имя. Ещё в древности в переводах личное Имя Божие было принято заменять словом «Господь». Когда же пытались определить подлинное звучание, то Его читали как «Иегова». Но как же Оно звучало по-настоящему? Что Оно в действительности означало? Каково Его место среди других Божественных Имён? Не менее интересен вопрос о словах Бога «Я есть Сущий», которые в еврейском тексте можно перевести как «Я есть Тот, кто Я есть», а можно «Я буду Тем, кем я буду». На все эти вопросы отвечал архиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров; 1872–1940 гг.) в своей магистерской диссертации «Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя », которую он защитил в 1905 г. в Санкт-петербургской духовной академии. Оканчивая курс Духовной Академии, будущий архиепископ Феофан, а тогда Василий Быстров, специализировался по кафедре Библейской истории. Под руководством одного из лучших знатоков Ветхого Завета, ординарного профессора этой кафедры, доктора богословия Фёдора Герасимовича Елеонского (1836–1906 гг.) он написал диссертацию на тему: «Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя Иегова». Эта работа была сразу названа «серьёзным вкладом в богословскую литературу» с. 21–22]. Василий Быстров получил за своё исследование не только степень кандидата богословия, но и денежную премию. «Согласно представлению комиссии по присуждению денежных наград за лучшие кандидатские сочинения студентов IV курса Академии, окончивших курс в 1896 г., выдать награду за сочинения кандидатам: Василию Быстрову премию митрополита Иосифа (165 рублей)…» с. 155]. Это была самая высокая премия, присуждавшаяся за кандидатские диссертации, превышавшая в три раза размеры других премий. Для сравнения, будущий великий русский патролог, Николай Иванович Сагарда (1870–1943 гг.), окончивший Академию вместе с Василием Быстровым, был удостоен поощрения «из процентных денег с юбилейного капитала» в размере 50 рублей с. 156].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Своими воспоминаниями о Владыке Феофане делился со своими коллегами и б. Инспектор Ленинградской Духовной академии профессор Лев Николаевич Парийский, окончивший в Петербурге в 1911 году Духовную семинарию и в 1915-м – Духовную академию. Одним из источников этих воспоминаний могли быть рассказы Высокопреосвященного митрополита Петроградского и Гдовского ВЕНИАМИНА (Казанского), хорошо знавшего Владыку Феофана, поскольку они были соучениками по академии, а в годы ректорства епископа Феофана в академии архимандрит (а затем епископ) Вениамин занимал должность ректора С.-Петербургской Духовной семинарии. Лев Николаевич был близок к митрополиту Вениамину и одно время был сотрудником Епархиального управления Петроградской Митрополии. Естественно, что Владыка Вениамин мог многое рассказать о епископе Феофане своему бывшему воспитаннику по семинарии, а затем и соработнику 3 . Имя Владыки Феофана можно встретить в трудах, посвященных вопросам, связанным с историей русской культуры и духовности. Так, д-р философии и лектор Оксфордского университета Николай Михайлович Зёрнов отзывается о епископе Феофане (Быстрове) как о «известном аскете с необыкновенным духовным настроением, имевшем высокий духовный авторитет» 4 . Даже в светской, и притом далекой от Церкви, литературе встречаются весьма положительные отзывы о Владыке Феофане (Быстрове) . Писательница Зинаида Николаевна Гиппиус (1869–1945), жена Д. С. Мережковского, писала: «Епископ Феофан был монах редкой скромности и тихого, праведного жития. Помню его, маленького, худенького, молчаливого, с строгим личиком... Он смотрел «горе», поверх человека» 5 . Архиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился 24 декабря (ст. ст.) 1872 года в селе Подмошье, Лужского уезда, С.-Петербургской губернии. Отец его, Дмитрий Николаевич Быстров, по окончании в 1861 году С.-Петербургской духовной семинарии и вступлении в брак с Марией Ивановной Разумовской стал священником местной Знаменской церкви 6 . При крещении младенца ему было наречено имя Василий в честь святителя Василия Великого , память которого совершается 1 января (ст. ст.). С ранних лет будущий Владыка отличался скромным поведением, беспрекословным повиновением родителям, кротким отношением к окружающим. Подрастая, он избегал детских игр, предпочитая уединение и молитвенную сосредоточенность; полюбил чтение, в особенности Священного Писания и книг духовно-нравственного содержания. В годы начального обучения его смирение и готовность помочь каждому располагали к нему сердца сверстников, и с их стороны никогда не было к нему ни зависти, ни недоброжелательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Феофан (Быстров) , архиепископ Полтавский, впоследствии Болгарский, скончался Затворником в пещерах Франции. К его творениям относятся также работы: « Об Именах Божественных », « Имя Божие », » Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное Имя " 1107 . Митрополит Вениамин ( Федченков ) в своём Докладе об Имяславии митрополиту Сергию (Страгородскому) писал: «В 1907 г. «На горах Кавказа» появилась в печати. А напечатана была эта книга после просмотра её и, следовательно, одобрения старцами Зосимовой пустыни (о. Германом, а это был человек высокодуховный, делатель молитвы Иисусовой, бывший в общении с Епископом Феофаном Затворником ) (...) Епископ Феофан (Быстров) (тогда ещё архимандрит) прочитал её, разумеется, основательно. И тоже не нашел ничего соблазнительного " 1108 . Епископ Трифон (Туркестанов) . Промыслительно посетивший Афон в 1912 г., знаменитый проповедник Владыка Трифон, викарий Московский, стал свидетелем первых притеснений имяславцев, ставших жертвою клеветнической кампании врагов Царского престола. Проведя элементарное разбирательство, при котором открылась злонамеренная клевета на исихазм, Владька Трифон распорядился убрать иеромонаха Алексея (Киреевского) с Афона. И это был не первый и не последний случай, когда преосвященному Трифону суждено было защищать учение Православной Церкви о почитании Имени Иисусова» 1109 . «В начале августа покинул Афон Епископ Трифон (Туркестанов) , выразив сочувствие имяславцам и посоветовав о. Алексею Киреевскому (ересиарху. – Составитель) удалиться с Афона, что тот и сделал» 1110 . Епископ Феодор (Поздеевский) , ректор Московской Духовной Академии . В 1919 г. – настоятель Даниловского монастыря в Москве, был на стороне имяславцев. «Надежды на обсуждение афонского спора соборным разумом Церкви многие связывали с Поместным Собором Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. На справедливое и на должном уровне его разрешение позволяли надеяться маститость и позиция таких крупных богословов, как архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Феодор (Поздеевский) . Характерно, что первый из них – автор магистерской диссертации «Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное Имя» 1111  – был назначен председателем подотдела об Имени Божием Собора. К сожалению, из-за отсутствия владыки Феофана и сгустившейся «атмосферы борьбы и угрозы разгона» самого Собора к обсуждению проблемы так и не приступили 1112 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Феоктистов Е. М. – чиновник Министерства народного образования. – 118 Феофан (Быстров) , епископ см. Феофан (Быстров Василий Дмитриевич), архиепископ Феофан (Быстров Василий Дмитриевич) (1872–06.02.1940) – архиепископ Полтавский и Переяславский. В 1896 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1898 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1901 г. возведен в сан архимандрита и определен инспектором СПбДА. В 1905 г. удостоен степени магистра богословия и звания экстраординарного профессора. 04.02.1909 назначен ректором СПбДА. 22.02.1909 хиротонисан во епископа Ямбургского, четвертого викария Петроградской епархии. С 19.11.1910 – епископ Таврический и Симферопольский. С 25.06.1912 – епископ Астраханский и Енотаевский. С 08.03.1913 – епископ Полтавский и Переяславский. В конце 1918 г. возведен в сан архиепископа. В 1919 г. эмигрировал за границу, поселился на Афоне, где и скончался. – 288 Филарет, митрополит см. Филарет (Дроздов Василий Михайлович), митрополит Филарет (Дроздов Василий Михайлович) (26.12.1783–19.11.1867) – свт., митрополит Московский и Коломенский, выдающийся церковный деятель, богослов, философ, историк, участник составления манифеста 1861 г. об отмене крепостного права. Родился в г. Коломне в семье диакона. Окончил Коломенскую и Троице-Сергиеву духовные семинарии, Московскую духовную академию. В 1808 г. пострижен в монашество. Инспектор и профессор Санкт-Петербургской духовной академии. В 1812 г. назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии с возведением в сан архимандрита. Приобрел популярность как проповедник. 05.08.1817 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 15.03.1819 – архиепископ Тверской и Кашинский. В 1819–1840 гг. – член Св. Синода. С 26.09.1820 архиепископ Ростовский и Ярославский. С 03.07.1821 – архиепископ Московский и Коломенский; с 22.08.1826 – митрополит. Способствовал ликвидации униатской церкви в Белоруссии и на Украине, непримиримо боролся с расколом. Способствовал усилению церковного влияния на народное образование. Трудился над переводом Библии на русский язык, составил Православный катехизис. Автор многих богословских трудов. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 г. – 22, 23, 289

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

В ходе работы мы обнаружили некоторые неточности в датировке последних лет жизни архиепископа Феофана в новейших справочных изданиях и считаем своим долгом указать на эти ошибки. Так, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» в списках «Архиереев Русской Православной Церкви (1700–1917)», помещенных в первой части восьмой книги Истории Русской Церкви указывает на то, что архиепископ Феофан (Быстров) находился «с 1919 года на Афоне» и скончался 6 февраля 1940 года» 135  – По всей видимости, сотрудники этого центра заимствовали такую информацию у митрополита Мануила (Лемешевского) , который, кроме того, местом кончины владыки Феофана называет тоже Афон 136 . Более значительные искажения в дате смерти архиепископа Феофана встречаются в справочном издании «Очерки Истории Санкт-Петербургской епархии», где говорится, что он «окончил земной путь в 1943 году» 137 , а также в некоторых других биографических статьях 138 . Мирно скончавшись на шестьдесят шестом году жизни, владыка Феофан был погребен на общественном кладбище в местечке Лимерэ под номером 432. Как ни странно, митрополит Евлогий, узнав о смерти архиепископа Феофана, прислал телеграмму с указанием хоронить его «как простого инока» 139 . Но это нисколько не умалило его архиерейского достоинства, ведь, будучи епископом, он всегда оставался иноком. 1 Ср.: Бэттс Р., Марченко В. Духовник Царской Семьи святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. – Изд. второе, испр. и доп. – М.: Братство Преподобного Германа Аляскинского, 1996. С. 11. Соколова Л. И. Предисловие//Святитель Феофан Полтавский, новый затворник. Творения. – СПб.: Общест во святителя Василия Великого , 1997. С. 3. Вениамин (Федченков) , митрополит. Записки епископа. С. 83. Его же. На рубеже двух эпох. С. 400. Святитель Феофан Полтавский. О благодати Божией. С. 3. Аверкий (Таушев) , архиеп. Указ. соч. С. 4. Manuil (Lemesevskij), metropolit. Die Russischen Orthodoxen Dischofe von 1923–1965. – Erlangen, 1989. P. 375. Воронов Л. , прот., проф. Преосвященный Феофан (Быстрое) – Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии (1909–1910)//Вестник Ленинградской Духовной Академии. 1990. 1. С. 19. Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской Церковной иерархии на 1916 год. – СПб.: Синодальная типография, 1916. А также: вид на жительство – ксерокопия, настоящая работа. С. 53. И надгробие – фото на с. 57–58.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Первой из высочайших особ близко познакомилась с отцом Феофаном Великая Княгиня Милица Николаевна, жена Великого Князя Петра Николаевича, живо интересовавшаяся всякими богословскими вопросами, затем вся семья Великого Князя Николая Николаевича и, наконец, Царская Семья» 42 . Тот факт, что очень скоро после этого знакомства отец Феофан стал духовником Всероссийского Императора и его Семьи, является немаловажным свидетельством тому, какое впечатление производила на окружающих выдающаяся личность ученого-аскета. В будущем, уже за пределами своей Родины, архимандрит Феофан будет вспоминать «с великим умилением, как он совершал по будним дням во дворцовом храме Литургию, а Государыня Императрица и четыре Великих Княжны сами пели на клиросе всю Литургию и исповедовались всегда со слезами» 43 . О том, какое влияние оказывал отец Феофан на духовное состояние Императорской Семьи, можно предположить на основании изданных недавно брошюр с выписками из творений святых отцов, сделанными Императрицей Александрой Федоровной 44 , Как видно, архимандрит Феофан и здесь был верен своему принципу учительства и духов-ничества: святые отцы – верный путь жизни христианина. Заботясь о духовном здоровье Их Высочеств, архимандрит Феофан не оставлял своих научно-педагогических трудов. Будучи инспектором Высшей духовной школы С.-Петербурга, он в известные периоды ее жизни принимал на себя полное управление ею 45 . Так, «Русский паломник» сообщал своим читателям: «Во главе Академии ныне, в качестве исполняющего обязанности ректора, Высокопреосвященный архимандрит Феофан (Быстров) , известный как строгий сторонник православной церковности, как глубокий аскет и носитель святоотеческих предании» 46 . Этот период жизни отца Феофана чаще других из всей его биографии встречается в исторических исследованиях и очерках, главным образом посвященных Царской Семье. При этом, как правило, ставится на вид тот факт, что посредством архимандрита Феофана Семья последнего Российского Императора оказалась под влиянием Григория Распутина.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010