Вот как думаю аз, грешный, так и пишу вам убогий мой совет. Вы же рассмотрите сами снова дело это и, здраво обсудив оное, сделайте так, как будет полезно и душе вашей, и всем детям вашим. Призывая на вас и на всё семейство ваше мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием. 97. ПРАВЫЙ СУД СУДИТЕ Письмо твое получил, из содержания которого видно, что ты одному очень-очень извиняешь, а другого стараешься паче должного обвинять и в том, в чём он заслуживает извинения, забывая свидетельство слова Божия, глаголющее: «Правый суд судите» (Ср.: Ин.7:24 ). И тебе, как заботящейся об исполнении христианских обязанностей, должно судить на основании слова Божия и правды евангельской, а не на основании ложного мнения, вытекающего из горделивых мнений большего света. Но если и по этому суд судит, то и большой свет имеет свое приличие и неприличие и что принято [а что] и не принято; и никому не дозволено извиняться своими привычками, если бы хотел нарушить правила благоприличия. Мало ли теперь таких людей, которых некоторые знали еще детьми, но ни за кем из последних не осталось права называть прежде бывших людей полуименем, когда они вступили уже в круг общества. Попробуй-ка назвать полуименем того, кто хочет извинить себя привычкой, или хоть его половину: как он отзовется? Так должно рассуждать и о других людях. Особенно не должно обвинять в подобных претензиях мужа за жену; потому что, по слову Премудрого: «Исполнена ревности ярость мужа... не изменит ни единою ценою вражды, ниже разрешится многими дарми» (Ср.: Притч. 6: 34–35 ). Ты опасаешься, что эта история дойдет до А. Но кто тогда будет виноват? От кого она вышла? От известного человека больше ничего не требовалось, как только чтобы он говорил «вы» и называл его по имени и отчеству. А он не захотел исполнить этого справедливого требования, согласного и с светскими правилами, и вместо того поднял целую бурю. И теперь сами вы разглашаете эту историю, наводите следствие, допрашиваете слепую старуху и так далее – видно, у вас ум зашел за разум. И потому, если это дойдет до А., то перед Богом и перед людьми будешь виновата ты. Но хуже всего, что вы этими толками смутили малодушную А. и что ты и В., в ее положении, огорчила своим письмом, на которое она отвечать не может, а переслала его мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне, и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных. Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас перед глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но видно, вам это неполезно. При этом должно знать, что иногда люди по собственной неосторожности, сделанной когда-либо прежде, подвергаются впоследствии затруднительным обстоятельствам. В таком случае против смущения надобно вооружаться самоукорением, и помощью Божией человек будет успокаиваться. Добром сделанным оправдывать себя нельзя в таком смущении по закону духовному: сделавши что-либо доброе кому, жди о сём скорбного искушения. Не вотще Апостол говорит: «Аще живем духом, духом и да ходим. Не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» ( Гал. 5: 25–26 ). Заметьте эти два признака, не свойственные благочестивой жизни. 123. ЛЕНОСТЬ К МОЛИТВЕ Касательно препятствий и лености на молитве, также и другой борьбы душевной, помните всегда слово евангельское, что нудится Царствие Небесное, и нуждницы восхищают оное (Ср.: Мф. 11: 12 ). Не удивляйтесь нимало тому, что ощущаете в себе движения и чувства, противные евангельской любви и простоте. Бесстрастие не все имеют. А если кому и дается оное, то по многой борьбе и по великом подвиге, более же за смирение. А нам, немощным, нужно в свое ободрение и утешение помнить и держаться псаломского слова: «Прозябоша яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века» (Ср.: Пс. 91: 8 ). То есть когда будем ощущать в себе противные чувства и движения или помыслы, должны потреблять их самоукорением и призыванием помощи Божией. 124. САМОУКОРЕНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Письма твои перечитывать недосужно, а собирался тебе писать и не знаю, о чём писать. От бывших жаров чувствовал себя я нехорошо. А на днях вдруг показалась у нас неожиданно холодноватая погода, и опять чувствую себя нехорошо. Здоровому всё здорово; а больному – ни то, ни другое не хорошо. Невольно вспомнишь покойного нашего отца архимандрита Моисея , который говаривал: «Вот уж ожидаем нова небесе и новы земли, в нихже правда живет (Ср.: 2Петр.3:13 ), и будет всё хорошо. А тут нам, грешным, надо потерпеть, что придется». (И заканчивал свою речь приятной улыбкой. Да и пословица есть: и не хочешь, да хохочешь.) Пишешь, что Н. и Е. лечатся кумысом. – Сердечно желаю, чтобы лечение это им помогло. Но скажу, что когда дело пойдет вниз, не помогает и кумыс. Впрочем, не помогает только в телесном отношении неудавшееся лечение, а для души оно приносит большую пользу, – во-первых, смиряет человека, а во-вторых, напоминает о будущей жизни и о переходе в оную. Сколько ни живи, а умирать неизбежно; равно и отдавать отчет за свою жизнь по апостольскому слову: «Вси предстанем судищу Христову» (Ср.: Рим.14:10 ), и «кийждо приимет мзду по своему труду» (Ср.: 1Кор. 3: 8 ). И болезнь переносить составляет немалый труд. Не без причины согрешающие предаются во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа, когда принесут искреннее раскаяние в своих согрешениях. Вот наступает Успенский пост, и ожидается множество приезжих; а я и теперь не успеваю управляться с народом. Остается лишь одно – надеяться на исполнение слова Писания, что «сила Божия совершается в немощи человеческой» ( 2Кор. 12: 9 ). Передай от меня благожелательное приветствие о Господе М. Сердечно желаю ей всего благого и хорошего, здорового и терпеливого, мирного и благодушного, словом – всего полезного, душеполезного и спасительного. И тебе желаю того же, и прочим сёстрам. Да исполняется над всеми евангельское слово Христово: «Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф. 18: 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Я часто повторяю слова опытных, что надобно пользоваться настоящим; и кто настоящим пользуется хорошо, того и последствия бывают отрадны, если не оскудеет вера. Сотворим, елико можем, помощью Божиею, дóндеже время имамы; а будущее предоставим всеблагому Промыслу Всесильного Бога, егоже судьбы нам недоведомы. Вся Ему возможна, точию да будем покорны всесвятой и всеблагой Его воле. Многогрешный иеромонах Амвросий 132. ПОЖЕЛАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД Желаю вам, с милыми вашими малютками, вступить в Новый год с новыми силами и с новым мужеством к терпению находящих скорбей и неприятностей, в них же не бывает оскудения для всех, хотящих спастися и наследовать блаженную вечность. Неложно слово Апостола, что все, хотящии благочестно жити гоними будут (Ср.: 2Тим. 3:12 ). О, дабы подал нам Господь постоянство и крепость неуклонно и с верой взирать душевными очами к горнему воздаянию, да таким образом удобно презрим дальние и земные расчеты, выгоды и невыгоды, приятное и скорбное по сказанному: «Любящим Бога вся поспешествуют во благое» ( Рим. 8:28 )! 133. УВЕРЕНИЕ СТАРЦА В ТОМ, ЧТО ОН НЕ ПОКИНЕТ ОБРАЩАЮЩИХСЯ К НЕМУ Завтра Новый год. Дай Бог всем нам новые силы к отрясению всего старого и ветхого и к творению всего, что служит к обновлению нас во внутреннем человеце. Давно собирался я успокоить вас, многозаботливая NN., касательно боязни вашей, что будто я оставлю вас и не буду писать к вам. Ежели я по слабости моего характера не отказался от вас, не знавши вас, как должно, а согласился на предложение ваше, не желая оскорбить вас, в крайней нужде духовной находящуюся, то теперь ли мог оставить вас, когда я по недостатку истинного рассуждения презрел свою душу и собственное спасение оставил на произвол судьбы, мняся заботиться о душевной пользе ближних? Не знаю, есть ли кто неразумнее меня?! Будучи немощен крайне телом и душою, беруся за дела сильных и здоровых душевно и телесно. О, дабы простил мне всеблагий Господь неразумие мое за молитвы блаженного отца нашего старца Макария. Многогрешный Амвросий 134. СОВЕТ И НАСТАВЛЕНИЕ БОЛЬНОМУ ВАСИЛИЮ 14

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Скорбное письмо ваше получил, какого не ожидал. Что делать? Хотя неприятно, и очень неприятно встретившее вас обстоятельство, но будем судить об этом по словам старинных опытных людей, которые давно решили, что нет худа без добра. Может быть, и для вас это неприятное обстоятельство послужит основательным поводом ко взятию своей части из капитала вдруг, чтобы скорее развязаться и жить так, как вам угодно, и где угодно. Господь устрояет нашу душевную пользу часто и через неприятные обстоятельства. [Сыну] смерти не желай и не намаливай, потому что ты не знаешь, что для него полезнее, жить или не жить. Господь же, как всеведущий и всеблагий, да устроит о нём и о тебе полезное; и вместо неправильной молитвы лучше подавай на проскомидию записку с именами сына и невестки о здравии и спасении, чтобы вынимали за них части. Это будет средство вернее и надежнее. О капитале много не думай, не может быть, чтобы он так скоро расстроился. Если меньше дел будет, зато меньше и хлопот будет. Сама теперь видишь, что счастье человека не в великом капитале. Не считай вполне виновною расстройства свою невестку, а считай это попущением Божиим, которое должно понести разумно и со смирением и со страхом Божиим. Господь всё видит и всё знает, и всеми управляет по Своему мановению и Своей всесильной воле. Должно это всегда помнить и всячески остерегаться, чтобы не прогневать Его благости, и самое Его наказание считать для нас великим благодеянием в отношении пользы душевной и вечного нашего спасения. Блага здешние кратковременны, и никто богатства земного не переносит с собой в будущую жизнь, разве только кто разумно употребит его на милостыню и благотворения. Молись искренно и усердно о невестке своей, чтобы Господь устроил о ней и о тебе полезное. И о сыне... повторяю тебе, молись не так, как думаешь, но чтобы Господь устроил его жизнь по Своей святой воле. 101. ОТНОШЕНИЕ ЧАД К РОДИТЕЛЯМ В письме через отца Исаию ты желаешь иметь от меня собственноручную строчку, называя себя духовной моей дочерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Испрашивая на тебя мир и благословение Божие и желая тебе мира, здравия и спасения, остаюсь недостойный богомолец, многогрешный И. М. 14-го февраля 1859 г. 394 Достопочтеннейшая о Господе NN! 47 Кажется чувства ваши обновились после благочестивого подвига и принятия пречистых таин Христовых, что и должно быть. Для вас светские приличия и обращения тягостны, но по обязанности необходимы; не уклоняясь ни на десно, ни на шуе, идите средним путем, не увлекайтесь много подражанием миру, и не совсем еще удаляйтесь; но с рассуждением ведите себя, имея в виду страх Божий и святые Его заповеди. Благодарите Бога за дарованные вам чувства познавать суету мира; но остерегайтесь подумать о себе что высоко. Нашего ничего нет, a все Божие, и без Него мы не можем ничтоже благо творити; да имеем и заповедь Его: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы; иже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лук. 17:10 ). Господь ищет от нас смирения, с смирением и малые дела Господь приемлет, a без смирения и большие исправления Ему не угодны, что видим на Фарисее. Смирять свои помыслы можно и памятию согрешений наших: ежели и горести и скорби какие посетят, памятию согрешений удобнее оные понесем, укоряя себя, a не других. Господь да вразумит вас и укрепит. 395 Благодарение Господу о Его благодеяниях. A благодарение приемлющих поощряет Дающего и силен ниспослать оные на нас еще. Успокоение в совести, это есть великий Его дар. Молитесь Ему, молитесь и Божией Матери, Она ходатаица пред Ним о нашем спасении. Беспокоит вас дело сына вашего. Нельзя же быть совершенно беспечным; мы могли бы забыться в упокоении спокойного чувства; a имея скорбь, ударяем в двери милосердия Божия молитвою, и воскрыляемся упованием на милость Его и помощь. Бесскорбный и пространный путь, куда отводит человеков, известно; a тесный и прискорбный путь в живот вечный, и хотя мало ходящих по оному, но Господь невольно поставляет на оный и так соделывает спасение. Ежели бы не устрашали скорби, то не скоро бы совратились люди с пути греховного. Укрепляйте его вашими советами, и чтоб молился Богу, и старался о исполнении заповедей Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Григорий Синаит в последних главах, в 10-й и далее, ясно предостерегает от прелести; все это вы прочтите; припомните в статье Григория Паламы , на 34 странице сказано: «душа входит в клеть свою, егда не ходит ум зде и онде в вещах мира сего, но обретается в сердце нашем»; и прочее y старца Паисия, в Свитке о молитве (в первом изд.), на странице 223; побуждая к ревности о всегдашней молитве, полагает препятствие к житейским помыслам прилежание, и о теле попечение, и прочее. Я, видя желание ваше достигнуть высоких мер, т. е. «выжидать при ногу Иисусову» и «питаться Христом», написал вам в предосторожность, дабы опасаться сего; a искать только помилования от Господа чрез сию духовную молитву; и это должно со смирением. Прочтите y св. Исаака в 55 слове в печатн., на 103 листе на обороте: «молю убо тя святе» – до конца страницы. При наблюдениях же ваших о чем-либо умилительном и приятном, тотчас готова прелесть, хотя бы и точно было от благодати, но считать себя того недостойным: ибо многие и получавшие благодать, a возомнившие о себе отпали от оной неисцелимо. Правило, какое проходите, не оставляйте: a иногда в субботу и неделю и акафист прибавьте. Более не могу вас отягощать, a по силе. Жаль очень пострадавших от воды ваших граждан: да поможет им Господь! Пожелав вам мира и здравия, душевного и телесного, с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 3 апреля 1851 года. 343 Я написал вам о неискании высоких мер в молитве, a неоставление молитвы: на что имел повод от слов ваших «приседет при ногу Иисусову, питаться Христом»; и тогда, и теперь, и прежде много раз читал я св. Григория Паламы статью о молитве, и не мало не противоречу оной, a благоговею и лобызаю; хотя и далек от исполнения. Теперь вы пишете: желаете молитвою обрести помилование; это совсем дело другое, я о сем и тогда писал вам, что так надобно призывать имя Господне. В статье оной, на 32 странице, написано о молитве: «сего ради и сие возможно есть исправити коемуждо ищущему при болезненне спасения души своея».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вы описываете свою болезнь и мрак страстный, окружающий сердце ваше. О сем я сострадаю вам и соболезную, но не могу подать помощи без вашего произволения и без Божией помощи; вспомните, сколько времени были в покое по сей части, нашедшая буря не без причины, как я и описывал вам: где падение, там непременно предварила гордость, пишет св. Лествичник; когда не убивали младенцев вавилонских, то невольно надобно бороться с исполинами; но при помощи Божией все возможно, токмо не оставляйте Врача: ищите, просите, толцыте в двери милосердия, припоминайте горькие плоды, по вкушении которых какое бывает потрясение душевной внутренности; a еще более опасений в будущности! в самые минуты тяжести повергайте себя пред Богом, просите, глаголя с святым Пророком: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь! a Бог силен послать вам Свою помощь, когда будете просить Его и иметь благое произволение; помните вечности, души! чего сами не можем, то благодать Божия сильна соделать. Смиримся, и да никого же осуждаем в немощах их, a что будет послано от Бога ко уврачеванию скорбного, с любовию и покорностию должны принимать. Василий Петрович поможет вам в беде вашей. И испрашивая на вас и на семейство ваше мир и благословение Божие, с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 8 января 1847 года. 316 Напрасно вы приняли с скорбию души то, что я изъявил свою немощь в подании вам помощи без вашего произволения и помощи Божией; в сознании своей немощи и теперь не отрицаюсь, как в отношении к ближним, так и к себе. Что ж бы было, ежели бы я вас обнадежил, что могу подать вам помощь? кажется явное безумие. Дело другое – молить Бога, что хотя и грешен есмь, но по заповеди дерзаю на сие: но молитва моя, без вашего содействия, не может совершенно свободить от .... Припомните примеры двух царей, согрешивших и каявшихся: Давида и Саула, и за которых молились святые пророки, за первого Нафан, a за второго Самуил. Почему ж первый получил прощение, a второй нет? О сем св. Димитрий Ростовский объясняет, что первый сам молился, плакал, пеплом главу посыпал, питие с плачем растворял, a пепел яко хлеб ел, и полунощи воставал на молитву; потому и получил скоро прощение; a вторый, напротив, не только ничего такого не делал, но еще пил, ел, веселился и прочее, потому и не получил прощения и святому за него молящуся.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

1105 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 121—122. 1106 Опт. старец Анатолий. Письма. С. 127. 1107 Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. Вып. I, п. 88. С. 122. 1108 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. X. С. 694, 470. 1109 Цветник духовный. Ч. II. С. 36; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. С. 129. 1110 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. п. 50. С. 61. 1111 Преп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном. Гл. 9. 1112 Епископ Буго//Указ. соч. С. 23. 1113 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 15; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. П. 59. С. 130. 1114 Жизнеописание монахини Елецк. монаст. Магдалины. С. 31. 1115 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 82. 1116 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к инокам. С. 239—240. 1117 С. Четвериков. Старец Амвросий. С. 136. 1118 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 564. 1119 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 45; игум. Антоний. Письма, п. 149. С. 179, иеросхм. Макарий. Письма к мирским особам, п. 79. С. 183. 1120 Иеросхм. Арсений. Маргарит. С. 165. 1121 Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. T. III. М., 1861. Слово в день обретения мощей преп. Сергия во время губительной болезни. С. 77. 1122 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 303. Ср.: С. 10, 36, 164. 1123 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 15—16. 1124 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам; п. 128. С. 258. 1125 Преп. Марк Подвижник. Слово 2. Об оправдании делами, § 139//Добротолюбие. T. I. С. 551; преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, С. 102. 1126 Преп. Марк Подвижник. Слово 1. О законе духовном. С. 56, 57; Слово 2. Об оправдании делами, § 8. С. 134. 1127 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 214. 1128 Преп. Марк Подвижник. Слово 1. О законе духовном, § 115. 1129 См. книгу: Преосвящ. Антоний, архиеп. Воронежский. Воронеж. 1890. С. 72. 1130 Преп. Дорофей. Поучение 7. 1131 Преп. Марк Подвижник. Наставления в духовной жизни, § 4//Добротолюбие. T. I. С. 508—509. 1132 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. 29. С. 131—132; архим. Феофан Новоезерский. Наставления. § 198//Старч. советы. С. 96; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам, п. 149. С. 293—294; иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 369. С. 86—87; преп. Марк Подвижник. Слово 6. О прении схоластика. Нравственные подвижнические слова СПб.,1911. С. 141—142.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Преп. Максим Исповедник. Там же, гл. 124.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 167; T. II, § 205. С. 267.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 383 и 404; иеросхим. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 452, 453—454; игум. Антоний. Письма. С. 152.    Преп. авва Дорофей. Поучение 19. С. 189; Цветник священноинока Дорофея (русского)//Русский инок. 1914. 9. С. 524; иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1; С. 31, 70, 75; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 259.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 405.    Преп. Исаак Сирин, Слово 35. С. 151—152.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. О истинном христианстве. § 205. С. 67.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. С. 299; ср.: Авва Фалласий. Сот. 2. О любви. § 74//Добротолюбие. T. III. С. 301.    Ср.: Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. Вып. I. М., 1891. С. 69.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 175; авва Дорофей. Послания. С. 206—207.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 200—201.    Троицкие листки. T. V. Толкование Евангелия от Матф. С. 187.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 201.    Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. Вып. I. С. 120—121.    Троицкие листки T. V. С. 187.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. I. С. 201. Т. II, § 207. С. 268—269.    Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. М., 1889. С. 59.    Там же.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 194.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 523, 330. См. игум. Вонифатий из Феофании. Наставления. § 140//Старческие советы отечественных подвижников благочестия 18—19 вв. С. 548.    Иннокентий, митр. Московский. Указание пути в Царство Небесное. Изд. 14-е. М., 1886. С. 31—32. Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. III. М., 1886. Поучение в 3-ю нед. Вел. поста. О крестоношении. С. 104—105; еп. Петр. Наставление и утешение в скорбях. Изд. 2-е. Троице-Сергиева Лавра. 1904. С. 5.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 369.    Преп. Марк Подвижник. Слово 6. О прении схоластика. О внешних скорбях еще см. у преп. Макария Египетского. (Слово 7, гл. 13—15)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010