Духовным Особам на отпуске: Троицкого Больничного монастыря Игумену Иезекиилю, Межигорского монастыря Игумену Феодосию, Николаевского Пустынного монастыря Игумену Иоасафу, денег по двадцати по пяти рублев, по камке, да по атласу мерою по десяти аршин, по сороку соболей, по пятидесять рублев сорок; Печерскому Казначею Иустину, да Уставщику Иоилю, да Митрополичью Протодьякону Мелетию, денег по двенадцати рублев, сукна черного полукармазину по пяти аршин, да тафты по пяти ж аршин, да собольми по шестьнадцати рублев; двум человеком Дьяконом Митрополичьим Порфирию, да Галактиону, да трем человеком Иеромонахом Игуменским, Родиону да Илье, да Софонию денег по десяти рублев, сукна черного полукармазину по пяти аршин, да по тафте, мерою по пяти ж аршин, да собольми по двенадцати рублев; двум человеком Дьяконом, да монаху Герману денег по семи рублев, да сукна черного Аглинского по пяти рублев; Митрополичью племяннику Михаилу Поповскому денег десять рублев, пара соболей в пять рублев, сукно кармазин мерою пять аршин, атласу десять аршин; четырем человеком Митрополичьим слугам, денег по пяти рублев, сукна Аглинского по пяти аршин, да по паре соболей, по три рубли пара; Митрополичьим пяти человеком челядником денег по три рубли, по сукну Аглинскому по пяти аршин сукно, да по соболю, по полтора рубли соболь; двум человеком гайдуком, двенадцати человеком возницам, четырем человеком поваром, трем человеком мастеровым людем, да Игуменским челяди ж и возницам четырнадцати человеком, денег по два рубли, да сукна Гамбургского по пяти аршин, да по соболю, но полтора рубли соболь, человеку, и послать о деньгах пятистах рублях в Приказ Большие Казны, а о соболях в Сибирской Приказ, а о сукнах и об атласех, и о камках, и о тафтах в Казенной Приказ, а о Дворцовых записех в Приказ Большого Дворца, Памят, а о даче денег Духовным Особам и мирским людем к Росходу Указ; да Митрополиту ж и Духовным особам и мирским людем дать поденного корму в дорогу на десять дней по тому ж, по чему им давано на Москве, да Духовным же Особам Игуменом купя в ряду, дать в дорогу по две белуги, по полуосмине круп грешневых, да по пуду соли от Росходу из Приказу Малыя России, да с Московского Отдаточного Двора питья четыре ведра вина двойного, десять ведр вина простого, пятнадцать ведр пива, и послать о том питье в Приказ Большие Казны Память

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

873 . Первый великий старец Оптинский иеросхимонах Леонид (в схиме Лев). 2 Шамордино 1917. 874 . Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Сергиев Посад 1991. 875 . Котельников В. А. Старец Леонид и возникновение старчества в Оптиной пустыни//ЦиВ 2002. 4(21). 156–1б4. 876 . Lossky V. Le starets Leonide//Contacts. 1961. 13(34). 99–107. Иеросхимонах Макарий Михаил Макарович Иванов, 20.11.1788–7.09.1860; пам. 7 сснт. Житие 877 . Афанасьев В. Краткое сказание о жизни и духовных подвигах Оптинского старца иеросхимонаха Макария (1788–1860)//Лит. учеба. М. 1993. 4. 116–136. 878 . Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. СТСЛ 1997. 415. 879 . Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. М.; Оптина Пустынь 1997. 416, ил. 880 . Леонид (Кавелин) , архим. Последние дни Оптинского старца иеросхимонаха Макария//Домашняя Беседа. 1860. 47. 587–594; 48. 599–604. изд.: М. 1860. 31. 881 . Леонид (Кавелин) , архим. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти старца Оптиной пустыни Иеросхимонаха Макария, составленное оной же пустыни И[еромонахом] Л[еонидом]. М. 1861. 187. 2 М. 1881. Житие оптинского старца Макария/Сост. Кавелин Л. Оптина Пустынь 1995. 184. пер.: Elder Macarius of Optina. Platina, CA 1995. 386. (The Optina Elders. 3). 882 . Lossky V. Le starets Macaire//Contacts. 1962. 14(37). 9–19. Сочинения 883 . Макарий Оптинский , иеросхим. Собрание писем. Письма к мирским особам. М. 1862. СПб. 1993. 760. 884 . Макарий (Иванов) , иеросхим. Письма к монашествующим и монахиням. М. 1 (1862) – 4(186З). 885 . Макарий (Иванов) , иеросхим. Собрание писем к мирским особам. М. 1880. 886 . Макарий (Иванов) , иеросхим. Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву Иисусову и о смирении. Сергиев Посад 1908. 48. 2 Шамордино 1913. 16 (в сокр.). 887 . Макарий Оптинский , преп. Душеполезные поучения. Оптина Пустынь 1996. 831. 888 . Киреевский И. В. Письма Оптинскому старцу Макарию/Публ., пред. Руло Ф.//Символ. 1987. 17. 115–186. [Тексты 27 ранее опубл. и 42 впервые публ. писем К. дают ценное дополнение к письмам самого Макария к К., кои см. в 9 .883, 885].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Приветствую о Господе братца вашего и, испрашивая на обоих вас мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием и глубокоуважением и любовью о Христе. 161. О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ПИСЕМ СТАРЦА О. МАКАРИЯ 16 В минувшем декабре получил от вас письмо и тогда уже хотел отвечать вам, а потом показалось мне, что ответ вам уже и послан; но по справке оказалось, что и доселе письмо ваше лежит без ответа. Простите такой неисправности моей! Человек я весьма болезненный, так что почти никогда не выхожу из своей келлии, и при постоянных моих недугах немало обременен посетителями. На получаемые же мной письма хотя и не отказываюсь отвечать по возможности, но делать это своевременно, исправно и удовлетворительно не имею ни сил, ни времени, и потому нуждаюсь в снисходительности тех, которые обращаются к моей худости. Описываете прискорбные и затруднительные свои обстоятельства и говорите, что часто чувствуете потребность в духовном наставлении и укреплении. Советую вам достать себе книгу: «Письма блаженной памяти Оптинскаго старца иеросхимонаха Макария к мирским особам». (Книгу эту можно купить в книжной лавке «Русская Грамота», на углу Никитской и Моховой, в доме Университета.) Читайте эти письма. Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений. От себя могу вам сказать лишь немногое. В настоящее время, кажется, более чем когда-нибудь желающие благочестно жити окружены всякими неудобствами и затруднениями. Особенно становится трудно вести дело воспитания детей в духе христианском и в правилах Святой Православной Церкви. Посреди всех этих трудностей остается нам одно: прибегать к Господу Богу, усердно просить от Него помощи и вразумления и затем со своей стороны делать всё, что можем, по крайнему нашему разумению; остальное же всё предоставить на волю Божию и на Его Промысл, не смущаясь, если другие не так поступают, как бы нам желалось. Пишете о разногласии вашем с супругом вашим о некоторых предметах. По временам можете, в спокойном духе, сказать ему, что найдете полезным, и усердно молитесь за него и за детей ваших, чтобы Господь устроил о них полезное, якоже Сам весть.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

10 Протоиерей С. Четвериков. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Изд. Козельской Оптиной пустыни. 1912, стр. 59. 11 В некоторых жизнеописаниях датой рождения старца Амвросия указывается 21 ноября. Сам же старец рассказывает, что в семье не запомнили день его рождения; в памяти его родителей осталось лишь только то, что в этот день был большой праздник. 59 У него то усиливался катар желудка и кишок, то открывалась рвота, то ощущалась нервная болезнь, то простуда с лихорадочным ознобом. К тому же стали появляться геморроидальные страдания, которые по временам до того измождали страдальца, что он лежал в постели точно мертвый. (Жизнеописание. Цит. соч., ч. I, стр. 48). 71 Иеросхимонах Амвросий. Письма к монашествующим. Вып. 1. Сергиев Посад, 1908, п. 176. стр. 152. 76 О внешней обстановке старца Амвросия подробно говорится в “Жизнеописании”. Цит. соч., ч. I, стр. 74–77. 105 Казанская Амвросиевская женская пустынь и ее основатель оптинский старец иеросхимонах Амвросий. Изд. пустыни, 1908, стр. 78. 151 Е. В. Л. Н. Толстой и Оптина пустынь. Душеполезное чтение, 1911, январь, стр. 23. Об этом также сообщается в книге Е. В. Николаева “По Калужской земле”. Изд. “Искусство”, М., 1968, стр. 20. 214 Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам, ч. I, 2-е изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни с дополнениями. Сергиев Посад, 1908. 215 Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим, выпуск I, изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, Сергиев Посад, 1908. Вып. II, Сергиев Посад, 1909. Так как в работе будут делаться сноски исключительно на сборники писем иеросхимонаха Амвросия, то для удобства имя автора повторяться не будет. 519 В тексте использованы изречения старца Амвросия, извлеченные из следующих: источников: Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим, выпуск II, Сергиев Посад, 1908, стр. 17. Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам, часть I, Сергиев Посад, 1908, стр. 128.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

Писан в Батурине, Декабря в 30 день 1685 году. Нынешнего 195 (1687) году Ноября в 11 день к нам Великим Государем, к нашему Царскому Величеству, писали Святейшие и Всеблаженнейшие Патриархи, Дионисий Константинопольский и Досифей Иерусалимский с посланным с Никитою Алексеевым, что по нашему Великих Государей, нашего Царского Величества прошению, а нашего Царского Величества подданного Войска Запорожского обеих сторон Днепра Гетмана Ивана Самойловича и всего Киевского Митрополии Причта Духовного Чина к нам Великим Государем челобитью, они Святейшие Патриархи согласно от своего благословения и хиротонисания Киевскую Митрополию и тебя Богомольца нашего, Преосвященного Гедеона Митрополита Киевского и Галицкого и Малыя России, со всеми Чинами Духовными и мирскими, с Архиепископии, Архимандрии, Властьми и подвластными под власть и благословение во Святем Дусе Отцу нашему и Богомольцу Святейшему Кир Иоакиму Патриарху Московскому и всея России и Северных Стран и впред по нем будущим Патриархом Московским в вечное послушание прислали свои Патриарши благословенныя отпустительные Грамоты с подписью как своею, так за Митрополичьими руками и печатьми; и по нашему Великих Государей нашего Царского Величества, Указу Иерусалимского Досифея Патриарха Грамота послана к тебе нашего Царского Величества Богомольцу, к Преосвященному Митрополиту, с сею нашею Царского Величества Грамотою; и тебе б нашего Царского Величества Богомольцу, Преосвященному Гедеону Митрополиту, тое благословенную отпустительную Грамоту принять и держать у себя в книгохранительнице со всяким бережением впред для подлиннейшего утверждения на отпущение от Цареградския святыя Церкви под власть Великороссийския святыя Церкви и под благословение Свяшейшего Московского Патриарха и по нем будущим, и к Духовным и мирским особам Грекорусской православной Христианской Веры, которые пребывают в стороне Брата нашего, Великого Государя, Его Королевского Величества Польского, писать от себя и приводить всякими меры, чтоб те православныя Веры обыватели были под твоим Богомольца нашего благословением безо всякого сумнения. Понеже то учинилось по воле Великого Бога и отпустительным благословением Святейших Вселенских Патриархов для лучшего православным Християном в Вере своей употребления; и с той отпустительной Грамоты послать к кому доведутся списки, а иным Духовным и знатным и достойным веры Особам и подлинную тое Грамоту для лучшего уверения показывать; и к нам Великим Государем, к нашему Царскому Величеству, о приеме той Грамоты писать. Дан Государствия нашего во Дворе в Царствующем солнцем граде Москве лета от создания Мира 7195 (1687) месяца Февраля 4 дня, Государствования нашего 5 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Только должно принять приличные к тому меры: поминать душу М. на Бескровной Жертве, на чтении Псалтири и в домашних ваших молитвах, и о душе его творить посильную милостыню. Всё это полезно будет не только покойному сыну вашему М., но и вам самим. Хотя смерть его нанесла вам великую скорбь и огорчение, но эта скорбь еще более может утвердить вас в христианской жизни, в христианском благотворении, в христианском настроении духа. Что Господь творит с нами – бывает не только благо, но и добро зело. Правда, все мы желаем получить спасение и наследовать Царствие Небесное, но часто забываем, что многими скорбями подобает нам внити во Царствие Божие ( Деян. 14: 22 ), и потому нередко ищем счастья земного и отрады временной в заботах житейских и в привязанности к мирским вещам. Потому всеблагий Господь всепремудрым Своим Промыслом и разрешает узел сей, наводя неожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобретению благ не временных, а вечных, которые прочны и никогда не изменяемы. И делает это Господь с нами по безмерной любви Своей к человекам, как говорит Апостол: «Егоже любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет. Аще ли без наказания есте, прелюбодейчищи убо есте, а не сынове (Ср.: Евр.12:6,8 ). Велика вам послана скорбь, но утешайте себя тем, что через эту скорбь вы включены в число сынов Божиих по безмерной любви Божией к вам. Поэтому храните великое сие достоинство христианское, покоряясь воле Божией не только безропотно, но и со благодарением. Вы хотели только утешаться сыном вашим в этой жизни временно; Господь же устроил так, чтобы вы утешались им в будущей жизни вечно в бесконечные веки. Наконец, вы можете иметь отрадные чувства и в том, что у покойного М. вашего остались дети, которых вы можете воспитывать и утешаться ими, как детьми. Они будут для вас вместе и внуки, и близкие дети. Всеми мерами старайтесь утолять скорбь вашу, чтобы она не переходила пределов христианских, и всеблагий Господь явит вам милость Свою и пошлет вам утешение духовное. Кто знает, каков бы был ваш М., если бы продлилась жизнь его. Теперь же вполне можете быть уверены, что он навсегда останется хорош. Призывая на вас мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием. 21 марта 1867 г. 84. О РАЗБОРЧИВОМ ЧТЕНИИ ДУХОВНЫХ КНИГ. О ХРИСТИАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. О СТРАХЕ ТРУДНОГО РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ Простите, что по слабости здоровья не мог отвечать на ваше письмо тотчас же, хотя и очень желал того, будучи убеждаем вами именем общего нашего отца, покойного батюшки отца Макария. Молитва его да покроет нас обоих, и за его духовное ходатайство да вразумит нас Господь на всё душеполезное и спасительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Еще спрашиваете меня, отчего после Исповеди N. получил облегчение, а после Приобщения Святых Таин тягостное чувство? Судьбы Божии неисповедимы. Одно лишь известно, что Господь всё устрояет к нашему смирению, ради которого изливает на людей Свою милость. Впрочем, думаю, что, может быть, N., получив облегчение душевное после Исповеди, ожидал получить после Приобщения Святых Таин утешение духовное, вопреки евангельскому слову, что «Царствие Божие не приходит с соблюдением» (Ср.: Лк. 17: 20 ), потому и получил противное чувство, ради вразумления; или, может быть, злохитрый враг перед Причащением или вскоре после оного окрал душу памятозлобием, негодованием и обвинением кого-либо или каким-либо человеческим и неблаговременным словом. Да покроет нас милость Божия от коварств вражиих! 120. О ТОСКЕ Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастися, а иногда и не хотящим. Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого. Отраду же некоторую в тоске вашей находите вы при мысли о смерти, потому что тут представляется избытие многих ваших тягот. Но если бы мы, как сказано в «Отечнике», знали вполне, какое томление несут за гробом не получившие милости Божией, то охотно бы несли всякую здешнюю тяготу, внешнюю и внутреннюю. Если о всякой вещи должны молиться Богу, да будет воля Твоя, то более всего прилично это в отношении нашей жизни, которая нам дана для приобретения вечного спасения. Ежели же кто не вполне располагается или предается в волю Божию, а дозволяет себе некоторые мнимоблагие желания, то он по временам будет впадать в малодушие и нетерпение, в избежание чего и советует авва Дорофей мыслить так: хощу, якоже будет. Жалуетесь на тоску и печаль. Такое состояние души бывает от двух совершенно разных причин, а иногда и смешанных между собой. Печаль, по духовным причинам бывающую, Апостол называет полезной весьма. «Печаль бо яже по Бозе, – говорит он, – покаяние нераскаянно во спасение соделовает» ( 2Кор. 7: 10 ). Нераскаянно – значит если человек не обращается вспять от покаяния к благочестивой жизни. Этой печали вредят смущение, от тонкой гордости происходящее, и отчаяние, наводимое врагом нашим. Печаль же, по мирским причинам бывающая, весьма вредна. Она, по слову Апостола, смерть соделовает ( 2Кор. 7: 10 ) не только душевную, но иногда и телесную, если человек сильно предается оной, оставив упование на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

О четках: хотя оные и преимущественно принадлежат монахам, но не мешает и мирским молиться по ним, токмо не явно носить, как монахи, a в домашней молитве, или в дороге; ибо четки называются меч духовный, напоминающий нам о молитве и изъявляющий количество молитв, или поклонов, положенных нам. В.... наклонности к зависти против сестер и обиды на них, и о своих вещах, излишнее попечение надобно отсекать, пока еще молоды и не укоренились увещанием или легким наказанием, лишением чего-нибудь и проч. Молодое деревцо, кривое или суковатое, искусный садовник обрезывает и привязывает; оно бывает после красиво и плодоносно. Сей пример приличен и к тебе с Божиею помощию. Если находите необходимым взять девицу православную, благочестивую, для присмотра за детьми, то почему же – по общему согласию можно взять. Где же тебе одной с детьми управиться. Помоги Господи, чтобы она исполняла свой долг с пользою для детей ваших. О поминовении – знаешь, что должно делать, так и поступай. Испрашивая на тебя и на все ваше семейство мир и благословение Божие, остаюсь недостойный богомолец, многогрешный Иеромонах Макарий. Поздравляю тебя с наступающим новым годом. 29 декабря 1859 года. 248 Скорблю, что не могу вполне написать на письма твои, почтеннейшая N N. Трудно поверить, что совсем почти не имею время писать; всякую почту от 20 до 30 писем получаю, надобно прочитать; a тут немощь, люди, братия; ночью же никуда не гожусь. От 20 числа января письмо твое получил; описываешь случаи предшествовавшие присоединению к православной Церкви….. и какие были препятствия и сомнения, но все это благодатию Божиею устранено, и в последствии увенчалось благим успехом и радостию. Желательно, чтобы и.... последовала примеру сестры своей, то и она обрела бы радость духовную. Согласен, что тебе очень, трудно и утомительно наблюдать и за больными, и присмотреть за детьми; не ищешь награды и не думаешь быть достойною оной; но Бог зрит на произволение и труды твои, и невидимо награждает и больше уготовляет оную; но нам не полезно, если мы видим свои труды и чаем за них воздаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вы читали псалом 29, в коем сказано: вечер водворится плач, a заутра радость, и когда (св. Давид) рех во обилии моем не подвижуся во век, отвратил же ecu лице Твое, и бых смущен ( Пс. 29:6. 7. 8 .). Так и в вашем душевном устроении, после спокойствия нашло смущение, и паки пройдет, но оное послужит вам к смирению и научению терпения самой оной тягости смущения; только имейте самоукорение. О каноне могли бы y меня спросить, что вам казалось непонятным; но когда посудили низложить самолобие, то и то добро; но тут, может быть, и не одно самолюбие, a и соблазн для других. Да даст вам Господь мир и спокойствие после бури и брани духовной. 396 Когда уже решились прочитать при священнике и получили от него вразумление, то и будьте спокойны. Нельзя этому удивляться, что вы мало знали себя; вы сами сознаете себя в самолюбии, a оно-то и ослепляет, чтобы не видеть своих недостатков душевных, a видеть свои добродетели, или стараться таковыми похваляться пред людьми; но смирение открывает глаза нам; и мы можем видеть даже и малые наши погрешности. Как чрез самолюбие и гордость мы отпадаем от Бога и тьмою помрачаемся, так смирением приближаемся к Богу и просвещаемся. Сам Господь, Царь славы, смирил Себя до рабия образа и нам оставил Собою пример, да последуем стопам Его, и повелел научаться от Него смирению и кротости, где и покой обрящем. Вы говорите, что вижу себя теперь хуже, нежели были в молодости: видеть свою худость лучше, нежели считать себя добродетельною; от первого смиряемся и получаем милость Божию, a от последнего увлекаемся в гордость, которая Богу противна. А оценить наши дела предоставляем Богу; Он один знает даже и тайные движения сердца нашего, к чему оные клонятся. О милостыни много есть в писании сказано: милостынями грехи твоя очисти и щедротами убогих, и: даяй нищему взаим дает Богу ( Притч. 19:17 ); и еще много подобного, и милости хощу, a не жертвы ( Осии 6:6 ). Сострадание к ближним привлекает и к нам милость Божию, и на страшном суде Христовом удостоимся деснаго стояния и вшествия в царствие небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

За принятие на себя обязанности о сбыте книг наших благодарю вас; но только, чтобы это вас не затруднило. A полагал, что в О–е есть книгопродавцы, потому вас и просил о сем. Испрашивая на вас и на все ваше семейство мир и благословение Божие, с желанием вам мира, здравия и благоденствия, и с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. M. 6 мая 1847 г. 319 Воздавши благодарение Господу за спасение вашего достояния, и ближним по возможности благотворить удостоившись, принесши славу Богу, исполните обет, данный вами во время посещения, не увлекайтесь краткою сладостию, приносящею долговременную горесть, и требующего долговременного покаяния и трудов болезненных. В минуты помрачения вопийте к Могущему спасти вас от потопления и от бури: «помилуй мя, яко немощен есмь! (Спаси ны, погибаем!» и Он готов помочь всем призывающим Его во истине; призывайте Заступницу нашу, пречистую деву Богородицу. Она сильна помочь Своим крепким к Богу о нас предстательством. Ангел Хранитель, да проженет и упразднит наветы сопротивного. О иконе св. Апостола Иакова постараюсь, чтобы здесь написали оную для вас, но только не могу назначить время. За сознание ваше в ваших немощах и поползновениях, да простит вас премилосердый Господь и впредь поможет твердо и непреткновенно исполнять святыя Его заповеди. Испрашивая на вас и на семейство ваше мир и благословение Божие, с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 22 июня 1847 года. 320 Усердно вас поздравляю с окончанием пристройки и перестройки дома вашего, да благословит Господь получить вам в оном успокоение телесное и душевное. Вас устрашает помысл опасности от пожаров, и потому в ограждение сего располагаете дом ваш застраховать, и веруете, что без воли Божией не может ничто же случиться, но покрываете веру сию неверствием, сомневаясь, что при несчастном случае останется y вас на совести, почему не застраховал. В недоумении просите моего рассуждения на сие ваше предприятие. Я не противоглаголю закону правительства, но оно не положило законом непременно всякому застраховывать свои дома: a дозволило обществам сим быть для желающих, a кто не желает застраховать, с тех не взыскивают и не понуждают.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010