Испрашивая на тебя, на супругу твою и на детей мир и благословение Божие, остаюсь желатель вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный И. М. Отказываться от хрустального завода без сильных сопротивлений не советую, но когда найдешься вынужденным, то уже нечего будет делать: a доколе можно, защищай трудящихся. 30 апреля 1857 года. 424 Письмо твое от 6 мая я получил. Истинно слово св. пророка Давида: вечер водворится плач, a заутра радость ( Пс. 29:6 ). После бури бывает тишина и ведро. Так и с тобою последовало, после искушения – утешение; признавай в этом всепремудрый промысл Божий, обучающий тебя на пути жизни твоей, да не превознесешься всегдашним благоденствием, но, наказав мало жезлом отеческой любви, Господь послал и избытие от искушения и утешения, и помог удержать мзду трудящихся людей за ними. Это сугубую принесет пользу, и людям и господину; они, быв довольны, будут благословлять господина, a Господь благословит достояние его. Слава и благодарение Господу! Очень рад, что супруга твоя успокоилась на счет своего сына, трудящегося в обучении мастерства, для своей и общей пользы. Он будет знать не одно искусство, но и труд оного, и потому со временем будет здраво судить и о других трудящихся; чтобы было тому, когда, сам не испытавши, другим стал указывать? Нет, это весьма хорошо, что он занимается сам мастерством; помоги ему Господи! Да и в том большая польза, что он не в праздности, a ведь праздность приносить великий вред. Молю премилосердого Господа, да подаст тебе, супруге твоей и всем детям твоим, мир и благословение Свое, и остаюсь недостойный богомолец, многогрешный И. М. Да благословить Господь и все твои благие начинания и дела и порученные заводы и людей, труждающихся на оных. 11 мая 1857 г. 425 Прежде всего воздадим благодарение Господу Богу, благодеявшему нам, сохранившему нас, вразумляющему и помогающему во всем! И да не вознесется сердце наше, якобы сами собою нечто благо сотворили, ибо Господь сказал: без Мене не можете творити ничесоже ( Иоан. 15:5 ), a потому должны молитвами испрашивать во всем от Него вразумления и помощи, как в делах нашего спасения, так и во внешних житейских, чтобы все исполнить, согласно святой Его воле. Но аще и вся повеленная сотворим, должны чувствовать и глаголать, по слову Господню, яко раби неключими есмы, еже должни 6ехом сотворити сотворихом ( Лук. 17:10 ). И сие есть смирение, на которое Господь призирает и успокаивает нас. Оному же повелевает научиться от Него, глаголя: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим ( Матф. 11:29 ). Это я написал в воспоминание себе и тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Прямее сказать, и тут утаевается вид тонкой прелести, прикрывающейся неядением мяса в мирском быту, подаянием милостыни сверх возможности до впадения в долги, приобщением св. таин чрез каждые шесть недель в отличие от других, прохождением сердечной и умной молитвы выше вашей меры, выше душевного вашего устроения, и вопреки ваших обстоятельств внешних. Поэтому, аще угодно будет принять мой совет, советую вам лучше сознать свою немощь душевную и смириться, и вместо высокого и опасного пути – избрать путь спасения, известный и прочный, и вашему положению приличный, о котором уже несколько раз было упомянуто выше. Глаголет бо Господь во Евангелии: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди ( Матф. 19:17 ). Согласно с сим учат и все св. отцы. Так, например, преподобные Каллист и Игнатий в Добротолюбии, в гл. 73-й, говорят: «в незаблудней стези спасения, многии суть пути, ведущии к животу и многи к смерти. Имаши един путь, ведущий к животу, соблюдение заповедей Христовых: в сих заповедях обрящеши всяк добродетели вид, изряднее же три сия: смирение, любовь и милость: без сих никтоже узрит Господа: сия три суть непобидимая оружия на диавола, яже Святая Троица нам дарова, на няже ниже противо воззрети может все бесов множество. Сими прочее оружии вооружимся, яже обносяй не ять бывает супостаты». И св. Лествичник в 24-й степени говорит: «одной добродетели смирения бесы подражать не могут». О свойствах же истинной любви говорит Св. Апостол Павел, в 1-м послании к Коринфянам, в гл. 13: любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своя си, не раздражается, не мыслит зла (в книге преподобного Ефрема: не помнит зла), вся любит, вся терпит. Милость же, о которой говорят преп. Каллист и Игнатий, не заключается в одной внешней милостыне, несовершенство которой показал тот же Апостол в том же послании и той же главе, говоря: аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, еикая польза ми есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Но, по слову преп. Нила Сорского , милость новоначальным состоит в претерпевании скорби, обиды и укорения от братии (т. е. от всякого ближнего). «И сии есть душевная милостыня, и толико есть выше телесной, елико душа выше еси тела». О смирении, любви и милости преп. Каллист и Игнатий, в той же 73-й гл. говорят так: «сию треплетенную вервь, иже Святая Троица истка и сплете, зрим и три сущо и едино: три убо имены, едино же силою и действом». Еще скажу вам, касательно желаний мнимо-благих. Вам кажется, что хладные и мрачные и злые бесы не могут подвигнуть в человеке желания мнимо-благого и крайне сильного, но в учении св. отцов видно противное вашему мнению. Св. Исаак Сирин говорит в 33 слове: «не всякое желание, доброе от Бога, впадает в сердце (человека), но только пользующее его (т. е. сообразное с обстоятельствами его внешними и внутренними, и потому возможное к исполнению, хотя и не без труда); впадает бо и от диавола подобное сему некое желание», продолжает тот же святый, «но не пользующее человека». Потому что диавол, если по-видимому и благое что влагает человеку, то всегда несообразное с его обстоятельствами, или прежде времени, и выше меры его, чтобы человек, не находя возможности исполнить это желание, безрассудно томился и смущался, что составляет существенный вред душевный, a иногда, чрез мнимо-благое желание диавол устрояет сеть глубокой прелести». Преп. Григорий Синаит в Добротолюбии, в главе 7-й, такое желание прямо называют сатаниным, a преп. Иоанн Лествичник в 26 степени называет оное презоривым. Потому что человек, по самомнению и самочинию, увлекшись таким жсланием, часто презирает основательные и полезные советы опытных, которые всегда стараются утвердить новоначальных на прочной стезе спасения, остерегая их от опасных крайностей; ибо, по свидетельству св. отцов, и безмерие и оскудение, т. е. и безвременное стремление к высокому пути и совершенное нерадение о благочестивой жизни, происходят от диавольского подущения. После всего, сказанного мною, грешным, в ответ на ваше письмо, нахожу нужным еще прибавить, что нам, по слову св. Исаака Сирина , всегда необходимо покаяние, в котором имеют нужду до самой смерти и грешные и праведные, ибо совершенства на земле нет. Главные же признаки искреннего покаяния суть: неосуждение других и обуздание гнева. Св. Иоанн Лествичник говорит, в 8-й степени, что покаяние требует многого смирения, гнев же есть признак великой гордости. А кто осуждает других, того Господь называет во Евангелии лицемером, нечующим бревна своих грехов и недостатков, и блазнящимся сучком ближнего. И покаяние и исполнение заповедей Божиих, начинаются с терпения находящих скорбей, как говорит преп. Петр Дамаскин , и Сам Господь глаголет в Евангелии: в терпении вашем стяжите души ваша ( Лук. 21:19 ). Терпения же сего нельзя приобрести без смирения и самоукорения, то есть, во всяком случае обвинения себя, a не других.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Не поскорбите на меня, если я, в заключение моей беседы с вами, скажу что, видя в вас стремление ко всему, угодному Богу, в тоже время признаю вас и сильно недугующим душею. A душевные болезни, равно как и телесные, врачуются сообразно с их началом и свойствами. Выше упомянул я сказанное преподобным, Григорием Синаитом , что человек предается на поругание бесам, за гордость и жизнь, противную заповедям Божиим. Почему и врачевство от сего самое приличное есть смирение и жизнь по заповедям Божиим, a не что-либо высокое, могущее ввергнуть вас в крайнюю прелесть до повреждения ума. В чем состоит истинное смирение, того словами изобразить нельзя. Впрочем, известным признаком оного поставляют св. отцы то, что смиренный, исполняя все заповеди и совершая все добродетели, при всем этом почитает себя, в чувстве души, худшим всех и грешнейшим всех. И вы старайтесь, по возможности, приблизиться к смирению, поминая свои грехи, и никак не позволяйте гнездиться в себе той мысли, что вы хороший христианин и лучше других. Великую силу смирения объявил Сам Господь преп. Антонию Великому , когда сей, увидя разнообразные сети вражии, всюду распростертые, со вздохом возопил ко Господу: кто может миновать оныя? И услышал Божественный ответ: смирение минует их, и ниже прикасаются ему (Св. в книге аввы Дорофея , слово о смиренномудрии). И преп. Исаак Сирин в слове 46-м говорит: «смирение и кроме дел (т. с. и без дел) многи прощает согрешения; сия же (т. е. дела), напротив, без него, безполезна суть; но и многа зла сотворяют, нам. Прочее смирением, якоже рех, беззакония твоя прости. И сие, аще стяжем, твори нас сыны Божия, и кроме дел благих представляет нас Боговии, за неже и без него вся дела наши суетны суть, и вся добродетели и вся делания». Сам премилосердый Господь наш, Сказавший: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Матф. 19:23 ), да даст вам разум во всем и да наставит вас на незаблудный путь спасения. Молю о сем Его благости, и с почтением моим остаюсь, желающий вам здравия и спасения, недостойный богомолец ваш, многогрешный И.М. март 1856 года. 446

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Почтеннейший о Господе N N! 51 Сердечно рад, что Господь призвал тебя к познанию истины и сподобил веры в Господа нашего Иисуса Христа, удостоил приятия таинства крещения, миропомазания и причащения пречистого тела и крови Христовых. Теперь ты стал христианин, с чем тебя усердно поздравляю и желаю сохранить принятый тобою залог веры, святое крещение, сохранити, оное исполнением заповедей Божиих. И в этом тебя много Господь утешил, что возвестил почтеннейшему .... быть твоим восприемным отцом, приноси ему благодарение. Спрашиваешь меня, какой тебе избрать род жизни? На это я не могу ничего тебе сказать; ты знаешь свои способности, какие можешь проходить должности мирские, посоветовав с людьми, знающими образ мирской жизни, так и поступи; паче же молися Господу, да Он Сам наставит тебя и вразумит по воле Его, что тебе избрать. Остаюсь, желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. М. 8 апреля 1838 года. 429 Достопочтеннейший о Господе N N! Соучаствую вашей скорби и вместе соскорблю с тобой о случившемся в Л–е пожаре. Это посещение Божие с великою милостию ниспослано вам. Совершенно рукою указано вам, что не случайно, a промыслом Божиим сохранилось главное имущество; накануне почти вывезен запас сахару и песку, и в самую почти минуту только успели вывести сахар и загорелось. Господь показал этим, что Он с пощадением наказует, мановением Своим побудил вывести материал и тогда попустил огню ниспасть на небольшое количество, хотя и оного жаль, но в том с покорностию воле Божией примите посещение, a за сохранение главного принесите немощное благодарение премилосердому Господу. Промысл Его о спасении нашем непостижим, и наказанием Своим побуждает нас к покаянию, если имеем какие либо грехи. Делание благотворения ближним, конечно, сохранило то, что бы могло в несколько часов погибнуть; и впредь да сохранит Господь достояние господина вашего и груды твои да благословит. Кажется, нельзя на тебя за это гневаться господину, но если и погневается, то прими, яко от руки Божией. Испрашивая на тебя, супругу твою и на детей твоих, Божие благословение, остаюсь желатель вашего здравия и спасения и богомолец И. М. На все дела ваши по заведению испрашиваю Божие благословение. 9 июня 1858 года. 430

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Супруга твоя . . . . , верно, сообщалась да второй неделе, в субботу, с чем ее усердно поздравляю и желаю, чтобы было сие спасительное таинство ей во здравие души и тела. Надобно и тебе избрать время на сие приготовление; все дела нужны, a это нужнее всех; согрешаем делом, словом и мыслию, и должны скидать с себя это иго исповеданием и причащением Христовых таинств. Испрашивая на тебя, на супругу твою и на детей твоих Божие благословение, остаюсь желатель твоего здравия и спасения, богомолец, многогрешный И. М. 5 марта 1857 года. 421 Премилосердый Господь покрыл всех вас и избавил от ответственности случившегося пожара. Славу и благодарение Ему воздадите. Господь растворил сердце……… к благотворению, от избытка богодарованного ему достояния; в том числе и мы удостоились получить от щедрости его 10 пудов сахару, и прочие обители и причты церковные и свои труженики все снабжены от его милости и деньгами и сахарцем, и чайком. Спаси его Господи! Вот наша молитва, да дарует Господь ему и всему его семейству мир, здравие и спасение. Прилагаю при сем к нему мое писание. Намерение ваше, употребить прежде на время в посильную ему работу, весьма полезно будет для него, a какую именно, – верно сами придумаете. Я с ним говорил, какую он будет проходить должность? Он сам сказал, что надобно прежде в работе потрудиться, да благословит его Господь и сохранит под надзором вашим, ни да попустит до каких-нибудь шалостей .. . бывши y нас, просил меня попросить вас взойти в его положение, о чем Он будет вас просить, касательно судьбы его; и я прошу вас, не оставьте его советом и содействием в деле его. Остаюсь желатель вашего здравия и спасения, недостойный богомолец, многогрешный И. М. испрашивая на вас и на детей ваших Божие благословение. Братцу твоему……. будто лучше не сколько, но все недугует, и, кажется, к недугу душевному есть и упрямство. Кажется хотели, чтобы он побывал в Воронеже y святого угодника Божия Митрофана, то не худо это исполнить, может быть, угодник Божий поможет. Посылаю просфору и частицу артоса, по яичку писанному.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Расположение ваше к приисканию себе партии в супружестве можно одобрить. Для живущего в мире человека это необходимо. Цель его существования на земле (кроме высшего назначения духовного) должна иметь в виду что-нибудь занимающее его и облегчающее труды его деятельности. И в начале, когда Бог сотворил человека, сказал: «не добро быти человеку единому, но сотворим ему помощника», и далее: и благослови их Бог» ( Быт. 2:18 ). Советую вам молиться Богу, да даст Он вам помощницу хорошую, истинную христианку, благонравную, a не для света только образованную. С благословением Божиим, по совету людей благомыслящих, ищите и обрящете. Чего усердно вам желаю и остаюсь с почтением моим недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 14 ноября 1853 года. 153 Достопочтеннейший о Господе N N Вы порицаете себя за то, что не были благоразумны в молитвах ваших к Богу, но просили (по словам св. Исаака Сирина ) гноя, (то есть житейских вещей). Точно так, когда мы просим земных (благ), нельзя сего одобрить; но ведь по слову св. Апостола: просите и не приемлете, зане зле просите, да во страстех ваших иждивете ( Иак. 4:3 ). Однако и y св. Исаака в 6-м слове сказано, что «за немощь нашу попущено нам помолитися и о телесных искушениях не внити в них». Эго может согласоваться и с тем, чего вы просите, то есть чтобы чрез лишение земных благ не впасть во искушение, не иметь средств к приличному прожитию, и хотя это мирское приличие, но вы живете в мире, и трудно понести лишение того, к чему долгим временем привыкли. Тут надобно иметь веру в промысл Божий, пекущийся о всякой твари и всем подающий всякое даяние благо, a отъемлющий иногда то, что вредит вам душевно. И потому, прося от него чего-либо из временных, должно отдавать исполнение сего (прошения) совершенно в волю Божию. Поймите и постарайтесь исполнить слово Божие: «ищите прежде Божия и правды Его и сия вся приложатся вам» ( Матф. 6:33 ). Многогрешный И. М. 17 октября 1853 года. 154 Достопочтеннейший о Господе N N Вы пишете, чтобы помолиться о внуке вашем, служащем в полку, так как теперь смутное, военное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Но если каждый из вас, входя и рассматривая свою совесть, верно найдет себя неисполнителем сей любовной заповеди, то и не мешает, разделясь, каждому иметь свое достояние, чрез что мир и любовь братская удобнее водворится между вами. – Братцы ваши…….., прибыв в нашу обитель, говорили мне о бывшем между всеми вами положении о разделе, и находятся недовольными тем, что вы им назначаете, и этим очень обижаются. Кто же я? и что могу сказать на сие? Когда к Спасителю нашему Господу Иисусу Христу приступил некий от народа просить, чтобы он сказал брату его разделить с ним достояние (имение), Он же сказал ему: человече, кто Мя постави судиею, или делителем над вами ( Лук. 12:14 )? Но прибавил к тому, сказав им: блюдитеся от лихоимства, и проч. Когда Господь так сказал, то что же я скажу? – разве только последнее слово Его напомню: берегитесь лихоимства ( Лук. 12:15 ). Это слово относится ко всякому, кому предлежит подобное дело. Желая вам истинного блага, которое состоит не в стяжании имения, но в спокойствии совести, в мире, любви и благочестии, прошу Господа, да поможет вам мирно и согласно разойтиться с братцами вашими, чтобы не возникло какое-либо судное дело, от которого да избавит вас Господь. Он заповедал не входить в суды, a уступать и свое, ибо сказано: не изыдеши оттуду, дóндеже воздаси и последний кондрат ( Матф. 5:26 ). Это можно всякому понять, к чему сказано слово….. Не принимаю на себя делать вам наставление, но предложу мое мнение. Не лучше ли, во избежание несогласия, пригласить кого-нибудь из граждан и духовного отца вашего и общим согласием сделать полюбовный раздел? И останется между вами мир, a это будет и Богу угодно. Он благословит и умножит ваше достояние, a в противном случае, что может быть, я умолчу. В мое время был пример: одно благочестивое семейство, мне знакомое, два брата: y одного пять сынов взрослых, три женатых, a y другого, от другой жены отца его, лет 20-ти мальчик. Отец их, умирая, велел разделить капитал по полам с братом юным, да еще дать мачехе, третьей жене его, 50 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Господь же кого любит, того и наказует и невольно сводит с пространного пути, и поставляет на тесный и прискорбный, чтоб тем спасти души их. Это вы испытываете и на себе, имевши состояние и пользуясь здоровьем и приятностями жизни, что получили пользы и что осталось в памяти, токмо уязвленная совесть, a невольно ставши на прискорбный путь, терпите оный, идите и покаянием приближаетесь к Богу и к надежде спасения. О всем оном благодарите Бога и даже за самую бедность, по выражению вашему, тяготящую вас; бедность не порок, но даже не допускает до многих пороков. Будьте нищи духом, то и в бедности получите утешение. При слабости сил моих, с трудом мог вам написать сие письмо, и желаю, чтоб Господь, по вере вашей, даровал вам утешение , не чрез мои ничтожные строки, но по Своей Его милости, впредь же я не могу надеяться, если б и вздумали паки написать ко мне вам отвечать, не имею ни сил, ни времени. Пожелав вам здравия, остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 12 мая 1859 г. 192 Достопочтеннейшая о Господе N N По возвращении вашем из-за границы, вы пишете ко мне от 31 числа августа, извещаете, что опять должны ехать туда, по совету врачей, для поддержания здоровья вашего супруга. Да будет это на воле вашей, но исцеления надобно более искать y врача душ и телес, Господа нашего Иисуса Христа; прежде всего должно исцелить душевные болезни исповеданием и причащением, святых Христовых таин и это не один раз исполнить, но сколько можно чаще делать; кто из нас похвалится не иметь греха? По исполнении сего долга и врачевства духовного, и телесные врачевства удобнее помогут; в чем надобно просить помощи Божией. Мы видим в Евангелии, что Господь исцелял прежде душу: отпущаются тебе, грехи твои ( Матф. 9:2 ), потом и телу подавал здравие. Я предлагаю вам совет, но никак не возбраняю ваше благое намерение ехать за границу. Паки скажу: да будет это на воле вашей. Может быть вам покажется совет мой странным, но я пишу к верующим, то не надобно быть, кажется, странным, a какие имеет вера сокровища – невозможно всего изъяснить словом; сколько получают исцелений ходатайством Матери Божией, при чудотворных Ее иконах, и при святых мощах угодников Божиих, я сам многими, свидетель и достоверно извещался; но на это надобно, чтоб была твердая вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

А в книге Премудрости глаголет: даяй нищему взаим дает Богу ( Прем. 19:17 ). Каково это счастие, иметь такого должника? Вы сделали с ними милость, помогли; верно и несомненно и Бог вам поможет, да еще большим сего: Он созиждет вашу храмину нерукотворенну, вечну на небесех. Как это? За малый деревянный домик – и нерукотворенную храмину получите? Точно так: целое семейство, не имеющее приюта успокоить – больше того, что дадим по малу нищим; хотя и то Господь приемлет; но это важнее. Дорога милостыня во время скудости. Итак, я, приемля участие и в вашем спасении душевном и в их скудном настоящем положении, усердно благодарю вас и молю Господа даровать вам неотъемлемый мир и благонадежие и спасение. 7 апреля 1859 года. 140 К тому же …..Теперь за вами очередь побывать y нас, и вы и я состарились, мне уже 72 года, не знаю долго ли проживу? Надобно помнить нам, что после сей жизни настанет вечность, и что там нас встретит – неизвестно. Надобно делать дóндеже день есть (в сей жизни), нощь настанет, никтоже может делати ( Иоан. 9:4 ). Здешнее все останется; то, хотя малую частичку, надобно переслать туда вспомоществованием ближним; что имеем, тем и поделимся. Не творим извета, что не на пользу кому помощь: Бог смотрит на наше произволение и сгарает ли наше сердце скорбию о ближнем и любовию к нему; все наши делания без любви ничтоже суть, но «яко медь звенящая и яко кимвал звяцаяй» ( 1Кор.13:1 ). Надеюсь, что не взыщете с меня за высказанную истину. 11 августа 1860 года. 141 Достопочтеннейший о Господе N N Река времени быстро протекает, и вот уже прошло полгода, как переселилась почтеннейшая ваша матушка г-я ……. от нас в вечность. Судьбы Божии нам неисповедимы; каждому из нас Он положил предел жизни – и не прейдем, a вечность не имеет конца!... Для нас, верующих христиан, смерть не есть всегдашняя разлука, но временное отшествие: аще живем, аще умираем, Господни есмы ( Рим. 14:8 ) учит св. Апостол, и пред Богом все живы есмы, ибо душа бессмертна и вечна. Сие рассуждение да будет вам утолением скорби о лишении матушки вашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010