О сем много вам было писано; впрочем да наставит вас благодать Божия, вся восполняющая. Что скажу вам о себе? Нечем похвалиться, токмо о немощах моих и неисправлениях, сообитающих моей худости. Обитель нашу, 20 мая, посетил Высокопреосвященнейший Филарет, киевский митрополит, проездом в Киев. Желаю, чтоб вы были здоровы душевно и телесно и, поручая вас покрову Божию, остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 30 июня 1842 г. 14 Сожалею, что неуспешно старание наше о желающей, или уже посвятившей себя на служение Господу, девице N.; но это может быть для нее искус в твердости ее намерения. Впрочем, когда есть воля Божия, то и препятствия разрушатся, и примутся в уважение благословныя причины, по коим и вы надежды не теряете; к тому же нельзя ли принять в уважение неспособность ее к мирской жизни по болезни, к чему, может быть, нужно будет и свидетельство со стороны лекаря. Что только можно сделать для пользы ее, и аще будет угодно Богу, то Он и наставит вас, и пошлет Свою помощь; я в этом уверен. В обоих ваших письмах отзываетесь с худой стороны о душевном вашем устроении в исправлениях, хотя и внешних, увлекаетесь самодовольствием и о себе мнением, что хорошо делаю, – a в поползновениях малодушествуете и смущаетесь. Можете из сего видеть, что причиною последних есть первые, но не делание благих, a мнение о сем, почему и попущается вам падать, чтобы познали свою немощь, и во всяком случае смирялись, приписывая исправления не своей силе, но Божией помощи. Эго есть духовная борьба, без коей невозможно научиться как побеждать; хотя же и раны на оной приемлем, но не должны давать плещи, но восставать и паки ратоборствовать. Много вам о сем уже писал в прежних письмах, и теперь только повторю; прочтите 7 слово святого Исаака Сирина , когда оное y вас есть, или святого Каллиста в 2 части Добротолюбия, 43 главу. Да будут вам оные на укрепление в духовных ваших подвигах; хотя оные кажутся и светские дела, но и в них должна храниться совесть, a потому и духовными подвигами можно назвать.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Примите скудоумные сии мои строки знаком моего к вам усердия, a недостаток, в оных находящийся, покройте любовию. Я не могу требовать от вас, зная обширные ваши занятия, но желательно бы было хотя в малых строках иметь сведение о вашем настоящем положении. Впрочем я уверен, что не может быть каких-нибудь важных для вас неприятностей; в вашей воле состоит оставить эти занятия, и быть свободными от оных, ежели бы что-нибудь предстояло неудобоносимое. Но да будет на вас воля Божия и покров Его; воля же Его всегда есть блага и полезна для нас, и вы, вручая себя с покорностию в оную, наверное получите спокойствие сердцу вашему. 55 Достопочтеннейшая о Господе N N Писанием вашим, от 12 Февраля пущенным, мною 2 апреля полученным, просите моего совета о смущающих вас описанных в оном случаях? Я не мало вам удивляюсь, что, не зная меня, a по одним токмо слухам (которые не всегда бывают справедливы), ищете моего наставления. Да и я чувствую себя не столько имеющим дарования и просвещения, чтобы мог проникнуть заочно, из столь краткого изъяснения, ваше духовное устроение. Но за всем тем не смею отрицаться, по силе, хотя скудного моего понятия, в надежде на помощь Божию, по вере вашей, могущую и бессловесным даровать глас слова ответствовать на ваше писание. Усматриваю из вашего устроения главное то, что вы не имеете душевного мира и спокойствия, при всех ваших мнимых высоких исправлениях; что самое вас и понудило иметь ко мне соотношение. Высокими исправлениями я почитаю любовь Божию, о коей вы неоднократно упоминаете, что любите Бога; и еще с таким уверением: «столь люблю Бога, что и описать не могу всего чувства». Но вы забыли то, что любовь есть верх совершенства, и приобретается исполнением всех заповедей Господних, о чем Господь наш Иисус Христос научает: любяй Мя заповеди Моя соблюдает; a не любяй Мя заповедей Моих не соблюдает ( Иоан. 14:21. 24 ), a святой Апостол Павел описал нам свойства любви: любы долготерпит, милосердстеует: любы не завидит: любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Но рана твоя так еще свежа и горяча, что нельзя вскоре забыть и быть нечувствительною. По времени Бог пошлет тебе утешение, a теперь растворяй скорбь свою благонадежием, что она обрящет милость Божию. Молись о ней и сим имей отраду. В ожидании твоего приезда, остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. М. 20 февраля 1854 года. 71 К той же Благодарим тебя, что прислала навестить нас и известила о своем здоровье. Слава Богу, что ты со всеми мирна, кроме одного; но надобно и в этом себя умиротворять; мы все люди, и никто не похвалится быть без немощи; a к этому враг старается возмущать сердечную бездну ничтожными вещами и помрачать душевные очи, чтобы не видеть солнца правды, Христа, в нашем ближнем сокровенного. Он изрек пречистыми Своими устами: аще что сотвористе единому братий Моих менших Мне сотвористе ( Матф. 25:45 ); и это относится и к доброму и к худому расположению нашему к ближнему и обращению с ним; и то и другое Он принимает на Себя; a по оному, или воздаяние, или наказание последует, или здесь, или там, – в вечности. Еще сильно слово Его: аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете согрешения человеком, и Отец Мой небесный не отпустит вам согрешений ваших ( Матф. 6:14 ). Заповедь непременная также о любви врагов; но как мы далеки от исполнения оной и только, только можем хотя отчасти приблизиться к сему, когда будем себя укорять, поминая грехи свои. Здоровье мое обычно, таскаюсь и ослабеваю; a недавно привязался каше и Слава Богу о всем: телесные болезни очищают душевные. Испрашивая на тебя Божие благословение, остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. M. 17 июля 1855 года. 72 Достопочтеннейшая о Господе N N 15 По поводу моего к вам письма о неизвестности положения вашего жительства, вы описываете оное, и все семейство ваше исчисляете; a во втором письме и о духовных ваших занятиях упоминаете; из всего сего усматриваю, что вы ищете спасения души своей. Желали бы мир оставить для сего, но, по обязанности пещись о детях и о хозяйстве, не можете сего учинить.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Аще ли же ни сие можеши, но по навыкновению согрешаеши, в них же бы и не хотел еси, имей смирение, яко же мытарь, и довлеет ти во спасение: ибо непокаянне согрешаяй, и не отчаяваяйся, по нужде худша всей твари имать себе, и не дерзает, осудити, или укорити, коего человека: но паче дивится человеколюбию Божию, и благодарен ко благодетелю обретается, и ина многая благая имети может. Аще и диаволу в согрешении повинуся, но паки страха ради Божия преслушает врага, понуждающаго Его ко отчаянию, и от сего часть Божия есть» (см. в Добротол. по изд. 1840 г. лист 58 на обороте). И паки: о том, о еже яко велие благо есть истинное покаяние: «обаче егда кто восхощет, паки полагает начало покаянием. Пал ли еси, глаголет, востани; и паки пал ли еси, паки востани, не отчаяваяся отиюдь о своем спасении, аще что-либо и будет; ниже волею предавай себе врагу, и довлеет ти терпение сие с самоукорением во спасение» (там же лист 64 на обороте). «Ты убо отнюдь да не отчаешися, не ведя Божией помощи, может бо елико хощет сотворити, но уповай на Него и едино от сих имать сотворити или яко некиими искушениями, или другими образы, ими же Он весть, устроит твое исправление, или приимет твое терпение и смирение вместо делания; или инем образом, его же не веси, по упованию соделает человеколюбно, во еже спасти бездерзновенную твою душу; точию да не оставляеши врача, зане люте терпети имаши сугубую смерть за неведение сокровеннаго Божия намерения» (там же). Кажется, сие должно вас восставить от рва отчаяния. Я воспомянул вам, что смущение ваше происходит от духовной гордости, на которое мнение представляю учение святого Дорофея: «и страсть, аще стужает нам, не должны есмы ни в сем смущатися: еже бо смущатися кому стужаему от страсти, безумия есть и превозношения; и от еже не ведети свое устроение; и от еже бегати труда, яко же реша отцы». (Книга аввы Дорофея славянского перевода, в конце книги св. Ефрема Сирина , по изд. 1840 г., стр. 83 на обор.). Желаю вам умудряться в духовных бранях, познавать козни вражия, и более всего смиряться; оно (смирение) есть сильнейшее оружие против врага и его стрел.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Самое то, что вы с покорностию и благодарением Бога несете свои кресты, доставляет вам христианское утешение и благонадежие на милосердие Божие, удостоиться в вечности блаженства. Уединенная ваша жизнь и скорби сердца разлучили вас от шумных, мирских приличий, которым повинуясь невольно удалились бы от Бога, и находились бы на пространном пути, ведущем в пагубу, коим многие ходят; судя понаслышке о ваших христианских чувствах, полагаю, знаете слово Божие, которое учит нас, что не можем работать Богу и мамоне т. е. миру ( Лук. 16:13 ), и что хотяй быти друг миру, враг Божий бывает ( Иаков. 4:4 ); ибо мудрование плотское, вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется ниже бо может ( Рим. 8:7 ). Господь, любя вас, Своим промыслом Божиим, смотрительно совратив вас с пространного пути, поставил на узкий и прискорбный, вводящий в живот вечный, малыми обретаемый, по словам Спасителя. Вы поставляете виновным ваших и дочери вашей скорбей супруга своего; яко человек не без погрешения пребывает; и сам может быть увеличивает и отягощает свои скорби. Когда птица не падет и влас главы нашей не погибнет без воли Божией: то может ли таковое испытание последовать без Его святой воли и попущения? Супруг ваш ничто иное как орудие, коим действует Бог в вашем испытании. О нем должно сожалеть сердечно и молить премилосердого Господа, да обратит его на истинный путь, и простит его, как за ваше оскорбление, так и за прочие грехи. Не зная образа жизни вашей дочери и зятя, не могу и судить о них; но то известно, что п – я жизнь требует больших расходов; что супруг ваш ничего им не дает, кажется и это можно отнести к промыслу Божию, попускающему им иметь нужду в содержании, не предаваться роскоши, многих грехов виновной, a привыкать к умеренности, виновной здравию душевному и телесному. Вы, не оставляя их, по силе, своею помощию, снабжайте и советами, – великодушно и безропотно переносить недостаток, повинуясь промыслу Божию, вся на пользу устрояющему. Судьба людей подвержена многим изменениям: из богатых и славных мира переходят в бедность и бесславие; и напротив из бедности в богатство и славу. Но и при изобилии сих благ, когда не имеет сердце мира, то не может ничто принести утешения. Сего-то мира должно просить и искать, который даровал Господь Своим ученикам и всем право верующим в Него: мир Мой даю вам; мир Мой оставляю вам ( Иоан. 14:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Из письма вашего от 21 декабря вижу, что вы еще медлите подачею в отставку, и полагаете, что можно и после 1-го января получить оную за болезнию; a мне кажется лучше бы в свое время; кто знает, что будет впереди; хорошо когда бы вы подали до января: вы можете быть полезным брату при производстве и по подаче прошения. Утешительно было слышать от почтенного…. о вас, и получить ваше писание, от 4 января посланное. Я с ним о чем нужно побеседовал, слава Богу он хороший христианин, да поможет Господь ему исполнить его святую волю, и сохранится от всех сетей и козней вражиих. Не удивляйтесь тому, что при попечении вашем о….., увидели вы его неблагодарность и невнимание к оному. Конечно укор ваш ему не понравился, и самолюбие его оскорбилось. Но вам это служит уроком вперед, и когда вы зазрите себя, что может быть и сами вовлекались мнением и высокоумием о себе, и укорите себя, то и успокоитесь, a ему в неразумии его простите; конечно он не ведает, что творит, и мнится что ведети, ничтоже весть. Слава Богу, что подали прошение вовремя и надеетесь получить свободу переменить службу военную, с плотской на духовную; да поможет Господь вам совершить ваше намерение; и хорошо, ежели бы к посту получили свободу и приехали бы к нам. Книгу нотную вам возвращаю; y нас трудно по оной вводить пение, при наших слабых голосах, a я боюсь не удержать долее, надо будет хлопотать об отсылке. Простите нескладному моему писанию; время y меня отнимают, a писем много, и уже кое-как пишу; надеюсь лично, о чем нужно, переговорить, a дотоле остаюсь желатель вашего здравия и спасения, многогрешный И. М. 20-го числа января 1852 года. 99 20 числа января послал я к вам письмо, ответ на ваше от 8-го ко мне писанное, a вскоре еще получил ваше писание от 15 января; вижу, сколько стоило вам отделаться от мира: убеждения миролюбцев, основанные на прочных выгодах светского благоденствия, славы, чести, наслаждения, семейного счастия, богатства и проч., a к оным и внутренняя борьба; против всего этого вы должны были выдержать большое сражение, но помощию Божиею, при благом вашем произволении, на первый сей раз вы остались победителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Апостол Павел увещавает нас в послании к Солунянам: не хощу вас братие не ведети о умерших, да не скорбите якоже и прочии неимущии упования ( 1Сол. 4:13 ). Смотрите, кому сродно скорбеть? Не имеющим веры и упования на будущую жизнь, они на веки разлучаются с ближними сердцу их, им не блещет луч надежды из отдаленной вечности; но нам верующим есть надежда: смерть сия есть только прехождение к вечной жизни, и от скорбей и болезней к покою. Есть ли резон вам, предаваться такой печали, снедающей ваше сердце и погубляющей плоды веры и надежды? Я полагаю, нет ли другой причины, доставляющей вам сию скорбь? Может быть нерешимость ваша о избрании пути в жизни вашей вас беспокоит; или не встретилось ли какого сердечного смущения при исполнении, по воле покойной маминьки вашей, об отделении от братца вашего? A может быть и другое-что, я недоумеваю. Только советую вам не предаваться печали, она вам не принесет пользы, но вред, и вы этим погрешаете пред Богом. Когда полагаетесь на Бога, то Он устроит все во благое. Вы желаете провести святый пост лучше, нежели как проведена вся ваша жизнь. Желание благое, но кто ж будет поверять настоящее с прошедшим? Еже ли вы предоставите это себе, то смело можете ошибиться; еже ли увидите себя лучшим, то это не есть лучшее, a будет фарисейскос высокоумие. Когда посмотрим на жизнь благоугодивших Богу людей, то видим, что они, чем более приближались к Богу, тем более видели свою худость. Да сподобит и вас Господь доспеть в меру смирения, и не обольститься мнением своих добродетелей! После долгого вашего молчания, происходящего по случаю богоугодных ваших путешествий, имел удовольствие получить писание ваше, от 7 октября посланное. Да вразумит вас Господь, молитвами Своих угодников, управить жизнь вашу по Святой Его воле. Вы пишете, что стали поспокойнее; a разве это не милость Божия к вам соделовает? Вы находились все в двоедушии о избрании себе образа жизни, впрочем обета ни на какую постоянно не делали; но вы опасаетесь каких-либо может быть обетов на вас существующих; кому же более должны быть оные известны, как не вашей совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

По крещении непременно нужно делание заповедей Божиих, коими сохраняется данная во оном благодать, и по мере успеяния в оных, умножается; преступая же заповеди, покаянием паки восстановляем и приобретаем ее. A все сие действуется чрез веру, и к делам покаяния без оной не приступили бы; везде вера и дела! «Вы немножко чувствуете невозможность спастись от дел своих», немножко, a все еще не совсем отлагаете надежду на них; похоже, что прежде и много на них надеялись, a это опять вредно, думать делами своими заслужить спасение: нам оное доставили заслуги Спасителя. Должно делать, но не полагать на дела надежду. Когда-ж мы думаем делами заслужить, показывается сим наше самонадеяние; тогда и не подаст Господь нам силы к исполнению добродетелей, но паче попускает на нас укрепиться страстям, чтобы мы познали свою немощь и смирились пред Богом, помня оную заповедь Божию: аще и сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лк.17:10 ). Прочтите в Добротолюбии y св. Марка подвижника , в главах о мнящихся от дел оправдатися (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 11,12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24.), увидите, как согласуются вера и дела. Я полагаю, что вы, видя необходимость в делах, к снисканию спасения, и желая исполнить оные, но не видя в себе достижения сей цели, a паче побеждение разными страстьми, – смущаетесь, и недоумеваете, что делать? Конечно возложение надежды на Бога, и на молитвы благоугождающих Ему, много может вспомоществовать в деле нашего спасения; но в смущении, при поползновениях, видно, что происходит оное от духовной гордости. Вам довольно известно, что хотящие благоугождать Богу, и ищущие спасения, имеют сопротивляющихся сему невидимых врагов, как пишет святый апостол Петр: супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 .). A святый Апостол Павел: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным ( Еф.6:12 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вы, хотя и думаете о себе, что имеете твердое намерение к исполнению сего обета, но на оное не надейтесь, а более отдавайтесь в волю Божию и просите Его помощи. Вам еще неизвестны вражие козни и подсады: он старается людей смущать и искушать, что попущено Богом к нашему смирению, чтобы не надеялись на свои силы и на свой разум, но в сем, последнем, повиновались бы опытным и искусным людям, которые сами прошли деятельно путь сей, – но теперь для вас еще неясны мои слова. Когда же сподобит Господь вас прияти на себя «легкое Его бремя и благое иго» ( Мф. 11:30 ), тогда в действительности уразумеете и познаете силу и пользу моих слов, происходящую от отвержения своей воли и покорение оной другому, ради Бога и спасения своей души. Поручаю вас покровительству Всемогущего Господа, и Господь Премилостивый да сохранит вас от всех сетей вражиих, и да простит вам вся согрешения ваша и аз ничтожный посылаю Вам отеческое прощение и благословение. 30 мая 1834 года. 112. Желание оставить мир укрепляется житейскими испытаниями Вы пишете, что по получении моего недостойного письма, много себя укоряли и окаявали. Вы, кажется, излишне себя уничтожаете и от сего во уныние и в тлетворную печаль впадаете, а посему прошу вас и молю, да потщитеся со благодушием, терпением и упованием продолжать дни жизни вашей и при том благодарить Премилостиваго Господа, что вам по Своему милосердию даровал таковые благоутешные чувства и попечения об убогих душах своих ко спасению. И при благодарных чувствах силен и всемогущ Великодаровитый Господь в конце благоназидательности устроить вашу участь и, по совершенной Его воле и милосердию, равно и детей ваших всячески устроить, только мы, по апостольскому завещанию, да с терпением течем на предлежащий вам подвиг ( Евр. 12:1 ). А что вам теперь представляется тяжестно и молвно продолжать в мире жительство и сего ради скучается много, что, кажется, на крылышках полетели бы в желаемое вами тихое пристанище; но, о прелюбезнейшие, да будет вам известно, что теперяшняя ваша сия жизнь послужит вам в предбудущее время в пользу, а именно, ежели вас Господь по Своему милосердию удостоит в монастырях жительствовать, то по времени будут от общего врага и мысленные брани, будет наводить и воспоминать прежнюю жизнь и в приятности представлять. И вы теперь хорошенько поразмыслите, вкусите до сытости горести ее, тогда сим можете отражать мысли вражеские, смутить хотящие вся!

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

.... с больным братом твоим .... отправились от нас 13 числа на Т– y пустынь благополучно. Они побывают y преподобного Сергия и молитвами Его, может, Господь пошлет ему исцеление. Какие тебе случаются неприятности, вижу, что принимаешь оные посланными от руки Божией; и, конечно, Он все на пользу строит и полезная всем подавает; но мы не все разумеем, хотя и мнимся ведети. Покорность воле Божией успокоит тебя, и Он наставит тя на истину Свою. Посещение немалое случилось y вас по заведениям, но ведь это нельзя считать несчастием, но наказанием Божиим, от любви происходящим. егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет; аще без наказания пребываете, убо не сынове есте, a прелюбодейчищи, пишет святый Апостол ( Евр. 12:6 ). Подобные искушения приводят нас в чувство познания своих согрешений и исправить путь свой по заповедям Божиим. Испрашивая на тебя, супругу твою и детей, мир и благословение Божие, остаюсь желатель вашего здравия и спасения и богомолец, многогрешный И. М. 15 июня 1858 г. 431 Из письма твоего вижу, что y вас, благодарение Господу, все идет хорошо и превосходно и Л–ий завод пустил 20 числа и действует преотлично, о чем ты и воздаешь хвалу и славу Господу Богу, не приписывая твоему разуму и силе. Так и должно. Что мы знаем без помощи Божией? Молю Господа, да вознаградит Он твое благое произволение и посильные труды, за успехи коих ты воздаешь хвалу Богу, чтобы Он возвестил бдагодетелю твоему...., к поощрению твоему, быть довольным тобою и супругою твоею за ее труды. А что ты пишешь о некоторых лицах, которые сшивают на тебя ковы, то и сам ты согласишься с тем: они могут сделать только то, что угодно будет попустить Богу; и будь в этом утвержден, что и влас главы нашей не погибнет без воли Его ( Лук. 21:18 ). Если же и угодно Ему попустить тебе потерпеть какое-либо искушение и скорбь, то все это по благости Его и любви к тебе; Он, или веру твою испытует, или ищет твоего терпения. Скорби бывают нам полезны, они нас невольно смиряют, a всегдашнее благоденствие возвышает, но когда Господь видит нашу немощь, то и щадит нас и избавляет от искушений, или, посылая скорби, скоро подает и утешение, и чрез скорби научает нас опытности в жизни, дабы сохранились впредь от вредящего нас. А за тех людей, кои стараются тебя очернить, молись Богу, и от души прощай их, да и сам получишь от Бога прощение грехов твоих. Испрашивая на тебя, супругу и детей твоих мир и благословение Божие, остаюсь желатель вашего здравия и спасения, недостойный богомолец, многогрешный И. М. 7 октября 1858 года. 432

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010