3.50 72. Полагайте начало жить не по-своему, а по заповедям Божиим. В семье добрым благоуправлением по страху Божию сохраняйте мир и убегайте смущения 3.51 73. Христианин всегда стоит на страже, оберегаясь волков мысленных 3.52 74. С терпением и молитвой надо нести послушания 3.53 75. В семействе успевайте более терпением и кротостью, нежели строгостью 3.54 76. Вражда разрешается смиренным поклонением друг другу 3.55 77. Благословение на путешествие по святым местам 3.56 78. Благословение на поступление в монастырь. О важности преуспеяния в христианских обязанностях 3.57 79. Принятие в число братства зависит от Бога и от отца строителя 3.58 80. «Нужницы восхищают Царствие Небесное» (Мф., XI, 12) 3.59 81. Не слушай греховных помыслов, вспомни суд Божий и смерть 3.60 82. Желание исправления без благого начала мертво есть 3.61 83. Как избавиться от недуга пьянства? 3.62 84. Поздравление с праздником Воскресения Иисуса Христа 3.63 85. Храните свою совесть и открывайте худые помыслы 3.64 86. Не отчаивайся о спасении своем, но уповай на беспредельное Божее благоутробие. Смири себя пред Богом и пред людьми 4 Письма к мирским особам 4.1 87. О прибытии в Александро-Свирский монастырь 4.2 88. Мы обязаны всячески молиться за творящих нам напасть 4.3 89. «Да не заидет солнце во гневе вашем» (Еф., IV ,26) 4.4 90. При избрании супруга следует чтить и слушаться родителей 4.5 91. Смерть детей бывает за невоздержание и нехранение Божиих заповедей 4.6 92. Старайтесь смириться и умиротвориться, и козни вражие не возобладают вами 4.7 93. Покой достигается только смирением и терпением. Славолюбие, сластолюбие и сребролюбие - три главные страсти, от которых побеждаемся 4.8 94. Самомнительная набожность доводит до расстройства и болезни 4.9 95. Вся злоба есть семя дьявольское 4.10 96. Промысел Божий нами управляет 4.11 97. Не смущайтесь, а благодушествуйте и благодарите Премилосердого Господа 4.12 98. Примиритесь с мужем. Подавайте собой пример, чаще молитесь 4.13 99. Да поможет Господь развязаться с миром. Мы сами ничего не можем устроить, а во всем должны полагаться на волю Господню

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Сохранились отрывки из ее дневника за 1846–1847 годы. Это записи мирской подвижницы XIX века. Вот ее распорядок дня: «Вставить,] как только проснешься, не позднее 6–ти». Утреннее правило: утренние молитвы, акафист Богородице и ангелу–хранителю, дневное Евангелие и Апостол. Среди дня еще Евангелие и Апостол и одна кафизма. Вечером опять молитва. Вот пасхальная запись: «23 марта. Христос воскрес! Воскресни, Г[оспо]ди, в душе моей! Силою Твоею не дай мне погибнуть! Не дай, не позволь, чтобы Тело и Кровь Твоя были мне во осуждение, – но в жизнь!» «…25. Опять тоска – даже плакала…»[ 61 ]. И дальше идут эти живые нити веры и маловерия, радости и тоски, из которых всегда сплетается душевная жизнь искреннего христианина. Некоторые исследователи считают, что именно она, а не Наталья Петровна имела решающее влияние на созревание церковного мышления ее брата Ивана. Андреев пишет: «Все знавшие ее сохранили (о ней) лучшие воспоминания (Жуковский – в стихотворениях и письмах, Погодин – в некрологе о ней… Е.И. Попова, П.И. Бартенев… и другие лица. Почти все они по преимуществу подчеркивают ее глубокую христианскую настроенность, завершившуюся подвигом, близким к иночеству)»[ 62 ]. А мы бы теперь сказали: подвигом монастыря в миру. Только его молитвенным духом можно объяснить это необычное соединение в деле издания аскетической литературы (литературы преимущественно о непрестанной молитве) семьи Киреевских и оптинских монахов. Старец Макарий, вдохновитель и глава оптинского издательства, учил: «Молитвою Иисусовою нужно молиться всем»[ 63 ].   [ 1 ] Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1886. С. 159. [ 2 ] Летопись велась по 1916 г. Хранится в Отделе рукописей Государственной библиотеки им. Ленина (ОР РГБ. Ф. 214. 360. Л. 59). [ 3 ] Макарий, иеросхим. Собрание писем. М., 1862. Вып. 6: Письма к мирским особам. С. 567. Письмо 306. [ 4 ] ОР РГБ. Ф. 214. 384. Л. 65. [ 5 ] ОР РГБ. Ф. 214. 360. Л. 84–85 об. [ 6 ] Цит. по: Никодим (Кононов), архим. Старцы отец Паисий Величковс–кий и отец  Макарий Оптинский  и их литературно–аскетическая деятельность. М., 1909. С. 4–5.

http://bogoslov.ru/article/6192466

1036 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 88. «Старайся деланием заповедей благоугождать Ему (Господу. – А. И.), но чтобы все они были растворены смирением, а без смирения не могут воспользовать» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 70). 1037 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 33 об. Старец Амвросий Оптинский писал: «Добродетели (не могут быть) без смирения… потому что смирение подает крепость ко всякой добродетели» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 14. С. 18). Также и старец Макарий пишет, что всякая добродетель, чем смиреннее, тем тверже и основательнее (Письма о. Макария. Т. 2. С. 21). 1038 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 23 об. Старец Амвросий также говорил, что смирение рождается сознанием своих недостатков и самоукорением (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 54. С. 62). «Самоукорение – это означает во всяком неприятном, скорбном случае и обстоятельстве должно возлагать вину на себя, а не на других» (Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. 2-е изд. Сергиев Посад, 1908. Ч. I. П. 5. С. 67. Далее – «Письма о. Амвросия к мирским»). 1039 «Отсечение своей воли и несоставление своего разума есть первое средство к стяжанию смирения» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 8). 1041 Сказание о жизни… схиархимандрита Илиодора… С. 154–155. Оптинский игумен Антоний писал: «Если искренно желаете вы иметь свободу от страстей и от всех недугов душевных и хульных помышлений и научиться смирению, то должно совершенно волю свою, а с ней и всю непокоряющуюся гордыню поплевать и потоптать собственными ногами, через что обновится яко орля юность твоя и из человека своевольного и грешного сделаетесь Ангелом Божиим» (Письма о. Антония. С. 65). 1042 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 20. Оптинский старец Макарий писал: «Избери себе этот надежный путь, имей отсечение своего разума и воли» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 26). 1043 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 21. Оптинский игумен Антоний на вопрос: «В чем состоит путь спасения?» – отвечает словами Спасителя: «Иже хощет по Мне итти, да отвержется себе!» Это означает… отречься от своей воли и от своего разума.» (Письма о. Антония. С. 249).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

A что вы чувствуете скуку и прочее, то это естественно быть может: столько лет проведя в занятиях и в суетах, a теперь находитесь в бездействии; от того и бывает скучненько; a притом и враг, нснавидяй добра, подходит с своими мнимо-резонными причинами и старается возмутить ваше мирное пребывание. Надобно понуждаться к самоукорению и смирению и благодарить Бога за Его великие к нам милости, во всей жизни бывшие, просить помощи, да низложит коварство вражие и подаст вам мирное устроение. A доколе чувствуете тягость сего бремени то и сие приимите яко врачевство, исцеляющее душевные недуги и могущее чисту представить вас подвигоположнику нашему Владыке Христу; только опасайтесь ропота и малодушия, ибо чрез них те же самые скорби тяжелее бывают. Да укрепит вас Господь и подаст утешение духовное – усердно желаю и молю Господа. Спаси Господи, за призрение вдовы и сирот наших, Господь сказал: что сотвористе единому сих братий Моих меньших – Мне сотвористе ( Мф.25:40 ). Он приемлет это на Себя. И паки Писание зовет: даяй нищему взаим дает Богу ( Притч. 19:17 ). Испрашивая на вас и на семейство ваше мир и благословение Божие, с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 16 ноября 1846 года. 62 Имея в памяти день приближающийся вашего Ангела, всеусердно вас с оным поздравляем и желаем на многия лета вам праздновать его в здравии, благоденствии и духовном утешении. Почтеннейшее ваше писание, от 7 числа посланное мы получили; из коего видим, что вы признаете совершенно, что Бог устроил вам беспопечительную жизнь к вашей пользе; но видите себя, что не так живете, как бы должно было. Как же вы хотите так скоро взойти на высшую степень совершенства? Но самое сие, что вы видите себя побеждаемую, в некоторых случаях и огорчающуюся, должно вам показывать путь к познанию своея немощи и смирения. Когда вы были в занятии по хозяйству, то не могли столько заметить своих душевных немощей; a теперь оные яснее вам открываются. Взирая на высоту заповедей Божиих, которые простираются даже и до любления врагов, как не смиримся, когда мы иногда и слова или взгляда неприятного не понесем? Когда же смиримся, то находим, что и не того еще достойны; и должны веровать, что все случаи, против воли нашей бывающие, бывают по воле Божией, к нашему искусу; дабы мы, видя всегдашние свои немощи, приносили Господу покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

82 Летопись Псково-Печерского монастыря, или Исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых. Сост. Малков Ю. Г. – М., 1993. – С. 21–22. 87 Летопись Псково-Печерского монастыря, или Исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых. Сост. Малков Ю. Г. – М., 1993. – С. 189. 89 См. об этом: Смирнова T.C. Память сердца. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006. – С. 74. 143 Крестьянкин И., свящ. Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Машинопись. Без года. – С. 48. 147 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросимоаха Амвросия к мирским особам. – Сергиев Посад, 1908. – Ч. 1. – С. 38. 151 Крестьянкин И., свящ. Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Машинопись. Без года. – С. 51. 152 Цит. по: Душеполезные поучения Оптинских старцев. – Издание Введенской Оптиной пустыни, 2006. – Т. 1. – С. 121. 180 4/17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное подписание Акта о каноническом объединении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью за границей. 194 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. – М., 1862. – Т. 5. – С. 61. 198 Крестьянкин И., свящ. Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Машинопись. Без года. – С. 71. 204 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. – Сергиев Посад, 1908. – Ч. 2. – С. 76. 214 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. – М., 1862. – T. 4. – С. 292. 221 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. – Сергиев Посад, 1908. – Ч. 3. – С. 128.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

30 . Поучения старца иеросхимонаха Амвросия о том, сколько много мы заботимся о теле и сколь мало о душе, а также о покаянии. М., 1896 31 . В. Розанов . Около церковных стен. Т. 2. СПб., 1906. 32 . Святые горы и Оптина пустынь. СПб., 1852. 33 . Сборник писем и статей оптинского старца иеросхимонаха о. Амвросия к мирским особам, ч. I. М., 1894. 34 . Сборник писем и статей оптинского старца иеросхимонаха о. Амвросия к мирским особам, ч. II. М., 1897. 35 . Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам, ч. I. Сергиев Посад, 1908. 36 . Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Выпуск I. Сергиев Посад, 1908. 37 . Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Выпуск II. Сергиев Посад, 1909. 38 . Smolitsch J. Leben und lehre der Starzen. 1936. Wien. 39 . Smolitsch J. Das Russisches Monchtum. 1953. 40 . Д. Соколов . Значение Козельской Оптиной пустыни в XIX столетии. Калуга, 1898. 41 . Архим. Симон. Оптинский старец иеросхимонах Амвросий. Доклад (машинопись). Журнал Совета М. Д. А., т. I, 1966, N 1. 42 . Епископ Трифон. Шамординская Казанская Амвросиевская пустынь и ее основатель старец иеросхимонах Амвросий. Сергиев Посад, 1912. 43 . С. Е. Успенский. Учитель благочестивой жизни оптинский старец Амвросий. 1904. 44 . Епископ Феофан Затворник . Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. М., 1899. 45 . Ф. П. Ч-н. Тяжелая утрата (Оптинский старец Амвросий). М., 1892. 46 . Прот. С. Четвериков. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Изд. Козельской Оптиной пустыни. 1912. 47 . Прот. С. Четвериков. Оптина пустынь. Париж. 1930. 48 . Иеросхимонах Амвросий Оптинский старец (некролог), – Душеполезное чтение. М., 181, N11. 49 . Иеромонах Григорий (Борисоглебский) . Сказание о житии оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. – Душеполезное чтение. М., 1892. 50 . Проф. Ф. Знаменский. Поездка в Оптину пустынь. – Церковные ведомости. 1901. N37.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

О св. Иоанне Кронштадтском (1829–1908) известный русский философ и публицист В. В. Розанов писал так: «Личность отца Иоанна Кронштадтского ... вместе со свт. Филаретом, митр. Московским, является высшей точкой нашего церковно-религиозного развития!... И оба они стоят около третьего великого старца, Серафима Саровского » 301 . О популярности у православного читателя сочинений о. Иоанна свидетельствует тот факт, что одна только его книга «Моя жизнь во Христе» (СПб., 1893–1894) до революции выдержала около десяти изданий. Значимой страницей в истории русской святости является деятельность преп. Оптинских старцев, и в том числе литературная – как издательская, так и духовно-писательская. Так, трудами преп. Макария Оптинского (1788–1860) было начато издание святоотеческих аскетических творений, не только переводных – греческих, но и отечественных 302 . С 1847 года среди прочих святоотеческих книг вышли, например, «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского » (М., 1847), «Преп. Нила Сорского предание своим ученикам о жительстве скитском» (М., 1849) 303 . Издавались и собственные сочинения Оптинских старцев, составившие драгоценный вклад в сокровищницу аскетического наследия Русской Православной Церкви. Так, письма преп. Макария Оптинского были изданы в издательстве Оптиной пустыни в 1862 году в двух томах (Т. 1 – Собрание писем к монашествующим – 343 с., и Т. 2 – Собрание писем к мирским особам – 700 с.). В 1895 году в Москве появляется первая публикация преп. Амвросия Оптинского (1812–1891) под названием: «Письма к настоятельницам N общины» (за 1876–1890 годы). В 1908–1909 годах в Сергиевом Посаде издаются два тома его писем к монашествующим и один том писем «к мирским особам». В 1910 году в издательстве Оптиной пустыни выходит собрание писем оптинского старца преп. Анатолия (Зерцалова) (1824–1894) к мирским особам (Козельск, Св.-Вв. Оптина пустынь, 1998. Репринт. Изд. 1909, 312 с.). Нельзя не вспомнить такое великое имя, как преп. Серафим Саровский (1759–1833; канонизирован в 1903 году). В 1903 году С. А. Нилус издает в «Московских ведомостях» знаменитую «Беседу о цели христианской жизни» преп. Серафима с помещиком Н. А. Мотовиловым.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

С простотой и верой возложи попечение свое на Бога. Не послушайся представления лукавого, который еще в раю говорил праотцам нашим: «будете, яко бози» ( Быт. 3:5 ). Ныне он же предлагает тебе безвременное и гордое стремление к приобретению духовных дарований сердечной молитвы, которые, повторяю, подает один Бог, которым определено свое время и свое место. Это место – весь сосуд, как душевный, так и телесный, очищенный от страстей». См.: Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о молитве умной, сердечной и душевной//Аскетические опыты. Т. 2. Говоря о молитве, святитель Игнатий (Брянчанинов) обращается к наследию преподобного Нила Сорского : «Преподобный Нил Сорский наставляет, что «память Божия, то есть, умная молитва выше всех деланий, добродетелей глава, как любовь Божия. Кто бесстыдно и дерзко захочет войти к Богу и беседовать с Ним чисто, кто нудится стяжать Его в себе, тот удобно умерщвляется бесами, если будет попущено, как взыскавший достигнуть того дерзостно и гордостно, превыше своего достоинства и устроения» (Слово 11)». См.: Игнатий (Брянчанинов) свт. Слово о молитве Иисусовой//Его же. Полное собрание творений. Т. 2. – М., 2001. – С. 240. 291 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 3. 1-е изд. – Сергиев Посад, 1908. – С. 80. 293 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 3. 1-е изд. – Сергиев Посад, 1908. – С. 80. 295 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Т. 1. Книга Бытия./Под ред. Эндрю Лаута в сотрудничестве с Марко Конти/Русское издание под редакцией К. К. Гаврилкина. – Тверь: Герменевтика, 2004. – С. 208. 298 Ср. слова святителя Григория, вспоминающего былые подлинные заслуги императора: «Ты очистил пределы царства от варваров и усмирил внутренних мятежников; на одних действовал убеждениями, на других оружием, а в том и другом случае распоряжался, как будто бы никто тебе не противодействовал. Важны твои победы, добытые оружием и сражениями; но еще важнее и знаменитее приобретенные без крови.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Александр (Подгорченков; 1758–1845) – казначей, затем наместник Новоспасского монастыря в Москве (1793–1810); архимандрит арзамасского Спасского монастыря. Клеопа (1816 или 1817) – иеросхимонах; жил вЧелнском монастыре и Бело-бережской пустыни Орловской епархии, затем на Валааме. Феодор (1756–1822) – схимонах, по возвращении из Молдавии в Россию жил вместе с о. Клеопой, по его кончине перешел в Александро-Свирский монастырь. Леонид (в схиме Лев; Наголкин; 1769–1841) – иеромонах Оптиной пустыни, основатель старчества в ней; с иеросхимонахом Клеопой и схимонахом Феодором познакомился в Белобережской пустыни. См. также: Наст. изд. Т. 1. Примеч. к с. 78. Макарий (Иванов; 1788–1860) – иеросхимонах, старец и скитоначальник Оптиной пустыни, создатель школы переводчиков святоотеческой литературы; отцы Леонид и Макарий причтены клику местночтимых святых в 1996 г., общероссийских – в 2000 г. С. 198. Из писем Киреевского к отцу Макарию в Оптину пустынь… – Кроме публикации в «Русском архиве» (1912. 4), на которую ссылается С.И. Фудель , эти письма печатались в следующих изданиях: Е. В. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и Предтечева скита. Сергиев Посад, 1902 (16 писем); Киреевский И. В. Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 2 (6 писем);Ч е т в е – риков С., прот. Оптина пустынь. Париж, 1926 (21 письмо). Наиболее полная публикация всех 69 писем, хранящихся ныне в РГАЛИ (Ф. 230. On. 1. Д. 28) см.: Письма И.В. Киреевского оптинскому старцу Макарию/Подгот. текста, вступ. статья Ф. Руло//Символ. 1987. 17. Письма старца Макария к Киреевскому и к его жене напечатаны среди других в собрании его писем «к мирским особам " … – Имеется в виду издание: Макарий [Иванов], иеросхим. Собрание писем. М., 1862. Вып. 6: Письма к мирским особам. Долбино – родовое имение Киреевских в Белевском уезде Тульской губернии. Старец прислал статью о жизни Паисия Величковского … – Житие молдавского старца Паисия Величковского //Москвитянин. 1845. Кн. 12 (автор не указан). Паисий Величковский – см. примеч. к с. 110.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

443 Сказание о жизнии подвигах блаженныя памяти Старца Оптиной Пустыни Иеросхимонаха Макария, составленное оной же пустыни И [еромонахом] Л [еонидом]. Изд. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1881. С.100–101. [Далее: Сказание о жизни и подвигах... иеросхимонаха Макария.]. 452 Первый Великий Старец Оптинский Иеромонах Леонид (в схиме Лев). – Репр. воспр. изд. Козельской Введенской Оптиуой пустыни, 1917 (Шамордино). – М., 1994. С. 64. [Далее: Первый Великий Старец Оптинский... Леонид (в схиме Лев).] 458 Андроник, архим. История от начала монастыря Нямецкого в Молдавии. Кн. IV. Цит. по: Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность: Дисс. на соиск. уч. ст. магистра богословия: В 3 кн. – Л., 1956. Кн. 1. С.141–142. 466 Собрание писем Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. – Сергиев Посад, 1908. С.66. [Далее: Собрание писем... иеросхимонаха Амвросия к мирским особам.] 467 Душеполезное чтение: ежемес. богосл. журнал. 1860–1917. – М., 1895. Апрель. С. 666. [Далее: Душеполезное чтение.] 470 Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившаго оптинскаго старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. – М., 1900. Ч.1. С. 80. [Далее: Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия.]. 475 Правила пространно изложенные в вопросах и ответах/Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго , Архиепископа Кесарии Каппадокийския: В 5 ч. – Репр. воспр. изд.1901 г. (ТСЛ). – М.: Паломник, 1991. С. 168. Вопр. 53. 492 Таким образом, вторым источником монашества является живое Церковное Предание, носителями которого были опытные старцы – подвижники [ Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. С. 126]. 500 Отсюда произошло название «скит» – удаленное от человеческого жилья небольшое поселение монахов. 504 Нитрия, Келии и Скит дали последующему монашеству еще одну форму организации жизни – келиотскую. Келиоты жили в отдельных постройках – келиях, принадлежавших какому-либо монастырю. Обычно в одной келии жили преуспевший в духовной жизни старец и один-два ученика. Благословение на поселение в келии давал игумен. Он же определял дисциплинарные и нравственные правила для келиотов, смотрел за их жизнью. Нарушение келиотом распоряжений игумена могло повлечь за собой лишение права жить в келии и даже изгнание из монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010