Однонефный храм монастыря (5,5 ´ 4,45 м) с полуцилиндрическим сводом был расписан в 1596, 1816, 1830 и 1849 гг. Фрагменты первоначальной росписи сохранились в алтаре и наосе. Считается, что их выполнил св. Пимен Зографский , на его авторство указывают как очевидное афонское влияние, так и идентичность декоративных элементов на фресках с теми, что украшают переписанные им Минеи и Октоихи ( Пандурски. 1975. С. 22-27). В алтаре сохранились росписи «Богородица «Знамение»», часть сцены «Причастие апостолов», ангел из композиции «Благовещение», Христос с потиром над жертвенником и на своде наоса - образы Христа Вседержителя, Христа Ветхого денми и сцена «Вознесение Господне». Стены наоса украшены 5 рядами росписей. На юж. стене в 1-м ряду 3 поясных образа пророков (читается: «Прор. Аввакум», рядом с ним: «Прор. Даниил»), во 2-м - фрагменты сцен «Воскресение Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим». Возле ростовых образов святых в 3-м ряду читаются имена святых Феодота, Феофилакта, Никифора, Епифания, Георгия, Василия, Антипы и Никиты. На сев. стене этот ряд продолжают образы святых Анфима и Евмения и святителей в облачениях с Евангелиями в руках (епископы Анкирский Феодор, Никомидийский Феофилакт, патриарх К-польский Никифор, свт. Епифаний Кипрский, епископы Митилинский Георгий Исповедник, Парийский Василий Исповедник, сщмч. Анфим Никомидийский и Гортинский Евмений). В 4-м ряду на юж. стене в медальонах с плетеным орнаментом видны образы св. Хрисанфа и нмч. Николая Нового Софийского. Левее, над 2-й нишей, изображены 3 Вавилонских отрока (Анания, Азария и Мисаил). Нижний ряд состоял из образов святых в человеческий рост: на юж. стене раскрыты фигуры святых Прокопия и Никиты (наиболее вероятно, что это Никита Ремесианский, V в.), на сев. стене - голова св. Трифона. На зап. стене в люнете сцены «Омовение ног» и «Тайная вечеря», в центре «Успение Пресв. Богородицы», обрамленное композициями «Преломление хлеба в Эммаусе» и «Избиение Вифлеемских младенцев». Ниже, с левой стороны от входа, представлены в рост св. Параскева (Петка), вмц. Екатерина и арх. Михаил, в нише - поясной образ свт. Николая Мирликийского. По сторонам от входа образы равноапостольных Константина и Елены и вмч. Пантелеимона, справа внизу, в медальоне,- Аарон из сцены «Древо Иессеево».

http://pravenc.ru/text/2462293.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Пимен Зографский (Софийский). День памяти – 16 ноября   Преподобный Пимен Зографский (Софийский). День памяти – 16 ноября В канун престольного праздника афонской болгарской обители Зограф великомученик Георгий Победоносец явил ему волю Божию: вернуться в Болгарию, где христианам приходилось тяжело страдать под турецким игом, и стать духовным наставником для народа. Поскольку преподобный Пимен долго размышлял о явлении и словах великомученика, святой Георгий явился ему второй раз и повторил, что Болгария нуждается в духовном пастыре, который должен восстанавливать разрушенные храмы. Святой Пимен жил на рубеже XVI-XVII вв. Он родился в болгарском городе Софии в праздник святых апостолов Петра и Павла и потому в святом крещении был назван Петром. В древней церкви св. влмч. Георгия в Софии юноша изучал Священное Писание, иконопись, церковное пение у зографского афонского иеромонаха Фомы. После смерти родителей и духовного наставника, 26-летний Петр решил раздать имущество и отправиться на Святую Гору Афон, в болгарский святогорский монастырь Зограф. Здесь он принял монашество с именем Пимен и с пламенной ревностью восходил по пути совершенствования. В возрасте тридцати лет он был рукоположен во священника. Чтобы посвятить себя посту и непрестанной молитве, преподобный Пимен поселился в пещере святого Космы Зографского, в которой прожил 15 лет. Достигнув пятидесяти пяти лет, преподобный Пимен получил от Бога извещение. В канун престольного праздника обители святому явился великомученик Георгий Победоносец и сообщил ему волю Божию: вернуться в Болгарию и стать духовным наставником для народа, который тяжело страдал под турецким игом. Преподобный долго размышлял о видении, и великомученик Георгий явился ему снова и повторил, что Болгария нуждается в духовном пастыре, который будет строить и восстанавливать разрушенные православные храмы. Посоветовавшись со своим наставником и получив его благословение, преподобный Пимен вместе со своим учеником отправился в болгарские земли.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2749

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОБРИДОЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Видинской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится в живописном месте, в 4 км от с. Добри-Дол, в 25 км от г. Лом. По преданию, на этом месте мон-рь действовал уже в период Первого и Второго Болгарского царства и был уничтожен ок. 1396 г. османами, завоевавшими Видинское царство. В 1610 г. его возобновил св. Пимен Зографский , но в 1688 г., при подавлении Чипровского восстания, мон-рь был разрушен, только название этого местечка - Монастирище напоминало о Д. м. Об обновлении мон-ря в 1-й пол. XIX в. существует неск. преданий. Согласно 1-му, это произошло после чуда со слепым старцем, к-рый, обходя окрестности в поисках пропавшей коровы, умылся в источнике и прозрел. 2-е предание связывает обновление обители с пришедшим весной 1850 г. в эти места из Изворского мон-ря иером. Сильвестром. 3-е повествует о возрождении Д. м. крестившимся турком в благодарность за исцеление после омовения водой из бывш. монастырского источника слепой дочери. Историк Д. Маринов пытался объединить все эти версии в очерке о г. Ломе. Ок. 1840 г. пастушок, разыскивая убежавшую козу, нашел обустроенный источник, о к-ром в селе никто не знал. Через неск. дней сельскому свящ. Сильвестру во сне явился старец и сказал, что «возле источника... некогда был монастырь, а вода в том источнике - святая». В 300 шагах от источника были найдены руины алтаря и остатки стен церкви со стершимися надписями. Свящ. Сильвестр, несмотря на преклонный возраст, поселился близ развалин, расчистил завалы, при помощи добровольцев покрыл церковь досками и стал в ней служить. Позже над источником была построена ц. во имя святых Космы и Дамиана. Скорее всего возобновление обители связано с иером. Сильвестром, известным участником Видинского восстания 1850 г. Далее монастырем управлял иером. Венедикт (в миру свящ. Василий). За 30 тыс. монет он выкупил у турок земли мон-ря, построил церковь и часовню над источником, 2 жилых корпуса, колокольню, колодец и неск. хозяйственных помещений. В 1868 г. Д. м. посетил австр. путешественник Ф. Каниц, к-рый описал красоту разобранной позже паперти церкви. В 1871 г. мон-рь ограбили черкесы. На следующую ночь они схватили иером. Венедикта и, добиваясь указаний о местонахождении монастырской казны, подвесили его над горящим костром, но, услышав шум, разбойники убежали. Утром братия нашла едва живого игумена, а через неск. месяцев, в февр. 1872 г., он умер. Его преемником стал иером. Гедеон.

http://pravenc.ru/text/178641.html

Черепишский монастырь Успения Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Черепишский монастырь Успения Богородицы (болг. Черепишки манастир «Успение Богородично») — мужской монастырь Врачанской епархии Болгарской православной церкви. Один из самых известных монастырей в Болгарии. Расположен в 29 км юго-восточнее Врацы, на самом берегу реки Искыр. Монастырь находится у подножия величественных скал со множеством высеченных в них пещер. Черепишский монастырь был объявлен памятником культуры национального значения. Содержание История [ править править код ] Основан в годы правления царя Ивана Шишмана (1371—1395). Существует легенда, согласно которой само название святого места происходит от множества костей погибших под предводительством царя Иван Шишмана в битве с турками в конце XIV века. В конце XVI века болгарский изограф, книжник и строитель храмов Пимен Зографский (болг.)русск. восстановил монастырь, превратив его в центр книжности и духовной деятельности. В стенах обители в 1612 году было сделано прославленное Черепишское четвероевангелие в серебряном окладе. Активная деятельность по созданию церковной книжности продолжалась и в XVIII веке. В течение столетий турецкого господства, монастырь несколько раз был сожжён, но всякий раз снова отстраивался. В 1784 году в скалах над монастырем была построена костница в два этажа, чья часовня посвящена Святому Иоанну Крестителю. Зверства кирджалий (турецких разбойников) с попустительства властей после окончания Русско-турецкой войны 1787—1791 годов заставили монахов в конце века временно покинуть монастырь, но в 1802 года он вновь вернулся к жизни. С 1950 года по 1990 год в Черепишском монастыре располагалась Софийская духовная семинария, так как комплекс семинарских зданий и прилегающая территория были конфискованы коммунистическими властями. Черепишский монастырь был объявлен памятником культуры национального значения. Современное состояние [ править править код ] Монахи, проживающие и несущие службу в монастыре, всеми силами стараются сохранить тот средневековый вид, что имели строения монастыря еще в средневековье.

http://azbyka.ru/palomnik/Черепишский_мо...

Добридольский монастырь Святой Троицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Точное время основания Добридольского монастыря неизвестно. Предполагается, что на том месте существовал монастырь, разрушенный в XVIII веке и восстановленный в XIX веке. Святая обитель принадлежит к важным просветительным и духовным средоточиям болгарского Возрождения. Содержание История [ править править код ] По преданию, на этом месте монастырь действовал уже в период Первого и Второго Болгарского царства и был уничтожен около 1396 года османами, завоевавшими Видинское царство. В 1610 году его возобновил святой Пимен Зографский, но в 1688 году, при подавлении Чипровского восстания, монастырь был разрушен, только название этого местечка - Монастирище напоминало о Добрильском монастыре. Об обновлении монастыря в 1-й половине XIX века существует несколько преданий. Согласно 1-му, это произошло после чуда со слепым старцем, который, обходя окрестности в поисках пропавшей коровы, умылся в источнике и прозрел. 2-е предание связывает обновление обители с пришедшим весной 1850 года в эти места из Изворского монастыря иеромонахом Сильвестром. 3-е повествует о возрождении Добрильского монастыря крестившимся турком в благодарность за исцеление после омовения водой из бывшего монастырского источника слепой дочери. Историк Д. Маринов пытался объединить все эти версии в очерке о г. Ломе. Около 1840 года пастушок, разыскивая убежавшую козу, нашел обустроенный источник, о котором в селе никто не знал. Через несколько дней сельскому священнику Сильвестру во сне явился старец и сказал, что «возле источника... некогда был монастырь, а вода в том источнике - святая». В 300 шагах от источника были найдены руины алтаря и остатки стен церкви со стершимися надписями. Священник Сильвестр, несмотря на преклонный возраст, поселился близ развалин, расчистил завалы, при помощи добровольцев покрыл церковь досками и стал в ней служить. Позже над источником была построена церковь во имя святых Космы и Дамиана.

http://azbyka.ru/palomnik/Добридольский_...

К 1903 г. на А. подвизались более 300 болг. монахов, из них ок. 200 чел.- в Зографе. Эта обитель, имевшая почти исключительно болг. братство, стала общежительной в 1849 г. и при постоянной помощи от рус. Пантелеимонова мон-ря пережила расцвет в сер.- 2-й пол. XIX в., имея 22 храма и параклиса, многоэтажные корпуса и обширные хозяйственные постройки. Нек-рое число болгар находилось в братстве Пантелеимонова мон-ря как в древности, так и в XIX - нач. XX в. Во время 1-й балканской войны в Зографе разместился отряд болг. армии. Во время 2-й балканской войны Зографский мон-рь был осажден греч. солдатами и монахами-ополченцами, игумен Зографа уговорил болг. солдат сдаться в плен, и это предотвратило кровопролитие. К 1965 г. на А. жили 17 болг. насельников, из них 11 - в Зографе. В 2002 г. в Зографе подвизались 10 монахов-болгар. Среди афонцев-болгар были великие подвижники, прославленные правосл. Церковью. Кроме весьма почитаемых 26 преподобномучеников Зографских (пам. 10 окт.) известны св. Иоанн Кукузель (XII в., пам. 1 окт.), прп. Косма, отшельник Зографский (кон. XIII - нач. XIV в., пам. 22 сент.), прп. Ромил (XIV в., пам. 16 янв.), нек-рое время подвизавшийся в скиту Мелана, мч. Иоанн Болгарин, инок Лавры прп. Афанасия, принявший мученическую кончину в К-поле в 1784 г. (пам. 5 марта), сщмч. Дамаскин (XVIII в., пам. 16 янв.), игум. Хиландара, пострадавший от турок в Болгарии, прмч. Онуфрий, подвизавшийся в Хиландарском мон-ре, принял мученическую кончину в 1818 г. на о-ве Хиос (пам. 4 янв.). Учеником прп. Григория Синаита был Климент Болгарин, в кон. XIII - нач. XIV в. нек-рое время подвизавшийся в скиту Морфону в пределах Лавры прп. Афанасия. В 1617-1618 гг. на А. подвизался книгописец и иконописец прп. Пимен Зографский . Сохранилась память о благочестивой жизни насельников Пантелеимоновой обители болгарах схимонахах Порфирии и Филарете. Болгарин иеросхим. Григорий († 1839), живший в местности Капсала, был общим духовником слав. иноков на А., в частности рус. старца иеросхим. Арсения. Своими добродетелями отличились настоятели скита Ксилургу болгары иеросхим. Никифор (40-е гг. XIX в.) и иеросхим. Прокопий († 1899). Также были известны в XIX в. болгары схим. Харалампий из скита Лак († 1845), схим. Василий, подвизавшийся поблизости от Зографа в каливе, схимонахи Иоанникий и Феодосий из Кавсокаливийского скита.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Екатерины на Синае. От XIV в. сохранилось ок. 50 рукописей, в т. ч. Лалоев Апостол 1359 г. 49), сб. «О постничестве» свт. Василия Великого 1368 г. 3), «Богословие» Иоанна Дамаскина 125), Паренесис Ефрема Сирина 101), неск. списков «Лествицы» Иоанна Синайского, Торжественник минейный на нояб.-дек. 94), Зографский сборник (Торжественник минейный) кон. XIV в. с сочинениями свт. Евфимия Тырновского 107), Сводный патерик 83), старший список перевода Учительного Евангелия («Патриаршего гомилиария», 134), Грубанова Триодь, представляющая один из ранних списков нового перевода 39), 2 списка Служебника свт. Евфимия Тырновского 103), список 1392 г. перевода стихир и канона «святым всего лета» (метрического месяцеслова) Христофора Митилинского 115) и др. От XV в. сохранилось 22 рукописи в основном библейского, литургического и богослужебного содержания, из к-рых выделяются Сборник 1433 г. 105) с особыми редакциями Хроники Иоанна Зонары и Жития серб. деспота Стефана Лазаревича, написанного Константином Костенечским, и Пролог стишной 47), написанный попом Иоанном Милошевым и его братом Николой в с. Пископие близ Дебара и включающий единственные списки 1-го Жития св. Наума Охридского и слав. перевода краткого Жития св. Климента Охридского Димитрия Хоматиана. От XVI в. осталось ок. 40 рукописей, в т. ч. ок. 30 богато украшенных Четвероевангелий, созданных на болг., серб. и молдо-влахийских землях, нек-рые с автографами книжника Иоанна Кратовского 12, 25, 26). Нач. XVI в. датируются происходящая из З. рукопись Творений Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника (Vindob. slav. N 14), представляющая единственный среднеболг. по орфографии список этого текста, и Торжественник минейный с триодными статьями, переписанный в Кратове Гюро Грамматиком (Ath. Zogr. N 109). От XVII в. сохранилось ок. 60 рукописей, большая часть к-рых была принесена в З. паломниками с болг. земель, а нек-рые были написаны по заказу мон-ря каллиграфами из Этрополе ( Караджова. 1995. С. 233-239). В 1-й четв. столетия в мон-ре книгописанием занимался св. Пимен Зографский ( Moussakova. 2005).

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Лит.: Дмитриев-Петкович К. П. Обзор афонских древностей//ЗИАН. 1865. Т. 6. Прилож. 4. С. 1-69; Леонид (Кавелин), архим. Историческое обозрение афонских славянских обителей: болгарской - Зографа, русской - Русика, сербской - Хиландаря. Од., 1867 (отд. отт. из Херсонских ЕВ). С. 1-93; Лавров П. А. Записка о путешествии по славянским землям//ИИАН. 1895. Ч. 3. С. XXXVIII-XLIII; Кънчев В. Света Гора: Пътни бележки. Пловдив, 1896; Протич А. Света гора и българско изкуство//Български преглед. София, 1929. 1-3. С. 249-276; Гълъбов Г. Света Гора: Българска света обител Зограф. София, 1930; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970Р; Захариев В. Ктиторски образи на българите в светогорските манастири//Родина. София, 1941. 3. С. 126-145; Ковачев М. Зограф: Изслед. и док. София, 1942; он же. Български ктитори в Света гора. София, 1943; он же. Българско монашество в Атон. София, 1967; Зографски Д. Зограф в миналото и днес. София, 1943; Цанков Ст. Света гора Атон и нейното съвременно положение//Годишник на Софийската Духовна Академия. 1953/1954. Т. 3 (29). С. 304-327; Динеков П. Житието на Пимен Зографски//Изв. на Ин-та на българска литература. София, 1954. Кн. 2. С. 233-248; Болутов Д. Български исторични паметници на Атон. София, 1961; Duj ev I. Le Mont Athos et les slavs au Moyen age//Le Millenaire du Mont Athos. Venise; Chevetogne, 1964. P. 121-144; idem. Chilandar et Zographou au Moyen age//Хиландарски зборник. Београд, 1966. Т. 1. С. 21-30; Божков А. Художественното наследство на манастир Зограф//Изкуство. София, 1970. 6. С. 15-23; 9-10. С. 42-51; Ne š ev G. Les monastères bulgares au Mont Athos//Études historiques. 1973. Vol. 6. P. 97-115; Нешев Г. Атон в българската културна история през XV в.//Търновска книжовна школа. Велико Търново, 1980. Кн. 2. С. 514-522; Милев-Огин Б. , Берберов М. Атон - легенда жива. София, 1981; Светогорска обител Зограф. София, 1995-1996. 2 т.; Енев М. Атон - манастирът Зограф. София, 1994; Петр (Пиголь), игум. Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999. с. 95-96; З. Црква светог Дмumpuja у Хиландару//Tpeha о Cbemoj гори. Београд, 1999. С. 223-252; Д. Източни балкански регион и везе с Хиландаром kpajeм XVIII и почетком XIX в.//Осам векова Хиландара. Београд, 2000. С. 109-120; А. Света Гора и Хиландар у Османском царству, XV-XVII в. Београд, 2000; Щамбазовски К. Везе Хиландара са неким градовима Северне Бугарске kpajeм XVIII и почетком XIX в.//Осам векова Хиландара. Београд, 2000. С. 121-124.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Начало болгарского национального возрождения связано с именем прп. Паисия Хиландарского. Он в возрасте 23 лет отправился на Афон, где в монастырских библиотеках начал изучать материалы, касавшиеся истории родного народа. Его «История славяно-болгарская о народах, и о царях, и о святых болгарских», написанная в 1762 году, явилась своеобразным манифестом патриотизма. В ней приведены факты минувшей славы болгарского народа как предмет, достойный памятования и подражания. Паисий считал, что для пробуждения народного самосознания необходимо иметь чувство своей земли, знание национального языка и исторического прошлого страны. И своим трудом он взялся напомнить болгарам, какое достойное место принадлежало их родине в былые времена. Эта книга не излагает исторические факты спокойно и бесстрастно, а непосредственно обращается к читателю, осуждает и разоблачает, дает оценку всем событиям прошлого, резко разграничивает добро и зло — в общем, оказывает сильное эмоциональное воздействие (15, 254). С этого времени болгары действительно поднялись на решительную борьбу за свою национальную и церковную независимость: стали открываться школы, печататься книги, смело высказываться новые идеи. Среди афонцев-болгар были великие подвижники, прославленные Православной Церковью. Кроме весьма почитаемых 26 преподобномучеников Зографских, известны также св. Иоанн Кукузель (XII век); прп. Косма, отшельник Зографский (конец XIII – начало XIV века); прп. Ромил Видинский (XIV век); свт. Иоаким I, патриарх Тырновский (XIV век), который прославился своей добродетельной жизнью, доступностью и милосердием и был канонизирован сразу после смерти; свт. Евфимий, патриарх Болгарский (XIV век); прп. Пимен Зографский, иконописец и книгописец (XVII век); мч. Иоанн Болгарин, Лаврский (XVIII век); сщмч. Дамаскин Хиландарский (XVIII век); прп. Паисий Хиландарский (XVIII век); прмч. Онуфрий Хиландарский (XIX век) и многие другие. В XIX веке с Хиландарем были связаны такие деятели болгарского возрождения, как Неофит Бозвели, Иларион, епископ Макариопольский, и первый болгарский экзарх Анфим I Чалыков.

http://pravoslavie.ru/31826.html

МИД в значительной степени были возложены прерогативы высшей власти на А., осуществлять к-рую должен был губернатор А., получивший право управлять внутренней жизнью и имуществом святогорских мон-рей. Новая система управления была подкреплена принятием решений об унизительных мерах наказания для иноков А. в случае нарушения ими упомянутого декрета. Кинот направил протест против закона 124 губернатору А., министру иностранных дел Греции, премьер-министру и Патриарху Афинагору. Издание данного закона вызвало глубокую озабоченность всего правосл. мира. Патриарх Московский и всея Руси и Свящ. Синод РПЦ на заседании 25 апр. 1969 г. постановили осудить принятый правительством Греции «декрет 124» как нарушающий права и древние традиции жизни мон-рей Св. Горы, в т. ч. Пантелеимонова мон-ря. Патриарх Алексий в письме от 30 апр. 1969 г. предложил Патриарху Афинагору созвать Всеправославное совещание, на к-ром можно было бы обсудить положение на Св. Горе. Этому же вопросу было посвящено совместное заявление Патриарха Болгарского Кирилла и Местоблюстителя Патриаршего Престола РПЦ митр. Пимена (Извекова) от 8 июня 1970 г., в к-ром вновь говорилось об озабоченности Болгарской и Русской Церквей «декретом 124», а также высказывалась тревога по поводу сообщений в греч. печати о намерении правительства Греции превратить Афонский п-ов в центр международного туризма. Решительно осуждалось и вмешательство властей Греции в вопрос свободного въезда на А. новых монахов и доступа паломников. 31 авг. 1970 г. Патриарший Местоблюститель митр. Пимен направил новое послание Патриарху Афинагору, в к-ром вновь указывал на необходимость созыва Всеправославного совещания для обсуждения вопроса об А. В марте 1972 г. Патриархи Московский Пимен и Болгарский Максим направили совместное послание премьер-министру Греции Г. Пападопулосу, в к-ром призывали принять необходимые меры для восстановления нормальных условий в Пантелеимоновом и Зографском мон-рях. Копия письма была послана Патриарху Афинагору, но никакого ответа от него не последовало.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010