И, как бы ни давили советские органы на Церковь, не следует представлять себе «всех» ее иерархов покорными марионетками. На начало 1957года из 70 правящих архиереев примерно половина подвергалась репрессиям, но, в отличие от Осипова, эти люди сохранили и веру, и верность Христу, и человеческое достоинство. «Многих из них контролировать было крайне сложно. Так, в мае 1957года на совещании в Совете по делам РПЦ отмечалось, что умерший полтора года назад митрополит Ленинградский Григорий “не терпел никаких советов уполномоченного и если узнавал про отдельные советы, рекомендованные уполномоченным, то, как правило, делал всё наоборот. Преследовал духовенство, которое периодически посещало уполномоченного”» . А архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий)! А Сергий (Голубцов), архиепископ Новгородский и Старорусский, митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Пимен (Хмелевской)… Список иерархов с безупречной репутацией можно продолжить, и сколько было таких же священников! Об одних написаны книги, другие остались безвестными… Справедливая оценка и деятельности Осипова, и статьи Черняева содержится в отклике игумена Сергия (Рыбко): «…публикация желтого околорелигиозного издания “НГ-Религии” свидетельствует лишь о том, что душевный вред и соблазн, происшедший от клеветы А. Осипова в адрес Православной Церкви, не был устранен и продолжает распространяться. …думается, что не был господин Осипов ни апостолом Павлом, ни искренне заблуждавшимся ревнителем Савлом, а был всего лишь тем печальным персонажем, кто оценил Бессмертного Бога тридцатью серебрениками» . На фоне других отреченцев Осипов выглядел и образованнее, и умнее, что неудивительно: он учился в Тартуском университете; ранее, в Таллине конца 20-х — начала 30-хгодов в местном отделении РСХД слушал В.Зеньковского, И.Ильина и В. Ильина, Б. Вышеславцева… Священники, помнящие его преподавателем семинарии и ЛДА, говорят, что лекции Осипова были лучшими, их старались не пропускать. Но, листая его атеистические сочинения, не испытываешь ничего, кроме скуки и ощущения, будто всё это прочитано давным-давно в студенческие годы в учебнике по так называемому «научному атеизму».

http://pravoslavie.ru/50509.html

Архиерейский Собор состоялся 18 июля 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре. Сами архипастыри в большинстве своем не знали о готовящемся Соборе и приехали в лавру на праздник преподобного Сергия Радонежского. Лишь по окончании торжеств было объявлено об открытии Собора. Как и предполагалось, его участники одобрили изменения в «Положении об управлении Русской Православной Церковью» в отношении приходов. В соответствии с реформой приходская община, вернее ее ядро из 20 членов («двадцатка»), регистрировалась местной гражданской властью, получала здание храма и церковную утварь и отвечала за имущество по советским законам. Исполнительным органом «двадцатки» становился приходской совет из старосты, помощника старосты и казначея. Архиепископ Саратовский Пимен (Хмелевский) впоследствии охарактеризовал положение так: «Приходские советы делались практически независимыми от иерархии, и в них могли проникать люди не только неверующие, но и вообще недостойные, а настоятель и даже архиерей ничего не могли с этим поделать». Фактически была пресечена возможность совершения каких-либо треб вне храма. Хотя формально такого запрещения не было, на деле священников принуждали к отказу от любых богослужений за пределами церковной ограды. Так, при перерегистрации московского духовенства в 1961 –1962 гг. уполномоченные Совета по делам РПЦ ставили пастырям условие – предоставлять подписку, что совершать требы на дому или панихиды на кладбищах они будут только с разрешения местных властей. Понятно, что получить таковое было практически невозможно. Под фактическим запретом оказалось и присутствие детей на богослужении. На Церковь обрушилась и волна закрытия храмов. Процесс, начатый в 1958 г., после 1961 г. серьезно ускорился. Если в 1958 г. количество храмов в Русской Церкви составляло 13 414, то в 1960 г. их было уже 13 008. В течение следующих лет хрущевского правления число церквей и молитвенных домов ежегодно уменьшалось на одну – на полторы тысячи. В 1965 г. у Русской Церкви осталась 7 551 церковь . Основной удар был нанесен по сельским храмам – в городах закрытие церквей могло вызвать ненужный властям шум. Однако антицерковная кампания не обошла стороной и города. Даже в областных центрах количество приходов сократилось до одного-двух. Действующие храмы в районных центрах тоже стали редкостью. Поводы для закрытия были разные. В западных районах страны власти часто ссылались на то, что службы в местных церквах начались при нацистской оккупации, то есть незаконно. Некоторые храмы, особенно в сельской местности, не могли платить повысившиеся налоги, и «двадцатка» объявляла о роспуске прихода. Нередко церкви разделяли судьбу самих сел – при Хрущеве они часто объявлялись «бесперспективными», молодежь переезжала на новые места, а сами села постепенно умирали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3239. НАРОДНЫЕ депутаты СССР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. – 1989, 7, 4. 3240. ДЕНЬ рождения Святейшего Патриарха Пимена. – 1989, 11, 4. 3241. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена. – 1989, 11, 4. 3242. ДЕНЬ тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена. – 1989, 12, 9. 3243. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена на приеме в день тезоименитства 9 сентября 1989 года. – 1989, 12, 8. 3244. К КОНЧИНЕ Святейшего Патриарха Пимена: 1. От Священного Синода Русской Православной Церкви сообщение о кончине. – 1990, 7, 3. 2. Телеграммы соболезнования Священному Синоду Русской Православной Церкви. – 1990, 7, 3. 3. Заседание Священного Синода. – 1990, 7, 4. 4. Питирим, митр. Патриарх и его время. – 1990, 7, 27. 5. Иванов С. На родине Святейшего Патриарха Пимена. – 1990, 7, 30. 6. Соболезнования в связи с кончиной Святейшего Патриарха Пимена. – 1990, 8, 2. 7. Надгробное слово Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Киевского и Галицкого Филарета, Экзарха всея Украины. – 1990, 8, 7. 8. На нетленную жизнь прихожду днесь…-1990, 8, 8. 9. Сергий, архим. Последние дни земной жизни Святейшего Патриарха Пимена. – 1990, 8, 22. 10. Нарциссов В. Воспоминания о Святейшем. – 1990, 8, 25. 11. К годовщине кончины Святейшего Патриарха Пимена. – 1991, 9, 29. 12. Белавенец С. Памяти Патриарха Пимена. – 1991, 9, 29. -------- 3245. ВЛАДЫШЕВСКАЯ Л. Памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского). – 1994, 4, 139. -------- 3246. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Питирима (Волочкова) во епископа Сыктывкарского и Воркутинского. – 1996, 2, 16. -------- 3247. ВЛАДИМИР, архим. Присвоение архиепископу Волоколамскому Питириму (Нечаеву) степени доктора богословия “гонорис кауза”. – 1984, 3, 53. 3248. УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР о награждении архиепископа Волоколамского Питирима орденом Дружбы народов. – 1986, 2, 5. 3249. ВЛАДИМИР, еп. Архиепископ Волоколамский Питирим-доктор богословия “гонорис кауза” Богословского факультета имени Яна Амоса Коменского в Праге. – 1986, 3, 61.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1957 году поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. 14 августа 1958 года в Троицком соборе Лавры наместник обители архимандрит Пимен (Хмелевский) совершил постриг послушника Николая в монашество с именем Наум в честь преподобного Наума Троицкого, ученика преподобного Сергия (память  19 июля). Спустя два месяца, 8 октября того же года, на праздник преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, в Сергиевской церкви Троице-Сергиевой лавры (Трапезном храме) митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором (Анисимовым) монах Наум (Байбородин) был хиротонисан во иеродиакона. Ровно через год, 8 октября 1959 года, в Успенском соборе Лавры митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. В 1960 году отец Наум успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года ректором Московской духовной академии и семинарии архиепископом Дмитровским Филаретом иеромонах Наум возведен во игумены. В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита. Свято-Троицкая Сергиева лавра /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению).

http://patriarchia.ru/db/text/5034053.ht...

27 декабря 1959 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры наместник обители архимандрит Пимен (Хмелевский) постриг его в монашество с именем Григорий в честь преподобного Григория Авнежского, собеседника преподобного Сергия Радонежского. Перед постригом возле мощей преподобного тянули жребий с будущим монашеским именем. Листок по благословению архимандрита Пимена вытащил иеродиакон Серапион (Фадеев). Новопостриженный монах тогда ему сказал: «Митрополитом будешь!» А тот ответил: «Ну вот когда я буду митрополитом, тогда ты будешь игуменом». И неожиданное взаимное пророчество сбылось в 1987 году – владыка Серапион стал митрополитом, а отец Григорий был возведен в сан игумена. Иеродиакон Григории (Васильев) Когда отец Григорий пришел в лавру, большую часть территории обители занимали миряне. Когда им давали квартиры, освободившуюся жилплощадь передавали монахам. Но иногда миряне возвращались, часто ночью, и снова занимали эти квартиры. Тогда отец Григорий вместе с отцом Никитой (Прониным) стали снимать полы, вынимать стекла из окон, ломать печки, чтобы избежать самозахвата и сохранить квартиры-кельи за насельниками монастыря. Когда на улице было минус 40 градусов, им приходилось ночевать в помещении с температурой минус 20 и дежурить по очереди по ночам. Такими трудами и жертвами возрождался монашеский быт в обители. 8 октября 1960 года, в день памяти преподобного Сергия, в Трапезном храме лавры архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Гавриилом (Огородниковым) отец Григорий был рукоположен в сан иеродиакона. В этом же году отца Григория направили в Патриаршую резиденцию в Чистом переулке, а примерно через полгода перевели на диаконское послушание в Преображенский храм Троицкого подворья лавры в Переделкине. В то время там служили архимандрит Тихон (Агриков; в будущем схиархимандрит Пантелеимон) и архимандрит Иоасаф (Балаев; в будущем схиархимандрит Михаил) – лаврские отцы, также прошедшие войну. Однажды отец Григорий встретил в коридоре отца Тихона и спросил в простоте сердца: «Ты куда идешь?» А тот ответил: «На Луну», – и, повернувшись к шедшему рядом отцу Иоасафу, добавил: «Ну что, возьмем Григория с собой?» Такими шутками-прибаутками лаврские фронтовики поддерживали друг друга.

http://pravoslavie.ru/148201.html

Главная цель моего посещения Саратовской земли это вместе с вами помолиться, молитвенно воздохнуть ко Господу и испросить у Него благословения на землю Саратовскую, на Церковь, зде пребывающую, и на каждого, кто с верой и любовью обращает к Нему свой взор; а также увидеть то, что произошло здесь за минувшие годы, и принять участие, может быть, в обсуждении тех вопросов, которые еще предстоит решить». В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Завтра, 26 октября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит чин великого освящения храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Саратовской духовной семинарии и Божественную литургию в новоосвященном храме. Покровский храм, один из самых больших в Саратовской митрополии, был построен в 1876-1884 годах. В начале ХХ века была возведена отдельно стоящая колокольня. После революции все храмовое имущество было изъято, в 1929 году церковь была закрыта, колокольня снесена, здание подверглось значительной перестройке. В течение многих лет велась борьба за его возвращение Церкви. Об этом рассказывал на Юбилейном Поместном соборе 1988 года приснопоминаемый архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской). По его словам, саратовский уполномоченный по делам религий клялся, что не допустит его передачи верующим: «Лучше разрушить его до основания, чем отдать вам». Покровский храм был возвращен Церкви в 1992 году. Его реконструкция потребовала значительных усилий. В настоящее время храм полностью восстановлен, завершено строительство колокольни, ее общая высота со шпилем составляет 66 метров. Центральный престол Покровского храма освящен в честь Покрова Божией Матери, левый придел — во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Святыни Покровского храма: икона с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского и праведной Матроны Московской, ковчеги с мощами святителя Николая Чудотворца, святителя Луки Крымского.

http://patriarchia.ru/db/text/3809408.ht...

После школы «попик» Лева поступил в Ставропольскую семинарию. В канцелярии была всего одна штатная машинистка, которой не разрешали печатать богослужебные тексты для семинаристов — нагрузка у нее и без того была огромная. Поэтому семинаристам приходилось самим их переписывать. Переписывая раз за разом одни и те же стихиры, Лев Мормыль многие запоминал наизусть. Как-то на каникулах архиепископ Антоний (Романовский) послал семинариста Мормыля в Ессентуки, где настоятель Никольской церкви отец Петр Сергиев назначил его псаломщиком и регентом левого клироса. А на правом хором управлял известный на Северном Кавказе регент Павел Звоник. У него Лев многому научился. В Лавре А потом были учеба в Московской духовной академии, пение в хоре и мечта — уйти в монастырь. Рассказывал отец Матфей, как первокурсником пришел на исповедь в Успенский собор в Лавре: «Я на исповеди сказал отцу Тихону о своем заветном желании, что хочу в монастырь пойти. Он как держал у меня епитрахиль на голове, так постучал рукой по голове несколько раз: “Ну, ничего, брат Лев, года через три всё Господь управит”. Достал из своего кармашка небольшую книжечку, смотрю — Святое Евангелие... и туда вложена икона Владимирской Божией Матери. “Вот, брат Лев, молись”. И получилось так, что ровно через три года, в 1962 году, в этот же день, Господь меня сподобил принять постриг». Прошение в Троице-Сергиеву лавру Мормыль подал после второго курса. Его приняли и назначили уставщиком и старшим регентом монастырского хора. А ведь поступить в Лавру в те годы было непросто: при Хрущеве всю молодежь из нее просто выгнали. И лаврский наместник епископ Пимен (Хмелевский) поначалу, желая понять настрой соискателей, объявил подавшим прошения юношам: — У нас никаких постригов. Мы никого не принимаем. А если постригать, то только после тридцати лет! Но те взмолились: — Примите нас! Кем бы ни быть, — лишь бы в монастырь. Монахом ли, послушником ли. В братстве ведь молиться же можно, спасаться можно. — Ладно, посмотрим... И всех их после летних каникул приняли в монастырь.

http://foma.ru/chelovek-kotoryj-pel-bogu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сердце, полное любви. Часть 2 07.10.2009 366 Время на чтение 18 минут Часть 1 Материалы к биографии архиепископа Пимена (Хмелевского). 1965-1987 годы Отношения Преосвященного с уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви имели огромное значение для жизни епархии. Без санкции уполномоченного невозможно было провести ни одного значимого кадрового или хозяйственного решения. До 1973 года Епископу Пимену приходилось работать с двумя саратовскими уполномоченными: Алексеем Павловичем Никаноровым (1964-1968 гг.) и Иваном Ивановичем Спиридоновым (1969-1973 гг.). Об А. П. Никанорове Владыка оставил воспоминание в своем дневнике: " По телефону меня пригласил к себе уполномоченный А. П. Никаноров. Спрашивает меня: " Говорите, что Вам необходимо сейчас? " Я объяснил, что необходимо сделать несколько переводов и хиротоний, против которых он возражал. Он говорит: " Делайте все что хотите, а мне в почтовый ящик бросьте копии " . Потом он объяснил мне свое состояние. Врачи сделали ему рентгеновский снимок и нашли затемнение, хотят класть на операцию. Уполномоченный сказал мне: " Чувствую, что меня там прирежут. Помолитесь тогда за меня " . Я говорю: " Мы всегда молимся за власти " . Уполномоченный как-то с обидой: " Да я Вас серьезно прошу помолиться, причем тут власти... " Вскоре уполномоченный умер, и я дал указание во всех церквах поминать новопреставленного Алексия " . Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 27 февраля 1968 года N 2 епископу Пимену было поручено временное управление Астраханской а спустя пять месяцев 30 июля, он был освобожден от временного управления в связи с назначением епископом Астраханским и Енотаевским Преосвященного епископа Михаила За это время Владыка Пимен трижды приезжал в Астрахань, посетил все семь храмов города, совершал богослужения, осуществил ряд перемещений духовенства " для пользы церковного дела " В разговоре с местным уполномоченным Владыка затронул вопрос о хиротониях, поскольку за последние три года здесь была совершено только одно рукоположение, тот заверил, что никаких препятствий не По сохранившимся свидетельствам: " Такое краткое время управления Владыкою Пименом Астраханской епархией, казалось, вряд ли могло оставить след в душах верующих астраханцев, но они, несмотря на это малое время, запомнили и полюбили своего архиерея. Причиной тому сама необыкновенная личность владыки Пимена, в страшное время гонений на Церковь олицетворявшего собою образ пастыря деятельного, не боявшегося ради правды Церковной идти на прямой конфликт с властью. Он был замечательным проповедником, а богослужение для него стало просто целью его жизни, и совершал он его вдохновенно, с какой-то необъяснимой радостью... "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Путевые записки епископа Иоанна (Вендланда) по Германии 1961 года Берлин, 1960 год. Епископ Иоанн ОТ ПУБЛИКАТОРА В этом году исполняется 75 лет Берлинско-Германской епархии Московского Патриархата. Учреждена она была решением Священного Синода в 1948 году и объединила приходы, расположенные на территории ГДР и ФРГ. На тот момент их было около десяти и примерно столько же священнослужителей. Сегодня Берлинско-Германская епархия МП РПЦ объединяет 91 приход и один мужской монастырь, в которых служат 69 священников и 13 диаконов (из них 12 в монашеском постриге). С 1960 по 1962 год епархию (тогда экзархат) возглавлял архиепископ Иоанн (Вендланд). В архиве митрополита Иоанна (Вендланда) сохранился отчет, написанный им для Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии по результатам поездки в Федеративную республику Германии с 29 января по 14 февраля 1961 года. Этот деловой документ подан в свободной, почти литературной манере и местами напоминает путевые заметки Для читателей этот отчет представляет интерес как с фактологической стороны, так и с точки зрения стиля: деловой документ подан в свободной, почти литературной манере и местами напоминает путевые заметки. Кстати, в такой же манере отчеты из Иерусалима писали архимандрит Пимен (Хмелевский) и архимандрит Никодим (Ротов). Первые приходы Русской Православной Церкви появились в Германии в XVIII веке для окормления православных верующих из России. Берлинская епархия была учреждена в 1921 году по благословению патриарха Тихона и оказалась в ведении Русской Зарубежной Церкви. После Второй мировой войны Берлинская епархия Московской Патриархии была восстановлена. Затем она стала центром Среднеевропейского экзархата. Затем опять епархией. И, наконец, вновь экзархатом, который в 1960-м году возглавил епископ Иоанн (Вендланд). «Титул мой звучит теперь чересчур пышно: патриарший экзарх, епископ Среднеевропейский, – писал епископ Иоанн своему духовному отцу митрополиту Гурию (Егорову). – Но “экзархат” весь заключается в пределах Германской епархии , и это придает титулу несколько раздутый характер… В этой работе есть элементы пастырской деятельности: 10 церквей, около 1000 прихожан во всех их вместе взятых, несколько священников, в том числе и из Советского Союза. Предполагается возобновить издание журнала , вообще эту точку развивают и раздувают (до некоторой степени как ту лягушку, что хотела сравняться с волом)».

http://pravoslavie.ru/150972.html

Сравнивая две анкеты митрополита Никодима, можно указать, что если в 1955 г. он писал, что его монашеское имя Никодим в паспорте не значилось, то в 1964 г. указал, что с начала апреля 1964 г. носит имя Никодим в паспорте. В 1955 г. иеромонах Никодим оценивал свое здоровье, как нормальное. Анкета в ноябре 1955 г. была заполнена для того, чтобы Совет по делам РПЦ мог проверить его для разрешения выезда в Израиль. Церковь в середине 1950-х гг. крайне нуждалась в образованном духовенстве для внешней церковной деятельности, осознавалась эта проблема и Советом по делам Русской Православной Церкви. Недостаток церковных кадров, которые можно использовать во внешнецерковной деятельности постоянно указывался Советом. Так, 5 октября 1953 г. в докладе в ЦК КПСС М.А. Суслову и.о. председателя Совета С.К. Белышев констатировал «крайний недостаток кадров, пригодный для заграничной работы» . Заведующий заграничным отделом Совета Г.Т. Уткин отмечал, что духовенство, которое имеется в распоряжении Московской Патриархии, «не отвечает тем требованиям, которые предъявляются к лицам, направляемым на заграничную работу, как по политическим соображениям (судимость, пребывание на оккупированной территории и т.д., так и по церковно-деловым (низкий культурный уровень, слабая богословская подготовка)» . По подсчетам Совета из 65 архиереев РПЦ только 3-5 могли использоваться в заграничной работе, а из 100 архимандритов только один . 10 февраля 1956 г. Патриарх Алексий посетил Совет по делам РПЦ, где, согласно его дневниковым записям, обсуждался вопрос о РДМ. На встрече присутствовал митрополит Николай и и.о. начальника РДМ протоиерей Михаил Зернов, а со стороны Совета помимо Г.Г. Карпов, С.К. Белышев и Г.Т. Уткин. На этом заседании было принято решение о назначении нового главы РДМ, а также члена РДМ иеромонаха Никодима. Новый начальник РДМ архимандрит Пимен (Хмелевской) получил назначение на заседании Синода 20 февраля 1956 г. 25 февраля 1956 года иеромонах Никодим был назначен Патриархом членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, вскоре он стал заместителем начальника Миссии .

http://bogoslov.ru/article/485916

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010