В годы Советской власти: В 1918 году настоятель храма, священник Михаил Платонов, был арестован за «черносотенные погромные проповеди». Движение клириков и мирян Саратова, направленное на его освобождение, привело к публичному процессу над Вольским епископом Германом и членами Епархиального Совета. 10 октября 1919 года о. Михаил был казнен богоборцами. Постановлением постоянной комиссии при Оргкомитете ВЦИК Саратовского края по вопросам культов от 13-21 марта 1935 года храм был закрыт, его здание было передано институту " Микроб " в целях расширения последнего. В здании было оборудовано общежитие института " Микроб " . После времени гонений здание церкви сохранилось лишь частично: в реставрационном паспорте на здание храма было констатировано, что степень его сохранности составляет менее 10%. В наши дни: В 1988 году в Саратовское епархиальное Управление двое жертвователей, пожелавших остаться неизвестными, передали в дар старинный холщовый свиток. Это оказался ростовой образ преподобного Серафима Саровского, переданный впоследствие по благословению Владыки Пимена (Хмелевского; †1993) возрождаемому приходу Свято-Серафимовского храма. Этот образ стал первой иконой в новом храме, в настоящее время он находится за правым клировом. 27 апреля 1990 года Саратовское Епархиальное Управление обратилось с просьбой о реставрации храма в НПП «Волга-ресурс». 12 июля 1990 года был составлен реставрационный паспорт на церковь Серафима Саровского. 1 августа 1990 года приснопамятный архиепископ Саратовский и Вольский Пимен совершил в помещении поруганного храма первый молебен преподобному Серафиму. Через десять дней в здании начались реставрационные работы. В алтарной части чудом сохранилась первоначальная роспись, реставрацию которой выполнил художник Павел Тимофеев. 5 января 1991 года настоятель храма, протоиерей Василий Стрелков, совершил первый Чин малого освящения воды. К концу 1991 года первичная реставрация была завершена, и 15 января 1992 года Высокопреосвященнейший Пимен совершил чин великого освящения возобновленного храма. За ревностный труд при восстановлении Свято-Серафимовского храма протоиерей Василий Стрелков был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени и права ношения наперсного креста с украшениями.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

3 Заимствованное автором Апокалипсиса из библейской книги 3 Царств 10, 14, где оно обозначало количество золота, ежегодно поступавшего к царю Соломону. Мелхиседек Минервин 1803–1810 Симеон (Савва) Крылов, ректор Славяно-греко-латинской, а затем Московской Духовной Академии 1810–1814 Самуил Запольский 1814–1818 1818–1831 Афанасий Федоров 1831–1877 Антоний Медведев 1877–1891 Леонид Кавелин 1891–1904 Павел Глебов 1904–1914 Товия Цымбал 1915–1920 Кронид Любимов, расстрелян 10 декабря 1937г. 1945–1946 Гурий Егоров (митр. Симферопольский и Крымский) 1946–1953 Иоанн Разумов (митр. Псковский и Порховский) 1954–1957 Пимен Извеков (Патриарх Московский и всея Руси) 1957–1964 Пимен Хмелевской (архп. Саратовский и Вольский) 1965–1970 Платон Лобанков (еп. Воронежский) 1970–1972 Августин Судоплатов 1972–1982 Иероним Зиновьев 1982–1984 Евсевий Саввин, ныне архп. Псковский и Порховск. 1984–1988 Алексий Кутепов, ныне архп. Алматинский и Семип. 1988–до ныне Феогност Гузиков. 5 П. Казанский, Очерк жизни архимандрита Антония, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878, ,с. 98. Портрет архимандрита. Антония помещен в книге М.С. «Архимандрит Антоний, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры». СПб., 1902, с. 84. Там же на с. 39–84 – письма архимандрита Антония к его духовной дочери. См. также: Краткий некролог, составленный графом Дм.Н. Толстым, «О. Архимандрит Антоний», М., 1877; М.В. Толстой . «Хранилище моей памяти». Кн. I, М., 1891, с. 79–84; И. Хибарин. «Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний» – ЖМП, 1954, 7, с. 11–16; Протоиерей В. Нечаев. «В память архимандрита Антония» – Д. Чт., 1877, с. 366–370. 6 Единственная дочь царевича, Анна Георгиевна, влюбилась в Андрея. После его пострига она не хотела выходить замуж. Отец был вынужден уступить ей, и отпустил ее в Троицкую Белбажскую пустынь Костромской епархии, но там она пробыла недолго. Отец забрал ее домой... В 35 лет она вышла замуж за графа Александра Петровича Толстого, святого человека, который жил с ней, как брат..., она приходилась ему четвероюродной сестрой, оба, будучи прямыми потомками Вахтанга VI. А.П. Толстой был Обер-прокурором Св. Синода в 1856–1862 гг. и членом Госсовета. В их доме находил приют И.В. Гоголь, который через них познакомился и с архимандритом Антонием, с Лаврой и с Академией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хроника: Пименовские чтения “Церковь и образование: Значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 С 14 по 16 декабря в Саратове проходили Пятые межрегиональные Пименовские чтения “Церковь и образование: Значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России”. Этот ставший традиционным форум посвящён памяти Архиепископа Пимена, видного иерарха Русской Православной Церкви ХХ века, правящего архиерея Саратовской епархии с 1965 по 1993 годы, много сделавшего для её возрождения и развития. Владыка Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) был выдающимся архипастырем. За время его служения в епархии было открыто 70 храмов, закрытых в советское время, началось строительство новых церквей, возобновилась деятельность Саратовской Духовной семинарии. Высокообразованный человек, знаток и ценитель литературы, музыки, живописи, архиепископ Пимен был лично знаком со многими писателями, музыкантами, художниками и актерами; проповедь среди деятелей искусства была важнейшей стороной его служения. Результатом его пребывания на Саратовской кафедре стало сближение представителей Церкви и творческой интеллигенции, ознаменовавшее собой новый этап сотрудничества в деле сохранения традиционных для нашего народа и государства духовно-нравст­венных ценностей. Продолжением диалога, начатого владыкой Пименом, стали Пименовские чтения. Как отметил Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, чтения задумывались как площадка для общения, для обмена мнениями между представителями духовной и светской интеллигенции: “Пять лет назад все мы сознавали, что такой диалог необходим, но за прошедшее время смогли убедиться, что он крайне важен и интересен для обеих сторон”. И действительно, Пименовские чтения ежегодно собирают большое число участников из разных регионов страны, вызывая интерес у духовенства, людей науки, деятелей культуры, образования, представителей государственной власти.

http://pravmir.ru/hronika-pimenovskie-ch...

Однажды один из сотрудников филиала музея архитектуры, располагавшегося тогда на территории Донского монастыря, попросил меня, когда владыка Питирим в очередной раз посетит Малый собор, обратиться к нему с просьбой, чтобы он, располагая влиянием на городскую администрацию, воспрепятствовал строительству огромного здания, соседство которого с монастырем испортит облик ансамбля древних монастырских строений. Будучи солидарен с музейным работником в этом вопросе, я исполнил эту его просьбу. Владыка отнесся к просьбе очень участливо... Я и сам иногда выбирался к нему в храм Воскресения Словущего в Брюсов переулок. Этот храм, будучи даже в самом центре Москвы, что называется, под боком у Кремля, каким-то чудесным образом избежал участи закрытия. Этот храм и в начале 1960-х годов, когда там стал сначала просто «появляться», как он сам говорил, владыка Питирим, был под угрозой сноса, но тоже выстоял. Да и сам владыка, подобно этому его храму, был, можно сказать, таким утесом, который при натиске всех бурь, которые то и дело при атеистическом режиме, да и впоследствии, обрушивались на Церковь Христову и ее ревностных служителей, оставался тверд и в своем исповедании целен. Как по слову апостолу: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2, 5). Вечная память. (Продолжение следует.) Рейтинг: 10 Голосов: 956 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 7 ноября 2018, 11:23 Царствие Небесное замечательному архипастырю! Вот только слова: " Мы еще вернемся! " - произнес не он, а архиепископ Пимен (Хмелевской, на тот момент, кажется, наместник Троице-Сергиевой Лавры. Владыки Пимен и Питирим вместе находились в тот момент на выставке Корина. Этот случай приводится как раз в воспоминаниях владыки Питирима. Светлана 5 ноября 2018, 13:49 Удивительный человек.! Царствие Небесное ему и Вечная память. Я тоже надеюсь,что книга " Русь уходящая " будет переиздана. Ольга Ткачёва 5 ноября 2018, 12:28 Низкий поклон тем,кто написал воспоминания,а владыке Питириму вечная память!

http://pravoslavie.ru/116977.html

В житии святителя-исповедника есть яркое воспоминание о последней их встрече: «Любя Лавру преподобного Сергия, Владыка неизменно находил братское внимание и участие у ее наместника архимандрита Пимена (Хмелевского). За несколько дней до блаженной кончины владыки Афанасия из Лавры приехали наместник архимандрит Пимен [Хмелевской], благочинный архимандрит Феодорит [Воробьев] и духовник игумен Кирилл [Павлов], что очень обрадовало Преосвященного. Это был канун пятидесятилетия его монашеского пострига. Он уже был в очень тяжелом состоянии, вспоминает его келейница Нина Сергеевна Фиолетова (1912-2004): «Владыка ободрился, оживился и обрадовался. Первый вопрос был к о[тцу] наместнику: «А как у вас там дела?». - Все хорошо, - ответил о[тец] наместник. - Ну слава Богу, - говорит Владыка. - А как выше? Я пояснила о[тцу] наместнику, что Владыка беспокоится о Патриархе. - Тоже все хорошо, - ответил о[тец] наместник. Перекрестился Владыка и сказал: - Ну слава Богу. Потом каждого благословил, крепко обнял и поцеловал со словами: «Спаси вас Господи». Одной из целей этой поездки было приглашение владыки Афанасия на осенний праздник преподобного Сергия Радонежского 8 октября. Об этом говорит запись архимандрита Пимена в дневнике от 4 октября: «Ездил с отцом благочинным в Петушки, Владыка Афанасий не может приехать в Лавру». В воскресенье 28 октября 1962 года святитель отошел ко Господу. 30 октября в доме святителя в Петушках игумен Кирилл (Павлов) отслужил великую панихиду. Епископ Афанасий был погребен на кладбище близ Князь-Владимирского храма во Владимире. Горе людей было безмерно, хотя уже тогда многие верили в его предстательство перед Богом. По словам писателя Сергея Иосифовича Фуделя, близко знавшего святого, владыка Афанасий был одним «из тех редчайших людей, которым хочется поклониться до земли и припасть к коленям, ища у них их неоскудевающего мужества и неугасимого тепла». После кончины епископа Афанасия архимандрит Пимен счел своим долгом посетить место его упокоения вместе с отцом Кириллом и отслужить заупокойное богослужение. Он записал в дневнике от 11 августа 1964 года: «Ездил с Дмитрием Петровичем [Огицким] и отцом Кириллом во Владимир, на могилу к епископу Афанасию, и в Суздаль. Дождь. Впечатление незабываемое». Д. П. Огицкий - преподаватель Жировицкой духовной семинарии, впоследствии заведующий аспирантурой МДА, магистр богословия, профессор. Он входил в просуществовавшую всего один год Календарно-богослужебную комиссию, возглавлявшуюся епископом Афанасием, вел с ним активную переписку.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

– Муза Викторовна, а что-то еще не расскажете об их дружбе – отца Марка и отца Матфея? – Они очень дружили! Тогда было время, когда на Церковь совершалось настоящее гонение. Особенно ему подвергались молодые монахи, и тем более – преподаватели. А они пользовались у учащихся большим авторитетом… Когда мы после похорон отца Марка разговаривали с владыкой Филаретом (Вахромеевым) ( в ту пору епископ Филарет (Вахромеев) был ректором Московской духовной академии – прим. автора ), он сказал, что они были равными по своим способностям. Что один, что другой. И на голову выше всех остальных воспитанников и преподавателей академии. –  А какие-то истоки их дружбы или знакомства можно проследить? Или вам ничего неизвестно об этом? – Знаю только, что у отца Марка (Лозинского) отец был священником. Сам же отец Марк был очень умным и очень остроумным. В этом они были похожи с отцом Матфеем. Владыка Филарет так говорил об отце Марке: «остроугольный». А отец Матфей умел «сглаживать» эти «острые углы» отца Марка. Например, на каком-то собрании академическом или где-то еще, бывало, скажет отец Марк что-то такое резкое, а отец Матфей всегда умел это сглаживать. У них были и общие желания и стремления. Будучи уже на втором курсе академии, оба приняли решение поступить в монастырь. В то время осуществить это было очень трудно. На ту пору наместником лавры был будущий владыка Пимен (Хмелевской), и вот, как-то они к нему пришли: «Примите нас в монастырь!» Отец Пимен говорит: «Да мы сейчас вообще никого не принимаем, разве не видите, какое сейчас время?.. А потом, если и принимать, то после 30, а вам – только едва по двадцать!..» Отказал, в общем. Но они не смутились и продолжали настаивать. Он и говорит им: «Поезжайте сейчас на каникулы, а потом мы решим этот вопрос!» И когда они возвратились с каникул, то уже договорились, чтобы все у них произошло вместе – в одно и то же время. А мама отца Марка была резко против того, чтобы ее сын стал священником. У нее муж был священником, и ей не хотелось, конечно, по-человечески, чтобы все то, что пережила их семья, свалилось и на сына. А старший брат отца Марка был врачом, в это время он учился в институте. Мама прочила в институт и младшего, но тот твердо был настроен на семинарию и никаких разговоров не слушал!

http://radonezh.ru/2018/06/14/penie-bylo...

Мы - то с вами, читатель, стали б, наверное, праздно лежать на кровати, а слушать что приведется… " Мы ленивы и нелюбопытны… " . В этом виден истинный монах — труженик и мыслитель. " Живой мертвец " , носящий бремена мира. Путь будущего архиепископа к монашескому клобуку был непрост и опасен. Из " Бесед " Бориса Дедюхина с архиепископом Пименом: " Архиепископ Пимен… Неизвестно, что стало бы с Димой Хмелевским, не окажись он случайно на антирелигиозной лекции. Докладчик - атеист так неуклюже доказывал, что Бога нет, так примитивно высмеивал находившуюся в зале богомольную старушку, что мне захотелось разобраться во всем самому. Я пошел в Церковь, там мне понравилось — я нашел и стал читать Евангелие и поверил, как верую и сейчас " . Юношей он остался в брошенном нашими войсками Смоленске. Владыка вспоминал, что пищу смолян в то время составляли луковицы, которые выкапывали в полях и пекли, больше никакой провизии не было. Недостаточное питание еще долго будет сказываться на его здоровье… Владыке довелось узнать все " прелести " оккупации. Его схватили на улице. " Юден! " — кричал полицейский. И только нательный крестик, выскочивший из одежды, спас дворянина Хмелевского от расстрела… Ему пришлось покинуть город, спасаясь от наступавших советских войск. Его ждал уже отечественный концлагерь, если не петля. И Владыка поступает в Жировицкий монастырь, открытый, кстати, все теми же немцами. Из " Воспоминаний архиерея " : " …я в 1943 году в октябре поступал в Жировицкий монастырь, а о. Боголеп (впоследствии архиепископ Кировоградский Боголеп, один из крайне " досадных " для Советской власти архиереев. — А. М.) был там игуменом и настоятелем. Он хорошо принял меня, подарил подрясник, и сразу назначил келарем, секретарем канцелярии и ризничим. Спустя 4 месяца он постриг меня в монашество. Прежде чем дать мне имя Пимен, он написал 10 имен на 10 бумажках, смешал их в скуфье и вытянул одно. Вскоре он сделал меня еще и уставщиком. Монахи шутили тогда, что на отце Пимене держится весь монастырь. Монахов тогда было мало, человек 20 " . Сначала не все было гладко. Помимо трудов в канцелярии и ризнице, послушник Дмитрий еще сеял муку на мельнице, и нес массу хозяйственных послушаний. Он буквально падал под ношей непосильных трудов, и хотел уже оставить монастырь. За подкладкой пальто он носил немногочисленное золото, доставшееся от матери. Его хватило б на билет… Но вдруг открылось, что золото украдено. И он остался в монастыре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

В дневнике архимандрита Пимена содержится запись (13.04.58 г.) о встрече с кандидатом медицинских наук Людмилой Анатольевной Кутявиной - лечащим врачом святителя Афанасия, многих насельников Троице-Сергиевой Лавры и других священнослужителей. Поводом для знакомства стало ее желание познакомиться с написанным в декабре 1957 года стипендиатским отчетом отца Пимена, посвященным христианскому учению о духе, душе и теле по трудам епископов Феофана и Игнатия. На Пасху она прибыла к нему в Лавру, где состоялась беседа, в том числе, как свидетельствует отдельная запись, «о Смоленске, о Сахарове, о Лавре, о монахах и т. д.». С этой записью перекликается первое письмо отца Пимена (Хмелевского) - от 27 сентября 1958 года, на Крестовоздвижение (см. письмо 1, с. 84 нашей публикации). Сверху оно содержит собственноручную надпись епископа Афанасия: «Пол[учено] 29/IX58» (такие отметки он всегда делал сам). Архимандрит Пимен отвечает с искренней радостью на приглашение прибыть за иконой Всех русских святых в Петушки. И тут же упоминает Людмилу Анатольевну Кутявину и о своих молитвах за ее болящего отца. Доктор Кутявина впоследствии стала врачом и самого отца Пимена, и его приемной матери Стефаниды Ивановны Голуб. О том, что архимандрит Пимен собирался к владыке Афанасию впервые, говорит то, что он упоминает, но отклоняет предложение святителя использовать в качестве сопровождающего к нему проводника отца Феодорита. Иеромонах и впоследствии архимандрит Феодорит (Воробьев, 1899-1973) поступил в Троице-Сергиеву Лавру как раз по благословению епископа Афанасия (Сахарова) и прожил в ней 17 лет, с января 1959 года был благочинным. Впоследствии два года перед своей кончиной в 1973 году отец Феодорит был духовником епископа Пимена. Необходимо сказать о том, что выдающийся русский иконописец и реставратор Мария Николаевна Соколова еще с конца 20х по начало 30х годов по благословению епископа Афанасия (Сахарова) работала над иконой «Все святые, в земле Русской просиявшие». Она создавала новую иконографию, разыскивая в источниках «подобия» лика каждого святого, подробно изучая житийный материал. В 1934 году первая икона нового извода была освящена владыкой Афанасием, и этот образ стал его келейной иконой. В 1954 году икона участвовала в первом престольном празднике (по составленной святителем Афанасием службе русским святым) в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, устроенном в крипте под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Теперь я живу в Лавре, по молитвам о. Иоасафа. Вчера (21 июня 1998 года) исполнилось 37 лет, как я здесь обосновался. А пришел сюда как раз в день кончины о. Иоасафа, после второго курса Академии. Тяжелое было время, при Хрущеве, когда всю молодежь Лавры выгнали. А мне с покойным о. Марком (Лозинским) просто посчастливилось. Меня Львом звали, а его — Сережей. И вот мы пришли к владыке Пимену (Хмелевскому) 17 . Он тогда был наместником Троице-Сергиевой Лавры и преподавал в Академии. Между прочим, редчайший случай, когда он, будучи архиереем, всю жизнь пробыл на одной кафедре. Интересная личность. Необыкновенно энергичный, деятельный, смелый, неустрашимый — и очень музыкальный. Он даже в своей речи при наречии во епископы сказал так: «Было время, когда в мою грудь уже наставляли пистолет, но Господь меня миловал. И теперь, когда я буду на кафедре архиерейской, Бог меня избавит от всех козней». Владыка Пимен принял нас необычайно тепло. Мы изложили свою просьбу. Старцы есть старцы. Хотят все-таки знать, как человек настроен, по каким причинам просится в монастырь. Он: «Юноши! У нас никаких постригов. Мы никого не принимаем. А если постригать, то только после 30 лет». Мы: «О. наместник, примите нас. Как бы то ни было, кем бы ни быть, лишь бы в монастырь. Монахом ли, послушником ли. В братстве ведь, молиться же можно, спасаться можно». Он: «Ладно, посмотрим». Дали нам срок летом, на каникулы. Как раз на св. Феодора Стратилата, вчерашний день, в 1961 году мы с о. Марком, после месячного отдыха (на св. Иоанна Богослова мы закончили 2-й курс, месяц нам дал о. Пимен отдохнуть) поступили в монастырь. Все тяготы, которые тогда обрушились на верующих, ощущались и в монастыре. Чувствовалось притеснение. Музей — неуправляемый — тоже на Лавру давил. Но, слава Богу! Господь помогал! Приходится только удивляться стойкости, бодрости о. благочинного — о. Феодорита, нашего о. Кирилла, о. Тихона, других наших старцев… По их молитвам создавались и особая теплота, и уют. За стеной Лавры бушевал мир. В печати развернулась жестокая антирелигиозная пропаганда, озлобленность со всех сторон. Но изнутри, сам народ, даже в городе… Что Лавра — сердце России, чувствовали даже безбожники. Они побаивались Лавры. А если сюда и приходили, то никогда не вели себя как хозяева, всегда — с опаской какой-то, будто что-то украли. Слава Богу, все прошло, все позади. Не могу тут не вспомнить, как в 1961 году, на праздник св. преп. Серафима Саровского, в Троицком соборе, представьте, подходит ко мне о. благочинный Феодорит и говорит: «Брат Лев! Пожалуйста! Сегодня престольный праздник преп. Серафима Саровского. Идите петь с народом».

http://pravmir.ru/arximandrit-matfej-mor...

В 1957 году назначен помощником наместника Троице-Сергиевой лавры , а затем, в том же году, — наместником обители. Одновременно преподавал в Московской духовной академии. Уделял много внимания производившимся в Лавре ремонтно-реставрационным работам. В эти годы архимандрит Пимен близко знакомится со многими деятелями культуры, такими, как художники Р. Кент, Н.А. Бенуа, композитор Б. Бриттен, виолончелист М. Ростропович, певица Г. Вишневская, писатель К. Чуковский и многие другие. Некоторые из них на долгие годы стали его друзьями. 22 декабря 1964 года решением Священного Синода архимандриту Пимену определено быть епископом Саратовским и Волгоградским. 29 января 1965 года он прибыл в Саратов. В первые два года пребывания на кафедре провел большие реставрационные работы в Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова. Настоял на возвращении Церкви пяти приходов в Волгоградской области, закрытых в хрущевское время. Будучи на Саратовской кафедре, продолжил общение с представителями творческой интеллигенции, приобщал их к Церкви. 2 мая 1970 года в своей домовой церкви обвенчал М. Ростроповича и Г. Вишневскую, позднее крестил актрису И. Муравьеву. 9 октября 1977 года владыка Пимен был возведен в сан архиепископа. В последние годы жизни много сделал для возвращения Церкви храмов — за два года были открыты 70 церквей. В связи с большим количеством приходов Волгоградская область 31 января 1991 года отошла к возрожденной Волгоградской епархии , а в управлении архиепископа Пимена остались приходы, находившиеся на территории Саратовской области, в связи с чем он стал именоваться архиепископом Саратовским и Вольским. При его непосредственном участии в 1992 году была вновь открыта Саратовская духовная семинария, возвращен Церкви Свято-Алексиевский скит женского монастыря в Саратове. В 1991 году стал выходить журнал «Саратовские епархиальные ведомости». В 1992 году была отстроена и освящена часовня блаженной Ксении в исправительно-трудовой колонии В декабре 1992 года стала выходить газета «Православная вера».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010