Будущий архиепископ Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) родился 26 сентября 1923 г. в Смоленске. В 1943 г. поступил в Свято-Успенский Жировицкий монастырь, где исполнял должности секретаря канцелярии, а затем кладовщика. В монастыре принял монашеский постриг и назначен ризничим. В 1945 г. иподиакон Пимен поступил в Минскую духовную семинарию, которую с отличием окончил в 1949 г. В том же году был рукоположен в иеромонаха и направлен в Московскую духовную академию. Во время обучения исполнял обязанности благочинного академического и семинарского духовенства. В 1953 г. окончил академию со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение на тему «Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием») и был оставлен в академии профессорским стипендиатом. Затем назначен преподавателем катехизиса в академии и одновременно исполняющим обязанности священника домовой церкви в резиденции Святейшего Патриарха Алексия I в Москве. В 1955 г. возведен в сан игумена и назначен заместителем начальника, а потом начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Там был возведен в сан архимандрита Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Венедиктом. В 1957 г. Решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандрит Пимен был вызван в Москву и назначен помощником наместника, а затем наместником Троице-Сергиевой лавры. В феврале 1958 г. Совет Московской духовной академии присвоил архимандриту Пимену звание доцента за его работу «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова ». В 1957/58 учебном году он преподавал в Московской духовной академии пастырское богословие, а в 1960–1966 гг. – логику. За время пребывания архимандрита Пимена наместником лавры с благословения Патриарха Алексия I он постриг в монахи многих видных впоследствии иерархов Русской Церкви, в том числе Патриарха Алексия II, митрополитов Питирима (Нечаева) , Филарета (Вахромеева), Владимира (Котлярова), Николая (Кутепова), Феодосия (Процюка) и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

— Когда учился в 3-м классе семинарии, решил пойти в монастырь, в Троице-Сергиеву лавру. Пошел. В то время наместником был владыка Пимен (Хмелевский). «Батюшка, я послушником хотел бы быть». — «Куда сейчас мне тебя направить? На просфорню?» А у меня тогда с сердцем проблемы были, а в просфорне печки русские — жара дикая. «А селить тебя куда? Некуда. Приходи по осени». Хорошо. В Лефортово был один юноша старше меня года на три. Он пошел послушником в Лавру, потом рясофорным послушником был, в семинарию поступил, ходил в монашеских одеждах. Потом вдруг стал в семинарском костюме ходить. Оказывается, там какая-то у него зазноба появилась — решил жениться. Его мама была знакома с моей мамой. Он заканчивал в 1959 году семинарию. Ему епископ Пимен (Извеков) не благословил жениться, однако он не успокоился. Ему посоветовали обратиться к духовникам. Лаврские духовники его не устраивали, он решил большим авторитетом прикрыться. Мама говорит: поехали в Глинскую пустынь. Я тоже поехал, потому что мама сказала: «Не вздумай уходить в монастырь, не взяв благословения». Приехали. Всенощная при свечах, электричества там не было. Закончилась служба в час ночи. Пришли к старчику — отцу Андронику, он бегает, суетной такой. Сели на кровать — а там одни досочки, покрытые простынкой. Подушку попробовал — там песочек. И тот: «Батюшка, я уже заканчиваю семинарию, хотел взять благословение жениться». «Куда жениться? Нам с тобой затвориться в келии и молиться — какое жениться?! Не дай Бог с ними свяжешься, потом не рад будешь — ославят на всю Россию». А я довольный… «Вот, молодежи нужно жениться». А у нас 2-3 года разницы, я говорю: «Батюшка, а я в монастырь хотел пойти». «А что все в монастырь — кому-то и в миру надо послужить. Монастырь от тебя не уйдет, а в миру надо потрудиться». И пошел на кладбище на панихиду. Вышли, мама того говорит: «Ну, что сказал?». — «Да нет, чтобы сесть, поговорить — он суетится, не поймешь что говорит». — «Вы идите спать, а я дождусь его». На утро: «Ну что, дождалась?» Он сказал: «Да они люди ученые, разберутся сами — нам не нужно лезть туда». Товарищ мой в итоге все же женился, и жена его действительно ославила на всю Россию. Они не могли с ее мамой площадь разделить, та пошла за помощью в комсомол. А те попросили небольшую заметочку о том, что в священнических семьях нет любви. Та подписала. Потом еще одну, другую, третью — они тиражировались по всем газетам… Лет через 15 я встретил его в Москве: «Это правда, что отец Андроник сказал». — «Это совпадение…» Потом патриарх Пимен разрешил его рукоположение в сан диакона, но с пометкой: «Без дальнейшего продвижения». Так диаконом он и умер.

http://patriarchia.ru/db/text/6084965.ht...

архиепископ Пимен (Хмелевской) Содержание Записки об эпохе Архиепископа Пимена Архиепископ Пимен правил Саратовской епархией почти три десятка лет. За это время выросло поколение. И казалось, что архиепископ был, есть и будет всегда. Об уме и образованности саратовского архиепископа ходили легенды. В тусклые годы " развитого социализма " Владыка имел мужество быть " Светом во тьме " , причем не для одних только верных чад Церкви. Столетие мало располагало человека к поискам Истины Христовой. Увы, оригинальной идеей нашего недоброго и немощного века стал бессовестный материализм, то есть поиск " успеха и процветания " при самом небрежном отношении к запросам духа. Тогда, когда одни прятались " в подпольях " — в прямом и переносном смысле слова, или спешно закапывали таланты, иметь каковые никогда не было безопасно, или же, притворно вздыхая, цитировали гадкие расхожие морали, вроде пресловутого " хочешь жить — умей вертеться " , тогда - то и привел Бог служить Владыке Пимену. Он был прям и честен. Это подвиг для русского архиерея. С одной стороны, натиск светской власти, желающей сделать Церковь " винтиком и болтиком " собственной машины. С другой — легковерная молва. Интеллигенция со свойственным ей умничаньем и западничеством: " а вот у протестантов… " . Простой народ, для которого пьяный поп — доказательство небытия Божия. Дай им волю, и они разнесут корабль Церкви в мелкие щепки. История знает такие примеры и в XVII веке, и в XX. И, наконец, скорбящие, страждущие, болезненные и озлобленные. Те, ради кого распялся Христос. Сохранить " сердце чисто " , да еще и светить миру на протяжении без малого трех десятилетий отнюдь не просто. Автору при всяческих обстоятельствах не раз и не два от самых разных людей доводилось слышать восторженные отзывы о " главном саратовском священнослужителе " . Неподдельную радость вызывало отдаленное родство архипастыря с Пушкиным, и всякий человек, хотя бы единожды бывавший на Богослужениях, которые Владыка совершал чрезвычайно ясно и музыкально, вовеки не забудет величавой красоты православного обряда. Духовенство же постоянно цитировало своего правящего архиерея, имевшего дар так обозначить положение вещей, что фраза тут же становилась почти афоризмом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

В результате гонений на Церковь, возобновившихся с особой силой с конца 1950-х гг., по всей стране резко сократился прием абитуриентов в семинарии. Это должно было стать, по замыслу властей, удобным предлогом для закрытия духовных школ. 4 мая 1960 г. новый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви " рекомендовал " патриарху Алексию I закрыть киевскую , саратовскую и ставропольскую семинарии, ссылаясь на незначительное число учащихся и на неудовлетворительные бытовые условия. Патриарх вынужден был подчиниться. Первой жертвой стала ставропольская семинария, которую слили с саратовской. Но и ее вскоре постигла та же судьба - она была закрыта. За 13 лет своего существования Саратовская духовная семинария подготовила около 120 священников. Из них 37 человек несли службу в приходах Саратовской области. Второе возрождение В 1985 г. архиеп. Саратовский Пимен (Хмелевский) обратился в Саратовский городской совет с просьбой передать епархии здание бывшего архиерейского дома. На обращение последовал отказ. Резкий поворот к лучшему наступил, когда в результате многочисленных требований управляющего епархией и благодаря настойчивости епархиального юриста Людмилы Мануковской вопрос о принадлежности архиерейского дома был вынесен на сессию Саратовского городского совета 6 мая 1991 г. Решение в пользу передачи здания епархии было, наконец, принято. Архиеп. Пимен направил патриарху Московскому и всея Руси Алексию II рапорт о возобновлении деятельности Саратовской православной духовной семинарии. Тогда мало кто предполагал, что основная борьба за семинарию еще впереди, а решение саратовских депутатов долго останется только на бумаге. Дело в том, что в то время в помещении архиерейского дома располагалась библиотека Саратовского государственного медицинского института, которой Саратовский городской исполнительный комитет обязывался предоставить аналогичное по площади и техническим условиям помещение. Но городские власти не торопились выполнять принятое решение. 8 января 1992 г. в Саратовском облисполкоме состоялась встреча архиепископа Пимена с президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным . Об этой встрече владыка оставил запись в своем дневнике:

http://drevo-info.ru/articles/23899.html

Иоанн Виллебрандс, а японскую – только что хиротонисанный в г. Ленинграде 10.12.67 г. епископ Токийский и Японский Николай (Саяма). Прибыли из Ленинграда и студенты Африканского Факультета Ленинградской Духовной Академии. В президиуме с правой стороны от Святейшего Патриарха Алексия I разместились: еп. Иоанн Виллебрандс, митр. Пимен (Извеков), архим. Антоний (Мельников), еп. Питирим (Нечаев) , еп. Пимен (Хмелевский), еп. Ювеналий (Поярков), еп. Иоанн (Снычев), прот. А. Остапов; с левой: еп. Николай (Саяма), митр. Никодим (Ротов), митр. Иоанн (Вендланд) , архиеп. Алексий (Ридигер), еп. Михаил (Мудьюгин) , еп. Филарет (Вахромеев), архим. Платон (Лобанков). Следует отметить, что первый «Филаретовский вечер» по почину Его Святейшества состоялся в 1951 г. С тех пор дружная академическая семья и другие почитатели Митрополита ежегодно собираются под своды академических зданий. Характер и направление этих вечеров указаны и освещены Его Святейшеством. Это не учёные заседания, а свидетельства живой памяти о весьма близком духовным школам Московском святителе. С 1958 г. на Филаретовских вечерах по благословению Его Святейшества выступают преподаватели духовных школ с докладами, в которых помогают лучше узнать митрополита Филарета. И ныне с докладом на тему: «Митрополит Филарет и Московские духовные школы» выступил Секретарь Совета Академии профессор протоиерей А. Остапов. Докладчик отметил, что первый период истории Академии – 1814–1869 гг. – именуется «филаретовским». «Все стороны бытия Академии были предметом пристального внимания Филарета, сначала обозревавшего Академию, а затем с 1821 г. ставшего её отцом и попечителем, вплоть до самой своей кончины в 1867 г... При нём Академия освобождается от уз мертвящей схоластики, происходит подлинное становление русской богословской науки, углубленно изучается Священное Писание, древние языки, складываются новые курсы и научные системы, особое внимание уделяется проповеди, обретает в Академии своё законное право родной русский язык». При нём выстроены некоторые академические здания, в том числе и учительский корпус. Милостивое попечение митрополита Филарета простиралось на учащих и учащихся. И после кончины продолжалось доброе влияние великого Иерарха на жизнь Академии. «Память о нём не меркла». Академия изучала его наследие. Труженики Академии написали ряд исследований о Святителе. На основе наследия Митрополита написал свой кандидатский труд и Святейший Патриарх Алексий Ï «Митрополит Филарет о господствующих в современном нравственно-правовом сознании понятиях» (Москва, 1905).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

2, 15) и благовествуя Евангелие Царства Божия (Мк. 16, 15)». Его жизнь полностью подтвердила эти слова. Архиерейское облачение Владыки Пимена при хиротонии во Епископа Саратовского. Фото А. Ф. Мирошниченко 28 января 1965 года новохиротонисанный Епископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской) в сопровождении старого друга по Белоруссии лаврского экскурсовода Василия Даниловича Палько (†1976) и будущего наместника Лавры иеродиакона Иеронима (Зиновьева; †1982) выехал саратовским поездом в свою епархию. На следующий день, прибыв в Саратов, Владыка Пимен посетил Свято-Троицкий кафедральный собор, приложился к его святыням, к чудотворному образу Спаса Нерукотворенного и помолился о помощи Божией на своем новом поприще. После первой Божественной литургии в соборе Владыка обратился к прихожанам со словом, в котором просил их святых молитв и покаялся перед ними, что очень не хотел стать Епископом Саратовским, но мечтал о продолжении служения в Лавре. Владыка сменил на кафедре Епископа Варфоломея (Гондоровского), перемещенного на Австрийскую кафедру с титулом Венского и Будапештского. Епархия состояла из Саратовской и Волгоградской областей, и на всю эту огромную территорию приходилось 25 действующих храмов. В первый же месяц его архиерейства Волжской эпидемиологической станцией было вынесено решение «о прекращении эксплуатации Троицкого и Духосошественского соборов». Молодой архиерей отправился в Москву и встретился с председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедовым, это сыграло решающую роль в том, что соборы не были закрыты, а компромисс был найден — решено было сократить целование икон. Спустя год архиерейского правления Владыки Пимена число храмов было увеличено до 30 вследствие урегулирования вопроса о регистрации гражданскими властями исполнительных органов пяти приходов. При посещении В. А. Куроедова Владыка сообщил ему, что в пяти храмах Волгоградской области нет службы, запрещают местные власти вот уже около пяти лет, хотя на месте престолы, иконостасы, облачения и хранятся у церковных советов ключи, а уполномоченный требует не вмешиваться в этот вопрос, чтобы «не осложнять обстановку».

http://pravoslavie.ru/126283.html

— И как она отнеслась к Вашему решению? — Когда рассказал ей, она заголосила: «Я так и знала!». Признаюсь, тогда я не думал о том, какая тяжесть на нее легла. Словом, стал диаконом. Рукоположил меня Владыка Пимен (Архиепископ Пимен (Хмелевской) управлял Саратовской епархией с 1965 по 1993 год.— Прим. авт. ). Это было 16 лет назад, в ноябре 1991 года. А в 1992 году на праздник Входа Господня в Иерусалим Владыка посвятил меня в сан иерея. Все к лучшему — С чего начался Ваш путь священника? — Так как я был не семинарский, а как говорят — «из мира взятый», то у меня почти не было никакой практики, и начинать служение было очень тяжело. В то время священников мало было, а приходов оживлять нужно было много. Сначала меня направили в Михайловку. Приехал я, увидел тамошний огромный храм, обошел его и думаю: «И что же мне теперь делать?». Никого из знакомых, с кем можно было посоветоваться, в то время у меня не было. Я оторвался от своего привычного мира, вошел в мир новый и очутился словно посерединке. В то время не раз приходилось слышать от разных людей высказывания в свой адрес вроде: «Этот-то куда подался? Такой грешный — и в священники!». Подобные разговоры были естественны, и когда я их слышал, про себя думал: «Ну, извините, виноват». В общем, было сложно. Помню, когда сын Родька впервые услышал, как про меня говорят: «Бедный, как церковная мышь», он очень обиделся: «Пап, а чего это тебя мышью обозвали?». А что? Так оно и было, у меня не было ничего. С воспитанниками спецшколы в храме во имя святого Андрея Первозванного г. Маркса Первое время мне помогал отец Лазарь, который тогда был настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Этот храм тогда только восстанавливался, и я проходил там свою первую практику. После меня перевели в саратовский храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где я служил вместе с отцом Василием Стрелковым. — Получается, что Вам посчастливилось участвовать в возрождении нескольких саратовских храмов? — Это было очень интересное время. Я до сих пор помню Покровскую церковь-красавицу. Тогда там служили я, отец Геннадий (протоиерей Геннадий Беляков.— Прим. авт. ), а настоятелем был отец Василий. Видел, как бабушки носили кирпичи, помню, как сами мы копали траншеи. Как крест поднимали, как купол ставили — это было настоящим чудом. Ни один трактор, ни одна стрела, ни один вертолет не могли этого сделать. В результате купол с крестом подняли и установили десять человек. Это настоящее чудо.

http://pravoslavie.ru/36742.html

Нельзя не сказать и еще об одном аспекте молитвенного общения двух архипастырей - их сотрудничестве в деле увековечивания памяти и почитания святых Русской земли. Незадолго до кончины святитель Афанасий пожертвовал Свято-Троицкой Сергиевой Лавре несколько частиц святых мощей. Предположительно, он их передал через отца Пимена во время первого его визита к нему в конце 1958 года вместе с иконой Всех русских святых. Об этом говорит и то, что именно архимандрит Пимен занимался организацией ковчега-гробнички для них. Об этом он пишет в письме от 17 ноября 1958 года (письмо 2, с. 84). Он сообщает о решении изготовить ковчежец только для святых мощей, пожертвованных святителем, а также о том, что частицы будут в нем располагаться именно таким образом, как указывает святитель. По-видимому, это говорит о том, что изначально был план объединить святые мощи всех русских святых, хранившиеся в палате , однако из-за их значительного числа было решено сделать отдельный мощевик для пожертвованных святителем. 28 июля 1959 года (см. письмо 12, с. 88) отец Пимен извещает владыку о том, что мастер допустил ошибки, а также что еще не был изготовлен «столик-подставка», а 21 августа (см. письмо 13, с. 89) он сообщает, что мощевик почти готов. Этот ковчег со святыми мощами в свое время был помещен в храм-крипту Успенского собора Лавры в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, где находилась усыпальница митрополитов Московских Сергия († 1898) и Леонтия († 1893), Алтайского Макария († 1926). Как раз незадолго до этого в нем трудами архимандрита Пимена (Извекова) было произведено полное переоборудование с установкой мраморных иконостасов. Позднее эта крипта стала местом упокоения и Святейших Патриархов Алексия I († 1970) и Пимена († 1990). Об этом мощевике в Лавре сохранялось предание, что он связан с именем святителя Афанасия (Сахарова), и только сейчас, с публикацией писем к нему архимандрита Пимена (Хмелевского), история мощевика становится вполне ясной. Архивариус Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Сильвестр (Кучеренко) сообщил автору, что в связи с работами по укреплению фундамента Успенского собора примерно в 2005/2006 годах этот мощевик был перенесен из крипты в лаврский храм Явления Божией Матери преподобному Сергию (Михеевский). Ремонт этот шел с перерывами, и потому возврат мощевика откладывался - в настоящее время службы в крипте совершаются, но планируются еще некоторые работы. Сейчас же мощевик святителя Афанасия находится в Трапезном храме Лавры, куда был перенесен около двух лет назад также из-за ремонта, но уже в Михеевской церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

В.В. Каширина Учение святителя Феофана Затворника о душе мира как традиция библейско-святоотеческого богословия Петр (Алексенко), иеродиакон, кандидат богословия, насельник Климовского Покровского мужского монастыря Клинцовской и Трубчевской епархии Брянской митрополии Ближайшим поводом к написанию данной статьи стал тот факт, что в исследовательской литературе о свт. Феофане Затворнике (1815–1894) присутствует некое недоумение и неловкость при оценке его учения о так называемой душе мира. В изложении этого учения исследователями очевидна некоторая неуверенность в его традиционности для православного богословия. Так, архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской) на основании терминологического сходства видит истоки учения Феофана Затворника о душе мира в языческой философии древних, в частности Платона: «Мнение епископа Феофана о душе мира во многом напоминает учение древнего греческого философа Платона о существовании мировой души, являющейся основной движущей силой мира. Заимствования некоторых положений своей теории из учения древних философов епископ Феофан не только не отрицает, но и сам ссылается на имена прославленных мыслителей древности» 464 , под которыми владыка Пимен подразумевает упомянутых святителем Г.Г. Шуберта (1780–1860) и Г.В. Лейбница (1646–1716). Действительно, при изложении своих идей о душе мира свт. Феофан делает следующие ссылки: «Невещественные силы душевного свойства, с инстинктом производить то и то, по норме в них вложенной Богом, сопровождаемым некиим темным чутьем. Это Лейбницевы монады» 465 : «Помню, на это нам в академии уроки читал Авсенев – сначала Петр Семенович, а потом архим. Феофан. Скончался в Риме. Помнится мне, что у Шуберта geschichte des seele – история души – подробно раскрываются сии положения» 466 . Подобно и прот. Г. Флоровский принял упоминания этих мыслителей свт. Феофаном за указание на первоисточники излагаемого учения, поэтому патролог выводит его из философии эпохи романтизма: «Отеческую аскетику Феофан сочетает с романтической психологией и натурфилософией.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Нашим читателям предоставляется уникальная возможность — взглянуть на Владыку Пимена (Хмелевского) глазами Уполномоченного Совета по делам религий. Вот уж поистине — «нам не дано предугадать…»: кто бы мог подумать, что подробные отчеты об «антигосударственной» деятельности саратовского архиепископа, которые исполнительные уполномоченные исправно строчили в Москву двадцать, тридцать, сорок лет назад, станут еще одним свидетельством во славу его архипастырской деятельности! Вчитайтесь в строки этих документов (мы даем их в сокращении, но без изменений стиля, лексики и орфографии). Их писали те, в чью обязанность вменялось способствовать «изживанию религиозных пережитков» и сокращению числа религиозных организаций. Они отправляли «наверх» компромат на Владыку. А оставили в истории похвалу деятельности того, кто без уныния и усталости вел вверенный ему церковный корабль в бурном и грязном море советской безбожной действительности. Зорко следили уполномоченные за каждым шагом Владыки Пимена, точнейшим образом записывали его проповеди, тщательно суммировали статистические данные. Под надзором их недремлющего и враждебного ока — все священнослужители епархии. «Пимен весьма энергичный, активный проповедник религии. В целях поднятия активности церковной деятельности создал епархиальный совет, назначил благочинных округов, чего ранее не было. Перед выходом на кафедру в большие праздники старательно репетирует порядок, стройность службы. От священников требует четкости в проведении служб и ритуалов, а также внешней опрятности. Все это создает видимое благолепие, пышность служб и привлекает массы верующих на архиерейские службы. Почти на каждой службе произносит проповедь. В 1966 году в 12 церквах области священнослужителями произнесено 860 проповедей. 27 марта 1966 года епископ Пимен в Саратовском кафедральном соборе рассказывал верующим о деятельности экзархов и миссий русской православной церкви за границей. В заключение он сказал: “Всюду за границей, где имеется наша православная церковь, она молится за нашу Родину, за наш народ и духовно питает, сплачивает живущих там русских православных христиан”. Этот рассказ Пимена верующие слушали с особым вниманием, тем более, что он говорил и о своем пребывании за границей.

http://pravoslavie.ru/37146.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010