Он не только рассказывал о богословии, но и спрашивал каждого студента: откуда он, как у них там жизнь. У нас было заведено, что у каждого студента был свой шкаф, где мы хранили свои книги, свои учебники, конспекты. Однажды он подошел и говорит: «А чей это шкаф?». Я говорю - мой. «Так у вас есть переписка Сталина с президентом Америки и премьер-министром Англии? Вы читали?» - «Да». - «И у меня есть. Ну как?» - «Теперь я по-настоящему знаю, как развивалась война, какая помощь была со стороны наших сателлитов». Еще задавал вопросы: «Вот из вас кто знаком с оперным искусством?». Все молчат. «Вы не скажете, какая опера была самая распространенная в Европе?» Я говорю - «Кармен». Он улыбается: «О, одессит, у вас же театр - потому и знаешь. А кто автор?» Я говорю - Бизе. «Надо же! Не только богословием - и этим занимаетесь!» Мы с ним часто на светские темы беседовали. Я ходил в художественный кружок, которым руководила Марья Николаевна Соколова (потом узнал, что она монахиня Иулиания). Я был старостой кружка и много внимания уделял живописи. После 3-го курса сделал выставку. Пришел Патриарх Алексий II. Сопровождали его личный секретарь Даниил Андреевич Остапов и крестник Патриарха отец Алексий Остапов. Владыка Пимен, тогда еще архимандрит, сопровождал Патриарха и стал сильно критиковать мои работы. А Патриарх говорит: «Отец архимандрит, а вы можете так сделать?» Тот отвечает: «Нет». - «А тогда почему критикуете? Прекрасные работы!» Отец Пимен любил покритиковать - и проповеди, и сочинения... - После окончания Академии Вы общались с ним? - По окончании Академии меня направили на приход в Борисоглебск. И через некоторое время я узнаю, что на Саратовскую кафедру епископом назначен Пимен (Хмелевской). Я написал письмо, он ответил. Потом мы крестили дочь, он был кумом у меня, крестным моей дочки. Владыка Пимен часто заезжал ко мне, когда направлялся на юг; много раз ночевал у меня, к себе приглашал много раз. Звал к себе в епархию, хотел назначить настоятелем Духосошественского собора.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Много важных сведений о служении иеромонаха Никодима сообщает в опубликованных в прошлом году дневниках начальник РДМ архимандрит Пимен (Хмелевской). Так, он восхищался подвигом поста, который нес 26-летний иеромонах на первой неделе Великого поста 1956 г.: «Отец Никодим совсем ничего не ест с воскресенья вечера до вторника (до обеда). Вот это — подвижник!» . Архимандрит Пимен сообщал обо всех многочисленных богослужениях, поездках и прочих многочисленных трудах иеромонаха Никодима на Святой Земле. Помимо этого иеромонах Никодим составлял квартальные отчеты для отправки в Патриархию, что отнимало у него много сил: «23.IV. Понедельник. С утра отец Никодим печатает, закрывшись в спальне, чтоб ему никто не мешал» . В Святой Земле отец Никодим увлекся фотографией: «После обеда ходил с отцом Никодимом фотографировать цветущий за собором кактус (агаву) возле дома, где живут старушки-паломницы. Когда подсчитали наши расходы на Троицу, оказалось, что много денег ушло на фотографии. Б.Г. Корш принес сегодня отцу Никодиму фотоаппарат, и он теперь будет сам снимать» . В книге, содержащей цитируемые дневники, помещены уникальные цветные фотографии отца Никодима в годы пребывания в Святой Земле. Во время отъездов архимандрита Пимена, все дела по управлению РДМ ложились на плечи отца Никодима, который получал множество поручений от своего начальника: «Отцу Никодиму я составил памятную записку из 46 пунктов о том, что надо сделать в мое отсутствие» . 29 января 1957 г. иеромонах Никодим вылетел в Москву , а вернулся только 11 апреля того же года. 31 марта 1957 года он был возведен митрополитом Николаем (Ярушевичем) в сан игумена. Архимандрит Пимен сообщает о проблемах с сердцем, которые уже в тот период регулярно беспокоили отца Никодима, так 9 июня 1957 г. в дневнике записано: «Я служил в Иерусалиме, а отец Никодим — в Яффе (у него было плохо с сердцем во время чтения молитв)» . Поскольку состояние здоровья отца Никодима в 1955 г., согласно его записи в анкете, помещенной в личном деле, оценивалось как нормальное, можно предположить, что сердце владыка Никодим надорвал в Святой Земле, по причине колоссального напряжения сил и неподходящего для него климата.

http://bogoslov.ru/article/485916

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Я молюсь за вас, и дальше буду молиться...» Протоиерей Стефан Домусчи   00:49 27.04.2011 297 Время на чтение 6 минут В годы, когда евангельская проповедь была под запретом, честность, искренность, доброта и образованность саратовского архипастыря - архиепископа Пимена (Хмелевского) для многих стали олицетворением истинного служения Богу. Своими воспоминаниями о нем с читателями поделился клирик Воронежской епархии протоиерей Стефан Домусчи. Отец Стефан много лет знал владыку Пимена. Он помнит его по Московской Духовной Академии, где владыка Пимен, бывший тогда архимандритом, преподавал; помнит его и после Академии... - Отец Стефан, как Вы познакомились с владыкой Пименом? - В 1957 году я окончил Одесскую духовную семинарию и поступил в Московскую Духовную Академию. В это время вернулся из Палестины наместник Русской Духовной Миссии архимандрит Пимен (Хмелевской), он у нас преподавал. Это был всесторонне развитый человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Чтобы поступить, нужна была рекомендация священника. Информация об этом, конечно, сразу же поступала к местному уполномоченному по делам религии. Поэтому написание такого документа приносило батюшкам проблемы и неприятности. - Их вызывали, и начиналось: «Почему дали рекомендацию? У нас по всей стране стройки идут комсомольские. Туда молодежь ехать должна, а вы что делаете?» - объясняет собеседник.- Так что мне в Казанском соборе Волгограда сообщили, что никто рекомендацию не даст. И вот тогда владыка Пимен (архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской).- Авт. ) пишет такой документ за своей подписью: «По рекомендации волгоградского священства благословляю поступать...» Вызвал бы уполномоченный батюшек - те бы сказали: «Так владыка же благословил!» А спросили бы владыку - ну а кого вызывать-то, какое священство? Вот с таким документом я и поехал. Дисциплинированный абитуриент подал документы в приемную комиссию заранее. Сдал - и пошел в храм. А там священник, как узнал об этом, даже руками замахал на провинциала: «Что ты! Забирай документы немедленно!» - И вот этот батюшка мне стал объяснять: сведения об абитуриентах идут сразу же по месту жительства, и оттуда их начинают через военкоматы - кого в армию, кого (кто, как я, отслужил уже) на сборы военные вызывать,- вспоминает отец Александр.- Говорит он мне: «Ты поди, документы забери. Поезжай в Волгоград, снимись с военного учета, а сюда приезжай перед самым поступлением - тогда они не успеют ничего сделать». Я так и сделал. Меньше, чем за неделю приехал. И никакой военкомат меня не нашел. Почему инокиня Пелагия на выборы ходила Очень хотелось мне узнать, как в разгар советских времен молодой волгоградский заводчанин пришел к решению ехать в Лавру и поступать в семинарию - ведь для тех лет это было очень решительным поворотом в судьбе. - Да нет, для меня это никаким «поворотом» не было, ведь я родился и вырос в очень религиозной среде,- говорит собеседник, и его рассказ мне, городской школьнице из среднестатистической советской семьи, открывает какое-то совсем незнакомое, даже краешком глаза не виденное, прошлое.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

  Очень интересно выполнена часть экспозиции, посвященная архиепископу Пимену (Хмелевскому). Он дольше всех архиереев возглавлял саратовскую кафедру – почти три десятилетия.В музее воссоздан интерьер его кабинета:  письменный стол, фотографии, книги, часть огромной фонотеки (владыка Пимен был большим знатоком музыки) и радиоприемник. Ольга Васильевна рассказывает, что последний вызывает у юных посетителей музея неизменный интерес. Привыкшие к современным гаджетам и МП3-плеерам, школьники недоумевают: «А как работает эта штука?». В своем домовом храме на улице Первомайской владыка Пимен тайно венчал своих друзей – Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую. Сохранился аналой, у которого было совершено Таинство. Есть в музее и экспонаты, рассказывающие о служении других архиереев. Новейший период представлен в фотографиях и документах, он рассказывает о деятельности владыки Лонгина и жизни митрополии сегодня. Особое место в собрании музея занимают святыни – иконы и богослужебные предметы: старинные кресты, потиры, антиминсы. И в этом главное отличие церковного музея от государственного учреждения культуры: его экспонаты продолжают участвовать в богослужениях и на время могут покидать выставочное пространство. Есть у музея и еще одно назначение – быть учебной аудиторией семинарии. Музей в семинарии создавался не просто как хранилище редкостей. Здесь будущие пастыри изучают историю Саратовской митрополии и сами проводят экскурсии для посетителей. К слову, экскурсии для школьников, учащихся средних специальных и высших учебных заведений, взрослых, паломнических и туристических групп в музее проводятся на безвозмездной основе по предварительным заявкам. С распорядком работы музея можно ознакомиться  на сайте  Саратовской епархии или позвонив по телефону 8 (8452) 90-00-92. Музей открыт для сотрудничества и с благодарностью примет документы, фотографии, церковную утварь, личные вещи священнослужителей – все, что может рассказать о церковной жизни, быте духовенства и мирян и дополнить существующую экспозицию.

http://pravmir.ru/kogda-istoriya-ozhivae...

Перед нами не просто пример антипастырской деятельности священника Павла Островского. Перед нами огромная церковная проблема. Ведь о. Павел действует не в сельской глубинке, где отсутствует интернет или еле теплится внешняя связь с большим миром. Перед нами столичный блогер (куда уж информационно шире!), популярный, овладевший всеми премудростями своего жанра, при этом постоянно экспериментирующий в области нравственных отклонений. Священник Павел Островский погружается в негативную среду, где происходит отравление души современного человека. И становится своим среди гомосексуалистов и игроманов... И вдобавок сам погружает подростков в ту среду, от которой многие далеки. Говорить всё то, что было описано выше в статье, он не считает зазорным и рекламирует такую «миссию» среди пастырей. При этом, возможно, на фоне высокого медийного статуса о. Павла у его потенциальных критиков могут возникать опасения быть обвиненными в отсталости, несовременности, косности, тем более, что такое обвинение сразу многогласно зазвучит, учитывая медиаресурсы такой публичной персоны. Проблема, связанная с деятельностью «отдельных» медийных священников и дьяконов, заключается в том, что они из-за своей медийной власти перестают быть «отдельными», а становятся по сути огромной массой, воздействующей на умы всего российского общества. Необходим механизм, быстро и эффективно нейтрализующий подобную деятельность. Опошливание православной культуры – противоположный путь тому, о чём свидетельствовали и словами, и всем своим жизненным опытом многие несвятые святые наших дней . Люди отнюдь не скучные и способные пробудить огонь веры в молодых сердцах, с которых нам всем важно брать пример. Однажды митрополит Питирим (Нечаев) с двумя товарищами – будущим наместником Троице-Сергиевой лавры иеромонахом Пименом (Хмелевским) и будущим протоиереем Алексием Остаповым – отправился в Академию художеств на выставку подлинников-портретов для так и не написанного Павлом Кориным грандиозного полотна «Русь уходящая». Будущий митрополит Питирим был в рясе, иеромонах Пимен – с крестом. «Вон, “Уходящая Русь” ходит!» – слышалось за спиной. Когда, ознакомившись с выставкой, они спустились в гардероб, вдогонку им раздались слова: «“Уходящая Русь” совсем ушла!» И тут отец Пимен развернулся и произнес: «А мы еще вернемся!»

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

«Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся в Москве остатки духовенства, аристократических фамилий, купечества и т.д. Так, например, среди натурщиков Корина имеется человек, окончивший два высших учебных заведения и в 1932 году постригшийся в монахи. Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов и положений, протодьяконы, юродивые и прочие подонки... Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха... Прошу Вашего указания по этому вопросу». Упокой, Господи, душу раба Твоего Павла во Царствии Твоем, и за мужественное сердце его даруй ему удел среди тех героев веры, живописные иконы коих, открывающие тайны Промысла Твоего, он создал в ободрение сердец и в воскрешение веры! Быть может, забегая вперед в своих воспоминаниях о Патриархе Пимене и о его сподвижниках, мне хотелось бы с особой молитвенной теплотой помянуть Высокопреосвященного Питирима (Нечаева), митрополита Волоколамского и Юрьевского, молитва об упокоении и вечная память коего не покидают моего сердца. Известный своей наблюдательностью и высоким даром осмысления времени — не только своей современности, но и многих предшествовавших веков, — владыка Питирим в своей одноименной книге «Русь уходящая» описал случай, произошедший в 1954 году. Напомню, что к тому времени самой картины еще не было, автор создал окончательный эскиз лишь пять лет спустя. «В Академии художеств была выставка Корина. Были выставлены подлинники его полотен " Русь уходящая " . Патриарх сказал: " Сейчас много народу, так что вы сходите, посмотрите, а потом, когда закроется, я тоже схожу. А пока вы мне все расскажете " . Он, действительно, очень хотел посмотреть. И мы пошли. Леня Остапов был еще в мирском, я — в рясе, а у Пимена (архимандрит Пимен (Хмелевский) — М.Ф.) был уже крест. Ходим мы, смотрим, а за нами — целый хвост народу: " Вон, «Уходящая Русь» ходит! " — слышится за спиной. Потом мы спускаемся по лестнице: " Ну, «Уходящая Русь» уходит! " Мы надеваем рясы в гардеробе, а там с балкона смотрят: " «Уходящая Русь» совсем ушла! " Тут Пимен поднимает голову и громко говорит: " А мы еще вернемся! " ».

http://patriarchia.ru/db/text/1227641.ht...

В дневниках начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1955–1957 гг. архимандрита (впоследствии архиепископа) Пимена (Хмелевского) есть указания на описание и приведение в порядок библиотеки РДМ. 873 Собственно об архиве РДМ архимандрит Пимен не упоминает, ясно только, что в его время и архив, и библиотека находились еще в здании РДМ в Иерусалиме. В 1958–1959 гг. в архиве работал архимандрит (впоследствии митрополит) Никодим. На листах многих документов сохранились на полях и в самом тексте пометы красным и простым карандашом, сделанные исследователем и размечающие, как правило, цитаты, выбранные им для перепечатки и использованные в работе. Некоторых документов, указанных и использованных в книге архимандрита Киприана (1934), нам, к сожалению, обнаружить в архиве не удалось. Последнее замечание относится и к ряду документов, на которые ссылается архимандрит Никодим (1959). Особенностью АРДМ является специфическая для архивных учреждений Московской Патриархии труднодоступность: со времен упомянутых архимандритов Киприана и Никодима никто из исследователей, за единственным, кажется, исключением греческого историка К.К. Папулидиса, до 2008 г. не имел возможности работать в архиве. Между тем ценность сохранившихся в архиве источников чрезвычайна, нами выявлено и подготовлено к публикации более сотни неизвестных документов, позволяющих по-новому осветить различные стороны жизни и деятельности русской православной колонии в Иерусалиме. В декабре 2008 г. был подписан окончательный документ о возвращении России самого крупного объекта недвижимости в Святой Земле – Сергиевского подворья в Иерусалиме. Было известно, что в помещениях подворья сохранился архив и библиотека Управления подворьями ИППО 874 в Палестине. В марте 2009 г. автор настоящих строк подписал акт приемки и принял участие в разборе и первоначальной описи сохранившейся части архива и библиотеки. Архив довольно плохо сохранился, но данные, содержащиеся в инвентарных и продовольственных книгах иерусалимских подворий, в копировальных книгах внутренней переписки Конторы ИППО, РДМ и консульства, могут многое сказать исследователю. Таких документов нигде больше не отложилось. Эта сторона – уникальная часть архива Сергиевского подворья, и касается она не только самого Сергиевского, но и жизни, хозяйственной и функциональной деятельности всех подворий в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти фотографии — полная противоположность семейному альбому и краеведческому музею. За двадцать, сорок и даже восемьдесят лет внешность человека из монастыря почти не изменилась. Это те же самые люди. Я легко могу представить, как вот этот студент с коллективного фото 1956 года сходит, как в советских мультиках, с бумаги в реальную жизнь и тут же смешивается с толпой сегодняшних учащихся, идет вместе с ними по каким-то общим делам. А вон тот черно-белый архимандрит — вдруг становится цветным и моментально вписывается в сегодняшнюю современность. Можно, конечно, попробовать списать этот эффект на то, что граждане из фотоальбома одеты по устаревшему фасону, а монашеское облачение не меняется веками. Увы — не получается. Людей в светских пиджаках на этих стенах тоже хватает, но и у них лица внятные, понятные. Вот, например, стоит в пиджаке черно-белый Виктор Степанович Комаров, регент хора Богоявленского собора в Елохове. А вон идет по коридору разноцветный профессор Духовной академии Константин Ефимович Скурат. Что мешает им прямо сейчас пойти по этому коридору вместе, моментально найти общую тему для разговора и сходу наметить несколько совместных важных дел? Ничто не мешает. Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Хмелевский) и архимандрит Питирим — инспектор Московской духовной академии и семинарии (МДАиС) с братией лавры      Неужели все-таки форма так зависит от содержания? Неужели наши лица по крупицам запоминают все нами увиденное, услышанное, съеденное, выпитое, сказанное, сделанное и даже подуманное? Неужели лицо человека — это та мозоль, которую он натирает о все то временное, что пролетает мимо, моментально забывается и даже потомкам не будет понятно. И только лица по-настоящему верующих людей не меняются веками. Их глаза почти не интересуются вечно бегущей строкой сегодняшнего дня. Их сознание в минимальной степени сопряжено с неизлечимым бешенством мира сего. И это не может не отражаться на выражении глаз, линии губ, форме морщин. Интересно, что скажут правнуки про мою собственную рожу? Как мы объясним им выражение наших сегодняшних лиц? Какой-нибудь будущий Соколов-Митрич будет вглядываться в них и писать: «Ну, откуда на этих старинных фотографиях десятых годов двадцать первого века столько одутловатой усталости и равнодушия? Я не знаю, чем занимались все эти люди в свободное от селфи время, но выражение их лиц мне решительно ни о чем не говорит! И вообще — почему они, как минимум, в полтора раза шире, чем наши?! Эй, предки! Вы меня слышите? Чего это вы там делаете, а?»

http://pravoslavie.ru/71011.html

Самородок нашего времени Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 27 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 Архимандрит Матфей (Мормыль), — † 15.9.2009) Архимандрит Матфей на заседании Богослужебной комиссии В утренней предрассветной мгле 15 сентября 2009 года двенадцать ударов лаврского колокола печально возвестили о кончине насельника Троице-Сергиевой обители, знаменитого регента архимандрита Матфея, заслуженного профессора Московской Духовной академии. Он отошёл ко Господу на 72-м году жизни после продолжительной болезни. Архимандрит Матфей, в миру Лев Васильевич Мормыль, родился 5 марта 1938 года в станице Архонской в Северной Осетии в семье крестьян. Крещён был 15 апреля 1938 г. в православном Ильинском храме города Орджоникидзе. В сентябре 1945 года поступил в среднюю школу в станице Архонской, которую окончил в 1955 году с оценками “хорошо” и “отлично”. С 20 июля 1955 года по 25 июля 1956 года он был псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме станицы Архонской Ставропольской епархии. Начало духовному образованию архимандрита Матфея было положено в Ставропольской Духовной семинарии, в которую он поступил в 1956 году сразу во второй класс. Окончил он Семинарию по первому разряду, в его характеристике говорится: “Хо­роший нравственный юноша. Старательный. Способный. Был регентом семинарского хора”. По окончании Семинарии он короткое время был псаломщиком в Никольском храме города Ессентуки и в том же 1959 году поступил в Московскую Духовную академию. 11 сентября 1961 года студент III курса Академии Лев Мормыль подал прошение ректору Академии протоиерею Константину Ружицкому, испрашивая благословение перейти “в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, оставаясь в то же время студентом родной нашей Академии”. Он поступил в Лавру вместе с Сергеем Лозинским 1 . Монашеский постриг студента Л. Мормыля совершил 19 декабря 1962 года наместник Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский), назвав его во имя апостола Матфея (†60; пам. 16 нояб.). Отец Матфей особо чтил своего небесного покровителя и всегда в день памяти апостола Матфея торжественно совершал Всенощное бдение и Божественную литургию, а на клиросе пел хор, мастерством которого он жил.

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010