Разделы портала «Азбука веры» ( 9  голосов:  3.8 из  5) Действующие лица Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса. Константин Гаврилович Треплев, ее сын, молодой человек. Петр Николаевич Сорин, ее брат. Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатого помещика. Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина. Полина Андреевна, его жена. Маша, его дочь. Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист. Евгений Сергеевич Дорн, врач. Семен Семенович Медведенко, учитель. Яков, работник. Повар. Горничная. Действие происходит в усадьбе Сорина. — Между третьим и четвертым действием проходит два года. Действие первое Часть парка в имении Сорина. Широкая аллея, ведущая по направлению от зрителей в глубину парка к озеру, загорожена эстрадой, наскоро сколоченной для домашнего спектакля, так что озера совсем не видно. Налево и направо у эстрады кустарник. Несколько стульев, столик. Только что зашло солнце. На эстраде за опущенным занавесом Яков и другие работники; слышатся кашель и стук. Маша и Медведенко идут слева, возвращаясь с прогулки. Медведенко. Отчего вы всегда ходите в черном? Маша. Это траур по моей жизни. Я несчастна. Медведенко. Отчего? (В раздумье.) Не понимаю… Вы здоровы, отец у вас хотя и небогатый, но с достатком. Мне живется гораздо тяжелее, чем вам. Я получаю всего двадцать три рубля в месяц, да еще вычитают с меня в эмеритуру, а все же я не ношу траура. Садятся. Маша. Дело не в деньгах. И бедняк может быть счастлив. Медведенко. Это в теории, а на практике выходит так: я, да мать, да две сестры и братишка, а жалованья всего двадцать три рубля. Ведь есть и пить надо? Чаю и сахару надо? Табаку надо? Вот тут и вертись. Маша (оглядываясь на эстраду). Скоро начнется спектакль. Медведенко. Да. Играть будет Заречная, а пьеса сочинения Константина Гавриловича. Они влюблены друг в друга, и сегодня их души сольются в стремлении дать один и тот же художественный образ. А у моей души и у вашей нет общих точек соприкосновения. Я люблю вас, не могу от тоски сидеть дома, каждый день хожу пешком шесть верст сюда да шесть обратно и встречаю один лишь индифферентизм с вашей стороны. Это понятно. Я без средств, семья у меня большая… Какая охота идти за человека, которому самому есть нечего?

http://azbyka.ru/fiction/chajka-chehov/

На шестой год её вдовства, после ужасной смерти Савелия Никитича (он сгорел в 1888 году при одном нашумевшем в то время столкновении поездов), Петр Петрович возобновил свое искательство, и опять Марфа Гавриловна ему отказала. С тех пор Худолеев запил и стал буянить, сводя счеты со всем светом, виноватым, как он был уверен, в его нынешних неурядицах. Юсупка был сыном дворника Гимазетдина с тиверзинского двора. Тиверзин покровительствовал мальчику в мастерских. Это подогревало в Худолееве неприязнь к нему. — Как ты напилок держишь, азиат, — орал Худолеев, таская Юсупку за волосы и костыляя по шее. — Нешто так отливку обдирают? Я тебе спрашиваю, будешь ты мне работу поганить, касимовская невеста, алла мулла косые глаза? — Ай не буду, дяинька, ай не буду, не буду, ай больно! — Тыщу раз ему сказывали, вперед подведи бабку, а тады завинчивай упор, а он знай свое, знай свое. Чуть мне шпентель не сломал, сукин сын. — Я шпиндил не трогал, дяинька, ей-Богу, не трогал. — За что ты мальчика тиранишь? — спросил Тиверзин, протиснувшись сквозь толпу. — Свои собаки грызутся, чужая не подходи, — отрезал Худолеев. — Я тебя спрашиваю, за что ты мальчика тиранишь? — А я тебе говорю, проходи с Богом, социал-командир. Его убить мало, сволочь этакую, чуть мне шпентель не сломал. Пущай мне руки целует, что жив остался, косой черт, — уши я ему только надрал да за волосы поучил. — А что же, по-твоему, ему за это надо голову оторвать, дядя Худолей? Постыдился бы право. Старый мастер, дожил до седых волос, а не нажил ума. — Проходи, проходи, говорю, покуда цел. Дух из тебя я вышибу учить меня, собачье гузно! Тебя на шпалах делали, севрюжья кровь, у отца под самым носом. Мать твою, мокрохвостку, я во как знаю, кошку драную, трепаный подол! Все происшедшее дальше заняло не больше минуты. Оба схватили первое, что подвернулось под руку на подставках станков, на которых валялись тяжелые инструменты и куски железа, и убили бы друг друга, если бы народ в ту же минуту не бросился кучею их разнимать. Худолеев и Тиверзин стояли, нагнув головы и почти касаясь друг друга лбами, бледные с налившимися кровью глазами. От волнения они не могли выговорить ни слова. Их крепко держали, ухвативши сзади за руки. Минутами, собравшись с силой, они начинали вырываться, извиваясь всем телом и волоча за собой висевших на них товарищей. Крючки и пуговицы у них на одёже пообрывались, куртки и рубахи сползли с оголившихся плеч. Нестройный гам вокруг них не умолкал.

http://azbyka.ru/fiction/doktor-zhivago-...

Станичные грамотеи молчаливо спорили о том, имеет ли право на официальное существование уличное прозвище, осмысленное, точное, подчас озорное, или его место только в устной сфере, за стенами ризницы. И здесь же можно увидеть, как под корявым пером пономарей исчезали красноречивые старинные «прозвании, заменяясь однообразными беззначными полуотчествами. Документальные записи XVIII в. позволяют судить о некоторых специфических чертах развития донской ономастики, нашедших позднее свое выражение в сложившейся системе фамильной номенклатуры. В метрических книгах разных станиц внимание исследователя привлекает неоднородность записей, причиной которой мог быть только субъективный подход регистраторов (станичных попов и пономарей) к исполняемому делу. Все записи о рождениях, свадьбах и смертях распадаются на два вида: в одних прихожане обозначались именем, полуотчеством и фамилией: Трофим Федоров сын Карпов, Герасим Семенов сын Литахин, Леонтий Иванов сын Агнищев, Иван Никифоров сын Чеботарев, Яков Григорьев сын Мерзлякин и т. п. Подавляющее большинство таких трехчленных наименований в качестве третьего компонента – родового прозвания имеет мирское прозвищное отчество: Козлов, Сухов, Шкуркин, Слепов, Бешенов, Братчиков, Слабоедов, Мандрыкин и т. п. Записи второго вида представляют собой двухчленные наименования, состоящие из личных имен и полуотчеств: Иван Деметьев, Гаврила Федоров, Петр Устин, Павел Михайлов и т. п. Записи целого ряда станичных церквей совершенно игнорируют родовые прозвания, их авторы, по-видимому, полагали, что наследственные прозвища типа Дереза, Камагор, Маштак, Полбарыша, Цыпленок, Щека относятся только к области устной речи и не достойны документальной регистрации. Вследствие такого близорукого пуризма из 61 записи в книге Архангельской церкви Верхнерыковской станицы только один Герасим Черкесов был обозначен фамильным прозванием, а 60 остальных были зарегистрированы только полуотчествами (Иванов, Фомин, Тихонов и т. п.). Тот же отказ от «уличной» прозвищной антропонимики виден и в книге Пятницкой церкви станицы Маноцкой (Манычской) – один Фаддей Волдырь и 75 Фроловых, Харитоновых и Устиновых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

деревни Шондоровой однадворец Ефим Петров сын Желтухин (50), жена ево Домна Архипова (49), дети их – Михайла (24) , Аксинья (20), Елисавета (15), Прасковья (9), у Михайлы жена Татьяна Ильина (23) и дворовые; однадворец Федор Петров Желтухин (40), жена ево Елена Григорьева (39) и дворовые; прапорщик Иван Петров сын Желтухин (46), жена ево Меланья Артемьева (40), дети их – Ксения (17), Варвара (13) и дворовые; однадворец Федор Яковлев сын Желтухин (49), жена ево Анна Клеменова (46), дети их – Катерина (11), Настасья (8) и дворовые; Иван Сергеев сын Желтухин (39), жена ево Марья Васильева (34), дети их – Матрена (19), Акилина (16), Настасья (14), Самуил (13), Аврам (9), Федосья (3) и дворовые; Аким Иванов сын Желтухин (56), жена ево Татьяна (53), дети их – Афанасей (24), Аксинья (16), Симеон (10), у Афанасья жена Настасья Никифорова (24), дети их – Анна (4), Дарья (2) и дворовые; вдова однадворческая жена Настасья Еремеева (60), дети её – Петр Артемьев (25), жена ево Татьяна Андреева (26), дети их – Васса (6), Анна (4) и дворовые; однадворец Максим Прокофьев сын Ламиносов (49), жена ево Анна Иванова (48), дети их – Федосья (19), Василей (20), Федор (15), Павел (13) и дворовые их люди; однадворец Пракофей Сафонов сын Корташев (50), жена Лукерья Андреева (46), дети их – Фирсан (24), Антон (15), Дарофей (7), у Фирсана жена Наталья Никитина (22), сын их Сергей (1); однадворец Кандратей Нефедьев сын Желтухин (38), жена ево Наталья Федорова (36); однадворец Савелей Максимов сын Чернопятов (31), жена ево Васса Васильева (30); однадворец Савастьян Хоритонов сын Хрусловской (52), жена ево Анна Ермолаева (47), дети их – Ксения (17), Евдакея (15), Раман (9), Антон (6), Наталья (2) и дворовые; той же деревни прапорщика Михайлы Пракофьева сына Ламиносова крестьяне; той же деревни однадворца Ивана Еремеева сына Дьякова крестьяне; деревни Малой Шондоровой однадворцы: Иван Еремеев сын Дьяков (42), жена ево Аксинья Кандратьева (40), дети их – Никита (22), Федор (14), Надежда (10), Иван (8), Сергей (5), Гаврила (1), у Никиты жена Татьяна Федорова (20), сын их Трафим (1) и дворовые;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

В Петербурге состоится обучающий семинар для лидеров молодежных организаций Санкт-Петербург, 3 марта 2006 г . Международное общественное движение Славянский молодежный союз при поддержке Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, Межвузовской ассоциации " Покров " и общества " Знание " Санкт-Петербурга и Ленинградской области проводит 17-19 марта 2006 года Международный обучающий семинар для лидеров молодежных организаций и братств России, Беларуси и Украины, сообщает пресс-служба Межвузовской ассоциации " Покров " . В программе семинара просмотр видеофильма о Международном молодежном фестивале " Небо славян " , обсуждение современного российского законодательства в сфере молодежной политики. Андрей Грунтовский, председатель Общества русского кулачного боя, член Фольклорного союза России представит программы спортивных турниров и фольклорных фестивалей, проводимых Славянским молодежным союзом. Петр Васин, председатель Военно-исторического клуба " Княжеская дружина " представит программы военно-исторических праздников и рыцарских турниров. Будут проведены мастер-классы по приемам самозащиты и по фехтованию на мечах. Вечером состоится встреча с режиссером Валентиной Горкаленко с просмотром и обсуждением док. фильма о творчестве Гаврилина, Шукшина и Рубцова. 18 марта участники семинара окажут помощь в ремонтно-восстановительных работах в помещениях Александро-Невской Лавры. Затем их ожидает организационно-деятельная игра, посвященная подготовке и проведению Международного молодежного фестиваля " Небо славян " в Витебске. Участники семинара ознакомятся с духовно-патриотическим направлением работы Святодуховского центра Александро-Невской Лавры и поучаствуют в вечере для ветеранов и блокадников. Далее молодежным лидерам будет представлена историко-познавательная ролевая игра по книге " Князь Серебряный " , полное проведение которой планируется в летнем молодежном лагере " Государев Федоровский городок " в Царском селе под Санкт-Петербургом. Вечером состоится конференции Санкт-Петербургского отделения Славянского

http://pravoslavie.ru/16494.html

Павловский Михаил Андреевич. 1765 г. из философии – свящ. с. Васильевскаго (Арх. Суз. кон. 1765 г., ИЗ). Палиновский Василий Иван. Поступил 1755 г. 1764 г. из риторики «за непонятностью» исключён и назначен диаконом в Михайлову Сторону, Сузд. окр. (Арх. Суз. кок. 1764 г., 234. Палиновский Фёдор Вас. 1788 г. обучался в философии 1780 г. из богословии – свящ. в Михайлову сторону, Суз. окр. (Арх. Суз. кон 1789 г., 965). Иван Никифор. Поступил в семинарию 1763 г. 1769 г. обучался в философии Парвицкий Иван Семёнович. Поступил в семинарию 1763 г. 1772 г. из философии свящ. в с. Кляземский городок (Арх. Суз. кон. 1772 г. в 1778 г. отсюда был изгнан приходскими людьми, но в 1779 г. возвращён назад (Там же, 1779 г., Парсков Василий Стеф. Поступил 1767 г. 1769 г. обучался в аналогии и вскоре из семинарии вышел. Пашков Михаил, 1778 г. из поэзии уволен для определения к делам Межевой канцелярии (Арх. Суз. кон. 1778 г., Пеликанов Алексей Петрович. 1788 г. обучался в риторике. 1793 г. из богословии – в Московскую медицинскую академию (Арх. Суз. кон, 1793 г., 212). Пеликанов Михаил. 1772 г. взят в семинарию. 1776 г. исключён и пономарём Гавриловской непашенной слободы (Арх. Суз. кон. 1776 Пельский Матвей Филип. Поступил в семинарию 1767 г. 1769 г. обучался в аналогии и вскоре вышел из семинарии. Пенкин Николай. 1771 г. обучался в аналогии. 1774 г. – в бегах. См. выше, стр. 137. Пенков Алексей. 1773 г. дьячком с. Красного (Арх, Суз. кон. 1773 г. Оп., Петровский Василий Вас. Поступил 1770 г. 1774 г. числился в аналогии и состоял в бегах. См. выше, стр. 137. Петровский Иван Семен. Поступил в семинарию 1763 г. 1709 г. обучался в синтаксиме. Петропавлов Иван. 1788 г. обучался в школе грамматики и назначен был к исключению. Петропавлов Матвей. 1788 обучался в школе грамматики. 1792 г. из синтаксимы в с. Сельцо, Суз. окр., пономарём. (Арх. Суз. кон. 1792 г. Оп. 2, 197). Переборовский Игнатий Петр, Поступил в семинарию 1767 г. 1769 г. из грамматики в с. Переборово, Опольской десятины, пономарём (Арх. Суз. кон. 1769 г., 189).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Багратион: Тверд во брани! И тут вперёд вышел князь Багратион: — Мой полк готов, Ваше сиятельство! Суворов расцвёл: — Так ты понял меня, князь Пётр! Господь с тобою. Иди – внезапно, как снег на голову! 24 сентября, 2011 И тут вперёд вышел князь Багратион: — Мой полк готов, Ваше сиятельство! Суворов расцвёл: — Так ты понял меня, князь Пётр! Господь с тобою. Иди – внезапно, как снег на голову! 200 лет назад в этот день, 24 сентября, умер выдающийся российский полководец генерал Петр Иванович Багратион. Он не дожил до изгнания французов из России, но не щадил живота своего, сражаясь против захватчиков. В истории России нечасто командующие армиями получали смертельное ранение на поле боя. Самый заслуженный из них – генерал Багратион. Пришла вспомнить о нём – об одном из главных героев рокового 1812 года. “Нет больше той   любви , как если кто положит душу   за други своя ”, — он помнил эти слова Спасителя. Князь был прирожденным воином и своей храбростью в сражениях заслужил прижизненную славу армейской легенды. Известен броский каламбур Гаврилы Романовича Державина: «Багратион – Бог рати он!»: О, как велик, велик На-поле-он! Он хитр, и быстр, и тверд во брани; Но дрогнул, как к нему простер в бой длани С штыком Бог-рати-он. В списке соратников-учеников Суворова генерал Багратион – фигура необходимая. Он действительно был любимцем стареющего фельдмаршала. Граф Рымникский был расположен к исполнительному храбрецу, умевшему по-суворовски совершать невозможное, доверял ему, то и дело бросал на самые ответственные участки боя. И после смерти Суворова, пожалуй, именно Багратион (а еще – Милорадович и Ермолов) явственнее других напоминал обществу и армии о суворовских повадках, о традициях науки побеждать быстротой и натиском. Это было важно для поддержания высокого боевого духа в армии, постоянно бившейся с сильнейшим противником – с французами. И героический климат, характерный для героев 1812 года, был во многом связан с образом пламенного Багратиона. В феерической кампании 1794 года премьер-майор Багратион с Софийским карабинерским полком подвигами обращает на себя внимание Суворова. Суворов помнил, что в 1778 году под его командованием уже служил один Багратион – князь Иван Вахутович, родственник молодого Петры. С ним Суворов бивал на Кубани повстанцев.

http://pravmir.ru/bagration-tverd-vo-bra...

Вот, к примеру, росписи за 1843 год (конечно, я не буду приводить их полностью): « Крестьяне села Гуменец: Иван Никитин – 68 лет, жена его Варвара Борисова – 68 лет, дети их: Параскева, девка – 41 год, Александр – 38 лет, жена его Настасья Николаева – 38 лет, дети их: Михайло – 16 лет, Клитикия – 15 лет, Иван – 11 лет, Петр – 7 лет, Евлампий – 3 года; Вдова Ольга Никитина – 69 лет, дети ее: Фома Андреев – 44 года, Кондрат – 39 лет, Лазарь (холост) – 19 лет, Фомина жена Параскева Тихонова – 44 года, дети их: Матрона (девка) – 21 год, Ольга – 11 лет, Кондратова жена Агрипена Данилова – 37 лет, дети их: Филипп – 10 лет, Иван – 5 лет». « Крестьяне деревни Ломы: Иван Григорьев – 62 года, жена его Матрона Степанова – 58 лет, дети их: Федор – 24 года, жена его Фекла Григорьева – 22 года, Иоаннова сноха родная – солдатка Марина Михайлова – 26 лет, брат его родной Гаврила Григорьев, холост – 40 лет; Димитрий Саплин, вдов – 56 лет, дочь его Матрена, девица – 29 лет; Андрей Семенов, вдов – 71 год, сын его Евстафий – 47 лет, жена его Неонила Киприанова – 44 года». « Заключение росписей: Крестьян и бобылей – 118, за нерачением не причащались – 42, по охлаждению к религии – 1, за отлучкою – 3, за расколом – 1. Жен их и вдов – 142». В пылу излишней ревности Продолжая размышления об исповедных росписях, благодаря которым, повторюсь, нам известны многие и многие имена людей, некогда населявших окрестную землю и без коих сегодня немыслима никакая архивная работа, никакие розыски по своему семейному древу и по любой генеалогии, я приведу как пример отрицательный – прямой цитатой из «Журнала по секретным делам с 1818 по 1836 гг.» под 230-1-13111 Ярославской духовной консистории – следующую историю: «1830 года майя 5 дня слушали : Репорт Угличской округи с. Никольского, что на Молокше, священника Стефана о признании ему при исповеди дворовым человеком графа Орлова Григорием Тимофеевым в убивстве жены своей. Приказали : Как 11 пунктом прибавления Духовного регламента назначено, чтоб духовники объявляли намерение и нераскаяние исповедующегося законопреступление. Как то воровство или злое умышление на высочайшую власть, которое он грех открывает духовнику, нежелая окончанием (?. – А.Г. ) его токмо утвердитися в злонамерении, а 13-м повелевается духовнику в случае ненадежного (?. – А.Г ) и неудоборазрешительного греха испрашивать от своего архиерея разрешения, не именуя лица кающегося, то репортующего священника в присутствии консистории вразумить (выделено мной. – А.Г. ) и строго подтвердить ему, чтоб впредь поступать согласно означенным правилам, но не противное по сему представлять в копии на благорассмотрение Его Преосвященству».

http://pravoslavie.ru/111286.html

D. В. d. R. und Ruth. Einleit. Chronologie Richterzeit). Это мнение имеет за себя очень солидное основание, так как у евреев действительно был счет по родам, а число 40 имело важное значение. Но не признавая числа 480 верным абсолютно, мы все же не должны игнорировать его, как хронологическое указание. Если еврейское предание употребило это именно число, то, должно полагать, оно имело для того какие-либо действительны причины. 284 Петр Бринч, допуская синхронизм ханаанского и моавитского ига, так распределяет числа от исхода евреев до основания храма: От исхода евреев из Египта до смерти Моисея Отсюда до смерти Иисуса Навина Отсюда до ига Хусарсафема До освобождения Гофониила До ига Еглона До освобождения Аодом До ига мадианитян До освобождения Гедеоном До смерти Гедеона До смерти Авимелеха До смерти волы До начала ига аммонитского и филистимского До второй битвы при Авен-Езере До начала царствования Саула Отсюда до смерти Саула До смерти Давида До основания храма Всего 479 лет. 286 Свидетельство памятника моавитского царя Меша, по-видимому, удлиняет царствование Ахава и Амврия. Меша говорит: «Амврий взял Магедабу и оставался в ней (он и его сын) и сын сына его – 40 лет; и ее возвратил Хамос в мои дни». (Хвольс. Пам. Меши, 15). Складывая года Амврия, Ахава и Охозии, мы получаем только 34 года: таким образом является как бы противоречие между моавитским памятником и Библией . Но то противоречие легко устраняется, если мы вместе с Хвольсоном будем здесь разуметь также четвертого царя израильского Иорама, сына Ахавова, 6-й год царствования которого и будет последним годом владения израильтян Медевой. 287 Это мнение относительно исхода евреев из Египта представляется наиболее вероятным. Раньше фараонов 19 династии он не мог совершиться, так как а) в это время египтяне имели на Синайском полуострове медные рудники, которые им принадлежала до Рамсеса 2-го, и вообще были сильны на Синайском полуострове, так что, если бы исход совершился в это время, то было бы непонято, как евреи могли оставаться столь долгое время безопасно от египтян на Синайском полуострове, и с другой стороны – мадианитяне так спокойно пасти свои стада (Bunsen Aeg.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

«Самое главное — объяснить, почему этот подвиг был, почему и какое отношение это имеет к сегодняшнему дню, к нашей возможности самостоятельно, свободно выбирать путь развития нашей страны, не оглядываясь ни на кого, не делегируя свой суверенитет в обмен на субсидии от Евросоюза, как это сделало большинство европейских стран, в том числе и освобожденных советскими солдатами», — заявил Петр Толстой. Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , говоря о необходимости защиты истории, назвал предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о внесении в преамбулу Конституции упоминание Бога крайне важным и призвал все традиционные религиозные и общественные организации «в ситуации нарастания антирелигиозных чувств в обществе» поддержать предложение Святейшего Патриарха и те усилия, которые сейчас предпринимает рабочая группа по внесению поправок в Конституцию. Митрополит Исидор поблагодарил председателя Комитета-организатора круглого стола Сергея Гаврилова за инициативу обсуждения значимых вопросов. Завершая свое выступление, глава Смоленской митрополии рассказал о творческом проекте, формирующемся силами студенчества региональных вузов совместно с вузами Белоруссии, посвященном созданию туристических и паломнических маршрутов по великим городам России и Белоруссии. Митрополит Исидор выразил уверенность в том, что подобные молодежные проекты объединяют наши страны, поэтому депутаты Государственной Думы «должны обратить внимание на то, чтобы помочь законодательно, в том числе в рамках Союзного государства, закрепить нашу историческую память». На необходимость укрепления нравственных основ общества обратил внимание в своем выступлении ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим . В ходе заседания свои предложения по сохранению исторической памяти высказали также представители научного и экспертного сообщества. Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5590288...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010