Преосвященному Порфирию, в частности, принадлежат монографии «О религиозно-нравственном состоянии афонских обителей во время турецкого владычества над ними» и двухтомная «История Афона» 1513 . Автор руководствуется не только своими впечатлениями, но привлекает дополнительные источники, много цитирует путешественников, посетивших Афон. Он приходит к выводу, что «святогорцы, крепко сохраняя все догматы веры православной, строго соблюдают и устав». Современники оценили как «первый в русской литературе серьезный опыт подробного изучения судьбы Православной Греческой церкви после завоевания Византии турками» на широкой историографической базе 1514 монографию А.П. Лебедева «История Греко-Восточной церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени» (переизд. в 2 т.: СПб., 2004), продолжившую целую серию его историко-церковных византологических исследований 1515 . В этом труде нашли отражение многие особенности русской историографии. Главной задачей своей работы Лебедев полагает описание «исторической жизни Константинопольских патриархов» 1516 . Соответственно, церковной жизни в епархиях в книге уделено немного места, а информация об исихастском возрождении XVIII в. практически отсутствует: автор ограничивается одним предложением о Косме Этолийском и вообще не упоминает движение коливадов. «История Греко-Восточной церкви под властью турок» в том, что касается проблемы исихастского возрождения, явно свидетельствует, «что русская богословская наука, возникшая со времен петровских реформ под влиянием западных гуманитарных наук» в этот период «не вышла еще окончательно на самостоятельный путь. А Запад, с самого начала так называемых исихастических споров в XIV в., отнесся отрицательно к исихазму» 1517 . Иван Иванович Соколов (1865–1939) – историк Церкви и канонического права, известный церковно-политический деятель и член Поместного собора 1917–1918 гг., профессор Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре истории греко-восточной Церкви со времен отпадения Западной церкви от Вселенской, в 1920–1924 гг. – профессор Петроградского Богословского и Историко-лингвистического институтов, а с 1924 г. и вплоть до ареста в 1933 г. – профессор Ленинградского института истории, философии и лингвистики, – оставил «Лекции по истории греко-восточной Церкви», читанные им в академии в 1913/14 учебном году и охватывающие период от Торжества православия в 843 г. до падения Константинополя в 1453 г. 1518 Наиболее подробно Соколов рассматривает отношения светской и церковной властей, духовное просвещение и богословскую науку в Византии 1519 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 июня – Окончание работы над воспоминаниями «За тридцать лет (1884−1914 гг.)». 14 июня, 19 октября – отмечалось 25-летие научно-преподавательской деятельности. 24 июня – Окончание работы над статьей «Ходатай Нового Завета. Экзегетический анализ Евр. 1:1 −5». Июнь – По поручению Св. Синода редактировал новое издание Симфонии на Новый Завет . Июнь – август (Ессентуки, Железноводск) – Работал над брошюрой «Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания» (Пг., 1915). 29 сентября – Избран и 25 октября утвержден указом Св. Синода за 17510 почетным членом КазДА. 12 декабря – Избран почетным членом Петроградского Императорского Археологического института. 15 декабря – Избран пожизненным членом Братства преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся воспитанникам и студентам МДА. Декабрь – Избран пожизненным членом Общества вспомоществования недостаточным студентам КазДА. Опубликовал в газете «Новое время» заметку о состоянии богословской науки в 1913 г.; в «Христианском чтении» – рецензию на книгу T. A. Lacey; в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» – заметку «Православие в освещении англиканского ученого». 1915 3 января – По просьбе члена Государственной думы Е. П. Ковалевского участвовал в работе «Совещания по вопросу о русских научных интересах в Палестине», проходившего под председательством академика Н. П. Кондакова в доме Ковалевского (Екатерининский канал, 14). По словам Глубоковского, «3 января 1915 г. ничего существенного там не было достигнуто, хотя разговаривали и спорили слишком много». 4 января – Выехал в Киев к больному брату Василию Никаноровичу Глубоковскому, который скончался 2 февраля. 28 января – Избран почетным членом Киевского православного религиозно-просветительского общества. Январь – Избран пожизненным членом Богоявленского братства для вспомоществования служащим и студентам КДА. 17 марта – Окончание работы над отзывом о сочинении П. А. Прокошена «Didaskalia Apostolorum и первые шесть книг Апостольских Постановлений: историко-критический этюд из области источников церковного права» (Томск, 1913), представленном на Макариевскую премию Императорской Академии наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Председатель правления О-ва объединённых пегроградских православных приходов профессор Петроградского университета Ю. Л. Новицкий – спокойный, ясный и твёрдый в своих объяснениях и бывш. прис. пов. И. М. Ковшаров, заранее покорившийся своей участи, смело глядевший в лицо своим «судьям» и не скупившийся на полные горького сарказма выпады – таковы остальные две жертвы из тех четырёх, которые были обречены на смерть ради вящего торжества советской власти и укрепления нарождавшейся «Живой церкви»... Мы лишены, по понятным причинам, возможности подробно охарактеризовать здесь остальных подсудимых из числа духовенства и членов правления О-ва православных приходов. Почти все они и поныне пребывают в пределах советской России. Говорить о них откровенно – значило бы подвести, по крайней мере, некоторых из них под удары ГПУ только за положительный о них (с нашей точки зрения) отзыв. Поэтому мы ограничиваемся указанием, что, кроме митрополита, были привлечены к делу: епископ Венедикт, настоятели почти всех главных петроградских соборов, профессора духовной академии, богословского института и университета, студенты и т.д. Остальная (большая) часть подсудимых состояла из людей «разного чина и звания», более или менее случайно захваченных неводом милиции при уличных беспорядках во время изъятий. Тут были женщины, старики и подростки; был какой-то карлик с пронзительным голосом, вносивший комическую ноту в тяжёлые переживания процесса; была фельдшерица, обвинявшаяся в «контрреволюционной» истерике, в которую она впала, находясь в церкви во время нашествия советской комиссии; был даже какой-то перс, чистильщик сапог, магометанин, не понимавший, как оказалось, по-русски и всё же привлечённый за «сопротивление изъятию церковных ценностей», и т.д... Словом, эта часть подсудимых представляла собой обыкновенный, весьма случайный по составу, осколок пёстрой уличной толпы... Очевидно было, что никто и не думал делать сколько-нибудь тщательный отбор подсудимых. Некогда было... Перейдём к прокурорам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1918 году дважды подвергался аресту, выслан из Олонецкой губернии. С 1920 по 1923 год — настоятель Казанского собора и ректор Петроградского богословского института. 30 мая 1922 года арестован и привлечен как один из основных обвиняемых на Петроградском процессе. Приговорен к высшей мере. Расстрел заменен 5 годами лишения свободы; срок отбывал в Петроградской тюрьме, освобожден 30 октября 1923 года. В 1924-1935 годах — настоятель Николо-Богоявленского кафедрального собора Ленинграда; в 1925-1928-м — ректор Высших богословских курсов. 11 июня 1930 года вновь арестован, за «недоказанностью обвинения» освобожден 15 марта 1931 года. В марте 1935 года снова арестован и выслан из Ленинграда в Саратов. Овдовев и потеряв в Ленинградской блокаде троих детей, принял монашеский постриг с именем Григорий; 14 октября 1942 года хиротонисан во епископа Саратовского, 15 октября возведен в сан архиепископа. С 1943 года — поручено временное управление Сталинградской епархией с титулом Саратовского и Сталинградского. С 1944 года — архиепископ Псковский и Порховский, с 1945-го — митрополит Ленинградский и Новгородский. Разработал положения о духовных академиях и семинариях; с 1946 года — председатель Учебного комитета при Священном Синоде. Непосредственный руководитель ЛДА, почетный член МДА. Активно участвовал во внешнецерковной деятельности, возглавлял зарубежные делегации Русской Православной Церкви. Похоронен в крипте Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

«Честь и совесть – превыше всего!» – девиз рода. В русской истории оставили след многие представители этого рода. Иван Федорович Новицкий сражался под Полтавой. Его сын Григорий в 1715 году написал одну из первых книг о Сибири «Сказание о народе остяцком». В 1721 году ее перевели в Германии, а в 1884 году Л.Н. Майков издал ее в «Памятниках древней письменности». Мать Юрия Петровича Пелагея Дмитриевна Новицкая (урожденная Иванова) окончила Фундуклеевскую гимназию в Киеве и там же Педагогические курсы. Содержала в Киеве частный пансион, впоследствии учебное заведение, начальницей которого являлась. 12 лет была действительным членом Свято-Владимирского братства. С 1917 года она работает библиотекарем Российской Книжной палаты. В 1920 году была вольнослушательницей в Петроградском Богословском институте. Первоначально Юрий Петрович учился в Уманской гимназии, однако качество обучения там не устраивало его отца, и он отправил сына в Киев. Так Юрий Петрович оказался в доме профессора-богослова Киевского университета и Духовной академии Ореста Марковича Новицкого . Орест Маркович был неординарным человеком. Он первым исследовал и довольно объективно описал религиозное течение духоборов в среде русского крестьянства и в небольшой брошюре «О духоборцах» (1832 г.) верно предсказал ход дальнейшего развития его. О. М. Новицкий написал также первую на русском языке историю древней философии «Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований» (четыре тома вышли в Киеве в 1860–1862 гг.). Написанное по первоисточникам, это издание до сих пор представляет научный интерес. Орест Маркович Новицкий обладал большой библиотекой светской и религиозной литературы, чтение которой и составило вторую половину гимназического обучения любознательного мальчика. По окончании гимназии он успешно поступил на юридический факультет Киевского Императорского университета св. Владимира. Выбор определился профессией отца, домашними разговорами о правоведении и проблемах судебной реформы, а так же массой прочитанных книг и прежде всего замечательной книгой А.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первый год существования училища прошел в крайне стесненных условиях. Но, несмотря ни на что, оно не только не угасло, но стало тем «зерном горчичным», которое дало начало и Петроградскому Богословскому институту, и другим духовно-учебным заведениям. Учащимся общеобразовательных школ, насильственно лишенным религиозного образования, в 1918/1919 учебном году оставалось лишь чаще посещать приходские храмы – для широкого перехода к внешкольному преподаванию Закона Божия требовалось не только время, но и санкция властей. Даже к рядовым внебогослужебным беседам в храмах власти подчас относились как к «нелегальным сборищам». Начало учебного года, не без влияния все того же «красного террора», в 1918 году задерживалось. В эти тревожные дни «для укрепления в детях и учащейся молодежи веры и поднятия религиозного настроения» Епархиальный Совет одобрил инициативу Братства приходских советов устроить говение школьников накануне 30 (17) сентября. Утверждая это предложение, митрополит Вениамин добавил к нему от себя еще одно важнейшее распоряжение: «1919. Сент.11–24. По ст. 2. Кроме рекомендуемого говения, которое может быть совершено, кроме указанных (едва ли возможно оповестить заблаговременно об этом причты) чисел, и в другие, предложить причтам, чтобы в ближайшее пред началом в учебных заведениях занятий воскресенье во всех храмах совершены были, после поздней литургии, молебны, пред началом учебных занятий, с приглашением на них учащихся, учащих и родителей» 981 . Мысль митрополита предельно ясна: когда власти вытесняют религию из общественной жизни, верные Христу должны еще теснее объединяться вокруг храма и совместно отстаивать полноту своих религиозных интересов, в том числе и в деле религиозного просвещения. Именно так выстояло Православие в XVII веке на землях, подвластных Польской короне. Знакомство с прошлым Западно-русской митрополии и впечатления, полученные будущим Петроградским архипастырем в Холме, где в XVII-XVIII веках существовало одно из самых значительных православных братств, через 20 лет начинали приносить отдачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По мнению Председателя Комитета князя А.А. Ширинского-Шихматова, выполнение этой национально-русской задачи весьма удачно – начатое построение в Бари русских зданий по образцу новгородско-псковских сооружений XV в., с подобающей этому времени внутренней отделкой и обстановкой, должно получить дальнейшее развитие через создание при Барийском Русском доме собрания отечественной художественной старины и книгохранилища с тем, чтобы это последнее, кроме книг богословского религиозно-нравственного и исторического содержания, предназначенных для паломников, заключало бы в себе и наиболее ценные научные издания, отражающие русское художественное прошлое и посвященные научным изысканиям и исследованиям в области христианской археологии, иконографии и древней письменности. Созданные по этому плану названные учреждения, представляя собою богатый по разнообразию источник для ознакомления иностранцев с бытом русского народа как в допетровское, так и в более позднейшее время его развития, явятся также и для приезжающих в Италию, интересующихся вопросами археологии наших соотечественников, крайне полезным справочным пособием и научным подспорьем. Скорое и возможно полное осуществление этой счастливой мысли могло бы принести в недалеком будущем неоценимую услугу России и Италии на почве серьезного вдумчивого изучения и взаимного понимания исторических основ бытия братских отныне народов, а потому Барградский Комитет призывает всех сочувствующих этому национальному русскому делу прийти ему на по мощь. Начало образованию подобного рода собрания древностей и книгохранилища уже положено как со стороны Комитета – отводом весьма обширного и наиболее подходящего для этой цели помещения под храмом в нижнем этаже, так и со стороны некоторых научных учреждений, занимающихся изучением отечественной старины и христианских древностей – присылкою своих научных изданий в соответствии с намеченной выше задачей. Барградский Комитет получил уже такие издания от Императорского Общества Любителей Древней Письменности, Императорского Русского Археологического Общества, Высочайше учрежденного Комитета Попечительства о русской иконописи и Императорского Петроградского Археологического Института. В настоящее время Комитет располагает более чем скромным запасом предметов древне-церковной старины, но надеется, что дальнейшему пополнению как книгохранилища, так, особенно, собрания древностей будут содействовать русские научные общества и комитеты, частные издатели и любители русских древностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

С 1 февраля 1912 служил в церкви Митрофаниевского кладбища. Редактор-издатель богословско-миссионерского журнала «Православный путеводитель» (декабрь 1903–1905 совместно со священником М. П. Чельцовым и К. Н. Плотниковым , с 1906–1907 – совместно с К. Н. Плотниковым). Служил в Ленинграде до 1934, когда ушел за штат. В 1937 был настоятелем Тихвинской церкви с. Романщина Лужского района Ленинградской области. 38, 44, 52, 60 Тураев Борис Александрович ; (24 июля 1868 – 23 июля 1920). Окончил восточный факультет С.-Петербургского университета (1891). С 1896 приват-доцент, с 1904 – экстраординарный, с 1911 – ординарный профессор С.-Петербургского университета. 1898 – магистр («Бог Тот. Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры». Лейпциг, 1898), 1902 – доктор всеобщей истории («Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии». СПб. 1902). С 1913 – член-корреспондент, 1918 – академик Российской Академии наук. С 1912 – хранитель собрания египетских древностей Музея изящных искусств в Москве. Член Предсоборного Совета и Собора 1917–1918 гг. 13 октября 1919 – 13 февраля 1920 – член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии. Памяти Б. А. Тураева было посвящено специальное заседания Совета Петроградского Богословского института в 40-й день по его кончине – 31 августа 1920 (см. об этом: Глубоковский Н. Н. Академик профессор Борис Александрович Тураев , как христианский учитель и ученый.//Воскресное чтение. Варшава. 1929. 11. С. 169–173; 11–а. С. 185–187; 13. С. 198–205). 203, 214, 216, 220, 221, 226, 227, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 240, 242, 249, 250, 281, 392 Тураева Елена Филимоновна, ур. Церетели, в монашестве Иулиания; (8 февраля 1868 – 1948). Родилась в семье юриста. Окончила историко-филологическое отделение Высших Женских (Бестужевских) курсов (1893). 10 октября 1894–1913 – преподавательница истории женской гимназии княгини Оболенской в С.-Петербурге. Преподавательница истории в Женском медицинским институте (1904–1918), 1-м Педагогическом институте (1918–1922), 3-м Педагогическом институте (1919–1925).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

428 Православная Богословская Энциклопедия. Пг., 1900. Т. I. С. 7. (Удивительно, но первые пять томов в качестве места своего издания называют Петроград (!), а не С.-Петербург). 429 Так, главный редактор энциклопедического словаря «Христианство» С. С. Аверинцев в обращении «К читателю» писал, что материалы ПБЭ, равно как «Энциклопедического Словаря» и «Нового Энциклопедического Словаря» фирмы «Брокгауз-Евфрон», «дают, как правило, добротную информацию, в значительной степени сохраняющую ценность и для нашего времени» (См.: Аверинцев С. К читателю. Христианство. М., 1993. Т. I. С. 5). 431 Там же. Л. 3, 4. С учетом того, что бумага была издательская (а не типографская), а тираж журнала и двух (на то время) к нему приложений составлял 4 500 экземпляров (соответственно: 2 500 – ежемесячный тираж «Странника» и по 1 000 экз. Приложения), типография составила смету, где указывалось, сколько будут брать за набор листа, за набор обертки, за чтение первой корректуры, за печать текста, за печать обертки, за авторскую корректуру (если таковая потребуется), за брошюровку, за экспедицию и доставку. (См. там же. Л..5–5-об.). 433 Арапович Б. Предисловие ко второму изданию. Толковая Библия. Второе издание. Стокгольм. Институт перевода Библии, 1987. Кн. 1. [С. 6]. 434 Для сравнения: цена одного тома «Большой энциклопедии. Словаря общедоступных сведений по всем отраслям знания», выходившего в С.-Петербурге в начале XX столетия, составляла 6 р.. а «История человечества» под общей ред. Г. Гельмольта, изданная тогда же (в 9-ти томах), – 54 р. 446 Так, в марте 1911 г., среди прочих книг, императору Николаю II были поднесены IX–XI тома ПБЭ (см. там же). 452 После революции 1917 г. почетный член Киевской, Казанской и Московской духовных академий, Московского иˆПетроградского археологических институтов, действительный член Общества истории и древностей российских при Московском университете, Православного Палестинского общества и т. д., и т. п., – H. H. Глубоковский оказался в затруднительном положении, разрешенном лишь после избрания его профессором Петроградского университета (1918 г.) С 1919 по 1921 гг. он исполнял обязанности архивариуса и редактора в бывшей Синодальной библиотеке. В августе 1921 г. член-корреспондент РАН H. H. Глубоковский получил загранпаспорт и выехал в Финляндию, а через два года (с 1923) стал заведующим кафедрой Св. Писания Нового Завета на богословском факультете Софийского Университета. Наˆэтой должности член-корреспондент Болгарской Академии наук H. H. Глубоковский пробыл вплоть до своей смерти (1937 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  §5. Распорядительным органом Совещания, направляющим его деятельность под руководством епархиального архиерея, является Общее собрание Совещания, состоящее 1) из уполномоченных приходских общин, избираемых из среды членов общин сроком на 2 года и 2) из благочинных членов церквей г[орода] Петрограда и представителя от преподавательской коллегии Богословского института.   §6. Общее собрание уполномоченных созывается не менее 4-х раз в год Правлением совещания и определяет порядок деятельности своей, равно как и деятельности избираемых им из своей среды Правления Совещания, а также ревизионной и других, образуемых по мере надобности, комиссий, особым наказом.   §7. Правление Совещания, состоящее из избираемых Общим собранием на 2 года 20-ти членов и 10-ти к ним кандидатов, является исполнительным органом Совещания, действующим, согласно наказу, данному ему Собранием, и представляющим последнему отчет о своей деятельности .       6   1920 г. – Из Дневника протоиерея Н. К. Чукова       18 февраля/2 марта 1920 г. В 3 часа на Троицком подворье было собрание представителей духовенства «разных направлений» для уяснения вопроса, могут ли они объединиться для общецерковной работы в качестве ядра, которое бы потом могло расшевелить и других спящих отцов. Были: о. А. Введенский, о. Л. Егоров, о. И. Заборовский, о. Н. Ладыгин, о. Д. Кратиров, о. Н. Рудинский, о. Н. Чепурин, Ю. П. Новицкий, А. С. Николаев и я. Не пришли: о. В. Акимов, о. Н. Платонов и о. Н. Ярушевич.   После разных разговоров и пессимистических («лебедь, рак да щука», не могут дружно работать – о. Егоров), и безнадежных («духовенство Петроградское не может работать совсем» – о. Заборовский), сошлись в конце концов на том, что у нас есть одно общее, что всегда объединяет – любовь ко Христу (о. Введенский), во имя которой и надо работать. Как сплотиться? М[ожет] б[ыть], на уставе Братства ревнителей, взяв минимум (о. Введенский), может быть, слившись самим в ядро, постепенно привлекать других – духовных и светских, живых и деятельных, и т[аким] о[бразом] составить группу, которая и взяла бы работу Общеприходского совещания. Решили собираться по вторникам, в 3 ч[аса]. В следующий раз о. Н. В. Чепурин доложит дальнейшую программу работ группы и о проповедничестве. В общем, получилось впечатление хорошее, бодрящее.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010