Конечно, и теперь найдутся юноши, желающие бескорыстно и самоотверженно послужить Церкви, но их одних недостаточно будет для обслуживания многочисленных церковных нужд. Ясно, что эти молодые силы должны быть восполнены другими – более опытными и зрелыми. На каких же началах лучше всего организовать богословское образование в Петрограде? Исходя из факта отделения государства от Церкви, с лишением ее просветительских учреждений всякой поддержки со стороны светской власти, наиболее целесообразным, по-видимому, нужно признать следующее: 1. К духовному образованию должен быть открыт свободный доступ всем желающим послужить Церкви не только юношам, но и взрослым, не только мужчинам, но и женщинам, без какого-то ни было ограничения относительно возраста... Занятия должны проходить в вечернее время... 2. Ввиду особенного значения Петрограда, как культурного центра северной, а отчасти и всей России, здесь должен быть открыт Богословский институт. Сюда для прочного успешного усвоения богословского образования принимаются лица с законченным средним образованием и вообще с серьезной общей подготовкой. Институт организуется по типу высших учебных заведений... 3. Занятия ведутся с возможной экономией времени и сил учащихся. Для этого все внимание сосредоточивается собственно на богословских науках... 4. Постановка учебного дела должна быть не отвлеченной, теоретической, оторванной от жизненной действительности, а жизненной и церковно-практической... 5. Кроме жизненности и практичности, учебное дело должно отличаться гибкостью, а не пребывать в неизменных однообразных формах, идти в полном соответствии с духовными запросами жизни, не отставая, а предугадывая их, и в учащихся развивать дух инициативы, сообразуясь с индивидуальностью каждого... 6. Богословский институт находится в непосредственном ведении Петроградского Митрополита и в самой тесной связи с приходской народной жизнью» 292 . На докладной записке И. П. Щербова митрополит Вениамин положил резолюцию: «Благословляется изложенные начала устройства духовных заведений детально разработать» 293 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оказывается, фактором по делу о водворении меня на Троицкое подворье и в связи с этим о представлении всего подворья с его храмом в ведение Богословского института является тот же Аксёнов. Патриарх писал ему ли или митрополиту, – я не совсем ясно себе представляю из слов прот[оиерея] Чукова, – что о. Кронид, о коем хлопотал местный наместник, отказывается ехать в П-д [Петроград], вероятно, пришлют другого. Отдавать подворье в ведение Богословского института Патриарх как будто не желает, т. к. это значило бы передавать его в ведение Петроградской епархии. Я не совсем понимаю этой логики, т. к. дело идёт о сохранении подворья, и притом Патриарх как начальник всех епархий может в любой момент изменить положение. Комарницкие просят Вашего благословения и очень надеются, что, когда приедете в Петроград, Вы их посетите. Надеюсь и я, что Вы приедете, как предполагали, после Пасхи посоветоваться с здешними врачами. До свидания, благословите сердечно чтущего Вас А. Письмо 61 Лл. 7–9 об. 6/19 апреля 1921 г. Ваше Высокопреосвященство, дорогой и досточтимый Владыко! Рад был получить Ваше письмо 1 через неожиданную оказию. Я всё ещё не могу переехать в свою келлию, которая ещё не совсем готова для принятая меня. Думаю это сделать завтра или послезавтра. Завтра же отправляется и о. Иаков, отсутствие коего для меня будет очень чувствительно, т. к. от Голубятникова я ожидаю очень мало проку. В воскресенье, 4-го августа, я служил в первый раз литургию в Казанском соборе и говорил слово. Пели удивительно хорошо, хор огромен, гибкий в руках Фатеева, и исполнение прямо художественное, словно инструмент (хор стоит полтора миллиона в месяц…), кроме того, песнопения все были строго церковною характера. С этой стороны ничего лучшею желать нельзя. Есть некоторые мелкие недочёты в службе, но они легко устранимы, например, когда архиерей в мантии выходит после литургии, весь амвон наполнен народом, который без всякого порядка бросается на тебя, и мне пришлось благословлять, стоя чуть ли не у самых царских врат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В состав делегации вошли А. С. Николаев, Ю. П. Новицкий и И. П. Щербов. Проф. Ю. П. Новицкий предложил также для беспрепятственного и более успешного ведения дела об устройстве и открытии Богословского института избрать теперь же, согласно §§ 7 и 8 «Положения» в Совет института представителей от общин Петрограда и епархии, и поэтому решено было «избрать в качестве таковых представителей от общин Петрограда прот. В. А. Акимова и проф. А.С. Николаева, а от епархии временно, до следующего Епархиального собрания, прот. Н. С. Рудинского, свящ. Н. Ф. Платонова, проф. А. И. Введенского и Ю. П. Новицкого». Затем собранию была выражена благодарность от будущей слушательницы института Е. К. Фроловской за открытие дверей высшей богословской школы для женщин, благодаря чему они могут принять самое деятельное участие в церковно-просветительной работе. Протопресвитер А. А. Дернов от имени бывшего придворного духовенства передал на институт 10 000 рублей и выразил надежду, что это первое пожертвование от него не будет последним 303 . В соответствии с постановлением этого собрания и по благословению митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина в Москву отправилась делегация к Святейшему Патриарху Тихону по вопросу открытия института 304 . Вскоре был получен указ следующего содержания: «Преосвященному Вениамину, Митрополиту Петроградскому и Гдовскому, Свято-Троицкия Александро-Невския Лавры Священно-архимандриту. Святейший Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет, в соединенном присутствии, слушали доклад Преосвященного Арсения, Митрополита Новгородского, об открытии в Петрограде с начала 1920 года Богословского института, согласно представлению о сем Вашего Высокопреосвященства, на основании особого Положения о Богословском институте, выработанного „Комиссией духовно-учебных заведений Петроградской епархии“. С означенным „Положением о Богословском институте в Петрограде“ предварительно ознакомлены были члены Высшего Церковного Управления. 3 декабря вопрос об открытии в Петрограде Богословского института был предметом особого обсуждения на соединенном присутствии отделов Высшего Церковного Совета в присутствии Вашего Преосвященства и прибывшей с Вами делегации из членов Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии, причем проект открытия Института и его организации был одобрен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Владимир Сорокин Указатель имён Абрамович Дмитрий Иванович ; (26 июня/по др. данным – 2 сентября/1873 – 4 марта 1955). Сын священника Волынской епархии. Окончил Волынскую ДС (1893) и С.-Петербургскую ДА (1897), к. б. 1897–1898 – профессорский стипендиат. В 1897–1898 слушал лекции на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета. С 15 сентября 1898 – и. д. доцента С.-Петербургской ДА, с 14 февраля (утв.10 марта) 1903 магистр богословия («Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике». СПб. 1902) и доцент, с 5 сентября 1905 по 16 августа 1909 экстраординарный профессор по кафедре русского и церковнославянского языка С.-Петербургской ДА (уволен за неблагонадежность и политически вредные влияния в преподавании новой русской литературы); впоследствии преподавал на Высших женских (Бестужевских) курсах, Высших педагогических курсах Общества экспериментальной психологии, в Археологическом институте, Петроградском университете, Богословском институте. С 10 декабря 1921 член-корреспондент Академии Наук. 20 июня 1927 арестован ОГПУ по обвинению в принадлежности к подпольной контрреволюционной монархической организации. Осужден сроком на 5 лет. Заключение отбывал на Соловках. В 1939–1941 преподавал в Смоленском педагогическом институте (1939–1941), в послевоенные годы до конца жизни читал историю русского литературного языка в Вильнюсском университете. Сотрудничал с Институтом языкознания АН СССР в подготовке «Словаря древнерусского языка XI–XVII вв.». См.: Михеева Г.В. Абрамович Д.И. //Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Том 1. СПб. 1995. С. 37–41; Алексеев А. И. Абрамович Д. И. //Православная энциклопедия. Т. I. М. 2000. С. 48–49. 68, 226, 249, 255, 256, 263, 265. Аввакум (Кондратьев Аввакум Петрович); (20 ноября 1620 – 14 апреля 1682). Протопоп, один из основателей старообрядчества, писатель. 360, 367. Августин Аврелий , Августин Блаженный ; (13 ноября 354 – 28 августа 430). С 395 – епископ Иппонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15 сентября 1920 г. Петроградский Богословский институт был зарегистрирован в отделе внешкольного образования Комиссариата просвещения «в числе учреждений, пользующихся правом ведения учебных и культурно-просветительных занятий для взрослых с разрешением преподавать исключительно богословские предметы». В тот же день положение и устав института были внесены в государственный реестр обществ и союзов. 14 октября 1920 г. Правление Объединенного совета научных учреждений и высших учебных заведений постановило включить Богословский институт в состав Объединенного совета, что дало основание Комиссии по улучшению быта ученых предоставить всему преподавательскому составу института усиленный учебный паек (это было важно в условиях разрухи и голода, фактически охватившего Петроград) . К лету 1921 г. при Богословском институте начали работать пастырско-духовническая, богослужебная и просветительская комиссии. Весной 1922 г. институт уже имел в своем составе 28 членов корпорации: 19 профессоров, 8 преподавателей, 1 ассистента и более 150 студентов. В то время это были ведущие духовные учебные учреждения в стране, и в число их преподавателей приглашали известных ученых из других городов. В частности, профессор Ф. К. Андреев писал в Москву священнику Павлу Флоренскому: «Я слышал, что Иван Павлович [Щербов] послал тебе безумное письмо с приглашением читать лекции в Богословском институте, выше которого мы с ним никого, кроме Бога и Церкви, не почитаем… Институт лежит на нас с Иваном Павловичем огромной ответственностью» . Всего на двух курсах института к началу 1921/22 учебного года числились 202 человека – 100 студентов и 102 вольнослушателя, из них 97 мужчин и 105 женщин. Священный сан имели 17 человек: два архимандрита, один игумен, два иеромонаха, восемь священников и два иеродиакона. В течение учебного года приняли монашеский постриг четыре человека и еще четыре были рукоположены в сан диакона. По разным причинам из 202 зачисленных 35 человек не смогли приступить к занятиям. Начавшись 30 мая 1921 г. учебный год завершился 28 апреля 1922 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10312287/

, в какой-то мере осуществился в Петроградском Богословском институте, он писал епископу Василию, что «учрежденный здесь Богословск[ий] институт — лишь дефективный суррогат, который не утешает, а лишь усугубляет гнетущую скорбь об академии. Слушателей много, и ревность у них великая, но нет ни подготовки, ни школы, ни привычки — вкуса к духовному знанию. И вот мы не столько учимся, сколько мучимся, ибо должны витать на вершинах богословия, не умея ходить по его низам и не зная средины» и далее: «ничто не заменит Академии даже в виде приличных суррогатов, которыми мы ныне пробавляемся во всем. Мой опыт убеждает, что настоящее богословское при ун[иверсите]тах не обеспечено ни единством воззрения, ни тождеством восприятия… А Богословский институт, во многом являющийся моей душевной отрадою, страдает разнокалиберностью и неподготовленностью состава и может послужить лишь основою для богословских курсов, которые, конечно, желательны… но никогда и нимало не могут компенсировать академий» . Некоторые студенты, впрочем, отвечали профессору «взаимностью». Ректор писал 12 мая 1920 г.: «Вчера была моя лекция. По окончании – собрание студентов по вопросу о записи и печатании лекций и др. Слышно, что недовольны чтением Глубоковского. Надо лучше узнать. Вечером я, И. П. Щербов и Ф. К. Андреев были у Ю. П. Новицкого. Поговорили о правлении Общеприходского совещ[ания], его ходе, плане работ» . Совет института своей главнейшей задачей ставил налаживание именно практической стороны преподавания – то, чем институт (помимо низкого богослословского уровня многих поступавших), безусловно отличался от академии, но был наиболее полезен Церкви в то время. Возможно, из-за излишней «академичности» Щербов не особенно хотел принимать некоторых академических профессоров в корпорацию института . Совет института, конечно, был огорчен отъездом Глубоковского за границу, тем более что, как известно, «Академии» он не нашел и там. А с епископом Василием протоиерей Н. К. Чуков вскоре увиделся, правда в не совсем «комфортной» обстановке .

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Митрополит Вениамин» 330 . В связи с открытием Петроградского Богословского института, по благословению митрополита Вениамина, Богословско-Пастырское училище было преобразовано согласно представлению Совета института. Обучение сокращено с трех до двух лет, ограничено только богословскими науками, исключая философские дисциплины и языки. Для поступления в него требуется минимум – образование не ниже 4-х классов. Еще в декабре 1919 года общее собрание уполномоченных приходских общин Петрограда и епархии, решив вопрос об открытии Богословского института и сохраняя Богословско-Пастырское училище, как среднее духовно-учебное заведение с целью подготовки пастырей для епархии, высказывалось за желательность объединения училища с институтом – при отдельном существовании обоих – как в административно-педагогическом, так и в экономическом отношениях. Последнее являлось необходимым потому, что отпускавшиеся на училище епархиальным Советом средства из отчислений от церквей и церковных сборов приходили к концу, а с октября 1920 года и совершенно прекратились, и училище существовало уже только на пожертвования отдельных лиц (главным образом – митрополита Вениамина). 22 декабря 1920 года училище было соединено с Богословским институтом в экономическом, отчасти административном и учебно-педагогическом отношении. Оно одно из всех богословских курсов Петрограда являлось епархиальным подобно богословскому институту и получало содержание за счет церковных сборов от православных приходов города и епархии. С благословения митрополита Вениамина и разрешения Совета института при училище открылся подготовительный класс для лиц, желающих послужить Церкви, но имеющих очень маленький образовательный ценз. Преобразованное Богословско-Пастырское училище начало свой второй учебный год, продолжавшийся почти 10 месяцев, 1 марта 1920 года. Занятия проходили в разных помещениях Александро-Невской лавры: под старой ризницей, близ Крестовой церкви, в епископских покоях вблизи Духовской церкви, а в последние зимние месяцы – в монашеских кельях двух преподавателей-иеромонахов и одного слушателя, тоже иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ф. 802. Оп. 16. Д. 97. Л. 217 об.–218). 139 Фаустов А. И. – студент Ленинградского Богословского института. 320 Федицына Мария Николаевна; (около 1903 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 358 Федоров Василий. Ок. 1907 – эконом Олонецкого ЕЖУ; 9 февраля 1910 назначен диаконом Верховского прихода Олонецких уезда и губернии с рукоположением в сан священника по выдержании испытания (рукоположен 21 марта 1910). С 1911 – эконом Олонецкой ДС; с 4 января 1913 – священник Вешкельского прихода Петрозаводского уезда. 127, 130, 136, 137 Федоров К. Ф. – казначей, с 1 февраля 1921 – помощник казначея Петроградского Богословского института. 237 Федоров Константин Михайлович; (1882 – 1978). Окончил С.-Петербургскую учительскую семинарию и регентские классы Придворной певческой капеллы (1906). Преподаватель пения в средних школах. Регент. С 1946 преподаватель церковного пения Ленинградских ДА и ДС. С 21 марта 1958 – почетный регент. См.: Бронский В. К. И. Федорову – 90 лет//ЖМП. 1973. 1. С. 24–25. 478 Федоров Михаил Иванович; (12 июля 1887 – ?). Окончил Николаевскую купеческую школу (1903), служил в Волжско-Камском коммерческом банке (1905–1908), в обществе страхования жизни (1910–1914), в строительной конторе А. К. Пурышевой (1914–1917). С 1918 – на 1-м государственном колбасном заводе. Чтец и секретарь приходского совета Троицкого подворья, к которому был приписан после рукоположения. В 1919 был слушателем пастырско-благовестнических курсов. Священник. 237, 245 Федосеев Л. – член Приходского совета Успенской церкви, что на Сенной площади. 216 Федосеев Ф. В. – уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Ленинграду и Ленинградской области. 437 Федотов Василий Алексеевич; (1877 – 24 сентября 1937) – протоиерей. Служил в Знаменской церкви Ленинграда. Арестован 22 августа 1937. Расстрелян в Ленинграде. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. С. 243. 350, 351, 357, 366 Федченков Сергей Афанасьевич; (ок. 1886 – 8 октября 1946). Окончил Тамбовскую ДС (1908) и С.-Петербургскую ДА (1912), к.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За полезную и усердную работу для института председателя коллегии иеромонаха Макария Владыка Митрополит благословил на ношение золотого наперсного креста, а прочие члены коллегии получили портреты Владыки Митрополита с его подписью и книги. Кроме коллегии многие студенты и вольнослушатели принимали деятельное участие в жизни института: несли нелегкий труд по церковному сбору на институт, другие – по лучшему устройству собраний и богослужений, третьи – по исправлению различных поручений от института и т. п. К концу 1921/22 учебного года положение института значительно укрепилось: его организация, как высшего учебного заведения, была закончена, все кафедры замещены. Кроме лекций были введены практические занятия, успешно действовали кружки. Совет постановил принимать в институт без экзаменов только лиц с высшим образованием, а остальные должны были сдавать экзамены по пяти предметам. Имея в виду будущую ученую деятельность своих студентов, Совет признал необходимым ходатайствовать перед Высшей Церковной Властью о даровании права присуждать первую ученую степень кандидата богословия. Наряду с этим Совет института, как и прежде, деятельно стремился к объединению интеллигентных религиозных людей вокруг Православной Церкви и к установлению связи с приходскими общинами Петрограда. Для этого были приглашены специалисты из университета и других учебных заведений. Многие из них заняли места наставников в Богословском институте. Другие проводили публичные лекции в институте. За упомянутый учебный год было прочитано сорок семь лекций на самые разнообразные темы. Кроме профессоров и преподавателей института, в них принимали участие профессора б. Духовной академии – В. М. Верюжский, И. И. Соколов ; университета – Л. П. Карсавин, Л. К. Ильинский, С. А. Алексеев , С. П. Глазенап, Д. М. Позднеев, Д. И. Абрамович , С. В. Рождественский , И. М. Гревс; архимандриты Иннокентий, Сергий, протоиереи С. И. Бычков, А. И. Введенский , М. С. Попов, Д. Якшич, инженер Н. Д. Красильников и А. П. Обновленский. Как дальнейшую ступень к объединению Совет на последних заседаниях наметил образование при Богословском институте ученой богословской коллегии, куда бы вошли и все наставники Петроградской б. Духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К таким лекциям сам протоиерей Н. К. Чуков начал готовиться еще летом 1919 г., когда вопрос об открытии института еще только ставился: «При служении в Университетской церкви говорю в каждое воскресенье поучения. В то же время подготавливаю материал к возможным лекциям как по истории религий, так и по богословско-философским вопросам вообще... Книг приобрел порядочно, нужных как материал для занятий» ( Александрова-Чукова Л. К. «Единение цвета науки и Церкви…», или до Петроградского процесса 1922 г. и после «Академического дела 1929–1931 гг.» (По материалам дневников митрополита Григория (Чукова)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. 4(28). С. 381). Александрова-Чукова Л. К.Петроградский Богословский институт. С. 266. Возможно, Федор Панфилович Нестеров (1877—1966 гг.), русский и советский художник-живописец, член Союза художников РСФСР. Речь идет об Археографической комиссии, которая была создана в Санкт-Петербурге в 1834 г. при Министерстве народного просвещения первоначально для издания материалов, собранных Археографической экспедицией; в 1837 г. утверждена как постоянное учреждение с возложением на нее обязанностей по систематическому изданию письменных источников по отечественной истории. Виталий Иванович Ромишевский (1876–1951 гг.), сотрудник Археографической комиссии, в годы Великой Отечественной войны ученый секретарь Географического общества. В августе 1941 г. поселился в здании Общества в Ленинграде и во время блокады города, по его собственному определению, стал его «несменяемым дежурным». Игнатий Лукьянович Тузов (1851–1916 гг.), книгоиздатель и книготорговец. Издавал главным образом богословскую и духовную литературу, творения отцов православной Церкви и переводы иностранных изданий. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Владимир (Сорокин), прот., Бовкало А. А., Галкин А. К. Указ. соч. С. 124–136. Там же. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагменты ( Александрова-Чукова Л. К. Петроградский Богословский институт. С. 266).

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010